Научная статья на тему 'ТУРОПЕРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ'

ТУРОПЕРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРОПЕРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРОПЕРАТОР / ТУРИЗМ / ОРГАНИЗОВАННЫЙ ТУРИЗМ / ТУРПРОДУКТ / ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бреус О.В.

В статье проводится анализ туроператорской деятельности в Республике Крым, определяются тенденции, факторы и проблемы развития туроператорской деятельности в регионе, анализируются состояние выездного и выездного туризма, причины сложившейся ситуации в республике, а также обосновываются рекомендации, которые могут оказать содействие в развитии туроператорской деятельности в Крыму и её приспособлению к современным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOUR OPERATIONS IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article analyzes the tour-operator activity in the Republic of Crimea, determines trends, factors and problems of the development of tour-operator activity in the region, analyzes the state of outbound and outbound tourism, the reasons for the current situation in the republic, and justifies recommendations that can assist in the development of tour operator activities in the Crimea And its adaptation to modern conditions.

Текст научной работы на тему «ТУРОПЕРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ»

различным причинам, не получившие право на участие в Программе. Также 6238 организаций утратили право на участие в Программе и имели повышенные риски возбуждения дела о банкротстве. Из них в отношении 2286 все-таки было возбуждено дело о банкротстве.

Использованные источники:

1. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ (с изм. 29.03.2016).

2. 6) Кузурманов С. В. Проблемы социальной значимости предприятия в управлении национальной экономикой государства // Молодой ученый. — 2011. — №6. Т.1. — С. 154-157.

3. Кован, С. Е. Практикум по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий [Электронный ресурс] / С. Е. Кован, В. В. Мерзлова ; под ред. М. А. Федотовой. - М. : Финансы и статистика, 2015. -208 с.: ил. - ISBN 5-279-03118-6. 2012.-198с.

4. Теория антикризисного менеджмента: Учебник/А. Н. Ряховская - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 624 с.: 60x90 1/16. - (Магистратура) (Переплёт) ISBN 978-5-9776-0352-2, 300 экз.

5. Распоряжение Правительства РФ N 1100-р от 10 июля 1999 г. "О контроле за проведением процедур банкротства организаций, имеющих особое значение" // Российская газета. 1999. 20 июля.

УДК 338.48 - 051 (470-13)

Бреус О.В. студент 3 курса направление подготовки «Менеджмент» Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» в Ялте

Россия, г. Ялта

Breus O. V. student

3 course, direction of preparation "Management" Humanitarian-pedagogical Academy (branch) "Crimean Federal University. V. I. Vernadsky" in Yalta

Russia, Yalta

ТУРОПЕРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ TOUR OPERATIONS IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

В статье проводится анализ туроператорской деятельности в Республике Крым, определяются тенденции, факторы и проблемы развития туроператорской деятельности в регионе, анализируются состояние выездного и выездного туризма, причины сложившейся ситуации в республике, а также обосновываются рекомендации, которые могут оказать содействие в развитии туроператорской деятельности в Крыму и её приспособлению к современным условиям.

Ключевые слова: туроператорская деятельность, туроператор, туризм, организованный туризм, турпродукт, выездной туризм, внутренний туризм.

The article analyzes the tour-operator activity in the Republic of Crimea, determines trends, factors and problems of the development of tour-operator activity in the region, analyzes the state of outbound and outbound tourism, the reasons for the current situation in the republic, and justifies recommendations that can assist in the development of tour operator activities in the Crimea And its adaptation to modern conditions.

Key words: tour operator activity, tour operator, tourism, organized tourism, tourist products, outbound tourism, domestic tourism.

Актуальность темы обусловлена тем, что по результатам 2016 года в Республике Крым существуют условия для эффективного развития туризма как одной из важнейших сфер деятельности современной экономики, направленной на улучшение качества жизни населения и оказывающей весомое влияние в решении государственных задач. Крым еще не занимает лидирующие позиции в международном рейтинге по количеству посещений туристами за 2016 год. При этом Крым обладает благоприятным климатом, уникальным рельефом, богатым природно-ресурсным, историко-культурным и туристско-рекреационным потенциалом. Эти обстоятельства обеспечивают возможности для активного развития многих видов внутреннего и иностранного туризма. В то же время одним из условий развития туристической деятельности является продвижение всей совокупности туристских продуктов Крыма, характерных для его территории. В этой связи возникает необходимость в изменении отношения к Крыму как к популярному туристическому центру на основе ведения туроператорской деятельности с учетом современных тенденций.

Цель статьи заключается в проведении анализа туроператорской деятельности в Республике Крым, в выявлении проблем и тенденций развития туроператорской деятельности в республике, а также формировании рекомендаций, которые могут оказать содействие в развитии туроператорской деятельности в Крыму

В Российской Федерации основными субъектами, осуществляющими туристическую деятельность, являются туроператоры. В Федеральном законе от 24 ноября 1996 года № 1Э2-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» приводится определение туроператорской деятельности как деятельности по формированию, продвижению и реализации туристического продукта, которая осуществляется юридическим лицом [1]. При этом туристический оператор или туроператор - это организация или компания, которая занимается комплектацией различных туров, их продвижением и реализацией, а также и формированием целого комплекса услуг для туристов [4]. Туроператор разрабатывает интересные для потребителей туристические пакеты,

рассчитывает цены на туры и обеспечивает предоставление туристических услуг.

В России туроператорская деятельность целенаправленно развивается и систематически подвергается реформам. В то же время имеющиеся туристические ресурсы используются не эффективно. По итогу 2016 года около 100 крупнейших российских туроператоров обслуживают 50% всех туристов [3]. Кроме этого в российской практической деятельности сложно выделить различия между туроператорами и турагентами, поскольку преимущественно эти две функции реализует одна организация, которая способна самостоятельно разработать маршруты как туроператор, и продавать их туристам и другим турагентам как турагент, а также приобретать туры у других туристических фирм для своих потребителей [3].

В результате интеграции туристической сферы Крыма в российское профессиональное туристическое сообщество деятельность туроператоров Республики Крым стала осуществляться в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», в которой отмечено, что туроператорскую деятельность вправе осуществлять только зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица, имеющие финансовое обеспечение, и сведения о которых содержатся в Едином федеральном реестре туроператоров [1]. При этом туроператоры Крыма, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, должны быть также членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

В целом туристическую деятельность в Крыму осуществляют 208 туроператоров. В реестре специалистов туристического сопровождения зарегистрировано 1147 специалистов, выполняющих туристическое сопровождение: экскурсоводы и гидов-переводчики [9]. Туроператорами было разработано около 200 маршрутов, содержащихся в базе экскурсионных туров. Они включают в себя практически все районы полуострова, кроме того, многие из них являются круглогодичными.

Выездной туризм в Крыму в основном ориентирован на туры в Кипр, в Таиланд, ОАЭ, на Карибский полуостров и на круизные туры. В 2016 году особенно был популярен Кипр как относительно недорогое и удобное направление. Крымских туристов в этом направлении привлекает короткий по времени авиаперелет, PRO-виза, хорошие отели мировых гостиничных цепей, теплый климат. До 2016 года по выездному направлению спросом у туропероторов Крыма пользовались туры в Турцию и Египет [7].

В связи с ужесточением в 2015 году правил въезда для жителей Крыма в Европу они стали меньше приобретать туры в европейские страны. Вместо этого крымские туристы выбирают туры в экзотические страны, не требующие визовых сложностей. По данным туроператоров Крыма, спрос имеют такие направления, как Таиланд и Вьетнам, в которых не требуется виза для граждан Российской Федерации. Кроме этого, в эти страны предлагаются недорогие авиаперелеты из Москвы.

Туроператоры Крыма также отмечают, что в Крыму наибольшим спросом пользуются организованные туры по России. Такое положительное явление объясняется рядом причин. Во-первых, ездить по территории страны удобно, так как она обладает прямым транспортным сообщением с Крымом. Во-вторых, туры по России стоят дешевле, так как они не зависят от курса доллара и оплата происходит в национальной валюте. В-третьих, крымчане, предпочитают путешествовать по России из патриотических соображений. В целом объем продаж у туроператоров Крыма в этом направлении заметно возрос [7].

В результате экономических санкций, неблагоприятной политической ситуации, роста цен в туроператорской деятельности Крыма наблюдается переформатирование рынка выездного туризма в Крыму с зарубежного на внутрироссийский.

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР) в рейтинге среди российских туристов Крым находится на четвертом месте по популярности среди всех направлений летнего отдыха. При этом по данным российских туроператоров относительно реального объема продаж по системам раннего бронирования «покупаем сейчас, а едем летом» на начало 2017 года по сравнению с 2016 годом отмечается снижение количества бронирований на туры в Крым [6].

Ассоциация туроператоров России отмечает, что по популярности у туристов Крым отстает от Краснодарского края. Это обусловлено рядом объективных причин: в Краснодарском крае за счет Олимпиады в Сочи возникло большое количество средств размещения, что означает более 30 тыс. дополнительных мест. Крымский регион пока не располагает такими масштабным числом новых объектов как в Сочи, поэтому максимальный объем туристов, который возможен в Крыму составляет максимум 7 млн. чел., но такой объем не так просто достигнуть [6].

В 2016 году в Крыму побывало на отдыхе 5 млн. 507,4 тыс. туристов, что больше на 21,6% по сравнению с 2015 годом [8]. При этом по данным Ассоциации туроператоров России увеличение количества туристов произошло преимущественно за счет организованного туризма. У туроператоров Крымского рынка туристических услуг в 2016 году продажи организованных туров выросли на 15-20% по сравнению с 2015 годом [9].

По данным туристической организации «Мультитур» по итогам года объемы продаж по Крыму выросли на 23%. Однако с начала года рост был значительно выше - до 150%. Темпы роста замедлились примерно с апреля-мая. Туроператор отмечает, что новогодние туры в Крым организованных туристов практически не интересуют. Есть запросы на зимний период, но они относятся к пребыванию в санаториях в оздоровительных целях [6].

Туристическая организация «НТК Интурист» указывает, что число запросов по Крымскому региону возросло в 2016 году в 1,5 раза. В летний период у данного туроператора была объемная полетная программа в регион. В планы на осенний период по Крымскому направлению были

внесены коррективы, т.к. спрос на Крым оказался ниже, чем планировалось, в том числе, по причине открытия Турецкого направления. Представители «НТК Интурист» также отметили, что в зимний период у туристов преимущественно вызывает интерес оздоровительный отдых в Крыму, а отдых в период Новогодних праздников имеет незначительное число обращений [6].

Прогнозы у туроператоров относительно пребывания туристов в Крым в 2017 году пока нельзя охарактеризовать как оптимистичные. Поскольку многие туристы, которые посетили Крымский регион в 2015 и 2016 годах, остались не удовлетворены соотношением цены и качества [3]. Уровень цен в Крыму является аналогичным тем, которые предлагают в Сочи. При этом состояние туристической и транспортной инфраструктуры Крыма значительно отстает от уровня Сочи.

Важно учитывать, что в последнее время (2016 год) туристы приезжая в Крым, стали реже обращаться за услугами туроператоров. Это объясняется тем, что у потенциальных туристов наблюдаются сложности в выборе подходящего туроператора [3]. Это создает предпосылки и условия для роста неорганизованного туризма в Крыму. Как показал анализ информационного поля за 2016 год, информация о туристических продуктах Крыма на данный момент является разрозненной и несистематизированной. В связи с этим для развития туроператорской деятельности в Крыму необходимо формирование единого информационного ресурса, способного объединить все туристические продукты региона. Здесь можно обратиться к опыту Эстонии, в которой функционирует единый интернет-портал, предоставляющий систематизированную информацию о туристических возможностях в стране. Такой опыт был бы полезен для Крымского региона.

Следует отметить, что после возведения моста через Керченский пролив в ближайшие годы поток туристов будет увеличиваться. Поэтому, для достижения долгосрочных целей необходимо реализовать целый комплекс мероприятий, среди которых обязательно должны быть мероприятия по привлечению и увеличению продолжительности пребывания туристов в Крыму. А этого будет сложно достигнуть без формирования перспективных туристических продуктов, адаптированных под требования потребителей сегментов внутреннего и въездного туризма. Следует также уделять внимание расширению географии рынков сбыта Крымского регионального турпродукта по направлению въездного туризма.

Для выявления качественных параметров регионального туристического рынка, которые учитываются в ходе совершенствования процесса формирования конкурентоспособных туристических продуктов, следует осуществить дополнительные исследования по следующим направлениям.

1. Определить целевые группы потребителей в соответствии с географией прибытий туристов в Республику Крым. Учитывая приоритеты международного и межрегионального сотрудничества региона, важными

рынками сбыта турпродукта должны стать страны СНГ. Изучая основные рынки внутреннего туризма, к числу приоритетных следует отнести рынки Московского региона, Санкт-Петербурга и Западно-Сибирского региона, а также близлежащие субъекты РФ.

Полученные результаты по данному направлению дадут возможность выявить географические аспекты мероприятий по развитию туроператорской деятельности.

2. Уточнить видовую специализацию для улучшения традиционных туристических продуктов и определения перспектив по расширению предложения туроператоров на основе имеющихся туристических ресурсов. Следует подчеркнуть, что такой подход поможет обеспечить стратегическое развитие и конкурентоспособность туристического продукта Крымского региона.

3. По перспективности развития отдельных видов туризма, согласно данных ЮНВТО, в мире формируется следующая иерархия приоритетных видов туризма: рекреация, проведение каникул, отпусков; оздоровление, религиозный и паломнический туризм; деловой туризм; сельский туризм [5].

В этой связи необходимо упорядочить структуру приоритетных видов туризма с учетом тенденций развития глобального туризма, тенденций развития внутреннего туризма в целом по России в целях построения перспективы по выходу на рынок с новыми для Крыма туристическими продуктами.

Одним из факторов, оказывающих сдерживающее влияние на увеличение организованного турпотока в Республику Крым, является ценовая политика, особенно на авиаперелеты. В современных условиях привлечение иностранных туристов на пляжный отдых в Крым представляется проблематичным. Этому препятствуют такие причины как: территориальная удаленность туристических центров от мест постоянного проживания туристов, визовые трудности, невысокий уровень сервиса, непродолжительный пляжный сезон. Привлекая иностранных туристов, Крымский регион должен делать акцент не только на строительстве комфортабельных гостиничных комплексов и развитой инфраструктуры, а также и на характерных для Крыма видах туризма. В этом вопросе большие перспективы у этнотуризма, который позволит раскрыть самобытность и культуру региона.

Таким образом, Крым с точки зрения развития туроператорской деятельности обладает значительными ресурсами: уникальными памятниками культуры и искусства, удивительными красотами природы, естественными средствами оздоровительного отдыха и т.д. При этом было определено, что для полноценного функционирования туроператорской деятельности в Республике Крым необходимо улучшение инфраструктуры региона, упрощение туристических формальностей, снижение цен на гостиничные услуги, развитие въездного и внутреннего туризма. Также необходимо применять опыт ведения туроператорской деятельности

иностранных компаний с целью привлечения большего числа потребителей на предлагаемые турпродукты. Особое внимание следует уделить рекламно-информационной деятельности: создать информационную базы по объектам туристической инфраструктуры, применять различные информационные каналы для продвижения информации и турпродукта, использовать СМИ для создания благоприятного фона и положительного имиджа турпродукта региона. Данные меры могут оказать содействие в развитии туроператорской деятельности в Крыму и её адаптации к современным условиям.

Использованные источники:

1. Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-Ф3 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/

2. Кумачева О.В. Развитие туристической сферы в Республике Крым: проблемы и оценка/ О.В. Кумачева, О.А. Махова// Статистика и экономика. - 2015. - №6. - С. 86-90.

3. Никифоров О.А. Туристический бизнес в России: вызовы новые -проблемы старые/ О.А. Никифоров, Е.Ю. Легчилина// Фундаментальные исследования. - 2016. - №3-3. - С. 610-614.

4. Кусков А.С. Туроперейтинг/ А.С. Кусков. - М., 2014. - 399 с.

5. Кошелева А.И. Туристическо-рекреационный комплекс Крыма: проблемы и перспективы развития в переходный период/ А.И. Кошелева// Регион: Экономика и Социология. - 2015. - №3 (87). - С. 239-254.

6. Ассоциации туроператоров России [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.atorus.ru/news/presscentre/new http : //www.atorus.ru/news/press-centre/new/37921.html

7. Выездной туризм для Крыма [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://planet-travel .info/novosti-turizma/153-vyezdnoj -turizm-dlya-kryma-ne-aktualen

8. Статистические данные Министерства курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://mtur.rk.gov.ru/rus/info.php?id=608306

9. Столяренко А. В. Классификационные факторы санаторно-курортного комплекса: теоретический подход / А. В. Столяренко // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета, 2011. - № 28. - С.170-174

10.Министерство курортов и туризма Республики Крым. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minkurort.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4627

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.