УДК 338.48
ПРОБЛЕМЫ ТУРОПЕРАТОРСКОЙ И ТУРАГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Корженков Роман Михайлович,
магистрант кафедры статистики, e-mail: rkorzhenkov@gmail.com, Российский технологический университет (РТУ МИРЭА), г. Москва
Целью научной статьи является характеристика динамики туристической деятельности в Российской Федерации, выявление основных трудностей и проблем в работе туроператоров и турагентов. В работе проведен анализ динамики показателей деятельности туристических операторов и на основе него выделены главные проблемы. Также оценена роль отрасли туризма в экономике отдельной страны и мира, подчеркнута ее актуальность в условиях глобализации современного мира. При анализе динамики используются методы вычислений темпов роста, прироста, позволяющие оценить изменение показателей во времени. Сделан вывод о том, что кризисы в экономике и внешней политике сильно сказываются на состоянии туризма в стране, уровне приносимого им дохода. Особое внимание уделено последствиям форсмажорных обстоятельств, таких как пандемия, наступление которых почти невозможно предсказать. В статье производится анализ статистических данных по динамике числа въездных и выездных туристических поездок. Выделяются основные направления улучшения показателей деятельности предприятий туристической отрасли России.
Ключевые слова: туризм, индустрия туризма, глобализация, число выездных туристических поездок, число въездных туристических поездок, туроператор и турагент
PROBLEMS OF TOUR OPERATOR AND TRAVEL AGENCY ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION IN MODERN CONDITIONS
Korzhenkov R.M.,
master student of the department of statistics, e-mail: rkorzhenkov@gmail.com, Russian Technological University (RTUMIREA), Moscow
The purpose of the scientific article is to characterize the dynamics of tourist activity in the Russian Federation, to identify the main difficulties and problems in the work of tour operators and travel agents. The paper analyzes the dynamics of the performance indicators of tourist operators and based on it, highlights the main problems. The role of the tourism industry in the economy of a particular country and the world was also assessed, its relevance in the context of the globalization of the modern world was emphasized. When analyzing the dynamics, methods of calculating the rates ofgrowth and growth are used, which make it possible to assess the change in indicators over time. It is concluded that crises in the economy and foreign policy strongly affect the state of tourism in the country, the level of income it brings. Particular attention is paid to the consequences offorce majeure, such as a pandemic, the occurrence of which is almost impossible to predict. The article analyzes statistical data on the dynamics of the number of inbound and outbound tourist trips. The main directions of improving the performance indicators of enterprises of the tourism industry in Russia are highlighted.
Keywords: tourism, tourism industry, globalization, number of outbound tourist trips, the number of inbound tourist trips, tour operator and travel agent
DOI 10.21777/2587-554X-2020-3-88-93
Введение
В эпоху всемирной глобализации, когда обмен товарами, продуктами, информацией между странами достигает все более крупных масштабов, стремительно растет и человеческая интеграция, приводящая к межкультурной. Главным двигателем последних является индустрия туризма. Из-за ее колоссального развития и прогнозов на еще более сильный рост XXI век, по оценкам специалистов, станет веком туризма [3].
Индустрия туризма - многоотраслевой производственный комплекс, занимающийся воспроизводством условий для путешествий и отдыха, то есть производством туристического продукта. Сегодня это одна из самых динамически развивающихся отраслей, на которую приходится до 10 % мирового валового продукта. Она оказывает влияние на различные секторы экономики и привлекает все больший объем валютных поступлений. За последние 20 лет туристические потоки выросли в 2,2 раза, доходы отрасли с 2014 года превышают доходы от автомобильной промышленности, ежегодно растет и число занятых в данной сфере [4, с. 15]. Все шире становятся и возможности, предоставляемые туристам, что указывает на темпы развития глобализационных процессов, стирание границ между странами.
Понятие туризма уже ушло далеко за рамки обычного отдыха на море и позволяет расширить знания о другой стране, традициях, ее культуре. К функциям международного туризма также можно добавить экономическую, политическую, социокультурную и экологическую. Кроме формирования национального богатства, создания новых рабочих мест, это и важный политический инструмент - так как туризм способен укрепить международные отношения, а за счет совершенствования сферы в своей стране - повысить ее международный имидж. Последнее не только необходимо для привлечения иностранных туристов, но и для своих граждан: формирует у них чувства ответственности, уважения, гордости за свою культуру (данный эффект получил название «гражданского туризма»). Туризм в своем глобальном значении должен выполнять задачу сближения стран, пропагандировать мир и толерантность [6].
1. Роль и развитие туризма в Российской Федерации
В 2019 году доля туризма в ВПП России составляла 3,9 %. В свой возможный туристический бум последних лет, - в 2018 году (в год проведения Чемпионата мира по футболу) - страна смогла привлечь лишь на 0,66 % больше числа туристов, приехавших годом ранее (24,4 млн человек против 24,6 млн)1. Данного числа иностранцев хватило только на 16-е место в соответствующем рейтинге Всемирной туристской организации ООН. Динамика числа въездных туристов за период с 2014 по 2019 года приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика числа въездных туристических поездок
Число въездных туристических поездок, тыс. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
25 438 26 852 24 571 24 390 24 551 24 419
Источник: составлено автором на основе данных Росстата.
С 2015 года наблюдается проседание в числе туристов, но о характере динамики точно сказать не удастся. Для сравнения - количество туристов в самой популярной в индустрии стране мира - Франции - за этот же период не опускалось ниже 83,7 млн.
В рейтинге самых удобных для туризма стран, составленном Всемирной туристской организацией и Всемирным советом по туризму и путешествиям, Россия находится на 45-м месте (ее соседи - Турция и Барбадос). Подобные рейтинги туристической привлекательности и пригодности составляются на основе многих показателей и индексов, например: уровень развития транспортной и гостиничной инфраструктуры, безопасность, правовое обеспечение, экология, политическая ситуация и другие [8].
Учитывая растущее влияние индустрии туризма на экономику, в планах правительства Российской Федерации проведение мер по улучшению положения в данной отрасли. Так, к 2035 году планируется увеличить вклад туризма в ВВП страны до 7,5 %, а также войти в топ-10 туристических направ-
1 Мереминская Е. Как в России будут развивать туризм [Электронный ресурс] // Ведомости. - 2019. - 06 июня. - URL: https:// www.vedomosti.ru/economics/artides/2019/06/06/803507-rossii-turizm (дата обращения: 27.09.2020).
лений по уже упомянутому рейтингу ООН. Правительством выдвинута программа развития туризма до 2035 года и выделится свыше 100 млрд рублей на ближайшие 6 лет для поддержки отрасли, ведь по словам вице-премьера Ольги Голодец, «туризм - двигатель развития экономики». Методы поддержки еще подготавливаются, пока известно о проекте снижения процентных ставок при выдаче кредитов, особому налоговому режиму, а также изменению группы туристических регионов: в проекты «Две столицы», «Большая Волга и Каспий» и «Балтика» добавятся новые регионы.
Для улучшения показателей выделяют 6 аспектов, по которым необходима качественная работа:
1. Улучшение инфраструктуры туристических объектов.
2. Стимулирование участников рынка.
3. Применение информационных технологий.
4. Продвижение турпродукта России на внутреннем и внешнем рынках.
5. Развитие системы управления.
6. Обеспечение безопасности в отрасли.
2. Туроператорская и турагентская деятельности в Российской Федерации
Туроператор - это организация, которая занимается формированием, продвижением и реализацией туристического продукта (права на тур, предназначенное туристу) [2].
Турагент - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который занимается продвижением и реализацией туристического продукта [1].
Для того чтобы охарактеризовать деятельность туроператоров в России, нужно взглянуть на динамику определенных статистических показателей. Например, показатели деятельности туристических фирм с 2010 по 2019 год. Данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Основные показатели деятельности туристических фирм
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Число туристических фирм (на конец года) - всего 9133 10 266 10 773 11 324 11 614 11 893 12 395 13 579 13 674 12 690
Число реализованных населению турпакетов, тыс. 4358 4427 4763 5384 4384 4024 3352 4390 4585 5337
Стоимость реализованных населению турпакетов, млн руб. 167 933 175 366 208 118 249 898 243 453 239 554 192 624 281 229 3 033 738 378 883
Источник: составлено автором на основе данных Росстата.
Число туристических фирм за последние 10 лет с каждым годом растет, за исключением 2019 года. За 10 лет оно увеличилось на 3557 турфирмы или на 40 %. Наибольшее число ожидаемо наблюдается в 2018 году (по причине Чемпионата мира и желании заработать на событии), так же ожидаемо и падение в последующих годах - фирмы, созданные для быстрого обогащения, быстро и обанкротились. Но стоимость реализованных населению турпакетов преимущественно растет, достигнув пика к 2019 году. Показатель вырос на 210 950 млн или на 125,6 %. Проседание в стоимости, как и в числе реализованных населению турпакетов, в 2016 году можно связать с последствиями экономического кризиса 2015 года и ухудшением отношений с одной из самой популярных стран для россиян - Турцией.
Еще одним показателем деятельности российских турфирм может быть число выездных туристических поездок. Статистические данные представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Число выездных туристических поездок
2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Число выездных туристических поездок, тыс. 42 921 34 390 31 659 39 629 41 964 45 330
Источник: составлено автором на основе данных Росстата.
Экономический валютный кризис 2015 года сильно ударил по возможностям туризма у россиян и по индустрии в целом. Показатели 2014 года удалось вернуть только к 2018, а в следующем году полу-
чилось их превысить, что говорит о выходе отрасли из кризиса. Исходя из анализа показателей, можно сделать вывод, что особенностью туроператорской и турагентской деятельности в России, которая делает данную сферу услуг рисковой, является нестабильная экономическая ситуация в стране. Скачки курса рубля негативно отражаются на возможностях россиян к путешествиям и пользованию услугами турфирм, стоимость которых коррелирует с курсом валюты.
Самыми популярными странами для туризма у россиян являлись в этот же период Абхазия, Турция, Казахстан и Финляндия. Возникновения сложностей во взаимоотношениях с какой-то из этих стран сразу же найдут отражение в показателях деятельности туристических организаций. Например, в 2016 году в результате конфликта России и Турции были введены санкции с российской стороны в виде отмены безвизового режима, ограничений туроператорам и турагентам предоставлять туристическую путевку, предусматривающую посещение восточной страны. Последствия приведенных мер можно увидеть в таблице 2: число реализованных турпакетов уменьшилось на 672 тысячи по сравнению в предыдущим годом или на 16,7 %, а стоимость реализованных турпакетов упала на 46 930 млн рублей (24,4 %). Ограничения были сняты 30 июня 2016 года, но часть дохода была безвозвратно утеряна. Это приводит к еще одной трудности ведения туристического бизнеса в России - нестабильной внешнеполитической обстановки. Как туризм может оказывать влияние на другие сферы, так и экономика и политика диктуют свои условия туризму, ущемляя его возможности. Отношения России и Турции являются сложными и переменчивыми по многим причинам по сей день, что накладывает свой отпечаток на туроператорскую и турагентскую деятельность.
В целом, к 2019 году наметилась положительная тенденция в развитии сферы туризма в Российской Федерации [5]. Государство готово выделять большие средства, составляет программы развития и понимает, насколько важно поддерживать индустрию в условиях нынешнего мира. Локальные кризисы в течение последних 10 лет сказывались на деятельности туристических фирм, затрудняли развитие, заставляя тратить последующие годы на достижение докризисных показателей, но рынок доказывал свою состоятельность и выправлял ситуацию. Впрочем, главное испытание для отрасли было еще впереди.
3. Туристическая деятельность в Российской Федерации в условиях пандемии
В условиях мировой пандемии закрытие государственных границ, полный запрет перелетов, перевозок, сведение к минимуму межгосударственных и общественных отношений неминуемо ударило по отрасли туризма. В первые месяцы общемировой паники спрос по всем выездным направлениям сократился на 20-25 %, а после закрытия границ ожидаемо упал почти до нуля. По словам генерального секретаря Всемирной туристской организации Зураба Пололикашвили, международный туризм потерял свыше 1 триллиона $2. Спад числа туристов до конца года составит около 70 % по сравнению с 2019 годом. Важно и то, что пандемия изменила портрет и менталитет туриста: более возрастные граждане будут путешествовать меньше, а одним из главным условием выбора страны будет ее медицинская инфраструктура, санитарная состоятельность.
Даже и после частичного открытия границ россияне не спешили организовывать туристические поездки в силу падения доходов населения: 8 % по данным Росстата во втором квартале 2020 года. По данным ВЦИОМ 61 % граждан не выезжал за рубеж летом в силу материальных потерь или закрытых границ. Все это поставило под угрозу существование большого числа туристических фирм, например, в ходе майского мониторинга бизнес-омбудсмена Б. Титова МСП оценили шанс выживания своей компании в 50 % и ниже3. Чтобы увидеть разницу в цифрах показателей туристической деятельности России, можно сравнить число выездных туристических поездок за один и тот же период, сравнив с двумя предыдущими годами. Этот колоссальный провал можно проследить по данным таблицы 4.
2 ПостниковаЕ. Пандемия изменила менталитет туристов [Электронный ресурс] // Известия. - 2020. - 29 июня. - URL: https:// www.iz.ru/1027256/ekaterina-postnikova/pandemiia-izmenila-mentalitet-turistov (дата обращения: 27.09.2020).
3 Российский туризм - достижения, проблемы, меры поддержки при пандемии коронавируса [Электронный ресурс] // Финам. - 2020. - 15 авг. - URL: https://www.finam.ru/analysis/newsitem/rossiiyskiiy-turizm-dostizheniya-problemy-mery-podderzhki-pri-pandemii-koronavirusa-20200815-15000 (дата обращения: 27.09.2020).
Таблица 4 - Сравнение численности выездных туристических поездок за время пандемии и
соответствующий период за предыдущие годы
Численность выездных туристических поездок, тыс. чел. Март-июнь 2018 г. Март-июнь 2019 г Март-июнь 2020 г.
11 163 12 129 116,1
Источник: составлено автором на основе данных Росстата.
Невозможность проведения заграничных поездок в силу закрытия границ и действующих ограничений и необходимость поддержки индустрии туризма в сложный период заставили государство по-другому взглянуть на внутренний туризм, как на возможный выход из положения [7]. В июле 2020 года Правительство Российской Федерации приняло решение о субсидиях поддержки внутреннего туризма. Была подготовлена программа по его поддержке, по которой турист сможет получить возврат от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от стоимости путевки. На финансирование данной программы было выделено 15 млрд рублей, и в ней примет участие более тысячи туроператоров, и таким образом обслужено более 2 млн туров. Считается, что такие доступные туристические поездки могут удовлетворить граждан, которые были вынуждены отказаться от заграничных поездок и реанимировать отрасль в стране. Но если огромные потери от нехватки выездных поездок можно попытаться восполнить таким образом, то потери от отсутствия въездного туризма, которые по оценкам Ростуризма составляют 500 млрд рублей, возместить будет намного труднее, если вообще возможно.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что чем более важной становится отрасль туризма в условиях современного мира, тем более рисковой она становится в нашей стране с учетом нестабильной экономической ситуации, политических отношений между странами, а также внешних факторов, наступление которых невозможно предсказать. Индустрия нуждается в поддержке государства, особенно в такие тяжелые периоды, как сейчас, поиске новых решений и путей к скорейшему выправлению ситуации.
Список литературы
1. Джанджугазова Е.А. Экологический туризм в РФ: новые горизонты развития [Электронный ресурс] // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2020. - № 1. - URL: https://www.cyberleninka.rU/article/n/ ekologicheskiy-turizm-v-rf-novye-gorizonty-razvitiya (дата обращения: 27.09.2020).
2. Долгаева М.А. Development problems of domestic tourism in Russia [Электронный ресурс] // Огарёв-Online. - 2020. - № 5 (142). - URL: https://www.cyberleninka.ru/artide/n/development-problems-of-domestic-tourism-in-russia (дата обращения: 27.09.2020).
3. Леонидова Е.Г. Проблемы туризма как фактора развития региона в контексте влияния пандемии Covid-19 // Актуальные проблемы экономики и права. - 2020. - № 3. - С. 624-636.
4.МирсаяковаВ.А. Значение туризма в мировой экономике // Молодой ученый. - 2016. - № 5.5 (109.5). -С.17-19.
5. Ползикова Е.В., Юрченко А.А. Анализ влияния пандемии на сферу авиаперевозок и туризм в России // Научный вестник ЮИМ. - 2020. - № 2. - С. 98-102.
6. ПоложихинаМ.А. Современное состояние туристической отрасли в России // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Серия 2. Экономика: реферативный журнал. -2020.- № 4. - С. 138-144.
7. Сердюков С.Д., Сердюкова Н.К. Вопросы нормативно-правового регулирования информационного обеспечения туризма в цифровой экономике // Вестник Академии знаний. - 2020. - № 4 (39). - С. 298306.
8. Ткаченко Д.И. Конкурентоспособность России на мировом рынке туристских услуг // Российский внешнеэкономический вестник. - 2020. - № 8. - С. 126-134.
References
1. Dzhandzhugazova E.A. Ekologicheskij turizm v RF: novye gorizonty razvitiya [Elektronnyj resurs] // Rossijskie regiony: vzglyad v budushchee. - 2020. - № 1. - URL: https://www.cyberleninka.ru/article/n/ ekologicheskiy-turizm-v-rf-novye-gorizonty-razvitiya (data obrashcheniya: 27.09.2020).
2. Dolgaeva M.A. Development problems of domestic tourism in Russia [Elektronnyj resurs] // Ogaryov-Online. - 2020. - № 5 (142). - URL: https://www.cyberleninka.ru/article/n/development-problems-of-domestic-tourism-in-russia (data obrashcheniya: 27.09.2020).
3. LeonidovaE.G. Problemy turizma kak faktora razvitiya regiona v kontekste vliyaniya pandemii Sovid-19 // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. - 2020. - № 3. - S. 624-636.
4.Mirsayakova V.A. Znachenie turizma v mirovoj ekonomike // Molodoj uchenyj. - 2016. - № 5.5 (109.5). -S.17-19.
5. Polzikova E.V., Yurchenko A.A. Analiz vliyaniya pandemii na sferu aviaperevozok i turizm v Rossii // Nauchnyj vestnik YUIM. - 2020. - № 2. - S. 98-102.
6. Polozhihina M.A. Sovremennoe sostoyanie turisticheskoj otrasli v Rossii // Social'nye i gumanitarnye nauki: Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Seriya 2. Ekonomika: referativnyj zhurnal. - 2020. - № 4. - S. 138-144.
7. Serdyukov S.D., Serdyukova N.K. Voprosy normativno-pravovogo regulirovaniya informacionnogo obespecheniya turizma v cifrovoj ekonomike // Vestnik Akademii znanij. - 2020. - № 4 (39). - S. 298-306.
8. Tkachenko D.I. Konkurentosposobnost' Rossii na mirovom rynke turistskih uslug // Rossijskij vneshneekonomicheskij vestnik. - 2020. - № 8. - S. 126-134.