Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТУРОПЕРАТОРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ ПОЛЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТУРОПЕРАТОРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ ПОЛЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРОПЕРАТОР / ТУРИЗМ / TOUR OPERATOR TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карташевская Инесса Филипповна

Рассмотрены особенности работы туроператоров Республики Крым в переходный период, предложено изменение стратегического курса их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE REPUBLIC CRIMEA TOUR OPERATORS IN THE REGULATORY FIELD OF THE RUSSIAN FEDERATION

The features of tour operators of the Republic of Crimea in the transition period, propose changes of the strategic course of their activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТУРОПЕРАТОРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ ПОЛЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ТУРОПЕРАТОРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ ПОЛЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Карташевская Инесса Филипповна

кандидат геогр. наук, доцент, Крымского федерального университера им. В.И. Вернадского,

г. Симферополь

FEATURES OF THE REPUBLIC Crimea tour operators in the regulatory FIELD OF THE RUSSIAN FEDERATION Kartashevskii Inessa, candidate geogr. Sciences, Associate Professor, Crimean federal, universitera them. VI Vernadsky, Simferopol

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены особенности работы туроператоров Республики Крым в переходный период, предложено изменение стратегического курса их деятельности. Ключевые слова: туроператор, туризм. ABSTRACT

The features of tour operators of the Republic of Crimea in the transition period, propose changes of the strategic course of their activities.

Keywords: tour operator Tourism.

Организационно-экономический механизм операторской деятельности в Республике Крым имеет ряд особенностей и противоречий, которые необходимо учитывать в переходный период адаптации к нормативно -правововому полю Российской Федерации.

Анализ статистических показателей соотношения туристов выездного и въездного туризма показывают, что на территории Республики Крым преобладают инициативные туроператоры. Например, в 2013 году туроператорами и турагентами было обслужено 176 758 туристов, в том числе количество иностранных туристов, въезжающих на территорию Республики Крым составило 62 307. Из них с целью отдыха и развлечения 40 825. лечения -19613 человек. За рубеж было отправлено 12 300 кры-мчан (11205 с целью отдыха, развлечения, 231 - лечения). Численность внутренних туристов - 102150 (65764 -развлечения, отдых, 33919 - лечение) [1].

На работу крымских туроператоров, занятых обслуживанием внутренних туристов и иностранных гостей, оказали влияние несколько факторов. Прежде всего то, что крымские туроператоры работали в жестком правовом поле Закона Украины «О туризме», их деятельность подлежала лицензированию. Согласно последней редакции этого закона фирмы-туроператоры не имели права заниматься иными видами предпринимательской деятельности, кроме туроператорской. В условиях сезонности

региона данное ограничение создавало экономические проблемы. Высококвалифицированный персонал работал с полной нагрузкой максимум только 3 - 4 месяца в году, так как крымские курорты функционируют, как правило, только летом. В зимнее время организация новогодних туров и обслуживание школьников в период каникул не перекрывали хозяйственные затраты.

Еще одна особенность работы крымских туроператоров заключалась в том, что вместо активной разработки туристского продукта они оптом выкупали так называемые «цепочки» санаторных путевок и занимались их реализацией. Таким образом, выполняли не операторскую работу, а агентскую.

Большая часть предприятий, которые относились к категории инициативных туроператоров, т.е. занимались выездным туризмом, тоже не были туроператорами в прямом понимании. Их работники продавали зарубежные туры через туроператоров, расположенных в Киеве, Львове, Одессе. Интерес к операторам, расположенным в этих городах, связан был с наличием там консульств, которые помогали открывать визы, необходимые для путешествия.

Анализ количественных и качественных составляющих работы туроператоров и турагентов за 2012-2013 г.г. показывает резкое снижение всех показателей (см. таблица 1).

Таблица 1

Общая характеристика субъектов туристской деятельности за 2012-2013 годы [1]

Всего Туроператоры Турагенты Субъекты, осуществляющие экскурсионную деятельность

2012 2013 2012 2013 2012 2013 2012 2013

Число субъектов туристской деятельности, единиц 540 529 94 91 192 188 254 250

Среднесписочная исленность штатных работников, человек 1732 1447 640 607 441 304 651 536

Доход от предоставления туристских услуг (без НДС, акцизного сбора и аналогичных обязательных платежей), тыс.грн. 5717378 584023 443810,6 483740,4 82997 53932 44930 46351

в том числе от кскурсионной деятельности 18682 51633 33839 45630 31,8 719,2 15268 46351

Если в 2010 году в республике функционировало 392 предприятия (туроператоры, турагенты), которые обслужили 284 367 туристов, то в 2013 году общее количество туристских предприятий сократилось до 279, а количество обслуженных туристов до 176 758. Цифры

наглядно подтверждают резкое сокращение объема предоставляемых туристских услуг [2].

Кроме этого необходимо отметить, что доля рынка туроператоров и турагентов невелика по сравнению с сектором рынка коллективных и специализированных средств размещения.

1050000

1034362 1044202

941327 940206

750000

450000

901570

864008

600000 604453

821074

633092 616336 633665 629134

576426

530055 536495

503815

2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11

Всего оздоровленных

Из них - оздоровленых летом

Рис 1. Количество лиц, оздоровленных в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях

АР Крым в 2001- 2011гг. (человек)

В 2013 году коллективные и специализированные средства размещения (1698 субъектов) обслужили 2 193 430 человек.

Согласно требованиям в Российской Федерации размер финансового обеспечения определяется в договоре (договорах) страхования ответственности туроператора и (или) в банковской гарантии (банковских гарантиях) и не может быть меньше: 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма или въездного туризма; трех процентов (на 2015 год), а с 2016 года - пяти процентов общей годовой цены туристского продукта в сфере выездного туризма за год, предшествующий отчетному, но не менее 50 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма.

Кроме того, чтобы стать членом объединения туроператоров в сфере выездного туризма необходимо внести вступительный взнос в размере 100тыс. рублей. На текущую деятельность данного объединения отчислять ежегодно 0, 05 % объема общей годовой цены туристского продукта в сфере выездного туризма.

Следующая статья - формирование фонда персональной ответственности, которая определяется туроператором в сфере выездного туризма на начало очередного календарного года по следующей формуле:

Ф = К х Р AV прогноз МИН'

где:

Ф - совокупный размер фонда персональной ответственности на следующий календарный год;

К прогноз- прогнозный показатель количества туристов в сфере выездного туризма на следующий календарный год;

мин - минимальный размер фонда персональной ответственности из расчета 100 рублей на одного туриста.

Вхождение предпринимателей крымского туристского бизнеса в нормативно-правовое поле Российской Федерации связано будет с ограниченными финансовыми возможностями предприятий. Согласно статистическим показателям (см. таблица 1.) в 2012 году доход, полученный туроператорами составил 443 810 тысяч гривен, турагентами 82 997 тыс. гривен. В 2013 году соответственно 483 740,4 тыс. гривен и 53932 тыс. гривен. Если перевести показатели по коэффициенту 3,3 в рубли, все операторы Крыма в 2013 году получили доход, равный 1 596 343 тыс. рублей. Выводы.

1. Из вышеприведенных цифр можно предположить, что следует ожидать в ближайшее время ухода с туристского рынка мелких предпринимателей в сфере туроператорской, турагентской деятельности. Бывшие крупные крымские туроператоры скорее всего станут турагентами российских туроператоров.

2. Безусловно, необходимо отметить в целом ряд положительных моментов в организации российского туризма, к которым относится ликвидация лицензирования в сфере туризма, делигировние полномочий в сфере организации туризма общественным организациям.

3. Более 600 туроператоров Российской Федерации имеют право заниматься выездным туризмом. Для повышения качества обслуживания введено такое понятие как «деловая репутация» и предусмотрены жесткие меры вплоть до запрета заниматься туроператорской деятельностью за ее нарушение. Однако, нигде не затронут вопрос о профессиональной подготовке в области международного туризма руководящего состава туроператоров, а используются только финансовые рычаги. Такой

высокий финансовый барьер ведет к формированию олигополистического рынка.

4. С экономической точки зрения для государства выгоден въездной, внутренний туризм. Но главное - эти виды туризма - мощная форма патриотического воспитания, возможность познакомить иностранных туристов с экономическими, социальными достижениями страны. В связи с этим предлагается на территории Республики Крым разработать стратегическую программу приоритетного развития внутреннего и въездного туризма.

Литература

1. Туристская деятельность в Республике Крым в 2013 году: [статистичний сборник / под. ред. Н. А. Полонской]. - Симферополь: Служба статистики Республики Крым (Крымстат) 2014. - 190 с.

2. Карташевская И.Ф. Формирование эффективной системы управления в туризме на основе кластерного моделирования: монография / И.Ф. Карташевская. - Симферополь: ДИАЙПИ, 2012.- 444 с.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНА КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Филичкина Юлия Юрьевна

кандидат эконом. наук, доцент, Мордовский Государственный Университет имени Н. П. Огарева,

г. Саранск

Качанова Юлия Александровна

Студентка, Мордовский Государственный Университет имени Н. П. Огарева, г. Саранск

SOCIO-ECONOMIC SITUA TION OF THE REGION AS A VECTOR OF BUDGET SYSTEM

Filichkina Yulia Y., Candidate of Economy. Sciences, associateprofessor Mordovskiy Gosudarstvennyy Universitet name N.P.Ogareva, Saransk

Kachanova Julia A., student, MordovskiyGosudarstvennyyUniversitet name N.P.Ogareva, Saransk АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию влияния социально-экономического положения региона на эффективность работы его бюджетной системы. Выявлены факторы, оказывающие благоприятное и неблагоприятное воздействие на социально-экономическое положение региона. ABSTRACT

The article investigates the impact of socio-economic situation in the region on the efficiency of its budget system. The factors that have a beneficial and adverse effects on the socio-economic situation in the region.

Ключевые слова: регион; социально-экономическое положение; валовый региональный продукт. Key words: region; socio-economic situation; the gross regional product.

Проблема устойчивого развития региона в сторону его социально-экономической устойчивости при модернизации межбюджетных отношений в многосубъектной и территориально неоднородной стране является актуальной на протяжении многих десятков лет [4, с.132]. Главная цель социально-экономического развития региона определяется в устойчивости экономического роста на долгосрочную перспективу. Уровень развития оказывает влияние на состояние межбюджетных отношений региона и бюджетную систему в целом.

В составе РФ находится большое количество регионов с сильно различающимся ресурсным потенциалом и уровнем социально-экономического развития. Высокая чувствительность регионального бюджета к изменениям социально-экономических показателей характерна для субъектов Федерации с многоструктурной экономикой [5, с.16]. К их числу относится и Республика Мордовия, что приводит к зависимости доходной базы территориально бюджета, а, следовательно, и социальных гарантий населения, от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры.

Общая динамика социально-экономического развития Республики Мордовия на сегодняшний день характеризуется позитивными тенденциями в промышленном

секторе экономики, сельском хозяйстве, на потребительском рынке, высоким уровнем объемов строительных работ, отражающим стабильную инвестиционную активность в экономике.

По некоторым социально-экономическим показателям РМ занимает высокие места в группе Приволжского федерального округа, в частности: по производству в расчёте на 1 жителя мяса, молока и яиц (по производству молока и яиц - 1 место, мяса - 2 место), в расчете на 1 жителя произведено: 263,4 кг скота и птицы на убой (в живом весе), к примеру, в Пензенской области - 171,5 кг, Республике Татарстан - 121,1 кг, Удмуртской Республике - 112,8 кг, Саратовской области - 79,2 кг. По объему инвестиций в расчете на 1 жителя (68 204,2 рубля) Мордовия заняла 8 место в ПФО и 42 - по России; по темпу роста строительных работ 10 место в ПФО и 45 - в РФ; по объему вводимого жилья в расчете на 1 тыс. жителей (393,9 кв. м.) - 14 место в ПФО и 63 - в РФ [6].

Основным показателем, отражающим общеэкономическое развитие территории, является валовой региональный продукт, характеризующий сумму валовой добавленной стоимости, произведенной всеми единицами-резидентами региональной экономики, плюс величину чистых налогов на продукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.