УДК 338.48
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ФОРМИРУЮЩИХСЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
© Л.С. Клетнова1
Иркутский государственный университет, 664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.
Рассмотрены изменения в деятельности туристских организаций Байкальского региона в 1990-е гг. Показан процесс реорганизации региональных структурных подразделений туристских организаций-монополистов и формирование новых туристских предприятий. Проанализированы механизмы регулирования туристского рынка. Изучена структура участников регионального рынка. Обозначены основные тенденции, действовавшие на региональном рынке в 1990-2000-е гг. Выявлены причины трансформаций региональных туристских организаций во второй половине 2000-х гг. Библиогр. 14 назв.
Ключевые слова: туристская отрасль; Байкальский регион; туристские организации; туроператор; ту-рагент; турпакет.
CHARACTERISTIC FEATURES OF REGIONAL TOURISM DEVELOPMENT UNDER CONDITIONS OF FORMING MARKET ECONOMY L.S. Kletnova
Irkutsk State University, 1 Karl Marx St., Irkutsk, 664003, Russia.
The article concerns the changes, occurred in tourism, in the Baikal region in 1990s. It describes the reorganization of the regional branches of tourist monopolist organizations, as well as the formation of new tourist enterprises. The paper analyzes the mechanisms regulating the tourism market. It has studied the structure of regional tourism market participants. The major trends of the regional tourism market in 1990-2000s are specified. The reasons for regional tourist organization transformations in the second half of 2000s are identified. 14 sources.
Key words: tourism industry; Baikal region; tourist organizations; tour operator; travel agent; tour package.
Введение
Развитие туризма в Байкальском регионе в 1990-е гг. проходило в условиях институциональных преобразований в связи с распадом СССР в конце 1991 г. В стране были проведены социально-экономические реформы, обусловившие радикальные изменения, которые выразились в переходе туризма из собственности государства и общественных организаций в частную собственность. Демонополизация туризма повлекла трансформацию бывших туристских организаций-монополистов в акционерные общества и холдинговые компании. Появился целый ряд новых туристских предприятий различных форм собственности, представлявших негосударственный сектор экономики. Принципы государственной политики были определены с принятием в 1996 г. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ». Цель настоящего исследования - рассмотреть деятельность туристских организаций Иркутской области (ИО) и Республики Бурятия (РБ) в новых условия функционирования туристской отрасли.
Методы исследования
Автором использованы общенаучные методы -исторический и логический, а также специальные методы исторического исследования - историко-сравнительный, историко-системный и историко-
типологический. Данные методы позволили выявить причинно-следственные связи процессов, происходивших в Байкальском регионе, с общегосударственными тенденциями в развитии сферы туризма, а также сопоставить общие закономерности и особенности развития туризма в ИО и РБ.
Результаты исследования
Децентрализация системы управления туризмом в условиях рыночной экономики позволила осуществлять туристскую деятельность любой организации независимо от формы собственности. В частности, Иркутский ОСТЭ ВЦСПС был реорганизован в августе 1994 г. в предприятие Иркутского областного совета профсоюзов «Иркутсктурист» (ПИОСП «Иркутскту-рист»). Директором ПИОСП «Иркутсктурист» стал В.А. Веденеев, находившийся на должности председателя Иркутского ОСТЭ ВЦСПС с 1984 г. В 1994 г. его сменил И.И. Ющенко. В 2000 г. ПИОСП «Иркутсктурист» было преобразовано в ООО «Иркутсктурист». БММТ «Спутник» Иркутского ОК ВЛКСМ преобразован в 1992 г. в холдинговую компанию ООО Иркутский БММТ «Спутник», гендиректором которого стал И.Ю. Коваленко. Вместе с тем, в структуре Иркутского «Спутника» находилось еще одно подразделение - отдел развития активных форм туризма. В период перестройки он действовал как самостоятельная организация
1Клетнова Любовь Сергеевна, соискатель, тел.: 89041119241, e-mail: [email protected] Kletnova Lyubov, Competitor for a scientific degree, tel.: 89041119241, e-mail: [email protected]
«Байкальское предприятие путешествий и приключений». В 1992 г. отдел реорганизован в турфирму «Спутник-Байкал», гендиректором которого стал К.А. Мамаджанов. Иркутское объединение «Интурист», преобразованное в 1992 г. в Государственное коммерческое предприятие по иностранному туризму, в процессе приватизации было реорганизовано в 1994 г. в ОАО «Иркутск-Байкал-Интурист». Гендиректором стал Е.П. Лукъянчиков.
По аналогичной схеме прошел процесс приватизации республиканских отделений туристских организаций. После преобразования Бурятский ОСТЭ ВЦСПС зарегистрирован как Бурятская республиканская туристско-экскурсионная фирма «Турист». В 1994 г. фирма реорганизована в Республиканское турист-ско-экскурсионное производственное объединение «Турист» (РТЭПО «Турист»). В последующем РТЭПО «Турист» было преобразовано в общественную организацию «Бурятское Республиканское туристско-экскурсионное предприятие «Турист» (БРТЭП «Турист»). В 1999 г. в результате реорганизации БРТЭП «Турист» было создано ООО «Турист». Гендиректором стал С.С. Лищук. Республиканское отделение БММТ «Спутник» ВЛКСМ было преобразовано в 1999 г. в ООО «Спутник-Бурятия», директором которого стала Измайлова Т.В. Республиканское отделение НТК «Интурист» в г. Улан-Уд' продолжило свою деятельность в качестве ЗАО «Интурист-Бурятия».
Введение института частной собственности и вступление в силу закона о выезде из РФ и въезде в РФ дали мощный толчок к генерации масштабных туристских потоков за пределы и на территории страны, что сопровождалось созданием многочисленных туристских предприятий различных форм собственности. Появление огромного количества турфирм выявило несколько проблем: проблему качественного обслуживания и безопасности туристов, а также проблему мошенничества со стороны некоторых турком-паний, вызванную недостатками контрактной системы и отсутствием защиты прав потребителей.
Основным инструментом, закреплявшим и регулировавшим новые рыночные отношения в сфере туризма в начале 1990-х гг., был Указ президента РФ «О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма» от 25.04.1993 г. В целях защиты прав и интересов туристов туристская деятельность, а также объекты туриндустрии предусматривали лицензирование, стандартизацию и сертификацию туристского продукта [2$ 4].
Туристская деятельность подразумевает ту-рагентскую и туроператорскую деятельность, либо другую деятельность, связанную с организацией путешествий. Термины турагент и туроператор определяют направление предпринимательской деятельности турфирмы или компании. В отличие от туроператора - главного производителя в сфере туризма, турагент занимается посреднической деятельностью -реализацией туров. В 1995-1997 гг., когда спрос на рынке превышал предложение, сложилась абсолютно ненормальная ситуация в соотношении фирм-
туроператоров и фирм-турагентов: каждая вторая компания, работавшая в туризме, именовала себя оператором. Введение новых механизмов регулирования туристского рынка (раздельное лицензирование, финансовые риски, налоговое законодательство), а также сильная конкурентная борьба стабилизировали туристский рынок. Ситуацию на рынке усугубил дефолт 1998 г., когда туризм как наиболее зависимый от внешних факторов бизнес сильно потерял в объемах. Количественное соотношение фирм изменилось в сторону увеличения турагентств при сокращении туроператоров. Туроператорами объективно остались более опытные компании, имевшие мощные финансовые ресурсы. В частности, в 2000 г. количество фирм-туроператоров в ИО сократилось на 25% по сравнению с 1999 г. Из всех турфирм в 2000 г. 69% являлись туроператорами, 31% - турагентами; в 2002 г. - 26% и 60% соответственно. Прослеживаемая на рынке тенденция была связана с процессом адаптации региональных туристских компаний. В частности, переходом мелких и средних фирм-туроператоров на агентскую деятельность в условиях высокой конкуренции; совмещением одной компанией туроператорской и турагентской деятельности; образованием сетевых фирм-турагентов.
Разделение участников рынка на игроков розничных и оптовых стимулировало действовавшее раздельное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Вместе с тем большинство туроператоров предпочитали иметь обе лицензии, что позволяло им работать с клиентами как напрямую, так и через розничных посредников, а также продавать все виды туристских услуг на внутреннем, выездном и международном въездном направлениях. Поэтому количество действовавших туркомпаний, как правило, было меньше официально заявляемого. В условиях рынка такой синтез давал дополнительные возможности для стабильного развития [14]. Так, в 2002 г. около 60% фирм ИО (по сравнению с 44% в 1999 г.) совмещали турагентскую и туроператорскую деятельность. В то же время сокращение количества фирм, осуществлявших другие виды деятельности кроме туристской, свидетельствовало о стабилизации рынка в ИО: 64% - в 2000 г., 25% - в 2004 г., 19% - в 2005 г., 9% - в 2006 г. [12$ 13].
В целях повышения эффективности своей деятельности фирмы-туроператоры оптимизировали количество работников, увеличив их результативность в 2,7 раза. Несмотря на более экономные методы работы, доля убыточных туроператоров ИО в 2000 г. увеличилась на 4%, составив 37% по сравнению с 1999 г., при этом средняя прибыль рентабельных фирм снизилась на 30%. В результате снижения уровня затрат на производство турпродукта по отношению к выручке от реализации туруслуг отрицательный сальдированный финансовый результат в 1999 г. сменился положительным в 2000 г.
С 2000 по 2005 гг. при сокращении на треть количества фирм-туроператоров в ИО также сократилось среднее количество работников в фирме с 26 до 6 чел. В результате возросла нагрузка на каждого ра-
ботника. При этом общее количество реализованных путевок колеблется по годам, но эти изменения не столь существенны в сравнении с резкими перепадами средней стоимости путевок (в основном, из-за менявшихся географических предпочтений туристов), что предопределило столь же резкое изменение выручки. Постоянное увеличение количества фирм-турагентов объяснялось в том числе спецификой их деятельности, позволявшей обходиться меньшими затратами (в расчете на 1 фирму в 4,6 раза меньше, чем у туроператоров). В первой половине 2000-х гг. в сфере труда фирм-турагентов происходили те же изменения: снижение среднего количества работников и повышение эффективности работы. Положительная тенденция проявилась в росте практически всех показателей, как абсолютных, так и относительных.
Изменения, происходившие в структуре туристского рынка РБ, значительно отличались от ИО. В частности, в 1999-2004 гг. происходило увеличение количества как фирм-туроператоров, так и фирм-турагентов. Значительные изменения в структуре рынка РБ наблюдаются и в 2005-2006 гг., когда число фирм-туроператоров сократилось на 25% по сравнению с 2004 г. В то же время увеличилась доля фирм, осуществлявших другие виды деятельности, кроме туристской, что свидетельствовало о нестабильной ситуации: 10% - в 2002 г., 16% - в 2004 г., 22% - в 2006 г. [10$ 11].
Ситуация усугублялась тем, что экономический кризис и обвал финансовой системы после дефолта 17.08.1998 г. привели к разорению ряда республиканских туркомпаний. Вместо инвестиций, необходимых на развитие, туристские предприятия должны были вносить обязательные платежи за коммунальные услуги (более 20) в бюджетные и внебюджетные фонды оплаты наравне с промышленными предприятиями. Кроме оплаты за лицензирование туристской деятельности требовалось вносить дополнительную оплату за сертификацию каждого объекта туркомплекса и каждой предоставляемой услуги. Другими действиями государственной политики, ужесточившими условия развития туристской деятельности, было введение пограничного сбора, налога на добавленную стоимость (НДС) с продаж на гостиничные услуги, услуги питания и путевки на внутренние маршруты, высокие пошлины на ввоз гостиничного оборудования и туристских автобусов. Согласно мнению С.П. Шпилько, бывшего зам. председателя Комитета по физической культуре и туризму (1995 г.), действовавшая в 1990-е гг. система налогообложения и финансового контроля над деятельностью туристских предприятий приводила, с одной стороны, к сокрытию реальных доходов турфирм, с другой - резко ограничивала их конкурентоспособность на национальном и мировом туристских рынках.
Соотношение участников туристского рынка РБ определялось особенностью организации туристского процесса на территории республики. Бурятия входит в состав Байкальского региона, где туристский рынок формирует спрос и предложение, относящиеся ко всему региону, независимо от его разделения на ад-
министративные единицы. К 2002 г. доля местного рынка РБ составила 14,7%. Следствием малого охвата местного рынка турфирмами РБ было то, что доход от основной профильной деятельности составлял незначительную долю их совокупного бюджета и не всегда обеспечивал производственные и социальные нужды. В связи с этим организации занимались комиссионной продажей авиа- и ж/д билетов, реализовали дополнительные услуги. Слабая конкурентоспособность местных туроператоров, недостаточная рекламная деятельность были причиной небольшой известности РБ на рынке туризма и недостатка клиентов [7].
В 2000-е гг. произошло изменение структуры туристских фирм по формам собственности: количество фирм частной формы собственности, относящихся к субъектам малого бизнеса, увеличивалось, а количество фирм государственной формы собственности уменьшалось. Так, на начало 2001 г. из 39 турфирм, действовавших в ИО, 6% относились к государственной и муниципальной форме собственности. В 2006 г. из 90 турфирм к государственной форме собственности относилось 2,2%. При этом доля турфирм частной формы собственности увеличилась с 74% в 2001 г. до 93,5% в 2006 г.
Ситуация усугублялась действием регионального природно-климатического фактора. В частности, в ИО в начале 2000-х гг. сезонность несколько сгладилась, когда произошел рост числа фирм, работавших полный год, с 65% в 1999 г. до 82% в 2004 г. Однако в 2005-2006 гг. произошло увеличение количества «сезонных» турфирм, работавших в среднем 4-5 месяцев, до 28-30%. Негативное влияние сезонного фактора на туристскую деятельность несколько уменьшилось в 2007 г., когда полный год работало 79% фирм.
В конце 1990-х гг. произошли серьезные изменения в структуре предложений туризма и отдыха в ИО, вызванные последствиями национального финансового кризиса 1998 г. Более 60% опрошенных руководителей туристских фирм отметили снижение числа туристов, выехавших за пределы РФ в 1999 г. Финансовый кризис оказал на отрасль не только отрицательное, но и положительное воздействие. В частности, в ИО произошло увеличение объема продаж по внутреннему направлению: в 2000 г. - до 65%, в 2002 г. -до 68%. Помимо экономического фактора на изменение объемов внутреннего и внешнего турпотока повлияли и другие внешние факторы. Так, в 2003 г. увеличение внутреннего турпотока и снижение выездного на 30% объяснялось разразившейся эпидемией атипичной пневмонии. Уже в 2004 г. наблюдалась обратная тенденция - почти трехкратное увеличение выездного потока по сравнению с показателями 2002 г. В очередной раз на распространение внутреннего туризма повлиял мировой кризис 2008 г. Так, его удельный вес в общем количестве проданных турпутевок достиг показателей 2000 г. и составил 65%.
В РБ в финансовый кризис 1998 г. ив начале 2000-х гг. в объеме продаж турпутевок прослеживалась та же тенденция, как в ИО. Однако в 2009 г. наблюдалась обратная тенденция: в структуре предложений отдыха в РБ заметно преобладание выездно-
го туризма.
В 2000-е гг. турбизнес был переориентирован на удовлетворение потребностей отдельной личности. Тенденция к переходу на индивидуальный туризм прослеживается также в сравнительных темпах роста количества проданных путевок и количества обслуженных туристов. Отметим, что вне зависимости от удельного веса внутреннего туризма в общем количестве проданных путевок основной объем дохода региональным турфирмам приносила продажа путевок на выездном направлении. Пакет предложений иркутских турфирм был стандартным и сопоставимым с предложением в других регионов РФ. В этот период были открыты все направления, тогда как в советский период поездки за границу ограничивались в основном странами соцлагеря. Среди туристских направлений предпочтение отдавалось странам дальнего зарубежья (74%). Но в начале 2000-х гг. комплексные туры по зарубежным странам не пользовались такой популярностью, как шоп-туры.
Стоимость путевки для иностранного туриста в 2000-2005 гг. варьировалась от 754 руб. до 2,4 тыс. руб., что в разы меньше стоимости турпутевки за границу (15-19 тыс. руб.). Это объяснялось тем, что в потоке иностранных туристов, посещавших ИО, большую часть составляли китайцы, приезжавшие для реализации товаров и, по сути, не являвшиеся туристами. Сокращение их количества было связано с насыщением местного рынка. Так, доля посетителей из Китая в 2000 г. составила 73%, в 2002г. - 54%, в 2004 г. - 42%, в 2007 г. - 14%.
Из всех туристов, обслуженных турфирмами ИО на внутреннем направлении, более половины перемещались в пределах региона.
В РБ среди предложений турфирм наиболее перспективными зарубежными направлениями были Китай и Монголия. В структуре въездного международного турпотока наибольшую долю представляли граждане Китая (31%) и Монголии (20%), также приезжавшие в основном по шоп-турам. Из общего потока доля туристов, приезжавших с целью отдыха, составляла 61% [1]. Основная часть туристов на внутреннем направлении была из Восточной Сибири, центральной России (преимущественно из г. Москвы) и Западной Сибири.
На протяжении 2000-х гг. структура потока туристов, обслуженных турфирмами ИО и РБ, изменилась значительно. Несмотря на интерес к оз. Байкал доля въездного туризма заметно сократилась. В частности, в структуре турпотока, обслуженного турфирмами ИО, доля иностранных туристов составила: в 2000 г. -35%, в 2005 г. - 13%, в 2009 г. - 12%. Подобная тенденция отмечена и в РБ, где из общего количества обслуженных туристов доля иностранных туристов составила: в 2000 г. - 24%, в 2005 г. - 19%, в 2009 г. -5%. В связи с этим старые и новые фирмы были более заинтересованы в выездном туризме, который по-прежнему составлял основной объем дохода независимо от удельного веса в общем количестве проданных путевок. В 2009 г. наблюдалось сокращение туристов, выехавших за границу, что объяснялось послед-
ствиями финансового кризиса 2008 г.
Вместе с тем из общего количества туристов, обслуженных на территории субъектов, услугами региональных туркомпаний воспользовалась небольшая часть. Так, в 2000-е гг. их количество было меньше в среднем в 7,7 раз по ИО и в 7,0 раз по РБ. По мнению автора, данная ситуация была обусловлена низким жизненным уровнем населения и желанием организовать поездку самостоятельно.
Основным событием в сфере туризма в 20062007 гг. стал процесс отмены лицензирования туроператорских и турагентских услуг, действовавшего с 1993 г. Взамен федеральным правительством были разработаны поправки к федеральному закону о туристской деятельности, которые вводили понятие финансовая гарантия, определяемое как банковская гарантия или страхование ответственности за неисполнение обязательств туроператора перед потребителями туруслуг. Согласно документу, принятому 15.12.2006 г., размер фингарантии для туроператоров, работавших на внутреннем направлении, составил 0,5 млн руб., международном - 10,0 млн руб., и столько же - для компаний, сочетавших два этих вида деятельности. С точки зрения представителей турбизне-са, принятие данного закона в таком формате могло негативно сказаться на региональном турбизнесе, поскольку, с одной стороны, годовой оборот большей части средних фирм, действовавших в регионе, составлял чуть более 10 млн руб., из которых при выплате суммы фингарантий на внутренние бюджетные расходы и развитие туроператоров оставалось в среднем 5%. С другой стороны, подавляющее число малых фирм не смогли бы соответствовать предъявляемым требованиям и могли быть вытеснены с регионального рынка. Для регионального рынка была бы неизбежна монополизация, сопровождаемая повышением цен и ухудшением качества обслуживания. По мнению депутата Госдумы РФ С.И. Колесникова, которое поддерживает автор, фингарантии были нецелесообразны в рамках защиты интересов потребителей. Оптимальнее было бы активизировать процесс страхования турфирмами своих клиентов, что гарантировало бы исполнение заявленных ими обязательств. После обращения представителей туристской общественности в Госдуму по вопросу о дифференциации фингарантий в соответствии с размером годового оборота компаний были приняты поправки к законопроекту и снижены суммы фингарантий для туроператоров в пользу третьих лиц до 5 млн руб., что позволило небольшим региональным компаниям сохранить уникальные турпродукты.
В 2007 г. с вступлением в силу закона о фингаран-тиях заниматься туроператорской деятельность могли только те компании, сведения о которых были внесены в Единый федеральный реестр. Так, в ИО фингарантии на осуществление туроператорской деятельности получили 32 компании, из них 31 компания - по международному туризму, 1 - по внутреннему. С началом действия закона пессимистичные прогнозы специалистов не сбылись, и количество турфирм резко не сократилось, цены на путевки также не повыси-
лись. Однако в 2008 г. размер фингарантий был увеличен до 10 млн руб. [3]. По данным регионального управления по туризму, свою деятельность прекратили 15 турфирм ИО, но никто из серьезных операторов с туристского рынка не ушел [5].
В 2009 г. на региональном туристском рынке отмечен ряд значительных изменений, связанных с укрупнением туркомпаний с целью сокращения издержек при получении фингарантий, необходимых для работы на российском туристском рынке. В частности, в ИО в пул объединились четыре туроператора -«Байкал Дискавери», «Green Express», «Имение Заречное» и «Байкалинфо». Для всех участников пула была разработана общая идейная и маркетинговая политика, совместные турпродукты, а также создана единая система бронирования номеров [9].
В 2009-2012 гг. изменилась структура туроператоров ИО, действовавших с лицензией на въездном международном, выездном и внутреннем направлениях. В частности, на 20% уменьшилось количество туроператоров, действовавших с лицензией на внутреннем направлении, (с 34 компаний в 2009 г. до 27 в 2012 г.). При этом возросло количество туроператоров с лицензией по трем направлениям - международный выездной, въездной и внутренний туризм: с 19 компаний в 2010 г. до 33 в 2012 г. [8].
На территории РБ к 2012 г. действовало 25 туроператоров, включенных в Единый федеральный реестр, что в 3,5 раза меньше чем в ИО, где действовало 88 туроператоров [6].
Заключение
Изменения условий функционирования туристской отрасли привели к соответствующим изменениям в деятельности региональных туристских компаний. В первую очередь были реорганизованы участники, функционировавшие в советский период. Сама же система, созданная при советской власти, продолжала действовать.
Формирование масштабных туристских потоков, вызванное принятием закона о выезде и въезде в РФ, способствовало появлению в Байкальском регионе множества новых туристских предприятий различных форм собственности. Происходившие процессы сопровождались введением новых механизмов регулирования туристского рынка - системы лицензирования, стандартизации и сертификации. Практика выявила недостатки данной системы, совершенствование которой, с одной стороны, стабилизировало туристский рынок, с другой - ужесточило условия развития туристской деятельности. Результатом несбалансированной государственной политики в сфере туризма было изменение структуры регионального рынка туристских предприятий. В частности, сократилась
доля государственных предприятий, среди которых были реорганизованные предприятия основных организаторов туризма в советский период. На начальном этапе старым предприятиям функционировать должно было проще, поскольку они использовали отработанную стратегию, налаженные связи, льготные условия, раскрученный бренд. Однако, их деятельность, требовавшая минимальных затрат, была убыточной.
Изменение форм частных туристских предприятий было вызвано процессом адаптации к условиям регионального туристского рынка. Рентабельность их деятельности обеспечивалась: в конце 1990-х гг. - за счет обслуживания массовых потоков иностранцев, приезжавших по шоп-турам, в 2000-е гг. - за счет продажи путевок по выездному направлению. Вместе с тем количество туристов, обслуженных региональными турфирмами, было значительно меньше основного турпотока в регион, что объяснялось в том числе новыми тенденциями туристского рынка - доминированием индивидуального туризма и предпочтением самостоятельной организации поездки. Кроме того, на конкурентоспособности туристских предприятий РБ негативно сказывалась низкая доля республиканских туристских предприятий на местном рынке.
Невмешательство государства в развитие туристской деятельности и отказ от политики поддержки въездного и внутреннего туризма привели к смещению структуры регионального рынка в сторону выездного туризма. Диспропорция в распределении турпакетов объясняет заинтересованность турфирм в продаже путевок по выездному направлению. На активизации внутреннего направления положительно отразились последствия национального кризиса 1998 г. и международного 2008 г., причем последнего - только на территории ИО.
Очередная трансформация турфирм была вызвана процессом введения единого федерального реестра туроператоров в 2007 г. Укрупнение компаний с целью сокращения издержек при получении фингарантий позволяло, в частности, работать с лицензией на въездной международный, выездной и внутренний туризм. Данная тенденция повышала эффективность деятельности в условиях сезонного фактора, учитывая то, что деятельность турфирм на внутреннем и въездном направлениях была подвержена сезонным колебаниям. Со своей стороны региональными туристскими фирмами предпринимались активные действия в расширении предложений отдыха и диверсификации туристского продукта, что было обусловлено как институциональными преобразованиями, так и социально-экономическими факторами.
Статья поступила 22.01.2014 г.
Библиографический список
1. Бурятия: туризм в цифрах // Тур 1: Вестник РАТА. 2002. №
1. июнь-июль. С. 9-12.
2. Долженко Г.П., Путрик Ю.С. История туризма в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации: 1696 г. - современность: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 302 с.
3. Жак И. Количество туроператоров не сократилось, цены
на путевки не выросли // NewsBabr.com. Региональные новости. 2007. 05 июня [Электронный ресурс]. URL: http://newsbabr.com/?IDE=38245 (08 авг. 2013). 4. Кричмарь М.Ю. Индустрия туризма России: современные
тенденции развития и управления: дис.....канд. экон. наук:
08.00.05; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. М., 2007. C. 49.
5. Лисовская Е. Вектор турпотока. Регион готовится к увеличению внутреннего рынка // Конкурент (приложение к «ВСП»). 2009. 15 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://baikalarea.ru/turizm/vektorturpotoka.htm (01 авг. 20l 3)
6. О ходе реализации Закона Республики Бурятия «О туризме»: постановление Совета Народного Хурала Республики Бурятии от 24 мая 2012 г. № 1562-IV // Региональное законодательство [Электронный ресурс]. URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1697760 (01 дек. 2013).
7. Об утверждении концепции развития туризма в Республике Бурятия на период до 2010 года: Постановление Правительства Республики Бурятии от 29.07.2003 г. № 241 // Туризм и отдых в Бурятии: официальный сайт Республиканского агентства по туризму [Электронный ресурс]. URL: http://baikaltravel.ru/agency-for-tourism/legislation/ (28 марта 2014).
8. Отчеты о работе агентства по туризму Иркутской области за 2009, 2010, 2011 и 2012 гг. // Иркутская область. Официальный портал. Агентство по туризму Иркутской области
[Электронный ресурс]. URL:
http://tour.irkobl.ru/sites/tour/about/report/2013.php (08 авг. 2013).
9. Ставцева C. Байкальские турфирмы объединились в пул // RATA-news. 2007. 15 марта [Электронный ресурс]. URL: http://www.ratanews.ru/news/news_15032007_4.stm (08 авг. 2013).
10. Туризм в Бурятии: стат. сб. Улан-Удэ: Бурятстат, 2007. 62 с.
11. Туризм в Бурятии: стат. сб. Улан-Удэ: Бурятстат, 2010. 60 с.
12. Туризм и отдых в Иркутской области: стат. сб. Иркутск: Облкомстат, 2002. 15 с.
13. Туризм и отдых в Иркутской области: стат. сб. Иркутск: Иркутскстат, 2006. 32 с.
14. The Russian Federation. The Impact of travel & tourism on jobs and the economy // World Travel & Tourism Council, 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.wttc.org (01 марта 2010).
УДК 378.018
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА В ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВОСПИТАНИЯ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
л
© Е.Ф. Ковлакас1
Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, 353918, Россия, г. Новороссийск, пр. Ленина, 93.
В основе военного воспитания должна быть опора на мотивацию молодого поколения и стимулирование интереса к государственным делам. Педагоги должны быть в первую очередь сами хорошо подготовлены к такой работе. Заявленный в статье аксиологический или ценностный аспект процесса военного воспитания носит временной характер: все во многом зависит от того, в каком времени мы живем и что мы берем за основу. Каждая ценность в процессе воспитания зависит от потребностей общества. Военное воспитание является конкретно -историческим социальным явлением, что предполагает формирование и учет требований общества к молодому поколению: военное воспитание выполняет социальный заказ общества. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: аксиологический подход; нравственные отношения; единство воинского коллектива; психологическая совместимость.
FORMATION OF VALUABLE AND ORIENTATIONAL UNITY UNDER MILITARY EDUCATION: AXIOLOGICAL APPROACH E.F. Kovlakas
Admiral F.F. Ushakov Maritime State University, 93 Lenin pr., Novorossiysk, 353918, Russia.
Military education should rest on motivation of young generation and stimulation of their interest to state affairs. Teachers are the ones who should be well prepared for such work. The axiological or valuable aspect of military education pronounced in the article has a temporal character. It means that everything depends on the time we live in and what we take as a basis. Each value in upbringing depends on society requirements. Military education is a specific historical and social phenomenon involving the formation and consideration of society requirements to young generation. Military education fulfills the social order of society. 8 sources.
Key words: axiological approach; moral relations; unity of military collective; psychological compatibility.
Молодые люди, поступающие в высшее учебное заведение, являются носителями индивидуальных качеств, но в процессе обучения должны быть ориентированы на коллектив. Одной из общезначимых проблем общества является проблема формирования
единства в коллективе, изучению которой посвящены многие исследования. Но некоторые теоретические и методологические аспекты формирования коллективного единства еще остаются нерешенными. На всех этапах формирования коллективного единства пред-
1Ковлакас Елена Федоровна, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры профессиональной педагогики, психологии и культурологии, тел.: 89180566952, e-mail: [email protected]
Kovlakas Elena, Candidate of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Professional Pedagogics, Psychology and Cultural Studies, tel.: 89180566952, e-mail: [email protected]