Научная статья на тему 'Пути повышения конкурентоспособности туристских фирм в условиях экономического кризиса'

Пути повышения конкурентоспособности туристских фирм в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ФИРМА / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / TOURIST FIRM / TOURIST MARKET / COMPETITIVENESS / INTEGRATION PROCESS / GLOBAL ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коковский Георгий Иванович

В статье анализируются основные тенденции развития мирового и российского рынков туристских услуг и обосновывается вывод о том, что в условиях экономического кризиса использование интеграционных процессов в целях повышения конкурентоспособности туристских фирм является обязательным для позиционирования на туристском рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ways of competitiveness increase of tourist firms in conditions of economic crisis

The main tendencies of the world and Russian markets of tourist services development are analyzed and is proved the conclusion that in conditions of economic crisis the use of integration processes with a view of competitiveness increase of tourist firms is obligatory for the strengthening of the position in the tourist market.

Текст научной работы на тему «Пути повышения конкурентоспособности туристских фирм в условиях экономического кризиса»

Г.И. КОКОВСКИЙ

Георгий Иванович Коковский — аспирант СПбГУЭФ.

В 2007 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — экономика туризма. ^ ^ ^

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКИХ ФИРМ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА*

Глобальный экономический кризис оказал негативное влияние на туристские потоки во всем мире. Падение коснулось всех регионов, за исключением Африки — здесь рост составил 3 %. При этом сохранилась устойчивость спроса на отдых в странах Северной Африки, расположенных вокруг Средиземного моря, и в Кении. Больше всего туристов (10 %) потеряла Европа. Рынки Центральной и Южной Америки упали примерно на 5 %, в основном из-за спада спроса в США. Однако в целом в 2008-2009 гг. туризм, по сравнению с другими отраслями и сферами деятельности, показал способность к быстрому восстановлению. Так, например, Всемирная туристская организация прогнозирует, что в 2010 г. рост мирового турпотока составит 3-4 %.

По данным Росстата [4], за первые шесть месяцев 2009 г. в Россию приехало всего 9 млн 880 тыс. иностранных гостей, что на 11 % меньше, чем за тот же период год назад, при этом с целью туризма приехало на 15 % меньше, чем в 2008 г. Следует отметить, что въезд иностранных туристов в нашу страну в течение последних нескольких лет стабильно падает. Вообще, структура выездного потока в России очень отличается от мировых показателей. В мире она выглядит следующим образом: 15 % — бизнес и профессиональные поездки, 27 % — друзья и родственники, более 50 % — чистый туризм. В России: 73 % — друзья и родственники, отдых — всего 10 %.

Представляется, что среди важнейших причин такой диспропорции туристских потоков можно выделить следующие: 1) влияние глобального экономического кризиса; 2) низкий уровень жизни российских граждан по сравнению с жителями развитых зарубежных стран; 3) высокие цены на авиабилеты отечественных авиакомпаний (в том числе и на чартерные авиаперевозки), что значительно повышает общий уровень цен на турпродукт; 4) недостаточный уровень развития рынка туристских фирм, осуществляющих формирование и реализацию туристских услуг — туроператоров и турагентов.

Важнейшей задачей туристских фирм в условиях кризиса и высокой конкуренции является увеличение потенциального сегмента рынка. Эта сложная задача может быть решена несколькими путями.

Во-первых, за счет развития собственной системы продвижения предлагаемых туристских продуктов. Однако это повлечет за собой значительные финансовые затраты, что приведет к повышению стоимости предлагаемых туристских продуктов.

Во-вторых, путем сокращения издержек на формирование, продвижение и реализацию туристского продукта, что должно привести к уменьшению стоимости турпродукта. Причем, как показала практика высокого сезона 2009 г., многие турфирмы в условиях кризиса пошли именно по этому пути: сокращение финансирования на продвижение туристских продуктов и услуг (реклама, участие в выставках), сокращение персонала компаний (причем иногда даже высококвалифицированного), отказ от установки нового оборудования и программного обеспечения. Однако не всегда вышеперечисленные меры вели к положительным результатам, наоборот, их реализация приводила к более негативным тенденциям в деятельности турфирм (вплоть до закрытия).

ГРНТИ 06.71.57 © Г.И. Коковский, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В.И. Сигова.

И, в-третьих, путем внедрения и широкого использования интеграционных процессов в деятельности туристских фирм. Как известно, интеграция — это объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Она может осуществляться на двух уровнях: либо на уровне отдельных компаний, которые вступают в межинтеграционный процесс между собой, либо на межгосударственном уровне, когда государства способствуют слиянию труда и капитала в пределах той или иной группы стран [1, с. 4]. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг для друга благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

По нашему мнению, важнейшими преимуществами интеграции, особенно играющими важную роль в условиях экономического кризиса, для туристских фирм являются: а) экономия в издержках (например, совместная реклама); б) ориентация на собственные принципы формирования стоимости турпродукта и туристских услуг (а не только на рыночную конъюнктуру); в) повышение качества как самого турпродукта, так и процесса его формирования, продвижения и реализации; г) обеспечение защиты собственных инновационных технологий; д) подготовка и повышение квалификации персонала; е) экономия на создании информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Итак, основная цель интеграции туристских фирм состоит в усилении своих конкурентных преимуществ на туристском рынке. В настоящее время на туристском рынке, как отечественном, так и международном, можно выделить следующие виды интеграционных объединений турфирм: 1) предпринимательские сети; 2) стратегические альянсы; 3) глобальные объединения; 4) кластеры; 5) ассоциации, союзы.

Остановимся подробнее на особенностях их деятельности в условиях экономического кризиса.

Сетевые предпринимательские структуры наиболее развиты в гостиничном бизнесе. Однако в настоящее время в России идет процесс их формирования и в распределительной сети (среди туроператоров и турагентов), и в ресторанном бизнесе. Формирование сетевых предпринимательских структур в российском гостиничном бизнесе осуществляется в последние десять лет. Причем сети создаются как на уровне страны, так и на уровне отдельных городов и регионов. Среди крупнейших российских гостиничных сетей следует отметить такие, как Амакс, Азимут, Интурист, Heliopark и др. В Санкт-Петербурге существуют локальные гостиничные сети — Rinaldi (14 мини-отелей бизнес-класса), Nevsky Hotels Group (6 мини-отелей бизнес-класса), Евразия (4 мини-отеля) и т. д.

В сфере распределения туристского продукта в Российской Федерации сегодня насчитывается более 50 туроператорских и турагентских сетей. В настоящее время в отечественной индустрии туризма создание сетевых предпринимательских структур осуществляется следующими путями: 1) заключение туроператором агентских договоров с различными турагентствами; 2) создание самостоятельного сетевого бизнеса путем открытия собственных офисов (ВКО Групп, Роза ветров); 3) создание сети за счет франчайзинговых агентств (TEZ Tour); 4) создание сети смешанного типа (Глобал-Травэл).

Так, например, турагентства, вступая в сеть крупного туроператора, получают следующие преимущества: 1) повышение рейтинга в городе или регионе (за счет получения «вывески» от сети); 2) совершенствование технологий обслуживания клиентов (включая подключение к единой системе бронирования туруслуг, поисковой системе, собственному call-центру и расчетному центру); 3) обучение персонала; 4) информационную поддержку; 5) возможность поездок в рекламные туры; 6) совместное продвижение туров (например, участие в туристских выставках); 7) повышенную комиссию от оператора (до 12 %); 8) размещение информации об агентстве на сайте туроператора; 9) юридическую поддержку.

Стратегические альянсы могут иметь различные формы, начиная с договора о сотрудничестве до совместного предприятия. Однако главным условием стратегического альянса является сотрудничество между компаниями с целью усиления эффективности стратегий, повышающих конкурентоспособность участников, путем обмена ресурсами, представляющими взаимный интерес (например, технологии, профессиональные навыки и т. д.) Стратегические альянсы имеют три основополагающие характеристики, а именно [2, с. 157]: а) две или более компании, которые объединяются для достижения определенных целей, не теряют независимости после создания объединения; б) партнерские компании делят преимущества, полученные в результате объединения, и контроль за реализацией поставленных задач; в) партнерские компании постоянно вносят свой вклад в одну или более сфер стратегической деятельности (например, технологии и продукты).

В нашей стране процесс формирования альянсов только начинается. К сожалению, опыт создания отечественного альянса (AirUnion) в сфере пассажирских авиаперевозок потерпел неудачу. В то же время сегодня можно выделить специфический процесс объединения конкурентов по так называемой модели «кооперация-конкуренция». Впервые такая форма объединения была использована при создании в сети интернет-портала, основанного девятью европейскими авиакомпаниями (Aer Lingus, Air France, Alitalia, Austrian Airlines, British Airways, Finnair, Iberia, KLM, Lufthansa). Также в 2004 г. 11 крупнейшими мировыми гостиничными сетями был создан виртуальный альянс — Global Hotel Alliance.

Идея формирования глобальных объединений начала активно пропагандироваться в США с середины 80-х годов XX в. Главный критерий, отличающий данную форму интеграции от стратегических альянсов, состоит в том, что создание новой организационной формы носит межнациональный, глобальный характер и всегда влечет за собой реализацию одного из следующих вариантов в изменении форм собственности: 1) создание новой туристской организации за рубежом; 2) приобретение действующей иностранной организации индустрии туризма; 3) приобретение доли участия в капитале иностранной туристской организации, дающей право контроля; 4) приобретение ценных бумаг иностранных организаций индустрии туризма, не дающее права контроля; 5) предоставление займов и кредитов иностранным филиалам на расширение их деятельности или иностранным фирмам.

Формирование и участие туристских фирм в деятельности туристских кластеров пока еще также не получило в нашей стране широкого развития. Лишь несколько субъектов РФ официально приняли программы развития туристских кластеров на подведомственной им территории (Республика Карелия, Республика Бурятия, г. Москва, Самарская и Свердловская области).

Вступление туристской фирмы в ту или иную профессиональную общественную организацию является важным фактором повышения ее престижа не только среди профессиональных участников туристского рынка, но и для потенциальных клиентов. В мире насчитывается более 200 различных объединений в сфере туризма. В России также существуют ассоциации как на национальном уровне (Российский союз туриндустрии), так и в отдельных регионах и городах (в Санкт-Петербурге — Ассоциация малых отелей). Турфирмы — члены данных организаций — получают помощь в различных направлениях: маркетинг и реклама, информационное обеспечение, профессиональная подготовка и т. д. При этом размер членских взносов несоизмеримо мал относительно тех затрат, которые бы потребовались для решения вышеперечисленных вопросов непосредственно самой турфирмой.

Итак, учитывая вышеизложенное, необходимо сделать вывод о том, что в условиях экономического кризиса использование интеграционных процессов в целях повышения конкурентоспособности туристских фирм является не только необходимым, а в ряде случаев и обязательным для усиления своего положения на туристском рынке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Туризм в эпоху альянсов, слияний и приобретений. М.: ЮНВТО, 2002.

2. Царицина Г.А., АйдиновХ.Т. Мировая экономика: учеб. пос. М., 2001.

3. Report on the Boao International Tourism Forum 2010. URL: http://www.unwto.org

4. URL: http://www.gks.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.