Научная статья на тему 'Туркменистан: день Великой лжи'

Туркменистан: день Великой лжи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
87
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Комаровский Леонид

"Московский комсомолец", М., 31 октября 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туркменистан: день Великой лжи»

мненно является государственным деятелем — политиком, поставившим себя на службу обществу.

“Экономист”, М., 2003 г., № 11, с. 12—16.

Леонид Комаровский,

журналист

ТУРКМЕНИСТАН: ДЕНЬ ВЕЛИКОЙ ЛЖИ

Накануне Дня независимости Туркмении Сапармурад Ниязов получил новое звание: “Великий государственный деятель”. Наградили его этим титулом вовсе не туркмены, как можно было бы подумать, а турки. Что ж, видимо, туркменбашизм — заразное явление. Правда, в стране самого “светлоликого” уже не принято его безудержно нахваливать. Туркменбаши повелел его критиковать. И даже объявил конкурс на самую объективную журналистскую заметку. Наш корреспондент, желая включиться в соревнование, рассчитывает, без ложной скромности, на первое место...

С большим энтузиазмом воспринял я весть о том, что Турк-менбаши призвал журналистов перестать его хвалить и приступить к описанию реальных туркменских дел. Определенно, первый приз достанется мне. Интересно, что это будет? Конь-ахалтекинец отпадает сразу: после того как Ниязов подарил Путину ворованного скакуна, вряд ли кто-нибудь примет от него нечто подобное. Туркменский ковер ручной работы тоже не подходит: я видел, как ткут их туркменские женщины в ситуации практически рабского труда, а пользоваться плодами труда рабов я, как западный человек, позволить себе не могу. Может быть, доллары? Привычные зеленые баксы? Тоже нельзя: весь мир знает, что Туркменбаши отмывает деньги на стройках никому не нужных объектов, получает доллары в виде прибыли от наркотрафика, помощи террористам-талибам и от прочих уголовно наказуемых деяний. Похоже, придется отказаться от башинского приза. Но не от участия в конкурсе. Итак, по существу вопроса. Я, как и все человечество, в течение почти 12 лет брезгливо наблюдаю, как Ниязов из лжеца коммунистической формации превратился в лжеца формации башистской. Отвернувшись от своего коммунистического прошлого, оплевав и изгадив его, он тут же на глазах у изумленного мира стал сочинять себе новую биографию.

Это была ложь номер один, с которой Ниязов пошел в народ. Народ удивился, но проглотил новую биографию с бредовыми пасса-

жами по поводу явления Аллаха, напутствовавшего его, тогда первого секретаря ЦК компартии Туркменистана.

Ложь номер два тоже касалась биографии, но теперь биографии семьи Ниязова. Его, объявившего себя Богом, уже не устраивали собственные родители с обычными для их современников биографиями, и он стал наделять их придуманными подвигами. Нет никаких архивных данных о том, что отец Ниязова был в рядах действующей армии, наоборот — немало свидетельств того, что он погиб в эшелоне, следующем на фронт, во время ссоры с земляками. Я сам слышал это от стариков в родовом селе Ниязовых Кипчаке. Тем не менее он приписал своему отцу мифические военные свершения и назначил его Героем Туркменистана, оскорбив тем самым память сотен тысяч туркмен — и тех, кто сложил головы в той ужасающей войне, и тех, кто вернулся домой с победой. Героя-отца ему показалось мало, и он решил назначить героиней собственную мать. Что ж, материнский подвиг почитаем во всем мире. Родить и воспитать детей — это ли не высшее предназначение женщины! Но по-настоящему человека, который называет себя Туркменбаши, поставила на ноги все-таки Советская власть, подобравшая на обломках рухнувшего дома восьмилетнего сироту, выкормив и выходив, выучив в школе и в институте, дав, что называется, путевку в жизнь.

Ложью номер три стала насаждаемая Ниязовым “демократия”. Я с уверенностью могу сказать и готов подтвердить в любом суде, что все статьи Конституции Туркменистана, касающиеся прав и свобод граждан, в стране не выполняются, причем делается это не только с согласия Ниязова, но и с его непосредственным участием. При этом он называется “гарантом” Конституции. В Туркменистане, где Конституция гарантирует право на образование, количество студентов в вузах уменьшено в десять раз по сравнению с советскими временами, а обучение в средней школе сокращено до девяти лет, что автоматически исключает возможность поступить в высшую школу за границей. В Туркменистане, где Конституция гарантирует право на свободное передвижение, любые поездки граждан по территории собственной страны контролируются властями, и ко всему существуют списки “невыездных”, куда занесены многие тысячи людей. В Туркменистане, где Конституция гарантирует право на свободу слова, все газеты, телевидение и радио учреждены исключительно Ниязовым, доступ в Интернет имеют 300 человек — каждый 20-тысячный гражданин страны (0,00005% населения), и все средства массовой инфор-

мации печатают или показывают только длинные выступления Ниязова или песни-стихи о нем. В Туркменистане, где Конституция гарантирует права всех граждан на беспрепятственное получение информации, закрыто кабельное телевидение и запрещен ввоз российских газет. Знаю это по себе: в последний приезд в Ашхабад в 2002 г. я для конспирации завернул кусок колбасы в номер “МК”. Таможня отобрала газету. Сейчас отбирают и колбасу. Ничего удивительного: информационный голод сменяется вполне прозаическим продовольственным.

Ложь номер четыре — это то, что туркмены живут в “золотом веке”. Ниязов несомненно в нем проживает, понаставив себе по всей стране золоченых и золотых памятников. Но народ прозябает в нищете и болезнях, подавляющее большинство населения каждый день сталкивается с проблемой пропитания себя и своих семей. Ниязов взял за моду постоянные попреки туркмен бесплатными газом, солью, электричеством и водой, небывало дешевым бензином и проездом в городском транспорте. Люди готовы все это ему отдать, но взамен требуют нормальную работу и зарплату по труду. Здесь все знают, что бесплатный сыр бывает не только в мышеловке, но и в рабовладельческом обществе. Никогда в Туркменистане не было столько безработных и голодных, никогда не было в таком массовом количестве жутких социальных проблем, напрямую связанных с тотальной безработицей: проституции, наркомании, воровства. В городах, а теперь уже и селах, каждый второй молодой человек — наркоман. Родители вынужденно продают дочерей сутенерам, ибо не видят другого способа прокормить меньших детей. Подростки воруют все, что плохо лежит, чтобы купить дозу терьяка (неочищенный наркотик на базе опиума). Выросло целое поколение детей, которые никогда не видели конфет и практически ни разу не ели досыта. Чтобы не быть голословным, приведу информацию известной исследовательской организации Фонд “Наследие” (Heritage Foundation). Они опубликовали традиционный ежегодный обзор-рейтинг “Индекс экономической свободы”, в котором подробно рассмотрены представленные специалистами Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и Госдепартамента США данные из большинства стран по десяти ключевым позициям, среди которых свобода торговли, валютная политика, влияние государства на бизнес, развитие “черного” рынка, ценообразование, уровень защиты прав собственности и др. Вопреки неоднократным заявлениям Ниязова и вымышленным ста-

тистическим данным, независимые эксперты крайне невысоко оценили достижения Туркменистана в области развития экономики. Из 155 стран, представленных в рейтинге, Туркменистан занял 150-е место.

Ложь номер пять: рост производства. Все 11 лет своего постсоветского правления Ниязов каждый год “повышает” выпуск продукции на душу, населения. В последний раз 31 мая в Санкт-Петербурге из его уст прозвучала цифра 5100 долл. США. По его словам, именно такая часть стоимости всех произведенных в стране товаров и услуг приходится на каждую измученную душу гражданина Туркменистана. Любая измордованная ниязовским враньем туркменская душа точно знает, что это — наглая ложь. Попробуйте умножить названные 5100 долл. на ниязовские же данные о количестве населения 6 млн. человек. Получится больше 30 млрд. долл. США. Но даже по данным Национального института статистики и информации Туркменистана, этот показатель не превышает 5 млрд. Спрашивается: куда делись остальные 25 млрд. долл.?

Впрочем, существует и другая цифра: по данным Всемирного банка, ВНП на душу населения в Туркменистане составляет 968 долл. США. Но это рассчитано исходя из официального курса 5,2 тыс. манатов за доллар. А по реальному курсу в 20 тыс. — даже 250 долл. не наберется. Вот это и есть абсолютно реальная цифра годового производства на душу населения Туркменистана, показывающая итог работы Ниязова за 11 лет президентства. Даже у Анголы, при том, что там уже больше четверти века длится кровавая гражданская война, все эти показатели гораздо выше.

Ложь номер шесть — это “Рухнама”. В Туркменистане все знают, что книга под названием “Рухнама” появилась еще в 1993 г. Ее автором был бывший пресс-секретарь Ниязова Гурбанов, взявшийся выдвинуть Туркменбаши на Нобелевскую премию, но, естественно, не сумевший это сделать, за что и был изгнан из дворца. Издал книгу ТПО “РУХ” города Ашхабада тиражом 50 тыс. экземпляров. Первая половина книги посвящена президенту Ниязову и его свершениям. Вторая половина — нравственным аспектам жизни туркмен: тому, как нужно вести себя в различных ситуациях, а также ссылкам по разным поводам, цитатам из высказываний пророков, легендам. То есть всему тому, что затем в расширенном виде вошло в книгу под авторством Ниязова. Четыре года назад появилось распоряжение об изъятии всех экземпляров старой “Рухнамы” из библиотек и их унич-

тожении: тогда Ниязову и пришла мысль приступить к собственному сочинению под этим названием, и он побоялся, что кто-то может сравнить его писания с теми, которые произвел Гурбанов. При сравнении ниязовской “Рухнамы” с гурбановской видны все заимствования: литературное воровство скрыть невозможно. Выходит, что и здесь Ниязов наврал, прикинувшись писателем. Впрочем, к плагиату ему не привыкать. Он украл у Сталина и Гитлера атрибутику культа личности, но, не оказавшись личностью, довел его в Туркменистане до абсурда. Он скопировал у коммунистов систему наглядной агитации, но, не зная меры и не имея вкуса, превратил всю страну в гигантский вернисаж собственных уродливых портретов и памятников-истуканов. Он скопировал совковую систему приписок, но довел ее до такого уровня, что доля приписок в несколько раз превысила количество реального продукта, что ввергло страну и каждого из граждан в ужасающую нищету.

Ложь номер семь — это внушаемая туркменам информация о великом авторитете Ниязова во всем мире. Мы-то знаем, что нет на земле ни одной сколько-нибудь серьезной газеты, которая бы не высмеяла его либо в связи с “Рухнамой”, либо по поводу перемены названий дней недели и месяцев. Пресса не раз сообщала о том, что неизбывное желание Ниязова обмануть иностранцев, поверивших ему и инвестировавших деньги в туркменскую экономику, привело к арестам туркменской собственности за рубежом. Проигран в международном суде процесс почти на 1 млрд. долл. против фирмы “Бридас”. Впрочем, и нейтралитет Ниязова хорошо известен после опубликования фактов его помощи террористам-талибам. Это Ниязов называет “золотым веком” туркмен. Видимо, чтобы был он еще “золотее”, Туркменбаши уничтожил Академию наук и туркменскую науку в целом, разогнал творческие союзы и туркменскую интеллигенцию, прихлопнул цирк, балет, национальное кино, отменил классическую музыку и все остальное, что позволяет человеку самовыразиться и быть действительно человеком, а не животным.

Я мог бы привести еще много свидетельств лжи Ниязова везде и по любому поводу. Не умея работать по-настоящему, не зная, как привести народ к богатству и благополучию, он стал лгать, что это благополучие уже достигнуто, а богатство роздано каждому в полной мере. Но сегодня настало время потребовать от Ниязова ответа за все то вранье, которым он подменяет реальную жизнь в стране, за геноцид туркмен и русских, Не сомневаюсь, что человеку, который скры-

вается под кличкой Туркменбаши, не удастся долго уклоняться от ответственности.

“Московский комсомолец”, М., 31 октября 2QQ3 г.

Э.Мамытова кандидат экономических наук (г. Бишкек) РЕЛИГИОЗНЫЕ, ЭТНИЧЕСКИЕ И КЛАНОВЫЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОВ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Центральная Азия является одним из густонаселенных муль-тиэтнических регионов мира. Наиболее крупными этническими объединениями здесь были и остаются казахи, узбеки, киргизы, туркмены, таджики, каракалпаки. Помимо них в регионе имеются еще около 80 различных этнических групп и общностей. Вооруженный конфликт в Таджикистане, конфликты между киргизами и узбеками в Киргизии, узбеками и турками-месхетинцами в Узбекистане показывают, что относительное спокойствие в Центральной Азии обманчиво. К числу основных предпосылок конфликтов в Центральной Азии можно отнести особенности формирования Советского государства. Так, широко использовалась практика произвольного изменения территориальных границ, “наказания народов” с их насильственной депортацией, что породило проблему “разделенных народов”. В советское время границы между республиками были установлены первоначально в 1920—1930 гг. и потом несколько раз изменялись, причем без учета исторических и культурных традиций и интересов народов региона. Эти изменения границ были связаны с хозяйственной специализацией в рамках единого народного хозяйства. В результате Самарканд и Бухара, в которых большинство населения составляют таджики, оказались в составе Узбекистана. А Ленинабадская область, в которой проживают в основном узбеки, оказалась в составе Таджикистана. Ферганская долина была поделена между Киргизией (Ош-ская, Джалал-Абадская и Баткенская области), Узбекистаном (Ферганская, Андижанская и Наманганская области) и Таджикистаном (Ленинабадская область).

В результате в Центральной Азии насчитывается ряд спорных территориальных проблем, которые подогревают межгосударствен -ные и этнические конфликты. В качестве примера можно привести ситуацию в зоне, принадлежащей Узбекистану и Киргизии (Ошская область). Здесь государственные и этнические границы не совпадают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.