тыс. действующих эксплуатационных газовых скважин, то к 2000 г. их число сократилось до 622, т.е. почти на 80%.
В Туркмении выделяют пять основных нефтегазовых провинций. Основные из них — Амударьинская (в основном газоносная) и Южно-Каспийская (в основном нефтеносная). Амударьинская нефтегазовая провинция расположена в центральной и восточной части Туркменистана и содержит более 64% газовых запасов республики. Центрально-Каспийская и Южно-Каспийская провинции разделены Апшеронским нефтеносным пластом, являющимся центром нефтедобычи в Туркмении.
По территории Туркмении проходят 7500 км линий газопроводов, но они используются в основном для внутренней транспортировки газа по территории страны. Для экспортного транзита газа используются газопроводные системы Узбекистана, Казахстана и России. В 1997 г. Туркменистан и Иран ввели в строй трубопровод Кор-педже—Курт Куй. Туркменистан планирует использовать этот газопровод не только для экспортных поставок газа в Иран, но и как связующее звено в будущих трубопроводах, планы строительства которых сейчас обсуждаются в Туркмении.
Итак, потенциал газовых ресурсов в республике, без сомнения, есть, но для их разработки требуются значительные инвестиции. Причем не только в разработку газовых и газоконденсатных месторождений, но и в геологоразведку, поставку необходимого оборудования, строительство газопроводов.
"Эко ", Новосибирск, 2004 г.
Гудрат Сейфи,
публицист
ПОСТСОВЕТСКИЙ ТУРКМЕНИСТАН: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ (ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА)
Последнее десятилетие без всякого преувеличения можно назвать временем великого переселения народов. Известен и вектор движения — он направлен с окраин расколотого в недавнем прошлом могучего монолита Советского Союза к Российской Федерации. Переселенцы и беженцы — в основном русскоязычное население. В последние годы все больше переселенцев составляют и лица коренного населения бывших союзных республик, особенно центральноазиат-
ских (Туркмения, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия и Казахстан). Я, проживший более 50 лет в Туркменистане (детство, школьные годы, студенчество, преподавание в школе, в вузах республики, научная работа в Академии наук), в 2002 г. вынужден был также пополнить ряды переселенцев и переехать в Россию. Основные причины переселения: безработица с 1998 г. в связи с ликвидацией Академии наук, где я работал ведущим научным сотрудником Института философии, бесперспективность и практическая безнадежность устроиться на работу в связи с националистической политикой президента Сапарму-рада Ниязова, узурпирующего власть в стране, полная бездуховность, о чем подробнее будет сказано в дальнейшем.
Хотелось бы отметить, что, несмотря на общие черты в судьбах переселенцев, положение русскоязычного населения в Туркменистане имеет свои отличительные особенности, свой "национальный колорит", целиком и полностью определяемый С.Ниязовым, претворившим в жизнь девиз французского короля Людовика XIV: "Государство — это я!". Открытие "сезона охоты" на русскоязычное население, а, говоря точнее, на весь народ Туркменистана, на всех, кто не согласен с тираном, вне всякого сомнения, можно отнести к событиям десятилетней давности, когда Туркменистан обрел свой "нейтралитет" (уместно спросить: нейтралитет от кого? от чего? для чего?).
Именно в это время Туркменбаши (так окрестил самого себя С.Ниязов, что в переводе означает "вождь всех туркмен мира") провозглашает политику приверженности "демократическим" ценностям и, подписывая всевозможные документы по правам человека, как бы между прочим, замечает, что путь к созданию цивилизованного общества у Туркменистана свой и может отличаться от принятых в мире стандартов. Сегодня мы убедились, что устами "вождя всех туркмен мира" в завуалированной форме была "озвучена та концепция, при которой двойная мораль возводится в ранг государственной политики, ложь и лицемерие становятся нормой" ("Свободный Туркменистан", №2, 2002).
Не случайно "башизм" у многих ассоциируется с "фашизмом". Более того, политика Туркменбаши — это геноцид, прежде всего собственного народа. Справедливо сказано: "Для мира он — беда, для народа — несчастье". Правильно назвал свое исследование жизни и деятельности С.Ниязова писатель Владимир Рыблов: "Туркменская трагедия". Для того чтобы читатель смог более емко представить себе
ставшее теперь "ближним" зарубежье, предварим наши дальнейшие размышления о современном общественном состоянии Туркмении краткой историко-географической справкой.
Протянувшись с запада на восток на 1100 км, а с севера на юг на 650 км, и охватывая огромный регион Закаспия в 488,1 тыс. км2, Туркменистан среди 15 союзных республик СССР по своей территории занимал четвертое место после России, Казахстана и Украины. В то же время по численности населения он стоял в этом списке на предпоследнем месте. Такая диспропорция меду территорией и населением была связана, прежде всего, с природно-климатическими условиями: почти 80% территории края занимают пустыни, степи и горы. Оазисы, расположенные вдоль Амударьи, Мургаба, Теджена, Сумбара, Чандыра, Атрека и кяризов подгорной полосы Копетдага, исторически стали центрами древних цивилизаций, некоторые из которых насчитывают более 8 тыс. лет. На месте древних цивилизаций в античное время возникла цепочка самостоятельных государств — Парфия, Маргинау, Хорезм и др. К середине VII в., времени начала арабского завоевания, сочетавшегося с распространением новой религии — ислама, — оседло-земледельческое население оазисов, наследники древних парфян, маргианцев, хорезмийцев и др., было почти целиком ираноязычным, а кочевые и полукочевые племена пустынно-степной зоны частью ираноязычны, а частью уже тюркизиро-ваны. К XIII в. в предмонгольский период за счет регулярного прилива из Центральной Азии новых тюркоязычных волн, особенно огуз-ских племен в IX—XII вв., языковая и этническая характеристики региона резко изменились. Огузские племена стали ядром основной массы туркменских племен. После многих перемещений по территории Туркменистана и сопредельных регионов в течение ХII—XVIII вв. к середине XIX в. туркменские племена заняли районы, в которых живут и в настоящее время. К основным племенам относятся текинцы (выходцем из которых является нынешний президент С.Ниязов), сарыки, салимы, йомуды и гоклены. Эти пять племен символизируют пять белых звездочек соответствующих ковровых орнаментов нового государственного флага современного Туркменистана. После вхождения большей части территории современного Туркменистана в состав Российской империи (конец XIX в.), здесь была образована Закаспийская область. В результате проведения в Средней Азии национального размежевания 27 октября 1924 г. было провозглашено образование Туркменской Советской Социалистической Республики
(ТССР) как одной из союзных республик в составе СССР. Впервые в истории Туркмения, после почти восьми веков племенной разобщенности, получила свое национальное государственное образование. Через 67 лет, по иронии судьбы именно 27 октября 1991 г., после распада СССР, Туркменистан стал независимым государством.
Мы не случайно предварили наши рассуждения о постсоветском Туркменистане краткой историко-этнографической справкой. Без представления, хотя бы фрагментарного, о прошлом трудно разобраться в столь противоречивой ситуации настоящего, тем более пытаться прогнозировать будущее, хотя бы в тенденциях развития Туркменистана, которые сегодня так будоражат умы и чувства многих людей, сопереживающих трагедии туркменского народа. Только в последние месяцы в СМИ стала появляться более или менее правдоподобная информация о действительной ситуации Туркмении — в связи с так называемым "терактом" (покушением на С.Ниязова 25 ноября 2002 г.). До этого события в Туркмении либо замалчивались, либо все представлялось в розовом цвете. У многих россиян, с которыми мне приходилось беседовать, было представление о Туркмении как о райском уголке ("второй Кувейт"), где народ утопает в роскоши и блаженствует. В апреле 2002 г. на международной конференции в Институте философии, посвященной судьбе марксизма в постсоветский период, я пытался в своем выступлении обрисовать реальную картину современного общественного состояния в Туркменистане, где полностью забыты такие ценности, как демократия, свобода слова и даже мысли, в запустении образование и культура.
Попытаемся разобраться в причинах сползания Туркменистана с набранных высот в низину Средневековья и мракобесия. Туркменистан вступил во второе десятилетие независимого существования. Каковы итоги? Официальные сводки и статистика свидетельствуют о невиданных успехах, которых якобы достиг Туркменистан за эти годы, оставив далеко позади своих партнеров по СНГ. По темпам экономического роста в 2000 г. Туркменистан впереди всей планеты (примерно 17% от ВВП). За эти годы в его экономику вложено более 10 млрд. амер. долл. Решены полностью все вопросы социального обеспечения населения. Правительство создает все условия, чтобы люди могли жить в достатке. Народ доволен политикой государства. Однако все это на бумаге. В реальной жизни дела обстоят совсем по-другому. Иначе чем объяснить, что из этого "рая" бегут люди? Потому что реальность такова: на фоне всеобщей нищеты, безработицы,
безграмотности и наркомании столица теперь уже "Сапарстана" (как стал иронически называть народ свою родину), город Ашхабад, с широкими проспектами, шикарными дворцами выглядит как театральная декорация к спектаклю о процветающем и благополучном государстве.
На самом деле большая часть населения в этом государстве живет на скудную зарплату от 5 до 25 долл. США в месяц. Экономика держится на продаже сырья. Экспортные выручки оседают в карманах коррумпированных госчиновников. Медленно развивающаяся промышленность находится под контролем иностранного капитала. Сельское хозяйство пришло в упадок вопреки заявлениям о том, что в последние годы получены рекордные урожаи зерна и хлопка — 1,7 и 1,5 млн. т соответственно (на самом деле произведено зерна в шесть, а хлопка в пять раз меньше). Такова печальная действительность Туркменистана сегодня.
Сегодня в Туркменистане число учащихся сократилось более чем в десять раз. Качество образования настолько низкое, что молодых людей, закончивших школы и вузы в "Сапарстане", едва ли можно называть образованными людьми. В настоящее время в школах не преподаются такие предметы, как русский и английский языки, рисование и физкультура. По сокращенной программе ведутся занятия по физике, химии, математике. Начиная с детских садов, основной упор делается на идеологическую обработку детей. Во всех учебных заведениях заучивается клятва верности президенту Ниязову, изучаются его биография и его "священная" книга "Рухнама" (книга "духовности"). Вводится сплошная переаттестация преподавательских кадров: основные критерии — знание биографии Великого Туркменбаши и "Рухнама", туркменского языка в новой транскрипции — латинизированного. Прием в вузы производится не по конкур -су, а по указанию Ниязова, при этом определяющим является взятка от 5 до 12 тыс. долл. В итоге "реформы" образования, провозглашенной С.Ниязовым в 1993 г., города и села Туркменистана наполняются невежественной безработной молодежью, закономерно пополняющей ряды наркоманов и наркоторговцев (число которых, по оценочным данным, превышает 50% туркменской молодежи). В 1998 г. упразднена Академия наук Туркменистана. Сотни ученых остались без работы, многие из них не достигли пенсионного возраста, который сдвинут к 62 и 57 годам мужчинам и женщинам соответственно, при минимальной пенсии от 5—15 долл. в месяц.
Полное пренебрежение правами человека, отсутствие элементарных норм демократии (свободы печати, слова и даже мысли), тирания Туркменбаши во всех сферах жизни — такова реальная картина постсоветского Туркменистана.
В поисках лучших условий жизни тысячи туркменистанцев становятся беженцами и переселенцами (в последние годы, кроме русскоязычного населения, все больше растет число беженцев из числа коренного населения — туркмен). Но что их ждет в эмиграции? Картина, как известно, в постсоветский период и в России, и в других республиках бывшего Советского Союза почти одна: безработица, бесправие. Но все же это лучше, как считают переселенцы, чем прозябать в "Сапарстане" — раковой опухоли в современном мире. Десять лет тому назад, в августе 1993 г., в интервью американской газете "Лос-Анджелес Таймс" и Бельгийскому телевидению Ниязов заявлял: "Мы пойдем своим путем". В том же году в "Туркменской искре" была опубликована статья первого секретаря единственной так называемой Демократической партии (председателем которой является сам С.Ниязов) О.Мусаева, пытавшегося разъяснить народу, что это за "свой путь". Цитирую: "Высший тип демократии — первобытно-общинный строй". За десять лет туркменский народ полностью ощутил плоды этой "демократии". С вершин цивилизованности, достигнутой в советский период, Туркменистан сегодня опустился в первобытнообщинный период. "Свой путь" — это бесправие и демагогия, это уловка, отвлекающая народ от реальности, это отсутствие сколько-нибудь грамотной экономической программы.
"Здравый Смысл", М., 2003 г., № 3(281), с. 25-28.