Научная статья на тему 'ТУРИЗМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ'

ТУРИЗМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Григорьев А. В., Каргина Л. А., Лебедева И. В.

Санкции стран Евросоюза не прошли бесследно для экономики всех стран: падение покупательной способности россиян, сокращение рабочих мест в Европе, большие финансовые потери для европейской экономики. Современная геополитическая ситуация оказывает своё воздействие не только на мировую экономику и политику, но также и на такую сферу деятельности, как туризм. Проанализированы изменения, произошедшие на туристическом рынке Российской Федерации, и их возможное влияние на развитие туризма в Астраханской области. Отмечено падение спроса на туристические путёвки за границу и возрастание популярности внутреннего туризма в России. В этой связи особую актуальность приобретает развитие регионального туризма, в том числе туристической сферы Астраханской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM IN RUSSIA AND ABROAD IN THE CONTEXT OF THE CURRENT GEOPOLITICAL SITUATION

Sanctions of the EU countries have not gone completely beyond the economy of all countries: a drop in the purchasing power of Russians, a reduction in jobs in Europe, large financial losses for the European economy. The modern geopolitical situation exerts its influence not only on the world economy and politics, but also on such a sphere of activity as tourism. The article analyzes the changes that have occurred in the tourism market of the Russian Federation and their possible impact on the development of tourism in the Astrakhan region. The text notes a drop in demand for tourist trips abroad and an increase in the popularity of domestic tourism in Russia. In this regard, the development of regional tourism, including the tourist sphere of the Astrakhan region, becomes particularly topical.

Текст научной работы на тему «ТУРИЗМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ»

ТУРИЗМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Григорьев Александр Владимирович, кандидат социологических наук, доцент Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: proeu@yandex.ru

Каргина Людмила Аркадьевна, старший преподаватель Астраханский государственный университет Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: kargina06@rambler.ru

Лебедева Ирэна Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент Каспийский институт морского и речного транспорта Российская Федерация, 414000, г. Астрахань, ул. Никольская, 6/14 E-mail: irenalebedeva@mail.ru

Санкции стран Евросоюза не прошли бесследно для экономики всех стран: падение покупательной способности россиян, сокращение рабочих мест в Европе, большие финансовые потери для европейской экономики. Современная геополитическая ситуация оказывает своё воздействие не только на мировую экономику и политику, но также и на такую сферу деятельности, как туризм. Проанализированы изменения, произошедшие на туристическом рынке Российской Федерации, и их возможное влияние на развитие туризма в Астраханской области. Отмечено падение спроса на туристические путёвки за границу и возрастание популярности внутреннего туризма в России. В этой связи особую актуальность приобретает развитие регионального туризма, в том числе туристической сферы Астраханской области.

Ключевые слова: геополитическая ситуация, экономические санкции, туристический рынок, внутренний туризм, развитие туризма

TOURISM IN RUSSIA AND ABROAD IN THE CONTEXT OF THE CURRENT GEOPOLITICAL SITUATION

Grigorev Alexandr V., Ph.D. (Sociology), Associate Professor Astrakhan State University

20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: proeu@yandex.ru

Kargina Lyudmila A., Senior Lecturer Astrakhan State University

20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: kargina06@rambler.ru

Lebedeva Irena V., Ph.D. (Sociology), Associate Professor Caspian Institute of Sea & River Transport 6/14 Nikolskaya Str., Astrakhan, 414000, Russian Federation E-mail: irenalebedeva@mail.ru

Sanctions of the EU countries have not gone completely beyond the economy of all countries: a drop in the purchasing power of Russians, a reduction in jobs in Europe, large financial losses for the European economy. The modern geopolitical situation exerts its influence not only on the world economy and politics, but also on such a sphere of activity as tourism. The article analyzes the changes that have occurred in the tourism market of the Russian Federation and their possible impact on the development of tourism in the Astrakhan region. The text notes a drop in demand for tourist trips abroad and an increase in the popularity of domestic tourism in Russia. In this regard, the development of regional tourism, including the tourist sphere of the Astrakhan region, becomes particularly topical.

Keywords: geopolitical situation, economic sanctions, tourist market, domestic tourism, development of tourism

Всемирная организация по туризму (UNWTO) недавно опубликовала свой ежегодный отчёт. Этот отчёт показывает, сколько денег тратят представители разных стран в своих зарубежных поездках ежегодно. На первом место оказались китайцы: они потратили в 2016 г. 261 млрд долл. во время зарубежных поездок. На втором месте в докладе были отмечены американцы с суммой 122 млрд долл., на третьем -немцы (81 млрд долл.), на четвертом - жители Великобритании (64 млрд долл.) и на пятом месте оказались французы, потратившие в 2016 г. 41 млрд долл. в своих зарубежных туристических поездках [14].

Согласно данным, представленным в докладе, расходы китайских туристов выросли за последний год на 11 млрд долл. Этот показатель растёт ежегодно с 2004 г. И является признаком экономического благополучия в стране. Китай возглавляет этот список наиболее тратящих туристов уже с 2012 г. Количество китайских туристов, путешествующих в другие страны, также выросло за последний год на 6 % и составило 135 млн человек. Чаще всего китайцы едут в Южную Корею, Японию и Таиланд, однако они также предпочитают и длительные перелеты в США и Европу [14].

Расходы американских туристов в зарубежных путешествиях возросли в 2016 г. на 8 % по сравнению с прошлым годом, что объясняется ростом доллара и сильной экономикой США. Расходы немецких, французских, британских и итальянских туристов в зарубежных поездках также выросли за 2016 г. по сравнению с прошлогодними показателями.

Российские туристы потратили зарубежом в 2016 г. 24 млрд долл., что на одну треть меньше, чем в предыдущем году, и на половину меньше показателей 2014 г. В 2015 г. количество поездок россиян зарубеж сократилось на 31 %. Отдых в Сочи или Крыму стал для россиян «хитом сезона», особенно для тех граждан, которые настроены патриотически [17]. По мнению европейских экспертов, падение курса российского рубля и проблемы российской экономики также виновны в сложившейся ситуации. Положение дел в Росси напоминает ситуацию в Бразилии, где внутренний туризм превысил показатели выездного туризма в 2016 г., таким образом, большинство средств, потраченных россиянами на отдых, осталось на родине.

Проблемы российской экономики нашли своё отражение не только в отчетах по мировому туризму. Так, немецкая ежедневная газета «Der Standard» сообщила, что последствия европейских санкций в адрес России стали также ощутимы в Европе: в странах Евросоюза 400000 человек лишились рабочих мест в результате санкций против России. Издание опирается на данные, полученные в ходе исследования, проведённого Австрийским институтом исследования экономики. Так, исследование показало, что в 2015 г. в результате санкций экономика Евросоюза потеряла 17,6 млрд евро, наиболее пострадавшими оказались Франция и Германия [13].

Анализ статистических данных, научных статей и результатов социологических исследований показал, что в последние годы наблюдается трансформация рынка туристических услуг России. С одной стороны, общемировой фон развития туризма достаточно благоприятен: исходя из данных Всемирной туристической организации, количество международных туристов в 2014 г. увеличилось на 4,3 % по сравнению с 2012 г., достигнув 1133 млн человек. Общемировые поступления от международного туризма в 2014 г. составили 1245 млрд долл. США [18]. С другой стороны, в течение 2015 г. рост цен на большинство товаров продолжился, доходы же населения России остались на прежнем уровне, в результате чего большинство жителей РФ были вынуждены отказаться от туристических поездок по причине отсутствия необходимых финансовых средств [4]. Соответственно, значительно сократилась аудитория потенциальных туристов, которые в предыдущие годы регулярно приобретали туры на зарубежные курорты. Здесь необходимо отметить, что наиболее востребованными становятся курорты России, причём туристы добираются на них самостоятельно, без помощи туристических фирм. Об этом свидетельствуют как статистические данные [1], так и результаты анализа поисковых запросов, вводимых россиянами в одном из

наиболее популярных поисковом сервисе России - «Яндексе». По его результатам, в 2015 г. отмечено значительное сокращение запросов, связанных с зарубежным туризмом, и рост интереса к внутренним направлениям. Среди российских городов в минусе оказался только Туапсе, популярность которого снизилась на 6 %. Возросли запросы по городам: Кисловодск (на 100 %), Севастополь, Судак и Евпатория (на 50 %). Европейские пляжные курорты (Испания, Греция, Кипр) потеряли в среднем 52,5 % [10]. Пытаясь ответить на вопрос, сохранилась ли указанная тенденция в последующие годы, обратимся к данным социологических исследований. В июне 2017 г. «Левада центр» провел исследование, посвящённое летнему отдыху россиян. Его итоги таковы: около половины (41 %) россиян не собираются выезжать летом за пределы своего населённого пункта и будут отдыхать дома или в ближайших окрестностях (дачи, парки, садовые участки). Около 20 % опрошенных отметили, что вообще откажутся от отдыха летом 2017 г. Аналогичная часть опрошенных указала на то, что собирается отдохнуть в России (при этом на Чёрном море - 8 %, в Крыму - 4 %, иных городах РФ - 8 %), и только лишь 4 % респондентов отметили, что собираются на отдых за границу [8]. Месяцем ранее указанный исследовательский центр провёл изучение зарубежного отдыха россиян. Анализируя его результаты, можно сказать, что лишь около 20 % наших сограждан когда-либо отдыхали за рубежом, при этом трудно ожидать изменения данных цифр в ближайшем будущем, так как подавляющее большинство (около 70 %) опрошенных в принципе не планирует посещение заграничных туристических курортов [3]. В свете полученной информации особую актуальность и возрастающую важность приобретает развитие туристической отрасли, как в «традиционных» направлениях отдыха внутри России (Черноморское побережье Кавказа, Республика Крым и др.), так и новых туристических дестинаций, одной из которых может стать Астраханская область.

Поведение россиян на рынке туристических услуг обусловлено не только экономической ситуацией, но также и геополитическим контекстом. Так, многие россияне, ранее отдыхавшие за пределами родины, сегодня выбирают отдых в России по причине того, что каждый житель страны осознает, что в Европе сегодня не всегда так спокойно как раньше, миграционные процессы накладывают свой отпечаток на облик европейских городов, личная безопасность каждого человека в любой момент может оказаться под угрозой, мир меняетсякаждый день [11]. «Раньше в Европе было спокойно, из-за этого туда и ехали отдыхать...», - говорит одна из респонденток, которая регулярно отдыхала за рубежом, но в этом году предпочла летний отдых в России. «Горнолыжный отдых на "Красной поляне" нисколько не уступает отдыху в Австрии», - считает другой респондент.

Россияне, охотно посещавшие Европу, выбирали это направление в качестве познавательного туризма: это был не просто отдых, но и приобщение к ценностям мировой культуры. Однако сегодня сама европейская культура подергается опасности из-за большого количества мигрантов, которые разрушают материальное наследие, преображают внешний облик хорошо знакомых нам европейских городов [6]. Туристы, которые ранее рассматривали отдых в Европе как способ познания «чужого» [7], стремились приобщиться к духу и ментальности европейцев, сегодня не видят в этом смысла, потому что сегодня в европейских городах мы может встретить совершенно иного «чужого»: дикого, агрессивного, безграмотного, не умеющего жить по правилам принимающего его общества.

Следует отметить также, что у россиян принято прислушиваться к мнению окружающих, делать как все, не отличаться от общей массы [12]. Сегодня российские средства массовой информации пропагандируют отдых в России, мы видим множество репортажей о том, как изменилось Черноморское побережье, о том, как меняется инфраструктура и многие российские города готовы к большому количеству отдыхающих, социальная реклама также вносит свой вклад в дело укрепления туризма внутри страны. При этом не стоит забывать, что средства массовой инфор-

мации не всегда объективны [15] и отражают действительность в той форме, как это бывает выгодно определённым кругам. В то время как представители правящей элиты в разных странах «пожинают плоды» своей деятельности [5] из-за того, что миграционные потоки направляются сегодня в страны Европы, потоки российских туристов меняют свое направление, внося тем самым определённый вклад в дело развития внутреннего туризма.

В связи с процессами, происходящими на мировой политической арене и в российской экономике, наблюдается рост интереса к культурным и историческим ценностям России, основная масса которых сосредоточена в малых исторических городах. По этой причине можно утверждать, что развитие внутреннего и въездного туризма в малых городах Астраханской области (при условии развития инфраструктуры) является перспективным.

Лидерами по развитию гостиничного бизнеса сегодня являются Москва, Санкт-Петербург, Сочи. Быстро растёт отельный бизнес в Калининграде, Томской, Волгоградской и Астраханской областях. В течение последних лет в Астрахани наблюдается стремительное развитие гостиничного бизнеса. В город пришли международные гостиничные сети, такие как «Азимут», "Рагк1пп", растёт число маленьких частных отелей, реконструируются старые советские гостиницы. К сожалению, стоит отметить, что количественный рост далеко не всегда сопровождается одновременным повышением качества обслуживания и уровня сервиса.

Национальный календарь событий EventsInRussia.com определил самые событийные регионы для путешествий в апреле. Рейтинг составлен по данным о количестве проводимых на территории регионов РФ событийных мероприятий. По данным Национального календаря событий, в 2017 г. состоится более 160 привлекательных туристических событий в 46 регионах России, из них девять признаны национальными. В топ-5 событийных регионов месяца входят Свердловская, Ленинградская и Астраханская области, Алтайский край и Московская область. Астраханская область была отмечена в рейтинге на третьем месте: здесь прошло семь фестивалей [9].

Кроме того, в Астрахани есть большие возможности для отдыха и рыбалки, деловых поездок, санаторно-курортного лечения, экотуризма и объекты для экскурсионных туров. Астраханская область - это многонациональная и многоконфессиональная область, где Европа действительно «встречается» с Азией. Природные чудеса здесь можно найти повсюду: песчаные барханы, солёные озёра с лечебными грязями, живописные долины Волги. В сочетании с её искусством, архитектурой и культурой Астрахань - это поистине мечта для любого искателя приключений и путешественника.

0 росте въездного и внутреннего туризма в Астрахани говорят данные одного из туристических агентств, которое мы взяли в качества примера для описания ситуации. География обслуживания групповых заездов в 2016 г. была представлена такими городами, как Кемерово, Волгоград, Пермь. Из зарубежных гостей в 2016 г. Астрахань посетили группы из Австрии и Нидерландов. Динамику роста показывают также следующие данные: количество групп, обслуженных в мае 2015 г. - 1 группа (Австрия); 2016 г. - 1 группа (Австрия); 2017 г. - 1 группа (Австрия), 1 группа (Швеция), 2 группы из Москвы, 2 группы из Тулы, 3 группы с теплохода «Пушкарев».

География обслуживания групповых заездов (2017 г.): Москва, Пермь, Казань, Самара, Тула, Австрия, Швеция, Волгоград. Дополнительно поступили запросы на расчёты групп из Рязани, Ростова, Краснодара, Москвы. Ещё два года назад лидерами по продажам для иногородних групп были экскурсии: обзорная «Улицы города рассказывают», «В край цветущего лотоса», «Астраханский кремль», «По следам Золотой Орды». Сегодня содержание программы и длительность пребывания гостей в городе меняются. Пример чаще всего выбираемой гостями программы в 2017 г:

1 день. Встреча. Завтрак. Обзорная экскурсия + кремль. Размещение в отеле. Обед в отеле. Свободное время.

2 день. Завтрак. Экскурсия в дельту Волги с обедом на базе.

3 день. Завтрак. Свободное время. Обед. Экскурсия в Сарай-Бату.

Вот ещё пример одной насыщенной программы пребывания в г. Астрахани, популярной в 2017 г. среди гостей города:

1 день. Трансфер в гостиницу. Размещение. Обед. Экскурсия в Краеведческий музей-выставку «Золотая кладовая». Обзорная экскурсия + кремль с посещением выставки « Тайны Астраханского кремля» + посещение рыбного рынка.

2 день. Завтрак. Экскурсия в Калмыкию. Прибытие в Астрахань. Ужин.

3 день. Завтрак в гостинице. Сбор группы в холле гостиницы. Экскурсия «Волжская дельта» с рыбным обедом на базе отдыха. Возвращение в Астрахань. Экскурсия в Театр оперы и балета.

4 день. Завтрак. Экскурсия Сарай Бату + обед + заезд по дороге в Астрахань в калмыцкий хурул. По приезду в город интерактивная экскурсия в дом-музей Те-тюшинова. Трансфер в гостиницу.

Нельзя сказать, что партнером не предлагались другие программы: на сайте турагентства представлено всё многообразие предлагаемых гостям программ, однако они не вызвали активного интереса. В этом году интерес коренным образом изменился. Партнеры выбирают программы насыщенные, интерактивные, где уже нет места свободному времени. Гости уезжают усталыми, но счастливыми.

Как отмечалось выше, санкции Евросоюза в адрес России нанесли заметный ущерб мировой экономике: пострадали сами страны Европы, сферы туризма и экономики. Выездной туризм в России с 2015 г. упал до отметки 1998 г. (когда произошел обвал рубля) [17]. Но несмотря на столь негативные последствия в глобальном масштабе, есть и позитивные моменты для российской экономики. Идея импортоза-мещения принесла свои положительные результаты: исследователи отмечают рост внутреннего туризма, что также будет оказывать благоприятное воздействие на российскую экономику.

Список литературы

1. Анисимова Н.В. Туристические предпочтения российских путешественников / Н. В. Анисимова, Д. В. Ралык // Nauka-rastudent.ru. - 2016. - № 09 (033).

2. Астраханская область - в двадцатке лучших регионов по развитию туризма. - Режим доступа: https://www.astrobl.ru/news/95811, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

3. Зарубежный отдых. - Режим доступа: http://www.levada.ru/2017/05/19/zarubezhnyj-otdyh/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

4. Колода Я. Кризис ударил по туризму: родина продается плохо, заграница уже не манит / Я. Колода // Амурская правда. - 2015. - 4 марта.

5. Карабущенко П. Л. Элитология мифа / П. Л. Карабущенко. - Астрахань : Астраханский ун-т, 2008.

6. Лебедева И. В. Мигранты в Европе и культурная безопасность / И. В. Лебедева, М. М. Бичарова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2015. - № 3 (44). -С. 330-337.

7. Лебедева И. В. «Чужой» и проблемы мультикультурализма / И. В. Лебедева, А. М. Амирханян, Н. В. Заичкина // АСТРАПОЛИС: Астраханские политические исследования. - Астрахань, 2014. - С. 94-99.

8. Летний отдых. - Режим доступа: http://www.levada.ru/2017/06/16/letnij-otdyh-2/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

9. Топ-5 самых событийных регионов апреля. - Режим доступа: http://eventsinrussia.com/ blog/top-5-sobytijnyh-regionov, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

10. «Яндекс» исследовал изменения туристических предпочтений россиян. - Режим доступа: https://lenta.ru, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (Дата обращения: 15.03.2016).

11. Фролова Ю. С. Социальное эхо миграционного дрейфа / Ю. С. Фролова, А. В. Григорьев, И. В. Лебедева // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2015. - № 4 (45). -С. 205-211.

12. Фролова Ю. С. Ценностные трансформации в современной российской полиэтнической провинции / Ю. С. Фролова // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 4. - С. 270.

13. Gutmann T. Russland-Sanktionen zer störten 400.000 Jobs in Europa / T. Gutmann. - Режим доступа: http://www.ostexperte.de/russland-sanktionen-jobs-europa/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. нем.

14. Gutmann T. Russische Touristengaben 2016 im Urlaubweniger Geld aus / T. Gutmann. -Режим доступа: http://www.ostexperte.de/russische-touristen-geben-im-urlaub-weniger-aus/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. нем

15. Lebedeva I. V. Freedom of speech and the accuracy of the information / I. V. Lebedeva, Yu. S. Frolova, S. D. Postnov // АСТРАПОЛИС: Астраханские политические исследования. -Астрахань : Астраханский ун-т, 2014. - С. 184-189.

16. Seipp B. Warum Russen die unbeliebtesten Touristen sind / B. Seipp. - Режим доступа: https://www.welt. de/reise/article128791869/Warum-Russen-die-unbeliebtesten-Touristen-sind.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. нем.

17. Steiner E. Die Russenentdecken Deutschland wieder. - Режим доступа: https://www.welt.de/wirtschaft/article164155823/Die-Russen-entdecken-Deutschland-wieder.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. нем.

18. UNWTO Tourism highlights 2015 Edition. - Режим доступа: http://mkt.unwto.orgpublication /unwto-tourism-highlights-2015-edition, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ. (Дата обращения: 27.12.2015).

References

1. Anisimova N. V., Ralyk D. V. Turisticheskie predpochteniya rossiyskikh puteshestvennikov [Travel preferences of Russian travelers]. Nauka-rastudent.ru, 2016, no. 09 (033).

2. Astrakhanskaya oblast - v dvadtsatke luchshikh regionov po razvitiyu turizma [The Astrakhan region is in the top twenty regions for tourism development]. Available at: https://www.astrobl.ru/news/95811.

3. Zarubezhnyy otdykh [Foreign holidays]. Available at: http://www.levada.ru/2017/05/19/zarubezhnyj-otdyh/.

4. Koloda Ya. Krizis udaril po turizmu: rodina prodaetsya plokho, zagranitsa uzhe ne manit [The crisis hit on tourism: the homeland is sold poorly, the land no longer beckons]. Amurskaya pravda [Amurskaya pravda], 2015, 4 March

5. Karabushchenko P. L. Elitologiya mifa [Elitology of the myth]. Astrakhan, Astrakhan State University Publ., 2008.

6. Lebedeva I. V., Bicharova M. M. Migranty v Yevrope i kulturnaya bezopasnost [Migrants in Europe and cultural security]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economy, Culture], 2015, no. 3 (44), pp. 330-337.

7. Lebedeva I. V., Amirkhanyan A. M., Zaichkina N. V. «Chuzhoy» i problemy multikulturalizma ["Alien" and the problems of multiculturalism]. ASTRAPOLIS: Astrakhanskie politicheskie issledovaniya [ASTRAPOLIS: Astrakhan Political Studies]. Astrakhan, 2014, pp. 94-99.

8. Letniy otdykh [Summer Holidays]. Available at: http://www.levada.ru/2017/06/16/letnij-otdyh-2/.

9. Top-5 samykh sobytiynykh regionov aprelya [Top 5 most eventful regions in April ]. Available at: http://eventsinrussia.com/blog/top-5-sobytijnyh-regionov.

10. "Yandeks" issledoval izmeneniya turisticheskikh predpochteniy rossiyan ["Yandex" explored changes in tourist preferences of Russians]. Available at: https://lenta.ru.

11. Frolova Yu. S., Grigorev A. V., Lebedeva I. V. Sotsialnoe ekho migratsionnogo dreyfa [Social Echo of Migration Drift]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economy, Culture], 2015, no. 4 (45), pp. 205-211.

12. Frolova Yu. S. Tsennostnye transformatsii v sovremennoy rossiyskoy polietnicheskoy provintsii [Value transformations in the modern Russian polyethnic province]. Sotsialno-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge], 2007, no. 4, p. 270.

13. Gutmann T. Russland-Sanktionen zer störten 400.000 Jobs in Europa [Russia's sanctions destroyed 400,000 jobs in Europe]. Available at: http://www.ostexperte.de/russland-sanktionen-jobs-europa/

14. Gutmann T. Russische Touristengaben 2016 im Urlaubweniger Geld aus [Russian tourist contributions in 2016 on holiday money from]. Available at: http://www.ostexperte.de/russische-touristen-geben-im-urlaub-weniger-aus/.

15. Lebedeva I. V., Frolova Yu. S., Postnov S. D. Freedom of speech and the accuracy of the information. ASTRAPOLIS: Astrakhanskie politicheskie issledovaniya [ASTRAPOLIS: Astrakhan Political Studies]. Astrakhan, 2014, pp. 184-189.

16. Seipp B. Warum Russen die unbeliebtesten Touristen sind [Why Russians are the most unpopular tourists]. Available at: https://www.welt. de/reise/article128791869/Warum-Russen-die-unbeliebtesten-Touristen-sind.html.

17. Steiner E. Die Russenentdecken Deutschland wieder [The Russians Discover Germany again]. Available at: https://www.welt.de/wirtschaft/article164155823/Die-Russen-entdecken-Deutschland-wieder.html.

18. UNWTO Tourism highlights 2015 Edition. Available at: http://mkt.unwto.orgpublication/unwto-tourism-highlights-2015-edition.

О СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Олейникова Светлана Геннадьевна, кандидат юридических наук, доцент Астраханский государственный университет Российская Федерация, 410056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: svetlanaoleinikova@rambler.ru

Тырнова Наталья Александровна, кандидат социологических наук, доцент Астраханский государственный университет Российская Федерация, 410056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: natalya.tyrnova@mail.ru

Лебедева Ирэна Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент Каспийский институт морского и речного транспорта Российская Федерация, 414000, г. Астрахань, ул. Никольская, 6/14 E-mail: irenalebedeva@mail.ru

Создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности государства. Следовательно, задачей социально ориентированной экономики государства является деятельность по социальной защите всех слоёв общества и выработке стратегии эффективной социальной политики. Реализация мер по социальной политике во многом успешна благодаря деятельности внебюджетных фондов. В России сегодня существует три постоянно действующих внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Фонд социального страхования Российской Федерации. Специальные внебюджетные фонды создаются в различных странах. В США действует сразу более десяти постоянных и временных фондов, среди них социальные, научно-технические и др. Внебюджетные фонды существуют также во Франции, Германии, Японии. Деятельность внебюджетных фондов Германии сегодня направлена на решение одной из самых актуальных проблем Европы - интеграцию мигрантов и беженцев и поддержание политики мультикультурализма.

Ключевые слова: социальная политика, миграционная политика, внебюджетные фонды, политика мультикультурализма, культура гостеприимства, социально ориентированная экономика

ABOUT SOCIAL POLITICS IN RUSSIA AND ABROAD

Oleynikova Svetlana G., Ph.D. (Law), Associate Professor Astrakhan State University

20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: svetlanaoleinikova@rambler.ru

Tyrnova Natalya A., Ph.D. (Sociology), Associate Professor Astrakhan State University

20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: natalya.tyrnova@mail.ru

Lebedeva Irena V., Ph.D. (Sociology), Associate Professor Caspian Institute of Sea & River Transport 6/14 Nikolskaya Str., Astrakhan, 414000, Russian Federation E-mail: irenalebedeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.