Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000-2010 ГГ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000-2010 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / АСТРАХАНЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Молчанова Виолетта Владимировна

Статья посвящена анализу деятельности Правительства Астраханской области в сфере туризма в 2000- 2010 гг. Астрахань находится на пересечении путей: торговых, культурных, экономических и прочих. Регион имеет достаточно ресурсов для туристической деятельности. Это может привлечь и туристов, и, что немаловажно, инвесторов. Чтобы туристическая отрасль могла эффективно развиваться, ей нужно законодательное обеспечение. Помимо вышесказанного требуется назвать проблемы, с которыми сталкивается туристическая отрасль. Наличие не только проблем, но и перспектив определяют цели. Цели, в свою очередь, определяют задачи, которые должны быть реализованы на практике. В указанный период (2000-2010 гг.) астраханский туризм начинал развиваться. Выбирались наиболее перспективные направления, которые находили отражение в официальных документах, прежде всего отраслевых целевых программах. В них прописывались текущее состояние дел, проблемы, с которыми можно столкнуться в ходе реализации. Одним из ключевых факторов являлась материально-техническая база. Наравне с этим вопросом стоял финансовый, рассматривающий способы получения денег для решения материально-технических нужд. Складывалась ситуация, при которой Астраханская область имела перспективы, изыскивала ресурсы, но при этом являлась малопривлекательном объектом для туристов, предпочитающих для отдыха другие регионы. Помимо вышеперечисленного, область стереотипно рассматривалась туристами как место для рыбалки и охоты. В данной статье рассматриваются способы регулирования туристической деятельности региона, цели и задачи, поставленные перед отраслью, проблемы, возникавшие в ходе реализации, формы и методы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Молчанова Виолетта Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR DEVELOPMENT OF THE TOURIST INDUSTRY IN ASTRAKHAN REGION IN 2000-2010

The article is devoted to the analysis of the activities of the Government of the Astrakhan region in the field of tourism. Astrakhan is located at the crossing of trade, cultural, economic and other routes. The city has many resources for tourism activities. This can attract both tourists and, importantly, investors. For the tourism industry to develop effectively, it needs legislative support. Besides, the problems faced by the tourism industry must be identified. The goals are determined not only by problems, but also by prospects. The goals, in turn, define the tasks that must be implemented in practice. During this period (2000-2010), Astrakhan tourism began to develop. The most promising directions were selected, which were reflected in official documents. These are, first of all, sectoral target programs. They described the current state of affairs, the problems that can be encountered in the course of implementation. One of the key factors was the physical infrastructure. Along with this issue was the financial one, considering ways to get money to meet logistical needs. Despite the fact that Astrakhan region had prospects, sought resources, it was still unattractive for tourists who preferred other regions for recreation. Moreover, the region was stereotypically viewed by tourists as a place for fishing, first of all, and then hunting. In this article we consider how the tourist activity of the region was regulated, what goals and objectives were set, what problems arose during their implementation, how they tried to solve them.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000-2010 ГГ»

DOI: 10.21672/1818-510X-2021-68-3-079-084

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2000-2010 гг.

Молчанова Виолетта Владимировна, аспирант

Астраханский государственный университет

Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail: violetta-molchanova@rambler.ru

Статья посвящена анализу деятельности Правительства Астраханской области в сфере туризма в 2000— 2010 гг. Астрахань находится на пересечении путей: торговых, культурных, экономических и прочих. Регион имеет достаточно ресурсов для туристической деятельности. Это может привлечь и туристов, и, что немаловажно, инвесторов. Чтобы туристическая отрасль могла эффективно развиваться, ей нужно законодательное обеспечение. Помимо вышесказанного требуется назвать проблемы, с которыми сталкивается туристическая отрасль. Наличие не только проблем, но и перспектив определяют цели. Цели, в свою очередь, определяют задачи, которые должны быть реализованы на практике. В указанный период (2000-2010 гг.) астраханский туризм начинал развиваться. Выбирались наиболее перспективные направления, которые находили отражение в официальных документах, прежде всего отраслевых целевых программах. В них прописывались текущее состояние дел, проблемы, с которыми можно столкнуться в ходе реализации. Одним из ключевых факторов являлась материально-техническая база. Наравне с этим вопросом стоял финансовый, рассматривающий способы получения денег для решения материально-технических нужд. Складывалась ситуация, при которой Астраханская область имела перспективы, изыскивала ресурсы, но при этом являлась малопривлекательном объектом для туристов, предпочитающих для отдыха другие регионы. Помимо вышеперечисленного, область стереотипно рассматривалась туристами как место для рыбалки и охоты. В данной статье рассматриваются способы регулирования туристической деятельности региона, цели и задачи, поставленные перед отраслью, проблемы, возникавшие в ходе реализации, формы и методы их решения.

Ключевые слова: туризм, туристическая отрасль, Астрахань, региональная политика, целевая программа, концепция развития туризма, нормативно-правовая база, материально-техническое обеспечение, информационная поддержка, природные ресурсы.

Цитирование. Молчанова, В. В. Концептуальные основы развития туристической отрасли в Астраханской области в 2000-2010 гг. / В. В. Молчанова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2021. -№ 3 (68). - С. 79-84. - DOI: 10.21672/1818-510X-2021-68-3-079-084.

CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR DEVELOPMENT OF THE TOURIST INDUSTRY IN ASTRAKHAN REGION IN 2000-2010

Molchanova Violetta V., postgraduate student

Astrakhan State University

20a Tatishcheva Str., Astrakhan, 414056, Russian Federation

E-mail: violetta-molchanova@rambler.ru

The article is devoted to the analysis of the activities of the Government of the Astrakhan region in the field of tourism. Astrakhan is located at the crossing of trade, cultural, economic and other routes. The city has many resources for tourism activities. This can attract both tourists and, importantly, investors. For the tourism industry to develop effectively, it needs legislative support. Besides, the problems faced by the tourism industry must be identified. The goals are determined not only by problems, but also by prospects. The goals, in turn, define the tasks that must be implemented in practice. During this period (2000-2010), Astrakhan tourism began to develop. The most promising directions were selected, which were reflected in official documents. These are, first of all, sectoral target programs. They described the current state of affairs, the problems that can be encountered in the course of implementation. One of the key factors was the physical infrastructure. Along with this issue was the financial one, considering ways to get money to meet logistical needs. Despite the fact that Astrakhan region had prospects, sought resources, it was still unattractive for tourists who preferred other regions for recreation. Moreover, the region was stereotypically viewed by tourists as a place for fishing, first of all, and then hunting. In this article we consider how the tourist activity of the region was regulated, what goals and objectives were set, what problems arose during their implementation, how they tried to solve them.

Keywords: tourism, tourism industry, Astrakhan, regional policy, target program, tourism development concept, regulatory framework, logistics, information support, natural resources.

Citation. Molchanova, V. V. Conceptual framework for development of the tourist industry in Astrakhan region in 2000-2010. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture], 2021, no. 3 (68), pp. 79-84. DOI: 10.21672/1818-510X-2021-68-3-079-084.

Введение

Современная деятельность Правительства Астраханской области в сфере туризма опирается на документы предшествующих десятилетий: концепций развития туризма в Астраханской области, отраслевых целевых программ, программ по сохранению и развитию предпринимательства и туризма и др. Многие цели и задачи, поставленные в указанных документах, остаются актуальными и сегодня. Несмотря на видоизменения и дополнения, костяк целевых программ сохраняется неизменным с начала 2000-х гг. Чтобы разобраться в современной деятельности Правительства Астраханской области в сфере туризма, следует начать отслеживать её особенности с самых первых документов постсоветского периода, регламентировавших туристическую отрасль Астраханской области.

Основная часть

Истоки

Первые документы, связанные с туристической деятельностью Астрахани, появились в 2001 г., а работа по их разработке датируется годом ранее. Таким образом, на протяжении фактически десяти лет (1991-2001 гг.) астраханский туризм не имел нормативно-правой и законодательной базы.

Первыми документами по упорядочению деятельности туристической отрасли региона стали программы Департамента по поддержке и развитию среднего, малого предпринимательства и туризма Астраханской области. Хронологические рамки: 8 февраля 2001 г., окончание - 1 июля 2003 г. В них были изложены структура Департамента и документы, на которые он опирался. Одним из таких документов являлся Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». В 2003 г. Постановлением губернатора Астраханской области А. П. Гужвина Департамент был реорганизован в Комитет по развитию и предпринимательства и туризма Астраханской области [10].

«Концепция развития туризма в Астраханской области на период 2001-2005 гг.»

Интеллектуальным продуктом Департамента стала «Концепция и программа (основные направления) развития туризма в Астраханской области на период 2001-2005 гг.». Его будем считать первым документом в сфере астраханского туризма.

В преамбуле Концепции была высказана мысль, что из-за слабой развитости малого и среднего предпринимательства страдали другие отрасли. Причиной данного явления в Концепции указывалась слабая поддержка со стороны Правительства Астраханской области. Которая по логике документа должна быть в дальнейшем преодолена.

Концепция начиналась с перечисления основных проблем туристической отрасли. На них стоит обратить внимание. В принимавшихся в дальнейшем в 2000-х гг. концепциях и отраслевых программах они почти всегда будут дублироваться. Среди проблем были названы такие, как:

• несовершенство нормативно-правовой базы;

• отсутствие материально-ресурсного обеспечения и малое финансирование;

• отсутствие должной информационной поддержки;

• проблема подбора и подготовки кадров.

Целью Концепции было создание политических, экономических и правовых условий для развития малого предпринимательства. Предпринимательство напрямую связывают с туризмом. По Концепции, первое давало импульс развитию второго.

Для достижения поставленной цели требовалось решить следующие задачи:

1) формирование правовой среды;

2) поддержка региональных властей в финансовой сфере;

3) формирование инфраструктуры для функционирования туристической отрасли;

4) улучшение деятельности органов власти субъекта.

Впервые был упомянут международный туризм и стремление интегрироваться в него. Для этого нужно было вывести экономику и инфраструктуру Астраханской области на современный уровень [7, с. 97].

Среди приоритетных было выделено два направления. Суть первого заключалась в создании туристического комплекса. Под туристическим комплексом понималась инфраструктура - гостиницы, отели, базы отдыха, транспорт, персонал. Комплекс должен был быть высокоэффективным и конкурентоспособным. Результатом этого стало бы удовлетворение потребностей туристов, как отечественных, так и зарубежных. Этому, в свою очередь, должно было способствовать создание рабочих мест для людей, занятых в туристической отрасли. Второе направление акцентировало внимание на природных ресурсах Астраханской области. Для этого должны были быть приняты определённые меры: рациональное использование ресурсов было возможно при условии создания эффективных региональных управленческих механизмов.

Вышеуказанные направления было сложно развивать из-за ряда проблем. Первая заключалась не только в нехватке гостиничных мест для туристов, но и в их несоответствии стандартам. Особенно обращалось внимание на то, что местный класс «люкс», не отвечал требованиям

общепринятых гостиничных стандартов. Вторая проблема являлась следствием первой и заключалась в слабой развитости туристического комплекса: нехватка предприятий общественного питания различной комфортности и ценовых категорий, отсутствие практики проката машин, всесторонняя ограниченность водного транспорта. Третью проблему можно разделить на несколько ответвлений. С одной стороны, отсутствовала рекламная отрасль, с другой - создавался образ Астраханской области исключительно как центра рыболовно-охотничьего туризма.

Решение ранее упомянутых проблем авторы Концепции видели в следующем. В первую очередь, в привлечении финансов. В данном случае давалось разъяснение, на какие цели они будут направлены - это реконструкция старых и строительство новых гостиниц. В список входили небольшие отели, турбазы, семейные кемпинги и иные объекты туристической инфраструктуры. Во-вторых, рациональное использование не только материальной базы, но и природных ресурсов Астраханской области. В-третьих, требовалась современная система подготовки кадров, в том числе за счёт переподготовки или курсов повышения квалификации. В-четвёртых, проведение активной информационно-рекламной деятельности. В-пятых, для более рационального использования и эксплуатирования природных ресурсов нужно было произвести их инвентаризацию [9, с. 4084-4085].

Одним из центральных вопросов стал поиск источников финансирования для развития туризма. Можно выделить три крупных направления. Первое: внебюджетные средства. Это поиск и привлечение инвесторов, как отечественных, так и зарубежных. Дополнительно рассматривался вариант использования банковских кредитов. Второе: использование средств федерального бюджета. Президентская программа «Развитие и сохранение туризма» была нацелена на всю страну. Предлагалось привлечение предусмотренных Программой финансов для выполнения Концепции. Третье: привлечение финансов областного бюджета.

На практике Концепция должна была реализовываться в два этапа. Первый охватывал 20012002 гг. - период основной работы. Второй должен был проходить в 2003-2005 гг. и стать завершающим этапом.

Данная Концепция была подробно рассмотрена как первый документ, посвящённый развитию астраханского туризма. Он чётко определял цели и задачи туристической отрасли. Подробно были рассмотрены проблемы и способы их эффективного решения. Главным фактором являлось то, что последующие документы будут на него ориентироваться. Некоторые аспекты будут повторяться и дублироваться. Рассмотрим следующие документы [2, л. 5, 8, 9].

Отраслевая целевая программа «Развитие туризма в Астраханской области на 2005-2007 гг.».

Цели данной программы несколько отличались от предыдущей. При этом имелись схожие компоненты. Первая цель - к конкурентной туристической отрасли прибавлялось понятие «эффективная». Следовательно, туризм предыдущих лет обладал недостаточной эффективностью. Вторая цель - создание механизма управления туристической отраслью с участием региональных властей. Упор делался на научный подход. Таким образом, природные ресурсы должны использоваться рационально с возможностью самовосстановления. Третья цель продолжала одну из целей предыдущей Концепции. Она была связана с продвижением астраханского туризма на отечественном и зарубежном рынках. Данная Программа предусматривала дальнейшее совершенствование этого вопроса.

Задачи, выполняемые для того, чтобы реализовать данные цели, предусматривали ряд действий. Например, выдвигалась идея сделать рыболовство, как любительское, так и профессиональное, платным. Помимо этого, предлагалось совершенствовать рекламно-информационную отрасль. В отличие от предыдущей Концепции, предусматривающей поднятие имиджа астраханского туризма, ставились новые задачи. Через позитивное восприятие предполагалось привлечение инвесторов, в том числе зарубежных. Принципиально новой задачей стал пункт о развитии новых видов туризма в Астраханском регионе. Некоторые задачи остались прежними - это подготовка и переподготовка кадров туристической отрасли, а также дальнейшая реализация нормативно-правовых актов в туристической деятельности [3, л. 3-5].

К проблемам, с которыми сталкивались власти субъекта, добавились новые. На этот раз сама проблема доминирования рыбалки и охоты в регионе отступала на второй план. Неконтролируемая ловля рыбы не облагалась финансовыми ограничениями. В данном случае получение денег стояло на втором месте. Главная опасность заключалось в том, что количество пойманной рыбы не регламентировалось, что могло привести к быстрому истощению рыбных ресурсов.

Вторая проблема напрямую вытекает из первой. Уменьшение количества рыбы могло привести к ущербу для астраханской природы. Третью проблему можно охарактеризовать как «теневой туризм». Некоторые предприниматели и владельцы гостиниц, турфирм и баз отдыха не имели на это лицензии. В результате государственный бюджет не получал отчислений от их деятельности, а региональные власти не могли взаимодействовать с нелегальными предпринимателями, контролировать их работу и качество предоставленных населению услуг. Помимо вышеперечисленного

при некачественном оказании туристических услуг, позитивный образ астраханского туризма мог пострадать. Это привело бы к тому, что инвесторы не захотели бы вкладывать средства в туристическую отрасль, а туристы, как иностранные, так и отечественные, не стали бы посещать Астраханскую область. Третья проблема впервые упоминалась в документе. Её можно охарактеризовать как удалённость и труднодоступность туристических объектов. При несовершенстве транспортной сферы отдалённые объекты туристической отрасли могли быть недосягаемыми для посетителей, невзирая на качество обслуживания и демократичные цены. Четвёртая проблема упоминалась в предыдущих источниках, здесь же сформулирована более подробно. Речь идёт об отсутствии «центра», способного координировать деятельность государственного и частного туризма. Из этой проблемы возникала пятая. Её смысл - отсутствие точных данных туристических объектов: сколько их, где они дислоцированы. Остальные проблемы - традиционные: отсутствие новых видов туризма, недостаток квалифицированных кадров, проблема наличия готовых инвестиционных площадок, более известное как отсутствие развитой инфраструктуры [5, с. 25].

Отраслевая целевая программа «Развитие туризма в Астраханской области на 2007 г.»

В отличие от предыдущих и последующих целевых программ, данная охватывала один год. Это было связано тем, что 2008 г. являлся юбилейным: Астрахань готовилась праздновать 450-летие. Следовательно, этот год должен был открывать собой целевую программу, а не быть частью другой. На 2008 г. выделялись средства, направленные на проведение праздничных мероприятий. Это делало 2007 г. «лишним». Чтобы не возникало проблем, для него была реализована отдельная целевая программа. Помимо вышесказанного, 2007 г. выступал как «подготовительный».

Это не противоречило целевой программе 2005-2007 гг. Напротив, связывало их, дополняя программу 2005-2007 гг. и подготавливая ресурсы для целевой программы 2008-2010 гг. [1, с. 25].

Новшеством являлось то, что Программа была более детально проработана, выступала логически завершённой. Она оценивала перспективность регионального туризма, подчёркивала выгодное географическое положение Астраханской области. Среди сдерживающих развитие туризма факторов назывались стихийность развития туристической отрасли и большой процент теневого туризма среди частного бизнеса. Сама туристическая отрасль предоставляла лишь часть услуг из-за конкуренции с другими, более известными, туристическими регионами.

Такая ситуация приводила к возникновению ряда проблем. Оставалась актуальной проблема монофакторности туризма. Уклон туристической отрасли шёл (и до сих пор идёт) в сторону рыболовства. Эта проблема сохранялась из-за нерешённости других проблем. К 2007 г. отсутствовала современная индустрия в сфере туризма. Астраханская область представляла интерес для инвесторов. Но их действия характеризовали интерес к отдельным туристическим объектам, непоследовательность в решении задач, связанных с туристической деятельностью. Они отдавали предпочтение частному сектору, минуя региональный. Некоторые действия представителей частного сектора не соответствовали региональной политике. Проблему региональные власти видели в отсутствии должного контроля над процессами развития туристического сектора региона. Ситуацию усугубляли малоэффективная реклама привлекательных объектов регионального туризма, слабое продвижение астраханского турпродукта на общегосударственном рынке. Решением этой проблемы была впервые названа консолидация рекламно-информационной отрасли. В качестве платформы планировалось использовать подготовку и празднование 550-летнего юбилея Астрахани.

Именно с учётом существовавших перед туристической отраслью проблем формировались цели и задачи данной Программы. Основная цель заключалась в формировании конкурентоспособного туризма. Для достижения этой цели было важно заняться подготовкой рабочих мест в сфере туризма. Для обеспечения новых рабочих мест увеличивали налоговые отчисления в областной бюджет.

Для реализации поставленных целей следовало выполнить следующие задачи: привлекать новых инвесторов, развивать новые виды туристических продуктов, сделать более интенсивной и эффективной деятельность по продвижению астраханского туризма [4, л. 3-7].

Какие действия были предприняты, чтобы справляться с вышеуказанными сложностями, рассмотрим в следующей Целевой программе.

Отраслевая целевая программа «Развитие туризма в Астраханской области на 20082010 годы»

В данной целевой программе впервые появились термины, сопровождающие туристическую отрасль. Например, «туризм», «туристическая деятельность», «турист», «туристические ресурсы» и другие. Несмотря на то, что термины и их расшифровка были взяты из Федеральных законов и целевых программ России, это укрепило региональную нормативно-правовую базу. Таким образом, становилось меньше разночтений и больше конкретики.

Помимо этого были чётко описаны такие аспекты, как «объект», «предмет регулирования», «сфера действия программы». Объектом выступала туристическая отрасль, предметом - развитие туристической отрасли, сферой действия - туристическая отрасль экономики Астраханской области.

Важной составляющей являлось обоснование Программы. Например, выдвигался тезис о туризме как об наиболее перспективной и прибыльной отрасли. Доходы от туристической отрасли превышают расходы (в среднем 33 % против 12 %). Туризм помогает налаживать международные связи и отношения. Для соотечественников - это возможность не только общаться с иностранцами и самим выезжать за границу, но и возможность получить рабочее место. В процессе развития туристическая отрасль подтягивает за собой остальные: предпринимательство (малое и среднее), транспорт, строительство, торговлю и др. Для России туризм играет положительную роль для более тесного сотрудничества различных народов нашей Родины. Поэтому для всего вышеперечисленного нужен сильный туризм в Астраханской области.

Впервые прямо было упомянуто о сотрудничестве руководства региона и частного сектора. Эти отношения должны быть партнёрскими, направленными на совместную деятельность.

Главной проблемой нормативно-правовой базы названо отставание от других отраслей. Это связано с тем, что туристическая отрасль регулируется и другими отраслями права (земельным кодекс, гражданским, природоохранным, налоговым). Итогом стало появление сложностей в педантичном исполнении законов, появлялись барьеры, тормозившие туристическую отрасль. Из-за вышеперечисленного, частный сектор туризма начал уходить в теневой. Поэтому решение проблемы состояло не только в проработке нормативно-правовой базы, но и в снижении штрафов и санкций со стороны проверяющих органов.

Важно отметить следующее событие, не указанное в документе. В конце 2007 - начале 2008 г. произошёл мировой финансовый кризис. Из-за проблем с финансами люди меньше путешествовали, выбирали менее затратные услуги. Предприниматели теряли туристов, регион терял прибыль, которая должна была покрыть расходы на туристическую отрасль. Предпосылки для дальнейших событий 2010-х гг. закладывались тогда.

Цели дублировали цели предыдущих лет - это создание современной индустрии туризма (конкурентоспособность была указана отдельным пунктом); создание рабочих мест для сферы туризма; увеличение бюджета для туристической отрасли путём налоговых поступлений. Новые цели не были указаны.

Задачи, как и цели, перешли из предыдущих источников - это поиск и привлечение новых инвестиций; создание и развитие новых видов туризма; формирование положительного имиджа туризма Астрахани для привлечения инвестиций в контексте перспективности Астраханской области. В качестве ещё одной задачи указывалось эффективное управление туризмом путём оптимизации всей отрасли [6, л. 2-4].

Выводы

Региональная политика в сфере туризма начала развиваться в начале 2000-х гг. Несмотря на столь поздний срок, туристическая отрасль Астраханской области быстро вышла на средний по стране уровень. Она трансформировалась под стандарты российского туризма, но учитывались также региональные особенности и проблемы туристической отрасли.

Складывалась противоречивая ситуация. С одной стороны, у Астраханской области есть богатые природные и культурные ресурсы. Правительство области пыталось помочь и стимулировать туризм. С другой стороны, на практике была выполнена только часть задач, не все цели были реализованы. Многие проблемы оставались актуальными на протяжении десятилетий и продолжают таковыми оставаться. Причины вышеперечисленного: стихийное развитие туризма, отсутствие единой координации деятельности, слабая рекламная отрасль, интерес туристов к рыболовному сектору туризма в урон остальным.

Постоянными проблемами астраханского туризма продолжают оставаться низкая подготовка кадров, не эффективно работающая нормативно-правовая база и недостаточно интенсивный поиск новых источников финансовых вливаний в туризм. Но каждая последующая программа становилась и становится более продуманной. Учитываются ошибки и недочёты предыдущих целевых программ. В туристическую отрасль начинают больше вкладывать денежных средств. Так, если к 2007 г. эта сумма составляла 46 650 тыс. руб., то на целевую программу 2008-2010 гг. было выделено уже 110 175 тыс. руб. [8, с. 137].

Список литературы

1. Варламова, М. В. Анализ состояния и перспективы развития туризма в Астраханской области / М. В. Варламова, О. В. Молчанова // Вестник Астраханского государственного технического университета. -2004. - № 3. - С. 25-31.

2. Государственный архив Астраханской области (далее - ГААО). - Ф. Р-4074. - Оп. 1. - Д. 6.

3. ГААО. - Ф. Р-4074. - Оп. 2. - Д. 22.

4. ГААО. - Ф. Р-4074. - Оп. 2. - Д. 66.

5. ГААО. - Ф. Р-4074. - Оп. 2. - Д. 70.

6. ГААО. - Ф. Р-4074. - Оп. 2. - Д. 104.

7. Зелетдинова, Э. А. Туризм в регионе: состояние, проблемы, перспективы (на примере Астраханской области) / Э. А. Зелетдинова // Социологические исследования. - 2005. - № 11. - С. 96-105.

8. Левченко, Т. П. Устойчивое развитие туризма на территориях без выраженной туристской привлекательности: оценки и инструменты развития / Т. П. Левченко, О. В. Конаныхина. - Москва : Креативная экономика, 2018. - 180 с.

9. Леухин, А. Н. Экологические проблемы развития туризма в Астраханской области / А. Н. Леухин // Туризм, экология и устойчивое развитие регионов : сб. мат-лов Всерос. науч.-практич. конф. - Тверь : Изд-во Тверской гос. ун-т, 2010. - С. 112-114.

10. Сорокин, В. М. Влияние географии туризма на экономику Астраханской области / В. М. Сорокин // Концепт. - 2016. - Т. 11. - С. 4084-4085. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86855, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 05.04.2021).

References

1. Varlamova, M. V., Molchanova, O. V. Analiz sostoyaniya i perspektivy razvitiya turizma v Astrakhanskoy oblasti [Analysis of the state and prospects of tourism development in the Astrakhan region]. Vestnik Astrahanskogo gosudar-stvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Astrakhan State Technical University], 2004, no. 3, pp. 25-31.

2. State Archives of the Astrakhan Region. Found R-4074, inventory 1, case 6.

3. State Archives of the Astrakhan Region. Found R-4074, inventory 2, case 22.

4. State Archives of the Astrakhan Region. Found R-4074, inventory 2, case 66.

5. State Archives of the Astrakhan Region. Found R-4074, inventory 2, case 70.

6. State Archives of the Astrakhan Region. Found R-4074, inventory 2, case 104.

7. Zeletdinova, Ye. A. Turizm v regione: sostoyanie, problemy, perspektivy (na primere Astrahanskoj oblasti) [Tourism in the region: state, problems, prospects (on the example of the Astrakhan region)]. Sotsiologicheskie issledo-vaniya [Sociological research]. 2005, no. 11, pp. 96-105.

8. Levchenko, T. P., Konanykhina, O. V. Ustoychivoe razvitie turizma na territoriyakh bez vyrazhennoy turistskoy privlekatelnosti: otsenki i instrumenty razvitiya [Sustainable development of tourism in areas without a pronounced tourist attraction: assessments and development tools]. Moscow, Kreativnaya ekonomika Publ. House, 2018, 180 p.

9. Leukhin, A. N. Ekologicheskie problemy razvitiya turizma v Astrahanskoy oblasti [Environmental problems of tourism development in the Astrakhan region]. Turizm, ekologija i ustoychivoe razvitie regionov [Tourism, ecology and sustainable development of regions]. Tver, Tver State University Publ. House, 2010, pp. 112-114.

10. Sorokin, V. M. Vliyanie geografii turizma na ekonomiku Astrakhanskoy oblasti [The influence of tourism geography on the economy of the Astrakhan region]. Kontsept [Concept], 2016, vol. 11, pp. 4084-4085. Available at: https://e-koncept.ru/2016/86855/ (accessed: 5 April 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.