Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА'

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СФЕРА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / ТУРИЗМ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арутюнян Светлана Айковна

В статье автор рассматривает проблемы в сфере управления развитием туризма Астраханской области. Обосновано, что наиболее оптимальным в современных условиях вариантом регулирования туристского рынка, можно считать систему государственно-частного партнерства (ГЧП), предполагающую совместную деятельность и ответственность бизнеса и государства за регулирование сферы туризма. Разработана модель взаимодействия субъектов государственно-частного партнерства в сфере туристских услуг Астраханской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION MODEL OF TOURIST BUSINESS ACTORS OF ASTRAKHAN REGION WORKING ON PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

The article examines the challenges in the field of tourism development management in Astrakhan Oblast. There is a ground that public-private partnership system (PPP) is the most optimum alternative of tourist market regulation under existing conditions, as PPP provides joint activities and joint responsibilities of business and public bodies when managing tourism field. The interaction model of public and private actors in the tourist service field in Astrakhan Oblast is worked out; the model describes that the interaction of partnership members supposes to build, in the first place, special platforms to discuss the challenges relating to further tourism development in Astrakhan Oblast.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА»

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Арутюнян Светлана Айковна, старший преподаватель

Астраханский государственный университет

414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail:arutunyan1109@mail.ru

В статье автор рассматривает проблемы в сфере управления развитием туризма Астраханской области. Обосновано, что наиболее оптимальным в современных условиях вариантом регулирования туристского рынка, можно считать систему государственно-частного партнерства (ГЧП), предполагающую совместную деятельность и ответственность бизнеса и государства за регулирование сферы туризма. Разработана модель взаимодействия субъектов государственно-частного партнерства в сфере туристских услуг Астраханской области.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; сфера туристских услуг; развитие туризма; туризм в Астраханской области

INTERACTION MODEL OF TOURIST BUSINESS ACTORS OF ASTRAKHAN REGION WORKING ON PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Arutyunyan Svetlana A., Senior Lecturer

Astrakhan State University

20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation

E-mail:arutunyan1109@mail.ru

The article examines the challenges in the field of tourism development management in Astrakhan Oblast. There is a ground that public-private partnership system (PPP) is the most optimum alternative of tourist market regulation under existing conditions, as PPP provides joint activities and joint responsibilities of business and public bodies when managing tourism field. The interaction model of public and private actors in the tourist service field in Astrakhan Oblast is worked out; the model describes that the interaction of partnership members supposes to build, in the first place, special platforms to discuss the challenges relating to further tourism development in Astrakhan Oblast.

Keywords: public-private partnership; tourist service field; tourism development; tourism in Astrakhan Oblast

Существующие проблемы, сдерживающие реализацию туристского потенциала, обосновывают необходимость определения комплекса эффективных мер, направленных на удовлетворение потребностей туристов в качественном отдыхе, лечении, воспроизводстве интеллектуальных и эмоциональных сил, а также на повышение уровня социально-экономического развития Астраханской области.

Все страны каспийского региона начинают рассматривать туризм в качестве значимой отрасли экономики, инвестируя в туризм и реализуя масштабные проекты. Характерная особенность туристских проектов Астраханской области - ориентация на различные направления туризма. Учитывая эту специфику, страны Прикаспийского региона не являются друг для друга прямыми конкурентами. Это имеет ряд положительных моментов (в том числе возможность нишевой специализации в регионе), однако снижает возможность сотрудничества и создание единого бренда региона.

В сфере управления развитием туризма в Астраханской области в настоящий момент существует ряд серьезных проблем. Туристическим компаниям в процессе своей деятельности приходится взаимодействовать с различными ведомствами и организациями, не имеющими единых подходов и требований, что создает дополнительные административные барьеры и является предпосылкой для существования теневого сектора.

Отсутствует единая политика в сфере развития туризма в муниципальных образованиях Астраханской области, что приводит к несогласованности действий исполнительных органов государственной власти Астраханской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области. Отсутствие объективной статистической информации препятствует выработке эффективной государственной политики в сфере туризма и принятию адекватных управленческих решений.

Сравнительный анализ туристских продуктов регионов Южного федерального округа, проведенный Центром стратегических разработок «Северо-Запад» показал, что туризм в Астраханской области имеет узкую рыболовно-охотничью направленность, которая уже является сформированной в качестве бренда и занимает 25-30% российского рынка.

Наличие на территории Астраханской области уникальных природных и исторических объектов создает предпосылки для развития таких видов туризма, как экологический и культурно-познавательный, паломнический, круизный, событийный.

Отсутствие готовых инвестиционных предложений и площадок для новых видов туризма не позволяет осуществлять активный поиск инвесторов. Инвестиции в туризм осуществляются без какого-либо регулирования со стороны государства. Инвестор приходит на рынок самостоятельно, не учитывая интересы Астраханской области. В данном вопросе государство должно взять на себя координирующую роль, определяя стратегически важные направления развития туризма. В основе эффективной модели привлечения инвестиций, лежит грамотное изначальное распределение ролей между государством и инвесторами. Инвесторы в основном должны сосредотачивать усилия на наращивании инвестиционного потенциала, а государство - на снижении инвестиционного риска и совершенствования собственной политики [5, 7, 8, 9, 10, 11].

Важным условием повышения конкурентоспособности туристского продукта Астраханской области является последовательная реализация комплексной государственной маркетинговой политики. Практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта отдельного региона может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для его некоммерческого продвижения на внутреннем и мировом рынках. Также следует отметить, что при увеличении государственных расходов на 1 млрд. руб. вклад экономики туризма и путешествий в ВВП в среднем увеличится на 23,578 млрд. руб. [1]

Наиболее оптимальным в современных условиях вариантом регулирования туристского рынка, по нашему мнению, можно считать систему государственно-частного партнерства (ГЧП), предполагающую совместную деятельность и ответственность бизнеса и государства за регулирование сферы туризма. С одной стороны участниками ГЧП являются отраслевые органы федерального и регионального уровней, с другой - объединения представителей туристского бизнеса (гостиничного, ресторанного, транспортного хозяйства, туроператоров, турагентов и др.), которые в настоящее время не получили достаточного развития. В последнее время государственно - частное партнерство становится реальным механизмом государственной политики в сфере туризма [3].

Государство, регулируя сферу туризма, должно сосредоточивать свои усилия там, где рынок обнаруживает «проблемы». При этом среди ключевых направлений государственного регулирования функционирования рынка туризма, по нашему мнению, можно выделить процесс производства туристских услуг, а также их качество и безопасность.

С нашей точки зрения к основным субъектам ГЧП в сфере производства туристских услуг можно отнести следующие: органы власти, уполномоченные в вопросах туризма, организации туристского бизнеса, местные жители, особо охраняемые природные территории Астраханской области, некоммерческие и научные организации. Характеристика задач, выполняемых участниками ГЧП, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Состав участников государственно-частного партнерства, их цели и задачи

Участники ГЧП Цели Основные задачи

Органы государственной власти Создание благоприятных условий для развития туристских услуг 1. Разработка стратегии и программ развития отдельных видов туризма. 2. Принятие соответствующих нормативно-правовых актов. 3. Создание туристской инфраструктуры.

Особо охраняемые природные территории Защита и охрана окружающей среды, экологическое просвещение 1. Соблюдение предельно допустимых нагрузок на рекреационные территории. 2. Экологическое просвещение.

Некоммерческие организации, в том числе Астраханская туристская лига Защита интересов: - местного населения; - туристов (право на отдых, право на свободный доступ к водоемам, лесам и пр.) С целью защиты интересов местного населения: 1. Участие населения в публичных слушаниях в рамках строительства новых туристских объектов на территории их проживания. 2. Разработка и принятие «Кодекса поведения туристов» на территории Астраханской области.

Организации туристского бизнеса Получение прибыли от оказания туристских услуг 1. Развитие туристской инфраструктуры ( турбазы, гостиницы, кафе, рестораны, средства развлечения). 2. Разработка конкурентоспособных туристских услуг.

Научные организации Разработка научных обоснований предельно допустимых нагрузок (ПДН) на рекреационные территории 1. Мониторинг и разработка научных обоснований ПДН. 2. Разработка показателей инвестиционной привлекательности территории. 3. Разработка методических рекомендаций по оценке социально-экономической эффективности развития туристской деятельности.

Развитие ООПТ возможно при совместном участии государства и бизнеса, то есть на основе ГЧП. Модель взаимодействия участников ГЧП представлена на рисунке 1.

Как видно из представленной модели, взаимодействие участников партнерства предполагает создание в первую очередь специализированных дискуссионных площадок для обсуждения проблем, связанных с дальнейшим развитием туризма в Астраханской области.

Дальнейший этап в области стратегического развития туризма связан, с нашей точки зрения, с разработкой приоритетных направлений развития туристского обслуживания, которые представляют собой комплексный план, учитывающий соответствующие программы районов области как в отношении природных и биологических ресурсов, так и туристской инфраструктуры.

Рис. 1. Модель взаимодействия ГЧП в сфере туристских услуг Астраханской области

Реализация стратегических направлений развития туризма возможна лишь при тесном взаимодействии государства и бизнеса в рамках ГЧП, которое необходимо и возможно осуществлять по следующим основным направлениям: инвестиции, инновации, качество туристского продукта, а также маркетинг (см. рисунок 2).

Рис.2. Развитие рынка туристских услуг на основе государственно-частного

партнерства

По нашему мнению, отправной точкой являются инвестиции для развития туристской инфраструктуры. Государственные инвестиции могут являться доказательством эффективности инвестиционной деятельности и способствовать формированию инвестиционной привлекательности области, привлекая таким образом частных инвесторов. ГЧП в инвестиционной сфере, как следует из зарубежного опыта, является одной из эффективных и действенных форм сотрудничества.

Другим направлением воздействия ГЧП на рынок туристского обслуживания является деятельность, связанная с повышением качества туристского продукта. Созданная система, контролирующая качество туристского продукта, во многом должна способствовать росту объема инвестиций в сферу туристской деятельности. Применение инновационных технологий позволит снизить издержки и повысить конкурентоспособность туристских услуг, сделать процедуру по формированию, продвиже-

нию и реализации туристского продукта проще и стать стимулом развития туристской сферы.

На основании использования в туристской деятельности предполагается решать следующие задачи:

- выявление перспективных рынков сбыта туристских услуг,

- определение конкурентных преимуществ и эффективное позиционирование туристских услуг,

- формирование эффективных направлений по продвижению туристского продукта на российский и зарубежный рынки на основе использования рекламы и брен-динга территории.

Таким образом, рассмотренный подход к развитию туристского бизнеса на основе ГЧП позволит создать условия для всестороннего и качественного удовлетворения спроса населения на туристские услуги на основе учета ресурсной составляющей, социально-экономического развития при сохранении природных, биологических ресурсов и историко-архитектурного наследия Астраханской области. При этом дальнейшее развитие будет получать не только туризм, но и связанные с ним виды деятельности, государственная поддержка которых, воздействуя как мультипликатор, даст импульс к активизации всей социально-экономической системы региона.

Список литературы

1. Арутюнян С.А. Влияние государственных расходов на туристский сектор / Арутюнян С.А. // Известия сочинского государственного университета. Научный журнал. - 2012. - №3 (21). - C. 21-25.

2. Воротников А.М., Королев В.А. Оценка состояния государственно-частного партнерства в регионах (по результатам мониторинга). - М.: Издательский дом Государственного университета - Высшей школя экономики, 2009. - 28 с.

3. Кабиров И.С. Теоретический аспект государственно - частного партнерства в сфере туризма// Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2010. - 8 (70).

4. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)»/ Утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июля 2010 г. № 1230-р. http://government.ru/gov/results/11494/

5. Солопов В.Ю., Крюкова Е.В. Стратегические возможности для экономического развития СЭЗ между Россией и Китаем// Каспийский регион: политика, экономика, культура -Астрахань. - 2011. - № 3 (28). - С.152-157.

6. Масленников А. Государственно - частное партнерство: региональный аспект // Экономист. 2009. № 9.

7. Минева, О.К. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Астраханской области//Каспийский регион: политика, экономика, культура - Астрахань. - 2010. - № 4 (25). - С.46-53.

8. Минева, О.К. Анализ предпринимательской активности региона//Каспийский регион: политика, экономика, культура - Астрахань. - 2010. - № 4 (25). - С.82-87.

9. Перепечкина Е.Г. Эволюция поддержки системы малого предпринимательства в России// Каспийский регион: политика, экономика, культура - Астрахань. - 2012. - № 1. - С. 157-161.

10. Перепечкина Е.Г. Государственная конкурентная политика России// Каспийский регион: политика, экономика, культура - Астрахань. - 2013. - № 1 (34). - С. 152-159.

11. Арутюнян С.А. Характер формирования российского туристского сектора// Каспийский регион: политика, экономика, культура - Астрахань. - 2011. - № 3 (28). - С. 178183.

References

1. Arutyunyan S. A. Influence of the public expenditures on tourist sector / Arutyunyan S. A. // News of the Sochi state university. Scientific magazine. - 2012 . - No. 3 (21). - pages 21-25 .

2. Vorotnikov A.M. Korolev V.A. Condition assessment of state-private partnership in regions (by results of monitoring). - M: Publishing house of the State university - The Higher School of Economics, 2009. - page 28

3. Kabirov I.s. Theoretical aspect of State-private partnership in tourism. Vestnik of Samara State Economic University. - 2010. - 8 (70).

4. The concept of the federal target program "Development of Internal and Entrance Tourism in the Russian Federation (2011 - 2016)" / Is approved by the Resolution of the Government of the Russian Federation on July 19, 2010 No. 1230-r. http://government.ru/gov/results/11494/

5. Solopov V.Yu. Kryukova E.V. Strategic opportunities for economic development of SEZ between Russia and China. Caspian region: politics, economy, culture - Astrakhan. - 2011 . - No. 3 (28). - Page 152-157.

6. Maslennikov A. Sstate - private partnership: regional aspect//Economist. 2009 . No. 9.

7. Mineva O.K. The development of the infrastructure of support of subjects of small and average business of the Astrakhan region//Caspian region: politics, economy, culture - Astrakhan. -2010. - № 4 (25). - P.46-53.

8. Mineva O. K. Analysis of business activity of a region//Caspian region: politics, economy, culture - Astrakhan. - 2010. - № 4 (25). - P.82-87.

9. Perepechkina E.G. The evolution of system support small business in Russia / / Caspian: politics, economy, culture, Astrakhan. - 2012. - № 1. - P.157-161.

10. Perepechkina E.G. National Competition Policy in Russia / / Caspian: politics, economy, culture, Astrakhan. - 2013. - № 1 (34). - P.152-159.

11. Harutyunyan S.A. The nature of the formation of the Russian tourist sector / / Caspian: politics, economy, culture - Astrakhan. - 2011. - № 3 (28). - P.178-183.

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ СТРУКТУР

УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Белик Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент

Астраханский государственный университет

414056, Российская Федерация, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а

E-mail:beliki@mail.ru

Статья посвящена изучению теоретических и прикладных аспектов формирования централизованных и децентрализованных структур управления. На основе проведенного анализа автором обосновывается необходимость централизации и концентрации медицинских организаций в целях повышения эффективности лечения социально значимых заболеваний. На примере противотуберкулезной службы Астраханской области автор аргументирует целесообразность усиления координации деятельности организаций системы здравоохранения.

Ключевые слова: централизованные структуры, децентрализованные структуры, концентрация производства, система здравоохранения

THE APPLICATION OF CENTRALIZED MANAGEMENT STRUCTURES IN HEALTH ORGANIZATIONS

Belik Yelena A., Ph.D. (Economical Science)

Astrakhan State University

20a Tatishchev st., Astrakhan, 414056, Russian Federation

E-mail: beliki@mail.ru

The article is devoted to the study of theoretical and applied aspects of formation of centralized and decentralized governance structures. On the basis of the analysis the author makes the case for centralization and concentration of medical organizations in order to increase the effectiveness of the treatment of socially significant diseases. For example, the tuberculosis control service of the Astrakhan region, the author argues that greater coordination of the activities of the organizations of the health care system.

Keywords: centralized structures, decentralized structure, concentration of production, the health care system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.