Научная статья на тему 'Современное состояние и проблемы развития туризма в Астраханской области'

Современное состояние и проблемы развития туризма в Астраханской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
852
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТУРИЗМ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / АНАЛИЗ ТУРИСТСКОГО РЫНКА / TOURISM / THE ASTRAKHAN REGION / TOURISM IN THE ASTRAKHAN REGION / THE TOURISM INDUSTRY / A TOURIST DESTINATION / EVENT TOURISM / THE ANALYSIS OF THE TOURIST MARKET

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Арутюнян Светлана Айковна, Яхонтова Марина Владимировна

В статье исследован туристский потенциал Астраханской области, дана характеристика Астраханской области, как туристской дестинации. Отмечены виды туризма в регионе с учетом особенностей территории. Проведен анализ состояния развития сферы туризма, дана характеристика деятельности туристских фирм региона. Проанализирована финансово-хозяйственная деятельность коллективных средств размещения. Анализ отраслевого рынка проведен при помощи выделения возможностей и угроз развития рынка туристских услуг Астраханской области. Обоснованы перспективы развития туризма в Астраханской области, через укрепление своих позиций в качестве основного в России центра любительского рыболовного туризма, лечебно-оздоровительного туризма, событийного и археологического туризма, экскурсионного туризма посредством максимально полного использования уникального рекреационного, культурного, исторического, климатического потенциала и качественной модернизации всего спектра туристских услуг. Выделены главные факторы развития туризма в Астраханской области в современных условиях, среди которых выделен бренд туристского рыболовства, наличие биологических ресурсов, архитектурных памятников, объектов культурного наследия, санаторно-курортной инфраструктуры. Доказано, что развитие туризма в Астраханской области сдерживается несоответствием потребностей туристского сектора и возможностей транспортной инфраструктуры области, сравнительно низким качеством предоставляемых туристских услуг, отсутствия развернутой и доступной информации об Астраханской области как о туристской дестинации. Определены факторы, оказывающие влияние на темпы и характер развития сферы туризма в Астраханской области. Исследованы проблемные аспекты развития туризма в регионе. В работе обосновано, что для обеспечения развития туризма необходимо учитывать влияние рынка, действие механизма управления, нормативно-правовую базу, направления государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current state and problems of development of tourism in the Astrakhan region

In article the tourist capacity of the Astrakhan region is investigated, characteristic of the Astrakhan region as tourist destination is given. Types of tourism in the region taking into account features of the territory are noted. The analysis of a condition of development of the sphere of tourism is carried out, characteristic of activity of tourist firms of the region is given. Financial and economic activity of collective means of placement is analysed. The analysis of the branch market is carried out by means of allocation of opportunities and threats of development of the market of tourist services of the Astrakhan region. The prospects of development of tourism in the Astrakhan region, through strengthening of the positions as the basic in Russia of the center of amateur fishing tourism, medical and improving tourism, event and archaeological tourism, excursion tourism by means of the fullest use of unique recreational, cultural, historical, climatic potential and high-quality modernization of all range of tourist services are proved. The main factors of development of tourism in the Astrakhan region in modern conditions from which the brand of tourist fishery, existence of biological resources, architectural monuments, objects of cultural heritage, sanatorium infrastructure is distinguished are allocated. It is proved that development of tourism in the Astrakhan region restrains discrepancy of needs of the tourist sector and opportunities of transport infrastructure of area, rather poor quality of the provided tourist services, lack of the developed and available information on the Astrakhan region as about a tourist destination. The factors having an impact on rates and the nature of development of the sphere of tourism in the Astrakhan region are defined. Problem aspects of development of tourism in the region are investigated. In work it is proved that for ensuring development of tourism it is necessary to consider market influence, operation of the mechanism of management, a regulatory framework, the directions of state regulation.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и проблемы развития туризма в Астраханской области»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2019, №6, Том 11 / 2019, No 6, Vol 11 https://esj.today/issue-6-2019.html URL статьи: https://esj.today/PDF/45ECVN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Арутюнян С. А., Яхонтова М.В. Современное состояние и проблемы развития туризма в Астраханской области // Вестник Евразийской науки, 2019 №6, https://esj.today/PDF/45ECVN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Arutyunyan S.A., Yahontova M.V. (2019). The current state and problems of development of tourism in the Astrakhan region. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(11). Available at: https://esj.today/PDF/45ECVN619.pdf (in Russian)

УДК 338.48 ГРНТИ 06.71.57

Арутюнян Светлана Айковна

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», Астрахань, Россия

Доцент кафедры «Менеджмента» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: arutunyan1109@mail.ru

Яхонтова Марина Владимировна

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», Сочи, Россия

Аспирант E-mail: jahontova@yandex.ru

Современное состояние и проблемы развития туризма в Астраханской области

Аннотация. В статье исследован туристский потенциал Астраханской области, дана характеристика Астраханской области, как туристской дестинации. Отмечены виды туризма в регионе с учетом особенностей территории.

Проведен анализ состояния развития сферы туризма, дана характеристика деятельности туристских фирм региона. Проанализирована финансово-хозяйственная деятельность коллективных средств размещения.

Анализ отраслевого рынка проведен при помощи выделения возможностей и угроз развития рынка туристских услуг Астраханской области.

Обоснованы перспективы развития туризма в Астраханской области, через укрепление своих позиций в качестве основного в России центра любительского рыболовного туризма, лечебно-оздоровительного туризма, событийного и археологического туризма, экскурсионного туризма посредством максимально полного использования уникального рекреационного, культурного, исторического, климатического потенциала и качественной модернизации всего спектра туристских услуг.

Выделены главные факторы развития туризма в Астраханской области в современных условиях, среди которых выделен бренд туристского рыболовства, наличие биологических ресурсов, архитектурных памятников, объектов культурного наследия, санаторно-курортной инфраструктуры.

Доказано, что развитие туризма в Астраханской области сдерживается несоответствием потребностей туристского сектора и возможностей транспортной инфраструктуры области,

сравнительно низким качеством предоставляемых туристских услуг, отсутствия развернутой и доступной информации об Астраханской области как о туристской дестинации.

Определены факторы, оказывающие влияние на темпы и характер развития сферы туризма в Астраханской области.

Исследованы проблемные аспекты развития туризма в регионе. В работе обосновано, что для обеспечения развития туризма необходимо учитывать влияние рынка, действие механизма управления, нормативно-правовую базу, направления государственного регулирования.

Ключевые слова: туризм; Астраханская область; туризм в Астраханской области; индустрия туризма; туристская дестинация; событийный туризм; анализ туристского рынка

Астраханскую область отличает выгодное географическое положение, значительный экономический, ресурсный, рекреационный, научный, технический, инфраструктурный потенциал. Экономико-географическое положение Астраханской области характеризуется тем, что представляет из себя южную часть Восточно-Европейской равнины на территории Прикаспийской низменности, Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги позволяет развивать на своей территории многообразие видов туризма.

Соленые озера, среди которых особо следует выделить озеро Баскунчак, являются одновременно ресурсной базой и производственной площадкой по добыче и переработке пищевой и технической соли. Кроме того, озеро Баскунчак, а также озера Мраморное и Лечебное являются известными центрами оздоровительного и лечебного туризма. Этому способствуют лечебные свойства вод, грязей и рап, источники радоновых и минеральных вод, традиции лечения кумысом, сухой и жаркий климат, значительные бальнеологические ресурсы.

Туристско-рекреационный потенциал территории, природные, культурно-исторические, социально-экономические факторы определяют пространственные особенности туризма [1]. Большое хозяйственное и экономическое значение имеют биологические ресурсы региона. Исторически за Астраханской областью закрепилась специализация в области добычи, переработки и воспроизводства рыб осетровых пород. Протоки, заливные озера, ильмени Волго-Ахтубинской поймы обладают широкими возможностями для круглогодичного рыболовного туризма, что выгодно отличает Астраханскую область от других регионов. Рекреационные ресурсы дельты Волги и Северного Каспия позволяют развивать климатический туризм, организовывать и предлагать разнообразные формы отдыха, охоты и рыбалки.

На территории Астраханской области расположены обширные природные охотничьи угодья [2]. Многочисленная и разнообразная охотничья фауна, наличие разветвленной инфраструктуры создают условия для развития охотничьего туризма.

Экологический, познавательный и научный туризм обеспечивается большим разнообразием редких и реликтовых видов животного и растительного мира, наличием многочисленных археологических и исторических памятников. Известно, что культурное наследие увеличивает туристский потенциал региона [3]. Реставрация памятников архитектуры и градостроительства позволила расширить экскурсионный туризм по исторической части города Астрахани. Отдельным направлением экскурсионного туризма является детский культурно-познавательный туризм. Событийный туризм, связанный с посещением знаковых культурных, исторических, социальных, профессиональных, археологических мероприятий: гастрономический фестиваль национальной кухни, фестиваль искусств, день рыбака, реконструкция исторического города и др. можно считать новационной формой туризма в

Астраханской области [4]. Водные круизы по Волге и Каспию обеспечивают диверсификацию туристского продукта Астраханской области [5].

Востребованы экскурсии по религиозным объектам, чему способствует многоконфессиональность и мультикультурализм Астрахани. На постоянной основе осуществляются экскурсии по Астраханскому Кремлю и его храмам, а также по храмам, расположенным в городе Астрахань и районах области. Популярно посещение храма Христа Спасителя в Красноярском районе области, где находится уникальная чудотворная Иерусалимская икона Божьей Матери, прославившаяся способностью исцелять душевные и телесные недуги. В поселке Лиман расположен и открыт для посещения единственный в регионе действующий буддийский храм. На территории Астрахани функционирует кафедральная мечеть, католический собор, которые также заслуживают внимания туристов.

Структура видов туризма в Астраханской области представлена на рисунке 11.

Рисунок 1. Основные виды туризма в Астраханской области на конец 2018 г., %

Как видно из рисунка, доминирует в Астраханской области рыболовно-охотничий туризм, удельный вес которого составляет 75 %, вторая позиция принадлежит экологическому туризму, и в тройке лидеров также культурно-познавательный туризм.

Многообразие видов туризма, его большой организационно-экономический потенциал определяет значимость туризма в структуре валового регионального продукта Астраханской области [6]. На рисунке отражена структура валового регионального продукта (ВРП) Астраханской области по состоянию на 2018 год1.

1 Астраханская область в цифрах 2017-2018 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа 1Щ|ж//;Ып-Ыа1. gks.ru/.

■ Рыболовно - охотничий

■ Социальный

■ Лечебно - оздоровительный

■ Культурно - позновательный

■ Активный

■ Экологический

Круизный Деловой

45ECVN619

I Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

I Добыча полезных ископаемых I Обрабатывающее производство

Обеспечение энергией I Водоснабжение I Строительство

I Торговля оптовая и розничная

I Транспортировка и хранение

I Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

' Деятельность в области информации и связи

Деятельность финансовая и страховая

I Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

I Научная деятельность

I Административная деятельнось

I Государсвтенное управление и социальное обеспечение

Образование I Здравоохранение I Культура и спорт ' Прочие виды услуг

Рисунок 2. Структура ВРП Астраханской области по видам экономической деятельности, в % по данным 2018 года

Доля туристской деятельности в структуре ВРП Астраханской области незначительна. Добыча, переработка и реализация нефти и газа составляет 38 % ВРП. Серьезный вклад в ВРП Астраханской области вносит сектор строительства, доля которого составляет 10 %.

Уровень развития сферы туризма, доля его вклада в ВРП Астраханской области зависит от масштаба и характера деятельности туристских фирм. В 2018 г. на рынке туристских услуг функционировало 133 организации. За период 2013-2018 гг. темп снижения составил 2,9 %, что свидетельствует о замедлении экономической активности на рынке туристских услуг. Наблюдается концентрация предложения туристских услуг в областном центре - 49,2 %. Среди районов области лидирует Камызякский район, на долю которого приходится 16,9 % туристских фирм.

Основные результаты деятельности туристских фирм Астраханской области представлены в таблице 12.

Таблица 1

Показатели деятельности туристских фирм Астраханской области

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Число туристских фирм, всего, ед. 137 153 149 125 139 133

В том числе занимались:

Туроператорской деятельностью 62 62 63 51 67 66

Турагентской деятельностью 56 68 63 49 55 57

Туроператорской и турагентской деятельностью 12 17 17 14 17 10

Экскурсионной деятельностью 7 6 6 11 - -

Число реализованных населению туристских путевок, всего, тыс. ед. 30,8 26,8 28,7 23,8 35,9 42,3

Из них гражданам РФ:

По территории РФ 22,9 20,3 20,8 20,4 29,2 33,8

По другим странам 7,8 6,4 7,8 3,3 6,6 8,3

Стоимость реализованных населению туристских путевок - всего, млн руб. 804,3 820,6 821,4 663,4 1000,0 1260,5

Из них гражданам РФ:

По территории РФ 435,5 462,9 460,7 479,7 565,2 636,1

По другим странам 365,2 354,4 357,2 179,7 430,3 617,4

По виду деятельности в 2018 г. преобладает активность фирм-туроператоров - 49,6 % от общего числа туристских фирм Астраханской области. Наименьшая активность туристских фирм отмечается в экскурсионной деятельности, начиная с 2017 г. они перестали функционировать на рынке туризма Астраханской области. За период 2013-2018 гг. положительные темпы роста характерны только для туристских фирм, совмещающих туроператорскую и турагентскую деятельность. Число туристских фирм, осуществляющих туроператорскую, турагентскую, экскурсионную деятельность неуклонно сокращается.

Экономические результаты туристской деятельности выявляются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности коллективных средств размещения. Ключевые показатели оценки представлены на рисунке 32.

1200 1000 800 600 400 200 0

2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г.

■ Доходы от предоставлемых услуг гостиницами и аналогичными средствами размещения Доходы от предоставляемых услуг специализированными средствами размещения

Рисунок 3. Показатели финансово-хозяйственной деятельности коллективных средств размещения Астраханской области, млн руб.

2 Статистические данные о развитии предприятий индустрии туризма в Астраханской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://astrastat. gks.ru/.

Вестник Евразийской науки 2019, №6, Том 11 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2019, No 6, Vol 11 https://esi.today

Доходы от предоставляемых услуг гостиниц и специализированных средств размещения (в том числе санаторно-курортных организаций, туристских баз, организаций отдыха) в 2018 г. составили 2142,9 млн рублей и увеличились по сравнению с 2017 г. на 6,6 %. Прирост пришелся на специализированные средства размещения, в основном за счет туристских баз. Отметим, что их доходы составили в 2017 г. 244 млн рублей с темпом роста к уровню 2016 г. 119,4 %, что обусловлено открытием новых объектов. По гостиницам и аналогичным средствам размещения доходы сократились на 4,1 %. Это подтверждается:

• во-первых, аналогичным снижением индекса цен на проживание в гостинице за сутки с человека, который составил в декабре 2017 г. 95,2 % к декабрю предыдущего года;

• во-вторых, сокращением номерного фонда в результате реконструкции ряда гостиниц.

На развитие деятельности гостиниц и прочих мест для временного проживания в 2017 г. направлено 412,7 млн рублей инвестиций в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами), что на 36,6 % ниже уровня 2016 г. Недостаток инвестиций сказывается на уменьшении туристского потенциала [7].

За весь анализируемый период вырос объем затрат, связанный с производством и реализацией услуг, оказываемых коллективными средствами размещения. Динамика затрат коллективных средств размещения Астраханской области отражена на рисунке 42.

1200 1000 800 600 400 200 0

622,8 ■5

2,5

2013г.

679,5

51

8,4

2014г.

767,6

2015г.

587,2576,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016г.

1042,6

1034,3

2017г.

2018г.

I Затраты, связанные с произвоством и реализацией продукции (работ, услуг, товаров) гостиниц и аналогичных средств размещения

Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг, товаров) специализированных средств размещения

Рисунок 4. Затраты коллективных средств размещения Астраханской области, млн руб.

Затраты по двум сегментам реализации туристских услуг растут с кратковременной стабилизацией в 2016 г. Причем рост затрат по состоянию на 2017 г. превысил увеличение доходов на 44 процентных пункта. Затраты в сегменте специализированных средств размещения туристов в 1,4 раза выше, чем в сегменте гостиниц. Но следует отметить снижение затрат в данном аспекте в период в 2018 г. по сравнению с 2017 г. Рост затрат реализуемых туристских услуг при одновременном уменьшении инвестиций в сферу туризма обостряет риски данного сектора региональной экономики [8].

Размещением отдыхающих на территории области в 2018 г. занимались 169 гостиницы и аналогичные средства размещения. Состояние гостиничного фонда и аналогичных мест размещения представлено на рисунке 52 (без учета микропредприятий).

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

Рисунок 5. Число гостиниц и аналогичных мест размещения в Астраханской области за 2013-2018 гг.

За весь анализируемый период число гостиниц и аналогичных средств размещения увеличилось более чем в 2 раза, что свидетельствует о росте предпринимательской активности и инвестиционной привлекательности данного сегмента туристского рынка Астраханской области. На территории Астраханской области действуют 4 санаторно-курортных организации, 112 организаций отдыха (базы отдыха, кемпинги) и 52 туристские базы.

Способы размещения туристов представлены в таблице 22.

Таблица 2

Размещение туристов в фонде санаторно-курортных организаций и организаций отдыха Астраханской области, чел.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Численность размещенных лиц - всего 187001 178503 186058 263938 268238 238389

В том числе:

Гостиницы и аналогичные средства размещения 164277 153949 161398 210780 203852 169317

Специализированные средства размещения 22724 24554 24660 53158 64386 69072

Из них:

Санаторно-курортные организации 8647 8345 7377 8602 7884 6954

Организации отдыха 10358 7986 9916 28707 38176 40721

Туристские базы 3491 7981 7167 15639 17989 20724

За период 2013-2018 гг. число размещенных туристов увеличилось в 1,4 раза. Увеличение размещения туристов косвенно свидетельствует о росте туристского потока в Астраханскую область. Туристы предпочитают размещаться в гостиницах - 75 % от общего числа мест размещения. В разрезе специализированных мест размещения предпочтения отдаются организациям отдыха - 14 % и туристским базам - 6 %. Стабильную убывающую динамику размещения туристов демонстрирует сегмент санаторно-курортных организаций.

Анализ отраслевого рынка позволил выделить возможности и угрозы развития рынка туристских услуг Астраханской области, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3

SWOT-анализ развития рынка туристских услуг Астраханской области

Сильные стороны Слабые стороны

- выгодное географическое положение - развитие исторических проектов - реконструкции архитектурных объектов и памятников - разнообразие био- и водных ресурсов - наличие водных лечебных источников - относительно развитые транспортные коммуникации - низкий уровень развития инфраструктуры - рост цен на предоставляемые туристские услуги - несоответствие цен качеству услуг - низкий профессиональный и квалификационный уровень сотрудников туристских фирм - преобладание рыболовного и охотничьего туризма - ориентация предложения услуг для туристов с высоким уровнем дохода

Возможности Угрозы

- усиление контроля за экологической обстановкой в регионе - диверсификация видов туризма (экскурсионный, архитектурный, археологический, круизный, лечебно-оздоровительный и др.) - рост инвестиционной активности - наличие образовательной базы для подготовки кадров для сферы туризма - создание информационной среды и туристско-информационного центра - усиление перелива капитала из сферы туризма в производственную сферу - рост цен и снижение качества туристских услуг - ужесточение законодательства в области рыбалки

Составлено авторами

Таким образом, в перспективе Астраханская область должна укрепить свои позиции в качестве основного в России центра любительского рыболовного туризма, лечебно-оздоровительного туризма, событийного и археологического туризма, экскурсионного туризма посредством максимально полного использования уникального рекреационного, культурного, исторического, климатического потенциала и качественной модернизации всего спектра туристских услуг. Главными факторами развития туризма в Астраханской области на сегодняшний день являются: сложившийся бренд территории как одной из основных точек туристского рыболовства в России, а также наличие биологических ресурсов, архитектурных памятников, объектов культурного наследия, санаторно-курортной инфраструктуры.

Развитие туризма в Астраханской области сдерживается несоответствием потребностей туристского сектора и возможностей транспортной инфраструктуры региона, сравнительно низким качеством туристских услуг, также имеет место отсутствие комплексной программы по развитию туризма, ограниченностью предложения дополнительных услуг, отсутствием развернутой и доступной информации об области как о туристском центре.

На темпы и характер развития сферы туризма в Астраханской области оказывает влияние ряд факторов:

1. Факторы рынка [9], среди которых особую тревогу вызывает низкая заинтересованность субъектов туристского бизнеса в разработке и предложении новых туристских продуктов; неэффективная ценовая политика; недостаток объектов туристской инфраструктуры.

2. Управленческие факторы, характеризующиеся низкой эффективностью воздействия на базовые процессы туристского бизнеса на территории области; преобладанием узкоспециализированных организаций турбизнеса.

3. Нормативно-правовые факторы, проявляющиеся в несовершенстве законодательной базы в области отдельных видов туризма; присутствием административных барьеров; отсутствием системы унифицированной

статистической отчетности туристских организаций перед органами управления туризмом на территории области.

4. Фактор государственного регулирования, который предлагается рассматривать с позиции стратегирования - системного подхода к использованию имеющихся рычагов и стимулов для развития туризма [10].

Обеспечение развития туризма невозможно без активного участия государства [11]. Большое значение в этом имеет государственная политика развития туризма - комплекс научно-обоснованных управленческих действий в целях придания сфере туризма устойчивости, комплексности, инновационности. Действия, осуществляемые в рамках государственной политики, конкретизируются в положительных изменениях экономических, социальных, институциональных параметров сферы туризма.

Существующая государственная политика представлена комплексом направленных действий стратегического характера. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №317 утверждена Государственная Программа РФ «Развитие культуры и туризма»3. В структуре программы выделены две подпрограммы: «Туризм (2013-2024 годы)»; ФЦП Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)». Федеральная целевая программа прекращена в связи с истечением срока, в то время как подпрограмма «Туризм» активно реализуется.

12 сентября 2014 года Правительством Астраханской области было принято Постановление №388-П «О государственной программе «Развитие культуры и туризма в Астраханской области» на период до 2020 года4. Согласно концепции данной программы, государству необходимо играть весомую роль, для определения стратегически важных направлений развития туризма, одновременно стимулировать привлечение инвестиций.

Цель Государственной программы РФ «Развитие культуры и туризма» в части, касающейся туризма, следующая - комплексное развитие туризма для приобщения граждан РФ к культурному и природному наследию. Важным уточнением цели является отмеченная связь развития туризма и обеспечения экономического и социально-культурного прогресса в российских регионах.

Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» среди прочих ставит задачи формирования доступной и комфортной туристской среды, а также продвижения туристского продукта РФ на внутреннем и международном туристских рынках.

В подпрограмме «Туризм (2013-2024)» цель конкретизирована и связана с развитием туризма в РФ. Уточнены и задачи, для реализации которых необходимо: создать условия для продвижения внутреннего туристского потока; создать условия, которые позволят развивать международное сотрудничество в сфере туризма.

Подпрограмма «Туризм (2013-2024)» включает в себя две ведомственные целевые программы, которые одновременно имеют статус основных мероприятий подпрограммы.

1. Развитие внутреннего туризма. Ожидаемый непосредственный результат реализации видится через: создание повышенного конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса; повышение внутренних туристских потоков; повышении

3 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 «Об утверждении Государственной Программы РФ «Развитие культуры и туризма». [Электронный ресурс]. Режим доступа https://base. garant.ru/.

4 Постановление Правительства Астраханской области от 12.09.2014 №388-П О государственной программе «Развитие культуры и туризма в Астраханской области» на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://base. garant.ru/.

Вестник Евразийской науки 2019, №6, Том 11 ISSN 2588-0101

The Eurasian Scientific Journal 2019, No 6, Vol 11 https://esj.today

качественных характеристик предоставляемых туристских услуг; улучшение образа Российской Федерации как страны, которая благоприятна как туристская дестинация [12].

Решение поставленных задач возможно через развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации; продвижение туристского продукта Российской Федерации на рынке; введение государственной информационной системы «Электронная путевка».

2. Развитие международного туризма. Результатом реализации ведомственной целевой программы будет повышение въездных туристских потоков; рост качественных характеристик оказываемых туристских услуг; интеграцией российской туристской индустрии в мировую; ростом доли российских компаний на международном туристском рынке; улучшение образа России как страны, привлекательной для туризма; повышение степени развития международного сотрудничества России в сфере туризма; рост информационной доступности российского туристского комплекса.

Основные направления реализации задач в области развития международного туризма связаны с расширением участия России в международных мероприятиях и организациях в индустрии туризма; созданием и обеспечением деятельности представительств России по туризму вне территории Российской Федерации.

Количественные результаты реализации подпрограммы «Туризм (2013-2024)» -повышение как внутреннего, так и въездного туристского потока, одновременно рост числа поездок иностранцев на территорию Российской Федерации до 50 млн единиц к 2024 году и числа ночевок в коллективных средствах размещения до 130 млн единиц. В Южном Федеральном округе к 2020 г. планируется довести количество ночевок в коллективных средствах размещения до 33 млн единиц, что составит 227 % по сравнению с 2012 г.; объем платных услуг, оказанных населению в сфере внутреннего и въездного туризма, а также выездного туризма - 150 млрд руб.

Решение задач по повышению качества и конкурентоспособности российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках запланировано через следующие мероприятия:

• включить объекты культуры в систему туристской деятельности;

• провести мероприятия по развитию и продвижению туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации;

• предоставить государственную поддержку в сфере реализации отраслевых инфраструктурных проектов;

• разработать и ввести в действие государственной информационной системы «Электронная путевка»;

• развить механизмы социального туризма к объектам туризма для граждан с ограниченными возможностями, малоимущих и других социально незащищенных категорий населения;

• развить и продвигать культурно-образовательный туризм для повышения просвещенности, роста культурного и образовательного уровня российского населения;

• реализовать меры по продвижению российского туристского продукта как внутри, так и на международном туристском пространстве;

• укрепить присутствие России в международных мероприятиях и организациях в сфере туризма;

• создать и обеспечить деятельность представительств России по туризму за пределами России.

Таким образом, перспективы развития туризма в Астраханской области связаны с ростом предложения туристских услуг в области любительского рыболовного туризма, лечебно-оздоровительного туризма, событийного и археологического туризма, экскурсионного туризма. Усилия необходимо направить на обеспечение максимально полного использования уникального рекреационного, культурного, исторического, климатического потенциала, диверсификации спектра туристских услуг. Предпосылками и условиями достижения цели является сложившийся бренд территории как одной из основных точек туристского рыболовства в России, наличие биологических ресурсов, архитектурных памятников, объектов культурного наследия, санаторно-курортной инфраструктуры.

Императивы развития сферы туризма в Астраханской области связаны с предложением новых туристских продуктов; эффективной ценовой политикой; созданием системы объектов туристской инфраструктуры; устранением административных барьеров; повышением результативности государственной регуляторной политики в сфере туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кружалин В.И., Мироненко Н.С., Зигерн-Корн Н.В., Шабалина Н.В. География туризма. М.: Федеральное агентство по туризму. 2014. - 336 с.

2. Карта Астраханской области. М.: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru.

3. Культурное наследие и туризм в контексте социально-экономического развития территории / Под ред. Г.Н. Василевич. СПб.: Ин-т проблем региональной экономики РАН. 2003. - 128 с.

4. Новиков В.С. Инновации в туризме. М.: ИЦ «Академия». 2007. - 208 с.

5. Арутюнян С.А., Соловьева Н.В. Международные круизы как фактор устойчивого развития туризма в Прикаспийском регионе // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - № 1. - Том 2 (85). - С. 115-122.

6. Ефремова М. Экономика туризма и оценка ее динамики // Экономист. - 2004. -№ 12. - С. 72-75.

7. Закорин Н.Д. Инвестиционное развитие туристического потенциала региона. СПб.: Д.А.Р.К. 2009. - 196 с.

8. Овчаров А.О. Туристский комплекс в России: тенденции и риски // Вопросы экономики. - 2008. - № 1. - С. 108-119.

9. Васильченко А.О. Анализ факторов устойчивого развития региона в сфере туризма и гостеприимства (на примере Брестской области) // Молодой ученый. -2018. - №18. - С. 297-306.

10. Сорокин Д.Е., Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В. О проблемах стратегирования развития туризма в регионах России (на примере Краснодарского края и города-курорта Сочи) // Экономика региона. - 2017. - № 3. - С. 764-776.

11. Писаревский Е.Л. Стратегия развития туризма как ключевое направление государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации // Квартальновские научные чтения. М.: Логос, 2012. С. 35-45.

12. Рассохина Т.В., Сесёлкин А.И. Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинации // Вестник университета. - 2013. - № 1. - С. 48-53.

Arutyunyan Svetlana Aikovna

Astrakhan state university, Astrakhan, Russia E-mail: arutunyan1109@mail.ru

Yahontova Marina Vladimirovna

Sochi state university, Sochi, Russia E-mail: jahontova@yandex.ru

The current state and problems of development of tourism in the Astrakhan region

Abstract. In article the tourist capacity of the Astrakhan region is investigated, characteristic of the Astrakhan region as tourist destination is given. Types of tourism in the region taking into account features of the territory are noted.

The analysis of a condition of development of the sphere of tourism is carried out, characteristic of activity of tourist firms of the region is given. Financial and economic activity of collective means of placement is analysed.

The analysis of the branch market is carried out by means of allocation of opportunities and threats of development of the market of tourist services of the Astrakhan region.

The prospects of development of tourism in the Astrakhan region, through strengthening of the positions as the basic in Russia of the center of amateur fishing tourism, medical and improving tourism, event and archaeological tourism, excursion tourism by means of the fullest use of unique recreational, cultural, historical, climatic potential and high-quality modernization of all range of tourist services are proved.

The main factors of development of tourism in the Astrakhan region in modern conditions from which the brand of tourist fishery, existence of biological resources, architectural monuments, objects of cultural heritage, sanatorium infrastructure is distinguished are allocated.

It is proved that development of tourism in the Astrakhan region restrains discrepancy of needs of the tourist sector and opportunities of transport infrastructure of area, rather poor quality of the provided tourist services, lack of the developed and available information on the Astrakhan region as about a tourist destination.

The factors having an impact on rates and the nature of development of the sphere of tourism in the Astrakhan region are defined.

Problem aspects of development of tourism in the region are investigated. In work it is proved that for ensuring development of tourism it is necessary to consider market influence, operation of the mechanism of management, a regulatory framework, the directions of state regulation.

Keywords: tourism; the Astrakhan region; tourism in the Astrakhan region; the tourism industry; a tourist destination; event tourism; the analysis of the tourist market

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.