Научная статья на тему 'Роль регионального фактора в формировании туристских дестинаций'

Роль регионального фактора в формировании туристских дестинаций Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
950
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ РЕГИОН / TOURIST DESTINATION / TOURISM / TOURIST AND RECREATIONAL REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Киселева И. А., Трамова А. М.

В данной статье рассмотрены вопросы развития туристских дестинаций как территорий, имеющих определенные границы и удовлетворяющих потребности достаточно широкого круга туристов, приведен жизненный цикл дестинации на основе S-образной модели Р. Батлера. Целью данной работы является выявление роли регионального фактора в формировании и функционировании туристских дестинаций, а также наиболее перспективных направлений развития туристического бизнеса в рамках рассматриваемых территориальных образований. Регион туристской дестинации является одним из самых важных в туристской системе, так как сами туристские дестинации и их имидж привлекают туристов, активизируют всю туристскую систему. В результате проведенного анализа сделан вывод о том, что сложившаяся региональная специализация туризма является основой для формирования туристских дестинаций, имеющих различный профиль и играющих значимую роль в экономике региона. Анализ данных свидетельствует о значительной неравномерности регионального развития туристической индустрии. Наибольшее развитие туризм в целом получил в Центральном, Южном и Приволжском ФО; последнее место занимает Северо-Кавказский ФО. Выбранный регион исследования Кабардино-Балкарская Республика входит в состав Северо-Кавказского ФО, который характеризуется относительно низким уровнем развития туристических услуг. Имеющаяся база лечебно-оздоровительного, познавательного, горнолыжного и экологического видов туризма не обеспечивает его адекватного развития. В то же время, темпы роста туризма могут составлять 25-30% в год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the regional factor in formation tourist destinations

In this article, the issues of development of tourist destinations as territories having certain boundaries and satisfying the needs of a sufficiently wide range of tourists are considered, the life cycle of the destination is shown on the basis of R. Butler's S-shaped model. The purpose of this work is to identify the role of the regional factor in the formation and functioning of tourist destinations, as well as the most promising areas for the development of tourism business in the framework of the territorial entities in question. The region of tourist destination is one of the most important in the tourist system, as the tourist destinations and their image attract tourists, activate the entire tourist system. As a result of the analysis it was concluded that the existing regional specialization of tourism is the basis for the formation of tourist destinations with different profiles and playing an important role in the economy of the region. Analysis of the data indicates a significant uneven regional development of the tourism industry. The greatest development of tourism in general was in the Central, Southern and Volga regions; the last place is occupied by the North Caucasus Federal District. The selected region of the study the Kabardino-Balkaria Republic is part of the North Caucasus Federal District, which is characterized by a relatively low level of development of tourism services. The existing base of medical-improving, cognitive, mountain-skiing and ecological kinds of tourism does not ensure its adequate development. At the same time, the growth rate of tourism can be 25-30% per year.

Текст научной работы на тему «Роль регионального фактора в формировании туристских дестинаций»

Информационное агентство INNOV.RU | технологии Blockchain в экономике; ICO

$

I NNDV Иннов: электронный научный журнал

РОССИИСКИИ ЕИЭНЕС ON-LINE

Главная страница журнала

Экономические науки

Технические науки О журнале Редакция Общая лента Выпуски

Опубликовать статью. Авторам

ru.iherb.com

Красота и здоровье со скидкой!

Спешите сделать заказ на ¡Herb! Действуют скидки! Огромная экономия!

Распродажа Спецпредложения Новинки

Роль регионального фактора в формировании туристских дестинаций The role of the regional factor in formation tourist destinations

УДК 330

11.09.1711:54

О 69

Выходные сведения: Киселева И.А., Трамова А.М. Роль регионального фактора в формировании туристских дестинаций // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №3 (32). URL: http://wwwAnnov.ru/sdence/economy/rol-regionalnogo-faktora-v-fa

Авторы:

Киселева Ирина Анатольевна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры математических методов в экономике, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация, Kia1962@list.ru

Трамова Азиза Мухамадияевна, доктор экономических наук, доцент кафедры «Высшая математика», ФГБОУВО «Кабардино-Балкарский ГАУ», Нальчик, Российская Федерация, aziza-tur@rambler.ru

Authors:

от

Роль регионального фактора в формировании туристских дестинаций Anatolievna, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation, Kia1g62@list.ru

Tramova Aziza Muhamadiyaevna, "Kabardino-Balkarian State University of Agriculture", Nalchik, Russian Federation, aziza-tur@rambler.ru

Ключевые слова: туристская дестинация, туризм, туристско-рекреационный регион

Keyword: tourist destination, tourism, tourist and recreational region

Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы развития туристских дестинаций как территорий, имеющих определенные границы и удовлетворяющих потребности достаточно широкого круга туристов, приведен жизненный цикл дестинации на основе S-образной модели Р. Батлера.

Целью данной работы является выявление роли регионального фактора в формировании и функционировании туристских дестинаций, а также наиболее перспективных направлений развития туристического бизнеса в рамках рассматриваемых территориальных образований.

Регион туристской дестинации является одним из самых важных в туристской системе, так как сами туристские дестинации и их имидж привлекают туристов, активизируют всю туристскую систему.

В результате проведенного анализа сделан вывод о том, что сложившаяся региональная специализация туризма является основой для формирования туристских дестинаций, имеющих различный профиль и играющих значимую роль в экономике региона. Анализ данных свидетельствует о значительной неравномерности регионального развития туристической индустрии. Наибольшее развитие туризм в целом получил в Центральном, Южном и Приволжском ФО; последнее место занимает СевероКавказский ФО. Выбранный регион исследования - Кабардино-Балкарская Республика входит в состав Северо-Кавказского ФО, который характеризуется относительно низким уровнем развития туристических услуг. Имеющаяся база лечебно-оздоровительного, познавательного, горнолыжного и экологического видов туризма не обеспечивает его адекватного развития. В то же время, темпы роста туризма могут составлять 25-30% в год.

Annotation: In this article, the issues of development of tourist destinations as territories having certain boundaries and satisfying the needs of a sufficiently wide range of tourists are considered, the life cycle of the destination is shown on the basis of R. Butler's S-shaped model.

The purpose of this work is to identify the role of the regional factor in the formation and functioning of tourist destinations, as well as the most promising areas for the development of tourism business in the framework of the territorial entities in question.

РАЗРАБОТКА

САЙТОВ Ш

The region of tourist destination is one of the most important in the tourist system, as the tourist destinations and their image attract tourists, activate the entire tourist system.

As a result of the analysis it was concluded that the existing regional specialization of tourism is the basis for the formation of tourist destinations with different profiles and playing an important role in the economy of the region. Analysis of the data indicates a significant uneven regional development of the tourism industry. The greatest development of tourism in general was in the Central, Southern and Volga regions; the last place is occupied by the North Caucasus Federal District. The selected region of the study - the Kabardino-Balkaria Republic is part of the North Caucasus Federal District, which is characterized by a relatively low level of development of tourism services. The existing base of medical-improving, cognitive, mountain-skiing and ecological kinds of tourism does not ensure its adequate development. At the same time, the growth rate of tourism can be 25-30% per year.

Введение

Региональный фактор оказывает решающее воздействие на

формирование ТРК. В то же время функционирование ТРК влияет на развитие региона [1, 11]. Таким образом, здесь наблюдается двусторонняя связь, которая лежит в основе туристско-рекреационного районирования. Под туристско-рекреационным районированием понимается процесс такого разделения территории, при котором районы: 1) идентифицируются по наличию у них особых признаков, являющихся аттрактивными

(привлекательными) для туристов и рекреантов; 2) отличаются друг от друга набором этих признаков и степенью их выраженности.

Таким образом, туристско-рекреационный регион - это территория, обладающая определенными аттрактивными признаками и обеспеченная необходимой инфраструктурой и системой организации туризма и отдыха.

В последние годы в научный оборот введено понятие дестинации как интегральной категории, включающей в себя туристско-рекреационные регионы различных уровней, масштабов, специализации и т.д. [12, 13, 14].

Туристская дестинация - решающий элемент туристской системы. Ее можно охарактеризовать как центр (территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Иными словами,

03.10.2017 Роль регионального фактора в формировании туристских дестинаций

туристская дестинация включает в себя наиболее важные и решающие элементы туризма, необходимые для туристов. [4, с.115].

Регион туристской дестинации является одним из самых важных в туристской системе, так как сами туристские дестинации привлекают туристов, мотивируют визит, то есть активизируют всю туристскую систему

Материалы и методы

В качестве инструментария использовались методы сравнения, анализа и синтеза, статистической обработки данных.

Результаты и обсуждение

К числу унифицированных требований, предъявляемых к дестинации и являющихся аттрактивными для туристов и рекреантов, относятся следующие [15]:

1) природно-климатическая привлекательность;

2) культурно-исторические ресурсы;

3) качество отелей и средств размещения туристов, организация питания и сферы бытовых услуг, наличие экскурсионных и культурно-развлекательных программ;

4) транспортная и информационная доступность (в том числе - наличие Интернета);

5) политическая стабильность и гарантии безопасности. [21, с.12].

Согласно S-образной модели Р. Батлера [16] каждая дестинация проходит в своем развитии жизненный цикл, состоящий из четырех стадий (см. рисунок 1):

• первоначальное освоение. На данной стадии наибольшее значение имеют природно-климатические и культурно-исторические особенности, являющиеся для туристов основными факторами-аттракторами. Она характеризуется медленным ростом числа туристов, неразвитостью инфраструктуры их обслуживания, минимальными контактами с местным населением и слабой нагрузкой на окружающую среду. В этот период развивается в основном так называемый «дикий» туризм, требующий наличия красивых ландшафтов и возможности уединения на территории, не сильно измененной антропогенной деятельностью. В ряде случаев такие «забытые» цивилизацией места (которых становится все меньше) привлекательны для диких туристов не только своей первозданностью, но и возможностью занятия отдельными видами спорта (серфинг и др.), наличием древних культурно-религиозных ценностей и т.д. [5, с.245].

• формирование и становление. Для этой стадии развития характерны: быстрый рост числа туристов; появление объектов инфраструктуры туризма и отдыха; активные контакты с местным населением, для которого туризм становится источником доходов; сильное воздействие на окружающую среду, которое может иметь негативные последствия.

Роль регионального фактора в формировании туристских дестинаций • зрелость и стабильность. На этой стадии достигается полное освоение ресурсно-рекреационного потенциала территории;

экология ухудшается и становится неудовлетворительной; отношение местного населения к туристам меняется и становится негативным; рост числа туристов замедляется или прекращается; в развитии дестинации наступает застой. [6, с.245].

Рисунок 1 - Жизненный цикл дестинации на основе S-образной модели Р. Батлера (точка А - наиболее благоприятное состояние, точка В - переломная точка)

• упадок или ренессанс. На этой стадии возможны три исхода: 1) туристско-рекреационный комплекс приходит в запустение или совсем прекращает свое функционирование ввиду отсутствия спроса на его услуги и исчерпания ресурсного потенциала. В этом случае профиль и специализация региона меняется (становится, например, территорией индустриального или аграрно-индустриального развития), а дестинация завершает свое существование; 2) открываются новые потенциальные возможности для рекреации и развития туризма, на базе которых происходит модернизация дестинации; 3) стагнация затягивается - это наименее благоприятный вариант, при котором нет ни оздоравливающей трансформации, ни возрождения [9, с. 87].

Учет циклического характера развития дестинаций - важный аспект планирования развития ТРК, позволяющий оценить перспективность принимаемых в этой сфере решений, а также с наибольшей отдачей и с минимальным воздействием на природу использовать территории для отдыха и туризма. Дестинации классифицируются не только по циклическим стадиям своего развития, но и по своей масштабности.

Роль регионального фактора в формировании туристских дестинаций Системно-структурный подход, используемый за рубежом при районировании туризма, выделяет следующие территориальные единицы как основы формирования дестинаций [3, 17, 18].

1.Крупный регион мира. ВТО выделяет 6 таких регионов: 1) Европа; 2) Америка; 3) Юго-Восточная Азия и Океания; 4) Африка; 5) Ближний и Средний Восток; 6) Южная Азия.

2. Крупная географическая зона. 1) Западная Европа; 2) Восточная Европа; 3) Северная Америка; 4) Латинская Америка; 5) Юго-Западная Азия (Ближний Восток); 6) Южная Азия; 7) Юго-Восточная Азия; 8) Центральная и Восточная Азия; 9) Африка; 10) Австралия и Океания.

3. Страна. Данная единица районирования является одной из важнейших для анализа как международного туризма (межстрановые потоки), так и для национальной экономики.

4. Ареал. К нему относится территория сосредоточения туристско-рекреационных и санаторно-курортных ресурсов.

5. Ядро - функциональный центр развития туризма.

6. Локусы - точечные элементы в составе функциональных центров (ядер) развития туризма, формируемые на базе отдельных памятников, отелей, турбаз, домов отдыха и т.д.

При планировании ТРК используется также понятие осей - ландшафтно-маршрутных коридоров, связывающих между собой ареалы, ядра и локусы в единый территориальный каркас.

Специфической для России единицей районирования является федеральный округ (ФО). На основе деления страны по федеральным округам исследуются вопросы неравномерности регионального развития, особенности размещения отдельных отраслей, транспорта, связи и т.д. [19, 20, 21, 22].

В таблице 1 представлены данные об объеме платных туристических услуг по ФО (как в целом, так и по их агрегированным видам), а в таблице 2 дана территориальная структура услуг Анализ этих данных свидетельствует о значительной неравномерности регионального развития туристической индустрии. Наибольшее развитие туризм в целом получил в Центральном, Южном и Приволжском ФО; последнее место занимает Северо-Кавказский ФО. При этом собственно туристические услуги и гостиничный бизнес наиболее развиты в Центральном регионе; санаторно-курортные услуги - в Южном. Данные таблицы свидетельствуют, что Северо-Кавказский регион является замыкающим в списке ФО по всем позициям: туризму, гостиничному и санаторно-курортному бизнесу

Важной характеристикой развития ТРК в регионе является его видовая структура. В таблице 3 приведена агрегированная видовая структура по ФО, которая свидетельствует о следующем. В Центральном ФО преобладающее значение имеет гостиничный бизнес. Его роль (более половины) является самой высокой в сравнении с другими ФО. Наименьшую долю этого вида услуг ТРК имеет Северо-Кавказский регион. Он же обладает самой низкой долей и по санаторно-курортным услугам. [10, с.222]. Наибольшую долю санаторно-курортных услуг (в сравнении с другими ФО) имеет Южный ФО. Наиболее сбалансированная структура у Приволжского ФО (» 30% по всем позициям).

Важными характеристиками уровня регионального развития ТРК являются удельные (средние) показатели приходящихся на единицу территории и на душу населения. Они приведены соответственно в таблицах 1 и 2.

оказанных услуг,

Роль регионального фактора в формировании туристских дестинаций Наибольшая плотность размещения услуг по территории имеется по туризму и гостиницам - в Центральном ФО, по санаторным услугам - в Южном ФО. Наименьшая плотность наблюдается в регионах с большой территорией - Дальневосточном и Сибирском.

По уровню охвата населения туристическими услугами на первых местах Южный и Уральский ФО (главным образом из-за относительно меньшей численности населения), на последнем месте - Северо-Кавказский ФО. В таблице 3 приводятся сводные данные по развитию ТРК в различных ФО.

Следует заметить, что территориальный разрез по ФО дает самую общую картину развития туристического бизнеса в стране. При более дезагрегированном подходе районирование осуществляется с учетом специализации туризма на его отдельных видах.

Таблица 1 - Платные услуги туристско-рекреационного комплекса (ТРК) России по федеральным округам в 2012 г, млн руб.

Федеральный округ Виды услуг ТРК

туризм гостиницы санатории Итого Рейтинг

Центральный 32272,1 51675.6 13726.9 97674,6 I

Южный 8983,1 25570,0 21809.8 56364,9 II

Северо-Западный 15065,0 19254.1 6149.4 40468,5 IV

Приволжский 19984,3 15412,3 14926,6 50323,2 III

Уральский 17809,4 13745,3 7300,0 38854,7 V

Сибирский 16329,2 9099,7 8345,6 33774,5 VI

Дальневосточный 5797,9 7707,0 2088,6 15593,5 vu

Северо-Кавказский 4733.5 1340,5 800,0 6874,0 vni

Итого 120976.5 143806,5 75146,9 339927,9 -

Источник: составлено по материалам Интернет-ресурса: www.rustourunion.ru/STATISTIKa/2%20taJ.doc.

Таблица 2 - Территориальная структура услуг ТРК России по федеральным округам в 2012 г., %

Федеральный округ Виды услуг ТРК

туризм гостиницы санатории Итого

Центральный 26,7 35,9 18,3 28,7

Южный 7,4 13,4 29,0 16,6

Северо-Западный 12,5 17,8 8,2 11,9

Приволжский 16,5 10,7 19,9 14,8

Уральский 14,7 9,6 9,7 11,5

Сибирский 13,5 6,3 11,0 9,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дальневосточный 4,8 5,4 2,8 4,6

Северо-Кавказский 3,9 0,9 1,1 2,0

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0

Источник: рассчитано по данным таблицы 1

В соответствии с таким районированием выделяются следующие регионы [18]. Таблица 3 - Структура услуг ТРК России по видам в 2012 г., %

Федеральный округ Виды услуг ТРК Итого

туризм гостиницы санатории

Центральный 33,0 52,9 14,1 100,0

Южный 15,9 45,4 3837 100,0

Северо-Западный 37,2 47,6 15,2 100,0

Приволжский 39,7 30,6 29,7 100,0

Уральский 45,8 35,4 18,8 100,0

Сибирский 48,3 26,9 24,8 100,0

Дальневосточный 37,2 49,4 13,4 100,0

Северо-Кавказский 68,9 19,5 11,6 100,0

Всего по РФ 35,6 42,3 22,1 100,0

Источник: рассчитано по данным таблицы 1

1. Северный: познавательный, экологический, круизный и самодеятельный туризм; паломничество (Архангельская область, Соловецкие острова); охота, рыбная ловля (Корелия); горные лыжи (Кольский полуостров, Хибины).

2. Северо-Западный: познавательный, деловой (конгрессный), автомобильный, оздоровительный и круизный туризм, отдых.

3. Калининградская область: лечебный, деловой (конгрессный) туризм, отдых.

4. Центральный: познавательный, деловой, лечебный, автомобильный туризм.

5. Волго-Вятский: познавательный, деловой, круизный, лечебный и промысловый туризм.

6. Северо-Кавказский: лечебный, познавательный, экологический и горнолыжный туризм.

7. Центрально-Черноземный: познавательный, автомобильный, деловой.

8. Поволжский: познавательный и круизный туризм, рыбная ловля.

9. Уральский: спортивный, самодеятельный, познавательный, горнолыжный и экологический туризм.

10. Сибирский: самодеятельный, экологический, спортивный, лечебно-оздоровительный туризм; Байкал - как многофункциональная зона.

11. Дальневосточный: оздоровительный, познавательный, промысловый и экологический туризм; приморское побережье - как многофункциональная зона.

Выводы

Сложившаяся региональная специализация туризма является основой для формирования дестинаций, имеющих различный профиль и играющих значимую роль в экономике региона.

Выбранный регион исследования - Кабардино-Балкарская Республика входит в состав Северо-Кавказского ФО, который (в сравнении с другими ФО) характеризуется относительно низким уровнем развития туристических услуг (почти по всем рассмотренным экономическим индикаторам). Имеющаяся база лечебно-оздоровительного, познавательного, горнолыжного и экологического видов туризма не обеспечивает его адекватного развития. В то же время, как показывает опыт, темпы роста туризма могут составлять 2530% в год.

Библиографический список

1. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.

2. Елисеев М.Е. Моделирование деятельности туристско-экскурсионного предприятия (ТЭП). //Сб. науч.тр. «Проблемы регионального и муниципального управления: управление, экономика, информатика». -Таганрог: ТРТУ, 2001.

3. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. - Новое знание, 2005. - 408 с.

4. Киселева И.А., Трамова А.М. Влияние инновации на конкурентоспособность предприятий туристского бизнеса / Статистика и Экономика. 2011. № 5. С. 115-119.

5. Киселева И.А., Трамова А.М. Моделирование инвестиционной привлекательности туристической отрасли региональной экономики (на примере Кабардино-Балкарской Республики) / Аудит и финансовый анализ. 2010. № 5. С. 241-246.

6. Киселева И.А., Цэцгээ Б. Оптимизационная модель развития туризма / Аудит и финансовый анализ, № 2, М. - 2005. С. 244-245.

7. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 208 с.

8. Хрусталев Е. Ю., Боташева А. С.. Роль экологического туризма в развитии экономики региона (на примере Карач аево-Черкесской Республики) // Региональная экономика: теория и практика. M., 2011. № 28.

9. Киселева И.А., Трамова А.М. Стратегия инновационного развития туристического рекреационного комплекса региона. - М., МЭСИ, 2011.

- 171 с.

10. Киселева И.А., Трамова А.М. Анализ особенностей инвестиционной политики Кабардино-Балкарской Республики /Экономические науки. 2009. № 50. С. 219-222.

11. Смит С.Л., Татаринов А.А. , Пошнагов С.Л., Трехлеб П.С. Туризм как фактор регионального экономического развития в России. Проблемы измерения роли туризма в региональной экономике. - М.: CEPRA, 2002. -456с.

12. Гончаров Н.А. Развитие туристской дестинации. -Ольборг, Ольборгский университет, 2010. - 128 с.

13. Zorin A.J., Zorin I.V. Destination within context UNESCO -M.: 2011.-P. 201.

14. Зорин И.В. Дестинация в контексте ЮНЕСКО: учебно-методические материалы по курсу «Туристские дестинации» / Зорин И., Зорин А. // Российская международная академия туризма. — Химки: РМАТ, 2011.

15. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: КНОРУС, 2010.- 464с.

16. Гончаров Н.А., Кирьянова Л.Г. Управление жизненным циклом дестинации. - Известия Томского политехнического университета, -

2011.-T.318, - №6.-С. 52-56.

17. Зорин А.И. Дестинация в контексте ЮНЕСКО. - М., РМАТ,2011. - 90 с.

18. http://sokolov33.ru/index.php/osnovy-turizma/32-geografiya-rekreatsionnykh-rajonov 05.07.2014/ = Туризм в России - География рекреационных районов.

19. Хрусталев Е.Ю., Боташева А.С.-Х. Методология построения государственных федеральных и региональных программ социально-экономического развития // Экономический анализ: теория и практика. 2013. -№ 35.-C. 2-15.

20. Хрусталев Е.Ю., Боташева А.С.-Х. Сетевое планирование и управление региональным развитием как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. - № 4. -С. 2-9.

21. Сибиряев А. С. Современное состояние территориальной организации местного самоуправления // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2006. Т. 1. С. 51-58. 22. Киселева И.А., Трамова А.М. Аграрный туризм как один из видов инновационных туристических услуг // Журнал «Аэкономика: экономика и сельское хозяйство», 2016. №4 (12), С.12.

References

1. Guljaev V.G. Turizm: jekonomika i social'noe razvitie. - M.: Finansy i statistika, 2003. - 304 s.

2. Eliseev M.E. Modelirovanie dejatel'nosti turistsko-jekskursionnogo predprijatija (TJeP). //Sb. nauch.tr. «Problemy regional'nogo i municipal'nogo upravlenija: upravlenie, jekonomika, informatika». -Taganrog: TRTU, 2001.

3. Kabushkin N.I. Menedzhment turizma. - Novoe znanie, 2005. - 408 s.

4. Kiseleva I.A., Tramova A.M. Vlijanie innovacii na konkurentosposobn ost' predprijatij turistskogo biznesa. // Statistika i Jekonomika, 2011, №

5. s.115-119.

5. Kiseleva I. A., Tramova A.M. Modelirovanie investicionnoj privlekatel'nosti turisticheskoj otrasli regional'noj jekonomiki (na primere Kabardino-Balkarskoj Respubliki) / Audit i finansovyj analiz. 2010. № 5. S. 241-246.

6. Kiseleva I.A., Cjecgjeje B. Optimizacionnaja model' razvitija turizma / Audit i finansovyj analiz, № 2, M. - 2005. S. 244-245.

7. Moiseeva N.K. Strategicheskoe upravlenie turistskoj firmoj: Uchebnik. - M.: Finansy i statistika, 2001. - 208 s.

8. Hrustalev E. Ju., Botasheva A. S.. Rol' jekologicheskogo turizma v razvitii jekonomiki regiona (na primere Karachaevo-Cherkesskoj Respubliki) // Regional'naja jekonomika: teorija i praktika. M., 2011. № 28.

9. Kiseleva I.A., Tramova A.M. Strategija innovacionnogo razvitija turisticheskogo rekreacionnogo kompleksa regiona. - M., MJeSI, 2011. - 171 s.

10. Kise l eva I.A., Tramova A.M. Analiz osobennostej investicionnoj politiki Kabardino-Balkarskoj Respubliki /Jekonomicheskie nauki. 2009. № 50. S. 219-222.

11. Smit S.L., Tatarinov A.A., Poshnagov S.L., Trehleb P.S. Turizm kak faktor regional'nogo jekonomicheskogo razvitija v Rossii. Problemy izmerenija roli turizma v regional'noj jekonomike. - M.: CEPRA, 2002. -456s.

12. Goncharov N.A. Razvitie turistskoj destinacii. -Ol'borg, Ol'borgskij universitet, 2010. - 128 s.

13. Zorin A.J., Zorin I.V. Destination within context UNESCO -M.: 2011.-P. 201.

14. Zorin I.V. Destinacija v kontekste JuNESKO: uchebno-metodicheskie materialy po kursu «Turistskie destinacii» / Zorin I., Zorin A. // Rossijskaja mezhdunarodnaja akademija turizma. — Himki: RMAT, 2011.

15. Aleksandrova A.Ju. Mezhdunarodnyj turizm. - M.: KNORUS, 2010.- 464p.

16. Goncharov N.A., Kir'janova L.G. Upravlenie zhiznennym ciklom destinacii. - Izvestija Tomskogo politehnicheskogo universiteta, -2011.-t.318, - №6.-S. 52-56.

17. Zorin A.I. Destinacij a v kontekste JuNESKO. - M., RMAT,2011. - 90 p.

18. http://sokolov33.ru/index.php/osnovy-turizma/32-geografiya-rekreatsionnykh-rajonov 05.07.2014/ = Turizm v Rossii - Geografija rekreacionnyh rajonov.

19. Hrustalev E.Ju., Botasheva A.S.-H. Metodologija postroenija gosudarstvennyh federal'nyh i regional'nyh programm social'no-jekonomicheskogo razvitija // Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika. 2013. -No 35.- S. 2-15.

20. Hrustalev E.Ju., Botasheva A.S.-H. Setevoe planirovanie i upravlenie regional'nym razvitiem kak vazhnejshij faktor obespechenija nacional'noj bezopasnosti Rossii // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2012. - № 4. -S. 2-9.

21. Sibirjaev A. S. Sovremennoe sostojanie territorial'noj organizacii mestnogo samoupravlenija. Trudy Bratskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Jekonomika i upravlenie. 2006. T. 1. S. 51-58.

22. Kiseleva I.A., Tramova A.M. Agrarnyj turizm kak odin iz vidov innovacionnyh turisticheskih uslug. Zhurnal «Ajekonomika: jekonomika i sel'skoe hozjajstvo», 2016. No 4 (12), P. 12.

\к v

У Tweet ^^И Ifc Нравится 0

kf Я нде кс. В иджет! NNOV

архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления

ооооо

Реклама на INNOV.RU Партнеры История компании О компании Услуги Создать сайт Стена памяти Поиск Карта сайта Контакты

© 1996-2017 INNOV.RU (Иннов.ру) - информационное агентство, ООО «Иннов».

- правила пользования

Свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Нижегородской области ИА № ТУ 52-0604 от 29 февраля 2012 г. ISSN: 2414-5122

Веб-студия «INNOV» - продвижение и разработка сайта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.