УДК 31
ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПРОФИЛЯ -ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ТУРИСТА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Мартынова В.А., Абакумова Е.В.
В статье приведены результаты исследования маркетингового профиля - психологического портрета туриста Астраханского области. Описаны результаты анкетирования туристов, с подробным описанием. Охарактеризован потребитель как объект маркетинговых исследовании. Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на поведение потребителеft. Составлен и подробно описан маркетинговый профиль - психологически!t портрет туриста Астраханского области.
Ключевые слова: маркетинговый профиль; статистические данные; социологическое исследование; турист; туризм; туристическшО поток; психологическиft портрет; туристическая фирма; туристическое агентство; база отдыха.
RESEARCH MARKETING PROFILE - PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF THE STRANDS TOURIST REGION
Martynova VA., Abakumova E. V.
The article presents the results of the study of the marketing profile - a psychological portrait of a tourist in the Astrakhan region. The results ofa survey of tourists with a detailed description are described. The consumer is characterized as the object of market research. The factors influencing the behavior ofconsumers are considered. The marketing profile -psychological portrait of the tourist of the Astrakhan region is made and in detail described.
Keywords: marketingprofile ; statistics: sociological research; tourist; tourism; tourist flow ; psychological portrait; travel Agency; travel Agency; recreation center.
Актуальность темы заключается в том, что грамотное использование профиля - психологического портрета потребителя, составленного на основе исследовательских данных, позволяет реализовывать эффективную деятельность туристического предприятия, предлагать клиентам продукт в таком виде, в котором он необходим для полного удовлетворения потребностей. Определение маркетингового профиля потребителя туристических услуг позволяет выделить характерные психологические, поведенческие и мотивационные аспекты выбора тура. Правильное представление о целевой аудитории помогает адекватно позиционировать новый продукт, грамотно проводить его рекламную кампанию, а значит, повышать уровень продаж. Это дает возможность четко определить маркетинговую стратегию турфирмы по пяти составляющим: продукт, цена, место, продвижение, связи с общественностью.
Цель работы заключается в исследовании маркетингового профиля - психологического портрета туриста Астраханской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: охарактеризовать потребителей как объект маркетинговых исследований; изучить факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей; провести исследование и составить маркетинговый профиль туриста Астраханской области.
Для выявления маркетингового профиля туриста Астраханской области использовались качественный метод (глубинное интервью) и количественный метод сбора информации (анкетирование). Туристам предоставлялась анкета в двух вариантах: первый - для жителей Астраханской области, второй - для гостей Астраханской области. Жителям Астраханской области было предложено ответить на вопросы анкеты с целью изучения маркетингового профиля туриста Астраханской области. Анкетирование проводилось с октября 2017 месяца по январь 2018 года включительно. Среди жителей Астраханской области приняли участие в анкетировании 827 человек. Из них 395 мужчин и 432 женщин.
В процессе изучения маркетингового профиля туриста использовался качественный метод, такой как глубинное интервью представителей тур бизнеса. В ходе данного интервью использовались
вопросы, ответом на которые предполагалось не однозначное «да» или «нет», а развернутый ответ.
Целью опроса было выяснить, с каких городов или регионов России приезжают туристы, с какой целью посещают Астраханскую область, выявить их предпочтения по комплектации туров и есть ли особые предпочтения у туристов в зависимости от возраста, семейного положения, от уровня дохода. А так же узнать, какую сумму готов потрать турист на отдых в Астраханской области.
Опрос показал, что основные города и регионы России, откуда приезжают туристы в Астраханскую область: Московская область, Ставропольский край, Ростовская область, Волгоградская область. В основном едут за насыщенной экскурсионной программой, и с целью экологического просвещения, заняться рыбалкой и охотой (но это только в сезон). Рыболовный туризм развит на турбазах, где выделяют следующие сезоны - апрель и сентябрь-октябрь; майские праздники и летний период, В августе в основном на базы отдыха приезжают семейные туристы с посещением близлежащих экскурсионных объектов. Молодежь как место отдыха не выбирает туристические базы, в основном базы отдыха пользуются спросом у людей от 30 лет и выше. В основном такой вид отдыха предпочитает мужское население, совмещая рыбалку и дополнительные услуги (анимационную программу, пользование рестораном, баней и т.д).
Приезжий турист проводит на базе отдыха не менее 7 дней, и готов платить за сутки проживания от 1500 тысяч рублей.
Опрос представителей турбизнеса касался и посещения Астраханской области иностранными туристами. Для анализа маркетингового профиля иностранного туриста, были заданы вопросы по выявлению страны, откуда прибыл турист, узнать цель посещения Астраханской области, а также выяснить какую сумму готов потратить иностранный турист на отдых в Астраханской области. Опрос показал, что, основные страны-поставщики туристов в Астраханскую область: Германия, Норвегия, Великобритания, Австралия, Китай, Италия. Основной целью поездки является познакомиться с дельтой Астраханской области, экскурсионная программа.
Иностранный турист очень мобилен и старается за определенное время посетить большое количество мест. На сегодняшний день иностранный турист не готов тратить большую сумму на отдых в Астраханской области Так туристы отдают свое предпочтение Бог-динско-Баскунчакскому заповеднику, с посещением горы Большое Богдо и озера Баскунчак.
Изучение жителей и гостей Астрахани и Астраханской области показал следующие результаты.
В ходе исследования было выявлено, что большинство приезжих туристов - это мужчины (63%), женщин же гораздо меньше (37%). Мужчины едут в Астраханскую область в основном в сезон рыбалки и охоты - это взрослые (от 30 лет) и состоятельные люди (с заработком выше среднего). Посещают базы отдыха семейные туристы (на майские праздники и в августе месяце), но все же основные клиенты - это мужское население. Среди опрошенных были представители таких городов и регионов России: Москва (28%), Московская область (33%), Волгоград (6%), Пермь (3%), Хабаровск (2%), Петропавловск-Камчатский (1%), Санкт-Петербург (5%), Казань (2%), Ставропольский край (6%), Тула (1 %), Тверь (0,1 %), Ярославль (1 %). Принимающими турфирмами были отмечены следующие страны-поставщики туристов в Астраханскую область: Германия, Норвегия, Великобритания, Австралия, Китай, Италия.
Основную массу туристов составляют в возрасте 26-35 лет (31%), 36-45 лет (38%) и 46-60 лет (24%). Меньше всего туристов посещает в возрасте 16-25 лет (5%) и от 61 года (2%). Гостями области являются люди с высшим образованием (72%). С средним уровнем дохода (60%), реже встречаются респонденты с уровнями дохода низким (17%), выше среднего (23%) и высоким (0,1%). Средняя продолжительность пребывания туристов в Астраханской области составляет 4-7 дней (51%), на базах отдыха средняя продолжительность пребывание туристов не менее 7 дней.
В качестве размещения лидирующее место занимают туристические базы (43%) и гостиницы 3-4 звезды (27%). Предпочитаемый тип питания туриста Астраханской области - завтрак (25%) и завтрак, обед и ужин (51%).
Не смотря на популярность рыбалки и охоты (38%) в области, турист едет за богатой экскурсионной программой (42%), экологический вид туризма выбирают 12% респондентов, как отмечают турфирмы - это в основном школьные экскурсии, популярностью пользуется экологический туризм у иностранных туристов. Религиозный туризм предпочитают 1% респондентов и 2% деловой. Большое количество туристов посещают область уже не в первый раз (71%).
В первую очередь и российский, и иностранный турист хочет увидеть Астраханский кремль и дельту реки Волги. Но при этом на все путешествие не готовы тратить большую сумму денег. 85% респондентов готовы потратить на отдых в Астраханской области не более 15 тысяч рублей.
Так же туристы Астраханской области положительно относятся к новинкам на рынке туристических услуг и с удовольствием бы поэкспериментировали с выбором отдыха и места путешествия.
Что касается гостей Астраханской области, то это жители других регионов и городов России, а также посещают область и иностранные туристы. Иностранный турист более мобилен, предпочитает за короткий промежуток времени посетить и увидеть, как можно больше исторических и достопримечательных мест. Туристы Астраханской области посещают с большим удовольствием Богдинско-Баскунчакский заповедник, с посещением горы Большое Богдо и озера Баскунчак, очень любят поездки в Элисту за ее необычный колорит, популярностью пользуются поездки в город-герой Волгоград, средневековый город, столицу Золотой Орды - Сарай-Бату.
Многие туристы посещают Астраханскую область не в первый раз. Но, не смотря на такое рвение посетить область, турист не еще не готов тратить большую сумму на отдых. Туристы готовы потратить на отдых в Астраханской области более 15 тысяч рублей.
Таким образом точно составленный портрет туриста Астраханской области, сужает целевую аудиторию клиентов. Это поможет обратиться к целевой аудитории и описать возможности, преимущества и выгоды предложения на языке клиента.
Список литературы
1. Абабков Ю.Н. Маркетинг в туризме: учебник. М.: ИНФРА-М, 2016. 214 с.
2. Абазян А.Г., Горбачева Д.А., Секисов А.Н. Маркетинг туристской индустрии. Краснодар.: Луч, 2017. 118 с.
3. Бобкова А.Г., Кудреватых С.А., Писаревский E.JI. Безопасность туризма: учебник. М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. 272 с.
4. Бунич Г.А., Старцев В.А. Туристический продукт: теория, практика, инновационные аспекты. М.: ИНФРА-М, 2017. 236 с.
5. Галицкий Е.Б. Маркетинговые исследования, теория и практика. М.: Юрайт, 2016. 570 с.
6. Герасимов Б.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебное пособие. М.: Форум, 2016. 336 с.
7. Гончарова И.В., Розанова Т.П., Морозов М.А., Морозова Н.С. Маркетинг туризма: учебное пособие. М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. 224 с.
References
1. Ababkov Yu.N. Marketing in tourism: textbook. M.: INFRA-M, 2016. 214 3.
2. Abazyan A.G., Gorbachev D.A., Sekisov A.N. Marketing in the tourism industry. Krasnodar.: «Luch», 2017. 118 p.
3. Bobkov A.G, Kudrevatykh S., Pisarevsky E.L safety and Security in tourism: textbook. Moscow: Federal Agency for tourism, 2017. 272 p.
4. Bunich A.G., Startsev V.A. Tourism product: theory, practice, and innovative aspects. M.: INFRA-M, 2017. 236 p.
5. Galitsky E.B. Marketing research, theory and practice. M.: Yurayt, 2016. 570 p.
6. Gerasimov B.I. Marketing research: a Training manual. Moscow: Forum, 2016. 336 p.
7. Goncharov I.V., Rozanova TP, Morozov M.A., Morozova N. Marketing of tourism: a training manual. Moscow: Federal Agency for tourism, 2017. 224 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Мартынова Виктория Александровна, преподаватель
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет»
Татищева 16, Астрахань, 414056, Российская Федерация infanta_2000@mctil. ru
Абакумова Екатерина Валерьевна, студентка 1 курса магистратуры по специальности «Туризм»
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет »
Татищева, 16, Астрахань, 414056, Российская Федерация ekaterina-abahimova@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Martynova Viktoriya Aleksandrovna, teacher
Astrakhan state technical University
16, Tatishcheva, Astrakhan, 414056, Russian Federation
infanta_2000(d)mail. ru
Abakumova Ekaterina Valer'evna, student of the master
Astrakhan state technical University
16, Tatishcheva, Astrakhan, 414056, Russian Federation
ekaterina-abakumova(a)mail.ru