Научная статья на тему 'Исследование маркетингового профиля - психологического портрета туриста Астраханской области'

Исследование маркетингового профиля - психологического портрета туриста Астраханской области Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
645
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПРОФИЛЬ / MARKETING PROFILE / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / STATISTICS / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / SOCIOLOGICAL RESEARCH / ТУРИСТ / TOURIST / ТУРИЗМ / TOURISM / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТОК / TOURIST FLOW / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / PSYCHOLOGICAL PORTRAIT / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ФИРМА / ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО / TRAVEL AGENCY / RECREATION CENTER / БАЗА ОТДЫХА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мартынова Виктория Александровна, Абакумова Екатерина Валерьевна

В статье приведены результаты исследования маркетингового профиля психологического портрета туриста Астраханской области. Описаны результаты анкетирования туристов, с подробным описанием. Охарактеризован потребитель как объект маркетинговых исследований. Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей. Составлен и подробно описан маркетинговый профиль психологический портрет туриста Астраханской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH MARKETING PROFILE - PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF THE STRANDS TOURIST REGION

The article presents the results of the study of the marketing profile a psychological portrait of a tourist in the Astrakhan region. The results of a survey of tourists with a detailed description are described. The consumer is characterized as the object of market research. The factors influencing the behavior of consumers are considered. The marketing profile psychological portrait of the tourist of the Astrakhan region is made and in detail described.

Текст научной работы на тему «Исследование маркетингового профиля - психологического портрета туриста Астраханской области»

УДК 31

ИССЛЕДОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ПРОФИЛЯ -ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ТУРИСТА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Мартынова В.А., Абакумова Е.В.

В статье приведены результаты исследования маркетингового профиля - психологического портрета туриста Астраханского области. Описаны результаты анкетирования туристов, с подробным описанием. Охарактеризован потребитель как объект маркетинговых исследовании. Рассмотрены факторы, оказывающие влияние на поведение потребителеft. Составлен и подробно описан маркетинговый профиль - психологически!t портрет туриста Астраханского области.

Ключевые слова: маркетинговый профиль; статистические данные; социологическое исследование; турист; туризм; туристическшО поток; психологическиft портрет; туристическая фирма; туристическое агентство; база отдыха.

RESEARCH MARKETING PROFILE - PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF THE STRANDS TOURIST REGION

Martynova VA., Abakumova E. V.

The article presents the results of the study of the marketing profile - a psychological portrait of a tourist in the Astrakhan region. The results ofa survey of tourists with a detailed description are described. The consumer is characterized as the object of market research. The factors influencing the behavior ofconsumers are considered. The marketing profile -psychological portrait of the tourist of the Astrakhan region is made and in detail described.

Keywords: marketingprofile ; statistics: sociological research; tourist; tourism; tourist flow ; psychological portrait; travel Agency; travel Agency; recreation center.

Актуальность темы заключается в том, что грамотное использование профиля - психологического портрета потребителя, составленного на основе исследовательских данных, позволяет реализовывать эффективную деятельность туристического предприятия, предлагать клиентам продукт в таком виде, в котором он необходим для полного удовлетворения потребностей. Определение маркетингового профиля потребителя туристических услуг позволяет выделить характерные психологические, поведенческие и мотивационные аспекты выбора тура. Правильное представление о целевой аудитории помогает адекватно позиционировать новый продукт, грамотно проводить его рекламную кампанию, а значит, повышать уровень продаж. Это дает возможность четко определить маркетинговую стратегию турфирмы по пяти составляющим: продукт, цена, место, продвижение, связи с общественностью.

Цель работы заключается в исследовании маркетингового профиля - психологического портрета туриста Астраханской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: охарактеризовать потребителей как объект маркетинговых исследований; изучить факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей; провести исследование и составить маркетинговый профиль туриста Астраханской области.

Для выявления маркетингового профиля туриста Астраханской области использовались качественный метод (глубинное интервью) и количественный метод сбора информации (анкетирование). Туристам предоставлялась анкета в двух вариантах: первый - для жителей Астраханской области, второй - для гостей Астраханской области. Жителям Астраханской области было предложено ответить на вопросы анкеты с целью изучения маркетингового профиля туриста Астраханской области. Анкетирование проводилось с октября 2017 месяца по январь 2018 года включительно. Среди жителей Астраханской области приняли участие в анкетировании 827 человек. Из них 395 мужчин и 432 женщин.

В процессе изучения маркетингового профиля туриста использовался качественный метод, такой как глубинное интервью представителей тур бизнеса. В ходе данного интервью использовались

вопросы, ответом на которые предполагалось не однозначное «да» или «нет», а развернутый ответ.

Целью опроса было выяснить, с каких городов или регионов России приезжают туристы, с какой целью посещают Астраханскую область, выявить их предпочтения по комплектации туров и есть ли особые предпочтения у туристов в зависимости от возраста, семейного положения, от уровня дохода. А так же узнать, какую сумму готов потрать турист на отдых в Астраханской области.

Опрос показал, что основные города и регионы России, откуда приезжают туристы в Астраханскую область: Московская область, Ставропольский край, Ростовская область, Волгоградская область. В основном едут за насыщенной экскурсионной программой, и с целью экологического просвещения, заняться рыбалкой и охотой (но это только в сезон). Рыболовный туризм развит на турбазах, где выделяют следующие сезоны - апрель и сентябрь-октябрь; майские праздники и летний период, В августе в основном на базы отдыха приезжают семейные туристы с посещением близлежащих экскурсионных объектов. Молодежь как место отдыха не выбирает туристические базы, в основном базы отдыха пользуются спросом у людей от 30 лет и выше. В основном такой вид отдыха предпочитает мужское население, совмещая рыбалку и дополнительные услуги (анимационную программу, пользование рестораном, баней и т.д).

Приезжий турист проводит на базе отдыха не менее 7 дней, и готов платить за сутки проживания от 1500 тысяч рублей.

Опрос представителей турбизнеса касался и посещения Астраханской области иностранными туристами. Для анализа маркетингового профиля иностранного туриста, были заданы вопросы по выявлению страны, откуда прибыл турист, узнать цель посещения Астраханской области, а также выяснить какую сумму готов потратить иностранный турист на отдых в Астраханской области. Опрос показал, что, основные страны-поставщики туристов в Астраханскую область: Германия, Норвегия, Великобритания, Австралия, Китай, Италия. Основной целью поездки является познакомиться с дельтой Астраханской области, экскурсионная программа.

Иностранный турист очень мобилен и старается за определенное время посетить большое количество мест. На сегодняшний день иностранный турист не готов тратить большую сумму на отдых в Астраханской области Так туристы отдают свое предпочтение Бог-динско-Баскунчакскому заповеднику, с посещением горы Большое Богдо и озера Баскунчак.

Изучение жителей и гостей Астрахани и Астраханской области показал следующие результаты.

В ходе исследования было выявлено, что большинство приезжих туристов - это мужчины (63%), женщин же гораздо меньше (37%). Мужчины едут в Астраханскую область в основном в сезон рыбалки и охоты - это взрослые (от 30 лет) и состоятельные люди (с заработком выше среднего). Посещают базы отдыха семейные туристы (на майские праздники и в августе месяце), но все же основные клиенты - это мужское население. Среди опрошенных были представители таких городов и регионов России: Москва (28%), Московская область (33%), Волгоград (6%), Пермь (3%), Хабаровск (2%), Петропавловск-Камчатский (1%), Санкт-Петербург (5%), Казань (2%), Ставропольский край (6%), Тула (1 %), Тверь (0,1 %), Ярославль (1 %). Принимающими турфирмами были отмечены следующие страны-поставщики туристов в Астраханскую область: Германия, Норвегия, Великобритания, Австралия, Китай, Италия.

Основную массу туристов составляют в возрасте 26-35 лет (31%), 36-45 лет (38%) и 46-60 лет (24%). Меньше всего туристов посещает в возрасте 16-25 лет (5%) и от 61 года (2%). Гостями области являются люди с высшим образованием (72%). С средним уровнем дохода (60%), реже встречаются респонденты с уровнями дохода низким (17%), выше среднего (23%) и высоким (0,1%). Средняя продолжительность пребывания туристов в Астраханской области составляет 4-7 дней (51%), на базах отдыха средняя продолжительность пребывание туристов не менее 7 дней.

В качестве размещения лидирующее место занимают туристические базы (43%) и гостиницы 3-4 звезды (27%). Предпочитаемый тип питания туриста Астраханской области - завтрак (25%) и завтрак, обед и ужин (51%).

Не смотря на популярность рыбалки и охоты (38%) в области, турист едет за богатой экскурсионной программой (42%), экологический вид туризма выбирают 12% респондентов, как отмечают турфирмы - это в основном школьные экскурсии, популярностью пользуется экологический туризм у иностранных туристов. Религиозный туризм предпочитают 1% респондентов и 2% деловой. Большое количество туристов посещают область уже не в первый раз (71%).

В первую очередь и российский, и иностранный турист хочет увидеть Астраханский кремль и дельту реки Волги. Но при этом на все путешествие не готовы тратить большую сумму денег. 85% респондентов готовы потратить на отдых в Астраханской области не более 15 тысяч рублей.

Так же туристы Астраханской области положительно относятся к новинкам на рынке туристических услуг и с удовольствием бы поэкспериментировали с выбором отдыха и места путешествия.

Что касается гостей Астраханской области, то это жители других регионов и городов России, а также посещают область и иностранные туристы. Иностранный турист более мобилен, предпочитает за короткий промежуток времени посетить и увидеть, как можно больше исторических и достопримечательных мест. Туристы Астраханской области посещают с большим удовольствием Богдинско-Баскунчакский заповедник, с посещением горы Большое Богдо и озера Баскунчак, очень любят поездки в Элисту за ее необычный колорит, популярностью пользуются поездки в город-герой Волгоград, средневековый город, столицу Золотой Орды - Сарай-Бату.

Многие туристы посещают Астраханскую область не в первый раз. Но, не смотря на такое рвение посетить область, турист не еще не готов тратить большую сумму на отдых. Туристы готовы потратить на отдых в Астраханской области более 15 тысяч рублей.

Таким образом точно составленный портрет туриста Астраханской области, сужает целевую аудиторию клиентов. Это поможет обратиться к целевой аудитории и описать возможности, преимущества и выгоды предложения на языке клиента.

Список литературы

1. Абабков Ю.Н. Маркетинг в туризме: учебник. М.: ИНФРА-М, 2016. 214 с.

2. Абазян А.Г., Горбачева Д.А., Секисов А.Н. Маркетинг туристской индустрии. Краснодар.: Луч, 2017. 118 с.

3. Бобкова А.Г., Кудреватых С.А., Писаревский E.JI. Безопасность туризма: учебник. М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. 272 с.

4. Бунич Г.А., Старцев В.А. Туристический продукт: теория, практика, инновационные аспекты. М.: ИНФРА-М, 2017. 236 с.

5. Галицкий Е.Б. Маркетинговые исследования, теория и практика. М.: Юрайт, 2016. 570 с.

6. Герасимов Б.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебное пособие. М.: Форум, 2016. 336 с.

7. Гончарова И.В., Розанова Т.П., Морозов М.А., Морозова Н.С. Маркетинг туризма: учебное пособие. М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. 224 с.

References

1. Ababkov Yu.N. Marketing in tourism: textbook. M.: INFRA-M, 2016. 214 3.

2. Abazyan A.G., Gorbachev D.A., Sekisov A.N. Marketing in the tourism industry. Krasnodar.: «Luch», 2017. 118 p.

3. Bobkov A.G, Kudrevatykh S., Pisarevsky E.L safety and Security in tourism: textbook. Moscow: Federal Agency for tourism, 2017. 272 p.

4. Bunich A.G., Startsev V.A. Tourism product: theory, practice, and innovative aspects. M.: INFRA-M, 2017. 236 p.

5. Galitsky E.B. Marketing research, theory and practice. M.: Yurayt, 2016. 570 p.

6. Gerasimov B.I. Marketing research: a Training manual. Moscow: Forum, 2016. 336 p.

7. Goncharov I.V., Rozanova TP, Morozov M.A., Morozova N. Marketing of tourism: a training manual. Moscow: Federal Agency for tourism, 2017. 224 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Мартынова Виктория Александровна, преподаватель

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет»

Татищева 16, Астрахань, 414056, Российская Федерация infanta_2000@mctil. ru

Абакумова Екатерина Валерьевна, студентка 1 курса магистратуры по специальности «Туризм»

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет »

Татищева, 16, Астрахань, 414056, Российская Федерация ekaterina-abahimova@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Martynova Viktoriya Aleksandrovna, teacher

Astrakhan state technical University

16, Tatishcheva, Astrakhan, 414056, Russian Federation

infanta_2000(d)mail. ru

Abakumova Ekaterina Valer'evna, student of the master

Astrakhan state technical University

16, Tatishcheva, Astrakhan, 414056, Russian Federation

ekaterina-abakumova(a)mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.