Научная статья на тему 'СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
143
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ФЕСТИВАЛИ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУР / ТУРИНДУСТРИИ / БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / EVENT TOURISM / CULTURAL POLICY / ETHNOCONFESSIONAL CULTURE / FESTIVALS / EVENT TOUR / TOURISM INDUSTRY / BUSINESS STRUCTURES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Куняшова Светлана Владимировна

В условиях рыночной экономики культура становится реальным сегментом экономических отношений, сферой услуг, направленной на удовлетворение потребностей населения. Культурная политика государства направлена на преимущественное развитие тех направлений, которые не только удовлетворяют потребности населения, но и приносят доход. К числу таких направлений относится туризм, который, как доходная статья бюджета, динамично развивается. Велико влияние туризма и на развитие региона. Осваивая туристическую отрасль, регион развивает у себя транспорт, связь, гостиничный бизнес, банковские услуги, увеличивает доходы местных производителей. Одним из важнейших направлений реализации культурной политики в Астраханской области является сохранение культурного наследия, а одним из направлений, популяризирующих это уникальное наследие, становится туристическая деятельность. Богатый потенциал, существующий в области для туристического бизнеса, позволяет развивать многие направления. Возрождение интереса к этноконфессиональным культурам региона способствовало появлению нового направления туристической деятельности - событийного туризма, представляющего собой интерактивную форму получения новых ярких впечатлений. Проанализировать культурную политику в сфере событийного туризма и выявить потенциал данного направления для региона - цель данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENT TOURISM AS AN ELEMENT OF THE REGIONAL CULTURAL POLICY (ON THE EXAMPLE OF ASTRAKHAN REGION)

In the conditions of market economy culture becomes a real segment ofthe economic relations, the services sector directed to satisfaction of needs of the population. The state’s cultural policy is aimed at the primary development of those directions which not only satisfy needs of the population, but also bring income. Tourism as dynamically developing industry is a revenue of the budget. Influence of tourism on the development of region is large. Mastering tourism industry, the region develops transport, communication, hotel business, banking services, increases revenues of local producers. One of the most important directions of implementation of cultural policy in the Astrakhan region is preservation of cultural heritage, and tourist activity becomes one of the directions popularizing this unique heritage. The rich potential existing in the area for travel business allows to develop many directions. Revival of interest in the ethnoconfessional cultures of the region promoted emergence of the new direction of tourist activity - event tourism, representing an interactive form of receiving new bright impressions. Toanalyse cultural policy in the sphere of event tourism and to reveal the capacity of this direction for the region is the purpose of this article.

Текст научной работы на тему «СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

References

1. Aktivnyy otdykh, sport i ekstrim v Astrakhani [Active recreation, sport and extreme in Astrakhan]. Available at: https://localway.ru/astrakhan/section/active_leisure (Accessed: 20.08.2018).

2. V Mostovskom rayone startovali finalnye sorevnovaniya po mauintinbayku [In Mostovsky district finals on a mauintinbayka started]. Available at: https://otdih.nakubani.ru/aktivnyiy-otdyih-i-sport/2011-08-04-v-mostovskom-rayone-startovali-finalnyie-sorevnovaniya-po-mauintinbayku/ (Accessed: 22.08.2018).

3. Dostoprimechatelnosti Psebaya. Peshekhodnyy turizm [Sights of Psebaya. Hiking]. Available at: http://fb.ru/article/261012/dostoprimechatelnosti-psebaya-peshehodnyiy-turizm-krasnodarskiy-kray (Accessed: 22.08.2018).

4. Otdykh v Psebae. Turizm i otdykh [Rest in Psebaye.Tourism and rest]. Available at: http://nelana.ru/thread-98-1-1.html (Accessed: 22.08.2018).

5. Rossiyskiy ekstremalno-priklyuchencheskiy virtualnyy portal [Russian extreme and adventure virtual portal] URL: www.vvv.ru (Accessed: 20.09.2018).

6. Sem vidov neobychnogo aktivnogo otdykha, kotorym nuzhnou spet zanyatsya v Astrahani [Seven types of unusual active recreation which need to manage to be engaged in Astrakhan]. Available at: https://arbuztoday.ru/7-vidov-neobychnogo-aktivnogo-otdyxa-kotorymi-nuzhno-uspet-zanyatsya-v-astraxani/ Data obrashcheniya 20.08.2018.

7. Fenomenehkstremala s tochkizreniyapsihofiziologii. Otkudaberutsyaehkstremal'nyenaklonnosti? livejournal.com [Phenomenon of the thrill-seeker from the point of view of psychophysiology. From where do extreme bents undertake?] Available at: https://kirill-rozhkov.livejournal.com/274070.html (Accessed: 20.08.2018).

8. Ekstrimotdyh [Extreme rest]. Available at: http://www.astoriaclub.ru/services/otdykh/vidy-otdykha/ekstremalnyy-otdykh (Accessed: 20.08.2018).

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА (на примере Астраханской области)

Куняшова Светлана Владимировна, магистр культурологии, аспирант

Астраханский государственный университет

Российская Федерация, 410056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а E-mail: svet.3107@mail.ru

В условиях рыночной экономики культура становится реальным сегментом экономических отношений, сферой услуг, направленной на удовлетворение потребностей населения. Культурная политика государства направлена на преимущественное развитие тех направлений, которые не только удовлетворяют потребности населения, но и приносят доход. К числу таких направлений относится туризм, который, как доходная статья бюджета, динамично развивается. Велико влияние туризма и на развитие региона. Осваивая туристическую отрасль, регион развивает у себя транспорт, связь, гостиничный бизнес, банковские услуги, увеличивает доходы местных производителей. Одним из важнейших направлений реализации культурной политики в Астраханской области является сохранение культурного наследия, а одним из направлений, популяризирующих это уникальное наследие, становится туристическая деятельность. Богатый потенциал, существующий в области для туристического бизнеса, позволяет развивать многие направления. Возрождение интереса к этноконфессиональным культурам региона способствовало появлению нового направления туристической деятельности - событийного туризма, представляющего собой интерактивную форму получения новых ярких впечатлений. Проанализировать культурную политику в сфере событийного туризма и выявить потенциал данного направления для региона - цель данной статьи.

Ключевые слова: событийный туризм, культурная политика, этноконфессиональная культура, фестивали, событийный тур, туриндустрии, бизнес-структуры

EVENT TOURISM AS AN ELEMENT OF THE REGIONAL CULTURAL POLICY (on the example of Astrakhan Region)

Kunyashova Svetlana V, Master of Cultural Studies, postgraduate

Astrakhan State University

20a Tatishcheva St., Astrakhan, 414056, Russian Federation E-mail: svet.3107@mail.ru

In the conditions of market economy culture becomes a real segment ofthe economic relations, the services sector directed to satisfaction of needs of the population. The state's cultural policy is aimed at the primary development of those directions which not only satisfy needs of the population, but also bring income. Tourism

as dynamically developing industry is a revenue of the budget. Influence of tourism on the development of region is large. Mastering tourism industry, the region develops transport, communication, hotel business, banking services, increases revenues of local producers. One of the most important directions of implementation of cultural policy in the Astrakhan region is preservation of cultural heritage, and tourist activity becomes one of the directions popularizing this unique heritage. The rich potential existing in the area for travel business allows to develop many directions. Revival of interest in the ethnoconfessional cultures of the region promoted emergence of the new direction of tourist activity - event tourism, representing an interactive form of receiving new bright impressions. Toanalyse cultural policy in the sphere of event tourism and to reveal the capacity of this direction for the region is the purpose of this article.

Keywords: event tourism, cultural policy, ethnoconfessional culture, festivals, event tour, tourism industry, business structures

По мере возрастания роли культуры в обществе она перестаёт быть одной из форм удовлетворения потребностей и становится активным участником социально-экономических процессов. Одним из важнейших направлений реализации культурной политики министерство культуры Астраханской области считает сохранение культурного наследия, при этом последнее представляется не только в образе оберегаемого объекта, но и активно вовлекается в бизнес-сферу через использование скрытых ресурсов. Одним из направлений, популяризирующих наследие края, является туристическая деятельность.

Туристический бизнес - одна из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Сегодня даже можно говорить о целых странах, где туризм является основным источником денежных средств, поступающих в бюджет. Туризм находится на третьем месте по прибыли после доходов от продажи нефти и нефтепродуктов, оружия и автомобилей.

Велико влияние туризма и на развитие региона. Туризм, в отличие от других сфер экономики, как правило, не ведёт к истощению природных ресурсов, а, наоборот, создаёт предпосылки для формирования оптимизированной природной среды. Осваивая туристическую отрасль, регион развивает у себя транспорт, связь, гостиничный бизнес, банковские услуги, увеличивает доходы местных производителей.

Формирование рыночного подхода в удовлетворении культурных запросов населения активизировало поиск новых принципов туристической деятельности, что привело к появлению новых видов и направлений. Важным элементом туристического комплекса становится сегмент развлечений. Сюда относятся разнообразные зрелищные мероприятия, народные гуляния, фестивали, концерты и т. д. Развитие индустрии развлечений - доходный бизнес, способный не только получать доход, но и вносить значительный вклад в развитие туризма, экономики области, а также решать задачи культурного диалога.

В Астрахани имеется богатый потенциал для туристического бизнеса. Являясь перекрестком торговых путей, религий и местом проживания многих народов, Астраханский край имеет широкую возможность для проведения различных исторических, реконструкторских, этнических фестивалей, привлекающих туристов. Возрождение этноконфессиональных праздников, проведение на их основе массовых гуляний и фестивалей позволяет Астрахани достойно войти в сферу нового направления туристической деятельности - событийного туризма. Проанализировать культурную политику в туристической сфере и, прежде всего, планы по развитию событийного туризма в регионе - цель данной статьи.

Проблема событийного туризма пока мало представлена в научной литературе, да и сам термин появился не так давно - с 80-х гг. прошлого века [1; 2; 4]. Однако по причине своей популярности данный вид туризма уже выделился в самостоятельную отрасль науки со своим терминологическим аппаратом и стал рассматриваться как отдельное направление.

Для Астраханского региона туризм всегда имел большое значение. Астрахань с её уникальным смешением народов, многообразием праздников русского, татарского, казахского, калмыцкого народов, с разнообразной кухней и типично астраханской продукцией, такой как арбузы, помидоры, осётр и вобла, представляется привлекательным объектом для туристического бизнеса.

В 70-80 гг. ХХ в. в Астрахани успешно существовали три вида туризма: круизный, рыбо-ловно-охотничий и рекреационный. Первые два были особо значимыми. Астраханскую приписку имели 12 туристических теплоходов, курсировавших с апреля по октябрь по Волге от Астрахани до Горького (Нижний Новгород), Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Петрозаводска, Перми и обратно. Для туристов, приезжающих в Астрахань, организовывались экскурсии по городу, музеям, картинной галерее и значимым местам.

Успехом у населения пользовались прогулки на местном рейсовом транспорте, судах типа «Ракета», «Комета», «Заря», которые, кроме своей чисто транспортной функции, осуществляли ещё и прогулочные рейсы. Особенно популярны были маршруты «Астрахань -пионерлагеря», «Астрахань - пляж», в дельту Волги (особенно в летний период), позволяющие жителям выехать на природу в выходной день.

Деятельность туристического флота была прекращена в 1990-е гг. в связи с распадом экономики. Частные фирмы (например, «Стрелец») делали попытки выкупить некоторые суда и продолжить рекреационно-познавательную деятельность, но это оказалось нерентабельным из-за высоких цен на топливо. На сегодняшний день город принимает только чужие туристические суда.

В начале 2000-х гг. министерство культуры и туризма предприняло усилия по возрождению экскурсионной деятельности на небольших маломерных судах по каналам Астрахани по примеру Санкт-Петербурга, в связи с чем преподавателям кафедры культурологии АГПУ (ныне АГУ) было предложено разработать и апробировать такой экскурсионный тур. Заказ был выполнен, состоялся пробный рейс трамвайчика по р. Кутум, Варвациевскому каналу и небольшому участку р. Волги. И хотя поездка была удачной, на поток такие экскурсии поставлены не были. Таким образом, город, обладающий уникальными гидротехническими возможностями для проведения круизного туризма, никак их не использует.

Второй вид туризма того времени - рыболовно-охотничий. Охотничьи и рыболовные базы строились в самых живописных местах, в основном для отдыха партийной номенклатуры. В начале перестройки на смену партийным работникам пришили «новые русские», которые стали хищнически уничтожать ресурсы края, прежде всего осетровые породы рыб, чёрную икру и даже лотос. Одно время даже говорилось об исчезновении этого ценного цветка (из семян лотоса на базах варили специальную кашу, которую охотно ели иностранные гости).

Рыболовно-рекреационный вид туризма не требует особых затрат, зато приносит немалые доходы, поэтому он не только сумел выжить в 90-е гг., но и укрепил свои позиции, благодаря стараниям индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Как результат, область сегодня насчитывает около 150 кемпингов, гостевых домов, туристических баз и баз отдыха, которые расположены в значительном удалении от областного центра, на небольших реках и ериках. Но, к сожалению, ориентированы они не на местных жителей, а в основном на приём любителей рыбалки из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Изменения в политике России в 2000-е гг. коснулись всех сфер, в том числе и культурной политики. Рассматривая культуру как реальный сегмент экономики, сферу услуг, ориентированную на удовлетворение потребностей индивида, государственные структуры объединяют свои усилия со сферой бизнеса, деятельность которой направлена на преимущественное развитие тех направлений, которые приносят доход. Причём с каждым годом роль государственных органов в регулировании культурными процессами уменьшается. Затрагивают эти изменения и туристическую сферу.

Сегодня туризм как доходная статья бюджета динамично развивается. Новые виды и направления туристического бизнеса нацелены на удовлетворение запросов представителей любого возраста и социального статуса. Современных туристов интересуют уже не просто красоты и достопримечательности определённой местности, но быт и нравы населения, стиль и ритм жизни, что находит отражение в народных праздниках и гуляньях, которые становятся основой нового вида туризма - событийного, представляющего «туристскую деятельность, связанную с разнообразными значимыми общественными событиями, а также редкими при-

родными явлениями, привлекающими своей уникальностью, экзотичностью, неповторимостью большие массы соотечественников и туристов из зарубежных стран» [3, с. 71].

Появление СМИ и интернета сделало неэффективным путешествия ради получения новой информации. Значимой ценностью событийного туризма становится именно возможность принять личное участие в событии, пережить новый волнующий культурный опыт. Именно поэтому сегодняшние туристы предпочитают событийные туры, где будет высока эмоциональная составляющая. Главная цель событийного туризма - получение новых ярких впечатлений.

Кроме того, событийный туризм постоянно пополняется новыми проектами, которые могут стать основой нового событийного тура. Именно поэтому событийный туризм приобрёл статус значимого вида туризма.

Богатый потенциал организации событийного туризма существует и в Астраханской области, которая исторически и географически является перекрёстком торговых путей, религий, местом проживания многих народов. Уникальность Астраханского региона, его историческое наследие даёт широкую возможность для проведения различных исторических, реконструк-торских, этнических фестивалей, могущих стать основой событийного тура.

Учитывая тенденцию изменения потенциала области на рынке туристических услуг, правительством Астраханской области и министерством спорта и туризма АО с 2014 г. принято решение «О развитии событийного туризма в Астраханской области» [5].

Интерес к возрождению народных праздников, проведению на их основе массовых гуляний и фестивалей позволяет Астрахани достойно войти в сферу событийного туризма. Для региона же событийный туризм помогает привлечь помимо известности значительное финансирование. Начиная с 2000 г. реконструированы и проводятся Масленица - у русских, Сабантуй - у татар, Цаган Сар - у калмыков и т. д. Эти мероприятия являются не только праздничным действием для его участников, но и привлекают зрителей, туристов. Одна за другой турфирмы предлагают своим клиентам различные туры, связанные с народными праздниками. Так, в Астрахани рекомендуют поездку в с. Евпраксино, где можно посмотреть и поучаствовать в одном из русских народных обрядов. Фирма «Татьянин день» начала активное сотрудничество с астраханским Домом ремёсел, который занимается воссозданием, реконструкцией и проведением различных народных гуляний, обычаев и обрядов народов, населяющих Астраханскую область.

Проведение столь масштабных мероприятий на уровне государства требует немалых вложений: финансовых, организационных, интеллектуальных, а вот организация и внедрение событийного туризма на региональном уровне может быть весьма эффектна, способствуя развитию внутреннего туризма, поможет перераспределить турпотоки и привлечь внимание к конкретному региону. Привлекая посетителей, каждый регион делает ставку на уникальные особенности своего региона. Это могут быть памятники культурного наследия, уникальные природные явления (гейзеры, вулканы), рекреационный туризм. Для Астрахани такой уникальностью, эксклюзивностью обладает природный ландшафт и исторически сложившееся многообразие народов, заселяющих этот край. Именно событийный туризм может способствовать реконструкции местных культурных традиций, обычаев, народного творчества.

Событийный туризм для Астраханской области - явление новое. В городе и области проводятся мероприятия, которые могли претендовать на место в нише событийного туризма. Но недостаточное финансирование не позволило претендовать на звание серьёзного событийного тура. И все-таки перечень интересных событийных мероприятий в крае велик. Исконно значимыми для астраханцев, собирающими наибольшее количество участников и зрителей, являются Масленица, Цаган Сар, Сабантуй, Жайлау той, «Зелёные святки» - праздник Троицы, фестиваль казачьей культуры «Казачье Поволжье», фестиваль исторической реконструкции «Бунчук Батыя» в Сарай Бату, этноярмарка «Южный базар» - международный этно-туристический проект, «Астрахань многонациональная» - фестиваль национальных культур, Жолдастык той и др. Все эти мероприятия всегда сопровождаются торговлей изделиями дека-ративно-прикладного творчества. Зрителей знакомят с национальными песнями и музыкой, им показывают народные танцы и предлагают деликатесы национальной кухни.

Значимое с точки зрения воспитания толерантности и демонстрации межкультурного единства событие - фестиваль «Астрахань многонациональная», где популяризируется многонациональная культура народов Астраханской области. Кроме мероприятий, имеющих ярко выраженную этническую окраску, проводятся фестивали, привлекающие большое количество жителей города и туристов из других городов. Некоторые из них являются уникальными и проводятся только на территории Астраханского региона. К данным мероприятиям можно отнести фестивали «Каналия», «Воздухофест», «Степной тюльпан Богдо», «Живая вода» (День рыбака), «Золотая Орда» и «Мечты барханов», «Чилим» и ралли-рейд «Золото Кагана».

Анализ культурной политики по развитию в регионе событийного туризма в Астраханской области позволяет констатировать возросший интерес к данному виду туризма не только со стороны зрителей и непосредственных участников, но и со стороны региональных органов власти, туриндустрии, бизнес-структур, общественности. Стремление к более полному раскрытию имеющегося в регионе культурного потенциала, использование межрегионального партнерства при разработке и реализации событийных проектов, создание необходимой материальной базы, активное продвижение событийных продуктов на международный рынок позволяют прогнозировать успех развития событийного туризма в данном регионе.

Для более эффективного развития данного вида туризма в регионе необходимо непосредственное вовлечение населения, проживающего в регионе, которое должно начинаться с чёткого обозначения того, что регион может предложить в качестве туристического продукта или услуги. Особенное внимание следует уделить достопримечательностям своего региона, которые с наибольшей вероятностью смогут заинтересовать и привлечь как российского, так и иностранного туриста. Практика показывает, что такой «изюминкой», способной вызвать интерес туристов, является исторически сложившее в регионе культурное многообразие, где региональная культура включает в себя уникальные этнокультуры разных народов, населяющих край.

Список литературы

1. Алексеева, О. В. Событийный туризм как фактор социально-экономического развития региона / О. В. Алексеева. - Москва, 2012. - 24 с.

2. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. - Санкт-Петербург : Герда, 2006. - 361 с.

3. Гроснер, Г. А. Мир туризма / Г. А. Гроснер. - Минск : Харвест, 2013. - С. 71.

4. Донских, С. В. Событийный туризм / С. В. Донских. - Минск : РИПО, 2014. - 112 с.

5. О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 30.12.2010 N 641-П : постановление от 11 июля 2014 года № 264-П. - Режим доступа: http://base.garant.ru/9147547/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус.

References

1. Alekseeva O. V. Sobytijnyy turizm kak factor sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Event tourism as a factor in the socio-economic development of a region]. Moscow, 2012, 24 p.

2. Birzhakov M. B. Vvedenie v turizm [Introduction to tourism]. St. Petersburg, Gerda Publ., 2006, 361 p.

3. Grosner G. A. Mir turizma [World of Tourism]. Minsk, Harvest Publ., 2013, p. 71.

4. Donskih S. V. Sobytijnyy turizm [Event tourism]. Minsk, RIPO Publ., 2014, 112 p.

5. Postanovlenie ot 11 iyulya 2014 goda N 264-P "O vnesenii izmeneniy v postanovlenie Pravitelstva Astrahanskoy oblasti ot 30.12.2010 N 641-P" [Decree of July 11, 2014 No. 264-P "On Amendments to the Decree of the Government of the Astrakhan Region dated 30.12.2010 N 641-P"]. Available at: http://base.garant.ru/9147547/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.