УДК 379.85 ББК 74.48
ТУРИЗМ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
П. А. Кровопусков
Липецкий государственный технический университет, Липецк, Россия
Рассмотрены результаты исследования отношения обучающихся и преподавателей к промышленному туризму и перспективы его развития на примере Липецкой области.
Ключевые слова: промышленный туризм, обучающийся, преподаватель, мобильность, исследование.
Первопроходцами промышленного туризма являются Соединённые Штаты Америки. Данный вид туризма развивается со второй половины XIX в., и на сегодняшний день практически все предприятия открыты для экскурсантов в силу того, что закрытость является моветоном и может негативно сказаться на репутации корпорации [5].
Рассмотрим промышленный туризм в России [5]. Его история уходит корнями в Советский Союз. Очень популярными были экскурсии на кондитерские фабрики Москвы. Сегодня довольно трудно попасть на такое предприятие. Для современного туриста такой вид отдыха является интересным, познавательным и позволяет увидеть свой город или какой-либо культурно-исторический центр с другого ракурса. В настоящее время различные туристические бюро предлагают широкий спектр экскурсионных программ: посещение различных ферм, фабрик по производству ювелирных изделий, ёлочных игрушек, хохломской росписи, гончарных мастерских, металлургических и станкостроительных предприятий и многое др.
В нашей стране утверждён Совет по развитию промышленного туризма. По словам председателя комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере туристской, ку-рортно-рекреационной и гостиничной деятельности Юрия Барзыкина, одной из основных задач является разработка единой федеральной карты специальных объектов, которые смогут посещать все желающие [2].
Регионы приступили к разработке своих маршрутов. По мнению газеты «Аргументы и факты», уже имеется конгломерат заводов и фабрик, открытых для экскурсантов более чем в пятнадцати регионах Российской Федерации, к примеру: Ульяновский сахарный завод, студия художественного стекла в Сочи, объекты угольной промышленности на Кузбассе, Липецкое станкостроительное предприятие, Челябинский трубопрокатный завод, кондитерская фабрика «Южуралкондитер», екате-
ринбургский завод «Уралэлектромедь», Белоярская АЭС, золотоносная шахта и изумрудные копи, и многое другое [3].
Цель исследования. Отношение и готовность обучающихся и профессорско-преподавательского состава к мобильности (промышленному туризму) в рамках образовательного процесса.
Методы и организация исследования. С целью организации мобильности был проведён опрос обучающихся и преподавателей Липецкого государственного технического университета об их отношении и готовности к данной деятельности в рамках образовательного процесса (в исследовании участвовало 550 обучающихся и 280 преподавателей).
Результаты исследования. Рассмотрим промышленный туризм студентов и преподавателей Липецкого государственного технического университета. В рамках образовательного процесса будет правильнее использовать термин «практика». В каждой из образовательных программ университета заложены различные виды практик, начиная учебной (ознакомительной), производственной и заканчивая преддипломной [1; 4; 6]. Мы проанализировали учебные рабочие планы по тридцати направлениям подготовки различных уровней. При обучении по программам бакалавриата практика составляет от 12 до 18 зачётных единиц (зач. ед.), магистратуры — от 29 до 34 зач. ед., специалитета — от 32 до 36 зач. ед. В плане финансово-хозяйственной деятельности по определённым статьям закладываются денежные средства на поездки студентов и преподавателей в зависимости от бюджета организации.
Согласно направлению подготовки обучающийся прикрепляется к профильному предприятию, занимающемуся соответствующим видом работ или услуг. Студенты всех направлений подготовки университета ежегодно проходят практику на различных предприятиях Липецкой
П. А. Кровопусков
Таблица 1
Отношение респондентов к мобильности (промышленному туризму)
Вариант ответа Контингент опрошенных, % к общему числу опрошенных
обучающиеся преподаватели
Положительно 89,2 84,9
Затрудняюсь ответить 3,4 0,7
Отрицательно 7,4 14,4
Таблица 2
Готовность респондентов к мобильности (промышленному туризму)
Вариант ответа Контингент опрошенных,%, к общему числу опрошенных
обучающиеся преподаватели
Готов к мобильности 87,1 81,6
Затрудняюсь ответить 4,1 0,3
Не готов к мобильности 8,8 18,1
области и других регионов России в соответствии с графиком учебного процесса [1; 4; 6].
По данной тематике был проведён опрос, его результаты представлены в табл. 1 и 2.
Данный вид туризма может осуществляться и в рамках научных мероприятий, патриотических образовательных проектов и др. Например, в 2017 г. в рамках научной конференции «Актуальные вопросы развития станкостроительной отрасли» состоялось посещение предприятий станкостроительного кластера «Липецкмаш». В 2018 г. наш университет принял участие в форуме «Инженеры будущего!» в рамках Межвузовского патриотического образовательного проекта «РОССИЯ. БУДУЩЕЕ. Я ГОРЖУСЬ! Профессии» на базе Тамбовского государственного технического университета. Были организованы экскурсии предприятия «Прогресс», г. Мичуринск и «Завком», г. Тамбов и др.
Выводы. Выводы оказались неоднозначными, что, вероятно, обусловлено большим возрастным охватом респондентов (от 27 до 68 лет) и разнообразием их характеристик (молодые семьи с детьми; обладатели хронических заболеваний; тяжёлые на подъём). Однако в большей массе опрошенных результат положительный.
Мобильность студентов и преподавателей должна быть организована не только в рамках учебного процесса, но и в других форматах. Данный факт направлен на повышение квалификации самих преподавателей и частичное формирование пред-
ставлений о выбранной профессии у обучающихся по причине внедрения в производство прогрессивных технологий, новейшего зарубежного и отечественного оборудования.
Список литературы
1. Александров, Г. И. Формирование интереса у обучающегося к выбранной профессии посредством промышленного туризма / Г. И. Александров, П. А. Кровопусков // Машиностроение. Тенденции развития современной науки : материалы науч. конф. студентов и аспирантов Липец. гос. техн. ун-та. — Липецк : Изд-во ЛГТУ, 2018. — С. 224-226.
2. Бровкина, М. Завод в коллекцию. В Ростове туристов отправят на атомную станцию, а на Кубани — в молочный цех / М. Бровкина // Рос. газ. — 2017. — № 7406 (240). — URL: https://rg.ru/2017/10/24/ reg-ufo/kak-na-шge-шssii-razvivaetsia-promysЫennyj-turizm.html
3. Землянская, Н. Промышленный туризм в России. Инфографика / Н. Землянская [и др.] // Аргументы и факты. — 2017. — № 42. — URL: http://www.aif. ru/dontknows/infographics/promyshlennyy_turizm_v_ rossii_infografika
4. Кровопусков, П. А. Промышленный туризм как предпосылка для формирования интереса у выпускников вузов к будущей профессии / П. А. Крово-пусков, Д. П. Бабарико, Т. В. Цымбал // Актуальные вопросы развития станкостроительной отрасли : сб. тр. I междунар. науч.-практ. конф. — 28-30 ноября 2017 г. — Липецк : Изд-во ЛГТУ, 2018. — Ч. 1. — С. 141-144.
5. Скляренко, С. А. Перспективы развития промышленного туризма в России / С. А. Скляренко,
104
Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4, N№ 1
Туризм в рамках образовательного процесса
Т. М. Панченко, И. А. Селиванов и др. // Рос. предпринимательство. — 2011. — № 10 (1). — С. 146-150.
6. Krovopuskov, P. Modern trends of development of industrial tourism for Russian Universities / P. Krovo-
puskov, E. Kantaryuk, M. Chernyshova // International Journal of Engineering and Technology (UAE). — Vol. 7, iss. 3, — 2018, P. 65-66.
Поступила в редакцию 26 февраля 2019 г.
Для цитирования: Кровопусков, П. А. Туризм в рамках образовательного процесса / П. А. Кровопусков // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 1. — С. 103-105.
Сведения об авторе
Кровопусков Павел Анатольевич — старший преподаватель кафедры дизайна и художественной обработки материалов, заместитель директора института машиностроения по внеучебной работе, Липецкий государственный технический университет. Липецк, Россия. [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2019, vol. 4, no. 1, pp. 103-105.
Tourism in the Educational Process Krovopuskov P.A.
Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia [email protected]
The article discusses the results of a research of the students' and lectures' attitudes to industrial tourism and the prospects for its development, on the example of the Lipetsk region at the present stage.
Keywords: industrial tourism, student, lecturer, mobility, research.
References
1. Aleksandrov G. I., Krovopuskov P. A. Formirova-niye interesa u obuchajushchegosya k vybrannoy profes-sii posredstvom promyshlennogo turizma [Formation of interest for student to the selected profession on means of industrial tourism]. Mashinostroeniye. Tendentsii raz-vitiya sovremennoy nauki: materialy nauchnoy confe-rentsii studentov i aspirantov Lipetskogo gosudarstven-nogo tekhnicheskogo universiteta. [Engineering. Trends in the development of modern science: materials of the scientific conference of students and graduate students of Lipetsk State Technical University]. Lipetsk, 2018. Pp. 224-226. (In Russ.).
2. Brovkina M. Zavod v kollektsiyu [Plant to collection]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2017, no. 7406 (240). Available at: https://rg.ru/2017/10/24/ reg-ufo/kak-na-iuge-rossii-razvivaetsia-promyshlennyj-turizm.html. (In Russ.).
3. Zemlyanskaya N. et al. Promyshlennyy turizm v Rossii. Infografika [Industrial tourism in Russia. Infographic]. Argumenty i fakty [Arguments and Facts], 2017, no. 42. Available at: http://www.aif.ru/dontknows/info-
graphics/promyshlennyy_turizm_v_rossii_infografika. (In Russ.).
4. Krovopuskov P. A., Babariko D.P., Tsymbal T.V. Pro -myshlennyy turizm kak predposylka dlya formirovaniya interesa u vypusknikov vuzov k budushchey professii [Industrial tourism as a prerequisite for the formation of interest among university graduates to the future profession]. Aktual'nye voprosy razvitiya stankostroitel'noy otrasli: sbornik trudov i mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 28-30 noyabrya 2017 g. Chast' 1 [Actual issues of development of the machinetool industry: a collection of works of the I International Scientific and Practical Conference. Nov. 28-30, 2017]. Lipetsk, 2018. Pp. 141-144. Part 1. (In Russ.).
5. Sklyarenko S.A., Panchenko T.M., Selivanov I.A. et al. Perspektivy razvitiya promyshlennogo turizma v Rossii [Prospects for the development of industrial tourism in Russia]. Rossiyskoyepredprinimatel'stvo [Russian business], 2011, no. 10 (1), pp. 146-150. (In Russ.).
6. Krovopuskov P., Kantaryuk E., Chernyshova M. Modern trends of development of industrial tourism for Russian Universities. International Journal of Engineering and Technology (UAE), vol. 7, iss. 3, 2018, pp. 65-66.