Научная статья на тему 'Туризм в рамках образовательного процесса'

Туризм в рамках образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТУРИЗМ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / МОБИЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / INDUSTRIAL TOURISM / STUDENT / LECTURER / MOBILITY / RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кровопусков Павел Анатольевич

Рассмотрены результаты исследования отношения обучающихся и преподавателей к промышленному туризму и перспективы его развития на примере Липецкой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism in the Educational Process

The article discusses the results of a research of the students’ and lectures’ attitudes to industrial tourism and the prospects for its development, on the example of the Lipetsk region at the present stage.

Текст научной работы на тему «Туризм в рамках образовательного процесса»

УДК 379.85 ББК 74.48

ТУРИЗМ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

П. А. Кровопусков

Липецкий государственный технический университет, Липецк, Россия

Рассмотрены результаты исследования отношения обучающихся и преподавателей к промышленному туризму и перспективы его развития на примере Липецкой области.

Ключевые слова: промышленный туризм, обучающийся, преподаватель, мобильность, исследование.

Первопроходцами промышленного туризма являются Соединённые Штаты Америки. Данный вид туризма развивается со второй половины XIX в., и на сегодняшний день практически все предприятия открыты для экскурсантов в силу того, что закрытость является моветоном и может негативно сказаться на репутации корпорации [5].

Рассмотрим промышленный туризм в России [5]. Его история уходит корнями в Советский Союз. Очень популярными были экскурсии на кондитерские фабрики Москвы. Сегодня довольно трудно попасть на такое предприятие. Для современного туриста такой вид отдыха является интересным, познавательным и позволяет увидеть свой город или какой-либо культурно-исторический центр с другого ракурса. В настоящее время различные туристические бюро предлагают широкий спектр экскурсионных программ: посещение различных ферм, фабрик по производству ювелирных изделий, ёлочных игрушек, хохломской росписи, гончарных мастерских, металлургических и станкостроительных предприятий и многое др.

В нашей стране утверждён Совет по развитию промышленного туризма. По словам председателя комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере туристской, ку-рортно-рекреационной и гостиничной деятельности Юрия Барзыкина, одной из основных задач является разработка единой федеральной карты специальных объектов, которые смогут посещать все желающие [2].

Регионы приступили к разработке своих маршрутов. По мнению газеты «Аргументы и факты», уже имеется конгломерат заводов и фабрик, открытых для экскурсантов более чем в пятнадцати регионах Российской Федерации, к примеру: Ульяновский сахарный завод, студия художественного стекла в Сочи, объекты угольной промышленности на Кузбассе, Липецкое станкостроительное предприятие, Челябинский трубопрокатный завод, кондитерская фабрика «Южуралкондитер», екате-

ринбургский завод «Уралэлектромедь», Белоярская АЭС, золотоносная шахта и изумрудные копи, и многое другое [3].

Цель исследования. Отношение и готовность обучающихся и профессорско-преподавательского состава к мобильности (промышленному туризму) в рамках образовательного процесса.

Методы и организация исследования. С целью организации мобильности был проведён опрос обучающихся и преподавателей Липецкого государственного технического университета об их отношении и готовности к данной деятельности в рамках образовательного процесса (в исследовании участвовало 550 обучающихся и 280 преподавателей).

Результаты исследования. Рассмотрим промышленный туризм студентов и преподавателей Липецкого государственного технического университета. В рамках образовательного процесса будет правильнее использовать термин «практика». В каждой из образовательных программ университета заложены различные виды практик, начиная учебной (ознакомительной), производственной и заканчивая преддипломной [1; 4; 6]. Мы проанализировали учебные рабочие планы по тридцати направлениям подготовки различных уровней. При обучении по программам бакалавриата практика составляет от 12 до 18 зачётных единиц (зач. ед.), магистратуры — от 29 до 34 зач. ед., специалитета — от 32 до 36 зач. ед. В плане финансово-хозяйственной деятельности по определённым статьям закладываются денежные средства на поездки студентов и преподавателей в зависимости от бюджета организации.

Согласно направлению подготовки обучающийся прикрепляется к профильному предприятию, занимающемуся соответствующим видом работ или услуг. Студенты всех направлений подготовки университета ежегодно проходят практику на различных предприятиях Липецкой

П. А. Кровопусков

Таблица 1

Отношение респондентов к мобильности (промышленному туризму)

Вариант ответа Контингент опрошенных, % к общему числу опрошенных

обучающиеся преподаватели

Положительно 89,2 84,9

Затрудняюсь ответить 3,4 0,7

Отрицательно 7,4 14,4

Таблица 2

Готовность респондентов к мобильности (промышленному туризму)

Вариант ответа Контингент опрошенных,%, к общему числу опрошенных

обучающиеся преподаватели

Готов к мобильности 87,1 81,6

Затрудняюсь ответить 4,1 0,3

Не готов к мобильности 8,8 18,1

области и других регионов России в соответствии с графиком учебного процесса [1; 4; 6].

По данной тематике был проведён опрос, его результаты представлены в табл. 1 и 2.

Данный вид туризма может осуществляться и в рамках научных мероприятий, патриотических образовательных проектов и др. Например, в 2017 г. в рамках научной конференции «Актуальные вопросы развития станкостроительной отрасли» состоялось посещение предприятий станкостроительного кластера «Липецкмаш». В 2018 г. наш университет принял участие в форуме «Инженеры будущего!» в рамках Межвузовского патриотического образовательного проекта «РОССИЯ. БУДУЩЕЕ. Я ГОРЖУСЬ! Профессии» на базе Тамбовского государственного технического университета. Были организованы экскурсии предприятия «Прогресс», г. Мичуринск и «Завком», г. Тамбов и др.

Выводы. Выводы оказались неоднозначными, что, вероятно, обусловлено большим возрастным охватом респондентов (от 27 до 68 лет) и разнообразием их характеристик (молодые семьи с детьми; обладатели хронических заболеваний; тяжёлые на подъём). Однако в большей массе опрошенных результат положительный.

Мобильность студентов и преподавателей должна быть организована не только в рамках учебного процесса, но и в других форматах. Данный факт направлен на повышение квалификации самих преподавателей и частичное формирование пред-

ставлений о выбранной профессии у обучающихся по причине внедрения в производство прогрессивных технологий, новейшего зарубежного и отечественного оборудования.

Список литературы

1. Александров, Г. И. Формирование интереса у обучающегося к выбранной профессии посредством промышленного туризма / Г. И. Александров, П. А. Кровопусков // Машиностроение. Тенденции развития современной науки : материалы науч. конф. студентов и аспирантов Липец. гос. техн. ун-та. — Липецк : Изд-во ЛГТУ, 2018. — С. 224-226.

2. Бровкина, М. Завод в коллекцию. В Ростове туристов отправят на атомную станцию, а на Кубани — в молочный цех / М. Бровкина // Рос. газ. — 2017. — № 7406 (240). — URL: https://rg.ru/2017/10/24/ reg-ufo/kak-na-шge-шssii-razvivaetsia-promysЫennyj-turizm.html

3. Землянская, Н. Промышленный туризм в России. Инфографика / Н. Землянская [и др.] // Аргументы и факты. — 2017. — № 42. — URL: http://www.aif. ru/dontknows/infographics/promyshlennyy_turizm_v_ rossii_infografika

4. Кровопусков, П. А. Промышленный туризм как предпосылка для формирования интереса у выпускников вузов к будущей профессии / П. А. Крово-пусков, Д. П. Бабарико, Т. В. Цымбал // Актуальные вопросы развития станкостроительной отрасли : сб. тр. I междунар. науч.-практ. конф. — 28-30 ноября 2017 г. — Липецк : Изд-во ЛГТУ, 2018. — Ч. 1. — С. 141-144.

5. Скляренко, С. А. Перспективы развития промышленного туризма в России / С. А. Скляренко,

104

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4, N№ 1

Туризм в рамках образовательного процесса

Т. М. Панченко, И. А. Селиванов и др. // Рос. предпринимательство. — 2011. — № 10 (1). — С. 146-150.

6. Krovopuskov, P. Modern trends of development of industrial tourism for Russian Universities / P. Krovo-

puskov, E. Kantaryuk, M. Chernyshova // International Journal of Engineering and Technology (UAE). — Vol. 7, iss. 3, — 2018, P. 65-66.

Поступила в редакцию 26 февраля 2019 г.

Для цитирования: Кровопусков, П. А. Туризм в рамках образовательного процесса / П. А. Кровопусков // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 1. — С. 103-105.

Сведения об авторе

Кровопусков Павел Анатольевич — старший преподаватель кафедры дизайна и художественной обработки материалов, заместитель директора института машиностроения по внеучебной работе, Липецкий государственный технический университет. Липецк, Россия. pavel_anatolevich84@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2019, vol. 4, no. 1, pp. 103-105.

Tourism in the Educational Process Krovopuskov P.A.

Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia pavel_anatolevich84@mail.ru

The article discusses the results of a research of the students' and lectures' attitudes to industrial tourism and the prospects for its development, on the example of the Lipetsk region at the present stage.

Keywords: industrial tourism, student, lecturer, mobility, research.

References

1. Aleksandrov G. I., Krovopuskov P. A. Formirova-niye interesa u obuchajushchegosya k vybrannoy profes-sii posredstvom promyshlennogo turizma [Formation of interest for student to the selected profession on means of industrial tourism]. Mashinostroeniye. Tendentsii raz-vitiya sovremennoy nauki: materialy nauchnoy confe-rentsii studentov i aspirantov Lipetskogo gosudarstven-nogo tekhnicheskogo universiteta. [Engineering. Trends in the development of modern science: materials of the scientific conference of students and graduate students of Lipetsk State Technical University]. Lipetsk, 2018. Pp. 224-226. (In Russ.).

2. Brovkina M. Zavod v kollektsiyu [Plant to collection]. Rossiyskaya gazeta [Russian newspaper], 2017, no. 7406 (240). Available at: https://rg.ru/2017/10/24/ reg-ufo/kak-na-iuge-rossii-razvivaetsia-promyshlennyj-turizm.html. (In Russ.).

3. Zemlyanskaya N. et al. Promyshlennyy turizm v Rossii. Infografika [Industrial tourism in Russia. Infographic]. Argumenty i fakty [Arguments and Facts], 2017, no. 42. Available at: http://www.aif.ru/dontknows/info-

graphics/promyshlennyy_turizm_v_rossii_infografika. (In Russ.).

4. Krovopuskov P. A., Babariko D.P., Tsymbal T.V. Pro -myshlennyy turizm kak predposylka dlya formirovaniya interesa u vypusknikov vuzov k budushchey professii [Industrial tourism as a prerequisite for the formation of interest among university graduates to the future profession]. Aktual'nye voprosy razvitiya stankostroitel'noy otrasli: sbornik trudov i mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 28-30 noyabrya 2017 g. Chast' 1 [Actual issues of development of the machinetool industry: a collection of works of the I International Scientific and Practical Conference. Nov. 28-30, 2017]. Lipetsk, 2018. Pp. 141-144. Part 1. (In Russ.).

5. Sklyarenko S.A., Panchenko T.M., Selivanov I.A. et al. Perspektivy razvitiya promyshlennogo turizma v Rossii [Prospects for the development of industrial tourism in Russia]. Rossiyskoyepredprinimatel'stvo [Russian business], 2011, no. 10 (1), pp. 146-150. (In Russ.).

6. Krovopuskov P., Kantaryuk E., Chernyshova M. Modern trends of development of industrial tourism for Russian Universities. International Journal of Engineering and Technology (UAE), vol. 7, iss. 3, 2018, pp. 65-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.