Научная статья на тему 'Отношение студентов технических вузов к физической культуре и спорту'

Отношение студентов технических вузов к физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗКУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ИНТЕРЕС К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SPORT / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS / INTEREST IN PHYSICAL CULTURE AND SPORT / SPORTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Маргарита Александровна, Деркачева Наталья Петровна

Представлены результаты исследования отношения студенческой молодёжи к организации физкультурноспортивной работы в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Маргарита Александровна, Деркачева Наталья Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approach of Students in Higher Educational Institutions to Physical Culture

Results of a research of the relation of student’s youth to the organization of sports work in higher education institution are presented in this article.

Текст научной работы на тему «Отношение студентов технических вузов к физической культуре и спорту»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ_

PEDAGOGICAL EXPERIENCE

УДК 371.2 ББК 75.7

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

М. А. Васильев^, Н. П. Деркачева2

1 Липецкий государственный технический университет, Липецк, Россия 2Воронежский государственный университет инженерных технологий, Воронеж, Россия

Представлены результаты исследования отношения студенческой молодёжи к организации физкуль-турно-спортивной работы в вузе.

Ключевые слова: спорт, физкультура, студенты, интерес к физической культуре и спорту, физ-культурно-спортивная деятельность.

Сегодня развитие российской системы высшего образования неразрывно связано с повышением качества образования, формированием и совершенствованием культурного и социального потенциала обучающихся, что, безусловно, требует особого внимания к реализации воспитательной составляющей образовательного процесса, в том числе и ко вне-учебной воспитательной работе со студентами в образовательном учреждении высшего образования и выбору эффективных форм этой работы [3].

Как показывает практика, в вузах предпринимаются попытки организации внеучебной воспитательной деятельности по ряду значимых направлений:

- гражданско-патриотическое воспитание и общественная деятельность в целом (органы студенческого самоуправления, гражданско-правовое воспитание, общественно-полезный труд, охрана общественного порядка и др.);

- профориентационная работа и работа по трудоустройству студентов и выпускников (ярмарки вакансий, встречи с работодателями, мастер-классы со специалистами и др.);

- культурно-просветительская деятельность и художественное творчество (фестивали, концерты, конкурсы художественной самодеятельности, кружки и клубы по интересам и др.);

- физкультурная и спортивная деятельность (спортивные секции и фитнес-клубы, студенческий спорт, массовые спортивные мероприятия и др.);

- формирование здорового образа жизни (санаторно-курортное лечение и отдых, профилактика заболеваний и т. д.);

- научно-исследовательская, конструкторская, проектная работа, связанная с приобщением к профессиональной деятельности и профессиональным становлением (студенческие научные общества, научные конференции, конкурсы научных работ и т. д.), и другие направления.

Среди направлений воспитательной работы со студентами, которые представлены в некоторых вузах, именно организация физкультурно-спортивной деятельности позволяет ориентироваться на решение задач социального, личностного и физического развития обучающихся.

Наиболее распространёнными формами организации этого вида деятельности в рамках воспитательной работы в системе высшего образования выступают:

- группы здоровья, общей физической подготовки и ГТО [1], специальной физической подготовки;

- спортивные секции и спортивные клубы [4];

- спортивные соревнования для студентов, занимающихся спортом;

- массовые спортивные мероприятия.

Реализация физкультурной и спортивной деятельности студентов в рамках этих форм даёт возможность включать в сферу занятий физической культурой и спортом различные категории обучающихся [1]. Вместе с тем у студентов вуза

по разным причинам может складываться неоднозначное отношение к мероприятиям, проводимым вузом в рамках организации внеучебной спортивной деятельности обучающихся: от устойчивого интереса к такому направлению воспитательной работы и активного участия в спортивных мероприятиях до безразличия и отказа от участия в них. В этом плане для повышения эффективности работы со студентами по этому направлению оказываются необходимыми выявление и анализ отношения студентов к спортивным мероприятиям вуза и их отдельным формам, учёт интересов и предпочтений обучающихся при организации их физкультурно-спортивной деятельности.

Методы и организация исследования. С целью характеристики организации внеучебных спортивных мероприятий был проведён опрос студентов Липецкого государственного технического университета и Воронежского государственного университета инженерных технологий об их отношении к физической культуре и спорту (350 человек) и к организации физкультурно-спортивной деятельности студентов в вузе (96 человек).

Результаты и их обсуждение. Подавляющее большинство студентов (93 %) проявляют интерес к организации физкультурно-спортивной деятельности обучающихся в вузе и, как правило, информированы о проводимых в университете спортивных мероприятиях. Лишь 7 % респондентов не интересуются данным направлением внеаудиторной работы в вузе.

Основными источниками информации о спортивных мероприятиях в университете для большей части тех студентов, которые проявляют интерес к таким событиям, являются непосредственное общение как со студентами из своей группы, так и с другими обучающимися или работниками вуза (14 %), активистами факультета и вуза (6 %), а также знакомство с информацией, размещённой в группе «Профком студентов» в социальной сети «ВКонтакте» и на официальном сайтах ЛГТУ и ВГУИТ (39 %), на информационных стендах на факультете, где учатся респонденты (38 %).

Значительно меньшее число студентов получают информацию о спортивных мероприятиях в вузе от деканата, преподавателей вуза и кураторов студенческих групп (менее 3 %).

Благодаря высокой степени информированности обучающихся о проводимых в вузах спортивных мероприятиях почти половина из них (43 %)

принимает участие в данном виде внеучебных мероприятий. При этом десятая часть студентов (11 %) участвует в спортивных мероприятиях университета постоянно; треть из них (31 %) считают, что включаются в такую деятельность редко. Другие студенты, составляющие незначительную по численности категорию (15 %), не принимают участия в мероприятиях в рамках внеучебной спортивной жизни вузов. Таким образом, можно сказать, что студенты вуза как социальная общность существенно дифференцированы по своему реальному участию в спортивных мероприятиях университета.

Между тем степень дифференциации студенческой общности по отношению к спортивным мероприятиям вузов снижается, когда студенты говорят о своём возможном участии в таких мероприятиях в дальнейшем.

Так, 46 % обучающихся заявляют о наличии у них желания принимать участие в спортивных мероприятиях, проводимых университетом; 21 % респондентов не хотели бы участвовать в вузовских мероприятиях этого типа. Третья часть студентов (33 %) затрудняются точно обозначить свою позицию по этому вопросу.

Обращает на себя внимание тот факт, что основную часть тех, кто выражает стремление к дальнейшему участию в спортивной жизни вуза, составляют обучающиеся, в той или иной степени уже включённые в эту сферу посредством участия в спортивных мероприятиях. При этом среди тех студентов, которые ранее не участвовали в таких мероприятиях, мнения по вопросу возможного участия в них в будущем разделились. Полученные данные свидетельствуют о наличии среди студентов как тех, кто проявляет устойчивый интерес к спортивной жизни вуза и активному участию в ней, так и тех, кто имеет индифферентное и отрицательное отношение ко внеучебной спортивной деятельности. Это, в свою очередь, требует дифференцированного подхода в рамках создания в вузах условий для включения обучающихся в занятия физкультурой и спортом и использования во внеучебной воспитательной работе таких форм организации внеучебной спортивной деятельности студентов, которые будут соответствовать их предпочтениям и запросам.

Исходя из этого особую актуальность приобретают определение наиболее привлекательных для студентов форм организации физкультурно-спортивной деятельности обучающихся в вузах

Таблица 2

Наличие у студентов желания участвовать в спортивных спартакиадах,

% от числа опрошенных

Таблица 1

Отношение студентов к проведению спортивных спартакиад в вузе,

% от числа опрошенных

Вариант ответа Внутри факультета Между факультетами университета

ЛГТУ ВГУИТ ЛГТУ ВГУИТ

Да, поддерживаю 71,5 72,3 84,6 84,9

Нет, не поддерживаю 11,2 12,3 7,0 6,8

Мне всё равно 17,3 15,4 8,4 8,3

Вариант ответа Внутри факультета Во внутривузовской спартакиаде В межвузовской спартакиаде В целом

ЛГТУ ВГУИТ ЛГТУ ВГУИТ ЛГТУ ВГУИТ ЛГТУ ВГУИТ

Да, хочу принимать участие 24,4 31,9 32,3 31,4 36,2 41,2 74,0 74,9

Нет, не хочу принимать участие 75,6 68,1 67,7 68,6 63,8 58,8 26,01 25,1

и внедрение их в практику воспитательной работы со студентами.

В этом плане интересна оценка студентами ЛГТУ и ВГУИТ спартакиады как формы спортивных мероприятий, используемых в организации работы с молодёжью, и их отношения к участию в спартакиадах разного уровня (внутри факультета, между факультетами и между вузами региона, табл. 1, 2).

Таким образом, необходимость организации физкультурно-спортивной деятельности студентов в системе высшего образования определяется задачами социального, личностного и физического развития молодого поколения россиян [8]. При этом признаётся значимость реализации этого вида деятельности как в рамках учебного процесса, так и во внеучебной воспитательной работе. Однако, как показывает социальная практика, в студенческой среде зачастую складывается неоднозначное отношение к спортивным мероприятиям, проводимым в рамках внеучебной воспитательной работы в вузе [7].

Дифференциация интересов и предпочтений студентов в этой сфере определяет необходимость использования форм организации физкультурно-спортивной деятельности, наиболее привлекательных для обучающихся. Результаты проведённого исследования выявляют массовую поддержку сту-

дентами такой формы спортивных мероприятий, как спартакиада, избирательность в выборе для своего участия спартакиад разного уровня (то есть, как правило, предпочитают участие в спартакиаде или внутри факультета, или между факультетами).

Большое внимание современного общества к физическому совершенствованию человека позволяет привить интерес студентов к физической культуре и занятиям спортом как в рамках учебного процесса (как обязательной дисциплины), так и во внеаудиторной работе вузов [3]. Совершенствовать спортивное мастерство, свою физическую форму студенты могут на занятиях в секциях и клубах [1]. Каждый обучающийся может достичь своих вершин, принеся плоды в основу современного общества.

Список литературы

1. Баршай, В. Н. Физическое развитие, физическая подготовка и работоспособность учащихся и молодёжи / В. Н. Баршай, А. И. Бобкин. — Ростов н/Д. : Феникс, 2007. — 78 с.

2. Власов, А. Е. Развитие массового спорта в современной России : монография / А. Е. Власов, Ю. А. Зеленков, И. В. Солнцев. — М. : Проспект, 2018. — 128 с.

3. Деркачева, Н. П. Основные тенденции развития физической культуры и спорта в вузах на современном этапе / Н. П. Деркачева // Современные проб-

лемы гуманитар. и обществ. наук. —2017. — Т. 15, № 2. — С. 49-52.

4. Домнина, С. В. Формы воспитательной работы в вузе в контексте развития личности студента / С. В. Домнина, О. Ф. Вильгута // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук. — 2015. — Т. 17, №2 1. — С. 4649.

5. Стронгин, Р. Г. О ценностных ориентирах российского студенчества и воспитательной работе в вузе / Р. Г. Стронгин, А. В. Петров // Высш. образование в России. — 2013. — № 7. — С. 3-9.

6. Трухачёва, Л. А. Физкультура и здоровье студентов / Л. А. Трухачёва, М. А. Васильева, Т. К. Костина. — Липецк, 2012. — 65 с.

Поступила в редакцию 10 апреля 2018 г.

7. Тычинин, Н. В. Физическая культура в техническом вузе : учеб. пособие / Н. В. Тычинин, В. М. Суханов. — Воронеж : ВГУИТ, 2017. — 100 с.

8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №2 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

9. Шамардин, А. И. Организационные аспекты управления физкультурно-спортивным движением : учеб. пособие / А. И. Шамардин, В. Д. Фискатов, А. Ю. Зубарев, В. П. Черкашин. — М. : Совет. спорт, 2013. — С. 464.

10. Чертов, Е. Д. Физическая культура, образование, спорт и здоровье : сб. материалов Х между-нар. науч. мед.-пед. конф. / Е. Д. Чертов. — Воронеж : ВГУИТ, 2015. — 440 с.

Для цитирования: Васильева, М. А. Отношение студентов технических вузов к физической культуре и спорту / М. А. Васильева, Н. П. Деркачева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 4. — С. 120-124.

Сведения об авторах

Васильева Маргарита Александровна — преподаватель кафедры физического воспитания, Липецкий государственный технический университет. Липецк, Россия. myhomor.86@yandex.ru

Деркачева Наталья Петровна — старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта, Воронежский государственный университет инженерных технологий. Воронеж, Россия. npetrovaderkacheva@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2018, vol. 3, no. 4, pp. 120-124.

Approach of Students in Higher Educational Institutions to Physical Culture Vasilyeva M.A.1, Derkacheva N.P.2

1Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia. myhomor.86@yandex.ru

2Voronezh State University of Engineering Technologies, Voronezh, Russia. npetrovaderkacheva@mail.ru

Results of a research of the relation of student's youth to the organization of sports work in higher education institution are presented in this article.

Keywords: sport, physical culture, students, interest in physical culture and sport, sports activity.

References

1. Barshay V.N., Bobkin A.I. Fizicheskoye raz-vitiye, fizicheskaya podgotovka i rabotosposobnost' uchashchikhsya i molodyozhi [Physical development, physical training and performance of students and young people]. Rostov on Don, 2007. 78 p. (In Russ.).

2. Vlasov A.E., Zelenkov Yu.A., Solntsev I.V Razvi-tiye massovogo sporta v sovremennoy Rossii [The development of mass sports in modern Russia]. Moscow, 2018. 128 p. (In Russ.).

3. Derkacheva N.P. Osnovnyye tendentsii razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v vuzakh na sovremen-

nom etape [Main trends in the development of physical culture and sports in universities at the present stage]. Sovremennyye problemy gumanitarnykh i obshchestven-nykh nauk [Modern problems of the humanities and social sciences], 2017, vol. 15, no. 2, pp. 49-52. (In Russ.).

4. Domnina S.V., Vilguta O.F. Formy vospitatel'noy raboty v vuze v kontekste razvitiya lichnosti studen-ta [Forms of educational work at the University in the context of the development of the student's personality]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy ak-ademii nauk [Proceedings of the Samara scientific center, Russian Academy of Sciences], 2015, vol. 17, no. 1, pp. 46-49. (In Russ.).

5. Strongin R.G., Petrov A.V. O tsennostnykh orien-tirakh rossiyskogo studenchestva i vospitatel'noy rabote v vuze [On the values of Russian students and educational work at the University]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher education in Russia], 2013, no. 7, pp. 3-9. (In Russ.).

6. Trukhachyova L.A., Vasil'yeva M.A., Kostina T.K. Fizkul'tura i zdorov'ye studentov [Physical culture and health of students]. Lipetsk, 2012. 65 p. (In Russ.).

7. Tychinin N.V., Sukhanov V.M. Fizicheskaya kul-tura v tekhnicheskom vuze [Physical culture in a technical college]. Voronezh, 2017. 100 p. (In Russ.).

8. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal

Law of December 29, 2012, no. 273-®3 «On Education in the Russian Federation»]. (In Russ.).

9. Shamardin A.I., Fiskatov V.D., Zubarev A.Yu., Cherkashin V.P. Organizatsionnyye aspekty upravleniya fizkul'turno-sportivnym dvizheniyem [Organizational aspects of the management of physical culture and sports movement: a tutorial]. Moscow, 2013. Pp. 464. (In Russ.).

10. Chertov E.D. Fizicheskaya kul'tura, obrazovaniye, sport i zdorov'ye: sbornik materialov X mezhdun-arodnoy nauchnoy mediko-pedagogicheskoy konfer-entsii [Physical culture, education, sport and health: a collection of materials of the X International Scientific Medical-Pedagogical Conference]. Voronezh, 2015. 440Xp. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.