УДК 338; 348; 631
DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-2-115-122
РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ФАКТОР
УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
DEVELOPMENT OF RURAL SERVICES AS A FACTOR OF SUSTAINABLE
DEVELOPMENT OF THE REGION
M. С. Оборин,
Пермский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, г. Пермь [email protected]
M. Oborin,
Perm Institute (branch) of the Russian Economic University named after G. V. Plekhanova, Perm
Ж. А. Мингалева,
Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь г. Пермь [email protected]
Zh. Mingaleva,
Perm national research politechnical University, Perm
Предмет исследования данной статьи — агротуризм как часть сферы услуг агропромышленного комплекса. Показано развитие сферы услуг в агропромышленном комплексе на примере агротуризма. Определены направления трансформации агропромышленного комплекса с учетом требований потребителя, потребностей региона и государства. Отмечено, что в настоящее время сфера услуг показывает высокую адаптацию к кризисным явлениям, быстрый выход из рецессии, способствующий повышению благосостояния региона. Использованы сравнительный, формально-логический методы исследования, системный и ситуационный подходы, анализ статистической информации. Проанализированы особенности и потенциал аграрного туризма как сферы услуг, выявлены проблемы его развития в регионах России, охарактеризован опыт зарубежных стран. Сделан вывод, что сфера услуг является одной из наиболее динамичных секторов экономики, в России составляет 60 % ВВП, поэтому необходимо развивать те направления, которые положительно отразятся на развитии сельских территорий и малых городов, будут способствовать обеспечению занятости населения и повышению доходов
Ключевые слова: сфера услуг; агропромышленный комплекс; агротуризм; занятость; риски; инфраструктура; малое предпринимательство
The subject of this article is agro-tourism as a part of the service sector of the agro-industrial complex. The theme of the article is to consider the development of services in the agro-industrial complex on the example of agro-tourism. The aim is to show the directions of transformation of the agro-industrial complex taking into account the requirements of the consumer, the needs of the region and the state. In the present conditions, the service sector shows a high adaptation to the crisis, a quick exit from recession, contributing to the improvement of the welfare of the region. The research methods: comparative, formal-logical, systemic and situational approaches, statistical information analysis are used. The features and potential of agricultural tourism as a service sector are analyzed, the problems of its development in the regions of Russia are revealed, the experience of foreign countries is characterized. The service sector is one of the most dynamic sectors of the economy, in Russia it is 60 % of GDP, so it is necessary to develop those areas that will have a positive impact on the development of rural areas and small towns, and contribute to employment and income
Key words: service sector; agro-industrial complex; agro-tourism; employment; risks; infrastructure; small business
ведение. Развитие сферы услуг — неотъемлемый элемент постиндустриального общества. Сегодня даже в произ-
водственные сферы включают элементы сервиса. Так и в агропромышленном комплексе (АПК) постепенно зарождаются не-
115
© M. С. Оборин, Ж. А. Мингалева, 2018
производственные и несельскохозяйственные сферы, такие как агротуризм.
Развитию агротуризма как части АПК посвящены работы отечественных ученых, в частности, И. В. Смирновой, Л В. Дубини-чевой, В. А. Кундиус, Г. И. Шерстобитовой и др. Популярность данного направления объясняется тем, что агротуризм основан на уникальных особенностях и преимуществах сельской местности, не требует кардинальных преобразований.
Методы исследования. Сравнительный метод и анализ статистической информации позволил сопоставить данные о развитии потенциала агротуризма и обеспеченности инфраструктурой, коммуникациями в разрезе групп потребителей — предприятий, индивидуальных предпринимателей.
Метод системного анализа заключается в комплексном анализе социально-экономической ситуации с учетом сложившейся специализации рассматриваемых территорий, а также особенностей институциональной среды, в совокупности позволяя сделать научно обоснованные выводы о качестве развития каждого аспекта рассматриваемой проблемы.
Ситуационный подход состоит в анализе факторов влияния на сложившуюся ситуацию с целью разработки практических рекомендаций и направлений дальнейших исследований.
Результаты работы и область их применения. Роль сферы услуг в мировой экономике трудно переоценить. По данным Всемирного банка, в 2016 г. на долю отрасли приходится 69 % мирового ВВП [13]. В странах с развитой экономикой данный показатель уже превысил 70 %, в странах с низкими доходами — менее 50 %. Приоритетность данного сектора свидетельствует об актуальности внедрения элементов сервиса во всех уголках страны и мира. В России сфера услуг обеспечивает более 60 % валового продукта [5]. При этом доля туризма в ВВП, по данным за 2016 г., составляет всего 3,4 % [10].
Среди уникальных преимуществ аграрного туризма Международный неза-
висимый институт аграрной политики выделяет:
1) небольшие объекты размещения, обеспечивающие приватность и уют для туристов, не тяготеющих к большому скоплению народа;
2) доступ к природным памятникам, экологический туризм;
3) питание натуральными свежими деревенскими продуктами (местная кухня);
4) возможность принять участие в традиционных ремеслах и сельском труде;
5) лучший способ почувствовать культуру и колорит региона, приобщиться к традициям [1].
Поддерживая и развивая местный колорит, можно значительно укрепить потенциал агротуризма в регионе. Кроме того, аграрный туризм позволяет развивать альтернативную занятость в сельском регионе, снижая риски, характерные для АПК, и обеспечивает комплексное развитие сельских территорий, повышая общий уровень жизни региона.
Развитие сферы услуг в агропромышленном комплексе подразумевает формирование и развитие следующих элементов:
— размещение (гостевые дома, коттеджи, кемпинги);
— развитие региональной инфраструктуры (дороги, сервис, медицина и др.);
— увеличение числа рабочих мест для местного населения;
— привлечение дополнительных инвестиций в сельские регионы;
— экологически чистые продукты, местная кухня, народные промыслы;
— создание условий для отдыха и занятий спортом;
— реклама и продвижение туристических возможностей региона;
— создание новых туристических объектов;
— поддержание и развитие природных территорий.
Агротуризм — популярное явление по всему миру, однако в России он зародился не так давно. Несмотря на огромное количество сел и деревень с удивительной природой и уникальными народными чертами,
они не ассоциируются с туризмом или развлечениями. Зачастую это территории, отстающие в развитии, с моноэкономикой и низким уровнем жизни [12].
Оценить инфраструктурную оснащенность сельских территорий РФ можно по
данным официальной статистики за 2016 г. На рис. 1, 2 представлена информация по обеспеченности сельскохозяйственных организаций, фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей объектами инфраструктуры.
Подключение к сетям Подключение к сетям электроснабжения водоснабжения
Автономные источники водоснабжения (водозабор, колодец, скважина)
Подключение к сетям Телефонная связь газоснабжения
□ -2006 г. ■ - 2016 г.
Рис. 1. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций объектами инфраструктуры, в % от общего числа хозяйств категории (составлено по [9]) / Fig. 1. Provision of agricultural organizations with infrastructure facilities, in % of the total number of farms in the category (compiled according to [9])
Из данных рис. 1 видно, что более 60 % организаций не имеют подключения к системам водоснабжения, 30 % — к средствам связи. Данные показатели демонстрируют
инфраструктурную отсталость, которая является серьезным препятствием для развития агротуризма.
120 100 80 60 40 20
Подключение к сетям Подключение к сетям Автономные Подключение к сетям Телефонная связь электроснабжения водоснабжения источники газоснабжения
водоснабжения (водозабор, колодец, скважина)
□- 2006 г.| - 2016 г.
Рис. 2. Обеспеченность фермерских хозяйств и ИП объектами инфраструктуры, в % от общего числа хозяйств категории (составлено по [9]) / Fig. 2. Provision of infrastructure facilities for farms and individual entrepreneurs, in % of the total number of farms in the category (compiled according to [9])
Показатели фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей сельскохозяйственного сектора свидетельствуют, что четыре из пяти хозяйств не имеют подключения к водоснабжению. Следует учесть, что представленные данные являются усредненными показателями по всей России и свидетельствуют не о критической ситуации в стране, а об огромной дифференциации в уровне жизни жителей сельских регионов.
В итоговом документе Всероссийской переписи также отдельно выделены личные подсобные хозяйства и другие индивидуальные хозяйства. Их обеспеченность объектами инфраструктуры составляет: 81 % хозяйств подключены к электроснабжению, 28 % имеют автономные источники водоснабжения, 45 % — газифицированы, 15 — имеют телефонную связь.
Обобщив представленную информацию, получаем усредненные показатели инфраструктурного развития предприятий и организаций агропромышленного комплекса РФ на 2016 г.:
1) обеспечены электроэнергией — 66 %;
2) подключены к сетям водоснабжения — 18 %, имеют автономные источники (водозабор, колодец, скважина) — 25 %;
3) подключены к газоснабжению — 26 %;
4) имеют телефонную связь — 45 %.
Аграрный туризм, как и любое другое направление курортно-рекреационной деятельности, является частью индустрии впечатлений. Именно поэтому инфраструктурное развитие, лежащее в основе уровня качества предоставляемых услуг, может стать препятствием при привлечении туристов.
Развитие агротуризма как части агропромышленного комплекса способствует росту финансовых вложений, формированию современной инфраструктуры, повышению образованности и уровня жизни местного сообщества, облагораживанию территории, а также несет элемент страховой защиты от экономических спадов в связи с неурожаем или падением цен на продукцию АПК [6].
В научных трудах часто приводятся примеры успешного развития сельского туризма в странах Западной Европы. Попытки применить опыт данного региона к становлению и развитию российской отрасли наталкивается на некоторые препятствия, связанные с культурно-бытовыми и мен-талитетными различиями. Рассмотрение опыта более близкого «соседа» может оказаться полезнее. К примеру, в Республике Беларусь в течение последнего десятилетия количество агроусадеб возросло в 66 раз, а количество туристов — в 30 раз. Динамика представлена на рис. 3.
2263
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 3. Количество агроусадеб в Республике Беларусь, шт. [8] / Fig. 3. Number of agro-manors
in the Republic of Belarus, pcs. [8]
Начало такому стремительному развитию положило нормативно-правовое обеспечение, а именно: указ Президента РФ,
различные национальные и государственные программы. В рамках государственной программы по развитию туризма осуществлено:
— создание туристических деревень с традиционной народной архитектурой на основе существующих сельских поселений, расположенных в живописной местности;
— активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, усадьбах;
— формирование агротуристических комплексов на базе сельско-хозяйственных производственных кооперативов [2].
Помимо организационно-правовых методов стимулирования также осуществлена финансовая и методологическая поддержка, разработан четкий алгоритм
создания нового бизнеса в агротуристской сфере. Поддержка малого предпринимательства — важный элемент программы развития сельского туризма. Большинство услуг, входящих в структуру аграрного туризма, могут быть оказаны субъектами малого предпринимательства [7].
Виды услуг, предоставляемых в рамках агротуризма, представлены на рис. 4. Под образовательными услугами подразумевается обучение народным промыслам, участие в сельскохозяйственном производстве подразумевает такие виды деятельности, как садоводство, огородничество, животноводство, растениеводство.
Экскурсионное обслуживание
Услуги сферы торговли
Услуги по размещению и питанию
Аграрный туризм
Транспортные услуги
Образовательные услуги
Сельское строительство
Участие в сельскохозяйственном производстве
Услуги сферы досуга
Рис. 4. Виды услуг, входящих в структуру аграрного туризма / Fig. 4. Types of services included
in the structure of agro-tourism
При формировании развитой сферы услуг с надлежащим уровнем качества и приемлемой ценовой политикой важно определить, на какой сегмент потребительского рынка она нацелена. Председатель совета директоров винодельческого хозяйства Château le Grand Vostock E. Денисова дает следующую классификацию потенциальных российских агротури-стов [3]:
1) компании друзей: остаются на продолжительный срок, пользуются всеми предоставляемыми услугами: «посиделки» у костра, дегустации, рыбалка и др.;
2) лица, подверженные сезонным аллергиям: уезжают на юг России в период
весеннего цветения. Возможность соблюдения особого режима питания (вегетарианский, без молока) способствует повышению лояльности клиента;
3) молодожены, влюбленные и необычные пары: стремятся остаться вдвоем;
4) владельцы животных: отдых, в частности, размещение в гостинице для владельцев крупных собак, зачастую становится непреодолимым препятствием. Предоставление людям возможности отдохнуть, не расставаясь при этом с питомцами, — хорошая идея для повышения заполняемое™ гостевых домов в межсезонье.
Помимо культурно-развлекательных, бытовых и прочих организационных пред-
почтении, следует также учитывать стоимостную сторону данного вопроса. По данным опроса, проведенного специалистами РоссиИскоИ газеты, 32 % опрошенных россиян готовы потратить на отпуск порядка 150 тыс. р., 24 % - 39...78 тыс. р. (рис. 5).
По данным сайта RusAdventures.ru, средняя стоимость одного дня, входящего в путевку по направлению аграрного туризма в 2016 г., составляет около 7 тыс. р. Таким образом, недельный тур обойдется примерно в 50 тыс. р., что могут позволить себе большинство россиян.
5 % 1 % 1 %
22 %
24 %
□ 78-156 тыс. руб.
□ 39-78 тыс. руб.
□ 156-390 тыс. руб.
□ 8-39 тыс. руб. ■ не знают
□ 390-780 тыс. руб.
□ менее 8 тыс. руб.
□ более 780 тыс. руб.
Рис. 5. Процентное соотношение россиян, готовых потратить определенную сумму на отпуск [4; 11] / Fig. 5. Percentage ratio of Russians willing to spend a certain amount on vacation [4; 11]
Выводы. Агропромышленный комплекс РФ обладает крупнейшим потенциалом для развития всей совокупности услуг, формирующих агротуристский комплекс. Развитие сферы услуг в АПК, а именно формирование гостиничного фонда, развлекательно-познавательных услуг, транспортной инфраструктуры, торговли, способно внести весомый вклад в валовый региональный продукт регионов, явиться источником дополнительного дохода хозяйств и значительно повысить перспективы развития сельских территорий. По оценкам экспертов, в будущем популярность аграрного туризма будет только возрастать в связи со стремительной урбанизацией и недостатком живой природы в повседневной жизни современного человека.
Список литературы_
Основными направлениями развития аграрного туризма в России являются: финансово-экономические программы поддержки малого предпринимательства сельских территорий; внедрение бизнес- планирования и маркетинговых технологий продвижения; создание объединенных брендов на основе территориальных преимуществ регионов с взаимодополняющей специализацией. Дальнейшими направлениями исследований в данной области являются моделирование бизнес-процессов сферы услуг; формирование методического подхода оценки эффективности различных направлений туризма (сельского, экологического; лечебно-оздоровительного); анализ и измерение влияния рисков на сферу услуг агропромышленного комплекса.
1. Аналитический обзор Международного независимого института аграрноИ политики [Электрон-ныИ ресурс]. Режим доступа: http://www.eskrynnik.ru/repository/instdocs/7/pdf (дата обращения: 13.12.2017).
2. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 гг. [Электрон-ныИ ресурс]. Режим доступа: http://www.mst.by/ru/programma-razvitiya-turizma-ru (дата обращения: 13.10.2017).
3. Денисова Е. Агротуризм: отраслевая специфика и особенности финансового управления // Финан-совыИ директор. 2013. № 12. С. 52-59.
4. Информационный портал об активном отдыхе и туризме [ЭлектронныИ ресурс]. Режим доступа: http://www.rusadventures.ru/offers/17576.aspx (дата обращения: 23.12.2017).
5. Какова структура ВВП России? [Электронный ресурс] // Invest Brother. 2017. Режим доступа: https://www.investbrothers.ru/2017/01/26/kakova_struktura_vvp_rossii (дата обращения: 12.11.2017).
6. Оборин М. С. Особенности организации системы природопользования и хозяйствования на курор-тно-рекреационных территориях // Вестник Дагестанского гос. техн. ун-та. 2014. Т. 35, № 4. С. 183—192.
7. Оборин М. С., Шерешева М. Ю., Иванов Н. А. Обоснование стратегических ориентиров социально-экономического развития малых городов России / / Вестник Перм. ун-та. Сер. Экономика. 2017. Т. 12, № 3. С. 437-452.
8. Опыт Республики Беларусь по развитию сельского туризма [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.мниап.рф/repository/analytics/332/document.pdf (дата обращения: 15.11.2017).
9. Основные итоги Всероссийских сельскохозяйственных переписей 2006 и 2016 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/vsxp2016/prez-pred-itog.pdf (дата обращения: 14.11.2017).
10. Ростуризм: доля туризма в ВВП страны к 2025 г. должна достичь 5 % [Электронный ресурс] / / Интерфакс-Туризм. 2017. 26 июля. Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/content/9/section/85/ detail/13464 (дата обращения: 28.07.2017).
11. Сельский туризм обещает стать Клондайком для российских предпринимателей [Электронный ресурс] // Российская газета. № 7270. Режим доступа: https://www.rg.ru/2017/05/16/sredi-zhitelej-megapolisov-vyros-spros-na-sentimentalnyj-turizm.html (дата обращения: 12.11.2017).
12. Шерешева М. Ю., Оборин М. С., Костанян А. А. Особенности оценки качества жизни населения малых городов // Ars Administrandi. 2017. Т. 9, № 2. C. 289-311.
13. World development indicators: structure of output [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.wdi.worldbank.org/table/4.2 (дата обращения: 23.11.2017).
References_
1. Analiticheskiy obzor mezhdunarodnogo nezavisimogo institute agrarnoy politiki (Analytical review of the international independent institute of agrarian policy). Available at: http://www.eskrynnik.ru/repository/ instdocs/7/pdf (Date of access: 13.12.2017).
2. Gosudarstvennaya programma razvitiya turizma v respublike Belarus na 2011-2015 gg (The State program for the development of tourism in the Republic of Belarus for 2011-2015). Available at: http://www. mst.by/ru/programma-razvitiya-turizma-ru (Date of access: 13.10.2017).
3. Denisova E. Finansovy director (Financial Director), 2013, no. 12, pp. 52-59.
4. Informatsionny portal ob aktivnom otdyhe i turizme (Information portal about active rest and tourism). Available at: http://www.rusadventures.ru/offers/17576.aspx (Date of access: 23.12.2017).
5. Invest Brother. 2017 (Invest Brother. 2017). Available at:https://www.investbrothers.ru/2017/01/26/ kakova_struktura_vvp_rossii (Date of access: 12.11.2017).
6. Oborin M. S. Vestnik dagestanskogo gos. tekhn. un-ta (Bulletin of the Dagestan State Technical University), 2014, vol. 35, no. 4, pp. 183-192.
7. Oborin M. S., Sheresheva M. Yu., Ivanov N. A. Vestnik Permskogo universiteta. Ser. Ekonomika (Bulletin of the Perm University. Economy Series), 2017, vol. 12, no. 3, pp. 437-452.
8. Opyt respubliki Belarus po razvitiyu selskogo turizma (Experience of the Republic of Belarus in the development of rural tourism). Available at: http://www.мниап.рф/repository/analytics/332/document.pdf (Date of access: 15.11.2017).
9. Osnovnye itogi vserossiyskih selskohozyaystvennyh perepisey 2006 i 2016 gg. (The main results of the All-Russian agricultural censuses of 2006 and 2016). Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ business/sx/vsxp2016/prez-pred-itog.pdf (Date of access: 14.11.2017).
10. Interfaks turizm 2017 26 iyulya (Interfax-Tourism. 2017. July 26th). Available at: https://www. russiatourism.ru/content/9/section/85/detail/13464 (Date of access: 28.07.2017).
11. Rossiyskaya gazeta 7270 (Russian newspaper. No. 7270). Available at: https://www. rg.ru/2017/05/16/sredi-zhitelej-megapolisov-vyros-spros-na-sentimentalnyj-turizm.html (Date of access: 12.11.2017).
12. Sheresheva M. Yu., Oborin M. S., Kostanyan A. A. ARS administrandi (Ars Administrandi), 2017, vol. 9, no. 2. pp. 289-311.
13. World development indicators: structure of output (World development indicators: structure of output). Available at: http://www.wdi.worldbank.org/table/4.2 (Date of access: 23.11.2017).
Коротко об авторах_
Оборин Матвей Сергеевич, д-р экон. наук, профессор кафедры экономического анализа и статистики, Пермский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова; профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, Пермский государственный национальный исследовательский университет; профессор кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д. Н. Прянишникова, г. Пермь, Россия; профессор кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, рынок продовольственных товаров, экономика АПК, сфера услуг гесгеасЫп@гатЫег.ги
Мингалева Жанна Аркадьевна, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления промышленным производством, Пермский национальный исследовательский политехнический университет; профессор кафедры экономической теории, Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, рынок продовольственных товаров, инновации в АПК [email protected]
Briefly about the authors_
Matvey Oborin, doctor of economic sciences, professor, Economic Analysis and Statistics department, Perm Institute (branch) of the Plekhanov Russian University of Economics, Perm, Russia; professor, World and Regional Economics, Economic Theory department, Perm State National Research University, Perm, Russia; professor, Management department, Perm State Agrarian and Technological University named after academician D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia; professor, Management and Technology in Tourism and Service department, Sochi State University, Sochi, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, food market, agribusiness economy, services sector
Zhanna Mingaleva, doctor of economic sciences, professor, professor, Economics and Management of Industrial Production department, Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia; professor, Economic Theory department, Perm State Agrarian and Technological University named after academician D.N. Pryanishnikov, Perm, Russia. Sphere of scientific interests: regional economy, food market, innovations in the agro-industrial complex
Образец цитирования _
Оборин М. С., Мингалева Ж. А. Развитие сферы услуг сельских территорий как фактор устойчивого развития региона // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 2. С. 115—122. DOI: 10.21209/22279245-2018-24-2-115-122.
Oborin M., Mingaleva Zh. Development of rural services as a factor of sustainable development of the region // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 2, pp. 115-122. DOI: 10.21209/2227-92452018-24-2-115-122.
Статья rocr-y^na в peдaкцию: 06.02.2018 г. Статья пpинятa к пyбликaции: 28.02.2018 г.