УДК 338; 348; 631
DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-7-109-122
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АГРАРНОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ
ECONOMIC POTENTIAL OF AGRICULTURAL AND ENVIRONMENTAL TOURISM
IN THE REGIONS OF RUSSIA
M. С. Оборин, Пермский институт (филиал) Российского экономического
университета имени Г. В. Плеханова, г. Пермь
M. Oborin, Perm Institute (branch) of the Russian Economic University named
after G.V. Plekhanov, Perm
Рассматривается экономический потенциал аграрного и экологического туризма регионов страны. Тема исследования связана с развитием перспективные видов экономической деятельности, которые растут высокими темпами в странах и территориях, обладающих благоприятной экологией, инвестиционной и нормативно-правовой базой. Определены перспективные направления формирования аграрного и экологического туризма Тульской области. Использованы следующие методы исследования: системный и ситуационный подходы, моделирование социально-экономических процессов.
Дан анализ экономического потенциала Тульской области для развития аграрного и экологического туризма. Выявлен высокий уровень развития региона и возможности формирования рассматриваемые видов деятельности, который заключается в наличии природныгх лечебныгх и рекреационных ресурсов; повышении доходов населения и платежеспособного спроса, что положительно повлияет на формирующиеся новые виды туризма. Отмечено, что важным показателем является рост объемов услуг гостиничных и коллективных средств размещения, численности размещенных, что соответствует положительной динамике социально-экономического развития области.
Выявлены необходимые ресурсы для формирования предложения в сфере аграрного и экологического туризма, основанного на коммерческом и социальном критериях эффективности. Сделан вывод, что наличие государственных программ по развитию новых видов туризма в Тульской области нельзя признать достаточным, должен преобладать программно-целевой подход. Только в этом случае можно ожидать стабильного темпа роста рассматриваемых видов экономической деятельности. Развитие экологических парков и вовлечение фермерских хозяйств должно поддерживаться маркетинговыми программами и продвижением на всех уровнях управления, при этом решающая роль отводится областным органам власти. Сочетание природно-ресурсного потенциала с уверенным ростом социально-экономических показателей может способствовать повышению роли перспективные видов туризма в развитии городских и сельских территорий
Ключевые слова: аграрный туризм; экологический туризм; регион; сельская местность; экономический потенциал; рекреационные ресурсы1; исторические объекты1; музей; государственные программы1; стратегия развития
The economic potential of agrarian and ecological tourism of the regions of the country is considered. The research topic is related to the development of promising economic activities that are growing rapidly in countries and territories that have a favorable ecology, investment and regulatory framework. Prospective directions of formation of agrarian and ecological tourism of the Tula area are defined. The following research methods were used: system and situational approaches, modeling of socio-economic processes.
The analysis of economic potential of the Tula region for development of agrarian and ecological tourism is given. The high level of development of the region and the possibility of forming the types of activities under consideration are identified, which consists of the availability of natural curative and recreational resources; increase of incomes of the population and effective demand, which will positively affect the emerging new types of tourism.
109
© M. С. Оборин, 2018
It is noted that an important indicator is the growth in the volume of services of hotel and collective accommodation facilities, the number of placed, which corresponds to the positive dynamics of social and economic development of the region.
The necessary resources have been identified for the formation of proposals in the field of agrarian and ecological tourism, based on commercial and social efficiency criteria. It is concluded that the existence of state programs for the development of new types of tourism in the Tula region can not be considered sufficient, the program-targeted approach should prevail. Only in this case can we expect a stable growth rate of the types of economic activity in question. The development of ecological parks and involvement of farms should be supported by marketing programs and promotion at all levels of government, with a decisive role assigned to the regional authorities. The combination of natural and resource potential with a confident growth of socio-economic indicators can contribute to enhancing the role of promising types of tourism in the development of urban and rural areas
Key words: agricultural tourism; ecological tourism; region; rural area; economic potential; recreational resources; historical objects; museum; state programs; development strategy
ведение. Создание условий для развития новых видов туризма в регионах России является актуальным направлением государственной и региональной политики, цель которой заключается в улучшении социально-экономических условий и качества жизни населения территорий. Большинство субъектов страны обладает необходимым природно-ресурсным и социально-экономическим потенциалом обеспечения устойчивого роста рассматриваемых видов деятельности, создания диверсифицированной экономики, способной гибко реагировать на внешние вызовы.
Развитие экологического и аграрного туризма в России и мире происходило постепенно. Концепции этих видов туризма возникли еще в 60-е гг. XX в. В 80-х гг. сформировалась «западноевропейская модель экологического туризма», реализуемая на основе культурного ландшафта. В настоящее время экологический и аграрный туризм превратился в одну из крупнейших отраслей мировой экономики. В России функционируют 103 природных заповедника, из них: 31 — биосферный, 41 — национальный парк, 50 региональных парков. Ежегодно их посещают более 3 млн человек. Отметим, что 30 % от общего количества всех туристов мира являются эко- и агротуристами. На международной арене основными регионами, отличающимися повышенным спросом на новые виды туризма, являются Северная Америка и Запад-
ная Европа. Преобладают туры по странам Европы (Франция, Польша, Греция, Норвегия, Швеция, Ирландия и т. д.). Преимущество данных видов туризма заключается в экологическом и аграрном просвещении, приобретении новых знаний, установлении контакта с окружающей природой, уменьшении негативных последствий воздействия человека на природную среду, содействии устойчивому развитию экономики территорий, развивающих эти отрасли.
Обзор понятий агро- и экотуризма представлен в табл. 1.
Основной проблемой российского туризма являются высокие цены на основные и дополнительные услуги. Во многих регионах наблюдается нерациональное использование туристических и рекреационных ресурсов. Это является одной из причин роста популярности новых видов туризма и замедления темпов развития традиционных. В рамках создания таких видов происходит освоение новых исторических и культурных объектов, которые до этого были заброшены и находились в непригодном для туризма состоянии; облагораживаются территории заповедников и национальных парков; исследуются новые территории. Другим мощным фактором спроса является тенденция к здоровому образу жизни, экологически чистой природе, смена урбанизированной техногенной среды сельскими пейзажами.
Таблица 1 / Table 1 Понятия экологического и аграрного туризма в работах отечественных ученых/ Concepts of ecological and agricultural tourism in the works of domestic scientists
№ n/n Автор / Author Год / Year Понятие в^да туризма / The concept of type of tourism
1 Лапочкина В. В., Косарева Н. В., Адашова Т. А. [7] / Lapochkina V. V., Kosareva N. V. Adalova T. A. [7] 2016 Экологический туризм - это форма природоориентированного туризма, которая осуществляется с целью познания дикой природы и культуры дестинации, не нарушающая целостности экосистемы, призванная внести вклад в сохранение природных ресурсов, охрану окружающей среды и социально-экономическое развитие туристской территории / Ecotourism is a form of nature-oriented tourism, which is carried out with the aim of understanding the wildlife and culture of the destination, does not violate the integrity of the ecosystem, designed to contribute to the conservation of natural resources, environmental protection and socio-economic development of the tourist territory
2 Костюкович В. Г., Терещенко 0. А. [5] / Kostyukovich V. G., Tereschenko O. A. [5] 2017 Экологический туризм - это различные варианты путешествий, посвященных отдыху в экологически чистых местах, изучению природной среды и уникальных природных объектов / Ecotourism is a variety of travel options dedicated to recreation in ecologically clean places, study of the natural environment and unique natural objects
3 Романчук 0. Н., Суворов А. П. [13] / Romanchuk O. N., Suvorov A. P. [13] 2015 Экологический туризм - путешествие среди природы, отражение идеи гармонии рекреации и экологии / Ecotourism is a journey among nature, a reflection of the idea of harmony of recreation and ecology
4 Запорожан А. Я. [3] / Zaporozhan A. Ya. [3] 2016 Экологический туризм - это посещение природных объектов и памятников природы, особо охраняемых природных территорий, рыболовный и охотничий туризм, научно-познавательные туры на природные объекты / Ecotourism is a visit to natural sites and natural monuments, specially protected natural areas, fishing and hunting tourism, scientific and educational tours to natural sites
5 Фахретдинова Г. А., Нигматуллин А. Ф. [21] / Fakhretdinova G. A., Nigmatullin, A. F. [21] 2016 Экологический туризм - путешествия в места с относительно нетронутой природой с целью получить представление о природных и культурно-этнографических особенностях данной местности / Ecotourism is a trip to places with relatively untouched nature, in order to get an idea of the natural, cultural and ethnographic features of the area
6 Дорошкевич И. Н., Титкова Е. Г. [2] / Doroshkevich I. N., Titkova E. G. [2] 2015 Агротуризм - это вид деятельности, организуемый в живописной сельской местности с сохранившейся природной и культурной средой, питанием натуральными экологически чистыми продуктами, общение с сельскими жителями, носителями традиционной культуры, знакомства с народными промыслами и ремеслами / Agrotourism is a kind of activity organized in a picturesque rural area with preserved natural and cultural environment, food with natural organic products, communication with rural residents, carriers of traditional culture, acquaintance with folk crafts
7 Пашкус Н. А., Красникова Т. С.[9]/ Pashkus N. A. Krasnikova T. S. [9] 2015 Агротуризм - посещение туристами агропредприятий с ночевкой или непродолжительной экскурсией / Agro-tourism is tourists agribusiness with an overnight stay or short trip
8 Зелинская М. В., Власова К. В. [4] / Zelinskaya M. V., Vlasova K. V. [4] 2016 Агротуризм - это сельский туризм, отдых в деревне с уходом от проблем и частично от благ цивилизации / Agrotourism is a rural tourism, rest in the village from leaving problems, and, in part, from the benefits of civilization
9 Бессараб Д. А. [1] / Bessarab D. A. [1] 2016 Агротуризм - это отдых на природе в сельской местности, предполагающий аутентично традиционный образ жизни, знакомство с местными обычаями, культурой, сельскохозяйственным производством и пр. / Agrotourism is a holiday in nature in the countryside, which implies authentic traditional way of life, familiarity with local customs, culture, agricultural production and sales
10 Пинаев А. В. [10] / Pinaev A. V. [10] 2016 Агротуризм - это достаточно новое социально-экономическое явление, которое ориентировано на использование ресурсов сельской местности для создания и предложения туристского продукта широкому кругу лиц / Agrotourism is a fairly new socio-economic phenomenon, which is focused on the use of rural resources to create and offer a tourist product to a wide range of people
Методы исследования. Моделирование социально-экономических процессов способствует преставлению социально-экономического развития региона с учетом устойчивого роста перспективных видов туризма: аграрного и экологического, положительного влияния на занятость, доходы отраслей туризма и сопутствующих услуг.
Системный подход оценивает перспективные виды туризма как элемент социоэкономической и природной среды региона, который динамично развивается и оказывает влияние на различные процессы, усиливая скорость формирования институциональной культурной среды. Ситуативный подход заключается в характеристике текущих условий, факторов и показателей, которые определяют состояние отрасли в данный период времени: культурно-исторические объекты, бизнес-среда сельскохозяйственных предприятий, реализуемые государственные программы в области туризма.
Результаты исследования и область их применения. Россия обладает уникальными природно-климатическими и культурно-историческими ресурсами, которые способствуют развитию новых видов туриз-
ма, особенно аграрного и экологического. Большая территория сельской местности, огромные объемы лесных массивов, разнообразие флоры и фауны — все это формирует туристско-рекреационный ресурсный потенциал. На основе имеющихся ресурсов в регионах развивается инфраструктура, строятся дороги по новым маршрутам, формируются экологические зоны и парки.
Тульская область, как один из потенциальных субъектов туристской отрасли, обладает особыми географическими и социально-экономическими ресурсами. Преимуществом региона является развитая транспортная инфраструктура, которая способствует осуществлению пассажирских и грузовых перевозок. По состоянию на 2016 г., население субъекта — 1 506 483 человек, а его плотность — 58,67 чел/км2. Среднедушевые денежные доходы населения в 2017 г. составили 27 783 р. (101,5 % к предыдущему году). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата насчитывалась в районе 31 тыс. р. (107,6 % к предыдущему году). Оборот розничной торговли - 273690 р. (103,2 %) [8].
Динамика валового регионального продукта (ВРП) Тульской области отражена на рис. 1.
illlj
Рис. 1. Динамика ВРП Тульской области в 2012-2016 гг., млрд р. (составлено по данным [16; 18]) / Fig. 1. Dynamics of GRP of the Tula region in 2012-2016, billion rub. (based on the data [16; 18])
Самый высокий темп роста отмечен в 2014 г. - 118 %, замедление в 2016 г. -104 %. Структура ВРП субъекта в основ-
ном представлена промышленным производством (рис. 2).
Прочие виды экономической деятельности
Туризм Сельское хозяйство Операции с недвижимым имуществом Транспорт и связь Оптовая и розничная торговля Обрабатывающие производства
21,4
2,2
6,7
10,9
6,3
12,6
^S^^S^S^SKIE 39,9
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45
Рис. 2. Структура ВРП Тульской области в 2016 гг., % (составлено по данным [16; 18]) / Fig. 2. Structure of gross regional product of the Tula region in 2016, % (based on the data [16; 18])
Туризм является одной из ведущих и составляющих социально-экономического
наиболее динамично развивающихся от- комплекса области, важным источником
раслей мировой экономики. В Тульской пополнения регионального бюджета. Ос-
области есть все предпосылки, чтобы тури- новные показатели развития сферы туриз-
стическая сфера стала одной из значимых ма субъекта представлены в табл. 2.
Таблица 2 / Table 2
Показатели сферы туризма в Тульской области в 2014-2016 гг.* / Indicators of tourism
in the Tula region in 2014-2016
Темп Темп при-
Показатель / Indicator 2014 2015 2016 роста, %/ Growth rate, % роста, % / Growth rate, %
Общий объем туристского потока, тыс. чел. / Total volume of tourist flow, thousand people 496,8 541,5 580 116,7 16,7
Общее количество посетителей региона, тыс. чел. / Total number of visitors in the region, thousand people 1684 2531,5 3272,5 194,3 94,3
Общий объем услуг, оказанный в сфере туризма, тыс. р. / Total volume of services rendered in the sphere of tourism, thousand rubles 1661,4 2237,5 2350,1 141,4 41,4
Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, оказанных населению, тыс. р. / Scope of services of hotels and similar accommodation facilities, rendered to the population, thousand rubles 633,8 683,2 737,3 116,3 16,3
Численность граждан РФ, размещенных в КСР, тыс. чел. / Number of citizens of the Russian Federation placed in the DAC, thousand people 236,5 224,3 297,21 125,7 25,7
Численность иностранных граждан, размещенных в КСР, тыс. чел. / The number of foreign citizens placed in the DAC, thousand people 18,7 14 10,7 52,7 -42,8
Площадь номерного фонда КСР, тыс. м2 / Square plate Fund CEB, thousand sq. m. 122,4 121,9 137,7 112,5 12,5
Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие КСР, тыс. р. / Investments in fixed capital aimed at the development of DAC, thousand rubles 18,4 15,8 18,3 99,5 -0,5
^составлено по [13; 16]
Показатели туризма отражают устойчивый рост, количество посетителей региона за три года увеличилось практически в два раза, что является показателем привлекательности Тульской области для туристов.
Географическое расположение в центре России (в 200 км от Москвы), транспортная доступность, наличие уникального культурно-исторического, высокого научно-технического и рекреационно-оздоро-вительного потенциала позволяют развивать на территории области практически все виды туризма: религиозный, сельский, рекреационный и оздоровительный, экологический, социальный, молодежный и детский, автотуризм и VIP--туризм.
Основными рекреационными ресурсами Тульской области являются:
— месторождения сульфатных кальциевых, сульфатно-кальциево-магниевых, гидрокарбонатно-сульфатных натриевых, хлоридно-сульфатно-кальциево-натриевых вод с общей минерализацией 2,5...7, 1 г/л) в районе курорта «Краинка»;
— запасы бромных рассолов хлорид-но-натриевого типа с минерализацией 20,8.49, 2 г/л в районе г. Венев на правом берегу Оки;
— запасы лечебного минерализованного сульфидного торфа в районе поймы р. Черепеть;
— месторождение пресноводного лечебного торфа в районе курорта «Краинка».
В Тульской области также функционирует достаточное количество здравниц:
— санатории «Окский Плес», «Егны-шевка» в Алексеевском районе;
— санаторий «Велогож» в Заокском районе;
— гостиница «Бугочарово», санаторий «Слободка» в Ленинском районе;
— санаторий «Краинка» в Суворовском районе;
— гостиничный комплекс «Грумат» в Щекинском районе.
Лечебный профиль здравниц — заболевания органов дыхания нетуберкулезного типа, лечение нарушения обмена веществ и органов пищеварения, заболевания гинекологического типа, системы кровообращения, нервной и костно-мышечной системы, болезни кожи [22].
Показатели деятельности санаторно-курортного комплекса Тульской области представлены в табл. 3.
Показатель / Indicator 2005 r. / 2005 year 2010 r. / 2010 year 2016 r. / 2016 year Темп роста, % / Growth rate, % Темп прироста, % / Growth rate, %
Число санаторно-курортных организаций, ед. / Number of sanatoriumresort organizations, units 29 23 22 75,9 -24,1
Число номеров, ед. / Number of rooms, units 1955 1781 1984 101,5 1,5
Число размещенных лиц, чел. / Number of persons accommodated, pers 54425 46899 46908 86,2 -13,8
Число ночевок, ед. / Number of overnight stays, units 1035512 698732 932995 90,1 -9,9
Доходы, тыс. р. / Income, thousand rubles 348067,8 427852,3 873701,4 251,0 151,0
Затраты, тыс. р. / Costs, thousand rubles 318181,5 443060,6 857154,8 269,4 169,4
Прибыль, тыс. р. / Profit, thousand rubles 29886,3 -15208,3 16546,6 55,4 -44,6
*составлено по [13; 14; 16]
Таблица 3 / Table 3
Показатели финансово-экономической деятельности санаторно-курортного комплекса Тульской области*/ Indicators of financial and economic activity of the health resort complex of the Tula region
Затраты профильных предприятий растут опережающими темпами по сравнению с доходами. Прибыль получена в 2005 и 2016 гг., хотя ее снижение составило 44,6 %.
Администрация Тульской области намерена создать в регионе современный, высокоэффективный и конкурентоспособный туристический комплекс, обеспечивающий, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристических услугах, а с другой — значительный вклад в развитие экономики области,
Основные цели стратегии развития туризма Тульской области: рост влияния туризма на социально-экономическое развитие Тульской области; реализация мер
включая налоговые поступления в бюджет, приток инвестиций, увеличение количества рабочих мест, содержания и рационального использования культурного и природного наследия. В Тульской области действуют две основные программы, включающие развитие туризма: государственная программа «Развитие культуры и туризма Тульской области», подпрограмма «Развитие внутреннего и въездного туризма Тульской области» на 2014—2021 гг.; Стратегия развития туризма на территории Тульской области на период до 2035 г. (табл. 4).
государственной политики по развитию туристской отрасли на территории региона; сохранение и развитие природного и культурно-исторического потенциала области.
Таблица 4 / Table 4
Сравнительная характеристика государственных программ по развитию туризма в Тульской области*/Comparative characteristics of the state programs for the development
of tourism in the Tula region
Показатель / Indicator Развитие культуры и туризма Тульской области в 2014-2021 rr. / Development of culture and tourism of the Tula region 2014-2021 year Стратегия развития туризма на территории Тульской области на период до 2035 г. / Tourism development strategy in the Tula region for the period up to 2035 year
Объем финансирования / Amount of financing 11200953,3 тыс. р. / 11200953,3 thousand rub -
Ожидаемые результаты / Expected result Повышение номерного фонда до 14100 мест. Ввод в эксплуатацию 18 новых объектов. Увеличение турпо-тока до 1050,0 тыс. человек в год / Increase in room stock to the 14100 places. Commissioning of 18 new facilities. Increase of tourist flow up to 1050,0 thousand people per year Сохранение и развитие потенциала Тульской области; формирование доступной и комфортной информационной туристской среды; реализация политики в сфере туризма, обеспечивающей рост вклада отрасли в экономику региона / Preservation and development of the Tula region potential; formation of accessible and comfortable tourist information environment; implementation of the tourism policy, ensuring the growth of the industry's contribution to the region's economy
Индекс результативности и эффективности госпрограммы / Performance and efficiency index of the state program 0,96 -
Предложения по результатам оценки эффективности программы / Suggestions on the results of the program effectiveness evaluation Достижение показателей программы, рост финансирования, увеличение объемов средств из федерального бюджета / Achievement of the program indicators, growth of financing, increase in the amount of funds from the Federal budget Реализация поддержки малого и среднего бизнеса, программ государственно-частного партнерства / Implementation of support for small and medium-sized businesses, public-private partnership programs
*составлено no [14; 18]
Документ предусматривает создание четырех туристско-рекреационных кластеров: 1) Тульский — г. Тула, Щекинский район; 2) Окский — Заокский район, г. Алексин; 3) Куликовский — г. Новомосковск, г. Узловая, Веневский, Богородицкий, Кимовский районы, территория музея-заповедника «Куликово поле» Куркинского района; 4) Русские усадьбы — Тульская область (кластер сформирован тематически на базе глобального федерального маршрута «Русские усадьбы»); ядро кластера — музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». Дополнительно выделена территория перспективного развития «Юго-запад» — Белевский, Одоевский и Суворовский районы.
В Тульской области существует множество туристических достопримечательностей, которые связаны с культурными, историческими и боевыми традициями региона. При стабильной совместной работе экономических агентов, бизнес-структур и органов власти можно рассчитывать, что отраслевой инвестиционный портфель будет систематично пополняться.
Важным критерием успешной деятельности Тульской области по привлечению туристов является наличие развитой гостиничной индустрии. Тула вошла в ТОП-5 популярных туристических городов Центральной России по версии одного из ведущих сайтов по бронированию отелей, а также в десятку лучших регионов по развитию туризма [2].
В Тульской области осуществляют деятельность:
— более 350 туристических агентств;
— 26 туроператоров, в том числе 24 — занимающихся внутренним туризмом; 3 — международным въездным туризмом, 1 — международным выездным туризмом.
В Тульской области большое количество усадеб, памятников, музеев, древних монастырей, храмов нуждаются в реставрации. Так, в 2015 г. на развитие туризма и на реставрацию исторических памятников из бюджета выделено около 13 млрд р.
В настоящее время в области работают более 15 объектов сельского туризма,
большинство из которых расположены в Заокском и Ясногорском районах, граничащих с Московской областью. В основном предприятия сельского туризма работают в форме крестьянско-фермерских хозяйств. По мнению представителей организаций сельского туризма, особенностью данного вида деятельности является интеграция отдыха в процесс занятия сельским хозяйством. В 2017 г. Тульскую область посетили более 650 тыс. туристов, это на 12 % больше, чем в 2016 г. В однодневных поездках с различными целями посетило более 3 млн человек.
Заместитель главы администрации Тулы по финансово-экономической политике И. Беспалов отметил, что показатели по безработице в городе снижаются и являются одними из самых низких в ЦФО. В регионе до 2024 г. действует государственная программа «Содействие занятости населения Тульской области». В 2017 г. на ее финансирование выделено около 366 млн р.
Сильное конкурентное преимущество Тульской области заключается в большом количестве малых городов, обладающих уникальными историческими и культурными ресурсами. Мощный стимул развития здесь может придать глобальный туристический маршрут «Русские усадьбы», координатором которого выступает Тульская область. Для посещения усадеб в области существует развитая сеть автодорог, среди которых две основные федеральные трассы — М2 и М4. Все объекты находятся вблизи от этих магистралей. Далее представлены усадебные комплексы области [6]:
— музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (Щёкинский район) и филиал музея-усадьбы «Ясная Поляна» (Чернский район);
— музей-заповедник В. Д. Поленова (Заокский район);
— музей купеческого быта в п. Епифань (Кимовский район);
— музей-усадьба А. Т. Болотова «Дво-ряниново» (Заокский район);
— историко-художественный музей А. С. Хомякова (Ленинский район);
— Богородицкий дворец-музей и парк (г. Богородицк);
— историко-мемориальный музейный комплекс «Бобрики» (г. Донской);
— дом-музей И. А. Бунина (г. Ефремов);
— усадьба Гартунгов (Ясногорский район).
Е. Канева, руководитель Ассоциации малых туристических городов, сравнила влияние туризма на социально-экономическое положение населения с градообразующим предприятием. Она отметила, что в малом городе другое качество жизни, которое может стать отдельным туристическим продуктом, что весь город создает эффект погружения, сам по себе являясь турпродук-том, который в итоге приносит деньги [12].
В деревне Варваровка спросом пользуется усадьба «Варваровка», которая находится вблизи музейного комплекса «Ясная Поляна» и предлагает гостям баню на дровах с дубовыми вениками, сауну с бассейном, уединение с природой вдали от городской суеты на свежем воздухе в незабываемом деревенском колорите.
Прекрасно отдохнуть с детьми, восстановить силы и оздоровиться можно в подворье «Лукино» — частном фермерском хозяйстве, построенном в 2010 г. в Алексинском районе. Ферма занимается животноводством, производит мясные и молочные продукты, мясо птицы, яйцо и поставляет их на московский рынок. В нескольких метрах от хозяйственных построек расположены три гостевых дома, из окон которых открывается вид на поля и огороды. Также имеется домашний ресторанчик с летней террасой. Это пример сочетания сельскохозяйственной, оздоровительной, экологической формы агротуризма.
Экоферма «Горчичная поляна», расположенная в д. Льва Толстого в Суворовском районе, тоже пользуется спросом. Вся продукция фермы производится в максимально благоприятных условиях и полностью сертифицирована в соответствии с европейскими экологическими требованиями и стандартами. На ферме можно увидеть необычных кудрявых коров, полакомить-
ся натуральными продуктами из мясного цеха, экологически чистыми овощами, грибами и ягодами, а также можно посмотреть, как выпекают домашний хлеб, попробовать себя на мастер-классе по изготовлению колбасы [15].
Гостевой дом «Иконки», расположенный в Киреевском районе, позиционирует себя как личную дачу на экологически чистой земле у реки. Животных здесь не разводят, но есть рыбалка, охота, отдых на воде, несколько спортивных площадок, дайвинг, водные лыжи и плоты. Это прекрасное место для семейного сельского отдыха [19].
Приведённые примеры свидетельствуют, что в Тульской области имеются необходимые ресурсы для развития всех видов агротуризма и экологического туризма, спрос на которые увеличивается. Действующие фермерские хозяйства, наряду с основным видом деятельности, успешно развивают туристическое направление.
Одновременно с небольшими фермерскими хозяйствами в Ясногорском районе реализуется совершенно новый масштабный проект — экопарк «Ясно Поле». Он является примером сочетания крупного курортного комплекса и экологического агропредприятия замкнутого типа и предлагает гостям комбинированные туры, сочетающие несколько видов отдыха. Концепция экопарка предполагает развитие по следующим направлениям: агротуризм и органическое земледелие, активный отдых, здоровое питание, внедрение передовых технологий зелёной архитектуры и строительства, экологическое просвещение туристов. Большая часть земель экопар-ка в той или иной степени задействована в сельскохозяйственном производстве: выращивание кормовой базы для животных, ботанические сады, питомники, яблочные сады, ягодные поля, огороды для овощей и теплицы [11].
Небольшие сельскохозяйственные и фермерские предприятия зачастую развивают сельский туризм за счёт собственных ресурсов. Однако без кардинального повышения степени комфорта, без специально
разработанных туров и помощи предприятий туризма эта сфера не будет развиваться и сможет привлекать лишь немногочисленных любителей-рыболовов, охотников, этнографов, но не семейных туристов.
Совсем другой эффект даёт комплексный подход, когда сельский туризм рассматривается как основной бизнес, предлагающий максимальный набор рекреационных услуг, использование всех привлекательных для туристов аспектов: приобщение к сельскому образу жизни и его развлечениям, доступ к недорогим местным продуктам питания, знакомство с этнографическими особенностями и т. д.
В честь 500-летия Тульского кремля и создания маршрута «Большая засечная черта» прошел форум, который состоялся в марте 2018 г., объединил Тульский кремль, Тульские засеки и малые города-крепости: Венев, Белев, Одоев, Лихвин (Чекалин), Крапивна и Дедославль (Дедилово). На мероприятия выделено 214 млн р., из них 155 млн р. — средства федерального бюджета [20].
Для воссоздания исторической среды в шести муниципальных образованиях разработаны проекты и подготовлены заявки на участие во Всероссийском конкурсе по благоустройству малых городов и исторических поселений, проводимом по инициативе Президента РФ В. В. Путина.
Директор музея-усадьбы «Ясная поляна» Е. Толстая отметила, что г. Крапивна учавствует в конкурсе среди малых городов и исторических поселений. Также разработан проект по благоустройству города, в котором отражено видение парка, мемориального сквера и набережной, чтобы город стал более привлекательным для туристов
[17].
Отметим, что 17 января 2018 г. под председательством Президента РФ В. В. Путина прошел Форум малых городов и исторических поселений, на котором обсуждались вопросы их развития и сохранения исторического облика. Тульская область приняла в нем участие, и в развитие инициатив В. В. Путина регион начал проект «Бренды малых городов».
В четырнадцати районных центрах области прошли стратегические сессии с участием жителей и экспертов. На сессиях обсуждались перспективы и возможности территорий по развитию экономики за счет расширения туристического потока и привлечения инвестиций. Также предложено создать логотипы районных центров. Например, Дубна, Ясногорск, Венев, Суворов, Одоев, Арсеньев, Волово, Архангельское (Каменский район), Чернь, Белев, Плавск, Теплое, Заокский и Куркино смогут стать более узнаваемыми на туристической карте Тульской области (рис. 3) [12].
,. §§ Луш
Заокский
араАнгёль'ское
и
КУРКИНО
(о
ОДОЕВ
V:
СУВОРОВ
ш
ЧЕРНЬ
#
Рис. 3. Лучшие логотипы Тульской области на проекте «Бренды малых городов» / Fig. 3. Best logos of the Tula region on the project "Small city Brands"
Лучших авторов логотипов наградили сертификатами на прохождение летнего курса обучения в одной из ведущих школ дизайна в России и сейчас администрации предстоит разработать бред-буки и стратегии развития территорий. Комитет Тульской области по развитию туризма проводит активную работу по развитию и популяризации экологического, сельского туризма, формирует реестр объектов, осуществляющих деятельность в данной сфере, прорабатывает соответствующие маршруты.
Частичный переход фермеров и мастеров народных промыслов в сферу туристских услуг в период экономических трудностей является поддерживающим фактором для сельского хозяйства, даёт новые источники дохода, способствует сбыту и продвижению фермерской продукции. Это содействует популяризации регионального туризма и дает новую жизнь сёлам и деревням.
Заключение. Тульская область — один из наиболее развитых регионов России с высокими экономическими возможностями. Выгодное географическое расположение, наличие природных богатств, топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородных земель, мощного промышленного комплекса, высокого научно-технического, а также значительного туристического потенциала позволяют рассматривать регион как один из перспективных ареалов экономического роста Центрального федерального округа. Несмотря на то, что в структуре ВПР области преобладает промышленность, показатели туризма демонстрируют рост (составляют 2,2 % в общем объеме). Повышение доходов рассматриваемой отрасли и удвоение посещений региона свидетельствуют о привлекательности для жителей других субъектов страны, поэтому экономический потенциал новых видов туризма может составлять 4...6 % ВРП, учитывая мировую статистику.
Развитие аграрного и экологического туризма может способствовать занятости в сельской местности, созданию новых рабочих мест и, как следствие, образованию несельскохозяйственного источника дохо-
дов. Экологический туризм на территории Тульской области также является достаточно перспективным направлением, призванным увеличить поток туристов в регион. Этому способствуют уникальные природные и рекреационные ресурсы, в частности, огромные территории лесов, месторождения минеральных вод и бальнеологические ресурсы. Правительство РФ и Тульской области разработали пакет нормативно-правовых документов, которые регулируют основные направления развития туризма в регионе, оказывают соответствующее финансирование и закрепляют меры по росту показателей туризма.
Основные рекомендации по развитию сельского и экологического видов туризма:
1) создание системы туристской навигации — разработка карт и схем эффективных маршрутов основных объектов агро- и экотуризма, установка навигационных знаков, которые будут способствовать упрощению навигации и перемещения туристов по территории Тульской области;
2) проведение мероприятий регионального и государственного, мирового масштаба — проведение гастрономических, культурных фестивалей, туристических форумов, увеличивающих приток туристов и формирующих новые способы дохода;
3) развитие существующих экопар-ков «Ясно Поле», «Моя деревня», сельского комплекса «Болотов. Дача», баз отдыха «Добрая надежда» и «Барсучок», фермерских кооперативов «Марк и Лев» и «Луки-но», которые также увеличивают туристский поток, обеспечивают приток новых инвестиций в агропромышленную отрасль;
4) поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в сфере эко- и агротуриз-ма, развитие сельскохозяйственных операций и помощь в осуществлении инвестиций для изменения доли частных и государственных инвестиций в туристской области.
Устойчивый рост новых видов туризма в Тульской области является неотъемлемой частью единого туристского пространства России, которая обладает всеми составляющими, чтобы стать значительным источником дохода в бюджеты всех уровней.
Список литературы_
1. Бессараб Д. А. К вопросу об использовании информационного потенциала Беларуси в развитии агротуризма / / Труды БГТУ. Сер. 1. Лесное хозяйство, природопользование и переработка возобновляемых ресурсов. 2016. № 1. С. 220-224.
2. Дорошкевич И. Н., Титкова Е. Г. Источники и условия развития агротуризма в Гродненской области // Вестник Кемеров. гос. ун-та. 2015. № 2. С. 198-200.
3. Запорожан А. Я. Кластер спортивного экологического туризма / / Управленческое консультирование. 2016. № 4. С. 198-200.
4. Зелинская М. В., Власова К. В. Развитие агротуризма в Ейском районе Краснодарского края [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ. 2016. № 123. Режим доступа: https://www.cyberleninka.ru/ article/v/razvitie-agroturizma (дата обращения: 23.04.2018).
5. Костюкович В. Г., Терещенко О. А. Тенденции развития экологического туризма // Концепт. 2017. Т. 39. С. 3891-3895.
6. «Культурный навигатор» Тульской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. tulagid71.ru (дата обращения: 22.04.2018).
7. Лапочкина В. В., Косарева Н. В., Адашова Т. А. Экологический туризм в России: тенденции развития // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 5. С. 100-105.
8. Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития и уровня жизни в Тульской области и в РФ за 2017 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tularegion.ru/ upload/iblock/ceb/ceba4ae3250dec6f6b17c5aca58d56bf.docx (дата обращения: 24.03. 2018).
9. Пашкус Н. А., Красникова Т. С. Агротуризм как фактор успешного позиционирования территории // Теория и практика общественного развития. 2015. № 23. С. 59-61.
10. Пинаев А. В. Потенциал агротуризма и возможность его использования в российских условиях (на примере Московской области) // Сервис в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 67-76.
11. Пономарева И. Ю., Чернобровкина А. О., Пономарева М. В. Формы и объекты агротуризма Тульской области // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11, № 8. С. 104-118.
12. Почекин Л. Как выглядят логотипы исторических городов Тульской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.myslo.ru/news/tula/2018-03-29-kak-vyglyadyat-logotipy- (дата обращения: 16.04.2018).
13. Романчук О. Н., Суворов А. П. Экологический туризм на особо охраняемых природных территориях // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2015. № 5. С. 36-39.
14. Статистические данные по субъектам РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye (дата обращения: 24.04.2018).
15. Стратегии развития туризма Тульской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.docs.cntd.ru/document/450382636 (дата обращения: 26.06.2018).
16. Тульская область. Тула - мастерская России 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/sez/mrv/tuIskaya_obl.pdf (дата обращения: 04.03.2018).
17. Тульский туризм: интересно гостям, выгодно инвесторам [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.proftula.ru/articles/535/37067/ (дата обращения: 28.05.2018).
18. Тульская область в цифрах 2015. Краткий статистический ежегодник [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tulastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tulastat/ (дата обращения: 13.04.2018).
19. Туризм Тульской области: о перспективах, реестре и классификации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.proftula.ru/articles/535/38735/ (дата обращения: 24.05.2018).
20. Туризм Тулы и Тульской области: время масштабных проектов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.proftula.ru/articles/535/39630/ (дата обращения: 28.06.2018).
21. Фахретдинова Г. А., Нигматуллин А. Ф. Предпосылки развития экологического туризма в Республике Башкортостан // Инновационная наука. 2016. № 1. С. 206-207.
22. Шарапова Е. С., Гришина Е. И. Рекреационные ресурсы ландшафта Тульской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kadastr.org/conf/2011/pub/prirresurs/rekr-res-tulsk-obl. htm (дата обращения: 12.05.2018).
References_
1. Bessarab D. A. TrudyBGTU. Ser. 1. Lesnoehozyaystvoprirodopolzovanieipererabotkavozobnovlyaemyh resursov (Proceedings of BSTU. Ser. 1. Forestry, nature management and processing of renewable resources), 2016, № 1, pp. 220-224.
2. Doroshkevich I. N., Titkova E. G. Vestnik kemerov. gos. un-ta (Bulletin of the Kemerovo State University Journal), 2015, no. 2, pp. 198-200.
3. Zaporozhan A. Ya. Upravlencheskoekonsultirovanie (Administrative consulting), 2016, № 4, pp. 198-200.
4. Zelinskaya M. V., Vlasova K. V. Nauchny zhurnal KUBGAU (Scientific journal of KubSU), 2016, no. 123. Available at: https://www.cyberleninka.ru/article/v/razvitie-agroturizma (Date of access: 23.04.2018).
5. Kostyukovich V. G., Tereshchenko O. A. Kontsept (Concept), 2017, vol. 39, pp. 3891-3895.
6. "Kulturny navigator" Tulskoy oblasti ("Cultural navigator" of the Tula region). Available at: http:// www.tulagid71.ru (Date of access: 22.04.2018).
7. Lapochkina V. V., Kosareva N. V., Adashova T. A. Mezhdunarodny nauchno-issledovatelskiy zhurnal (International Scientific and Research Journal), 2016, no. 5, pp. 100-105.
8. Osnovnye makroekonomicheskie pokazateli sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya i urovnya zhizni v Tulskoy oblasti i v rf za 2017 god (The main macroeconomic indicators of socio-economic development and living standards in the Tula region and in Russia for 2017). Available at: https://www.tularegion.ru/upload/iblock/ ceb/ceba4ae3250dec6f6b 17c5aca58d56bf.docx (Date of access: 24.03.2018).
9. Pashkus N. A., Krasnikova T. S. Teoriya Ipraktika obshchestvennogo razvitiya (Theory and practice of social development), 2015, no. 23, pp. 59-61.
10. Pinaev A. V. Servis v rossii i za rubezhom (Service in Russia and abroad), 2016, no. 2, pp. 67—76.
11. Ponomareva I. Yu., Chernobrovkina A. O., Ponomareva M. V. Servis vRossii iza rubezhom (Service in Russia and abroad), 2017, vol. 11, no. 8, pp. 104-118.
12. Pochekin L. Kak vyglyadyat logotipy istoricheskih gorodov Tulskoy oblasti (How do the logos of the historical cities of the Tula region look like). Available at: https://www.myslo.ru/news/tula/2018-03-29-kak-vyglyadyat-logotipy (Date of access: 16.04.2018).
13. Romanchuk O. N., Suvorov A. P. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Bulletin of the Krasnoyarsk State Agrarian University), 2015, no. 5, pp. 36-39.
14. Statisticheskie dannyeposubektamRF (Statistical data on subjects of the Russian Federation). Available at: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye (Date of access: 24.04.2018).
15. Strategii razvitiya turizma tulskoy oblasti (Strategies for the development of tourism in the Tula region). Available at: http://www.docs.cntd.ru/document/450382636 (Date of access: 26.06.2018).
16. Tulskaya oblast — Tula — masterskaya Rossii 2017 g. (The Tula region. Tula - workshop of Russia in 2017). Available at: https://www.minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2017/sez/mrv/tulskaya_obl.pdf (Date of access: 04.03.2018).
17. Tulskiy turizm — interesnogostyam, vygodnoinvestoram (Tula tourism: interesting for guests, profitable for investors). Available at: http://www.proftula.ru/articles/535/37067/ (Date of access: 28.05.2018).
18. Tulskaya oblast v tsifrah 2015. Kratkiy statisticheskiy ezhegodnik (Tula region in figures 2015. Brief static yearbook). Available at: http://www.tulastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tulastat (Date of access: 13.04.2018).
19. Turizm Tulskoy oblasti: o perspektivah reestre i klassifikatsii (Tourism of the Tula region: about perspectives, register and classification). Available at: http://www.proftula.ru/articles/535/38735/ (Date of access: 24.05.2018).
20. Turizm Tuly i Tulskoy oblasti: vremya masshtabnyh proektov (Tourism of Tula and the Tula region: time of large-scale projects). Available at: http://www.proftula.ru/articles/535/39630/ (Date of access: 28.06.2018).
21. Fahretdinova G. A., Nigmatullin A. F. Innovatsionnaya nauka (Innovative science), 2016, no. 1, pp. 206-207.
22. Sharapova E. S., Grishina E. I. Rekreatsionnye resursy landshafta Tulskoy oblasti (Recreational resources of the landscape of the Tula region). Available at: http://www.kadastr.org/conf/2011/pub/prirresurs / rekr-res-tulsk-obl.htm (Date of access: 12.05.2018).
Коротко об авторе
Briefly about the author
Оборин Матвей Сергеевич, д-р экон. наук, профессор кафедры экономического анализа и статистики, Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова; профессор кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории, Пермский государственный национальный исследовательский университет; профессор кафедры менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологический университет им. академика Д. Н. Прянишникова, г. Пермь, Россия; профессор кафедры управления и технологий в туризме и сервисе, Сочинский государственный университет, г. Сочи, Россия. Область научных интересов: системный подход, общая география, природопользование, экономика предприятий, финансы организаций, финансовый менеджмент, туризм, рекреация, экономика туризма, экономика курортного дела [email protected]
Matvey Oborin, doctor of economic sciences, professor, Economic Analysis and Statistics department, Perm Institute (branch) of the Plekhanov Russian University of Economics, Perm, Russia; professor, World and Regional Economics, Economic Theory department, Perm State National Research University, Perm, Russia; professor, Management department, Perm State Agrarian and Technological University named after academician D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia; professor, Management and Technology in Tourism and Service department, Sochi State University, Sochi, Russia. Sphere of scientific interests: systematic approach, general geography, nature management, enterprise economics, organization finance, financial management, tourism, recreation, tourism economics, resort economics
Образец цитирования
Оборин M. С. Экономический потенциал аграрного и экологического туризма в регионах России // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 7. С. 109-122. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-7-109-122.
Oborin M. Economic potential of agricultural and environmental tourism in the regions of Russia // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 7, pp. 109-122. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-7-109-122.
Статья поступила в редакцию: 28.06.2018 г. Статья принята к публикации: 24.09.2018 г.