Научная статья на тему 'Туризм в формировании профессионально значимых личностных качеств студентов сферы физической культуры'

Туризм в формировании профессионально значимых личностных качеств студентов сферы физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
656
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ПОХОДЫ / ОТНОШЕНИЯ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / РАНЖИРОВАНИЕ / БАКАЛАВРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАЦИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ACTIVE TOURISM / HIKING / RELATIONSHIPS / QUALITIES OF PERSONALITY / MENTAL PROCESSES / RANKING / BACHELORS / PHYSICAL EDUCATION / COMMUNICATION / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макеева В. С., Пушкина В. Н., Поляков Д. О.

Статья посвящена вопросам изучения влияния активного туризма на развитие профессионально значимых личностных качеств студентов, обучающихся в сфере физической культуры, с опорой на современные взгляды развития общества и образования. Актуальность проблемы обусловлена тенденцией повышения роли туризма в образовании. Показаны роль и особенности влияния туризма на личность через самопознание, самовыражение, самодиагностику, самосознание своей значимости; тяги к партнерству, общности; культуры свободы; общения с природой. Показаны особенности воздействия среды активного туризма на развитие профессионально значимых личностных качеств посредством двигательной активности, коррекции психофизических состояний, самообучения и тренировки. На основе опроса студентов определены наиболее значимые личностные качества, необходимые в профессиональной деятельности бакалавров физической культуры и развиваемые в пространстве активных форм туризма в продуктивной организации отдыха, общественной жизни, быту, соревнованиях. Установлены степень вовлечения студентов в занятия туризмом и степень их занятости в туризме: от разовых участий до систематических занятий. Определен уровень проявления профессионально-значимых личностных качеств, развиваемых средствами туризма, проведено их ранжирование. Установлено, что на развитие профессионально значимых личностных качеств значительное влияние оказывают данные реактивности определенных систем организма, отражающих психические процессы: произвольное внимание; объем и концентрацию внимания; общую психическую работоспособность; кратковременную и оперативную память на слова и цифры. Выявлено, что их положительная динамика связана с тем, что в процессе выполнения активных форм туризма задействованы мыслительные процессы «быстрота ориентировки, действий, решений», их переключаемость и подвижность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макеева В. С., Пушкина В. Н., Поляков Д. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism in Formation of Professionally Significant Personal Qualities of Students in the Sphere of Physical Culture

An article is devoted to main issues about active tourism impact on the development of professionally significant personal qualities of students in the sphere of physical culture, with reliance on modern views of society development and education. Relevance of the problem is caused by a tendency to enhance the role of tourism in education. The authors show the role and features of influence the tourism on the personality through their: self-knowledge, self-expression, self-diagnosis, selfawareness of own importance; aspiration to partnership and commonality; cultural freedom; contact with nature. The paper also reveals the features of active tourism impact on the development of professionally significant personal qualities through motor activity, correction of psychophysical condition and self-training. The most important personal qualities are required in the professional work of the bachelor of physical culture and developed in the space of active tourism in the productive organization of rest, social and family life and competition, defined on the basis of a survey of students. The degree of the students'' involvement in tourism and the extent of their participation in tourism from onetime to systematic one, is established in this study. The level of manifestation the professional significant personal qualities, that are developed by means of tourism is defined in article, the ranking of that qualities is carried out. The authors found a fact, that reactivity data of specific body systems, such as voluntary attention, the amount and concentration of attention, general mental performance and short-term memory for words and numbers, that are reflecting the mental processes, have a profound effect on the development of professionally significant personal qualities. It is determined, that the positive dynamics of these indicators connected with the fact that mental processes (speed of orientation, actions and decisions, its switch ability and mobility) are engaged during active tourism activities.

Текст научной работы на тему «Туризм в формировании профессионально значимых личностных качеств студентов сферы физической культуры»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.072

ТУРИЗМ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Макеева Вера Степановна Пушкина Валентина Николаевна Поляков Дмитрий Олегович

Статья посвящена вопросам изучения влияния активного туризма на развитие профессионально значимых личностных качеств студентов, обучающихся в сфере физической культуры, с опорой на современные взгляды развития общества и образования. Актуальность проблемы обусловлена тенденцией повышения роли туризма в образовании. Показаны роль и особенности влияния туризма на личность через самопознание, самовыражение, самодиагностику, самосознание своей значимости; тяги к партнерству, общности; культуры свободы; общения с природой.

Показаны особенности воздействия среды активного туризма на развитие профессионально значимых личностных качеств посредством двигательной активности, коррекции психофизических состояний, самообучения и тренировки. На основе опроса студентов определены наиболее значимые личностные качества, необходимые в профессиональной деятельности бакалавров физической культуры и развиваемые в пространстве активных форм туризма в продуктивной организации отдыха, общественной жизни, быту, соревнованиях.

Установлены степень вовлечения студентов в занятия туризмом и степень их занятости в туризме: от разовых участий до систематических занятий. Определен уровень проявления профессионально-значимых личностных качеств, развиваемых средствами туризма, проведено их ранжирование. Установлено, что на развитие профессионально значимых личностных качеств значительное влияние оказывают данные реактивности определенных систем организма, отражающих психические процессы: произвольное внимание; объем и концентрацию внимания; общую психическую работоспособность; кратковременную и оперативную память на слова и цифры. Выявлено, что их положительная динамика связана с тем, что в процессе выполнения активных форм туризма задействованы

мыслительные процессы «быстрота ориентировки, действий, решений», их переключаемость и подвижность.

Ключевые слова: активный туризм, походы, отношения, качества личности, психические процессы, ранжирование, бакалавры, физическая культура, коммуникация, ответственность.

Введение

Свобода проявления личности в социуме, создание для каждого его члена условий к свободному проявлению всех своих способностей - в этом видится стратегическая задача устройства общественных отношений в мире [3]. Снятие строгой социальной регуляции поведения способствует собственному развитию посредством культуры, поиску ориентиров в себе, самостоятельному регулированию своей профессиональной жизни [3, 4, 21]. Вместе с тем в среде современной молодежи реализация творческой активности, осознание системы «живых» отношений между субъектами, образование общего семантического пространства, а также способность к преобразованию окружающего мира и себя, мало отражаются в повальном увлечении виртуальными формами общения, которые смещаются в Интернет, телефонные сети и систему сотовой связи. Через них молодежь потребляет продукты массовой культуры, не требующие критического и творческого восприятия, переосмысления, что снижает культурный иммунитет и не способствует профессиональному самоопределению.

Вместе с тем имеются не менее продуктивные сферы жизни молодого человека, способствующие его личностному и профессиональному росту. К ним мы относим активные формы туризма, которые являются способом проявления индивидуальной неповторимости и уровня развития, дают возможность проявить и увидеть себя в продуктивной организации отдыха, общественной жизни, быту, соревнованиях. Туристская деятельность охватывает широкую область социально-культурной практики, обеспечивая студентов ценностными ориентациями в области культурного аспекта продуктивного проведения свободного времени, которое влияет на образ жизни и противостоит асоциальным, антикультурным проявлениям [1, 13].

Туризм, как одна из форм неформального образования, включает субъекта обучения в систему разнообразных социальных ролей, коммуникативных взаимодействий, обеспечения межвозрастного партнерства и накопления опыта разных социальных отношений [9, 13, 17].

Мы предположили, что формирование профессионально значимых личностных качеств студента, обучающегося в сфере физической культуры, будет более продуктивным в приобщении его к активным формам туризма, позволяющим наряду с обеспечением роста физической подготовленности

накопить опыт совместного соразвития, общекультурных и профессиональных навыков и умений.

Методика и организация исследования

Исследование проходило в два этапа: на первом этапе был проведен опрос, в котором принимали участие студенты 1-3 курсов факультетов физической культуры и спорта г. Орла, обучающихся в Госуниверситете - УНПК (94 человека), Орловском государственном университете (53 человека), студенты САФУ, г. Архангельск (87 человек).

Опрос решал 2 задачи:

1. Установить степень вовлечения студентов в занятия туризмом и установить степень занятости студентов в туризме: от разовых участий до систематических занятий.

2. Определить уровень проявления профессионально-значимых личностных качеств, развиваемых средствами туризма.

Всего в опросе приняли участие 234 человека. Из них по результатам опроса на исходном уровне отнесли себя к новичкам, имеющим опыт разового участия в походах различной сложности (походы выходного дня, двух- и трехдневные и др.) более половины студентов (121 человек). К систематически занимающимся отнесли себя 68 человек. Остальные 45 человек составляют промежуточное положение между указанными группами студентов.

Чтобы определить возможности туризма в формировании личностных качеств студентов сферы физической культуры, на втором этапе нами был проведен эксперимент с группой студентов первого (12 человек), второго (16 человек) и третьего курсов (14 человек) по внедрению форм активного туризма в их профессиональную подготовку как элемента неформального профессионального образования [7, 19]. Указанные группы студентов занимались в туристических клубах на добровольных началах. Результаты обследования показаны за период 2014 по 2015 гг.

В определении степени влияния занятий активными формами туризма на студентов, наряду с освоением технических элементов, тактики прохождения препятствий, освоения уровней сложности заданий с точки зрения развития физических кондиций, применялись методы педагогического воздействия на формирование методов самовоспитания и саморазвития будущего специалиста. Построение занятий туризмом осуществлялось с профессиональной направленностью и учетом ориентации на самопознание, развитие способности к самоанализу, разрешению внутренних конфликтов, построению системы жизненных и профессиональных перспектив, ориентирующих личность на движение, поиск, сопоставимость собственных действий и решений [6, 8, 10, 12, 18, 22].

Полученные результаты и их обсуждение

Анализ теоретических источников показал, что изменения, происходящие в личности, зависят от индивидуальных особенностей, возраста, особенностей обучения, воспитания и влияния ряда других факторов, которые могут вести к позитивному, прогрессивному развитию человека как профессионала, субъекта деятельности, личности, индивидуальности [2, 11, 19]. Проблема заключается в том, в какую сторону пойдут изменения: в сторону деградации, застоя или позитивного развития.

Все студенты к трудностям вступления в будущую профессиональную деятельность на первое место ставят характер проявления личностных качеств: необходимость выполнять самостоятельную деятельность, высокий психоэмоциональный уровень напряжения, вызванного увеличением степени личностной ответственности, и только потом - недостаточный уровень сформированности навыков работы [15, 16].

Так, анализ данных анкетирования с целью самоконтроля динамики личностных качеств студентов в процессе занятий туризмом показал, что наиболее важным из 15 личностных качеств, необходимых будущим бакалаврам сферы физической культуры, является коммуникабельность (9,6 ± 0,2). Неслучайно туризм примиряет «непримиримых», снимает или укорачивает дистанции взаимодействия. В связи с этим в области социальных отношений туризм выходит на структурообразующий уровень: он становится инструментом общения и развития.

Прирост показателей «ответственность» (8,1 ± 0,3) и «исполнительность» (8,1 ± 0,2) подтверждает ту истину, что в туризме приоритет «нашего» над «моим» очень высок. Отсюда тяга к общности и ответственности - «надо» -превалирует над личным «хочу».

Вместе с тем сфера туризма создает предпосылки самопознания, проверки себя, как бы предоставляет субъекту обучения огромное пространство для самовыражения, самодиагностики, осмысления того, что он в нем приобрел, чтобы далее знать или хотя бы представлять, как дальше жить с людьми. Туристская деятельность, в которой участвуют студенты, порождает социально значимые для них выходы в приросте показателя «организованность» (8,1 ± 0,2).

Туризм обеспечивает атмосферу истинной демократии и свободы, он ориентирует каждого на правильное использование своей свободы, культуры свободы (прирост показателя «самостоятельность» до 8,7 ± 0,2). Свобода в туризме стимулирует студента на резкие, порою кардинальные изменения своего привычного бытия в рамках исконности свободы поведения.

При ответе на вопрос: «Какие качества формируются в процессе занятий туризмом?» студентами на первое место поставлено качество

«самостоятельность» (8,7 ± 0,2), далее стоят «ответственность» (8,6 ± 0,2), «исполнительность» (8,0 ± 0,3) и на последнем месте стоит качество «педантичность» с оценкой 5,3 ± 0,7 баллов.

Педагогический анализ поведения студентов в процессе занятий активными формами туризма показал, что духовное общение с природой, возможность примерить к себе общественно значимые роли и положения, сама деятельность, развивающая неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении, в совокупности привели к тому, что они стали более стойкими к негативным сторонам общественного развития, могут противостоять активно насаждающимся образцам массовой культуры, потребительским установкам и социальному инфантилизму [5, 14].

На развитие профессионально значимых личностных качеств значительное влияние оказывают данные реактивности определенных систем организма, отражающих психические процессы: произвольное внимание; объем и концентрация внимания; общая психическая работоспособность; кратковременная и оперативная память на слова и цифры. Нами проведена оценка данных показателей на исходном и конечном этапах эксперимента (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Динамика психических процессов у студентов экспериментальной группы M ± m (п = 42)

Показатели До эксперимента После эксперимента Индекс прироста в усл. ед.

Оперативная память 3,24 ± 2,93 7,28 ± 2,43 1,25

Числа 4,83 ± 2,1 10,27 ± 1,48 1,13

Слова 13,76 ± 3,3 19,86 ± 3,07 0,44

Коэффициент непосредственного запоминания 0,32 ± 0,1 0,57 ± 0,08 0,78

Коэффициент опосредованного запоминания 0,6 ± 0,2 0,93 ± 0,05 0,55

Логическое мышление 2,6 ± 1,4 5,13 ± 1,12 0,97

Пространственное мышление 4,40 ± 1,2 6,54 ± 2,4 0,49

Как показал анализ полученных результатов, произошли позитивные изменения практически во всех показателях, характеризующих ряд психофизиологических свойств: памяти, внимания, мышления. По данным индекса прироста наблюдается улучшение во всех фиксируемых показателях. Их положительная динамика связана с тем, что в процессе выполнения активных форм туризма задействованы мыслительные процессы «быстрота

ориентировки, действий, решений», их переключаемость, подвижность, качество которых зависит от способности к решению новых задач, возникающих при изменении ситуаций, а также эффективности принимаемых решений в сложных ситуациях и высокой ответственности. Все эти процессы моделируются в условиях туристского похода.

Опираясь на данные предыдущих исследований, можно констатировать, что в образовательном пространстве туризма как факторе личностного развития формируются общие и двигательные, перцептивно-гностические, деятельностью способности, операционно-диагностические и творческие умения [8, 11, 15]. Включение их в цель образовательной деятельности, создание условий для поиска задач проблемного типа и вариация форм контроля над разными видами деятельности позволяют формировать личностные качества в условиях непосредственного выполнения похода. Их постоянное развитие в структуре личностного развития, где и функциональные и культурные свойства выступают как внутренний ускоритель, объективно проявляемый в формах психического отражения всей сущности личности, имеет положительный прирост. При этом различные взаимоотношения структурных компонентов профессионального и личностного развития приводят к соответствующей специализации и развитию структурных компонентов личности.

Выводы

Таким образом, каждый студент в среде активного туризма имеет возможность развивать личностные качества посредством всестороннего знания о влиянии различных форм двигательной активности на психологические и физиологические характеристики человека; диагностики и своевременной коррекции психофизических состояний и реабилитации для сохранения здоровья; владения формами, методами организации и управления процессом самообучения и тренировки. В туризме особенно ярко и полнокровно раскрываются: естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении; место и процесс удовлетворения личностных потребностей самопроверки, самооценки собственного Я; зона активного общения, удовлетворяющая личностные интересы, потребности в контактах.

Значительное изменение привычных условий, возникновение новых требований, «выход» за рамки привычного, уже освоенного, довольно часто возникает в процессе туристской деятельности. Элементы новизны и необходимость проявления физических кондиций на пределе собственных возможностей, но при этом ни с кем не соревнуясь (а только с собой и своими слабостями психологического характера), способствуют выявлению своего

физического статуса и дают возможность сопоставить его с должными нормами. На основе учета собственных индивидуальных особенностей организма возникает возможность спроектировать конечный результат и перенести его как образец в педагогическую и организационную деятельность физкультурно-спортивной направленности, а также обеспечить самостоятельную работу по совершенствованию менее развитых физических и личностных качеств и расширению двигательного опыта.

В целом вся совокупность сформированных профессионально значимых личностных качеств студента благоприятно сказывается на его здоровье и не только способствует успешной адаптации к физической, психологической и социальной сферам жизни, но и обеспечивает эффективность вхождения в профессиональную деятельность.

Литература

1. Горбачев А. А., Горбачева Д. А., Горбачева В. А. Культурно-познавательный туризм - интегративная технология профилактики молодежного экстремизма // Культура и время перемен. - 2014. - № 3 (6).

2. Горелов А. А., Горелов С. А., Григорович Л. А. Осознавание через движение как детерминанта саморазвития индивидуума // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 50-53.

3. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. - СПб., Питер, 2009. - С. 34; 200-202.

4. Леонтьев Д. А, Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57-65.

5. Макеева В. С. Дифференцированный подход в формировании физической культуры обучающихся // Педагогическое образование и наука. -2013. - № 4. - С. 41-43.

6. Макеева В. С., Махов С. Ю. Личная безопасность - целостное развитие личности в профессиональной деятельности будущих специалистов // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 6. - С. 33-34.

7. Макеева В. С., Токарева К. Е., Поляков Д. О. Формирование готовности к полисубъектному взаимодействию бакалавра физической культуры // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4.

8. Макеева В. С., Ямалетдинова Г. А, Рапопорт Л. А, Соломченко М. А., Сурков А. С. Образовательная подготовка студентов в сфере физической культуры // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011. - № 4 (18). - С. 86-90.

9. Меморандум ЮНЕСКО о неформальном образовании / Официальный сайт ЮНЕСКО // URL: http://www.unesco.org/bpi/pdf/memobpi55_NFE_ru.pdf

10. Оплетин А. А. Создание педагогической системы творческого саморазвития личности средствами физической культуры // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 1. - С. 42-45.

11. Оплетин А. А., Новоселова А. С. Профессионально-личностное саморазвитие студентов вуза средствами физической культуры // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - № 3 (16). - С. 77-84.

12. Поляков Д. О., Тинькова З. С., Пеленицина Т. А. Формирование профессиональной осознанности будущего спортивного педагога // Мат. межд. НПК: Спорт и туризм: администрирование и развитие. - Калининград-Варшава, 2014. - С. 210-213.

13. Савчук В. В. Культуротворческая функция туризма // Культура: управление, экономика, право. - 2004. - № 4. - С. 8-13.

14. Скобликова Т. В., Пшибыльски В. Концептуальные основы персонифицированной системы профессиональной переподготовки кадров сферы физической культуры, спорта и туризма // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 9. - С. 42-45.

15. Тинькова З. С. Формирование профессиональных компетенций бакалавров рекреации и туризма на основе режиссерской подготовки // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5.

16. Федотова Г. А., Чистякова Е. Г. Организационно-педагогические условия формирования профессионально значимых качеств бакалавров направления «Педагогическое образование» // URL: http://tempus.novsu.ru/file.php/1/ Novgorod/Sbornik_statei_INPO_2012/Diff_i_individ_obuch_-_2012n.pdf

17. ШитиковаД. А. Поддержка и стимулирование развития молодежного туризма в Санкт-Петербурге / Международный форум молодежного туризма «Проблемы и перспективы развития международного молодежного туризма в современном мире» // URL: http://www.scienceforum.ru/2014/641/3938

18. Ямалетдинова Г. А., Макеева В. С. Культурологические аспекты образовательной подготовки студентов в сфере физической культуры // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 3 (25). - С. 119-125.

19. Ясвин В. А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. - М., 2001. - 365 с.

20. Lipman M. The reflective model of educational practice // Thinking in education. - Cambridge: Cambridge University Press, 2003. - pp. 9-27.

21. Oprean C., Kifor C. Process alignment in higher education // Proc. of 5th UICEE Annual Conference on Engineering Education. - Chennai, India, 2002. - pp. 85-89.

22. Penny D., Evans J. Politics, Policy and Practice in Physical Education. - London: Routledge, 1999. - P. 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.