Научная статья на тему 'Занятия туризмом как фактор формирования личности с социально активной жизненной позицией'

Занятия туризмом как фактор формирования личности с социально активной жизненной позицией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
418
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / ФУНКЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОТЕНЦИАЛА / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИМЕЮЩАЯ ТУРИСТСКО-ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ / SOCIALLY ACTIVE LIFE POSITION / SELF-REALIZATION / SELF-ACTUALIZATION / VIABILITY / FUNCTION OF INTEGRATED POTENTIAL / INTEGRATIVE ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT WITH TOURIST AND ECOLOGICAL DIRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Задевалова Светлана Валентиновна, Коптева Инна Александровна

В статье приводятся факты, которые позволяют рассматривать занятие туризмом в системе дополнительного образования как одно из средств влияния физической культуры на формирование личности с социально активной жизненной позицией; приводятся доказательства эффективности экспериментальных программ дополнительного образования, использующих средства физической культуры и туризма в развитии жизнеспособности и социально активной жизненной позиции личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Задевалова Светлана Валентиновна, Коптева Инна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AS A FACTOR IN THE FORMATION OF PERSONALITY WITH A SOCIALLY ACTIVE LIFE POSITION

This article deals with the facts which allow to consider tourism in the system of extracurricular education as one of means of influence of physical education on the formation of personality with a socially active life position; the data of effectiveness of extracurricular education experimental programs are provided, which use means of physical culture and tourism for the development of viability and socially active life position.

Текст научной работы на тему «Занятия туризмом как фактор формирования личности с социально активной жизненной позицией»

2. Ильинич В.И. Профессинально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. - М.: Г арда-рики, 2003. - 448 с.

3. Лубышева Л.И. Новые технологии в сфере воспитания физических качеств студента // Теория и практика физ. воспитания учащейся молодежи: меж-вуз. сб. науч тр. Тульский гос. пединститут им. Л.Н. Толстого. - Тула, 1993. - С. 19-24.

4. Матвеев Л.П., Полянский В.П. Прикладность физической культуры. Понятийные основы и их кон-

кретизация в современных условиях // Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 7. - С. 42-47.

5. Полиевский С. А. Физическая культура и профессия. - М.: Физкультура и спорт, 1988. -160 с.

6. Эммерт М.С., Шулятьев В.М. Содержание и структура профессионально-прикладной физической подготовки студенток, обучающихся специальности «управление персоналом» // Физическая культура. -2008. - № 3. - С. 29-34.

Жукова Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Забайкальского гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. 672007, г. Чита, ул. Баля-бина, 30, кв. 87. Тел. (3022) 20-32-18. E-mail: taty. zhukova@mail. ru

Zhukova Tatyana Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of physical education, N.G.Chernyshevsky Zabaikalsky Humanitarian Pedagogogical University. 672007, Chita, Balyabin str., 30, apt.87. tel. (3022) 20-32-18.

Власова Жанна Николаевна, кандидат культурологии, доцент кафедры физического воспитания ЗабГГПУ им. Н.Г. Чернышевского. 672027, Чита, Смоленская, 51, кв. 4. Тел. (3022) 354107.

Vlasova Zhanna Nikolaevna, candidate of culture studies, associate professor, department of physical education, N.G.Chernyshevsky ZabSHPU. 672027, Chita, Smolenskaya str., 51. apt. 4. tel.(3022) 354107.

УДК 796.5 315

C.B. Задевалова, И.А. Коптева ЗАНЯТИЯ ТУРИЗМОМ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ С СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИЕЙ

В статье приводятся факты, которые позволяют рассматривать занятие туризмом в системе дополнительного образования как одно из средств влияния физической культуры на формирование личности с социально активной жизненной позицией; приводятся доказательства эффективности экспериментальных программ дonoлнumeлънozo образования, использующих средства физической культуры и туризма в развитии жизнеспособности и социально активной жизненной позиции личности.

Ключевые слова: социально активная жизненная позиция, самореализация, самоактуализация, жизнеспособность, функция uнmezpupoваннozo потенциала, uнmezpupoванная среда, образовательная среда, имеющая туристско-экологическую направленность.

S.V. Zadevalova, I.A. Kopteva TOURISM AS A FACTOR IN THE FORMATION OF PERSONALITY WITH A SOCIALLY ACTIVE LIFE POSITION

This article deals with the facts which allow to consider tourism in the system of extracurricular education as one of means of influence ofphysical education on the formation ofpersonality with a socially active life position; the data of effectiveness of extracurricular education experimental programs are provided, which use means of physical culture and tourism for the development of viability and socially active life position.

Keywords: socially active life position, self-realization, self-actualization, viability, function of integrated potential, integrative environment, educational environment with tourist and ecological direction.

Мир вступил в третье тысячелетие, в XXI в., который должен определить сущность бытия России в условиях цивилизационных изменений. В информационном обществе образованность и воспитанность являются необходимым условием его существования, поэтому сфера образовательно-воспитательного комплекса долж-

на стать приоритетной и ответственной за воспитание современной личности, способной формировать новую культуру информационного общества.

Воспитательное пространство (школы, улицы, вузы и т.д.) - не закрытая, статичная, а динамично развивающаяся открытая система,

часть человеческого бытия, является компонентом пространства социального, пронизано его энергетикой и смыслом и изменяется в зависимости от исторического времени [3].

Необходимость формирования жизнеспособной, всесторонне развитой личности с социально-активной жизненной позицией в процессе социализации при непрерывном образовании и подготовки к последующей трудовой деятельности на рынке труда требует всестороннего исследования средств образовательной среды, в том числе и средств физической культуры, поскольку исследований в данной области недостаточно.

Этим объясняется большое внимание, уделяемое в ряде документов, разработанных Министерством образования и науки [2], что указывает на актуальность исследования проблемы воздействия занятий туризмом в системе дополнительного образования как одного из средств влияния физической культуры на формирование личности с социально-активной жизненной позицией.

Необходимы новые программы, учитывающие «смену приоритетов в системе социальнопедагогических ценностей: от концепции, ориентированной на потребности личности и их удовлетворение к новой - индивидуально ориентированной на личностное развитие, основной целью которой является самоактуализация и полное раскрытие индивидуального потенциала ребенка [2].

Цель исследования - проверка эффективности экспериментальных программ дополнительного образования, использующих средства физической культуры и туризма в развитии жизнеспособности и социально-активной жизненной позиции личности.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Теоретически обосновать влияние занятий физической культурой и туризмом на формирование жизнеспособности и активной жизненной позиции; основы и категории личности и ее структурные компоненты; основы интегративных понятий: жизнеспособность и социально-активная жизненная позиция личности и их структурные компоненты.

2. Рассмотреть особенности и структуру подросткового и раннего юношеского возраста.

3. Представить диагностические и тестовые методики и результаты экспериментальных исследований категорий развития жизнеспособ-

ности и социально-активной жизненной позиции.

Психологическое содержание понятия «активная жизненная позиция личности» непосредственно связано с учением Б. Г. Ананьева о человеке и его структурной организации, представленной автором как единство биологического (физическая культура) и социального, состоящее из индивида, личности, субъекта и индивидуальности [1].

Каждая личность «проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется социальная зрелость и активная жизненная позиция личности [1].

По A.A. Ухтомскому и Г.К. Селевко, социализация - это важнейший процесс и результат личностного роста: усвоение социальных норм и культурных ценностей, включение и самостоятельное воспроизводство системы общественных отношений, проходящие в 2 этапа: внешнего воздействия окружающего мира и внутренней психической деятельности: восприятия, переработки, интерпретации, присвоения внешних воздействий и превращение их в качества собственной личности [5].

Таким образом, процесс социализации является необходимым условием развития комплекса психических и личностных свойств определяющих социальную активность на жизненном пути человека.

Социально-активная жизненная позиция достигается индивидом в процессе социализации и прохождения жизненного пути, обретения им биологической зрелости; достижения субъектом сознательного уровня управляемого саморазвития и самосовершенствования; социализирующего воздействия общественной культуры; сознательной избирательности культурных ценностей в соответствии с генетически детерминированными задатками и способностями; усвоением, переработкой и преобразованием этих ценностей в собственные индивидуальные психические свойства, демонстрируемые в адекватном, результативном поведении, проявленном в общении, в труде и в познании мира [4].

На экспериментальных площадках муниципальной школы туристического экологического образования (ШТЭО) г. Северобайкальска и лаборатории активного туризма (ЛАТ) г. Улан-Удэ реализованы экспериментальные программы, направленные на решение проблемы по развитию жизнеспособной, социально-активной позиции личности: развивающий экспериментальный курс «Школа личностного роста» и курс

«Начальная туристская подготовка», программа «Лаборатория активного туризма» и индивидуально-ориентированная программа «Лидер ли я?», направленные на освоение предметных знаний в рамках государственных стандартов), создание среды и обеспечение условий для раскрытия и саморазвития свойств личностного роста; повышение компетентности учащихся для их личностного и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

При реализации данных программ проведены экспериментальные исследования на базе средней общеобразовательной школы СОШ №1 и ШТЭО г. Северобайкальска. Все испытуемые прослушали курс «Школа личностного роста», десять из них параллельно обучались по программе «Начальной туристской подготовки» в ШТЭО. Нами рассмотрена: интегрированная среда ШТЭО; динамика развития социальной активности личности за 3 года обучения в ШТЭО и динамика развития новообразований юношеского и подросткового, раннего юношеского возраста; проведена верификация методики интегративной диагностики И.Н. Шваневой на экспериментальной площадке ШТЭО (для диагностики индивидуально ориентированных программ).

В качестве испытуемых для измерения функции интегрированной среды образовательного учреждения были определены 22 постоянных сотрудника и учащиеся лицейского класса в количестве 10 человек, наблюдаемые в течение 3-х лет. Возрастная характеристика выборки испытуемых 14-60 лет. Ограничений по полу и

умственным способностям не предусматривалось. Во всех тестовых замерах участвовали одни и те же испытуемые, для тестирования которых были использованы одни и те же методики: метод беседы-интервью для выявления уровня профессионального самоопределения [2]; диагностический метод (патент на изобретение № иА43698А от 17.12.2001), который, по мнению автора, является объективным методом, максимально исключающим субъективные факторы, и базируется на разработанной автором теории целостного рассмотрения личности в ее структурных, генетических и функциональных аспектах [4]; рекомендуемый МОиН Республики Бурятия тестовый комплекс для проверки уровня лидерской подготовки, состоящий из 133 вопросов и различных утверждений, на которые необходимо ответить испытуемому [2].

Все вышеизложенные характеристики обобщаются И.Н. Шваневой в понятии «функция интегрированного потенциала», которая является главным показателем личностного роста обучающихся и определяется функцией (или проявлением) интегрированного потенциала личности

[4].

Для измерения функции персонального лидерского стиля, сопровождающегося определенным комплексом психологических состояний и свойств или реакций-воздействий на окружающий мир и являющегося еще одним структурным компонентом проявлений личностного роста из 40 возможных, выбраны 26 свойств или 13 пар противоположностей, соответственно способствующих или препятствующих личностному росту обучающихся (табл. 1).

Таблица 1

Измеряемый комплекс полярных свойств и психических состояний

Свойства, способствующие личностному росту обучающихся Свойства, препятствующие личностному росту обучающихся

№ свойства Наименование № свойства Наименование

1 2 3 4

7 Креативность - альтруизм, тенденция активности и смелости 6 Пассивность

12 Морально-нравственное, ценностно-смысловое самоопределение 9 Психофизические потребности

20 Талант, наполнен идеями, красотой. Тенденции творческой самореализации 16 Отсутствие возрастных доминирующих мотивов и целей

21 Самостоятельность 22 Внешние зависимости

23 Коммуникативность. Социально адаптирован, готов трудиться в обществе. Результативность в общении 14 Отсутствие эмоциональной саморегуляции. Нарушена социальная адаптация.

24 Адекватность, исполнительность, конформность 1 Неадекватная самооценка

25 Достижение сознательного уровня. Психическая и социальная зрелость, соответствующая требованиям возраста 5 Душевный кризис, конфликт с самим собой, с кем-либо, жизненных целей

26 Развита рефлексия. Результативность в деятельности 15 Ментальные фобии (страхи)

27 Мастерство в предметно-практической деятельности 3 Бессознательность

28 Способность к управленческой деятельности, готовность нести ответственность за других 35 Минимизация жизненной цели, избегание неудач.

29 Целеустремленность, воля. Способность к планированию 30 Безволие, апатия, хроническая усталость

36 Умение пользоваться жизненным опытом 34 Беспомощность, тревога, цепрессия

39 Самоактуализация, реализация потенциала -персонального лидерского стиля в соответствии с требованиями возраста 40 Самодезадаптация, подвержен влиянию толпы

Результаты измерения функции и типов персонального лидерского стиля испытуемых дают исчерпывающее представление о личности: о его интеллектуальных задатках (типе интеллекта), специальных способностях, доминирующих мотивах; стиле межличностных отношений; групповых ролях и стиле руководства; наилучшей, благоприятной и неблагоприятной сферах профессиональной и личностной самореализации. Средние значения комплекса рассматриваемых свойств для всех испытуемых представлены в таблице 2; на рисунке 1 - графическое изображение полученных результатов, где хорошо видны общие тенденции развития свойств личностного роста группы в целом, причем, показатели испытуемых обучающихся по программе начальной туристской подготовки выше,

нежели у испытуемых, прослушавших только интегрированный курс «Школа личностного роста».

Группа обладает высоким развитием высших форм мышления и способностью к результативной интеллектуальной деятельности (26); самоактуализацией (39); социальной адаптацией и способностью к общественной деятельности (23). Высокому уровню целеустремленности и способности к планированию (29) препятствует апатия и хроническая усталость, на что следует обратить особое внимание. Также переходный юношеский возраст демонстрирует как внешние зависимости (22), препятствует самостоятельности личности (21) и как жизненный опыт (36) является недостаточным для преодоления повышенной тревожности (34).

Таблица 2

Средние значения комплекса полярных свойств группы испытуемых

Способствущие личностному росту Препятствующие личностному росту

Номер свойства Среднее значение для группы Среднее значение для группы № свойства

26 16,5 2,7 15

39 15,8 5,4 40

23 15,0 4,9 14

24 14,5 2,7 1

27 14,2 2,5 3

(7+12)/2 14,2 3 (6+9)/2

29 14,1 6,7 30

25 14,0 2,7 5

19 13,8 3,0 18

20 13,7 5,1 16

28 11,3 4,3 35

21 10,7 8,0 22

36 7,6 6,8 34

Проведенные исследования, основной целью которых была проверка эффективности программ, позволяют сделать следующие выводы:

1. Результаты измерений и сравнение рядов данных, полученных на входном и завершающем этапах программы, показали увеличение средних значений свойств, способствующих и соответственно уменьшению средних значений

свойств, препятствующих личностному росту, что убедительно показывает эффективность экспериментальных программ.

2. Важнейшими аспектами раннего юношеского возраста является необходимость профессионального и личностного самоопределения и развития способности выстраивать (планировать) жизненную траекторию.

Диаграмма средних значений комплекса полярных

свойств для группы испытуемых

□ Ряді

□ Ряд2

ф <и £ * 5 8

н

о

о

ф

£

п

о.

2

m

20.0 16,515,815)0

15.0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.0 5,0 0,0

15

5,4

40

4,9

14

514,214

214,114

3 (3+9)/

6,

230

013

813

18

11

5,1

13

310,

35

22

Ось - х. Номера полярных свойств

рис.1

0,6,8 I

34

4

7

2

3

2

2

1

5

3. 70,8 % испытуемых имеют высокий уровень самосознания, адекватно воспринимают собственное психологическое время, осуществляют профессиональное самоопределение в соответствии с персональным лидерским стилем и собственной функцией интегрированного потенциала, избирают профессиональную среду, соответствующую максимальной самореализации и самоактуализации. Это создает предпосылки для дальнейшего роста личностных свойств.

4. В результате проведенных исследований согласованности результатов, полученных методом интегративной диагностики И.Н. Шваневой, и результата тестовой методики «Лидер ли Я?», рекомендуемой Министерством образования и науки РФ, установлена высокая положительная корреляция, указывающая на валидность диагностического метода И.Н. Шваневой и возмож-

ность его использования для диагностики личностных свойств.

5. В результате экспериментальных исследований для каждого испытуемого созданы персональные «карты лидера», которые являются важнейшим инструментарием для дальнейшего индивидуально-ориентированного сопровождения образовательного процесса, коррекции негативных свойств и самосовершенствования испытуемых. Обозначены новообразования, которые имеют тенденцию к устойчивому развитию и определяют группу свойств, получающих максимальное развитие в образовательной среде, имеющей туристско-экологическую направленность.

Безусловно, на развитие личности испытуемых влияют также и другие социализирующие факторы среды, такие как обретение знаний, умений, навыков в предметно-практической

деятельности. Тем не менее, как показывают результаты исследований, именно целевые программы и усилия педагогического коллектива вносят значительный вклад в развитие личности испытуемых, а также преодолению психических свойств, которые являются отклонением от нормы.

Литература

1. Аверин В.А. Психология личности. - СПб., 2001. - С.80-116.

2. Вежевич Т.Е. Будущее - это мы: Лидерская подготовка старшеклассников. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2003. -С.1-5.

3. Калмыков С.В., Балханов В.А. Глобальноцивилизованный подход к воспитанию личности в контексте диалога культур // Образование и глобализация: материалы Байкальской междунар. конф. -Улан-Удэ, 2004.- С.13-15.

4. Шванева И.Н. Ноосферная психология. Психология предназначения. - М., 2005. - С.10-41.

5. Энциклопедия образовательных технологий. Технологии развивающего образования. - М.: НИИ школьные технологии, 2005. - С.129-160.

Задевалова Светлана Валентиновна, старший преподаватель кафедры спортивного менеджмента и туризма Бурятского государственного университета. E-mail: zadevalova. svetlana@yandex.ru

Zadevalova Svetlana Valentinovna, senior lecturer, department of sports management and tourism, Buryat State University.

Коптева Инна Александровна, преподаватель Школы туристско-экологического образования, г. Северо-байкальск, Россия.

Kopteva Inna Aleksandrovna, teacher, school of tourist and ecological education. Severobaikalsk, Russia

УДК 796.81

C.B. Калмыков, А.С. Сагалеев, A.C. Цыбиков

ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА БОРЦОВ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОДЫ,

ПО ДАННЫМ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ ВОСТОЧНОЙ МЕДИЦИНЫ

В статье представлены результаты оценки функционального состояния борцов в период соревнований на основе метода пульсовой диагностики (АПДК-Спорт), метода электропунктурной диагностики по Фоллю, метода анализа вариабельности сердечного ритма (Варикард).

Ключевые слова: функциональное состояние борцов; методы диагностики восточной медицины; пульсовая диагностика; электропунктурная диагностика, анализ вариабельности сердечного ритма.

S.V. Kalmykov, A.S. Sagaleyev, A.S. Tsybikov

DYNAMICS OF FUNCTIONAL STATE OF WRESTLERS’ ORGANISMS IN THE PERIODS BEFORE AND DURING PARTICIPATION IN COMPETITIONS ACCORDING TO THE DATA OF ORIENTAL MEDICINE DIAGNOSTICS

This article presents the results of evaluation of wrestlers’ functional condition in the process of participation in competitions on the basis of pulse diagnostics method (APDC-Sports), electro puncture diagnostics method by Foll, method of analysis of heart rate variability (Varikard).

Keywords: wrestlers ’ functional state (condition); diagnostic methods of Oriental medicine; pulse diagnostics; electro puncture diagnostics, analysis of heart rate variability.

Цель данного исследования заключается в оценке функционального состояния внутренних органов и систем организма борцов в ходе соревнований методами диагностики восточной медицины.

Ранее нами проведен ряд экспериментальных исследований, в которых изучена динамика функционального состояния организма спортсменов и не занимающихся спортом. Обследо-

вания проводились в течение дня, для чего использовался автоматизированный пульсодиагностический комплекс тибетской медицины («АПДК-Спорт») и применялась методика Фол-ля [6; 7].

При определении психофизиологического статуса борцов по тибетской системе «ветер-желчь-слизь» было выявлено, что у большинства из них доминируют признаки «желчи» в со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.