Научная статья на тему 'Влияние развития компонентов структуры личности на формирование ее активной жизненной позиции'

Влияние развития компонентов структуры личности на формирование ее активной жизненной позиции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
865
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИД / СОЦИАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / СОЦИАЛЬНО АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / САМО-РЕАЛИЗАЦИИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / PERSONALITY / INDIVIDUAL / SOCIAL MATURITY / SOCIALLY ACTIVE LIFE POSITION / SELF-REALIZATION / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Задевалова Светлана Валентиновна

В статье рассматривается человек как личность, представляющая собой сознательный уровень внешних социальных, общественных отношений: экономических, политических и правовых. Рассматриваются определяющие факторы развития личности; основы жизненно активной позиции как самоценной формы активности развивающейся личности; процессы достижения индивидом личностной зрелости, обретение им биологической зрелости; достижение субъектом сознательного уровня управляемого саморазвития и самосовершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY STRUCTURE COMPONENTS ON FORMATION OF ITS ACTIVE LIFE POSITION

The article considers a person as a personality, which comprises a conscious level of external social, public relations: economic, political and legal ones. The determinants of personality development are considered; fundamentals of vital active position as a self-valueable form of developing personality’s activity; processes of attaining personality’s maturity by an individual, gaining its biololgical maturity;attainment a conscious level of controlled self-development and self-perfection by a subject.

Текст научной работы на тему «Влияние развития компонентов структуры личности на формирование ее активной жизненной позиции»

Petrenko Gennady Petrovich - dean of the faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University, associate professor, department of sports management and tourism.

Aksenov Maksim Olegovich - associate professor, department of the theory of physical culture, faculty of physical culture, sport and tourism, Buryat State University, head of the scientific laboratory of BSU “Innovative technologies of sportsmen training”. E-mail: 6730@mail.ru

УДК 37.02 З-155 © С.В. Задевалова

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ЕЕ АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ

В статье рассматривается человек как личность, представляющая собой сознательный уровень внешних социальных, общественных отношений: экономических, политических и правовых. Рассматриваются определяющие факторы развития личности; основы жизненно активной позиции как самоценной формы активности развивающейся личности; процессы достижения индивидом личностной зрелости, обретение им биологической зрелости; достижение субъектом сознательного уровня управляемого саморазвития и самосовершенствования.

Ключевые слова: личность, индивид, социальная зрелость, социально активная жизненная позиция, само-реализациия, самоактуализация.

S. V. Zadevalova

THE INFLUENCE OF THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY STRUCTURE COMPONENTS ON FORMATION OF ITS ACTIVE LIFE POSITION

The article considers a person as a personality, which comprises a conscious level of external social, public relations: economic, political and legal ones. The determinants of personality development are considered; fundamentals of vital active position as a self-valueable form of developing personality’s activity; processes of attaining personality’s maturity by an individual, gaining its biololgical maturity;attainment a conscious level of controlled self-development and self-perfection by a subject.

Keywords: personality, individual, social maturity, socially active life position, self-realization, self-actualization.

В современном обществе, стремящемся к высоким технологиям, научному прогрессу, очень мало внимания уделено личностному, индивидуальному воспитанию человека. «Область психологии личности в ее современном состоянии представляет весьма туманное образование в структуре психологической науки», - говорил Ананьев (Ананьев Б.Г., 2008).

Конец XIX - начало XX в. - период появления целостных психолого-философских концепций личности, среди которых особенно выделяются концепции В.М. Бехтерева, М.М. Бахтина, А.Ф. Лазурского, С.Л. Франка. Активно разрабатывались вопросы, связанные с выделением единиц системы человекознания, в частности, уникальности и индивидуальности личности, вопросы характерологии.

В 30-60-х гг. XX в. личностный принцип активно отстаивался С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, К.К. Платоновым. Основными идеями авторов явились концепции сохранения сущности личности в столкновении с обществом. В 60-х - конце 80-х гг. XX в. возникла необходимость создания новой теории личности, которая была определена идеологическим заказом КПСС. Основоположником концепции «но-

вого советского человека» был Б.Г. Ананьев и его последователи. Вся психология и прежде всего психология личности потеряла истинный предмет своего исследования.

В 90-х гг. XX в. в развитии психологии личности наиболее значимыми стали работы А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева, А.Б. Орлова, В.А. Петровского. Личность вновь становится мерой и основой всех психологических явлений. Это период исследования новых граней личности: духовного мира, неадаптивной активности, ценностно-смысловой сферы, персонализации (Орлов А.Б., 2002).

Таким образом, авторы предполагают выявить на основе теоретико-методологического анализа основы жизненно активной позиции как самоценной формы активности развивающейся личности.

Личность или человеческий индивид формируется в аспекте его социальных качеств, в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Природную основу личности образуют ее биологические особенности, но все же определяющими факторами развития (т.е. сущностным основанием) являются не природные, а социально значимые

качества личности: взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т.д. (Философский словарь, 1987).

Если рассматривать понятие «личность» с точки зрения «учения о человеке и его структурной организации», человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических и правовых (Ананьев Б.Г., 2008).

Автор интегративной теории связывает понятие «личность» с оформленным миром представлений, развитым мышлением, логикой, с успешностью социальных отношений, с осознанием и саморегулированием чувств гнева, любви, страха, обиды (Шванева И.Н., 2005).

Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных, неповторимых качеств и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность». В конкретно-исторических обстоятельствах личность выступает как целостность, тип которой формируется определенной социальной системой (Философский словарь, 1987).

Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек - это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, «стержнем» личности. Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех ее социально значимых решений и поступков. Социальная структура личности формируется и в производственной, и во внепроизводственной сферах, иными словами - как в сфере труда, так и в сферах общественной деятельности, семьи и быта. Степень развитости личности напрямую зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Это определяет и объек-

тивные предпосылки для всестороннего развития человека (Философский словарь, 1987).

Структура личности состоит из внутренней и внешней составляющих (Ананьев Б.Г., 2001). На внутреннем уровне субъекта личность представляет собой сознательный уровень психического развития человека. Внутренней, субъективной характеристикой личности являются динамические свойства личности: потребности, мотивы, ценности, идеалы, то, к чему она стремится, что для нее привлекательно. Эти динамические свойства вместе с врожденным потенциалом (задатками, способностями, одаренностью) определяют основные психические свойства личности (Аверин В.А., 2001). Внешней, объективной характеристикой личности, по мнению автора, является ее социальный статус, который и определяет место личности в социуме, объективно демонстрирует всю широту социальных отношений (Ананьев Б.Г., 2001).

Социальная зрелость личности выражается достижением в процессе своего развития созидательных личностных свойств, таких как адекватность, адаптивность и результативность. Итогом достижения социальной зрелости является общественное признание такой личности и ее вклад в культурное развитие и обогащение общества материальными, интеллектуальными или духовными ценностями (Шванева И.Н., 2005). Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость (Ананьев Б.Г., 2001).

Таким образом, социальная зрелость личности достигается индивидом в процессе управляемого саморазвития и прохождения своего жизненного пути. Социализация личности происходит под воздействием общественной культуры, в результате чего происходит сознательное избирательное присвоение этих ценностей личностью и их преобразование в собственные индивидуальные психические свойства.

Социально зрелая личность обладает психической зрелостью, выраженной в адекватном, адаптивном и результативном поведении, которое проявляется и в общении, и в труде, и в познании мира (Гришина Н.В., 2002).

Основную роль в понимании законов развития личности играет понятие «деятельность» -специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования (Выготский Л.С., 1960). Деятельность отличается не только

от активности, но и от поведения, которое не всегда целенаправленно, оно не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Поведение («куда поведет») носит спонтанный, хаотичный характер.

В противоположность поведению деятельность всегда активна, организована, систематична, направлена на создание некоторого продукта (Белоус В.В., 1990).

Структура личности состоит из пяти жизненных аспектов: физического, интеллектуального, эмоционального, духовного и социального (Мюррей М., 2003). Именно во всех этих аспектах должен совершаться рост. Сбалансированный рост в данных сферах и будет составлять личностный рост человека. Понятие «Личностный рост» имеет отношение только к здоровой личности. Позитивные изменения в нездоровой личности - в строгом смысле выздоровление, а не личностный рост. Если исходить из того, что рост, в отличие от развития, происходит сам, изнутри, то нормальный рост всегда медленный и постепенный, главное требование к росту - не скорость, а правильность роста: «рост в нужном направлении» (Мюррей М., 2003).

Психологическое содержание понятия «активной жизненной позиции личности» непосредственно связано с учением Ананьева о человеке и его структурной организации, представленной автором как единство биологического (физическая культура) и социального, состоящее из индивида, личности, субъекта и индивидуальности. Исследуя жизненно-активную позицию личности, автор выделяет несколько основополагающих свойств в организации личности: субстанциональность, направленность - «устремленность», активность, когнитивность, событийность (Аверин А.В., 2001).

Основополагающим фактором в организации личности является субстанциональность - свойство быть первоосновой чего-либо в зависимости от того, какие свойства являются первоосновой в человеке. Личность можно условно разделить на иерархические уровни, определяющие ступени ее развития (Аверин А.В., 2001).

Основным элементом организации личности выступает индивид в самоощущении, т.е. «Я» (субъект, личность, человек), направленный на рефлексию - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детей рефлексии почти нет, у взрослого она не разви-

вается, если он не проявляет склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы. Автор теории выделяет четыре уровня развития индивида (Аверин А.В., 2001):

Первый уровень - предпосылка развития личности - чувственное, сенсорное «Я» - уровень самосознания индивида данный себе в ощущениях (зрительных, обонятельных, осязательных, слуховых), т.е. психофизиологический, телесный уровень. Второй уровень развития - субъект в само-переживании - («Я» как таковое, «самость») -эмоциональный, аффективный уровень. Третий уровень личности - индивид в самовосприятии, саморефлексии собственных мыслительных представлений, («наличное «Я», «Я-сам») - интеллектуальный уровень. Четвертый уровень «Человек» -это «Я» в мысли, индивид в самосознании («рефлексивное Я», «Я само по себе»). Этот уровень применительно к человеку означает превращение окружающей природы в органическое тело самого человека, что предполагает уже не просто приспособление к природной среде, а подчинение и преобразование ее своей собственной волей. Уровень смыслов, духовный уровень, творческий (Куликов Л., 2000).

Одним из основополагающих свойств в организации личности - это направленность, «устремленность».

Автор выделяет 4 уровня развития устремленности (Ананьев, 2001):

1. Потребность представляется как исходная поисковая форма активности живых существ или активности индивида; это состояние напряжения личности, создаваемое испытываемой им необходимостью в предметах, важнейших для его существования и развития, это зависимое состояние от этой потребности. На первом этапе предмет потребности не осознается, и индивид испытывает беспокойство, тревогу, перебор различных предметов идеальных или материальных. Процесс идентификации (распознавания) потребности называется опредмечиванием, т.е. индивид определяет потребность именно в данном предмете. В акте опредмечивания рождается мотив.

2. Вторым уровнем развития устремленности является «мотив», который определяется как конкретный предмет потребности. Мотив - это предмет материальный или идеальный, побуждающий и определяющий выбор действий на удовлетворение потребности.

3. Третьим уровнем развития стремлений является «Ценность», которая представляет собой не просто мотив, но и переживание этого мотива

в качестве важной и неотъемлемой части «Я», ценность рассматривается и переживается индивидом как его собственная неотчужденная часть души, что образует основу осознанного ценностного самоопределения личности.

4. Четвертый уровень стремлений - это идеал, т.е. это осознанная личностью ценность, направляющая его деятельность, и более того, предъявляемая в общении как образец для всех.

Понятие «жизненно активной» позиции неразрывно связано с ростом личности. Что такое личностный рост? Если у человека становится больше интересов, а вместе с тем и стимулов жить - смыслового наполнения жизни, - возможности анализировать - отличать одно от другого, - возможности синтезировать - видеть связи событий и явлений, - понимания людей (себя в том числе), а с тем и возможности прощать, - внутренней свободы и независимости, - ответственности, взятой на себя добровольно, - любви к миру и людям (к себе в том числе), то это и значит, что человек растет личностно (Леви В., 2004).

Именно во всех этих аспектах должен совершаться рост. Сбалансированный рост в данных сферах и будет составлять личностный рост человека.

Внутренний мир человека (ощущения, чувства, стремления, переживания, представления, мышление, воображение) может проявиться только опосредованно - через внешнюю активность. Личность как субъект общения (коммуникативная зрелость) видна через то, как человек общается; субъект познания (когнитивный уровень развития) -через знания и представления о себе, окружающем мире и людях, которыми человек владеет; субъект труда (развитие мастерства и компетентности) - по результатам деятельности и вкладу в материальные, интеллектуальные или духовные ценности общества [8, с. 71-74].

Таким образом, важнейшим условием личностного роста личности на внутреннем уровне субъекта является достижение сознательного уровня психических процессов, которые не ограничиваются воспроизведением действительности только в ощущениях и образах (неосознаваемые процессы), а включают мышление и сознание (Ананьев Б.Г., 2001).

Человек как личность представляет собой сознательный уровень внешних социальных, общественных отношений человека: экономических, политических и правовых (Б.Г. Ананьев, 2001), по теории интегративной личности И.Н. Шваневой, объективным показателем социальной реализации личности является статус, определяющий ее место в социуме, демонстрирующий широту социальных отношений и полномочий данных человеку обществом или группой (И. Шванева, 2005).

Таким образом, личностная зрелость достигается индивидом в процессе социализации и прохождения жизненного пути, обретения им биологической зрелости; достижения субъектом сознательного уровня управляемого саморазвития и самосовершенствования; социализирующего воздействия общественной культуры; сознательной избирательности культурных ценностей в соответствии с генетически детерминированными задатками и способностями; усвоением, переработкой и преобразованием этих ценностей в собственные индивидуальные психические свойства, демонстрируемые в адекватном, адаптивном, результативном поведении, проявленном в общении, в труде и в познании мира.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -СПб.: Питер, 2001. - 288 с.

2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М.: Директ-Медиа, 2008.

3. Аверин В.А. Психология личности. - СПб., 2001.

4. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: учеб. пособие. - Пятигорск, 1990.

5. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

6. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2002.

7. Куликов Л. Психология личности в трудах отечественных психологов. - 2000.

8. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие. - М.: Академия, 2002.

9. Философский словарь. - М., 1987. - 592 с.

10. Шванева И.Н. Ноосферная психология. Консультирование личности и общества. - М.: Линия красоты, 2005.

Задевалова Светлана Валентиновна, старший преподаватель кафедры спортивного менеджмента и туризма Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail:zadevalova.svetlana@yandex.ru

Zadevalova Svetlana Valentinovna, senior lecturer, department of sports management and tourism, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. E-mail:zadevalova.svetlana@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.