Научная статья на тему 'Туризм как средство формирования толерантности'

Туризм как средство формирования толерантности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
602
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ПРЕОДОЛЕНИЕ / ПОЗНАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / МЕНТАЛИТЕТ / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЯТИЕ / ТЕРПИМОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / CULTURE / UPBRINGING / OVERCOMING / KNOWLEDGE / PERSONALITY / MORAL CULTURE / STATE OF MIND / TOURIST ACTIVITY / ACCEPTANCE / TOLERANCE / TOLERANT ATTITUDE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Молчанова Наталья Валерьевна

Сегодняшний мир представляется как поликультурное пространство, в котором есть место различным конфессиям, народам, культурам и другим проявлениям этнической идентичности. Однако международная ситуация, раздирающие мир политические конфликты порождают противостояние и неприятие различными народами культуры друг друга. Непомерное количество беженцев из стран, охваченных военными конфликтами, добавляют и усиливают процесс интеграции культуры Востока и Запада, но это взаимопроникновение находит противление традиционной культуры народов ее культурной идентификации. Соответственно, данные тенденции приводят к конфликтам на расовой, культурной почве. В статье рассматривается одно из средств и возможностей преодоления противостояния культур, которым может выступать туризм как форма познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Молчанова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST ACTIVITY AS A MEANS OF TOLERANCE DEVELOPMENT

Today's world is a multicultural universe, which provides space for different religions, nations, cultures and other manifestations of ethnic identity. However, the international situation and political conflicts tearing the world apart generate opposition and rejection of each other's culture by people from different nations. An inordinate number of refugees from the countries involved in military conflicts add and reinforce the process of integration of Orientalism and Occidentalism. However, this convergence faces the opposition between traditional cultures of the peoples and their cultural identity. Accordingly, these trends lead to ra-cial or cultural conflicts. This paper discusses one of the means and capabilities to overcome the opposition of cultures, namely, tourism, which can act as a form of cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Туризм как средство формирования толерантности»

ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

TOURIST ACTIVITY AS A MEANS OF TOLERANCE DEVELOPMENT

Н.В. Молчанова N.V. Molchanova

Культура, воспитание, преодоление, познание, личность, морально-нравственная культура, менталитет, туристская деятельность, принятие, терпимость, толерантное отношение.

Сегодняшний мир представляется как поликультурное пространство, в котором есть место различным конфессиям, народам, культурам и другим проявлениям этнической идентичности. Однако международная ситуация, раздирающие мир политические конфликты порождают противостояние и неприятие различными народами культуры друг друга. Непомерное количество беженцев из стран, охваченных военными конфликтами, добавляют и усиливают процесс интеграции культуры Востока и Запада, но это взаимопроникновение находит противление традиционной культуры народов ее культурной идентификации. Соответственно, данные тенденции приводят к конфликтам на расовой, культурной почве. В статье рассматривается одно из средств и возможностей преодоления противостояния культур, которым может выступать туризм как форма познавательной деятельности.

Culture, upbringing, overcoming, knowledge, personality, moral culture, state of mind, tourist activity, acceptance, tolerance, tolerant attitude. Todays world is a multicultural universe, which provides space for different religions, nations, cultures and other manifestations of ethnic identity. However, the international situation and political conflicts tearing the world apart generate opposition and rejection of each other's culture by people from different nations. An inordinate number of refugees from the countries involved in military conflicts add and reinforce the process of integration of Orientalism and Occidentalism. However, this convergence faces the opposition between traditional cultures of the peoples and their cultural identity. Accordingly, these trends lead to racial or cultural conflicts. This paper discusses one of the means and capabilities to overcome the opposition of cultures, namely, tourism, which can act as a form of cognitive activity.

Одними из важнейших признаков современной эпохи развития человечества можно назвать затянувшееся «реформирование» общественных ценностей и нестабильность жизненных ориентиров [Кузнецова, 2011, с. 192].

Социально-экономическая нестабильность 90-х гг. XX вв. ввергла российское общество в кризис практически всех сфер жизни общества, а также социальных отношений.

После развала СССР, смены, вернее, разрушения идеологической системы, наступила социальная апатия, те признанные морально-нравственные ценности, которые были универсальными для советского человека, ушли, канули в Лету. Представление членов общества о нравственных устоях, являющихся абсолютными и неизменными, стали не актуальны, в этой связи социум превратился в сообщество, состоящее из небольших групп, основной идеей коих выступа-

ет удовлетворение личных потребностей, зачастую не соотносящихся с потребностями общества в целом.

Ожидаемым результатом происходящих дестабилизирующих изменений в обществе выступили: девиантное и деликвентное поведение членов социума, а также повышение межрасовой неприязни и национальной агрессии. Все вышеперечисленные тенденции непосредственно связаны с проблемой формирования толерантного отношения к носителям иных культурных и религиозных традиций, незнания, непонимания и, как следствие, неприятия самой культуры и ее носителей [Шик, 2014, с. 175].

Изменения в социально-политической жизни общества, внешняя и внутренняя политика нашего государства приводят к актуализации процессов преодоления агрессии и национальной нетерпимости. В этой связи формирование толерантного

<С £

d m

0

ь

X

1 W m Е-U

CL

<

о ^ о о ^ h о я

3

ш tS

О PL W

§

о §

X

%

«

о w :г s

ь

L

<с n w с

«

S Д

H U

W

м

отношения выступает животрепещущей проблемой современного общества.

Решение лежит в двух областях, первая из которых - политика государства в целом, направленная на воспитание толерантного, терпимого отношения к представителям других культур, а именно пропаганда взаимоуважения и принятия иных культурных традиций и конфессиональных принадлежностей народов [Молчанова, 2013, с.13].

Вторая область - это меры воздействия образовательной и педагогической систем. Существует много педагогических разработок в области формирования толерантности, однако не все они эффективны в силу их неполной проработанности или являются морально устаревшими. Именно поэтому нужно искать современные и актуальные пути ее формирования. Сегодня в педагогической и образовательной практике в основном применяются следующие направления деятельности в сфере формирования толерантности: просветительская работа, индивидуальная диагностика и консультирование учащихся с оказанием помощи по оптимизации стиля общения, мотивационные тренинги, упражнения по формированию толерантности, психологические игры [Зиновьев, 2011, с. 215].

Одним из актуальных средств формирования толерантности может выступать туристская деятельность. В современной практике четко выраженную педагогическую направленность имеют образовательный и детско-юношеский туризм. Однако туристская деятельность имеет более обширный спектр форм, средств и методов воздействия на культурное развитие личности, и в частности на формирование толерантности, следующих ее видов:

1) событийный туризм - путешествия и поездки на разнообразные национальные праздники, фестивали, театрализованные представления, спортивные соревнования и события, музыкальные конкурсы и т.д.;

2) сельский туризм - поездки с погружением в конкретную самобытную, культурную среду народа; организация проживания отдыхающих на ферме в сельском доме непосредственно в семье;

3) культурно-познавательный туризм - знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, историче-

ских маршрутов; посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов; участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства, на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества [Лойко, 2007, с. 64];

4) экологический туризм - научный туризм, туры истории природы, путешествия в природные заповедники и резервации [Бабкин, 2008, с. 111];

5) религиозный туризм экскурсионно-позна-вательной направленности.

Во время туристских путешествий туристы изучают конкретную этническую группу, жизнь и быт, особенности культуры, национальные традиции, тем самым повышая культурный уровень, который, в свою очередь, формирует образ толерантной личности.

Изучение ценностных ориентаций является важным, поскольку они отражают не только отношение личности к некоторым аспектам социальной системы, но также выполняют регулятивную роль в поведении. Составляющие систему ценностей цели жизнедеятельности и средства их достижения направляют потребности и интересы человека и главным образом обусловливают мотивацию его действий и поступков [Хачатрян, 2013, с. 262].

Не секрет, что толерантность представляет собой культуру личности, ее отношение к окружающему миру, т.е. такие личностные качества, как доброжелательность, сдержанность, понимание. «Дух нетерпимости» к иной культуре, образу жизни, вероисповеданию является следствием отсутствия морально-нравственной культуры. Непосредственно формирование моральной и духовно-нравственной культуры личности и является тем эффективным средством в преодолении межрасовой неприязни.

На современном этапе развития общества туристская деятельность рассматривается как вид до-суговой, познавательной и социально-культурной деятельности, однако существует необходимость переориентации потенциала туризма в поле педагогической деятельности. При помощи туризма существует возможность формирования гармонично развитой личности. В рамках такого рода деятельности существует возможность гармонич-

но и в свободной форме развивать социально-адаптированного гражданина и толерантного человека через познание культур других народов, их традиций, верований. Во время туристской поездки происходят погружение в историю, культуру, национальные традиции и обычаи и, как следствие, развитие высоко нравственной личности.

Однако обстановка «первого столкновения» может носить деструктивный характер, проявляющийся в неприятии, непонимании и зачастую конфликтах, порожденных ошибочной трактовкой поведения представителя иной культуры. Каждый человек в силу своих знаний рассматривает чуждую ему культуру через систему убеждений, предрассудков, культурно-исторических традиций, духовных и морально-нравственных ценностей, стереотипов.

Отсутствие или недостаточность знаний о чем-либо порождает неверное трактование и даже страх перед культурой, традициями или верованиями других народов. Стереотипы восприятия иных культур зачастую навязаны извне средствами массовой информации или другими средствами коммуникации. Приведем пример: современный, популярный кинофильм «Апокалипсис», имеющий огромные кассовые сборы. В этом фильме российский космонавт, находящийся на космической станции, представлен в ушанке и телогрейке - и это восприятие русского человека в XX веке! Данные «клише» восприятия культуры вне собственного мировоззренческого поля превалируют не только в западной культуре, но, к сожалению, и в России.

Многие исследователи трактуют такое поведение совокупностью суждений о собственной эт-нокультуре как основополагающей, единственно правильной и истинной: данный феномен носит название «этноцентризм». Этноцентризм является той преградой, которую и призван преодолеть туризм со всем его потенциалом педагогической деятельности.

Туризм как средство формирования толерантного отношения преобразует социальный опыт, творческую активность, эмоционально-ценностные взаимоотношения в развитую личность [Rodriguez, 2015, с. 267].

Таким образом, возможности туристской деятельности в сфере формирования толерантно-

сти не имеют зрительных границ. Туризм помогает ближе узнать историю другой страны, культуру населяющего ее народа, его обычаи и традиции. Расширяет круг интересов, убедительно и ясно демонстрирует важность интеллектуального развития, дает почувствовать себя частью природного, культурного, социального пространства.

Почти все виды туристской деятельности предполагают соприкосновение туриста с носителями других культур, этносов, традиций. Даже не покидая родного региона во время путешествия, турист познает новое, ранее им не веданное. Именно этой особенностью и отличается туристская деятельность: процесс познания происходит ненавязчиво, сопряженно с досугом.

К примеру, проведение международных спортивных, культурных мероприятий дает возможность познать культуру народа принимающей стороны, понять ее традиционные устои и особенности мировосприятия, ментальность того или иного народа. Организация Олимпийских игр в нашей стране дала возможность не только для поднятия патриотического настроения граждан России, но и для ознакомления с культурой других народов.

Актуализация и развитие культурно-познавательного туризма призваны способствовать снижению асоциальных проявлений в обществе, снижению агрессии через познание и принятие других культур и народов.

На этническую и конфессиональную толерантность оказывают действие также следующие социально-психологическое факторы: степень этнокультурной компетентности; психологическая готовность к межкультурному и межконфессиональному диалогу; опыт и навыки межкультурного взаимопонимания и взаимодействия [Путеводитель..., 2012, с. 6].

В этой связи одними из основных задач нашего полиэтнического государства выступают разработка и проведение эффективной политики в сфере развития как внутреннего туризма, так и зарубежных поездок с четкой культурно-познавательной направленностью.

Туристская деятельность культурно-познавательной направленности представляется как туристские путешествия и поездки с целью посещения различных мест, стран, регионов и т.д., основой которых является ознакомление с истори-

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о я

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

ей и культурой, природой, бытом и традициями, этносами, народными ремеслами, промыслами и т.д. Можно сказать, что составляющие познавательного туризма в той или иной степени присущи практически всем видам туристской деятельности.

Ценностный мотив познавательной деятельности формируется в процессе ее осуществления. Являясь практически действенным, он создает направленность интересов и обеспечивает становление потребности в образовании на протяжении всей жизни [Чиганова, 2015, с. 167]. Из вышесказанного следует, что формирование толерантного отношения к культуре других народов будет наиболее эффективно именно в процессе познания иной культуры, т.е непосредственно в процессе «погружения», «столкновения» с ее носителями, что позволяет осуществлять туристская деятельность.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что использование потенциала туристской деятельности как средства формирования толерантности будет наиболее эффективно при условии решения следующих задач:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) туризм необходимо рассматривать не только как экономически выгодную отрасль народного хозяйства, но и как средство педагогического, культурного воздействия на личность;

2) использовать туристские ресурсы в практике формирования этнической и конфессиональной толерантности, через развитие культурно-познавательного туризма, в области международного и национального туризма;

3) при разработке туристских маршрутов привлекать специалистов различных сфер деятельности, в частности педагогов, культурологов, работников социально-культурной сферы и т.д.;

4) туристское мероприятие необходимо рассматривать как относительно замкнутое звено воспитательного процесса, т.е. в основе туристской поездки должно лежать конкретное целепо-лагание с ожидаемым эффектом;

5) готовить высококвалифицированных специалистов туристской сферы, обладающих знаниями не только в сфере туристики, но и других областях знаний: социологии, педагогики, культурологии, истории, психологии и т.д.;

6) формировать избирательный спрос населения нашей страны на поездки, включающие не

только аттракцию, но и культурно-познавательный интерес.

Также в целях изучения эффективности той или иной поездки в области формирования толерантности возможно проведение опросов туристов до и после посещения ими какой-либо страны или местности в пределах своей страны.

Библиографический список

1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. М.: Советский спорт, 2008. 252 с.

2. Зиновьев Д.В. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М.: Смысл, 2011. 352 с.

3. Кузнецова М.Ф. Менталитет как моделеобра-зующая константа // Вестник КГПУ. 2011. № 4 (18). С. 192-195.

4. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. 152 с.

5. Молчанова Н.В. Туризм как средство формирования толерантности современной молодёжи: мaterialy IX Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «WSCHODNIE PARTNERSTWO-2013», 07-15 wrzesnia 2013 roku. vol. 18: Psychologia i socjologia. Przemysl. Nauka i studia 2013. 110 p.

6. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А.Шайгеровой. М., 2008. С.172.

7. Путеводитель «Толерантность от А до Я» / авт.-сост. Е.С. Колосов; Свердл. обл. межнац. б-ка. Екатеринбург: СОМБ, 2012. Вып. 1: Этническая толерантность. 24 с.

8. Хачатрян И.А. Метаанализ формирования ценностных ориентаций личности в этнокультурном аспекте // Вестник КГПУ. 2013. № 2 (24). С. 262-269.

9. Чиганова Е.А. Ценностный мотив познавательной деятельности личности как предмет теоретического анализа // Вестник КГПУ. 2015. № 1 (31). С. 166-172.

10. Шик С.В. Дефициты самопонимания как факторы риска аддиктивного поведения старших подростков // Вестник КГПУ. 2014. № 1 (27). С. 175-179.

11. Rodriguez J.M. Análisis de la competividad de Espania como destino turistico. Madrid: ACCI, 2015. 356 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.