Научная статья на тему 'Формирование толерантности у молодежи через развитие этнического туризма в Казахстане'

Формирование толерантности у молодежи через развитие этнического туризма в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСТАН / ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ПАТРИОТИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ЛЮДЕЙ / «LIBERTY OF SPEECH» / KAZAKHSTAN / CULTURE OF SPEECH / VOLUNTARIST VERBAL CREATIVITY / DIALOGIZATION COMMUNICATION / PERSONIFICATION OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлева Надежда Владимировна

Развитие этнического туризма в Казахстане становится новым и ведущим направлением деятельности. Коренные народы являются носителями уникальной культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнического туризма перспективно в комплексе с развитием экологического туризма на территориях их традиционно проживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF TOLERANCE IN YOUTH DEVELOPMENT OF ETHNIC TOURISM IN KAZAKHSTAN

Major changes taking place in contemporary public life in the area of interpersonal communication, resulting in sharply and repeatedly increasing information flows, makes it necessary to ensure the preservation of speech as a necessary component of the implementation of personal, professional and business communication.

Текст научной работы на тему «Формирование толерантности у молодежи через развитие этнического туризма в Казахстане»

УДК 372.851.5

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОГО

ТУРИЗМА В КАЗАХСТАНЕ

© 2013

Н.В. Ивлева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Туризма и сервиса»

Казахская академия спорта и туризма, Алматы (Казахстан)

Аннотация: Развитие этнического туризма в Казахстане становится новым и ведущим направлением деятельности. Коренные народы являются носителями уникальной культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнического туризма перспективно в комплексе с развитием экологического туризма на территориях их традиционно проживания.

Ключевые слова: Казахстан, этнический туризм, межэтнические отношения, патриотизм, толерантность, традиции и обычаи людей.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сложившаяся в настоящее время геополитическая ситуация отражает закономерные процессы экономического, политического, экологического, этнического, социального и культурного развития общества. Имея по своей природе дуалистическую сущность, она, с одной стороны, характеризуется дальнейшим развитием межкультурных коммуникаций и трансформацией этнокультурного пространства, с усилением тенденций полиэт-ничности. С другой - наблюдается рост локальных этнических конфликтов как латентного, так и актуализированного типа, даже в тех странах, которым исторически присущи высокий уровень плотности межкультурных коммуникаций и поликультурные тенденции развития.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Необходимость сохранения существующего миропорядка в целях глобальной безопасности диктует настоятельную потребность поиска возможностей создания условий для межкультурного диалога, поскольку будущее зависит от усилий по реализации интеграционных тенденций не только в экономической и политической, но и в культурной областях, формированию нового типа мышления и цивилизованного отношения между людьми - носителями различных этнических, конфессиональных и культурных ценностей.

Формирование целей статьи (постановка задания). В Казахстане политика в сфере межэтнических отношений получила новое стратегическое и содержательное наполнение, ведущее к формированию более высокого уровня интеграции общества - к национальному единству.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Политическая воля Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева проявилась в том, что он последовательно, шаг за шагом, совершенствует нашу модель межэтнической толерантности, укрепляя единство народа Казахстана, обеспечивая равенство прав и интересов граждан, независимо от национальной и вероисповедной принадлежности. /1/

Казахстанская повестка председательства в ОБСЕ в гуманитарном измерении одной из главных тем включила ознакомление всего мира с нашей моделью общественного согласия и межэтнической толерантности, опытом проведения политики мира и согласия. Речь не идет о навязывании этого опыта, его абсолютизации. Важен взаимный обмен мнениями и диалог, что имеет особый смысл в контексте создания внешних условий для обеспечения внутриполитической стабильности в стране.

Казахстанская модель предлагает миру следующие основные константы межэтнических отношений.

Во-первых, межэтническое согласие невозможно без конструктивного творческого взаимодействия институтов гражданского общества в лице этнокультурных и

общественных объединений и государства, движение общественной инициативы «снизу» должно встречать адекватный ответ государства. В Казахстане таким ответом стало создание Ассамблеи народа Казахстана, ставшей широкой площадкой диалога общества и государства.

Во-вторых, все этнические группы должны иметь чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных меньшинств, а рассматриваются как обладающие всей полнотой прав граждане единого народа.

В-третьих, представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Председателем ассамблеи является Президент Казахстана - гарант Конституции, и этим определен высокий статус АНК. Решения ее высшего органа - ежегодной сессии - выполняются всеми госорганами. Ежегодно на должность заместителя председателя ассамблеи назначаются два представителя от этнокультурных объединений, которые представляют интересы всех этносов.

В-четвертых, интересы этнических групп обеспечиваются через парламентское гарантированное представительство ассамблеи, в результате которого избираемые от АНК 9 депутатов Мажилиса представляют ее интересы как совокупность интересов всех этносов страны. Представительство осуществляется также на основе прямого участия в представительных органах через политические партии.

В-пятых, в казахстанской модели заложен консолидирующий принцип «Единство - через многообразие». В стране действуют 88 школ, в которых обучение ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В 108 школах языки 22 этносов преподаются в качестве самостоятельного предмета. В 190 специализированных лингвистических центрах изучаются языки 30 этносов.

В-шестых, не допускается политизация межэтнических отношений. Запрещаются создание и деятельность политических партий, действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. Конституция РК признает неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие.

Идентичность как самотождественность и целостность представляется необходимым фактором существования любого полиэтничного государства в обстановке ускорения исторического развития, глобализационных процессов, являющихся как условием, так и результатом формирования мировой постиндустриальной цивилизации. Перед Казахстаном стоят фундаментальные задачи национального строительства: интегрировать этнически и культурно отличающиеся народы в единую нацию, выработать приемлемые для всех ценности и цели национального развития.

Мы должны целенаправленно на системной основе формировать в обществе знания об истории межэтнических отношений в Казахстане, о патриотизме.

Необходимо на конкретных примерах раскрывать тематику толерантности и согласия в нашем обществе, рассказывать о видных представителях различных этносов, внесших вклад в становление нового Казахстана.

В настоящее время необходим поиск новых подходов к сохранению этнического и культурного многообразия и самобытности народа Казахстана. Мировая практика показывает, что формирование этнокультурных традиционных комплексов, объединяющих научно-познавательную, культурно-просветительскую, историко-культурную и туристическую функции (этнодеревни, этнопарки), является одной из важных форм сохранения традиционной культуры, интеграции полиэтничных обществ на основе взаимообогащения культур.

Одним из направлений в решении выдвинутых задач является развитие этнического туризма. Этнический туризм - одно из направлений культурно-познавательного туризма, являющееся в настоящее время заманчивым для многих стран. Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека.

Этнический туризм может быть представлен двумя основными видами. Во-первых, это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов. Указанные поселения можно назвать демонстрационными или показательными, и они бывают как постоянные, так и временные (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей). Туристические маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах. Так, популярным видом отдыха в Египте является сафари по пустыне на джипах, во время которого туристы посещают стоянки бедуинов и знакомятся с их кочевым укладом жизни./2/

В данное время в Казахстане разрабатываются проекты развития этнического туризма, в этом заинтересованы и Европейские страны. За последнее время в этом своеобразном виде туризма произошли некоторые структурные изменения, отражающиеся на его характере. Если в 70-80-ые годы XX в. основную роль играли путешествия с целью посещения родственников или места их рождения, то в 90-ые годы происходит естественное сокращение первого поколения выходцев из других стран, и все большее место начинают занимать представители третьего и четвертого поколений, у которых в значительной мере утеряны прямые родственные связи. В большей степени мотивационную роль играет стремление познакомиться с родиной предков. Это налагает определенный отпечаток на их требования к путешествию.

Казахстан обладает богатым природно-ресурсным потенциалом, климатическими, социально-экономическими, культурными, этническими и лечебно-оздоровительными условиями для развития рекреации и туризма. На его территории выделено 80 основных ландшафтно-рекреационных зон особого функционального назначения, различной емкости и степени благоприятности для круглогодичной рекреационно-туристской деятельности. Также выделено 12 основных туристских районов приоритетного освоения.

В благодатном оазисе южных степей, на стыке кочевой и оседлой цивилизаций существовали древнейшие города мира. Веками по этой земле проходила система древних караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. Шелковый Путь, или «Жибек-Жолы» как торговая магистраль зародился в III веке до н.э. Значительная часть пути пролегала по территории нынешнего Казахстана. Города Туркестан (Ясы), Тараз (Талас), Отрар, расположенные на Великом Шелковом Пути, в древности и средневековье являлись главными центрами, через которые курсировали торговцы.

Город Туркестан (Ясы) слыл духовно-политическим

центром тюркоязычных народов огромного региона Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь) и был древнейшей столицей казахских ханов. Сегодня Туркестану 1500 лет. Шейх Ходжа Ахмед Яссауи - суфий, поэт, философ, духовный наставник тюркских народов жил в этом городе. Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, возведенный в XVI в. по приказу Тимура, шедевр средневекового зодчества, это удивительный комплекс дворцов и храмов.

Джамбульская область считается исторически важной для республики, именно там, в ущелье Беркара, будет создан этнический парк. В забытый памятник старины вдохнут новую жизнь... туристическую. На данный момент в ущелье проводятся подготовительные работы для масштабного туристического проекта "этнопарка" и "этноаула". Они будут возвышаться на высоте 1200 метров над уровнем моря, в окружении реликтовых рощ согдианского ясеня и беркаринского тополя. Цель этого проекта заключается в максимальном воссоздании жизнедеятельности, специфики быта и традиций людей, поселившихся здесь в бронзовом веке.

Само ущелье Беркара размещено на территории Беркаринского государственного заказника. Будучи объектом социально-культурного значения, ущелье содержит пятьсот четыре древних кургана, четыре из которых - сакские. По словам ученых, именно здесь Чингисхан делал привал со своим многочисленным войском./З/

К сожалению, этнический туризм в Казахстане развивается недостаточно. Нет аулов с сохраненным укладом жизни казахов, где туристам предоставляли возможность пожить в юрте, познакомиться с традициями национальной кухни, песнями и танцами. Турагентства не занимаются разработкой подобных туров с предоставлением полной программы досуга для туристов. Но, благодаря этническому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Вернувшись из поездки, туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия, делятся впечатлениями об особенностях культуры этносов посещенного региона. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных этносов.

В данное время в Казахстане только разрабатываются проекты, целью которых является стимулирование экономического развития общин коренного населения посредством этно-экологического туризма как вида экономической деятельности самих коренных народов, осуществляемой ими на территориях их традиционного природопользования.

Этнический туризм имеет своей целью ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, которые живут в гармонии с окружающей природной средой. Развитие этнического туризма в Казахстане становится новым и ведущим направлением деятельности. Этот вид туризма будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Коренные народы являются носителями уникальной культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнического туризма перспективно в комплексе с развитием экологического туризма на территориях их традиционно проживания. Этнический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.

Выводы исследования и перспективы дальнейших

изысканий данного направления. Главная задача проектов по развитию этнического туризма направлена на то, чтобы уберечь процесс развития экологического и этнического туризма от непродуманных, сиюминутных тенденций, придать ему устойчивость - прежде всего, посредством активного вовлечения коренных народов в сферу туристского бизнеса. Гарантией стабильности и эффективности проектов развития туристского бизнеса и устойчивого развития в более широком смысле станет самостоятельное руководство реализацией проектов представителями коренных народов./4/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ассамблея народов Казахстана 2012 г.

2. Сапожникова, Е.Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. / Е.Н. Сапожникова. - М.: Изд. центр «Академия». 2007. - 240 с.

3. Макашев, А.Т. Жемчужины Казахстана / А.Т. Макашев. - Алмата: Кайнар - 1983г. - 384с.

4. Туристская деятельность: Сб. зак.актов. - Алматы: Юрист - 2010. - 36с.

© 2013

FORMATION OF TOLERANCE IN YOUTH DEVELOPMENT OF ETHNIC

TOURISM IN KAZAKHSTAN

N.V. Ivleva, Ph.D., assistant professor of "Tourism and service" Kazakh Academy of Sport and Tourism, Almaty (Kazakhstan)

Annotation: Development of ethnic tourism in Kazakhstan becomes new and leading activity. Indigenous people are carriers of unique culture and managing system. Therefore development of ethnic tourism is perspective in a complex with development of ecological tourism in their territories traditionally accommodation.

Keywords: Kazakhstan, ethnic tourism, ethnic relations, patriotism, tolerance, traditions and customs of the people.

УДК 378

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ФИЛОЛОГОВ В НАУЧНОЙ СРЕДЕ

© 2013

В.А. Коваль, доктор педагогических наук, профессор кафедры украинского языка

и методики его обучения

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье проанализировано научные труды ученых о формировании профессиональной компетентности будущих учителей-филологов. Рассмотрено проблему подготовки учителей украинского языка и литературы в педагогических университетах как личностей, готовых к компетентностно ориентированой, интелектуально-твор-ческой профессиональной деятельности.

Ключевые слова: подготовка, профессиональная компетентность, компетенция, интелектуально-творческая деятельность, стандарт высшего педагогического образования, речевая компетенция.

Проблема подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов актуальна во всех сферах общественной жизни, в частности в образовании. Внимание исследователей привлекает проблема «активного отношения человека к своему развитию на этапе профессионального становления» [20, с. 86]. В реализации этой задачи ведущая роль отведена учителям-филологам, призванных обеспечивать развитие интеллекта школьников, формировать национальное сознание, приобщать их к ценностям украинской и мировой культуры, стимулировать стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, воспитывать молодую генерацию активных, деятельных граждан. Именно поэтому учитель-словесник должен стать не просто транслятором педагогических или методических знаний, но и творческим лидером, основателем образовательных инноваций, развитой индивидуальностью.

Содержание профессиональной подготовки будущих учителей-филологов по соответствующим специальностям для разных образовательно-квалификационных уровней определяется стандартами высшего педагогического образования и, учитывая ее особенности, предполагает фундаментальную, психолого-педагогическую, методическую, информационно-коммуникационную, практическую и социально-гуманистическую подготовку.

Осуществление профессиональной подготовки основывается на Концепции государственной языковой политики (2010), в которой указано, что приоритетным является утверждение, развитие и внедрение украинского языка во все сферы деятельности общества и выработки единой стратегии формирования национально-языковой личности.

В Концепции языкового образования в Украине (2011) определено, что украинский язык обеспечивает

доступ к источникам украинской духовности, позволяет выпускникам общеобразовательных учебных заведений наиболее полно реализовать свои возможности, жизненные потребности, планы и намерения, связанные с продолжением образования, овладением профессии, работы в любой отрасли или сфере жизнедеятельности.

Закон Украины «Об образовании» (2002), «О высшем образовании» (2002), Государственная национальная программа «Образование» (Украина XXI века), Государственная программа «Учитель» (2002), Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования (2012), Государственный стандарт общего среднего образования. Украинский язык, действующие программы по украинскому языку предусматривают формирование языковой личности, владеющей устной и письменной речью, умеет свободно пользоваться языковыми средствами при восприятии, создании высказываний в различных формах, стилях и жанрах речи, тесно связано с несформированностью профессиональной компетентности будущего учителя-филолога и ключевых компетенций.

Практика подготовки будущих учителей-филологов к профессиональной деятельности требует пересмотра и изменений, подтверждается мерами Министерства образования и науки Украины, в частности Концепции педагогического образования (2013), предусматривающего практическую подготовку будущих педагогов, направленную на прохождение непрерывных учебных и производственных (педагогических) практик, начиная с третьего семестра. Реализация этого подхода является сквозной и осуществляется в течение всего периода обучения с учетом особенностей специальностей, специализаций, их сочетание и двухцикловой подготовки педагогических кадров.

Среди актуальных вопросов - проблема подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.