Научная статья на тему 'Влияние культурно-познавательного туризма на формирование гармонично развитой личности'

Влияние культурно-познавательного туризма на формирование гармонично развитой личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3819
589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ЭКСКУРСИЯ / ЦЕННОСТЬ / ГАРМОНИЯ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Яковлева Р.М., Тарасов А.Е.

Статья раскрывает содержание понятия и роль культурно-познавательного туризма в сферы деятельности общества, культуры, экономики, социальной жизни, а также формированию гармонично развитой личности через культурно-познавательный туризм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние культурно-познавательного туризма на формирование гармонично развитой личности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Традиций в семье не обязательно должно быть много. Важно поддерживать, развивать имеющиеся традиции, а иногда создавать новые. Появление новой традиции должно опираться на ряд принципов: традиция должна быть приятна и приносить удовольствие всем членам семьи; традиция должна выполняться регулярно, а не от случая к случаю; традиция должна быть эффектной и эффективной (удивлять, радовать, запоминаться); традиция должна быть естественной, формируемой с любовью для блага, а не для установления жестких воспитательных рамок [3, с. 263].

При соблюдении названных условий семейные традиции выступают основным средством трансляции от поколения к поколению социально-культурных ценностей, Список использованной литературы:

1. Гущина, Н.А. Традиции семьи как фактор социализации ребенка в дошкольном детстве / Н. А. Гущина // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3-2. С. 53 - 60.

2. Юревич, С.Н. Методологические основания духовно-нравственного воспитания дошкольников /С.Н. Юревич // Психолого-педагогические аспекты исследования проблем дошкольного и общего образования: монография / под ред. О.В. Гневэк. - Уфа: РИО АЭТЕРНА, 2015. - С. 46-69.

3. Юревич, С.Н., Мазурина, М.А. Проектная деятельность во взаимодействии детского сада и семьи / С.Н. Юревич, М.А. Мазурина // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: Сборник статей Международной научно-практической конференции 30.06. 2015. - Уфа, АЭТЕРНА, 2015. - с.260-265.

© Юревич С.Н., Москвитина Е.П., 2015

УДК.37

Р.М. Яковлева, А.Е. Тарасов

магистрант гр. СОТ, к.пед. н., доцент ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет

им. М. К. Аммосова», Якутск, Россия

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

Статья раскрывает содержание понятия и роль культурно-познавательного туризма в сферы деятельности общества, культуры, экономики, социальной жизни, а также формированию гармонично развитой личности через культурно-познавательный туризм

Ключевые слова

Культурно-познавательный туризм, экскурсия, ценность, гармония, личность

Культурно-познавательный туризм на сегодняшний день является одним из самых распространенных типов туризма. Интересующиеся культурой, достопримечательностями, историей тех или иных регионов люди делают данный вид туризма все популярней. Во время экскурсий человек получает более точную и развёрнутую информацию о том, что его интересует. В наше время люди всё больше и больше путешествуют, пытаясь познать наш мир, понять законы его существования и разобраться в том, как же всё начиналось. В этих вопросах нам и помогает разобраться культурно-познавательный туризм, ведь желание людей обогащаться духовно даёт возможность дальнейшего развития.

Культурно-познавательный туризм - это путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с культурными ценностями, расширяет его кругозор [1]. Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

экскурсантом является «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания, и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика». Если такое путешествие длится больше суток это уже и есть культурно-познавательный туризм, то есть вид туризма, главной целью которого является осмотр достопримечательностей, а главной особенностью - насыщенность поездки экскурсионной программой [2]. При этом турист получает знания, сообразуясь с собственными культурными запросами по своему выбору.

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

- знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

- посещение театрализованных представлений, музыкальных, кинотеатров, фестивалей, религиозных праздников, бой быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий;

- посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

- участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества [3].

Подвиды культурно-познавательного туризма:

- культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);

- культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них;

- культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций по религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

- культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);

- культурно-этнографический (интерес к культуре этноса, народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);

- культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

- культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);

- культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах) [4].

При этом, поскольку сама по себе экскурсия может быть включена в программу практически любого путешествия, культурно-познавательный туризм тесно переплетается с другими видами туризма. Например, по своему содержанию в основном культурно познавательными являются автобусные туры. Круизы, как правило, предполагают увлекательную экскурсионную программу. Если речь идет о культурно познавательной поездке по святым местам, такой тур является одновременно и экскурсионным, и религиозным. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, то такой тур можно одновременно считать и экскурсионным, и этнографическим. То, что объектами туристского показа могут быть не только историко-культурные, но и природные достопримечательности, роднит культурно-познавательный туризм с экологическим туризмом. Что касается географии экскурсионных туров, то ее диапазон простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется и в самой России, и в плане поездок за рубеж [2].

В современном мире культурный туризм обеспечивает нравственное, образовательное единство человечества, способствует утверждению толерантности, то есть уважению, принятию и правильному

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

пониманию богатого многообразия культур нашего мира. Путешествия подразумевают межкультурное взаимодействие. Как ни один человек не может жить без каких-либо взаимоотношений с другими людьми, так и ни одна этническая общность не способна существовать в абсолютной изоляции от других народов. Практически каждый человек и этнос в той или иной степени открыт для контактов и восприятия культурных достижений других людей, народов и народностей и одновременно сам готов поделиться собственными культурными достижениями и ценностями [4].

С помощью культурно-познавательного туризма мы можем изучить и понять принципы выживания и образ жизни многих народов в разных уголках нашей планеты, открыть доступ к историческим и культурным ценностям. Такой туризм одновременно учит и развлекает, позволяет накопить бесценный опыт встреч с разными культурами и выработать свою систему ценностей и приоритетов. Человек познаёт мир, и тем самым делает для себя выводы, которые в дальнейшем влияют на его жизнь, поведение и действия в определённых ситуациях. Культурные деятели разных эпох и народов становятся кумирами, а модель их поведения примером для подражания. Культурно- познавательный туризм даёт нам шанс познакомиться с творениями другой культуры, эпохи, другим образом жизни и нормами поведения, другими обычаями, традициями - другим миром, таким манящим и неизведанным.

Именно в ходе экскурсий, посещений музеев происходит знакомство с историей Родины, с искусством и тем самым зарождается гордость за своё Отечество, любовь к нему и, следовательно, патриотизм.

Конечно, в наше время всё изменилось, прогресс движется вперёд, но даже в чём-то новом мы полагаемся на то, что уже изучено, чтобы двигаться вперёд. Человек, который интересуется культурой разных народов, событиями в культурной жизни, историей воспринимается как интересный образованный собеседник с широким кругозором.

В основе культурно-познавательного туризма лежит потребность в духовном освоении культуры. Такой вид туризма формирует гармонично развитую личность, даёт возможность активно познавать и воспитывает определённые чувства: вкуса, ответственности, патриотизма и так далее. Обеспечивает уважение к человеческому достоинству и индивидуальности, признание самобытности культур и моральных ценностей народов. Следовательно, можно сказать, что культурно - познавательный туризм влияет не только на мировоззрение человека, но и на всю его жизнь.

Роль культурно-познавательного туризма в современном мире огромна, он затрагивает все сферы деятельности общества, в том числе культуру, экономику, социальную жизнь. Интенсивность туристского развития, масштабы туризма во многом зависят от признания мировым сообществом ценности культурного и природного потенциала страны, ее наследия. В настоящее время именно культура и наследие определяют отношение мирового сообщества к стране, ее привлекательность с позиций не только социальных отношений и туризма, но и бизнеса. Истинного уважения в современных условиях можно добиться через тот вклад, который страна вносит в мировую культуру, науку и экономику (как части общей культуры), в развитие цивилизованных отношений между народами, странами, людьми [5]. Список использованной литературы:

1. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебное пособие. - Томск: Издательство ТПУ, 2005. - 152 с.

2. http://www.rostourunion.ru/

3. Все о туризме - образовательный туристический портал

4. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. - 304 с.

5. Лыкова Т. Р. Значение культурно-познавательного туризма в формировании патриотизма// Материалы I Международной научно-практической конференции «Человек в постиндустриальном обществе». - Варна: „Център за научни изследвания и информация „Парадигма" (Болгария) и АНО «Пресс-Лицей» (Россия), 2013. C.158-164.

© Яковлева Р.М., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.