Научная статья на тему '«ТУРИЗМ ДЛЯ ВСЕХ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕ'

«ТУРИЗМ ДЛЯ ВСЕХ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
163
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТ / ДЕМОГРАФИЯ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СТАРЕНИЕ / ТУРИСТСКИЙ СПРОС / ЕВРОПА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зиба Я.

Данная статья посвящена «туризму для всех» и его роли в современных демографических процессах в Европе. Старение населения - актуальная глобальная проблема, которая приведёт к изменению спроса в туризме. В статье рассматривается концепция понятия «туризм для всех». Выявляются демографические изменения в Европе и их влияние на сферу туризма. Приведены тенденции развития туристского спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“TOURISM FOR ALL” IN THE CONTEXT OF MODERN DEMOGRAPHIC PROCESSES IN EUROPE

This article is devoted to "tourism for all" and its role in modern demographic processes in Europe. Population aging is an urgent global problem that will lead to a change in demand in tourism. The article discusses the concept of "tourism for all". Demographic changes in Europe and their impact on tourism are revealed. The trends in the development of tourist demand are designated.

Текст научной работы на тему ««ТУРИЗМ ДЛЯ ВСЕХ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕ»

«ТУРИЗМ ДЛЯ ВСЕХ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ

ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕ

Я. Зиба, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-4-97-99

Аннотация. Данная статья посвящена «туризму для всех» и его роли в современных демографических процессах в Европе. Старение населения - актуальная глобальная проблема, которая приведёт к изменению спроса в туризме. В статье рассматривается концепция понятия «туризм для всех». Выявляются демографические изменения в Европе и их влияние на сферу туризма. Приведены тенденции развития туристского спроса.

Ключевые слова: туризм, социальный туризм, турист, демография, демографические процессы, старение, туристский спрос, Европа.

Туризм как глобальное явление касается не только людей в роли туристов, но и местного населения в определённых туристских дестинациях, а также других участников туриндустрии. Туризм очень важен для развития любого города или региона и необходимо постоянно поддерживать его за счет улучшения услуг [1]. Туризм, как и любой другой бизнес, зависит от спроса и предложения и, следовательно, от демографических изменений в обществе.

Старение населения - актуальная глобальная проблема, причем не только в Европе. Увеличение продолжительности жизни и одновременно меньшее число рождающихся детей приводит к значительному увеличению доли лиц старше 65 лет в населении. Например, Министерство труда и социальных дел Чешской Республики подготовило Стратегию подготовки к старению общества 2019-2025 гг. Основные выводы Стратегии заключаются в том, что общее количество жителей незначительно уменьшится. Также ожидается, что уровень рождаемости повысится, но при этом население Чехии значительно постареет. Доля людей старше 65 лет приблизится к одной трети в 2050 году, а число людей старше 85 лет увеличится к 2050 году в пять раз. К 2030 году ожидается увеличение числа пожилых людей на 4080%. Необходимо учитывать, что каждый двадцатый гражданин Чехии будет старше 85 лет [2].

Практически вся европейская демографическая тенденция предполагает, что доля людей старше 65 лет в общей численности населения в долгосрочной перспективе увеличится. Ожидается, что к 2060 году эта доля в Европе увеличится вдвое и составит 30% от общей численности населения. Вследствие этого увеличится и доля пожилых людей в общем количестве туристов [3].

Из-за влияния различных факторов, таких как постоянно улучшающееся медицинское обслуживание, доля пожилых туристов, вероятно, будет расти быстрее, чем доля, ожидаемая на основе демографической тенденции. Кроме того, те, кто в настоящее время принадлежат к молодежи и активно путешествуют, вероятно, захотят путешествовать в более старшем возрасте, что приведет к увеличению числа пожилых туристов. Термин туризм для пожилых людей относится к категории социального туризма, также называемого «туризмом для всех».

«Туризм для всех» стремится создавать доступные туристские дестинации и тур-продукты и принимать меры, которые позволяют всем группам потенциальных клиентов, независимо от их экономического и другого статуса, путешествовать и в полной мере пользоваться туристскими услугами, уважая их уникальность и индивидуальность. Концепция «туризма для всех» зародилась в Великобритании, представлена ещё в 1989 году. Эта концепция была

разработана, чтобы обратиться к туроператорам и побудить их создавать качественные турпродукты, учитывающие потребности потенциальных клиентов (в том числе клиентов с особыми потребностями). По мнению исследователей, «туризм для всех может быть достигнут только за счет сочетания доступного, социального и устойчивого туризма» [4].

Взаимосвязь между старением населения, предложением и туристскими продуктами тесно связана. Процесс старения населения напрямую влияет на спрос на туризм, что в дальнейшем влияет на формирование и предоставление туристских продуктов, предложение услуг и направлений, а также на общую туристскую политику [5].

Изменение поведения спроса имеет два основных последствия для туристских операторов. Сначала им нужно будет решить, хотят ли они нацелить продукты и их продвижение на определенное поколение или возрастную группу. Они также будут вынуждены задуматься о том, требует ли выбранная ими группа адаптации продуктов и услуг в результате изменения спроса.

Поскольку туристские продукты привязаны к определенному месту и неотделимы от него, это означает, что их адаптация включает изменение самой дестинации. Это всё влечёт за собой следующие последствия для туризма [6]:

- растущий спрос на качество, комфорт и безопасность;

- растущий спрос на простые виды транспорта;

- растущий спрос на релаксационные мероприятия (гольф);

- растущий спрос на индивидуализированную продукцию;

- растущий спрос скорее в межсезонье (зимние каникулы);

- меньше внимания следует уделять возрасту и больше комфорту в маркетинговой деятельности;

- растущий спрос на более отдаленные направления, а также частично на более

короткое пребывание (продленные выходные).

Министерство местного развития Чехии выделяет следующие возможные формы поддержки развития «туризма для всех» [7]:

- финансовая поддержка на государственном, региональном или местном уровнях различных групп населения: молодежи, пожилых людей, инвалидов, малоимущих и т.д.;

- финансовая поддержка со стороны работодателей, посредством которой работодатели вносят финансовый вклад в предоставление отпуска своим работникам;

- сотрудничество государственного и частного секторов в создании и развитии выгодных программ социального туризма, включая возможное международное сотрудничество;

- поддержка со стороны организаций, защищающих интересы и права работников, особенно профсоюзов;

- поддержка профильных ассоциаций, благотворительных организаций и т.д.;

- поддержка со стороны самих предпринимателей в сфере туризма.

Заключение. В связи с ростом пожилого населения очевидно, что потребительское поведение и предпочтения пожилых людей будут оказывать основное влияние на общий туристский спрос, что требует последующей адаптации туристского продукта в результате изменение структуры спроса. Если предложение не адаптировано к потребностям и особенностям молодого поколения, может возникнуть дефицит продукта, что отрицательно скажется на будущей посещаемости определённой дестинации или привлекательности туризма в целом. Сегодняшние пожилые люди хотят жить активно и не чувствовать себя старыми, поэтому ищут отпуск, где они могут поддерживать физическую форму и умственную жизнеспособность. В Европе в последние годы «туризму для всех», в том числе доступному туризму, спустя многие десятилетия стало уделяться должное внимание.

Библиографический список

1. Kotíková H. Nové trendy v nabídce cestovního ruchu. - Praha: Grada Publishing, 2013. -208 s.

2. Strategie pfípravy na stárnutí spolecnosti 2019-2025. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://amsp.cz/wp-content/uploads/2019/08/Strategie-pfípravy-na-stárnutí-spolecnosti-2019-2025-ma_ALBSBADJYUA2.pdf (дата обращения: 08.09.2022).

3. Statistika obyvatelstva na regionální úrovni. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-

explained/index.php?title=Archive:Statistika_obyvatelstva_na_regionální_úrovni&oldid=214137 (дата обращения: 08.09.2022).

4. Hamarneh I., Kristofiaková L. Cestovní ruch pro vsechny: inkluze a lidsky kapitál pro rozvoj region / I. Hamarneh, L. Kristofiaková. - Praha: Vysoká skola obchodní v Praze, 2020. -82 s.

5. Glover P., Prideaux B. Implications of population ageing for the development of tourism products and destinations // Journal of Vacation Marketing. - 2009. - Vol. 15, №1. - pp. 25-37.

6. Schejbal C. Typologie cestovního ruchu / C. Schejbal. - Pferov: Vysoká skola logistiky o.p.s, 2008. - 97 s.

7. Indrová J. Cestovní ruch pro vsechny / J. Indrová [и др.]. - Praha: Ministerstvo pro místní rozvoj CR, 2008. - 90 s.

"TOURISM FOR ALL" IN THE CONTEXT OF MODERN DEMOGRAPHIC

PROCESSES IN EUROPE

J. Zieba, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This article is devoted to "tourism for all" and its role in modern demographic processes in Europe. Population aging is an urgent global problem that will lead to a change in demand in tourism. The article discusses the concept of "tourism for all". Demographic changes in Europe and their impact on tourism are revealed. The trends in the development of tourist demand are designated.

Keywords: tourism, social tourism, tourist, demography, demographic processes, aging, tourism demand, Europe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.