Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ'

ЗНАЧЕНИЕ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
406
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТ / СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / СОБЫТИЕ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зиба Я.

Данная статья посвящена изучению значения событийного туризма и его влиянию на развитие туристской дестинации. Во время проведения мероприятий событийного туризма активизируются практически все участники туристской индустрии, что за собой влечёт определённые последствия. В статье даётся определение понятию «событийный туризм», приводится 6 типов возможных воздействий на туристские дестинации. Выделяются проблемы событийного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF EVENT TOURISM AND ITS IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF A TOURISM DESTINATION

This article is devoted to the study of the significance of event tourism and its impact on the development of a tourism destination. During the events of event tourism, almost all participants in the tourism industry are activated, which entails certain consequences. The article defines the concept of "event tourism", provides 6 types of possible impacts on tourism destinations. The problems of event tourism are highlighted.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ»

ЗНАЧЕНИЕ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ

ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

Я. Зиба, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-10-4-100-103

Аннотация. Данная статья посвящена изучению значения событийного туризма и его влиянию на развитие туристской дестинации. Во время проведения мероприятий событийного туризма активизируются практически все участники туристской индустрии, что за собой влечёт определённые последствия. В статье даётся определение понятию «событийный туризм», приводится 6 типов возможных воздействий на туристские де-стинации. Выделяются проблемы событийного туризма.

Ключевые слова: туризм, турист, событийный туризм, событие, туристская дести-нация, туристская индустрия.

Событийный туризм - один из динамично развивающихся видов туризма. Людей всегда привлекало участвовать в каких-либо мероприятиях и со временем это стало новой формой туризма. События -важная составляющая потенциала всей сферы туризма.

Согласно исследователям Булгани-ной С.В. и Лопаткиной Н.С., событийный туризм - это «направление туризма, в котором туристические поездки приурочены к каким-либо определенным мероприятиям» [1].

Согласно Х. Котиковой, Дональд Гетц характеризует событийный туризм как «систематическое планирование и развитие факторов, формирующих имидж достопримечательностей и направлений. Сегмент рынка включает участников туризма, которые едут на мероприятие или могут быть заинтересованы посетить мероприятие вдали от дома» [2].

Актуальность темы заключается в том, что во время проведений мероприятий (спортивных, музыкальных, гастрономических и т.п.), активизируются практически все участники туристской индустрии. Сегодня среди самых популярных событий можно отметить поездки на карнавалы, музыкальные фестивали, национальные праздники, спортивные события, модные показы, посещение выставок, концерты, сафари или посещение уникальных природных мест.

Событийный туризм существенно влияет на развитие туристской дестинации. Эти воздействия можно разделить на сектора, в которых они проявляются. События могут повлиять на регион как положительно, так и отрицательно. Ниже приведено 6 типов возможных воздействий на туристские де-стинации [3, 4]:

1. Экономическое.

- Положительное: повышенные доходы, создание рабочих мест, более крупное предложение о работе, развитие навыков среди планировщиков, повышение уровня жизни населения.

- Отрицательное: повышение цен во время проведения мероприятия, невозможность привлечения других туристов из-за отсутствия интереса, неадекватное рассмотрение вариантов вложений инвестиций, плохая оценка затрат.

2. Предпринимательское.

- Положительное: повышение осведомленности о регионе, создание нового объекта туристской привлекательности, повышение доступности места и, соответственно, события.

- Отрицательное: плохая репутация из-за недостатков и ошибок при проведении мероприятия, отрицательная реакция со стороны конкурентов на рынке, конкуренция среди организаторов за государственную поддержку.

Прим.: предпринимательское воздействие является более специфическим и его

можно отнести к экономическому воздействию.

3. Энвайронментальное (касающееся окружающей среды).

- Положительное: строительство новых объектов, улучшение местной инфраструктуры, сохранение культурного наследия.

- Отрицательное: экологический ущерб, перегруженность дестинации, разрушение природного и культурно-исторического наследия.

4. Социально-культурное.

- Положительное: интерес местных жителей к мероприятию, укрепление региональных ценностей и традиций.

- Отрицательное: изменение характера события (например, утрата аутентичности), рост преступности, социальная нестабильность, коммерциализация.

5. Психологическое.

- Положительное: повышенная местная ценность и дух сообщества, повышенный интерес к местности.

- Отрицательное: культурный шок, недопонимание между местными жителями и приезжими.

6. Политико-административное.

- Положительное: повышение престижа дестинации на международном уровне, повышение осведомленности об инвестициях и потенциале региона.

- Отрицательное: искажение истинного характера события, неспособность справиться с мероприятием, увеличение административных расходов.

Как было показано, в некоторых случаях один и тот же фактор может влиять как положительно, так и отрицательно.

Если мы посмотрим на данные сектора более подробно, с экономической точки зрения, большинство мероприятий приносят финансы в места проведения. Создаются рабочие места: некоторые - сезонно, только на время проведения этих мероприятий, однократно или регулярно, в других случаях места создаются на иной срок. В целом, культурные мероприятия обогащают данные дестинации и заставляют их образовывать или улучшать инфраструктуру. Одним из наиболее распространенных негативных экономических послед-

ствий этого вида туризма является рост цен во время мероприятий. К потенциальным угрозам можно отнести отсутствие туристов.

С ростом коммерции растёт известность дестинации и события, что может вызывать положительные и отрицательные реакции. Также есть важная поддержка как со стороны организатора, так и данной де-стинации (т.е. общества, местного управления).

Устойчивость и воздействие на окружающую среду в настоящее время являются очень популярной темой. Событийный туризм вызывает потребность в улучшении инфраструктуры, что способствует повышению качества территории. Однако это может иметь и обратный эффект, а именно чрезмерную модернизацию и расширение инфраструктуры в местах, где целостность и так называемые «genius loci» могут быть поставлены под угрозу. Это, например, исторические деревни, охраняемые ландшафтные территории, памятники ЮНЕСКО и т. д.

Следующее следствие событий носит социальный характер. Участие местного населения является частым, в основном из-за предложения рабочих мест. Однако местное сообщество можно разделить на две части: одна полностью вовлечена в действие, а другая может воспринимать ситуацию как негативное изменение местной среды. Событийный туризм также может стать причиной роста преступности в дестинации, поскольку у людей разные характеры. Хорошим примером может служить спортивное мероприятие, например, футбольный матч. Фанаты одной команды ненавидят другую и, следовательно, её болельщиков. Могут возникнуть споры, которые часто перерастают в конфликты с применением грубой силы. В большинстве случаев на мероприятиях также подаётся алкоголь, стимулирующий агрессию, что может привести к преступности.

Политическая сфера не имеет такого влияния на событийный туризм и дестина-цию. Речь идёт скорее о поддержке отдельных лиц или партий и взаимном продвижении. Мероприятия часто использу-

ются для пропаганды политической партии или отдельного лица, что не всегда производит хорошее впечатление на туристов, организатора или местное население.

Проблемы организации событийного туризма.

В организации массового туризма, в том числе событийных мероприятий, существует ряд проблем. Например, можно назвать следующие проблемы: слабое развитие инфраструктуры, местами неэффективная природоохранная политика государства, отсутствие чёткой маркетинговой стратегии, недоверие к чему-то общему, низкий уровень сотрудничества в сфере туризма, разная ориентация предпринимательских субъектов и органов государственного управления, местного самоуправления, общественных и культурных организаций, недостаточная информированность о событиях, недостаток кадров и т.д.

В Российской Федерации к проблемам событийного туризма, в частности, относятся:

- недостаток квалифицированных кадров в сфере туризма;

- недостаточно развитая инфраструктура в российских регионах;

- для иностранных туристов зачастую необходимость получить визу для въезда на территорию Российской Федерации;

- недостаточное осознание потенциала муниципалитетом данной дестинации [5].

Событийный туризм является перспективным направлением с экономическим, политическим и социальным эффектом. Развитие данного вида туризма связано с осознанием особенностей организации и проведения событийных мероприятий разной функциональной направленности, а также необходимостью ввести в процессы его развития местные органы власти. Этот вид туризма позволяет максимально эффективно использовать туристские ресурсы страны или региона, повысить их конкурентоспособность на разных уровнях как в пределах своей страны, так и на международном уровне.

Заключение. Событийный туризм является неотъемлемой частью всей сферы туризма. Для событийного туризма можно использовать практически любой туристский ресурс - от природного до антропогенного. Благодаря этому виду туризма создается «бренд» каждой области страны, что способствует повышению туристской привлекательности государства в целом. Как сказал философ Аристотель - «человек есть общественное животное», поэтому он всегда любит участвовать в различных мероприятиях и поэтому пока существует человечество, будет и спрос на различные виды событийных мероприятий.

Библиографический список

1. Булганина С.В., Лопаткина Н.С. Событийный туризм: история и перспективы развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2015. - Т. 7, №3. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/168EVN315.pdf (дата обращения: 29.08.2022).

2. Kotíková H. Nové trendy v porádání akcí a událostí (events) v cestovním ruchu / H. Kotíková, E. Schwartzová. - Praha: Ministerstvo pro místní rozvoj CR, 2008. - 100 s.

3. Anderlová A. Event turismus ve zvolené destinaci v Ceské republice. - Praha: CZU v Praze, 2017. - 92 s.

4. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 384 с.

5. Полякова А.В. Проблемы развития событийного туризма в России // Проблемы современной науки и образования / Problems of modern science and education. - 2015. -№9 (39). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceproblems.ru/problemy-razvitija-sobytijnogo-turizma-v-rossii/2.html (дата обращения: 30.08.2022).

THE SIGNIFICANCE OF EVENT TOURISM AND ITS IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF A TOURISM DESTINATION

J. Zieba, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This article is devoted to the study of the significance of event tourism and its impact on the development of a tourism destination. During the events of event tourism, almost all participants in the tourism industry are activated, which entails certain consequences. The article defines the concept of "event tourism", provides 6 types of possible impacts on tourism destinations. The problems of event tourism are highlighted.

Keywords: tourism, tourist, event tourism, event, tourism destination, tourism industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.