Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В РФ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В РФ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
565
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / КАЛЕНДАРЬ ТУРИСТСКИХ СОБЫТИЙ / ИНФРАСТРУКТУРА / МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / EVENT TOURISM / TOURIST DESTINATION / CALENDAR OF TOURIST EVENTS / INFRASTRUCTURE / PUBLIC EVENTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Белоусова Ю. С.

В статье проанализировано влияние событийного туризма на региональную экономику России и его роль в транслировании и популяризации национального культурного наследия. Произведена оценка развития событийного туризма и раскрытие его потенциала на федеральном и региональном уровнях. Изучены проблемы развития событийного туризма в формировании туристского продукта с учетом низкого уровня инвестиционной и деловой активности в организации знаковых мероприятий, способных привлечь туристов. Изучена зарубежная практика успешной организации мероприятий как части рекламной кампании дестинации и успешного с коммерческой точки зрения туристского продукта. Проанализирована важность делового партнерства с туристским бизнесом с точки зрения инвестиционных перспектив развития направлений событийного туризма. В результате полученных исследований разработан ряд рекомендаций по улучшения развития событийного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Белоусова Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROBLEMS AFFECTING THE DEVELOPMENT OF THE EVENT TOURISM MARKET IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the impact of event tourism on the regional economy of Russia and its role in broadcasting and popularizing the national cultural heritage. The development of event tourism was assessed and its potential revealed at the federal and regional levels. The problems of the development of event tourism in the formation of a tourist product, taking into account the low level of investment and business activity in the organization of significant events that can attract tourists, are studied. The foreign practice of the successful organization of events as part of a destination advertising campaign and a tourism product successful from a commercial point of view has been studied. The importance of business partnership with the tourism business in terms of investment prospects for the development of event tourism destinations is analyzed. As a result of the research, several recommendations are created to improve the development of event tourism.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ РЫНКА СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В РФ»

Анализ проблем, влияющих на развитие рынка событийного туризма в РФ

Analysis of problems affecting the development of the event tourism market in the Russian

Federation

Белоусова Ю. С.

Магистрант

Финансовый университет при Правительстве РФ

Москва, РФ Juliabelosuovaw@gmail. com

Belousova Y.S.

Undergraduate

Financial University under the Government of the Russian Federation

Moscow, Russia Juliabelosuovaw@gmail. com

Аннотация.

В статье проанализировано влияние событийного туризма на региональную экономику России и его роль в транслировании и популяризации национального культурного наследия. Произведена оценка развития событийного туризма и раскрытие его потенциала на федеральном и региональном уровнях. Изучены проблемы развития событийного туризма в формировании туристского продукта с учетом низкого уровня инвестиционной и деловой активности в организации знаковых мероприятий, способных привлечь туристов. Изучена зарубежная практика успешной организации мероприятий как части рекламной кампании дестинации и успешного с коммерческой точки зрения туристского продукта. Проанализирована важность делового партнерства с туристским бизнесом с точки зрения инвестиционных перспектив развития направлений событийного туризма. В результате полученных исследований разработан ряд рекомендаций по улучшения развития событийного туризма.

Annotation.

The article analyzes the impact of event tourism on the regional economy of Russia and its role in broadcasting and popularizing the national cultural heritage. The development of event tourism was assessed and its potential revealed at the federal and regional levels. The problems of the development of event tourism in the formation of a tourist product, taking into account the low level of investment and business activity in the organization of significant events that can attract tourists, are studied. The foreign practice of the successful organization of events as part of a destination advertising campaign and a tourism product successful from a commercial point of view has been studied. The importance of business partnership with the tourism business in terms of investment prospects for the development of event tourism destinations is analyzed. As a result of the research, several recommendations are created to improve the development of event tourism.

Ключевые слова: событийный туризм, туристская дестинация, календарь туристских событий, инфраструктура, массовые мероприятия

Key words: event tourism, tourist destination, calendar of tourist events, infrastructure, public events

Рынок туристских дестинаций характеризуется высокой конкурентной средой, в связи с чем возрастает роль определенных видов туризма, в частности событийного. Событийный туризм может оказывать большое влияние на экономику региона через повышение бизнес -активности и инвестиционного потока в инфраструктуру дестинации, формируя имидж региона, как комфортного и привлекательного туристического направления. С помощью данного вида туризма появляется возможность преодоления такого неблагоприятного фактора как сезонность.

Очевидно, что сегодня рынок событийного туризма находится на стадии формирования в России, в результате чего его воздействие на популяризацию дестинаций и ее социально -экономическое развитие не производится. В этом случае возникает противоречие. Получается, что во всех регионах присутствует въездной и внутренний туризм, однако он не имеет практически никакого отношения к событийному, которого пока нет в чистом виде. Оценка влияния события или рынка событий на туристские потоки, экономику и имиджевые характеристики региона сегодня не проводится в связи с отсутствием методологической базы. [6]

Потенциал событийного туризма в нашей стране раскрыт не в полной мере. В частности, следует отметить, что властные структуры не достигли результата в процессе формирования единого календаря на федеральном и региональном уровнях таким образом, чтобы потребности туристского бизнеса в содержательной и креативной составляющих подобных продуктов были удовлетворены в полной мере. Кроме того, недостаточное количество инвестиций в организацию и продвижение привлекательных для туристов событийных мероприятий сдерживает развитие ивент индустрии в России.

Отсутствие вовлеченности и осознанной позиции населения ведет к низкому уровню инвестиционной и деловой активности в организации знаковых мероприятий, способных привлечь туристов. Как правило у региона в процессе организации событийного туризма нет четкого представления того, что он хотел бы рассказать о самом себе, что ведет к несоответствию смысловой (концептуальной) составляющей большинства мероприятий с имиджем/брендом города. Нехватка квалифицированных специалистов в области туризма, слабая локальная поддержка организаторов событийных мероприятий местными управленческими структурами и СМИ, недостаточное развитие инфраструктуры регионов также относятся к факторам, сдерживающим развитие событийного туризма. Кроме того, организация событийных мероприятий ориентирована в большей степени на горожан и не рассматривается, как инструмент привлечения туристов из других регионов, в связи с чем потенциал мероприятий реализовывается не в полной мере. Тем не менее отдельные регионы присваивают ряду мероприятий имиджевый (некоммерческий) характер, что имеет важное значение для продвижения территориальных продуктов и их муниципальных институтов.

Геннадий Шаталов, основатель Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards, резюмируя основные слабые стороны развития событийного туризма в России, выделил следующие:

• отсутствие новых туристских мероприятий в регионах;

• формальных подход к созданию событийного календаря;

• слабую поддержку туристских событий на этапе их создания и становления государственными органами власти;

• отсутствие специальных туристских сувениров у большинства событий.

Анализ текущих мероприятий региональных и городских мероприятий, а также их системная поддержка и координация администрацией играют большую роль в позиционировании и продвижении дестинаций. Недостаток таких мероприятий должен восполняться формированием новых с учетом успешного опыта других городов и стран на базе взаимодействия в рамках государственно -частного партнерства.

Практика событийного туризма в Европе позволяет сделать вывод о том, что правильная организация таких мероприятий может стать не только частью рекламной кампании территории или дестинации, но и реализовываться в качестве успешного с коммерческой точки зрения туристского продукта. Событийный туризм играет важную роль в транслировании и популяризации национального культурного наследия и местных культурных традиций: от ремесел и национальной кухни до обрядов и праздников. Таким образом, туристский продукт, содержащий в себе многие достижения национальной культуры в интерактивном и развлекательном формате, имеет большой потенциал пользоваться спросом, как среди местного населения разных возрастов, так и среди иностранных туристов.

А.С. Глобова, анализируя процесс организации мероприятия, выделяет у него «эффект оркестра», под которым подразумевается активное взаимодействие всех заинтересованных сторон, а именно целевой аудитории, местных жителей, СМИ, городской администрации, инвесторов и непосредственно организаторов. В результате такого широкого взаимодействия ожидается высокодоходное и качественное мероприятие, способное улучшить образ территории и повысить ее привлекательность.

Событийный туризм только начинает свое развитие и это отражается на организации массовых мероприятий. Невысокий уровень сервиса в регионах, сложности с размещением туристов, отсутствие спланированной логистики, в частности стоянки автотранспорта, и другие инфраструктурные проблемы негативно отражаются на интересе иностранных и отечественных туристов даже к уникальным и зрелищным событиям. Событийный туризм особенно располагает гостей потратить значительные суммы на памятные подарки и сувенирную символику, чтобы увезти с собой пережитые впечатления и эмоции, однако организаторы мероприятий часто забывают о такой важной детали или не предают ей значение.

Также проблемой многих региональных и особенно городских мероприятий является пассивное участие гостей, в то время как многие зарубежные фестивали, ярмарки и соревнования приобрели большую популярность и успех за счет иммерсивных активаций. При разработке событийных мероприятий важное значение имеет дифференцированный подход в зависимости от категории посетителей. Главную идею событийного туризма можно выразит следующим образом: «Не туристы - для событий, а события - для туристов». Такой опыт имеется в соседнейЛатвии, где шведским гостям предлагаются одни мероприятия, а российским -другие. [8] Учет данной концепции поможет вывести событийный туризм на новый уровень.

Организаторы событийных мероприятий недооценивают важность делового партнерства с туристским бизнесом и не всегда выстраивают успешную коммуникацию с ними. В свою очередь, туроператоры и турагенты на данном этапе отдают предпочтение развитию других видов туризма и уделяют недостаточно внимания событийному. Однако стоит отметить, что открытие новых точек питания и коллективных средств размещения способствуют развитию ивент индустрии. Предприниматели видят перспективность развития событийного туризма и поддерживают организацию таких мероприятий, выступая в качестве спонсоров. На практике нашего рынка можно отметить, что инициативу проявляют и небольшие города. В частности, фестиваль «Антоновские яблоки», который пользуется популярностью у туристов, демонстрирует успешное партнерство местных органов власти города Ельца и малого бизнеса, регулярно участвующего в подготовке мероприятия.

Для многих территорий, особенно не обладающих известными достопримечательностями, формирование событийных туров - хороший шанс привлечь не только туристов, но и инвесторов. А для городов с множеством уникальных и интересных объектов туризма масштабное событие может послужить дополнительным инструментом повышения туристического трафика. Один из самых значимых примеров -фестиваль средневекового боя «Великий Болгар» в Татарстане. За два дня в прошлом году там побывали 58 тыс. человек, а турфирмы из Ульяновска, Самары, Тольятти, Ижевска и Ярославля привезли в город Болгар тысячи туристов.

Андрей Максимов, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, подвел итоги круглого стола, посвящённого реализации проекта #ПораПутешествоватьПоРоссии, направленного на развитие въездного и внутреннего туризма. Он отметил, что проекты, инициированные местными жителями, перерастают в туристских дестинации и способствует развитию событийного туризма, предлагая новые культурные практики. Для привлечения туристов организаторам необходимо улучшить качество PR- кампаний и продвижения брендов мероприятий, логистику и связность территорий, обеспечить доступной и понятной информации о событиях.

На данный момент в России нет отдельной программы по развитию событийного туризма, и при получении информации об изменениях в данной области Федеральное агентство по туризму публикует новостные сводки по каждому региону. По сведениям региональных органов власти также формируется календарь туристских событий и ежемесячно публикуется на официальном сайте Федерального агентства по туризму.

В результате исследования существующих проблем на рынке событийного туризма в России автор разработал ряд рекомендаций по улучшения развития рассматриваемого вица туризма:

1. Организация событий должна происходить в тесном сотрудничестве с представителями индустрии туризма для формирования комплекса «событие-инфраструктура», что обеспечит качественный сервис, будет соответствовать ожиданиям гостей и способствовать формированию благоприятного образа дестинации. В результате успешной практики такого взаимодействия формируется туристский кластер.

2. Формирование единого календаря туристских событий на федеральном и региональном уровне. Данный инструмент увеличит осведомленность различных регионов обо всем разнообразии мероприятий, проводимых в стране, и поможет создавать уникальные, запоминающиеся события. На их базе будут сформированы турпакеты и турмаршруты, где упор делается на туристские услуги местных поставщиков и продавцов, препятствуя утечке денежных средств из региона.

3. Организация качественного PR и продвижения событийного турпродукта через актуальные каналы реализации с обеспечением доступной, понятной и интересной информации для целевой аудитории. Особенное внимание необходимо уделить сувенирной продукции и символике мероприятий, которые приносят положительный эффект как для коммерческой составляющей, так и для имиджевой.

4. Государственно-частное партнерство поможет улучшить инфраструктуру и логистику территории, ускорить темпы их развития, в частности с помощью повышения инвестиционной и деловой активности в организации мероприятий для полного раскрытия потенциала региона.

5. Создание отдельной программы развития событийного туризма в России с учетом региональных особенностей, национального культурного наследия и местных культурных традиций. Стимулирование и поддержка проведения конкурсов и премий по организации событийного туризма, расширение географии участвующих регионов. Финансирование перспективных проектов.

6. Организация и подготовка мероприятий по принципу «Не туристы - для событий, а события -для туристов» с максимальным уровнем вовлеченности гостей за счет иммерсивных активаций. Дифференцированный подход помогает более качественно удовлетворить потребности различных категорий гостей, подарив гостям незабываемые впечатления.

7. Разработка методологической базы по оценке влияния рынка событий на туристские потоки, имиджевые характеристики и экономику региона.

Таким образом, событийный туризм может оказывать большое влияние на экономику региона через повышение бизнес-активности и инвестиционного потока в инфраструктуру дестинации, формируя имидж региона, как комфортного и привлекательного туристического направления. Однако сегодня рынок событийного туризма в России находится на стадии формирования и сталкивается с рядом проблем как на федеральном, так и региональном уровне. Недостаточное количество инвестиций в организацию и продвижение привлекательных для туристов событийных мероприятий, невысокий уровень сервиса, слабая инфраструктура, отсутствие дифференцированного подхода в зависимости от категории посетителей являются факторами, сдерживающими развитие ивент индустрии в РФ. В результате реализации комплекса предложенных рекомендаций на базе исследованных проблемных зон ожидается переход развития событийного туризма в РФ на новый уровень.

Список используемой литературы:

1. Артемьева О.А Роль спортивных мероприятий в развитии туристских дестинаций// Экономика. Бизнес. Банки И: Русско-итальянский Международных Университет (Институт), Москва, 2019, С. 74-82

2. Асоскова К.А Анализ потенциала событийного туризма как инструмента продвижения территории для внешних целевых аудиторий: диссертация магистра. Уральский федеральный университет им. первого

Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, 2018

3. Белецкая Е.А Специфика организации событийного туризма в России и зарубежных странах: современный этап // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2016. №2 (8).

4. Бобина Н.В. Организационно-экономические аспекты развития олимпийского туризма и его влияние на принимающую дестинацию: диссертация кандидата экономических наук, Сочинский государственный университет, Сочи, 2016

5. Вишневская Е.В., Богомазова И. В. Роль событийно-гастрономического туризма в повышении эффективности региональной экономики // Сервис в России и за рубежом. 2017. №7 (77).

6. Грушин М.Ю. Анализ развития событийного туризма в России, его функции, пути повышения эффективности событийных мероприятий // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. №2 (26).

7. Иванин Ю. А Особенности организации событийного туризма // Концепт. 2018. №№3.

8. Корхова О.Н. Проблемы и перспективы развития событийного туризма в Республике Беларусь // Туризм и гостеприимство. 2016. N° 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.