СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: СУТЬ И
ЕГО РАЗВИТИЕ
Я. Зиеба, студент
Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-6-3-153-157
Аннотация. Статья посвящена событийному туризму на примере Китайской Народной Республики. Туризм представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое влияет на многие области жизни, в том числе на проведение различных мероприятий. Мероприятия событийного туризма имеют большое экономическое значение -во время их проведения активизируется деятельность практически всех объектов туристской индустрии. В настоящее время в контексте развития событийного туризма мероприятия являются важным элементом мотивации как на мировом уровне, так и для конкретной дестинации. Дано определение таким понятиям как «событийный туризм» и «событие», рассмотренны проблемы реализации событийного туризма в Китае, а также их возможные решения.
Ключевые слова: туризм, событийный туризм, событие, китайские праздники, фестиваль, Китай.
Туризм представляет собой сложное социально-экономическое явление, которое влияет на многие области жизни, и в настоящее время из-за своей многогранности и межсекторальности он является предметом исследований в нескольких научных дисциплинах (экономика, география, экология, социология, психология и др.) [1]. В этом и заключается актуальность.
Проблема заключается в том, что в нынешней чешской или российской профессиональной среде этой теме не уделяется надлежащего внимания. В Чехии событийному туризму посвящены, с профессиональной точки зрения, только три книги, чего из-за масштаба и популярности данного вида туризма абсолютно недостаточно. Если мы обратимся к русскоязычной литературе, то этой темой занимается большее количество авторов, чем в Чехии. Однако даже в русскоязычной литературе авторы не акцентируют внимание на отдельных странах мира, включая Китай.
Очевидно, что проблема событийного туризма затрагивает и другие области исследований, например, он тесно связан с маркетингом и менеджментом. Событийный туризм также сочетается с культур-
ным, спортивным или приключенческим туризмом.
Мероприятия событийного туризма имеют большое экономическое значение. Во время их проведения активизируется деятельность всех объектов туристской индустрии. В настоящее время в контексте развития событийного туризма мероприятия являются важным элементом мотивации как на мировом уровне, так и для конкретной дестинации. Привлекательность событийного туризма заключается и в том, что некоторые мероприятия можно проводить в любое время года.
Цель данной статьи состоит в выявлении особенностей развития событийного туризма в Китае.
Цель определяет следующие задачи:
1) Дать определение событийному туризму;
2) Выяснить значение событийного туризма;
3) Показать историю развития собы-тыйного туризма в Китае;
4) Выделить самые значимые мероприятия;
5) Выявить проблемы данного вида туризма в стране и предложить решение.
Событийный туризм - один из динамично развивающихся видов туризма. Лю-
дей всегда привлекали события, но со временем это стало новой формой туризма. События - важная составляющая туристского потенциала. В чешской профессиональной литературе встречается английский термин «^еП;-туризм». Этот термин не переводится на чешский язык. В российских профессиональных кругах используется термин «событийный туризм».
Как указывают авторы Я.С. Нарута и Т.А. Гарина в своей работе, «под событием следует понимать множество явлений, выделяющихся своей неопределенностью, важностью для человечества в целом или данного общества, для малых индивидуумов или групп. Такое событие может иметь вид разового явления или периодически повторяемого, либо наблюдаемого ежегодно или в определенные периоды времени» [2].
Более краткое определение даёт в своей публикации Халина Котикова: «События можно охарактеризовать как уникальные, временные, специально запланированные, управляемые события и события, влияющие на туризм» [3].
Согласно С.В. Булганиной и Н.С. Лопа-ткиной, «событийный туризм» - «это направление туризма, в котором туристские поездки приурочены к каким-либо определенным мероприятиям» [4]. Его суть заключается в принятии участия или посещении определенного события или мероприятия самостоятельно или в рамках подготовленного тура. Событийный туризм открывает новые стороны туристского объекта, факты истории и делает их привлекательными и живыми.
На конструктивное развитие событийного туризма также влияет ряд факторов. Благодаря средствам массовой информации о тех или иных мероприятиях может узнать широкий круг потенциальных участников. Организация мероприятий позволяет развивать дестинацию и привлекать туристов из отдаленных мест. Организаторам также выгодно устраивать определенные мероприятия, потому что в случае успеха их имидж и известность возрастут, они смогут получить спонсорскую поддержку и, таким образом, покрыть часть расходов на организацию этих
мероприятий. В настоящее время также проводятся такие мероприятия, где разным (даже неизвестным) художникам предоставляется место для демонстрации своего искусства. Событийный туризм позволяет познакомиться с людьми схожих ценностей и взглядов, с другими культурами, обычаями и традициями.
События и мероприятия регистрируют небывалое развитие туристского предложения многих городов и регионов, в том числе и Китайской Народной Республики.
Китай - страна с одной из самых древних историй. Многие обычаи, традиции и исторические объекты были сохранены. Как страна с 5000-летней историей, 56 национальностями и огромной территорией, Китай обладает богатыми ресурсами для проведения мероприятий в рамках событийного туризма. Однако Китай также относится к государствам с рядом современных мегаполисов, новых мероприятий и т. д. Теперь это всё широко используется для туристских целей. Поэтому каждый турист выбирает именно то, что его интересует. Многие мероприятия становятся всё более важным инструментом экономического развития, а также переосмысления и ребрендинга городов и регионов как современных культурных центров.
Качество и уникальность мероприятия имеют большое значение для развития успешного событийного туризма, особенно в связи с постоянным ростом организации различных туристских мероприятий по всему миру. С 1990-х годов в Китае наблюдается большой рост количества и типов этих событий. Отчасти это отражение и реакция на основные экономические и социальные преобразования, которые Китай пережил за этот период. Тем не менее, в Китае можно продвигать местное мероприятие, которое обычно предлагается по всей стране и за её пределами, чтобы привлечь туристов, создать местный имидж и способствовать региональному экономическому развитию. В настоящее время наблюдается сильная тенденция совмещать фестиваль с путешествиями, чтобы удовлетворить возросшие потребности туристов [5].
Процесс формирования отдельных праздников и, таким образом, определённая основа событийного туризма, прошли долгосрочное развитие. Правительство династий Цинь, Хань, Тан, а также революция 1911 года и правительство Коммунистической партии оказали большое влияние на развитие событийного туризма. Каждый период был особенным, что нашло отражение и в праздниках.
В КНР существует множество интересных и значимых мероприятий. В рамках данной статьи представлены 3 следующих наиболее значимых мероприятия:
Китайский Новый год - самый важный из традиционных китайских праздников. Его празднование традиционно начинается в первый день первого лунного месяца китайского календаря и заканчивается 15-м днем, известным как Фестиваль фонарей. Обычно подают свинину, утку, курицу, рисовые лепешки и сладости. Ингредиенты праздничных блюд имеют чёткое обоснование и часто символизируют желаемое изобилие и счастье. Рис обеспечивает гармонию, красный перец чили -счастье, клецки символизируют богатство, а лапша - долгую жизнь. Торжества наполнены событиями. Во время них можно делать ставки на скачки, смотреть уличные парады, торговаться на базарах или побороться за лучшее место в храме. Шоу полны азарта, включая петарды, различную деятельность, танцоров львов и драконов. Согласно традиции, львы, как и петарды, также должны отгонять злых духов. Танцы дракона и льва - важная часть китайского Нового года. Они красиво оформлены и их действительно стоит посмотреть [6].
Праздник Фонарей - проходит на пятнадцатый день нового лунного календаря и является последним днем празднования Нового года. В эту первую в году ночь полнолуния зажигаются сотни бумажных фонарей и решаются головоломки, написанные на прикрепленных к ним листах бумаги. Эти головоломки часто содержат мотивы счастья, успеха, семьи и любви. Самой популярной темой для фонарей являются формы животных - кролика, тигра, крысы, обезьяны, лошади и других. В
настоящее время празднование обоих новогодних праздников может быть очень шумным. Фейерверки используются в Китае только во время новогодних праздников и на исключительных семейных мероприятиях, например, на свадьбах [6].
Харбинский международный фестиваль льда и снега - Фестиваль берет свое начало с 1963 года. Во время культурной революции он был прерван на много лет и возобновлен 5 января 1985 года. В 2018 году он представил около 2000 скульптур, что стало рекордом. Помимо ледяных скульптур, фестиваль включает в себя ряд других аттракционов, в том числе 3D-анимацию, которые особенно впечатляют в мире снега и льда. Во время фестиваля есть горные лыжи, зимнее купание в реке Сунгари и выставка ледников в саду Чжа-олинь. В настоящее время мероприятие является крупнейшим в своём роде в мире, поэтому неудивительно, что он ежегодно привлекает миллионы туристов со всего мира в китайский Харбин [7].
Кроме того, пользуются большой популярностью следующие события: Праздник чистоты и яркости, Праздник середины осени, Национальный день, Праздник лодок-драконов, Международный фестиваль Конфуция, Международный фестиваль моды в Даляне, Международный фестиваль боевых искусств Шаолинь в Чжэнчжоу, Китайская ярмарка импорта и экспорта, а также Международная китайская выставка импортных товаров и услуг в Шанхае.
Однако, из-за размеров территории и огромного населения Китая китайский событийный туризм сталкивается с рядом проблем. К основным проблемам можно отнести следующие [8]:
1. Недостаточная реклама событий событийного туризма. Как говорится в материале Политехнического колледжа Нинбо на примере Фестиваля лодок-драконов, до 32% туристов вообще не знали об этом мероприятии.
2. Недостаточно развитая инфраструктура. Количество туристов во время фестиваля намного больше, чем обычно. Дороги бывают перегружены автомобилями и автобусами, а парковочные места за-
полнены с раннего утра. Кроме того, отмечается недостаточная инфраструктура общественного питания - ресторанов далеко не достаточно для наплыва туристов. Также в некоторых местах можно столкнуться с непонятной разметкой путей и маршрутов.
3. Недостаточный уровень оказания услуг. Качество услуг отелей и ресторанов может снизиться из-за большого наплыва туристов в дестинацию.
4. Высокая цена поездок на мероприятия для иностранных туристов.
Проблему недостаточной рекламы на мероприятиях можно решить с помощью хорошо продуманных и легкодоступных веб-сайтов. Хорошим примером является сайт discoverchina.com, который понятен и знакомит людей с Китаем. На этот сайт можно добавить раздел с различными видами туризма. Также возможно создание информационных страниц в посольствах Китая. Далее необходимо развивать инфраструктуру. Решением проблемы нехватки парковочных мест может стать строительство опорной парковки недалеко определенного места. Однако, решение данной проблемы может быть проблематично с точки зрения экологии или просто недостатка простора для строительства. Нехватку заведений общественного питания можно решить либо за счёт расширения существующих заведений, либо за счёт открытия новых. Проблему чёткости маршрутов можно решить, установив ука-
затели с фотографиями и планом маршрута. Также возможно обозначить сам путь. Уровень предоставления услуг можно повысить за счёт более строгого контроля или увеличения количества сотрудников. Последнюю проблему высоких цен для иностранных туристов можно решить отменой туристских виз в страну. Авиакомпании также могут вводить специальные цены, например, для туристов только с рюкзаком.
Заключение
Событийный туризм является перспективным направлением с экономическим, политическим и социальным эффектом. Развитие данного вида туризма связано с осознанием особенностей организации и проведения событийных мероприятий разной функциональной направленности, а также необходимостью ввести в процессы его развития местные органы власти. Как уже упоминалось, событийный туризм затрагивает широкий спектр различных отраслей. Для событийного туризма можно использовать практически любой туристский ресурс - от природного до антропогенного. Благодаря этому виду туризма создается «бренд» каждой области страны, что способствует повышению туристской привлекательности государства в целом. Люди любят участвовать в различных мероприятиях и поэтому можно сказать, что пока существует человечество, будет спрос и на различные виды событийных мероприятий.
Библиографический список
1. Palatková M., Zichová J. Ekonomika turismu: Turismus Ceské republiky / M. Palatková, J. Zichová. - Praha: Grada, 2014. - 264 s.
2. Нарута Я.С., Гарина Т.А. Событийный туризм: понятия, виды, классификация // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-6. - С. 1158-1162. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10744 (дата обращения: 20.06.2022).
3. Kotíková H. Nové trendy v porádání akcí a událostí (events) v cestovním ruchu / H. Kotíková, E. Schwartzová. - Praha: Ministerstvo pro místní rozvoj CR, 2008. - 100 s.
4. Булганина С.В., Лопаткина Н.С. Событийный туризм: история и перспективы развития // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/168EVN315.pdf (дата обращения: 19.06.2022).
5. Ma L. Historical and geographical context in festival tourism development / L. Ma, A.A. Lew // Journal of Heritage tourism. - 2012. - Volume 7. - Issue 1. - P. 13-31. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.1080/1743873X.2011.611595 (дата обращения: 23.06.2022).
6. Samoylova, N. Tradicni rodina v Cine / N. Samoylova [и др.]. - Brno: Masarykova univerzita, 2019. - 86 s.
7. Harbin, nejvetsi ledovy a snehovy festival na svete. Prohlednete si dila, ze kterych se taji dech. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.jenprocestovatele.cz/harbin-nejvetsi-ledovy-a-snehovy-festival-na-svete-prohlednete-si-dila-ze-kterych-se-taji-dech/ (дата обращения: 21.06.2022).
8. Festival Tourism in China. Dragon Boat Festival and Tourism. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.gttp.org/wp-content/uploads/2015/08/Festival-Tourism-in-China.pdf (дата обращения: 18.06.2022).
EVENT TOURISM ON THE EXAMPLE IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA:
BASIS AND ITS DEVELOPMENT
J. Zieba, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)
Abstract. The article is devoted to event tourism on the example of the People's Republic of China. Tourism is a complex socio-economic phenomenon that affects many areas of life, including the holding of various events. Events of event tourism are of great economic importance -during their implementation, the activity of almost all objects of the tourism industry is activated. Currently, in the context of the development of event tourism, events are an important element of motivation both at the global level and for a specific destination. The definition of such concepts as "event tourism" and "event" is given, the problems of implementing event tourism in China, as well as their possible solutions are considered.
Keywords: tourism, event tourism, event, Chinese holidays, festival, China.