Научная статья на тему 'КИНОТУРИЗМ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ЧЕХИИ'

КИНОТУРИЗМ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ЧЕХИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
101
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / КИНОТУРИЗМ / ТУРИСТ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / КИНОФЕСТИВАЛЬ / ФИЛЬМ / КИНО

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зиеба Я.

Данная статья посвящена изучению кинотуризма и его развитию в Чешской Республике. Кино имеет большое значение: популярные фильмы могут служить для создания турпродуктов и мотивировать своих фанатов отправиться в путешествие. В статье даётся определение понятию «кинотуризм», определяется влияние и значение кинофестиваля. В процессе исследования были выявлены мероприятия, которые входят в рамки кинотуризма. Представлены фильмы, которые снимались на территории Чехии, а также кинофестиваль в Карловых Варах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FILM TOURISM AND ITS DEVELOPMENT IN THE CZECH REPUBLIC

This article is devoted to the study of film tourism and its development in the Czech Republic. Movies are of great importance: popular films can serve to create tourism products and motivate their fans to travel. The article defines the concept of "film tourism", determines the influence and significance of the film festival. In the course of the study, activities that are part of the film tourism were identified. Films that were filmed in the Czech Republic, as well as the Karlovy Vary Film Festival are presented.

Текст научной работы на тему «КИНОТУРИЗМ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ЧЕХИИ»

КИНОТУРИЗМ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ЧЕХИИ

Я. Зиеба, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-9-2-191-193

Аннотация. Данная статья посвящена изучению кинотуризма и его развитию в Чешской Республике. Кино имеет большое значение: популярные фильмы могут служить для создания турпродуктов и мотивировать своих фанатов отправиться в путешествие. В статье даётся определение понятию «кинотуризм», определяется влияние и значение кинофестиваля. В процессе исследования были выявлены мероприятия, которые входят в рамки кинотуризма. Представлены фильмы, которые снимались на территории Чехии, а также кинофестиваль в Карловых Варах.

Ключевые слова: туризм, кинотуризм, турист, туристская дестинация, кинофестиваль, фильм, кино.

В последние десятилетия туризм стал глобальным явлением и представляет собой весьма значительную социальную деятельность, которая во все возрастающих масштабах влияет на мышление и поведение населения планеты.

Особым видом культурного туризма является кинотуризм. С точки зрения туризма, фильм является глобальным средством, источником информации и эффективным инструментом маркетинга туристской дестинации, целью которого является формирование имиджа, продвижение и увеличение числа посетителей дестинации. В то же время популярные фильмы могут служить для создания туристских продуктов и, таким образом, мотивировать своих фанатов отправиться в путешествие самостоятельно [1]. Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время во всем мире ежегодно производится более 6000 полнометражных и документальных фильмов, которые только в кинотеатрах ежегодно смотрят более 15 миллиардов зрителей. Благодаря новым технологиям и широкой доступности фильмов, особенно через Интернет, количество их зрителей увеличивается во много раз [2].

Отношения между кино и туризмом стали привлекать внимание научных исследователей с середины 1980-х годов. Работы были сосредоточены на оценке вклада фильмов в увеличение туристской посещаемости изображаемых направлений,

тем самым пытаясь продемонстрировать значимость и потенциал для развития дальнейшего изучения этой формы туризма [2].

Как указано в учебном материале автора Пеллешковой П., Штефан Реш характеризует кинотуризм как вид «туризма, который характеризуется путешествием в места, которые привлекли своих посетителей через киноэкраны или телеэкраны.» [3].

Чешский специалист по туризму Х. Ко-тикова дает другое определение термина: «Кинотуризм - это туризм, основным мотивом которого является посещение мест, с которыми связан определенный фильм или иное аудиовизуальное произведение, либо посещение достопримечательностей и мероприятий, связанных с фильмом, сериалом или иным подобным аудиовизуальным произведением. Кинотуризм и литературный туризм имеют схожую способность влиять на ожидания туристов в отношении дестинации и стимулировать посещаемость благодаря эмоциональной связи с рассказываемой историей» [4].

По словам Дж. Коннелла, кинотуризм стал основной растущей отраслью исследований в области туризма и широко признан движущей силой развития туризма во многих направлениях. По его словам, она относится к культурным мероприятиям и включает в себя:

- фестивали и парады - представляет определенный бренд для определённой дестинации, и принимающий город входит в сознание потенциальных посетителей;

- культурные события для молодёжи;

- выступления на открытом воздухе;

- индивидуальные исключительные концертные и театральные постановки;

- мюзиклы;

- мероприятия в музеях, замках и другие мероприятия [5].

Места съемок также продвигаются с помощью популярных фильмов. Представление интересных мест с любимым сюжетом или персонажем фильма сильно привлекает людей. Маркетинговую идею кинотуризма можно найти практически везде: морские прогулки на остров Мону-рики, где снимался фильм «Изгой» с Томом Хэнксом, швейцарский Шилтхорн с музеем Джеймса Бонда, где снимался эпизод «На секретной службе Её Величества» и ряд других горных местностей, пляжей, отелей или кафе, которые в основном повышают привлекательность данного туристского объекта [3]. Спрос на кинотуризм во многом обусловлен успехом и популярностью фильма у зрителей.

В настоящее время развитию кинотуризма способствует глобализация индустрии развлечений в виде тематических парков, таких как Диснейленд, посетить которые можно не только в США, но и в некоторых странах Европы и Азии. Очень популярным видом кинотуризма являются экскурсии на кино- или телестудии. Крупнейшие американские киностудии Universal Studios, Warner Bros. студии и студии Уолта Диснея также управляют тематическими парками в дополнение к турам, упомянутым выше [1].

Чехия также имеет большой потенциал для развития кинотуризма. Популярные кинолокации в Чехии в основном связаны с отечественными фильмами, которые не так популярны за рубежом. Однако в Чехии также снимались такие филмы, как «Амадей» и «Эдит Пиаф», боевики «Казино Рояль», «Миссия невыполнима», «Человек-паук: Вдали от дома» или «Антропоид». В фильме «Антропоид» показаны события, связанные с убийством предста-

вителя рейхспротектора Рейнхарда Гей-дриха. Его снимали не только на студии «Barrandov», но и на улицах Праги или во дворе Пражского Града. Однако сцены из интерьера храма святых Кирилла и Мефо-дия создавались в киностудии. В исторической драме снялись зарубежные звезды, такие как Джейми Дорнан или Киллиан Мерфи. Актер Дэниел Крейг также посетил Чехию. Фильм «Казино Рояль» снимался в нескольких местах Чехии и на киностудии «Barrandov». Также местом для съемок послужили Карловы Вары, Млада-Болеслав и замок Локет. Еще один фильм, в рамках которого съемочная группа и актеры побывали в Чехии, - продолжение фильма Marvel «Человек-паук». Его снимали, например, на Карловом мосту в Праге, а также в Либерце [6].

Кинофестивали и показы можно считать самой распространенной формой кинотуризма в Чешской Республике, особенно кинофестиваль в Карловых Варах.

Международный кинофестиваль в Карловых Варах - крупнейший кинофестиваль в Чешской Республике и самый престижный кинофестиваль в Восточной Европе. Карловарский фестиваль был основан как второй старейший кинофестиваль в Европе в 1946 году и в настоящее время является одним из самых важных культурных событий в регионе Центральной Европы. Он включен в категорию А (т.е. неспециализированный фестиваль с конкурсами художественных фильмов), например, вместе с фестивалями в Каннах, Берлине, Венеции, Москве, Шанхае или Токио. Ежегодно в фестивале участвуют до 200 фильмов со всего мира, на нём появляются известные кинематографисты. МКФ в Карловых Варах предназначен для широкой публики и профессионалов, и предлагает своим посетителям соответственно разработанную программу и широкий спектр услуг. Первый раз один из старейших кинофестивалей в мире прошел в 1946 г. в Марианских Лазнях. Он переместился в Карловы Вары в 1947 г., а год спустя в рамках конкурсного шоу была впервые предоставлена премия «Хрустальный глобус» [7]. Это очень популярный фестиваль среди туристов. В этом го-

ду 56-й Карловарский МКФ 2022 посетили дальнейшего развития. Чтобы улучшить 10592 аккредитованных посетителя, из ко- впечатления от фильма, многие из зрите-торых 8717 с фестивальными билетами, лей посещают реальные места съемок, ки-414 кинематографистов, 931 аккредито- ностудии, тематические кинопарки или ванный кинопрофессионал и 530 журнали- посещают кинофестивали или кинопремь-стов. За время фестиваля состоялось 453 еры. Кинотуризм предлагает туристам кинопоказа, продано 121015 билетов. Все- уникальный опыт и, таким образом, туго было показано 170 фильмов, из них 108 ристские дестинации могут использовать полнометражных, 24 полнометражных до- этот потенциал. На основе фильма или се-кументальных и 38 короткометражных [8]. риала выбранная дестинация может со-Все это свидетельствует о значимости и здать свой оригинальный бренд, привле-популярности Карловарского кинофести- кающий туристов. Благодаря фильму валя. можно создать популярную туристскую

Заключение. Благодаря огромной со- дестинацию даже там, где раньше ничего циальной значимости фильма, кинотуризм не было, и куда бы раньше туристы не пользуется большой популярностью и приезжали бы. имеет широкие перспективы для своего

Библиографический список

1. Schejbal C. Uvod do turismu. - Ostrava: Vysokâ skola bânskâ - technickâ univerzita Ostrava, 2018. - 149 s.

2. Kvitkovâ M. Filmovy cestovni ruch. - Brno: Masarykova univerzita, 2014. - 101 s.

3. Pellesovâ P. Trendy v cestovnim ruchu: distancni studijni text. - Karvinâ: Slezskâ univerzita, 2018. - 182 s.

4. Kotikovâ H. Nové trendy v nabidce cestovniho ruchu. - Praha: Grada Publishing, 2013. -208 s.

5. Connell J., 2012. Film tourism - Evolution, Progress and Prospects. In: Tourism Management. Oct 2012, vol. 7, issue, p. 1007-1029.

6. Sest filmu a seriâlu, které se tocily v Cesku. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.prozeny.cz/clanek/sest-filmu-a-serialu-ktere-se-tocily-v-cesku-63307 (дата обращения: 06.09.2022).

7. Mezinârodni filmovy festival Karlovy Vary - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kviff.com/cs/o-festivalu/profil-festivalu (дата обращения: 05.09.2022).

8. Statistika 56. MFF Karlovy Vary 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kviff.com/cs/novinky/4134-statistika-56-mff-karlovy-vary-2022 (дата обращения: 09.09.2022).

FILM TOURISM AND ITS DEVELOPMENT IN THE CZECH REPUBLIC

J. Zieba, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This article is devoted to the study of film tourism and its development in the Czech Republic. Movies are of great importance: popular films can serve to create tourism products and motivate their fans to travel. The article defines the concept of "film tourism", determines the influence and significance of the film festival. In the course of the study, activities that are part of the film tourism were identified. Films that were filmed in the Czech Republic, as well as the Karlovy Vary Film Festival are presented.

Keywords: tourism, film tourism, tourist, tourist destination, film festival, film, cinema.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.