Научная статья на тему 'ТУРИСТСКИЙ ПОХОД КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ'

ТУРИСТСКИЙ ПОХОД КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КУРАТОР / ТУРИСТСКИЙ ПОХОД / УЧЕБНАЯ ГРУППА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нежкина Л.Ю., Данчевская А.В.

Актуальность обусловлена недостатком научно-теоретических и научно-практических разработок, направленных на изучение туристских походов как инструмента воспитательной работы куратора учебной группы.Цель - разработка и реализация алгоритма проведения туристского похода, направленного на повышение общекультурного уровня развития обучающихся, их уважительного отношения к природе, формирование сплочённости учебной группы.Методы исследования. В работе проведён анализ использования туристского похода как вида воспитательной работы, проводимой куратором с учебной группой в образовательном учреждении высшего образования. Конкретизируется, что именно воспитательная функция в кураторской работе должна превалировать над иными, например, научной или контролирующей.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Предложено осуществлять подготовку к походу с курируемой группой на основе четырёх основных этапов (планирования, подготовки, проведения, оценки и рефлексии), каждый из которых раскрыт в тексте более подробно. Определены цель и задачи похода в рамках воспитательной деятельности, при этом одной из задач является создание в туристском походе ситуации успеха для обучающихся как фактора развития их личности и формирования сплочённости учебной группы. В качестве рекомендации разработаны инструкции «Поведение в Прибайкальском национальном парке» и «Правила поведения учебной группы в походе», которые можно использовать при проведении предварительного инструктажа. Приведены также рекомендации по организации ситуаций «успеха» в группе в процессе похода.Результаты. Определено, что использованию походов как средства реализации воспитательной функции куратора учебной группы уделяется неудовлетворительное внимание как на практике, так и в научной литературе. В связи с этим авторами разработан и предложен алгоритм организации и проведения туристского похода на конкретном примере похода с группой в составе пятнадцати человек по маршруту Большой байкальской тропы (пос. Листвянка - дер. Большие Коты). Обоснована необходимость проведения таких мероприятий в рамках воспитательной работы куратора. Реализованный поход был направлен на повышение общекультурного уровня развития обучающихся, их уважительного отношения к природе, на формирование сплочённости учебной группы.Выводы. Поставленная цель достигнута, разработан и реализован алгоритм проведения туристского похода куратором в учебной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIKING AS A MEANS OF EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL PRACTICE OF THE CURATOR OF A STUDENT GROUP

Relevance is due to the lack of scientific-theoretical and scientific-practical developments aimed at studying hiking trips as a tool for the educational work of the curator of the student group.Aim is to develop and implement an algorithm for conducting a hiking trip aimed at improving the general cultural level of development of students, their respect for nature, and the formation of cohesion of the study group.Methodology. The paper analyzes the use of a hiking trip as a type of educational work carried out by a curator of the student group in an educational institution of higher education. It is specified that it is the educational function in curatorial work that should prevail over others, for example, scientific or supervisory.Scientific novelty / theoretical and / or practical significance. It is proposed to prepare for a hike with a supervised group on the basis of four main stages (planning, preparation, conduct, evaluation and reflection), each of which is disclosed in more detail in the text. The purpose and objectives of the hike within the framework of educational activities are defined, while one of the tasks is to create a success situation for students in a hiking trip as a factor in the development of their personality and the formation of the cohesion of the study group. As a recommendation, the instructions “Behavior in the Baikal National Park” and “Rules of conduct of the study group on a hike” have been developed, which can be used during a preliminary briefing. There are also recommendations for organizing situations of “success” in a group during a hike.Results. It is determined that the use of hikes as a means of implementing the educational function of the curator of the student group is given unsatisfactory attention both in practice and in the scientific literature. In connection with the above, the authors have developed and proposed an algorithm for organizing and conducting a tourist hike on a specific example of a hike with a group.Conclusions. The goal has been achieved; an algorithm for conducting a tourist hike by a curator of the student group has been developed and implemented.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТСКИЙ ПОХОД КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ»

УДК 37 . 018 . 74

DOI: 10.18384/2310-7219-2022-3-18-28

ТУРИСТСКИЙ поход КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ в ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ

Нежкина Л. Ю, Данчевская А. В.

Восточно-Сибирский институт МВД России,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 110, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность обусловлена недостатком научно-теоретических и научно-практических разработок, направленных на изучение туристских походов как инструмента воспитательной работы куратора учебной группы.

Цель - разработка и реализация алгоритма проведения туристского похода, направленного на повышение общекультурного уровня развития обучающихся, их уважительного отношения к природе, формирование сплочённости учебной группы.

Методы исследования. В работе проведён анализ использования туристского похода как вида воспитательной работы, проводимой куратором с учебной группой в образовательном учреждении высшего образования. Конкретизируется, что именно воспитательная функция в кураторской работе должна превалировать над иными, например, научной или контролирующей. Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Предложено осуществлять подготовку к походу с курируемой группой на основе четырёх основных этапов (планирования, подготовки, проведения, оценки и рефлексии), каждый из которых раскрыт в тексте более подробно. Определены цель и задачи похода в рамках воспитательной деятельности, при этом одной из задач является создание в туристском походе ситуации успеха для обучающихся как фактора развития их личности и формирования сплочённости учебной группы. В качестве рекомендации разработаны инструкции «Поведение в Прибайкальском национальном парке» и «Правила поведения учебной группы в походе», которые можно использовать при проведении предварительного инструктажа. Приведены также рекомендации по организации ситуаций «успеха» в группе в процессе похода.

Результаты. Определено, что использованию походов как средства реализации воспитательной функции куратора учебной группы уделяется неудовлетворительное внимание как на практике, так и в научной литературе. В связи с этим авторами разработан и предложен алгоритм организации и проведения туристского похода на конкретном примере похода с группой в составе пятнадцати человек по маршруту Большой байкальской тропы (пос. Листвянка - дер. Большие Коты). Обоснована необходимость проведения таких мероприятий в рамках воспитательной работы куратора. Реализованный поход был направлен на повышение общекультурного уровня развития обучающихся, их уважительного отношения к природе, на формирование сплочённости учебной группы.

Выводы. Поставленная цель достигнута, разработан и реализован алгоритм проведения туристского похода куратором в учебной группе.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная работа, куратор, туристский поход, учебная группа

© CC BY Нежкина Л . Ю Данчевская А . В . , 2022.

Т187

HIKING AS A MEANS OF EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL PRACTICE OF THE CURATOR OF A STUDENT GROUP

L. Nezhkina, A.Danchevskaya

East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, ul. Lermontova,110, Irkutsk Region, Irkutsk, 664074, Russian Federation

Abstract

Relevance is due to the lack of scientific-theoretical and scientific-practical developments aimed at studying hiking trips as a tool for the educational work of the curator of the student group. Aim is to develop and implement an algorithm for conducting a hiking trip aimed at improving the general cultural level of development of students, their respect for nature, and the formation of cohesion of the study group.

Methodology. The paper analyzes the use of a hiking trip as a type of educational work carried out by a curator of the student group in an educational institution of higher education. It is specified that it is the educational function in curatorial work that should prevail over others, for example, scientific or supervisory.

Scientific novelty / theoretical and / or practical significance. It is proposed to prepare for a hike with a supervised group on the basis of four main stages (planning, preparation, conduct, evaluation and reflection), each of which is disclosed in more detail in the text. The purpose and objectives of the hike within the framework of educational activities are defined, while one of the tasks is to create a success situation for students in a hiking trip as a factor in the development of their personality and the formation of the cohesion of the study group. As a recommendation, the instructions "Behavior in the Baikal National Park" and "Rules of conduct of the study group on a hike" have been developed, which can be used during a preliminary briefing. There are also recommendations for organizing situations of "success" in a group during a hike.

Results. It is determined that the use of hikes as a means of implementing the educational function of the curator of the student group is given unsatisfactory attention both in practice and in the scientific literature. In connection with the above, the authors have developed and proposed an algorithm for organizing and conducting a tourist hike on a specific example of a hike with a group. Conclusions. The goal has been achieved; an algorithm for conducting a tourist hike by a curator of the student group has been developed and implemented.

Keywords: education, educational work, curator of the student group, camping trip, study group

ВВЕДЕНИЕ

Реальные социально-экономические условия развития общества определяют в том числе задачи воспитания подрастающего поколения, которые предполагают формирование прогностической готовности молодёжи к реализации разнообразных социальных задач. Однако новая цифровая среда активно и порой разрушительно влияет на формирование жизненных приоритетов и ценностных ориентаций молодёжи, определяет и регулирует её направленность и интересы Обусловленные реальными особенно-

стями развития общества задачи воспитания молодёжи ориентируют профессиональное образование на подготовку специалистов высокой культуры, гражданской позиции и нравственности, способных применять полученные знания и умения в условиях конкурентной рыночной экономики

Воспитание молодёжи в профессиональном образовании представляет собой переход от формирования деловых и личностных качеств специалистов к организации пространства для саморазвития . Такой подход предполагает не только

создание условий, но и личный пример поведения, общения, выполнения той или иной деятельности . В этой образовательно-воспитательной среде ключевым звеном является куратор учебной группы как мудрый наставник, сопровождающий молодых людей в период их социально-профессионального становления . Основными ориентирами в педагогической практике куратора являются такие идеи, как:

- гуманистическая парадигма воспитания, в которой личность рассматривается как главная ценность в системе человеческих отношений, считаются приоритетными уважительное отношение к каждому воспитаннику, забота о его физическом, социальном и психическом здоровье;

- личностно ориентированный подход как основа общения, которое выстраивает педагог с учётом индивидуальных особенностей развития обучающегося;

- педагогическое сопровождение и поддержка воспитанника в период его профессионального становления

Куратор помогает обучающимся в освоении разнообразных видов деятельности, форм сотрудничества, показывает личный пример поведения и поступков, общения и разрешения возникающих конфликтных ситуаций и споров, организации деятельности и преодолении трудностей Основная воспитательная задача куратора предполагает организацию и проведение различных мероприятий, способствующих нравственному самоопределению, становлению гражданской позиции, развитию личности в целом куратор предлагает обучающимся встречи с интересными людьми, тематические и индивидуальные беседы, обсуждение актуальных вопросов учебной группы, экскурсии, викторины и другие мероприятия, направленные на формирование не только высокопрофессиональной, а высококультурной и порядочной личности При этом куратору, прежде всего, важно знать историю жизни своих подопечных,

их интересы, склонности, особенности общения и т. д . К. Д . Ушинский сказал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях» [7, с . 23].

В связи с этим особое место, на наш взгляд, в ряду разнообразных мероприятий в работе куратора занимает туристский поход, рассматриваемый в научной литературе с теоретико-методологической и практико-ориентированной позиций . С этих позиций поход представляет собой высокоэффективное средство воспитания, направленное на формирование морально-волевых и эстетических качеств личности, нравственности, пробуждения интереса к совместной активной и познавательной деятельности, оказание помощи и поддержки, стремление к здоровому образу жизни, приобщение к природному наследию, изучению родного края, любви и уважения к природе и т. д. Кроме того, атмосфера похода способствует неформальному, открытому, искреннему общению куратора с учебной группой, в процессе такого общения куратор может много интересного узнать о своих воспитанниках, поделиться с ними своим жизненным опытом

Необходимо констатировать, что в современной научной литературе проблемы кураторской работы являются темой популярной и актуальной . Разные стороны кураторской работы становятся предметами самостоятельных исследований: авторы ищут ответы на вопросы о сущности и роли куратора в воспитательном процессе высшего образования [1; 4; 5]. При этом туристский поход как средство воспитания в педагогической практике куратора учебной группы в настоящее время исследователями не рассматривается . Так, в работе З . А. Чот-чаевой [9] среди видов внеучебных мероприятий туристский поход даже не упоминается Анализ туристского похода как инструмента воспитательной работы представлен в работах Л . И. Маленковой

[3], А. Л . Шипко и Ю . А. Грабовского [10], однако здесь речь идёт о школьном уровне образования . Поход также рассматривается с точки зрения подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России к действиям в экстремальных условиях [8], что ничего общего с воспитательной работой куратора не имеет

В связи с этим, несмотря на то что туристский поход является известным методом в педагогической практике куратора учебной группы, реализуют его на практике, на наш взгляд, недостаточно полноценно Основанием для представления данной темы с авторской позиции является педагогический опыт одного из авторов данного труда, в том числе опыт кураторской деятельности, а также многолетний (более 25 лет) опыт спортивной подготовки (лыжные гонки), и в частности, пешего туризма Приведём неполный авторский список туристских походов по маршрутам: Большая байкальская тропа, Кругобайкальская железная дорога, Шу-мак, Мунку-Сардык, п. Черского, п. Таль-цинский и мн др

Такой авторский опыт можно назвать красивым и поучительным, поскольку самое главное в нём - это общение с окружающим миром природы, который показывает картину гармонии и великолепия, рассказывает, как прекрасна и удивительна жизнь, учит преодолевать себя, терпеливо принимать изменчивость природных явлений, помогает осмыслить очень важные экзистенциальные вопросы и мн др Безусловно, этот опыт общения с миром природы необходимо передавать молодому поколению, о чём писал А. С . Макаренко: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению» [2, с 38]

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель и задачи исследования. Цель исследования - разработать и реализовать алгоритм проведения туристского

похода, направленного на повышение общекультурного уровня развития обучающихся, их уважительного отношения к природе, формирование сплочённости учебной группы

Задачи исследования: 1. Разработать и реализовать структуру и содержание алгоритма проведения туристского похода в учебной группе в процессе обучения в образовательной организации

2 Показать эффективность предлагаемого алгоритма проведения туристского похода в учебной группе в процессе обучения в образовательной организации

Методология и методы исследования. В исследовании приняли участие 15 обучающихся образовательной организации Они составили группу, в которой был реализован разработанный алгоритм туристского похода

В процессе подготовки к туристскому походу использовались организационный метод, обсуждение, распределение обязанностей В туристском походе куратор производил педагогическое наблюдение, беседу с обучающимися, диагностику и мониторинг, при необходимости корректируя их поведение и общение

В целом при проведении настоящего исследования были задействованы следующие методы: анализ научной литературы, а также анализ и конкретизация личного опыта туристских походов, метод решения практических задач и выработки группового решения, интервью, психолого-педагогическое сопровождение, поддержка и помощь, обобщение полученного результата

Организация исследования и ход работы. Туристский поход представляет собой маршрут пересечения активной ходьбой определённого участка местности с целью спортивной подготовки, укрепления физического и психологического здоровья, расширения кругозора, воспитания волевых качеств характера, получения эстетического удовольствия и духовного обогащения, развития эко-

логической культуры, созидательного отношения к миру

другими словами, туристский поход -это прежде всего общение человека с внешним окружающим миром природы, в процессе которого происходит некоторое погружение в свой внутренний мир Соприкасаясь с жизнью леса, реки, трав, цветов, гор, птиц человек неизбежно попадает под их очарование, которое оставляет приятное воспоминание и желание вновь увидеть эту красоту. Однако, чтобы увидеть эти красоты, человеку необходимо преодолеть десятки километров лесных троп, каменистых завалов, горных восхождений, что потребует от него физических и психических сил, проявления лучших личностных качеств, поскольку неумение преодолевать трудности, пассивность, лень и другие негативные качества станут преградой В то же время в процессе туристского похода человек оттачивает свой характер .

Организация туристского похода в учебной группе является одним из творческих направлений в педагогической деятельности куратора В А Сухомлин-ский сказал: «Педагогическое творчество - это способность помочь человеку познать свой внутренний мир, в первую очередь, свой ум, помочь ему напрячь интеллектуальные силы, научить его понимать и создавать прекрасное своим трудом, своими усилиями...» [6, с. 123]. Туристский поход для обучающихся - это возможность ощутить радость и романтику юности, погрузиться в приключение с преодолением трудностей, проявить свои способности и почувствовать себя художником своей жизни, который способен нарисовать более содержательную, интересную и самостоятельную жизнь В походе создаются такие условия, которых нет в современной городской комфортной жизни, и в которых человек может взглянуть на себя со стороны, раскрыть одни свои умения и качества и осознать недостаток или несформированность других Кроме того, общение с природой

способствует ощущению радости, эмоциональному равновесию, внутреннему спокойствию, релаксации, которая так необходима молодым людям в период обучения в образовательной организации

Туристский поход наполняет жизнь всех участников интересным общением, увлекательными событиями, эстетическим созерцанием В походе куратор на личном примере показывает культуру общения и поведения, учит коллективно принимать решения, совершенствовать свои способности в организации, управлении, самоуправлении и мн др

Реализация туристского похода, прежде всего, предполагает его планирование и обсуждение на общем собрании куратора с учебной группой В связи с этим предлагаем придерживаться следующих этапов:

1 Планирование

2 Подготовка

3 Проведение

4 Оценка и рефлексия

На этапе планирования куратор с учебной группой совместно определяют туристский маршрут, день, время и его цели Куратор рассказывает обучающимся о природных особенностях и красоте маршрута, а также о возможных трудностях в процессе его прохождения Кроме того, на данном этапе необходимо обсудить и зафиксировать следующие аспекты:

- погодные условия на намеченный походный день;

- общее количество человек в туристской группе (девушки, юноши), их состояние здоровья, физическая подготовка и опыт участия в таких мероприятиях

На этапе подготовки куратор проводит инструктаж по форме одежды, составляет и распределяет список продуктов питания, конкретизирует правила поведения в походе и обращении с природой Куратор с группой обсуждают и в результате распределяют каждому обязанности в походе, которые помогают активизировать коллективную деятельность и организовать самоуправление в

\22J

группе. Это могут быть такие обязанности, как командование в группе, фотографирование, приготовление пищи, соблюдение правил сохранения экологии и др В целом распределение обязанностей дисциплинирует, позволяет каждому проявить свои способности в группе, создаёт условия организованного взаимодействия. На основе этой информации обучающиеся как индивидуально, так и совместно готовятся к туристскому походу, а куратор регулирует и контролирует процесс подготовки каждого участника и группы в целом

На этапе проведения обучающиеся непосредственно принимают участие в туристском походе куратор управляет походом, активно наблюдает за каждым участником и учебной группой в целом, задаёт положительный эмоциональный тон и доброжелательную обстановку

На этапе оценки и рефлексии, который наступает либо в конце похода, либо по его завершении, куратор совместно с участниками обсуждают достижения, возникшие проблемы, а также делятся впечатлениями На основе этого обсуждения участники вносят свои предложения, которые можно использовать в следующем туристском походе

для достижения цели исследования нами был подготовлен и реализован несложный однодневный туристский поход (18-20 км) с обучающимися в Прибайкальском национальном парке по маршруту «Большая байкальская тропа» .

Цель туристского похода - расширение общего кругозора, повышение общего уровня культуры и уважительного отношения участников к природе, формирование сплочённости учебного коллектива

Задачи:

1 Организация и проведение туристского похода

2 Создание в туристском походе ситуации успеха для обучающихся как фактора развития их личности и формирования сплочённости учебной группы

Время проведения туристского похода: 8 часов (запланировано)

При выполнении поставленных задач мы придерживались выделенных ранее этапов проведения туристского похода

На первом подготовительном этапе куратор знакомит обучающихся с целью, задачами и содержанием туристского похода, определяет примерное время в пути, обсуждает совместные действия в подготовке и проведении туристского похода. Куратор информирует обучающихся о соблюдении правил посещения Прибайкальского национального парка, правилах поведения в походе, а также информирует о соблюдении требований безопасности

Предлагаем пример инструкции поведения в Прибайкальском национальном парке и пример правил поведения учебной группы в походе

Инструкция «Поведение в Прибайкальском национальном парке»

«Ребята, наш поход будет проходить в Прибайкальском национальном парке, который создан для сохранения природы западного побережья озера Байкал, поэтому важно относиться к природе бережно и уважительно Не вытаптывайте ягодники, не нарушайте грибницы, не обрывайте ветки деревьев и кустарников, не рвите цветы, не испещряйте памятники природы надписями, «историческими» датами своего пребывания в этих местах. Если хотите оставить о себе память, давайте сделаем деревянный скворечник с надписью нашей группы и аккуратно закрепим его на сучке дерева так, чтобы каждый желающий турист мог положить в него хлеба или крупы для птиц. Помните, что озеро Байкал - единственное, а желающих его увидеть много . В заповеднике тихо и спокойно, а поскольку мы с вами гости, будем соблюдать эту тишину и спокойствие По ходу движения запрещено бросать мусор, поэтому каждый должен убирать его в свой мешочек Костёр разжигать запрещено, поэтому во время обеда мы будем пользоваться

специальной безопасной горелкой. После обеда мусор необходимо сложить в общий пакет, который мы выбросим, когда вернёмся в п Листвянка Кроме того, если вы увидите мусор по ходу движения, его необходимо собрать в общий пакет, чтобы выбросить в п Листвянка»

Инструкция «Правила поведения учебной группы в походе»

«Ребята, в походе важно помогать, поддерживать друг друга, проявлять терпение и уважение, а также соблюдать дисциплину и указания кураторов группы . В походе у каждого будут свои обязанности, которые необходимо выполнять без напоминаний!

В случае спорного вопроса важно проявлять сотрудничество и спокойствие Если кто-то нуждается в помощи, её необходимо всем вместе оказать тому, кто в ней нуждается! Несмотря на вашу разную физическую подготовку, идти мы будем друг за другом в единой цепочке, и в случае, если один или несколько человек отстанут, группа останавливается и ждёт отстающих . Обедать мы будем все вместе, поэтому у каждого будут свои обязанности в подготовке совместного обеда, которые следует выполнять Кроме того, общий набор продуктов и экипировки мы распределим между всеми членами группы Общий пакет с мусором будет находиться у преподавателя-куратора

Помните, что от настроения каждого из вас будет зависеть качество похода в целом, поэтому будьте открыты только положительным эмоциям и дарите их окружающим!»

Второй этап (подготовка) начинается после вступительного слова куратора, обсуждения совместных действий в подготовке к походу, распределения обязанностей каждому члену группы, определения командира группы, осуществляющего функцию помощника куратора

Куратор знакомит участников туристского похода с общим и индивидуальным перечнем необходимых продуктов питания, одежды и экипировки После озна-

комления с перечнями куратор раздаёт каждому участнику карточку с примерным индивидуальным перечнем продуктов питания, одежды и экипировки Продукты питания и экипировка из общего перечня распределяются между участниками похода

Обучающиеся знакомятся с полученной информацией и приступают к самостоятельной подготовке к походу, в то же время они действуют совместно Алгоритм организации туристского похода по Большой байкальской тропе представлен в таблице 1.

На третьем этапе после обсуждения организационных вопросов, назначения обязанностей каждому члену группы, завершения подготовки к походу, в частности сбора рюкзаков, учебная группа совместно с кураторами отправляется в туристский поход

В туристском походе куратор организует ситуацию успеха, при которой создаётся возможность для каждого обучающегося пережить радость от преодоления трудностей и достижения результата, осознать свои способности, поверить в себя

Организация ситуации «успеха» в туристском походе:

1. Создание доброжелательной атмосферы в группе на протяжении всего туристского похода и после его завершения (добрые шутки, улыбки и юмор, внимательное отношение и интерес к каждому)

2 . Педагогическая поддержка и подбадривание на сложных участках маршрута .

3 Чёткая инструкция, совет по выполнению конкретного действия, например, как правильно использовать туристские палки, как распределять силы по нитке маршрута и т д

4 . Положительное подкрепление обучающихся, усиление их социальной значимости, укрепление веры в свои силы

5 Педагогическая оценка результата выполненных действий обучающихся в туристском походе, похвала за то, что получилось

Таблица 1 /Table 1

Алгоритм организации туристского похода / Algorithm for organizing a tourist trip (на примере Большой байкальской тропы)

1. Место, время, расстояние Большая Байкальская тропа (ББТ) От п. Листвянка до д. Большие Коты (18 км) 24 октября 2021 г. Начало похода в 9.00

2. Количество человек, из них те, кто имеет опыт туристских походов или спортивную подготовку Всего 17 человек, из них: 2 преподавателя-куратора, 15 обучающихся, в т. ч .4 девушки, 9 юношей . Возраст (18-19 лет) Пять человек имеют опыт туристских походов и спортивные навыки. Десять человек впервые отправляются в поход и не имеют спортивной подготовки, однако они физически крепкие, поскольку систематически занимаются физкультурой

3. Примерный перечень необходимых продуктов питания: 1. Общий. 2 . Индивидуальный 1. Общий перечень: Тушёнка, каша гречневая (перловая), хлеб, сало, овощи (огурцы, помидоры), сухари (галеты), чай, сахар 2 . Индивидуальный перечень: Чай в термосе, вода, шоколад (сникерс), банан (яблоко), орехи

4. Одежда (индивидуальный перечень), экипировка (индивидуальный перечень, общий перечень) Общий вес рюкзака -10-12 кг Индивидуальный перечень одежды: спортивное трико, футболка, мастерка, кроссовки (туристские), спортивная шапка (бандана), спортивные перчатки В рюкзак положить дополнительно спортивную куртку, ветровку, футболку, носки Индивидуальный перечень экипировки: Туристские палки для ходьбы, очки солнцезащитные, алюминиевая чашка, ложка, влажные салфетки, бинт эластичный, пластырь, мешочек для мусора. Общий перечень экипировки: Горилка, зажигалка, специальная алюминиевая емкость для готовки каши, нож складной, кухонное полотенце, бинт медицинский, йод, ватные тампоны, пакет для мусора

6 . Мотивирующие рассказы куратора в период остановок на отдых и обед об уроках успеха, которые преподносит нам природа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первому уроку успеха под названием «Фокусировка» можно научиться у дятла, который бьёт клювом в ствол дерева, сфокусировавшись на одной точке Он медленно продвигается к своему червячку, не пытаясь разбить дерево одним ударом дятел достигает своей цели благодаря сосредоточенности и последовательности, и в этом его успех!

Второму уроку успеха под названием «Поток» можно научиться у рыб. Рыба в реке плывет против течения и делает это

не для того, чтобы усложнить себе жизнь, а для того чтобы пропустить мимо себя как можно больше воды и получить много еды и кислорода Выход из комфортной зоны позволяет рыбе получить гораздо больше!

Третий урок достижения успеха называется «Запачкайте морду кровью», его можно выучить у маленьких львят. Львята учатся охотиться у старших более опытных львов Они точно знают: чтобы научиться охотиться, нужно запачкать морду кровью . Действительно, любой навык требует тренировки, например, чтобы научиться работать в команде, нужно в конкретных условиях, допустим, в ту-

ристском походе, учиться сотрудничать, решать вместе задачи

Четвёртый урок успеха «Повиляй хвостом первый» нам преподаёт собака. Это животное учит нас мотивировать других людей на положительное поведение, тем самым формируя приятное взаимодействие Собака первая начинает вилять хвостом и ластиться, отдавая свои чувства, и лишь потом получает взамен то, что ей нужно При этом она не заставляет вас ей ничего отдавать, она делает так, что вы сами хотите это сделать

Пятый урок успеха, который называется «Не надо ныть», даёт змея. У этого пресмыкающегося нет лап или ног, у неё плохое зрение, и о ней никто не заботится с того момента, как она вылупилась из яйца Змея обходится тем, что имеет, а люди и животные боятся этого «животного-инвалида»

В целом, в туристском походе царила атмосфера приподнятого настроения, взаимовыручки и взаимопомощи между участниками Куратором группы был задан тон поддержки и подкрепления похвалой каждого участника за малейшие достижения, без сравнения с достижениями других Обучающиеся с большим желанием стремились преодолеть трудности, открыто выражали восхищение окружающей красотой, делились положительными эмоциями и чувствами, дарили друг другу добрые слова

Результаты исследования и их обсуждение. Результатом исследования стали разработка и реализация на прак-

тике алгоритма проведения туристского похода, направленного на повышение общекультурного уровня развития обучающихся, их уважительного отношения к природе, формирование сплоченности учебной группы для достижения поставленной цели были разработаны и реализованы структура и содержание алгоритма проведения туристского похода в учебной группе в процессе обучения в образовательной организации, а также показана эффективность предлагаемого алгоритма проведения туристского похода в учебной группе в процессе обучения в образовательной организации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы определили роль и место туристских походов в воспитательной работе куратора учебной группы, разработали и реализовали алгоритм проведения туристского похода, привели конкретные рекомендации по организации подобной деятельности Предложенный алгоритм был апробирован на практике и оценивается авторами как эффективный, поскольку результат в виде формирования положительных эмоций, проявления взаимовыручки, проведения обучающимися рефлексии самостоятельно и в группе под руководством куратора и мн др оказался более выраженным по сравнению с другими видами кураторской деятельности (проведение лекций, бесед и пр )

Статья поступила в редакцию 20.01.2022

литература

1. Гатаев А. С. -А. О роли куратора в воспитательной работе вуза // Право и практика. 2019 . № 1. С 343-347.

2 . Макаренко А . С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 7 / сост. Л . Ю . Гордин, А . А . Фролов . Мо-

сква: Педагогика, 1986. 320 с.

3 . Маленкова Л. И . Воспитание в туристском походе // Вестник Академии детско-юношеского

туризма и краеведения. 2016. № 4. С. 37-52. 4. Мартышенко Н . С. Исследование отношения студентов университета к институту кураторства // Азимут научных исследований: педагогика и психология . 2020. №3 (32). С. 165-170. 5 . Окишев С. В . Кураторство: полемические заметки на основе личного опыта [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология . 2020. № 4. URL: https://mir-nauki. com (дата обращения: 22.12.2021).

6 . Сухомлинский В . А . Мудрая власть коллектива / пер . с укр . Н . Дангуловой . Москва: Молодая гвардия, 1975. 240 с.

7. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1 // Собрание сочинений. Т. 8 . Москва; Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1950 776 с

8 . Чобитько С. П. , Лаврущенко М. Б . , Жамборов А. А. Туристские походы как средство физиче-

ской и психологической подготовки курсантов и слушателей к действиям в экстремальных условиях // Проблемы современного педагогического образования . 2020. №67-2 . C. 270-272.

9 . Чотчаева З. А. Развитие творческих способностей студентов во внеучебной деятельности //

Проблемы современного педагогического образования . 2019 . №65-2 . С. 267-269.

10 . Шипко А. Л . , Грабовский Ю . А . Особенности нравственного воспитания в туристских походах

// Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения . 2014. №3 . С. 35-43.

references

1. Gataev A . S . -A . [On the role of the curator in the educational work of the university]. In: Pravo iprak-tika [Law and practice], 2019, no. 1, pp. 343-347.

2 . Makarenko A . S . Pedagogicheskie sochineniya. T. 7 [Pedagogical essays. Vol . 7]. Moscow, Pedagogi-

ka Publ. , 1986. 320 p.

3 . Malenkova L. I . [Education in a tourist campaign]. In: Vestnik Akademii detsko-yunosheskogo turizma

i kraevedeniya [Bulletin of the Academy of Children's and Youth Tourism and Local History], 2016, no 4, pp 37-52

4. Martyshenko N . S . [Study of the attitude of university students to the institution of curatorship]. In: Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya [Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology], 2020, no. 3 (32), pp. 165-170.

5 . Okishev S . V. [Curatorship: polemical notes based on personal experience]. In: Mir nauki. Pedagogika

ipsihologiya [World of Science . Pedagogy and psychology], 2020, no . 4. Available at: https://mir-nauki. com (accessed: 22 12 2021)

6 . Сухомлинський В . А . Мудра влада колективу (Rus . ed. : Dangulova N. , transl . Mudraya vlast' kolle-

ktiva. Moscow, Molodaya gvardiya Publ. , 1975. 240 p . ).

7 . Ushinskij K. D. [Man as a subject of education . Experience of pedagogical anthropology]. In: Sobranie

sochinenij [Collection of the essays]. Vol 1. Moscow, Leningrad, Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences, 1950. 776 p .

8 . Chobit'ko S . P , Lavrushchenko M. B. , Zhamborov A . A . [Tourist trips as a means of physical and psy-

chological preparation of cadets and students for actions in extreme conditions]. In: Problemy sovre-mennogopedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2020, no . 67-2, pp 270-272

9 . Chotchaeva Z. A . [Development of students' creative abilities in extracurricular activities]. In: Proble-

my sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2019, no 65-2, pp 267-269

10 . Shipko A . L. , Grabovskij Yu. A . [Features of moral education in tourist trips]. In: Vestnik akademii

detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya [Bulletin of the Academy of Children's and Youth Tourism and Local History], 2014, no . 3, pp . 35-43.

информация об авторах

Нежкина Лариса Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России; e-mail: n .l.y@mail.ru; ORCID: orcid. org/0000-0002-7838-0539

Данчевская Анастасия Викторовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России; e-mail: vashan16@mail. ru, ORCID: orcid. org/0000-0003-2263-3768

information about the authors

Larisa Yu. Nezhkina - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc . Prof, of Department of Philosophy and Social and Humanitarian Disciplines, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation; e-mail: n . l. y@mail. ru; ORCID: orcid. org/0000-0002-7838-0539

Anastasiya V. Danchevskaya - Cand. Sci. (Historical sciences), Assoc . Professor of Department of Philosophy and Social and Humanitarian Disciplines, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation;

e-mail: vashan16@mail. ru, ORCID: orcid. org/0000-0003-2263-3768

Нежкина Л . Ю . , Данчевская А . В . Туристский поход как средство воспитания в педагогической практике куратора учебной группы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 3 . С. 18-28 . БОТ: 10.18384/2310-7219-2022-3-18-28

Nezhkina L. Yu. , Danchevskaya A . V. Hiking as a means of education in the pedagogical practice of the curator of a student group . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2022, no . 3, pp . 18-28 .

DOI: 10.18384/2310-7219-2022-3-18-28

правильная ссылка на статью

for citation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.