Научная статья на тему 'ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
728
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
REGULATION / TOURIST ROUTE / TOURIST SERVICE PROGRAM / STANDARD / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТУРИСТСКИЙ МАРШРУТ / ПРОГРАММА ОБСЛУЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ / СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Вапнярская Ольга Игоревна

Государственное регулирование в сфере туризма опирается на известные категории понятийного аппарата, закрепленные в федеральном законодательстве. Ключевое место в нем занимает категория туристского продукта. Однако технология формирования туристского продукта зачастую опирается на другое понятие - туристский маршрут. Представления о составе, специфике, требованиях к туристскому маршруту в отечественной науке и практике имеют давнюю историю. При этом в нормативной базе государственного регулирования они получили отражение лишь отчасти. Известны законодательные положения, регламентирующие деление туристских маршрутов по категориям и степеням сложности, что касается в большей степени спортивного туризма. В системе ГОСТ и ГОСТ Р определены условия разработки и проектирования туристских маршрутов. Ключевым элементом проектирования туристских маршрутов выступает программа обслуживания туристов, включающая в себя совокупность услуг, оказываемых туристам и (или) экскурсантам. Вместе с тем сущность туристского маршрута выходит за рамки совокупности услуг питания, размещения, экскурсионного обслуживания и пр. В практике развития сферы туризма и продвижения туристского потенциала субъектов Российской Федерации получило распространение понятие брендовых туристских маршрутов. В новой парадигме отрасли, отраженной в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года туристскому маршруту отведена значимая роль. В связи с этим целесообразным представляется включение понятия «туристский маршрут» в систему государственного регулирования туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Вапнярская Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST ROUTES IN THE STATE REGULATION

State regulation in tourism is based on well-known categories of the conceptual apparatus, enshrined in federal law. The category of tourism product occupies the key place in it. However, the technology for the tourist product formation often relies on tourist route. The ideas about the composition, specifics, requirements for the tourist route in domestic science and practice have a long history. At the same time, they are reflected in the regulatory framework of state regulation partially. There are known legislative provisions regulating the division of tourist routes into categories and degrees of difficulty, which applies more to sports tourism. The GOST and GOST R system defines the conditions for the development and design of tourist routes. A key element in the design of tourist routes is the tourist service program, including a set of tourist services. At the same time, the nature of the tourist route goes beyond the totality of food services, accommodation, excursion services, etc. The concept of branded tourist routes has spread in the practice of developing the tourism sector and promoting the tourism potential of the constituent entities of the Russian Federation. In the new paradigm reflected in the Tourism Development Strategy in the Russian Federation for the period until 2035, the tourist route has a significant role. In this regard, it seems appropriate to include the concept of «tourist route» in the system of state tourism regulation.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

REGIONAL ISSUES OF TOURISM SERVICE

ВАПНЯРСКАЯ Ольга Игоревна

УДК 338.48

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10105

Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник; e-mail: [email protected]

ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Государственное регулирование в сфере туризма опирается на известные категории понятийного аппарата, закрепленные в федеральном законодательстве. Ключевое место в нем занимает категория туристского продукта. Однако технология формирования туристского продукта зачастую опирается на другое понятие - туристский маршрут. Представления о составе, специфике, требованиях к туристскому маршруту в отечественной науке и практике имеют давнюю историю. При этом в нормативной базе государственного регулирования они получили отражение лишь отчасти. Известны законодательные положения, регламентирующие деление туристских маршрутов по категориям и степеням сложности, что касается в большей степени спортивного туризма. В системе ГОСТ и ГОСТ Р определены условия разработки и проектирования туристских маршрутов. Ключевым элементом проектирования туристских маршрутов выступает программа обслуживания туристов, включающая в себя совокупность услуг, оказываемых туристам и (или) экскурсантам. Вместе с тем сущность туристского маршрута выходит за рамки совокупности услуг питания, размещения, экскурсионного обслуживания и пр. В практике развития сферы туризма и продвижения туристского потенциала субъектов Российской Федерации получило распространение понятие брендовых туристских маршрутов. В новой парадигме отрасли, отраженной в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года туристскому маршруту отведена значимая роль. В связи с этим целесообразным представляется включение понятия «туристский маршрут» в систему государственного регулирования туризма.

Ключевые слова: регулирование, туристский маршрут, программа обслуживания туристов, стандарт.

Для цитирования: Вапнярская О.И. Туристские маршруты в рамках государственного регулирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. Т.14. №1. С. 44-54. DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10105. Дата поступления в редакцию: 27 февраля 2020 г. Дата утверждения в печать: 21 апреля 2020 г.

Ol'ga I. VAPNYARSKAYA udc 338.48

DOI: 10.24411/1995-0411-2020-10105

Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia);

PhD in Economics, Associate Professor, Leading Researcher; e-mail: [email protected]

TOURIST ROUTES IN THE STATE REGULATION

Abstract. State regulation in tourism is based on well-known categories of the conceptual apparatus, enshrined in federal law. The category of tourism product occupies the key place in it. However, the technology for the tourist product formation often relies on tourist route. The ideas about the composition, specifics, requirements for the tourist route in domestic science and practice have a long history. At the same time, they are reflected in the regulatory framework of state regulation partially. There are known legislative provisions regulating the division of tourist routes into categories and degrees of difficulty, which applies more to sports tourism. The GOST and GOST R system defines the conditions for the development and design of tourist routes. A key element in the design of tourist routes is the tourist service program, including a set of tourist services. At the same time, the nature of the tourist route goes beyond the totality of food services, accommodation, excursion services, etc. The concept of branded tourist routes has spread in the practice of developing the tourism sector and promoting the tourism potential of the constituent entities of the Russian Federation. In the new paradigm reflected in the Tourism Development Strategy in the Russian Federation for the period until 2035, the tourist route has a significant role. In this regard, it seems appropriate to include the concept of «tourist route» in the system of state tourism regulation.

Keywords: regulation, tourist route, tourist service program, standard.

Citation: Vapnyarskaya, O. I. (2020). Tourist routes in the state regulation. Service and Tourism: Current Challenges, 14(1), 44-54. doi: 10.24411/1995-0411-2020-10105. (In Russ.).

Article History Disclosure statement

Received 27 February 2020 No potential conflict of interest was reported by the

Accepted 21 April 2020 author(s).

© 2020 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons.org/licenses/ by-sa/4.0/

Введение. Туристский маршрут - известная категория в отечественной науке и практике туризма. До определенного времени вокруг этого понятия велись научные дискуссии. Можно предположить, что сам термин в современном понятийном аппарате индустрии туризма отчасти является наследием практики организации катего-рийных туристских маршрутов, согласно которой выделялись три степени и шесть категорий сложности. Такой подход закрепила Единая Всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов1, в которой выделялись походы выходного дня, некатегорийные и категорийные, также походы делились по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео- и парусные. В настоящее время категория «туристский маршрут» стала все чаще использоваться в нормативно-правовом поле. Возникла категория «брендовый туристский маршрут». При этом ни специфика, ни классификация, ни какие-либо требования к туристским маршрутам однозначно не определены. Все это заставляет обратиться к изучению возможностей, проблем и целесообразности интеграции туристских маршрутов в практику регулирования туристской отрасли Российской Федерации.

Анализ публикаций по проблематике исследования. Очевидно, что массовый как организованный, так и самодеятельный туризм не предполагают какую-либо сложность или категорийность туристского маршрута. Да и спортивный туризм в полном его понимании не рассматривается на туристском рынке. Поэтому известные трактовки, определяющие туристский маршрут как «заранее спланированную трассу передвижения туриста в течение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг» [6] или как «географически определенную, привязанную к данной местности и особенным объектам и описанную с различной степенью детальности

1 Единая Всероссийская спортивная классификация туристских маршрутов, утверждена Федерацией спортивного туризма Туристско-спор-тивного Союза России от 01.02.1995

трасса похода, путешествия» [3] акцентировали два основных атрибута понятия: наличие программы (описание путешествия) и заранее спланированную трассу.

В современной практике деятельности организаций туристской индустрии и регулирования рынка туристским маршрутам уделяется достаточно много внимания. Судя по научно-исследовательским публикациям акцент в дискуссии сместился с обсуждения концептуальных основ на изучение методологических аспектов проектирования туристских маршрутов [8, 18, 20], особенностей разработки отдельных видов маршрутов [21], выбора целевой аудитории и сегментирования при его разработке [7, 11], управления маршрутами в концепции программно-целевого регулирования туризма [11], встраивания в маркетинговую стратегию дестинации [1], продвижение маршрутов [19] и т.д. Важно заметить, что маршруты с определенной тематикой рассматриваются как инструменты развития соответствующего вида туризма или территории [5]. Активное развитие практики формирования маршрутов стимулировало постановку вопроса о формировании маршрутной сети [17] по территории Российской Федерации. Исследователи уделяют много внимая технологическим аспектам при разработке маршрута, маркетинговому сопровождению маршрута, процессам работы с туристами на маршруте. Однако вне поля зрения такого подхода остается вопрос об управлении самим маршрутом, его роли в развитии той территории, по которой он проложен и, соответственно, о возможном функционале и участии региональных (муниципальных) туристских администраций в развитии маршрута как единого объекта.

За рубежом внимание исследователей больше привлекает категория «дестина-ция». Проблематика эффективного управления дестинацией [24] является сферой востребованных изысканий и публикаций. Понятие «маршрут», конечно, известно за рубежом и в приложении к поиску новых моделей развития дестинации используется для обозначения устойчивых путей движения туристов, основных объектов посещения [22]. Также категория «маршрут»

за рубежом чаще используется для обозначения аналогов великих или известных путей, устойчивых схем логистики посещения определенных объектов [23, 25].

Методы и методология. При подготовке статьи использовались методы формализации, обобщения, типологии, ретроспективного анализа, контент-анализа, сравнительно-сопоставительного анализа.

Эволюция категории «туристский маршрут» в регулировании сферы туризма

В 2010 году в системе ГОСТ Р появилось определение трассы туристского похода как «маршрута следования туристов (экскурсантов), разработанный в соответствии с требованиями безопасности и включающий посещение различных исторических мест, культурных объектов, природных ландшафтов и т.п. в культурно-познавательных, оздоровительных, спортивных и других целях»2. Аналогичные попытки уточнения этой категории предпринимались и для отдельных целевых групп туристов. Так, в детском туризме ставился знак равенства между походом и маршрутом при условии использования активных способов передвижения: «туристский поход (маршрут) - прохождение группой обучающихся активными способами передвижения определенного участка местности с образовательными, воспитательными, познавательно-исследовательскими, рекреационными, спортивными целями» [14]. Также туристский маршрут предлагали ограничить исключительно сферой организованного туризма, уточняя, что это «путь организованного следования туристов (экскурсантов), в том числе включающий в себя посещение и (или) использование туристских ресурсов» [15].

ГОСТ Р 50681-20103 заложил деление на туристские маршруты и походы, отличающиеся повышенной опасностью, а также определил базовые требования к термино-

2 ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг (утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.11.2010 №580-ст)

3 ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг. (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 №580-ст)

логии проектирования, реализации проектирования, к образованию, квалификации и профессиональной подготовке, стандарты работы персонала и другие аспекты применительно к разработке маршрута, в системе были приняты и другие стандарты, регламентирующие требования к маршрутам. ГОСТ Р 54604-20114 уточнил терминологию проектирования маршрута экскурсии; порядок подготовки экскурсии; требования к содержанию маршрута (ов) экскурсии.

Наконец, в 2016 году понятие «туристский маршрут» было введено в федеральное законодательство и в настоящее время трактуется как «путь следования туристов (экскурсантов), включающий в себя посещение и (или) использование туристских ресурсов»5. Тем самым не заявлено преобладание самодеятельного/организованного туризма, какого-либо вида туризма или категории путешественников, способов перемещения, наличия программы обслуживания. Единственной конкретизацией помимо пути следования выступает посещение и (или) использование туристских ресурсов. Первым условием акцентируется определенная заранее спланированная логистика передвижения, вторым - туристские цели путешествия по маршруту и использование каких-либо туристских ресурсов. Следует отметить, что в редакции того же федерального закона под термином туристские ресурсы могут подразумеваться как первичные (объекты показа), так и вторичные (средства размещения, питания и пр.). Следовательно, разница между туристским маршрутом и туристским продуктом в трактовке федерального законодательства заключается только в наличии стоимостного выражения и пакетной реализации.

Минкультуры России [15] ввел понятия «конкурентоспособный маршрут» и «межрегиональный маршрут» с целью

4 ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования. (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 8.12.2011 №738-ст)

5 Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2016 №465-ФЗ

определения рекомендаций по разработке и организации этих объектов. Также были определены общие требования к детским туристским маршрутамб в отношении сопровождения, порядка организации прохождения туристских маршрутов, уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения туристских маршрутов. Такой подход соответствует духу стратегических установок развития туризма.

Место категории «туристский маршрут» в современной практике регулирования туристской отрасли

В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года7 развитие новых туристских маршрутов рассматривается как конкурентное преимущество и условие развития туристских территорий. В этом же ключе следует подчеркнуть, что все большее распространение получает термин «брендовый туристский маршрут» [2, 4, 9, 12, 13, 16]. Контент-анализ публикаций показывает, что авторы используют этот термин с разными задачами:

• чтобы подчеркнуть использование уникальных туристских ресурсов, уникализирующих территорию, которую они представляют;

• выделить туристский маршрут из перечня других в целях продвижения.

Ассоциация туроператоров8 и Федеральное агентство по туризму9 определя-

6 Приказ Минкультуры России от 05.04.2017 №511 «Об утверждении общих требований к туристским маршрутам (другим маршрутам передвижения) для прохождения организованными группами детей и порядку организации их прохождения детьми, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления, либо являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов, а также к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов»

7 Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 №2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года»

8 https://www.atorus.ru/subst_import/cometee/ аг^с1е/3126.Ыга1

9 https://www.russiatourism.ru/contents/

Subyektam_turindustrii/ekspertnyy-sovet/

ют эту категорию как «маршрут (турпро-дукт), продвигающий туристские ресурсы конкретного региона, отличительными характеристиками которого являются: узнаваемость, круглогодичность/сезонность, регулярность, целостность, завершенность, соответствие стандартам услуг. Брендовый маршрут должен пройти оценку федерального органа исполнительной власти в сфере туризма».

Специфика брендового маршрута заключается по мнению разработчиков приведенного определения, как видим, в продвижении ресурсов конкретного региона и в оценке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма. Что касается первого условия, то определенные возражения вызывает тот факт, что любой туристский маршрут априори представляет туристские ресурсы конкретного региона. Остается открытым вопрос, насколько в функции туристского маршрута может вменяться продвижение используемых туристских ресурсов. Опубликованная АТОР и Ростуризмом формулировка в этой части достаточно размыта. Второе условие реализуется в рамках работы Экспертного совета по реализации программы продвижения туристских маршрутов в сфере внутреннего и въездного туризма10. С определенной точки зрения остается открытым вопрос о значимости и значении термина «брендовый» применительно к маршруту. Зачастую туристский маршрут не имеет бренда в том его понимании, какое определяется теорией брендинга. С другой стороны, возможно, отсылка к брендам означает использование местных брендов. Аспекты рассматриваемого определения не дают однозначного ответа на этот вопрос.

На период подготовки данной статьи не опубликованы конкретные критерии по соответствию маршрута таким требованиям, как узнаваемость, целостность, завершенность, соответствие стандартам услуг.

dokumenty-dlya-predstavleniya-brendovogo-тагс^Ла/

10 Приказ №291-ПР-19 от 2.09.2019 «Об образовании при Федеральном агентстве по туризму Экспертного совета по реализации программы продвижения туристских маршрутов в сфере внутреннего и въездного туризма»

Говоря об упомянутых стандартах услуг, достаточно сложно прямо применить их к маршруту в целом.

Согласно действующему законодательству в сфере технического регулирования, объектами сертификации могут выступать продукция, работы (услуги), системы менеджмента, персонал. Учитывая содержание понятия туристский маршрут, для него, теоретически, могут быть использованы:

• стандарты услуг тех объектов, которые используются в рамках программы обслуживания туристов на маршруте;

Таблица 1 - Стандарты, характеризующие ских маршрутах

• стандарты системы менеджмента туроператора, реализующего туристский маршрут;

• стандарты персонала, занятого на маршруте.

Однако все известные стандарты являются добровольными. Более того по некоторым объектам сертификации (например, персонал) для туристских маршрутов нет соответствующих документов ГОСТ и ГОСТ Р. В таблице 1 представлены положения стандартов, которые могут быть использованы применительно к туристским маршрутам. Эти положения универсальны и не позволят выявить отличительные аспекты качества или безопасности брендового маршрута.

I, которые могут использоваться в турист-

Table 1 - Standards governing the tourist route services

Документ системы ГОСТ или ГОСТ Р Характеристика общих положений документа

ГОСТ 32611-2014 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов. (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 26.03.2014 №228-ст) Определяет: • виды источников опасности и рисков; • способы снижения рисков при совершении путешествий; • меры по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов); • требования к туристским организациям (туроператорам) по обеспечению безопасности туристов (экскурсантов); • перечень субъектов, обеспечивающих безопасность туристов; • требования к личной безопасности туристов (экскурсантов)

ГОСТ 32612-2014 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 26.03.2014 №229-ст) Устанавливает требования к информации, предоставляемой потребителям туристских услуг

ГОСТ Р 54601-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма. Общие положения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 №735-ст) Устанавливает требования безопасности к туристским услугам, включающим активные виды передвижения и отдыха, формируемым туристскими организациями и индивидуальными предпринимателями

ГОСТ Р ИСО 21103-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Приключенческий туризм. Информация для участников (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.09.2015 №1395-ст) Обеспечивает основу для деятельности приключенческого туризма, ее планирования поставщиками и безопасного предоставления по возможности

ГОСТ Р 56597-2015/SO/TR 21102: 2013 Приключенческий туризм. Лидеры. Компетенция персонала. (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.09.2015 №1398-ст)

ГОСТ Р 56642-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Экологический туризм. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 14.10.2015 №1562-ст) Устанавливает общие требования к экологическому туризму. Распространяется на услуги экологического туризма, предоставляемые субъектами туристской индустрии в соответствии с законодательством Российской Федерации

Документ системы ГОСТ или ГОСТ Р Характеристика общих положений документа

ГОСТ Р 57280-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Общие требования к предоставлению услуг горнолыжного туризма (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2016 №1746-ст) Устанавливает общие требования к предоставлению услуг горнолыжного туризма в горнолыжных комплексах различных видов

ГОСТ Р 55881-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Общие требования к деятельности горнолыжных комплексов (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 15.08.2016 №907-ст) Устанавливает общие требования к деятельности горнолыжных комплексов, типовые пакеты базовых услуг в горнолыжных комплексах, определены технические и организационные условия оказания для каждого вида услуг, включая требования к безопасности. Определяет общие требования к формированию структуры управления, подготовке производственной деятельности по оказанию услуг, ведению экономической, маркетинговой, коммерческой и операционной деятельности горнолыжного комплекса

ГОСТ Р 57279-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Оценка качества и безопасности предоставления услуг горнолыжных комплексов (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2016 №1745-ст) Устанавливает метод оценки качества и безопасности предоставления услуг горнолыжных комплексов в соответствии с номенклатурой услуг, установленной ГОСТ Р 55881-2016. Распространяется на метод оценки качества и безопасности услуг горнолыжных комплексов, в том числе услуг горнолыжного туризма, любительского альпинизма, горного туризма, физкультурно-оздоровительных услуг на плоскостных спортивных площадках и в спортивных залах, на туристских маршрутах (пеших, велосипедных, конных, на квадроциклах в горных местностях и т.п.), услуг досуга и развлечения

ГОСТ Р 57286-2016 Услуги социального туризма. Туристские услуги для людей пожилого возраста. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.11.2016 №1797-ст) Устанавливает общие требования к туристским услугам для людей пожилого возраста Целью настоящего стандарта является создание условий для преодоления ограничений жизнедеятельности людей пожилого возраста и обеспечение равных возможностей при потреблении туристских услуг

ГОСТ 32613-2014. Межгосударственный стандарт. Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования (введен в действие Приказом Росстандарта от 26.03.2014 №230-ст) Устанавливает общие требования к туристским и экскурсионным услугам, предназначенным для людей с ограниченными физическими возможностями. Цель - создание условий для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности людей с ограниченными физическими возможностями и обеспечение равных возможностей при потреблении туристских услуг. Предназначен для использования при оказании туристских услуг людям с ограниченными физическими возможностями путем создания специальных условий для совершения туристских путешествий

ГОСТ Р 57805-2017 Туристские услуги. Водный туризм. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 20.10.2017 №1466-ст) Устанавливает общие требования к водному туризму, в том числе к услугам в сфере водного туризма

ГОСТ Р ИСО 13810-2016 Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг (с изм.) (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.11.2016 №1799-ст) Устанавливает общие требования к услугам промышленного туризма, предоставляемым поставщиками услуг с целью передачи знаний в области производственной, научной и технической деятельности, как о настоящем, так и о прошлом, основанных на процессах, секретах производства, продуктах или услугах. Распространяется на все услуги в сфере промышленного туризма (посещения и дополнительные предложения), предоставляемые действующими предприятиями, объектами промышленного наследия, включая сооружения и оборудование, связанные с такими услугами

Документ системы ГОСТ или ГОСТ Р Характеристика общих положений документа

ГОСТ Р 56221-2014 Туристские услуги. Речные круизы. Общие требования (с изм.) (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.11.2014 №1541-ст) Устанавливает общие требования к услугам речных круизов. Распространяется на услуги речных круизов, предоставляемые организациями различных форм собственности и индивидуальными предпринимателями

ГОСТ Р 54605-2017 Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.10.2017 №1562-ст) Устанавливает общие требования к услугам детского туризма, которые предоставляют туроператоры, турагенты и организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание. Распространяется на туроператоров, турагентов и организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание в сфере детского туризма. Не распространяется на услуги в области самодеятельного туризма

Сведения табл. 1 показывают, что наиболее часто к качеству и безопасности туристских маршрутов предъявляют требования к:

порядку проектирования, составу проектных документов; содержанию маршрута, текстов экскурсий;

составу информационных материалов для потребителей; мерам по обеспечению безопасности потребителей; деятельности отдельных объектов, системе управления, безопасности;

персоналу, его составу, количеству, образованию квалификации, подготовке.

Дискуссия. Подчеркнем, что туристский маршрут - понятие более емкое, чем услуга. Туристский маршрут, безусловно, включает в себя совокупность услуг (размещения, питания, экскурсионное обслуживание и пр.), но также неотъемлемыми составляющими и(или) элементами, влияющими на восприятие туристского маршрута являются и средства транспорта, используемые при перемещении, и состояние транспортной и иной инфраструктуры, другие объекты, значимые для конкретного случая реализации маршрута.

Заключение. Определенная сложность включения туристских маршрутов в качестве объектов в систему регулирования туристской отрасли состоит в том, что в его реализации фактически принимают участие организации различных организационно-правовых форм. Разработчик туристского маршрута может не быть туроператором,

авторами туристских маршрутов становятся отдельные учреждения, специалисты, представители общественных организаций. Например, инициатором и координатором проекта маршрута «Золотое кольцо Сибири» (Открываем Сибирь) стала исполнительный директор Томского отделения Русского географического общества11. В программу маршрута может быть включено посещение частного или муниципального музея, государственного или частного зоопарка и т.д. Каждый из таких объектов является самостоятельным участником рынка, реализует собственную политику развития и принимает независимые управленческие решения в отношении работы с персоналом, организации работы и пр.

Поэтому определяя какие-либо законодательные требования к маршруту, тем самым формулируются требования к каждому из таких объектов. При этом изначально объекты могут быть не заинтересованы в выполнении этих требований или не считать достижение необходимых показателей первоочередной задачей. Тем самым маршрут в его реализации приближается к коллаборации, в которой разработчик и (или) туроператор начинает выполнять не только роль заказчика или покупателя отдельных услуг, но и функции координатора, не столько контролируя качество отдельных услуг, сколько подсказывая лучшие приемы в работе с туристами.

Исходя из задач, которые поставлены в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, а также

11 https://goldringsiberia.ru/a-round-table-on-the-development-of-the-golden-ring-of-siberia-was-held-in-tomsk/

с учетом практики организации туристских маршрутов, их роли в развитии туристских территорий появляется необходимость в рамках федерального законодательства

или общественной инициативы закрепить базовые требования к туристским маршрутам с учетом их разнообразия и ориентации на различные целевые аудитории.

Список источников:

1. Алексеева Ю.В., Булыгина И.И. Брендинг территорий как инструмент создания туристского имиджа Саратовской области // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. №4(68). С. 13-17.

2. Балюк Н.А. Брендовые туры как фактор развития межрегионального туризма: к проблеме импортозамеще-ния // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. №3(88). С. 127-129.

3. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: Перевозки. СПб.: Издат. дом Герда, 2007.

4. Бойко Т.В. Организационно-технологические аспекты формирования брендовой экскурсии по Москве 1812 года // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. №4. С. 38-43.

5. Гавина Е.М., Жулина М.А., Сотова Л.В., Фирстов М.И. Туристский маршрут «Зов Торамы» как инструмент развития этнического туризма в Республике Мордовия // Финно-угорский мир. 2018. №4. С. 74-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М.: Нолидж, 2006.

7. Загуменная У.А. Особенности сегментирования туристского рынка при разработке туристских маршрутов в условиях северных дестинаций // Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки: Сб. ст. по мат. LI студ. междунар. науч.-практ. конф. 2017. С. 19-26.

8. Загуменная У.А. Разработка экскурсионного туристского маршрута путем первооткрывателей Семена Дежнева и Федота Попова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Биологические, технические науки и науки о Земле. 2017. №2(2). С. 46-50.

9. Корсакова С.А., Попова К.И. Основные принципы формирования брендовых туристских маршрутов // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2018. Т.12. №1. С. 43-49.

10. Кривошеева Т.М., Маркова С.А. Практика применения программного метода управления в сфере туризма // В кн.: Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты). 2011. С. 111-113.

11. Кривошеева Т.М., Кунцевич Е.А. Программы адаптивного туризма как технология включения детей с инвалидностью в общество // Сервис plus. 2017. Т.11. №1. С. 4-12.

12. Кудрякова С.О. Информационно-технологические аспекты формирования брендового экскурсионного продукта в рамках культурно-исторического пространства (на примере г. Тарусы Калужской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. №3. С. 49-54.

13. Матвеевская А.С., Погодина В.Л. Перспективы использования брендовых туристских маршрутов по России в экспорте туристских услуг // Современные подходы к повышению качества сервиса в индустрии туризма и гостеприимства в условиях межкультурной коммуникации: Мат. IX Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 36-40.

14. Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися / Под ред. М.М. Бостанджогло. М.: Изд-во «Канцлер», 2015.

15. Методическое руководство по формированию конкурентоспособных туристских маршрутов в России, рассчитанных на широкую аудиторию российских и зарубежных потребителей / Комитет по реализации программы импортозамещения при Экспертном совете по развитию туризма при Министерстве культуры Российской Федерации. М., 2016.

16. Олина Е.А. Потенциал развития туристского брендового маршрута «Великий Волжский путь» // Молодежный туризм в России: ресурсы, тенденции, перспективы: Сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. 2019. С. 236-238.

17. Саранча М.А., Якимова С.Л., Мосалёв А.И., Платонова Н.А. Систематизация информации о туристской маршрутной сети Российской Федерации: методика и результаты. М., 2016.

18. Семеркова Л.Н., Зинченко С.В. Проектирование туристских маршрутов как направление повышения конкурентоспособности национальной туристской индустрии // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. №3(39). С. 216-226.

19. Тарасова Ю.А., Полянскова Н.В., Борисова Е.А., Ясеницкий И.А. Концепция интерактивного атласа туристских маршрутов малых городов и сел Самарской области // Вестник евразийской науки. 2018. №6. С. 46.

20. Фахрутдинова Г.Р., Бабич И.А. Методологические основы разработки туристско- экскурсионного маршрута «Казань революционная» // Казанский вестник молодых учёных. 2017. №1(1). C. 107-110.

21. Шпырня О.В. Туристско-рекреационное проектирование креативных экскурсионных маршрутов в г. Краснодаре // Научный вестник ЮИМ. 2019. №1. С. 104-109.

22. Boxill I. Towards an alternative tourism for Belize // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2003. Vol.15. №3. Pp. 147-150. DOI: 10.1108/09596110310470167.

23. Bregoli I., Hingley M., Del Chiappa G., Sodano V. Challenges in Italian wine routes: managing stakeholder networks // Qualitative Market Research. 2016. Vol.19. №2. Pp. 204-224. DOI: 10.1108/QMR-02-2016-0008.

24. Manente M., Minghetti V., Celotto E. Visitor and mobility management in tourism destinations: A cross analysis of strategies, projects and practices // The Tourist Review. 2000. Vol.55. №2. Рр. 5-25. DOI: 10.1108/eb058330.

25. Ramos K., Cuamea O., Galvan-Leon J. Wine tourism: Predictors of revisit intention to micro, small and medium wineries on the Valle de Guadalupe wine route, Mexico // International Journal of Wine Business Research. 2019. Vol. 32. №1. Pp. 22-40. DOI: 10.1108/IJWBR-11-2018-0065.

References

1. Alekseeva, Yu. V., & Bulygina, I. I. (2017). Brending territorij kak instrument sozdaniya turistskogo imidzha Saratovskoj oblasti [Branding of territories as a tool for creating a tourist image of Saratov region]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo social'no-ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of the Saratov State SocioEconomic University], 4(68), 13-17. (In Russ.).

2. Balyuk, N. A. (2016). Brendovye tury kak faktor razvitiya mezhregional'nogo turizma: k probleme importozameshcheniya [Brand tours as a factor in the development of inter-regional tourism: the problem of import substitution]. Gumanitarnye i social'no-ekonomicheskie nauki [Humanities and socio-economic sciences], 3(88), 127-129. (In Russ.).

3. Birzhakov, M. B., & Nikiforov, V. I. (2007). Industriya turizma: Perevozki [Travel industry: Transportation]. St. Petersburg: Publishing House Gerda. (In Russ.).

4. Boyko, T. V. (2011). Organizacionno-tekhnologicheskie aspekty formirovaniya brendovoj ekskursii po Moskve 1812 goda [Organizational and technological aspects of the formation of a brand tour of Moscow in 1812]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 4, 38-43. (In Russ.).

5. Gavina, E. M., Zhulina M. A., Sotova L. V., & Firstov, M. I. (2018). Turistskij marshrut «Zov Toramy» kak instrument razvitiya etnicheskogo turizma v Respublike Mordoviya [Tourist route "Call of Torama" as a tool for the development of ethnic tourism in the Republic of Mordovia]. Finno-ugorskij mir [Finno-Ugric Armistice], 4, 74-87. (In Russ.).

6. Gulyaev, V. G. (2006). Organizaciya turistskoj deyatel'nosti [Organization of tourist activity]. Moscow: Nolidzh. (In Russ.).

7. Zagumennaya, U. A. (2017). Osobennosti segmentirovaniya turistskogo rynka pri razrabotke turistskih marshrutov v usloviyah severnyh destinacij [Features of segmenting the tourist market in the development of tourist routes in the conditions of northern destinations]. Nauchnoe soobshchestvo studentovXXI stoletiya. Estestvennye nauki [The scientific community of students of the XXI century. Natural sciences]: Collection of articles based on the materials of LI student international scientific-practical conference, 19-26. (In Russ.).

8. Zagumennaya, U. A. (2017). Razrabotka ekskursionnogo turistskogo marshruta putem pervootkryvatelej Semena Dezhneva i Fedota Popova [Development of an excursion tourist route through the discoverers of Semyon Dezhnev and Fedot Popov]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Biologicheskie, tekhnicheskie nauki inauki o Zemle [Bulletin of the Kemerovo State University. Series: Biological, Technical, and Earth Sciences], 2(2), 46-50. (In Russ.).

9. Korsakova, S. A., & Popova, K. I. (2018). Osnovnye principy formirovaniya brendovyh turistskih marshrutov [The basic principles of the formation of branded tourist routes]. Industriya turizma: vozmozhnosti, prioritety, problemy i perspektivy [Travel industry: opportunities, priorities, problems and prospects], 12(1), 43-49. (In Russ.).

10. Krivosheeva, T. M., & Markova, S. A. (2011). Praktika primenenija programmnogo metoda upravlenija v sfere turizma [The practice of applying the program management method in tourism]. In coll.: Upravlenie sovremennym innovacionnym obshhestvom v postkrizisnyj period (ekonomicheskie, social'nye, filosofskie, pravovye aspekty) [Management of a modern innovative society in the post-crisis period (economic, social, philosophical, legal aspects)], 111-113. (In Russ.).

11. Krivosheeva, T. M., & Kuntsevich, E. A. (2017). Programmy adaptivnogo turizma kak tekhnologiya vklyucheniya detej s invalidnost'yu v obshchestvo [Adaptive tourism programs as a technology for inclusion of children with disabilities in society]. Service plus, 11(1), 4-12. (In Russ.).

12. Kudryakova, S. O. (2011). Informacionno-tekhnologicheskie aspekty formirovaniya brendovogo ekskursionnogo produkta v ramkah kul'turno-istoricheskogo prostranstva (na primere g. Tarusy Kaluzhskoj oblasti) [Information and technological aspects of the formation of a brand excursion product in the framework of the cultural and historical space (using the example of the city of Tarusa, Kaluga region)]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 3, 49-54. (In Russ.).

13. Matveevskaya, A. S., & Pogodina, V. L. (2019). Perspektivy ispol'zovaniya brendovyh turistskih marshrutov po Rossii v eksporte turistskih uslug [Prospects for the use of branded tourist routes in Russia in the export of tourist services]. In coll.: Sovremennye podhody k povysheniyu kachestva servisa v industrii turizma i gostepriimstva v usloviyah mezhkul'turnoj kommunikacii [Modern approaches to service quality improving in tourism and hospitality industry considering intercultural communication]: The materials of the International Scientific and Practical Conference, 36-40. (In Russ.).

14. Bostandzhoglo, M. M. (Ed.). (2015). Metodicheskie rekomendacii po organizacii i provedeniyu turistskih pohodov s obuchayushchimisya [Guidelines for the organization and conduct of hiking with students]. Moscow: Publishing House "Kancler". (In Russ.).

15. Metodicheskoe rukovodstvo po formirovaniyu konkurentosposobnyh turistskih marshrutov v Rossii, rasschitannyh na shirokuyu auditoriyu rossijskih i zarubezhnyh potrebitelej [Guidelines for the formation of competitive tourist routes in Russia, designed for a wide audience of Russian and foreign consumers]. (2016). Moscow. (In Russ.).

16. Olina, E. A. (2019). Potencial razvitiya turistskogo brendovogo marshruta «Velikij Volzhskij Put'» [The potential of the development of the tourist brand route "The Great Volga Road"]. In coll.: Molodezhnyj turizm v Rossii: resursy, tendencii, perspektivy [Youth tourism in Russia: Resources, trends, prospects]: Collection of articles based on the materials of the 4th international student scientific-practical conference, 236-238. (In Russ.).

17. Sarancha, M. A., Yakimova, S. L., Mosalev, A. I., & Platonova, N. A. (2016). Sistematizaciya informacii o turistskoj marshrutnoj seti Rossijskoj Federacii: metodika i rezul'taty [Systematization of information on the tourist route network of the Russian Federation: Methodology and results]: Research work. Moscow. (In Russ.).

18. Semerkova, L. N., & Zinchenko, S. V. (2016). Proektirovanie turistskih marshrutov kak napravlenie povysheniya konkurentosposobnosti nacional'noj turistskoj industrii [The design of tourist routes as a direction of increasing the competitiveness of the national tourism industry]. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki [Proceedings of higher educational institutions. Volga region. Social Sciences], 3(39), 216226. (In Russ.).

19. Tarasova, Yu. A., Polyanskova, N. V., Borisova, E. A., & Yasenitskiy, I. A. (2018). Koncepciya interaktivnogo atlasa turistskih marshrutov malyh gorodov i sel Samarskoj oblasti [The concept of an interactive atlas of tourist routes of small cities and villages of Samara region]. Vestnik evrazijskoj nauki [Journal of Eurasian Science], 6, 46. (In Russ.).

20. Fakhrutdinova, G. R., & Babich, I. A. (2017). Metodologicheskie osnovy razrabotki turistsko- ekskursionnogo marshruta «Kazan' revolyucionnaya» [Methodological basis for the development of the tourist and excursion route "Kazan revolutionary"]. Kazanskij vestnik molodyh uchyonyh [Kazan Bulletin of Young Scientists], 1(1), 107-110. (In Russ.).

21. Shpyrnya, O. V. (2019). Turistsko-rekreacionnoe proektirovanie kreativnyh ekskursionnyh marshrutov v g. Krasnodare [Tourist-recreational projection of creative excursion routes in Krasnodar]. Nauchnyj vestnik YUIM [Scientific Bulletin of YIM], 1, 104-109.

22. Boxill, I. (2003). Towards an alternative tourism for Belize. International Journal of Contemporary Hospitality Management, 15(3), 147-150. doi: 10.1108/09596110310470167.

23. Bregoli, I., Hingley, M., Del Chiappa, G., & Sodano, V. (2016). Challenges in Italian wine routes: Managing stakeholder networks. Qualitative Market Research, 19(2), 204-224. doi: 10.1108/QMR-02-2016-0008.

24. Manente, M., Minghetti, V., & Celotto, E. (2000). Visitor and mobility management in tourism destinations: A cross analysis of strategies, projects and practices. The Tourist Review, 55(2), 5-25. doi: 10.1108/eb058330.

25. Ramos, K., Cuamea, O., & Galvan-Leon, J. (2019). Wine tourism: Predictors of revisit intention to micro, small and medium wineries on the Valle de Guadalupe wine route, Mexico. International Journal of Wine Business Research, 32(1), 22-40. doi: 10.1108/IJWBR-11-2018-0065.

ТУРДА ЙДЖЕСТ

TOURDIGEST

• Деловой туризм - путешествие в профессионально-деловых целях (командировки, конференции, конгрессы, выставки, встречи, деловые мероприятия и пр.), включающее в себя предоставление услуг проезда, проживания, организации встреч, питания, культурного, музейного, досугового характера и т.п.

• Индивидуальные средства размещения - средства размещения (здания, часть здания, помещения), используемые физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, для временного проживания и предоставления услуг средств размещения (ГОСТ Р 51185-2014 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»).

• Коллективные средства размещения - средства размещения (здания, часть здания, помещения), используемые для предоставления услуг размещения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями (ГОСТ Р 51185-2014 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»).

• Круизный туризм - путешествие на круизном судне по обозначенному маршруту в культурно-познавательных, досугово-рекреационных, оздоровительных, профессионально-деловых и других целях.

• Культурно-познавательный туризм - путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с историко-культурными и природными ценностями, традициями и обычаями, в том числе посредством осуществления экскурсионной деятельности и проведения событийных мероприятий.

• Лечебно-оздоровительный туризм - туризм с целью оздоровления и укрепления здоровья.

• Магистральная инфраструктура - объекты транспортной и энергетической инфраструктуры федерального, межрегионального значения, развитие которых обеспечивается при реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.

Продолжение — на стр. 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.