Научная статья на тему 'Подготовка вузами кадров для реализации новых межрегиональных туристских программ в России'

Подготовка вузами кадров для реализации новых межрегиональных туристских программ в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ И ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / DOMESTIC AND INCOMING TOURISM / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / TOURIST-RECREATIONAL DESIGN / ТУРИСТСКО-ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / RUSSIAN TOURIST ROUTES / TOURIST-DESIGN TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погодина Виктория Леонидовна, Матвеевская Анна Сергеевна

Необходимый баланс сочетания теоретического и практического аспектов обучения составляет основу для проектирования новых образовательных программ по направлению подготовки «туризм». Принципу государственно-частного партнерства в продвижении туризма, а также формированию региональных бизнес-программ уделяется огромное внимание. Актуальными задачами выступают развитие активной позиции студентов, вовлечение обучающихся в исследовательскую работу как существенный компонент образовательного процесса, слияние знаний различных дисциплин и научных областей, а также формирование личностных качеств студентов, их навыков работы в коллективе. Современные образовательные стандарты, по мнению авторов, предоставляют будущему профессионалу в сфере туризма весь необходимый комплекс компетенций. Особо следует подчеркнуть значимость подготовки выпускника вуза к проектному виду деятельности. Способность к организации разнообразных туристских проектов и программ, стоящих на повестке дня в реалиях современных тенденций развития туризма с учетом общемировой практики это один из важнейших навыков работы будущего профессионала туристской сферы. За последние годы отмечается высокая эффективность применения проектного метода в рамках подготовки и написания обучающимися выпускных квалификационных работ. Используя данный метод необходимо ориентироваться на современную ситуацию развития туризма в стране, регионе. С учетом реализуемых в России крупных туристских проектов студентам, обучающимся по направлению подготовки «туризм» предлагаются для исполнения работы по проектированию маршрутов и программ по брендовым российским туристским маршрутам: «Золотое кольцо России», «Великий волжский путь», «Серебряное ожерелье», «Кавказ родина гостеприимства», «Русские усадьбы», «Янтарный край», «Золотое кольцо Алтая», «Самоцветное кольцо Урала», «Восточное кольцо России», «Красный маршрут», «Великий шелковый путь», «Великий чайный путь», «Транссибирский экспресс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Погодина Виктория Леонидовна, Матвеевская Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL TRAINING BY UNIVERSITIES FOR THE IMPLEMENTATION OF NEW INTERREGIONAL TOURIST PROGRAMS IN RUSSIA

The main trend of new educational programs in the field of «tourism» is manifested in the search for a balanced combination of theoretical and practical aspects of training. Considerable attention is paid to the principle of public-private partnership in the development of tourism, as well as the design of regional business programs in tourism. Topical tasks are building students' active position, their involvement in research as an essential component of educational process, integration of various scientific fields and disciplines, as well as the development of personal qualities, their competence in the field of collective labor. Modern educational standards, in the authors' opinion, provide the future employee of the tourism industry with all the necessary competencies. It is particularly necessary to highlight project activity in training graduates. An employee of the tourism sector should be able to implement various projects in tourism industry, relevant to the modern stage of tourism development, taking into account both global trends in tourism and resource potential of a particular region. Experience shows high efficiency of the project method in the course of preparation and writing of final works by students. When using this method, it is necessary to focus on the situation characteristic of the modern stage of tourism development in the country and the region. Students are offered tasks on the design of programs on branded Russian tourist routes: «Golden ring of Russia», «Great Volga way», «Silver necklace», «Caucasus the birthplace of hospitality», «Russian estates», «Amber region», «Golden ring of Altai», «Semi-Precious ring of the Urals», «Eastern ring of Russia», «Red route», «Great silk road», «Great tea way», «Trans-Siberian Express».

Текст научной работы на тему «Подготовка вузами кадров для реализации новых межрегиональных туристских программ в России»

УДК 801 Б01: 10.18720/НиМ/^К 2227-8591.24.1

В.Л. Погодина, А. С. Матвеевская

ПОДГОТОВКА ВУЗАМИ КАДРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ ПРОГРАММ В РОССИИ

ПОГОДИНА Виктория Леонидовна - доктор педагогических наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна.

ул. Большая Морская, 18, Санкт-Петербург, 191186, Россия; e-mail: [email protected]

POGODINA Victoriya L. - Saint-Petersburg State University of Industrial Technologies and Design.

18, ul. Bolshaya Morskaya, St. Petersburg, 191186, Russia; e-mail: [email protected]

МАТВЕЕВСКАЯ Анна Сергеевна - кандидат географических наук, старший преподаватель; Санкт-Петербургский государственный университет, 7/9, Университетская наб., Санкт-Петербург, 199034, Россия; e-mail: [email protected]

MATVEEVSKAYA Anna S. - Saint-Petersburg State University.

7/9, Universitetskaya nab., Saint-Petersburg, 199034, Russia; e-mail:

[email protected]

Необходимый баланс сочетания теоретического и практического аспектов обучения составляет основу для проектирования новых образовательных программ по направлению подготовки «туризм». Принципу государственно-частного партнерства в продвижении туризма, а также формированию региональных бизнес-программ уделяется огромное внимание. Актуальными задачами выступают развитие активной позиции студентов, вовлечение обучающихся в исследовательскую работу как существенный компонент образовательного процесса, слияние знаний различных дисциплин и научных областей, а также формирование личностных качеств студентов, их навыков работы в коллективе. Современные образовательные стандарты, по мнению авторов, предоставляют будущему профессионалу в сфере туризма весь необходимый комплекс компетенций. Особо следует подчеркнуть значимость подготовки выпускника вуза к проектному виду деятельности. Способность к организации разнообразных туристских проектов и программ, стоящих на повестке дня в реалиях современных тенденций развития туризма с учетом общемировой практики - это один из важнейших навыков работы будущего профессионала туристской сферы. За последние годы отмечается высокая эффективность применения проектного метода в рамках подготовки и написания обучающимися выпускных квалификационных работ. Используя данный метод необходимо ориентироваться на современную ситуацию развития туризма в стране, регионе. С учетом реализуемых в России крупных туристских проектов студентам, обучающимся по направлению подготовки «туризм» предлагаются для исполнения работы по проектированию маршрутов и программ по брендовым российским

туристским маршрутам: «Золотое кольцо России», «Великий волжский путь», «Серебряное ожерелье», «Кавказ — родина гостеприимства», «Русские усадьбы», «Янтарный край», «Золотое кольцо Алтая», «Самоцветное кольцо Урала», «Восточное кольцо России», «Красный маршрут», «Великий шелковый путь», «Великий чайный путь», «Транссибирский экспресс».

ВНУТРЕННИЙ И ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ; ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ; РОССИЙСКИЕ ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ; ТУРИСТСКО-ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Ссылка при цитировании: Погодина В.Л., Матвеевская А.С. Подготовка вузами кадров для реализации новых межрегиональных туристских программ в России // Вопросы методики преподавания в вузе. 2018. Т. 7. № 24. С. 8-15. Б01: 10.18720/ИиМ/!88М 2227-8591.24.1

Введение. Современное постиндустриальное общество предъявляет высокие требования к развитию туристкой сферы. Спрос на туристские услуги постоянно растет, удовлетворяя потребности людей в отдыхе, оздоровлении, познании, духовном и физическом развитии, межкультурных и образовательных обменов. Туризм превратился в одну из важных потребностей многих людей: ежегодное количество туристов, пересекающих государственные границы, превышает миллиард, а общее число путешествующих исчисляется пятью миллиардами. В сфере туризма занят каждый десятый работник в мире.

Гигантскую территорию России следует рассматривать как активно развивающуюся туристскую дестинацию: за год более 55 млн. россиян и 25 млн. иностранцев путешествуют по стране. Разнообразие и специфика туристско-рекреационного потенциала в различных регионах страны создает широкий спектр условий для развития туристской сферы хозяйства. Это учитывается при разработке региональных и федеральных программ по развитию туристской деятельности. Интенсивно развивающийся туризм требует значительного количества компетентных специалистов, способных эффективно реализовывать такие программы. Подготовкой профессионалов, способных разрабатывать и внедрять новые туристские программы, проектировать и организовывать туристско-рекреационных зоны и кластеры занимаются многие вузы России.

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011— 2018 гг.). Опыт организации высшего профессионального образования по направлению подготовки «туризм» в России составляет на сегодняшний день порядка двух десятилетий. Более 200 вузов страны проводят подготовку профессионалов ту-риндустрии. Однако такая быстро развивающаяся бизнес сфера как туризм ощущает недостаток профессиональных кадров. Кадровая задача сегодня - это одна из проблем, нуждающаяся в решении при определении будущего развития всего туристского комплекса Российской Федерации.

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 гг.) обозначила наличие и необходимость решения кадровых проблем в российской индустрии туризма. Главной целью Программы развития являлось повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Повышение качества туристских услуг выделялось как одна из приоритетных задач в достижении цели Программы. Решение обозначенной задачи заключается в преодолении недостатка в профессиональных кадрах. Проводимые мероприятия за последние семь лет были направлены на повышение уровня профессиональной

подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма. Проблемам развития системы подготовки кадров в сфере туризма и индустрии гостеприимства уделялось особое внимание. На законодательном уровне компетентностную модель работников туриндустрии описывает профессиональный стандарт. Он нацелен на установление и поддержание единых требований к качеству и содержанию деятельности специалиста по организации и предоставлению туристских услуг.1

Отметим, что несмотря на ряд положительных тенденций в сфере высшего профессионального образования по туристскому направлению подготовки, до сих пор остаются некоторые проблемы. К основным отнесем: недоработку нормативно-правовой базы туристской деятельности в стране; быструю смену «поколений» Федеральных государственных образовательных стандартов, влекущую за собой невозможность вузам сформировать опыт и рефлексировать на него (отсутствие стабильности, требования к составлению новых рабочих документов не дают возможности преподавателям работать с полной отдачей, включая выполнения методических и научных предписаний, нежелание молодых/ кадров работать в вузах) [1]; чрезмерную академичность профильного высшего образования при недостатке должных, ориентированных на практику, компетенций у выпускников; отсутствие у старших менеджеров туристских фирм желания проводить мастер-классы и семинары, делиться опытом, участвовать в научно-практических конференциях, проводить руководство студентами в период

1 Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» // Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.russiatourism.ru

практик на предприятиях туризма из-за опасения «выращивания конкурентов для своего бизнеса»; не разработанность единой федеральной системы мониторинга и прогнозирования потребностей в профессиональных кадрах для туриндустрии в регионах; нехватку комплексной системы оценки персонала и руководителей предприятий сферы туризма, стандартов их профессиональной деятельности, отраслевых квалификационных уровней.

Санкт-Петербург - главный центр туризма России. Санкт-Петербург обладает уникальным сочетанием развитой инфраструктуры и культурно-исторических ресурсов. Этим объясняется наличие столь большого количества вузов, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов туристской сферы. Рассмотрим возможности решения проекционных задач для студентов, обучающихся в Санкт-Петербургских вузах по направлению подготовки «туризм» [2].

Современная тенденция экскурсионной деятельности в городе заключается в том, что классические экскурсии теряют своих приверженцев. Туристы, посещающие Санкт-Петербург, предпочитают исследовать объекты показа самостоятельно с помощью мобильных приложений и различных Интернет-ресурсов [3]. Нынешние экскурсанты активны в передвижениях, часто их главной целью становиться не столько получение новых знаний, сколько обретение новых впечатлений. Можно даже говорить, о так называемой новой аудитории экскурсантов, склонных изучать экскурсионную программу по индивидуальным маршрутам. Организаторам туристских программ предстоит разрабатывать и внедрять в практику новые туристско-экскурсионные продукты, которые будут сочетать информационную насыщенность с интерактивной и интеллектуальной составляющей [4].

Для эффективного развития Санкт-Петербурга как центра ближнего туризма важно, чтобы актуальная информация о событиях и новых экскурсионных и туристских предложениях в Санкт-Петербургском регионе распространялась по разным каналам. Велика значимость при этом межрегиональных проектов, реализуемых под патронажем государства [5]. Так, например, под эгидой Министерства культуры РФ Федерального агентства по туризму с 2015 г. разрабатывается историко-культурный и туристский проект «Серебряное ожерелье России». Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская, Вологодская, Архангельская и Калининградская области, Республики Карелия и Коми формируют это туристское направление [6].

Перспективными для внутреннего и въездного туризма в России могут стать следующие туристские направления: «Великий путь по Русскому Северу», «Петровские города», «Путешествие в Древнюю Русь», «По следам «варягов», «Форпосты России», «По святым местам», «Живая вода северо-запада России», «Северные порты России», «Деревянное зодчество», «Древо жизни», «Коренные народы «Серебряного ожерелья России». Они активно используются туроператорами для разработки межрегиональных маршрутов. Кроме упомянутого проекта на территории Северо-Запада реализуются и другие: «Жизнь замечательных людей», «Императорский маршрут», «Усадьбы России». Реализация этих проектов требует поиска новых форм работы с экскурсантами и туристами. В декабре 2015 г. реализовалась инициатива по разработке комплекса мер для организации образовательных экскурсий и экскурсионно-образовательных туров для учащихся образовательных заведений на регулярной основе под названием «Живые уроки».

Концепция федеральной целевой программы на 2019-2025 гг. 5 мая 2018 г. № 872-р распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)». Заявлено, что Программа будет являться одним из инструментов реализации государственной политики в сфере туризма на ближайшие семь лет. Целью Программы является создание условий для эффективного развития сферы российского туризма с увеличением вклада отрасли в валовой внутренний продукт РФ более чем на 70 % к концу 2025 г. (пока туристская сфера формирует 3,4 % валового внутреннего продукта страны, влияя на 53 смежные отрасли, а создание одного рабочего места в сфере туризма влечет создание до 5 рабочих мест в смежных отраслях).2

Требования к компетенциям специалистов туристской отрасли актуализируются в свете реализации новой Федеральной целевой программы, предполагающей выполнение комплекса сложных и масштабных задач, следствием чего могут произойти существенные изменения, как в структуре туристской отрасли, так и в её географии. Это неизбежно повлечет за собой новые требования и приоритеты к персоналу предприятий туриндустрии.

В частности, заявлено, что реализация Программы будет возможна при условии развития отраслевой системы подготовки и повышении квалификации специалистов индустрии туризма, формирующих кадровый потенциал для комплексного решения проблем качества туристских услуг. Про-

2 Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» // Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: //www.russiatourism.ru

граммой прописано намерение реализовать ряд мероприятий, направленных на повышение качества услуг внутреннего и въездного туризма: развитие методического и программного обеспечения отраслевой системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма, в том числе технологического обеспечения развития туристской отрасли, посредством научно-методического, научно-практического и кадрового обеспечения деятельности по реализации приоритетов развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на основе образовательных и научных учреждений отрасли; реализация программ подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма; реализация комплекса мероприятий в области повышения профессионального мастерства и внедрения стандартов туристско-рекреационного обслу-живания.3 Отдельным блоком мероприятий по реализации программ повышения квалификации специалистов индустрии туризма должно стать направление адаптации персонала к специальным требованиям по формированию комфортной среды пребывания для туристов с особыми культурными и религиозными потребностями [7].

Туристско-рекреационное проектирование в системе обучения специалистов в сфере туризма. Компетентность выпускника вуза рассматривается через ряд показателей, которые оцениваются с точки зрения грамотности специалиста в научно-исследовательской, производственной, сервисной и организационно-управленческой деятельности [8]. Решение в процессе обучения таких задач как,

3 Концепция Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)» // Официальный сайт Федерального агентства по туризму РФ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.russiatourism.ru

оценка эффективности экономического потенциала туристской территории, проведение маркетинговых экспертиз, прогнозирование развития туристских продуктов и проектирование районов, позволит подготовить выпускника к работе в туринду-стрии [9].

Результативность деятельности по организации способностей профессионала в тур бизнесе основано на стремлении обучающихся к использованию своих навыков и знаний, которые включены в системообразующий информационно-деятельностный подход к обучению [10]. Использование оптимального комплекса практики и теории в образовательной деятельности, самостоятельность работы с применением творческих заданий определяет проектное обучение (метод проектов) как наилучший по эффективности метод при обучении работника туристской сферы.

Принципы, эффективно повышающие реализацию исследовательского процесса обучающего, лежат в основе проектного обучения [11]. Приведем примеры таких принципов:

1. Формирование навыков в исследовательской деятельности - умение вычленить проблемы, проводить отбор необходимой информации, выделять главное и второстепенное, анализировать, строить гипотезы, давать заключение [12].

2. Объединение знаний из различных областей науки (истории, географии, этнологии, экономики, политологии, педагогики, психологии и др.), поиск баланса профессиональной деятельности, через самостоятельное добывание знаний, опытным путем.

3. В соответствии с объявленными целью и задачами, стремление организовывать и распределять собственную деятельность, основа на действиях, содействующих формированию критического мышления, проявление творческих качеств, учет личностных особенностей, включая, орга-

низацию атмосферы для развития умения коммуникации в процессе коллективной работы над проектом [13].

4. Стимул получения конкретного результата собственного творческого труда, заинтересованность к проблеме исследования, получение удовлетворения от деятельности [14: 130-131].

Межрегиональные туристские программы и проекты России. 22 марта 2018 г. в Санкт-Петербурге в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Новые требования и подходы к туристскому образованию», организованной Национальной академией туризма совместно с Федеральным УМО по УГСН 43.00.00 »Сервис и туризм» и Советом по профессиональным квалификациям в индустрии гостеприимства при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, обсуждались вопросы организации эффективного взаимодействия по вопросам методологии профессионального туристского образования. 4 Наибольший интерес участников вызвали вопросы, связанные со внедрением требований профессиональных стандартов в образовательные программы подготовки специалистов (уровень бакалавриата и магистратуры) для индустрии туризма и гостеприимства. В рамках конференции обсуждался и вопрос о возможности введения в систему туристского образования практики подготовки турлидера по специальным программам, определяемых программами федерального и регионального уровня, нацеленными на развитие какого-либо специального вида туризма.

Программа развития внутреннего и въездного туризма в России до 2025 г. предусматривает особо актуальной практику формирования и вывод на туристский

4 Официальный сайт Национальной академии туризма. - [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.nat-moo.ru

рынок межрегиональных программ и проектов. Такими маршрутами стали: «Золотое кольцо» и Волжские круизы, ряд межрегиональных туристских проектов «Серебряное ожерелье» (Северо-Западный федеральный округ), «Узоры городов России» (Центральный, Северо-Западный, Приволжский федеральные округа), «Русские усадьбы» (Центральный федеральный округ), «Красный маршрут» (Приволжский федеральный округ), «Великая Волга» (Приволжский, Центральный и Южный федеральные округа), «Сибирский тракт» (Уральский, Сибирский, Дальневосточный федеральные округа), «Великий чайный путь» (Сибирский федеральный округ), «Великий шелковый путь» (СевероКавказский федеральный округ), «Восточное кольцо России» (Дальневосточный и Сибирский федеральные округа). Данный подход направлен на развитие региональных компонентов подготовки в вузе будущего работника в туристской сфере.

Выводы. Формирование и развитие у обучающихся необходимых качеств для эффективной организации деятельности по проектированию и продвижению туристского продукта возможно через практику метода проектов [15]. Будущие профессионалы турбизнеса с помощью данной практики готовы к:

- эффективному и действенному планированию и проектированию деятельности туристских предприятий;

- модернизации процессов разработки и применения туристских продуктов, соответствующих условиям потребителей, оценке экономической эффективности туристских продуктов;

- составлению прогноза необходимых туристских услуг на федеральном, региональном, локальном уровне;

- поиску стратегических решений в организации и продвижении туристских про-

дуктов, соответствующих условиям потребителей;

- организации и формированию тури-стско-рекреационных зон и кластеров;

- организации и внедрению стандартов качества комплексного обслуживания туристов, обеспечению систем безопасности.

На развитие туризма в стране оказывает влияние целый комплекс постоянно изме-

няющихся экономических, политических, социальных факторов. Государством разрабатываются и реализуются разнообразные программы, в том числе учитывающие туристско-ресурсный потенциал крупных регионов. Это должно учитываться при проектировании программ подготовки профессионалов сферы туристского бизнеса вузами России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Погодина В.Л., Северина Ю.В., Ум-брашко К.Б. Технологии образовательного туризма: учебное пособие — Новосибирск. 2013 — с. 225 ISBN: 978-5-00023-015-2

2. Погодина В.Л., Филиппова И.Г. География туризма: учебник / под ред. Е.И. Богданова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 256 с. ISBN: 978-5-16-010338-9

3. Jeyapandian D., Mayilvahanan P. Efficient travel route recommender system based on tourist personal interest // International Journal of Pure and Applied Mathematics. Vol. 119, Issue 12, 2018, pp/16817-16829.

4. Wei L.-Y., Zheng Y., Peng W.-C. Constructing popular routes from uncertain trajectories // Proceeding of the ACM SIGKDD International Conference on Knowledge Discovery and Data Mining, 2012, pp. 195-203. DOI: 10.1145/2339530.2339562.

5. Burtseva T.A., Khvoevskaya L.I., Prokhorova V.V., Chernikova V.E., Basyuk A.S. Tourism as a factor of increased competitiveness of the region. International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Vol. 6. Issue 8. -pp. 49-53 ISSN: 2146-4138

6. Geography of tourism of Central and Eastern Europe countries ed. Jerzy Wyrzykowski, Krzysztof Widawski. Second Edition. - Wroclaw, University of Wroclaw, 2017. 551 p. DOI 10.1007/978-3-319-42205-3_1.

7. Евсеева Л.И., Евсеев В.В. Проблема социальной адаптации человека в новых коммуникативных средах // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8. № 2. С. 20-30. DOI: 10.18721/JHSS.8202

8. Громова Л.А., Трапицын С.Ю., Тимченко В.В. Качество образования в контексте программы ЮНЕСКО »Образование для всех»: русское видение / под ред. Г.А. Бордовского : моногр. - Изд. РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2006. с. 71 ISBN: 5-8064-1010-2

9. Владыкина Ю.О., Воротникова Е.Ю., Комарова О.С., Назаркина В.А., Малетин С.С., Стребкова Л.Н., Чернышева Т.Л., Штейн-гольц Б.И. Виды и тенденции развития туризма: учеб. пособие / под общ. ред. Б.И. Штейн-гольца. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. 235 с. ISBN: 978-5-7782-2437-7

10. Землинская Т.Е., Ферсман Н.Г. Некоторые аспекты применения метода проектов в контексте обучения межкультурной коммуникации // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 20. С. 29-36. DOI: 10.18720/HUM/ISSN2227-8591.20.3

11. Степанова О.Н., Венгерова Н.Н., Погодин С.Н. Концептуальный подход и алгоритм педагогического проектирования физкультурно-оздоровительных занятий // Теория и практика физической культуры. 2015. № 2. С. 60-62. ISSN: 0040-3601

12. Сергеев А.Н., Медведев П.Н., Сергеева А.В. Моделирование в системе проект-но-технологической подготовки бакалавров // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2016. №3(250). С. 171-177 DOI: 10.5862/JHSS.250.21

13. Баранова Т. А. Факторы самореализации личности студента в процессе обучения

в вузе // Вопросы методики преподавания в вузе. 2015. № 4 (18) С. 67-75 ISSN: 2227-8591

14. Тараканова Т.С. Главное в современном образовании - многогранное развитие личности // ст. в сб.: Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национальных ис-

следовательских университетах - мат-лы меж-дунар. науч.-метод. конф. СПб. 2012. - 164 с. ISBN: 978-5-7422-3350-3

15. Матвеевская А.С., Погодина В.Л. Ту-ристско-рекреационное проектирование: учебное пособие. - СПб., СПбГУТиД, 2013, 264 с. ISBN 978-5-7937-08275-3

Pogodina V.L., Matveevskaya A.S. Personnel training by universities for the implementation of new interregional tourist programs in Russia. The main trend of new educational programs in the field of «tourism» is manifested in the search for a balanced combination of theoretical and practical aspects of training. Considerable attention is paid to the principle of public-private partnership in the development of tourism, as well as the design of regional business programs in tourism. Topical tasks are building students' active position, their involvement in research as an essential component of educational process, integration of various scientific fields and disciplines, as well as the development of personal qualities, their competence in the field of collective labor. Modern educational standards, in the authors' opinion, provide the future employee of the tourism industry with all the necessary competencies. It is particularly necessary to highlight project activity in training graduates. An employee of the tourism sector should be able to implement various projects in tourism industry, relevant to the modern stage of tourism development, taking into account both global trends in tourism and resource potential of a particular region. Experience shows high efficiency of the project method in the course of preparation and writing of final works by students. When using this method, it is necessary to focus on the situation characteristic of the modern stage of tourism development in the country and the region. Students are offered tasks on the design of programs on branded Russian tourist routes: «Golden ring of Russia», «Great Volga way», «Silver necklace», «Caucasus — the birthplace of hospitality», «Russian estates», «Amber region», «Golden ring of Altai», «Semi-Precious ring of the Urals», «Eastern ring of Russia», «Red route», «Great silk road», «Great tea way», «Trans-Siberian Express».

DOMESTIC AND INCOMING TOURISM; TOURIST-RECREATIONAL DESIGN; RUSSIAN TOURIST ROUTES; TOURIST-DESIGN TECHNOLOGY

Citation: Pogodina V.L., Matveevskaya A.S. Training of personnel by universities for the implementation of new interregional tourist programs in Russia. Teaching Methodology in Higher Education. 2018. Vol. 7. No 24. P. 8-15. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.24.1

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.