стр. 194 из 225
УДК 338.4
DOI: 10.12737/11903
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ СОСТОЯНИЯ ТУРИСТСКОЙ МАРШРУТНОЙ СЕТИ (НА ПРИМЕРЕ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Саранча Михаил Александрович, доктор географических наук, профессор кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, [email protected]
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Голубева Оксана Александровна, аспирант, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск, Российская Федерация
В статье представлены результаты исследования туристской маршрутной сети Приволжского федерального округа. Исследование проводилось согласно следующим этапам: выявление возможных базовых свойств туристских маршрутов (по следующим блокам: реквизиты, потребители, периодичность функционирования и ограничения, средства и способы передвижения, услуги питания и размещения, персонал, стоимостные параметры, примечания и прочие сведения); разработка формы паспорта маршрута (состоящей из 61 вопроса); сбор информации из открытых источников посредством рассылки и заполнения форм в региональных профильных органах исполнительной власти; обработка информации; формирование базы данных туристских маршрутов; анализ сложившейся ситуации; выводы. Была собрана информация по 360 туристским маршрутам.
Результаты исследования показывают, что в Приволжском федеральном округе доминируют внутрирегиональные маршруты, межрегиональные маршруты выполняют интеграционные функции между туристскими сферами экономики охватываемых регионов. Практически 2/3 сети сформировалась в 2010-е годы, по тематике большая часть - это познавательные, образовательные, спортивные и экологические маршруты. Половина маршрутов не имеет ориентации на конкретных потребителей, большинство остальных ориентировано на учащихся школ и молодежь. В регионах округа преобладают маршруты малой протяженности и продолжительности, сезонность функционирования маршрутов выражена не сильно, как правило, это месяцы с мая по сентябрь. Наблюдается слабое использование услуг размещения и питания. В основном используется транспорт туристских фирм, тем не менее весомую роль выполняет и арендуемый транспорт. Уровень комфортности используемого транспорта
характеризуется как высокий и средний. 90 % сети функционирует на постоянной основе и характеризуется хорошей проработанность. Цена одного дня программы туристских маршрутов составляет в 2/3 случаев до 1000 рублей и 1/5 - от 5 до 10 тысяч рублей. Таким образом, наблюдается преобладание экскурсионных и краткосрочных туристских маршрутов с насыщенной программой, с низким задействованием туристской инфраструктуры, что приводит к снижению эффективности положительного воздействия туристской деятельности на принимающие туристов территории.
стр. 195 из 225
Ключевые слова: данные, инвентаризация, методика, Приволжский федеральный округ, регион, систематизация, туристский маршрут
Введение
В современной отечественной науке и практике проблематика сбора, систематизации, мониторинга и репрезентации, а также аналитики туристской маршрутной сети развита слабо. Однако тематика является актуальной, т.к. именно в рамках осуществления путешествия по туристским маршрутам происходит потребление значительной части туристского продукта территорий.
Целью исследования стали сбор, систематизация, репрезентация и анализ данных о состоянии туристской маршрутной сети Приволжского федерального округа.
Исследование проведено в рамках проекта №114-14-11-18-03 «Федерального агентства по туризму» [6].
Методология исследования
Туристский маршрут является сложным предметом исследования, поскольку обладает большим количеством свойств, которые могут быть более или менее актуальными и важными в зависимости от множества факторов: времени года, территории, потребителей и т. д. Поэтому исследование туристских маршрутов требует использования комплексного и системного подходов [1, 2, 7-9, 10]. Кроме того, требует учета развития и организации процессов в пространстве [3-5]. Для этих целей параметры свойств туристских маршрутов нами были разделены на 11 тематических блоков (рис. 1).
f-------------------------------------------------------->L
* \ Примечания Базовые реквизиты t J
Ч /
Прочие параметры ч. У
г \ Состояние маршрута информация о туристских маршрутах
г Стоимостные параметры > > i
* > Персонал с J
Г \ Услуги размещения ч, /
Рисунок 1 - Основные тематические блоки информации о туристских маршрутах
стр. 196 из 225
На основе предложенной схемы была разработана форма паспорта туристского маршрута, содержащая 61 вопрос, в виде таблицы и специальной формы электронной базы данных. Вместе с сопроводительным письмом форма паспорта туристского маршрута была разослана в профильные региональные ведомства, где она заполнялась (по базовым маршрутам регионов) и высылалась обратно. Собранные сведения сводились в единую базу данных. В результате была собрана и обработана информация о 360 туристских маршрутах, что составляет вполне репрезентативную выборку для выявления и анализа текущей ситуации в округе и его регионах.
Результаты исследования
Приволжский федеральный округ (ПФО) находится на территории Поволжья и Западного Урала. В состав Приволжского федерального округа входят 14 субъектов Российской Федерации.
Тематическая структура маршрутов представлена на рисунке 2. Из диаграммы видно, что доминируют по тематике познавательные маршруты, которые в совокупности дают 49 %, значимую роль играют спортивные, образовательные и экологические маршруты. Необходимо отметить, что при всей узости в Приволжском федеральном округе, в сравнении с другими округами РФ, наблюдается относительно широкая диверсификация сети по тематике с завышенной долей активного и природоориентированного туризма.
Рисунок 2 - Структура туристских маршрутов по тематике
стр. 197 из 225
Организаторы туристских маршрутов ориентируются на смешанную аудиторию потребителей (51 %), с некоторой ориентацией на молодое поколение (дети - 24 %, молодежь - 17 %), на взрослых приходится 8,5 %. Более дробная структура потребителей туристского продукта показана на рисунке 3. Средний ориентировочный размер групп на маршруте в округе составляет 29 человек, средний минимальный размер группы -12 человек, средний максимальный размер группы - 31 человек.
дети {с 12 до 14 лет) дети {с 7 до 11 лет) дети (с 1 до 6 лет) семьи, не рекомендуется с детьми до Идет семьи, не рекомендуется с детьми до б лет семьи, не рекомендуется с детьми до 1 года старший возраст {более 60 лет) средний возраст {с 45 до 60 лет) взрослые{с 24 до 44 лет) молодежь (с 15 до 23 лет) не рекомендуется детям доступно для людей с огранич. возмож-ми не рекомендуется без специальной подготовки
без ограничений
0 20 40 60 80 100 120 140
Рисунок 3 - Распределение маршрутов по категориям туристов
По протяженности преобладают маршруты длиной менее 10 км, на которые приходится 40 %, 23 % маршрутов имеют протяженность от 10 до 50 км. По продолжительности маршрутов доминируют экскурсионные (однодневные) - 29 % и на двухдневные туры (чаще всего приуроченные к турам выходного дня) - 37 %. Туры, продолжительностью более 7 дней, классические для отпускных циклов рекреации, составляют всего 4,1 %.
До 2000 года в округе сформировалось только 4 % ныне существующей маршрутной сети, в течение 2000-х годов - 34 % сети. После выхода страны из экономического кризиса 2008 года развитие сети туристских маршрутов осуществлялось по нарастающей. Так, за последние два года было введено в эксплуатацию 63 % маршрутной сети округа. К сертифицированным относится 22 маршрута из 105 (на основании ответов респондентов).
Сезонность функционирования маршрутов отражена на рисунке 4, из которого следует, что 86 % маршрутов функционирует круглогодично. Тем не менее в округе наблюдается некоторое преобладание маршрутов летнего периода. Ограничения по погодным условиям существуют на 67 % маршрутов. 18 маршрутов требуют
предварительной регистрации в службах МЧС.
стр. 198 из 225
Рисунок 4 - Распределение маршрутов по периодам функционирования
По способу передвижения по маршрутам более востребованы пеший, автобусный и автомобильный (легковой) (рис. 5). В качества источников предоставления транспорта в 61 % случаев используется транспорт, предоставляемый турфирмами, в 28 % случаев на туристов возлагается аренда транспорта, личный и общественный транспорт используется редко. Округ характеризуется равным соотношением на маршрутах транспорта среднего и высокого уровня комфортности.
Рисунок 5 - Распределение маршрутов по способу передвижения
Четверть функционирующих туристских маршрутов не включает в свою программу обслуживания услуги питания, входящие в стоимость тура (распределение по времени предоставления услуги показано на рисунке 6). В 12 % случаев предоставляется возможность получения услуг питания за дополнительную плату.
стр. 199 из 225
Рисунок 6 - Распределение маршрутов по предоставляемым услугам питания
По причине краткосрочности программ туристских маршрутов, их прямая потребность в коллективных средствах размещения находится на низком уровне. Наибольшее использование получают гостиницы (78 %) и прочие заведения (14 %). Услуги размещения (при их наличии) входят в стоимость тура в 93 % случаев.
Необходимость использования услуг персонала на маршрутах представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 - Распределение маршрутов по требуемому персоналу
Средняя цена путешествия по туристскому маршруту составляет 2200 рублей, в расчете на один день - 1830 рублей. Структура представлена на рисунке 8. 32 маршрута предполагает дополнительные транспортные расходы, 2 - дополнительные расходы на услуги размещения, 6 - на инвентарь. Средняя ориентировочная сумма необходимых наличных указывается в 570 рублей.
стр. 200 из 225
Рисунок 8 - Распределение маршрутов по цене одного дня
Качество разработанности маршрутов в 78 % случаев оценивается как высокое, 22% - среднее. 90% маршрутов функционирует на постоянной основе, 2 маршрута находятся на стадии апробации, остальные функционируют эпизодически. Количество путешествий по маршрутам в 2010 году составило 1692 (по заполненным формам 50 маршрутов), в 2011 - 2416 (по заполненным формам 55 маршрутов), в 2012 - 3403 (по заполненным формам 65 маршрутов), в 2013 - 11527 (по заполненным формам 111 маршрутов). Таким образом, по данному параметру наблюдается устойчивый рост.
Заключение
Таким образом, разработанная методика исследования позволила сформировать начальный реестр маршрутов для последующего наполнения и мониторинга, а обработка результатов дала возможность комплексно проанализировать текущее состояние туристской маршрутной сети Приволжского федерального округа и его отдельных территорий.
Литература
1. Александрова, А.Ю. Новейшее представление о сфере туризма как системе // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2014. - № 1. - С. 24-38.
2. Александрова А.Ю., Соболева Е.А., Цапук Д.А., Новиков В.С. Статистика туризма: Учебник. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 464 с.
3. Зырянов, А.И. Теоретические аспекты географии туризма. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2013. - 158 с.
стр. 201 из 225
4. Башалханова, Л.Б. Опыт применения картографо-геоинформационного подхода при оценке природно-рекреационных ресурсов Байкальского региона / Башалханова Л.Б., Евстропьева О.В., Галес Д.А., Казаков А.В. // Геодезия и картография. - 2014. - №6. -С.27-33.
5. Туристское ресурсоведение: учебник / А.С. Кусков, А.В. Иванов, И.А. Яшков, П.С. Ширинкин. - М.: Университетская кн., 2011. - 348 с.
6. Разработка методологии создания и ведения информационной базы маршрутной сети регионов Российской Федерации с целью систематизации туристских маршрутов, расположенных в регионах Российской Федерации: отчет о НИР/НИОКР // Российский государственный университет туризма и сервиса; Руководитель: М.А. Саранча; Исполнители: Н.А. Платонова, Е.С. Погребова, А.И. Мосалёв и др. - М., 2014. - 142 с. - №114-14-11-18-03.
7. Саранча, М.А. Из размышлений о развитии туристских систем // Вестник ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2014. - Т. 8, №3. - С. 103-110.
8. Саранча, М.А. Территориальная туристско-рекреационная система как комплексное общественно-природное образование // Вестник Удмуртского университета. - Серия «Биология. Науки о земле»». - 2010. - Вып. 6-3. - С. 58-68.
9. Саранча, М.А. Туристский потенциал территории: проблематика определения сущности и структуры // Вестник Удмуртского университета. - Серия «Биология. Науки о земле»». - 2015. - Вып. 6-1. - С. 134 - 140.
10. Сахарчук, Е.С. Экономические аспекты устойчивого развития туризма в регионах Российской Федерации / С.В. Илькевич, Е.С. Сахарчук // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2014. - Т.8, №2. - C. 4-16.
METHODICAL APPROACHES TO RESEARCH OF STATE TOURISM ROUTE NETWORK (ON EXAMPLE PRIVOLZHSKY FEDERAL DISTRICT)
Mikhail Sarancha, PhD (Dr.Sc.) in Geography, Professor, [email protected]
Russian State University of Tourism and Service,
Moscow, Russia
Oksana Golubeva, PhD student, [email protected],
Udmurt State University,
Izhevsk, Russian Federation
The article presents the research results of the tourist route network Privolzhsky Federal District. Research was conducted according to the following stages: identification of possible
стр. 202 из 225
basic properties of tourist routes (in the following blocks: requisites, consumers, the periodicity offunctioning and limits, means and ways of movement, food and accommodation services, staff, cost parameters, notes and other information); the development forms of passports route (consisting of 61 questions); collecting information from open sources and by sending the completed form to the regional specialized executive authorities; data processing; development of a database of tourist routes; identifying the current situation; findings. The information about 360 tourist routes was collected.
Research results show predominance of intraregional routes in Privolzhsky Federal District, interregional routes perform the functions of integration between the tourism sectors of the economy of covered regions. Almost 2/3 of the network was formed in 2010s, by thematic most part - it is informative, educational, sporting and environmental roots. Half of the routes are not targeted on specific customers, most of the rest is focused on school children and young people. Routes of small extent and duration are dominated in regions of districts, the seasonality of routes functioning not strongly expressed, usually this is the months from May to September. Weak use the services of accommodation and food is observed. The transport of tourist companies is primarily used, nevertheless a significant role performs rented vehicles. The level of comfort of used transport is characterized as high and medium. 90% of the network is functioning on a permanent basis and is well elaborated. Price per one day of program of tourist routes in 2/3 of the cases is up to 1000 rubles, and 1/5 - from 5 to 10 thousand rubles.
Thus, there is a predominance of short-term and excursion tourist routes with rigorous curriculum, with a low involvement of the tourist infrastructure, which reduces the efficiency of the positive impact of tourist activities on the receiving territory.
Keywords: data, inventory methods, Privolzhsky Federal District, region, classification, tourist route
References
1. Aleksandrova, A.Ju. Novejshee predstavlenie o sfere turizma kak sisteme [The newest ideas of the tourism sector as a system] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service & Tourism: Current Challenges]. 2014. №1. P. 24-38.
2. Aleksandrova A.Ju., Soboleva E.A., Capuk D.A., Novikov V.S. Statistika turizma: Uchebnik [Tourism statistics: Textbook]. Moscow: Federal'noe agentstvo po turizmu, 2014. 464 p.
3. Zyrjanov, A.I. Teoreticheskie aspekty geografii turizma [Theoretical aspects of the geography of tourism]. Perm': Permskij gosudarstvennyj nacional'nyj issledovatel'skij universitet, 2013. 158 p.
4. Bashalhanova, L.B. Evstrop'eva, O.V., Gales, D.A., Kazakov, A.V. Opyt primenenija kartografo-geoinformacionnogo podhoda pri ocenke prirodno-rekreacionnyh resursov Bajkal'skogo regiona [Experience of cartography and geoinformation approach in assessing natural and recreational resources of the Baikal region]. Geodezija i kartografija [Geodesy and Cartography]. 2014. №6. P. 27-33.
стр. 203 из 225
5. Turistskoe resursovedenie: uchebnik [Tourist resources study: Textbook]. A.S. Kuskov, A.V. Ivanov, I.A. Jashkov, P.S. Shirinkin. Moscow: Universitetskaja kniga, 2011. 348 p.
6. Razrabotka metodologii sozdanija i vedenija informacionnoj bazy marshrutnoj seti regionov Rossijskoj Federacii s cel'ju sistematizacii turistskih marshrutov, raspolozhennyh v regionah Rossijskoj Federacii: otchet o NIR/NIOKR [Development of methodology of creating and maintaining an information base route network of regions of the Russian Federation for systematizion the tourist routes, location in the regions of the Russian Federation: research report ]. M.A. Sarancha, N.A. Platonova, E.S. Pogrebova, A.I. Mosaljov and so on. Moscow: Russian State University of Tourism and Service, 2014. 142 p. №114-14-11-18-03.
7. Sarancha, M.A. Iz razmyshlenij o razvitii turistskih sistem [From reflections on the development of tourism systems]. Vestnik associacii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2014. T.8. №3. P. 103-110.
8. Sarancha, M.A. Territorial'naja turistsko-rekreacionnaja sistema kak kompleksnoe obshhestvenno-prirodnoe obrazovanie [Territorial tourism and recreation system as a complex social and natural formation]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Serija «Biologija. Nauki o zemle» [Bulletin of Udmurt University. Series «Biology. Earth Sciences»]. 2010. Issue 6-3. P. 58-68.
9. Sarancha, M.A. Turistskij potencial territorii: problematika opredelenija sushhnosti i struktury [The tourist potential of the territory: the problems of defining the essence and structure]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Serija «Biologija. Nauki o zemle» [Bulletin of Udmurt University. Series «Biology. Earth Sciences»]. 2015. Issue. 6-1. P. 134-140.
10. Saharchuk, E.S., Il'kevich, S.V. Ekonomicheskie aspekty ustojchivogo razvitija turizma v regionah Rossijskoj Federacii [Economic aspects of sustainable tourism development in the Russian regions]. Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2014. T.8. №2. P. 4-16.