Научная статья на тему 'Состояние туристской маршрутной сети полярных регионов российской Федерации'

Состояние туристской маршрутной сети полярных регионов российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
349
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ПОЛЯРНЫЙ РЕГИОН / ТУРИСТСКИЙ МАРШРУТ / ТУРИСТСКАЯ ПРОГРАММА / ТУРИЗМ / ARCTIC TOURISM / POLAR REGION / TOURIST ROUTE / TOURIST PROGRAM / TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Саранча Михаил Александрович, Лазарева Марина Алексеевна, Кривопуск Светлана Сергеевна

Статья посвящена результатам исследования состояния туристских маршрутов и увязанных с ними программ в полярных регионах Российской Федерации. На первом этапе исследования были идентифицированы территории, которые могут быть отнесены к российской Арктике. Далее разработана методика, на основе которой авторы выявили базовые свойства туристских маршрутов и программ, по каждому из которых были разработаны шкалы для их измерения. Полученные материалы стали основой для разработки формы паспорта туристского маршрута, по которой был проведен сбор актуальной информации на основе открытых источников. Собранная информация по 343 объектам была сведена в единую базу данных. Полученные результаты показали, что по большинству свойств туристские маршруты и программы сильно отличаются от типичной ситуации по стране, выявленной в рамках предыдущих исследований. Наиболее развитая сеть маршрутов представлена в Мурманской и Архангельской областях. В остальных регионах развитие туристской сферы имеет очаговый характер, а состояние маршрутной сети и реализуемых программ вариативно и специфично. Для проведения исследования были использованы ситуационный и системный подходы, методы математики и статистики, сравнительный, анализа и синтеза, абстракции, индукции и дедукции, геоинформационный и картографический методы. Результаты исследования отражают современное состояние туристской маршрутной сети российской Арктики, что формирует фактологическую базу для проведения государственной политики в туристской сфере Арктики, а также разработки новых продуктов для туристского бизнеса. Сформированная база данных о туристских маршрутах и программах может позволить улучшить информационное обеспечение субъектов туристской сферы (в том числе и непосредственно туристов) как России, так и зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Саранча Михаил Александрович, Лазарева Марина Алексеевна, Кривопуск Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OF TOURISM ROUTE NETWORK OF THE POLAR REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the study condition of tourist routes and associated with them the programs in the polar regions of the Russian Federation. At the first stage of the study the territories that can be attributed to the Russian Arctic have been identified. Further, the technique, allowed the authors to identify the basic properties of the tourist routes and programs by means of scale to measure each of which, has been established. The obtained materials became the basis for the development of form of tourism route passports, according to which collecting of relevant information through open sources was conducted. The information collected on 343 objects was put in a unified database. The research results show that the majority of the properties of tourist routes and programs are very different from the typical situation in the country, identified in previous studies. The most developed route network is represented in Murmansk and Arkhangelsk regions. In other regions the tourism development has a local character, and the state of the route network and implemented programs is specific and variably. The following research methods and approaches have been used: situational and systemic approaches, methods of mathematics and statistics, comparative method, analysis and synthesis, abstraction, induction and deduction, geoinformation and cartographic methods. The study results reflect the current state of the tourism route network in the Russian Arctic. It is a factual basis for state policy in Arctic tourism, as well as developing new products for the tourist business. The generated database of tourist routes and programs will allow to improve the information support of subjects of tourism sector (including directly tourists) both in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Состояние туристской маршрутной сети полярных регионов российской Федерации»

УДК 008.379.85 DOI: 10.12737/19725

СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ МАРШРУТНОЙ СЕТИ ПОЛЯРНЫХ РЕГИОНОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саранча Михаил Александрович, доктор географических наук, профессор кафедры бизнес-технологий в туризме и гостеприимстве, sma77@rambler.ru,

Лазарева Марина Алексеевна, студент, lazarevam-a@mail.ru, Кривопуск Светлана Сергеевна, студент, svetakrivopusk@mail.ru,

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Статья посвящена результатам исследования состояния туристских маршрутов и увязанных с ними программ в полярных регионах Российской Федерации. На первом этапе исследования были идентифицированы территории, которые могут быть отнесены к российской Арктике. Далее разработана методика, на основе которой авторы выявили базовые свойства туристских маршрутов и программ, по каждому из которых были разработаны шкалы для их измерения. Полученные материалы стали основой для разработки формы паспорта туристского маршрута, по которой был проведен сбор актуальной информации на основе открытых источников. Собранная информация по 343 объектам была сведена в единую базу данных. Полученные результаты показали, что по большинству свойств туристские маршруты и программы сильно отличаются от типичной ситуации по стране, выявленной в рамках предыдущих исследований. Наиболее развитая сеть маршрутов представлена в Мурманской и Архангельской областях. В остальных регионах развитие туристской сферы имеет очаговый характер, а состояние маршрутной сети и реализуемых программ вариативно и специфично.

Для проведения исследования были использованы ситуационный и системный подходы, методы математики и статистики, сравнительный, анализа и синтеза, абстракции, индукции и дедукции, геоинформационный и картографический методы.

Результаты исследования отражают современное состояние туристской маршрутной сети российской Арктики, что формирует фактологическую базу для проведения государственной политики в туристской сфере Арктики, а также разработки новых продуктов для туристского бизнеса. Сформированная база данных о туристских маршрутах и программах может позволить улучшить информационное обеспечение субъектов туристской сферы (в том числе и непосредственно туристов) как России, так и зарубежных стран.

Ключевые слова: арктический туризм, полярный регион, туристский маршрут, туристская программа, туризм

Актуальность исследования обусловлена тем, что Арктическая зона занимает значительную часть территории Российской Федерации. Эта большая по площади территория, несмотря на суровые климатические условия, наравне с остальным регионами

России может конкурировать на внутреннем и внешнем туристских рынках [5, 6, 7, 18]. Для эффективного планирования своей работы отраслевые ведомства должны иметь представления как о сложившейся маршрутной сети и программах, туристских потоках в арктические регионы Российской Федерации, так и о потенциале их развития [9, 12, 16]. С учётом вышеизложенного целью работы стало выявление текущего состояния туристской маршрутной сети Арктической зоны Российской Федерации. Объектом исследования являются туристские маршруты и связанные с ними программы Арктической зоны России, предметом - их базовые свойства, отражающее состояние туристской маршрутной сети территории.

Методология исследования. Сбор полной и актуальной информации о состоянии туристской маршрутной сети и реализуемых программ предполагает выявление их базовых свойств [1, 3]. В исследовании основными свойствами выступили следующие: реквизиты (название, исполнители и разработчики и т.п.), тематика, форма, категория потребителей и размеры групп, пункты маршрута [20], аттракции, продолжительность и протяженность [14], периодичность функционирования [8], ценовые параметры [2], средства и способы передвижения, услуги питания и размещения, требуемый персонал, примечания [13, 17, 19]. По представленным свойствам были определены параметры их описания и измерения. Например, по тематике маршрутов и их программ были выделены познавательный, деловой, спортивный, приключенческий, образовательный, событийный, лечебно-оздоровительный, рекреационный, развлекательный, сельский, экологический и гастрономический; по категории потребителей: детский, молодёжный, взрослый, смешанный; по способу передвижения: (автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный, автобусный, мотоциклетный, велосипедный, конный, пеший [11] и т.д.

На основе полученного перечная свойств маршрутов и приуроченных к ним программ была разработана форма паспорта для сбора информации в виде таблицы. Заполнялись паспорта на основе собранной из открытых источников информации, предложенной турфирмами. Таким образом была собрана информация по 343 туристским маршрутам в полярных регионах России (из них 27 - межрегиональные, 6 - международные) [4, 19].

Перед сбором информации важным вопросом было определение территорий, которые могут быть отнесены к Арктике. В качестве руководства и рационального

варианта был использован указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. №296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» .

На последнем этапе исследования собранная информация была сведена в единую базу данных и проанализирована. Данные об опорной сети туристских маршрутов при помощи геоинформационных технологий закартированы как в линейном виде, так и нанесением пунсонов отдельных опорных пунктов туристской маршрутной сети [19].

Результаты исследования.

По количеству маршрутов резко преобладают внутрирегиональные. По сравнению с азиатской частью России, число европейских маршрутов в Арктической зоне сильно превалирует. Распределение маршрутов по их числу в арктических регионах представлено на рисунке 1.

Рисунорк 1 - Число выявленных туристских маршрутов в регионах Арктической зоны России

По тематике познавательные и экологические маршруты в общей совокупности составляют 50%, важную роль играют спортивные и приключенческие. Значительную часть туристских маршрутов в Арктике можно отнести к приключенческим ввиду существенного влияния на процессы и результаты специфики территории и экстремальности условий, используемых средств передвижения и ночёвок. Весомая роль познавательного туризма увязывается не только с культурным наследием территорий [10], но и с уникальным природным [15]. Распределение маршрутов по тематике представлено на рисунке 2.

В Мурманской области, Красноярском крае, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах значительная часть маршрутов приходится на спортивную и

3 Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. №296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70547984/

приключенческую тематики. Архангельская область выделяется сильной ориентированностью маршрутов и программ на познавательный и религиозный туризм.

В распределении маршрутов по их ориентации на категории потребителей наблюдается преобладание категории взрослые и молодёжь. Доля детских маршрутов незначительна, а в арктических территориях Красноярского края, Республики Коми, Республики Саха (Якутии), Чукотского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа участие детей в туристских маршрутах практически исключено, что вполне закономерно, учитывая особенности туров и среды их реализации.

По продолжительности маршрутов и программ в Мурманской области преобладают экскурсионные (однодневные) туры, доля маршрутов продолжительностью до 5 дней составляет 80%. Относительно близкая ситуация наблюдается и в Архангельской области с Ненецким автономным округом. Ситуация в азиатской части Российской Арктики представлена на рисунке 3.

■ гастрономический

■ познавательный

■ приключенческий

■ религиозный

■ сельский

■ экологический

■ лечебно-оздоровительный

■ образовательный

■ развлекательный

■ рекреационный

■ событийный

■ спортивный

Рисунок 2 - Распределение туристских маршрутов и программ Арктической зоны России по тематике

Рисунок 3 - Распределение маршрутов Арктической зоны азиатской части России по продолжительности маршрутов

и программ, дней

По сравнению с общероссийской ситуацией [4], Арктическая зона России отличается преобладанием маршрутов средней и большой протяженности, как показано на рисунке 4, что связанно с их значительными площадями регионов и слабой освоенностью территории. Так, на маршруты протяженностью менее 50 километров в России приходится 49%, в то время как в Арктической зоне - 30%.

■ до 10

■ ОТ10 ДО 50

■ от 50 до 100

■ отЮОдо 150

■ ОТ150 до 250

■ от250до 500

■ бол ее 500

Рисунок 4 - Распределение маршрутов Арктической зоны России

по протяженности, км

Специфическая картина наблюдается в распределении туристских маршрутов по сезонности их функционирования. Наиболее типичная ситуация, в сравнении со значениями по стране [4], присуща Архангельской области с Ненецким АО - высокая доля круглогодичных маршрутов, а наибольшее их количество приходится на летние месяцы. В Арктической зоне азиатской части страны наблюдается резкое преобладание маршрутов, осуществляемых с июня по август, что обусловливается экстремальными климатическими условиями для туристов в остальное время года. Особая ситуация наблюдается в Мурманской области, обладающей более мягким климатом и ориентирующейся на активные виды туризма, в т. ч. и зимние, - выделяется два сезона: зимний и летний.

В распределении маршрутов по способу передвижения в европейских территориях Арктики преобладает автобусный, при повышенной доле водного, смешанного и мотоциклетного. В азиатских территориях Арктики наблюдается сочетание средств и способов перемещения по маршруту, с важной ролью водного и авиационного транспорта, роль автомобильного транспорта низка (за исключением использования вездеходов) по причине очень слабого развития соответствующей инфраструктуры.

Распределение туристских маршрутов по цене представлено в рисунке 5. Здесь наблюдается явное преобладание, по сравнению с общероссийскими значениями [4], продуктов с высокими ценами, при этом цены находятся практически в прямой зависимости от транспортной доступности и географического положения.

■ до 500

■ от 500 до 1 000 от1 ОООдо 2 500

в от 2 500до 5 000

■ от5 ОООдо 10 000

■ от 10 ОООдо 25 000

■ более25 000

Рисунок 5 - Распределение маршрутов Арктической зоны России

по цене, руб. в день

Большая часть из функционирующих туристских маршрутов (72,4%) включает в свою программу обслуживания услуги питания, входящие в стоимость тура (однако зачастую, особенно в малоосвоенных территориях, такая услуга предполагает самостоятельное или при помощи сопровождающего лица приготовление пищи).

В Мурманской и Архангельской областях на маршрутах наиболее востребованы гостиницы, прочие индивидуальные и специализированные заведения используются значительно реже. В остальных регионах весомую роль играют прочие средства размещения (палатки, гостевые дома и т.п.), на коллективные средства размещения приходится всего 2/5 маршрутов.

В российской Арктике, по равнению со средней полосой России [4], меньшая роль отводится экскурсоводам (гидам) в пользу проводников и инструкторов, без которых организация туров в сложных условиях может оказаться не безопасной.

Заключение. Таким образом, в ходе исследования были проведены сбор, обработка и анализ информации о состоянии туристской маршрутной сети Арктической зоны России. Результаты исследования показывают, что территория характеризуется неравномерным охватом туристской маршрутной сетью. Наибольшего развития она достигла в Мурманской и Архангельской областях, в остальных регионах имеет очаговый характер локализации. Сильные различия наблюдаются и в параметрах отдельных

исследованных свойств маршрутов и программ, зачастую обусловленные особенностями окружающей среды Арктики. Полученные результаты могут быть использованы всеми заинтересованными субъектами в области развития туризма в Арктической зоне России.

Литература

1. Зырянов А.И. Теоретические аспекты географии туризма. - Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2013. - 158 с.

2. Пайн Дж. Б., Гилмор Х. Дж. Экономика впечатлений. Работа. - М.: Вильямс, 2005. - 304 с.

3. Саранча М.А. Проблемы концептуального определения и соотношения понятий «туризм» и «рекреация» // Вестник Удмуртского университета. Серия «Науки о земле». -2009. - Вып. 6-2. - С. 105-118.

4. Саранча М.А. Методика исследования и состояние туристской маршрутной сети России // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2015. - Т. 9, №2. - С. 23-27.

5. Саранча М.А., Мосалёв А.И. Опыт организации развития туристской сферы в полярных регионах зарубежных стран // Вестник ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. -2015. - Т. 9, №4. - С. 26-36.

6. Тотонова Е.Е. Развитие туризма северных территорий Канады в современных условиях // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - Т.2, № 2. -С. 41-45.

7. Brouder P. Tourism Development in Peripheral Areas: Processes of Local Innovation and Change in Northern Sweden. Doctoral thesis thesis, Mid Sweden University. 2013. 260 p.

8. Butler R. W., Hinch T. Tourism and Indigenous Peoples: Issues and Implications. -London: Butterworth-Heinemann, 2007. 400 p.

9. Cooper C., Hall C. M. Contemporary tourism: an international approach. Oxford: Butterworth-Heinemann, 2008. 377 p.

10. Cros H.D., Kercher B. Cultural Tourism. London, United Kingdom: Routledge, 2015. 290 p.

11. Goeldner C.R., Ritchie J.R.B. Tourism: principles, practices, philosophies. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2011. 544 p.

12. Gossling, S., Hall, C.M. & Weaver, D. Sustainable Tourism Futures: Perspectives on Systems, Restructuring and Innovations, Routledge, New York. 2009. 320 p.

13. Hall C.M. Tourism, rethinking the social science of mobility. Harlow: Prentice-Hall, 2005. 448 p.

14. Hall C.M., Page S. The Geography of Tourism and Recreation: Environment, Place and Space. London: Routledge, 2006. 530 p.

15. Lovelock B., Lovelock K. The Ethics of Tourism: Critical and Applied Perspectives. London, United Kingdom: Routledge, 2013. 384 p.

16. Mason P. Tourism Impacts, Planning and Management. Luton, UK: Head of Tourism and Leisure Department, University of Luton, Butterworth-Heinemann, 2003. 208 p.

17. Mill R.C., Morrison A.M. The Tourism System. New York: Kendall Hunt Publishing, 2012. 444 p.

18. Reddy M. V., Wilkes K. Tourism in the Green Economy. London, United Kingdom: Routledge, 2015. 388 p.

19. Sarancha M.A., Batalova L.V., Okonnikova T.I. Tourist route network of the Russian Federation: the research methodology and the current situation // International multidisciplinary scientific conferences social sciences & arts SGEM2015, Bulgaria, 2015. pp. 955-961

20. Williams S., Lew A. Tourism Geography: Critical Understandings of Place, Space and Experience. London: Routledge, 2014. 328 p.

STATE OF TOURISM ROUTE NETWORK OF THE POLAR REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Michael Sarancha, PhD (Dr.Sc.) in Geographic sciences, Professor, e-mail: sma77@rambler.ru,

Marina Lazareva, student, e-mail: lazarevam-a@mail.ru,

Svetlana Krivopusk, student, e-mail: svetakrivopusk@mail.ru

Russian State University of Tourism and Service Moscow, Russian Federation

The article is devoted to the study condition of tourist routes and associated with them the programs in the polar regions of the Russian Federation. At the first stage of the study the territories that can be attributed to the Russian Arctic have been identified. Further, the technique, allowed the authors to identify the basic properties of the tourist routes and programs by means of scale to measure each of which, has been established. The obtained materials became the basis for the development of form of tourism route passports, according to which collecting of relevant information through open sources was conducted. The information collected on 343 objects was put in a unified database. The research results show that the majority of the properties of tourist routes and programs are very different from the typical situation in the country, identified in previous studies. The most developed route network is represented in Murmansk and Arkhangelsk regions. In other regions the tourism development has a local character, and the state of the route network and implemented programs is specific and variably.

The following research methods and approaches have been used: situational and systemic approaches, methods of mathematics and statistics, comparative method, analysis and synthesis, abstraction, induction and deduction, geoinformation and cartographic methods.

The study results reflect the current state of the tourism route network in the Russian Arctic. It is a factual basis for state policy in Arctic tourism, as well as developing new products for the tourist business. The generated database of tourist routes and programs will allow to improve the information support of subjects of tourism sector (including directly tourists) both in Russia and abroad.

Keywords: Arctic tourism, polar region, tourist route, tourist program, tourism

References

1. Zyrjanov A.I. Teoreticheskie aspekty geografii turizma [Geography of tourism: Theoretical aspects]. Perm: Perm State National Research University, 2013. 158 p.

2. Pajn Dzh. B., Gilmor H. Dzh. Ekonomika vpechatlenij. Rabota [The economy of impressions. The work]. Moscow: Williams, 2005. 304p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Sarancha M.A. Problemy konceptual'nogo opredelenija i sootnoshenija ponjatij «turizm» i «rekreacija» [Terms of "tourism" and "recreation": Conceptual definition and correlation] // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Serija «Nauki o zemle» [Bulletin of Udmurt University. Series "Geosciences"]. 2009. Issue 6-2. Pp. 105-118.

4. Sarancha M.A. Metodika issledovanija i sostojanie turistskoj marshrutnoj seti Rossii [The methodology of research and state of the tourist route network in Russia]// Vestnik Associacii VUZov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2015. Vol. 9, №2. Pp. 23-27.

5. Sarancha M.A., Mosaljov A.I. Opyt organizacii razvitija turistskoj sfery v poljarnyh regionah zarubezhnyh stran [Experience of development of tourism services in polar regions in foreign countries] // Vestnik associacii VUZov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2015. Vol. 9, №4. Pp. 26-36.

6. Totonova E.E. Razvitie turizma severnyh territory Kanady v sovremennyh uslovijah [Tourism development of the northern territories of Canada under current conditions]// Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovets State University]. -2011. Vol.2, № 2. Pp. 41-45.

7. Brouder P. Tourism Development in Peripheral Areas: Processes of Local Innovation and Change in Northern Sweden. Doctoral thesis thesis, Mid Sweden University. 2013. 260 p.

8. Butler R. W., Hinch T. Tourism and Indigenous Peoples: Issues and Implications. -London: Butterworth-Heinemann, 2007. 400 p.

9. Cooper C., Hall C. M. Contemporary tourism: an international approach. Oxford: Butterworth-Heinemann, 2008. 377 p.

10. Cros H.D., Kercher B. Cultural Tourism. London, United Kingdom: Routledge, 2015. 290 p.

11. Goeldner C.R., Ritchie J.R.B. Tourism: principles, practices, philosophies. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2011. 544 p.

12. Gossling, S., Hall, C.M. & Weaver, D. Sustainable Tourism Futures: Perspectives on Systems, Restructuring and Innovations, Routledge, New York. 2009. 320 p.

13. Hall C.M. Tourism, rethinking the social science of mobility. Harlow: Prentice-Hall, 2005. 448 p.

14. Hall C.M., Page S. The Geography of Tourism and Recreation: Environment, Place and Space. London: Routledge, 2006. 530 p.

15. Lovelock B., Lovelock K. The Ethics of Tourism: Critical and Applied Perspectives. London, United Kingdom: Routledge, 2013. 384 p.

16. Mason P. Tourism Impacts, Planning and Management. Luton, UK: Head of Tourism and Leisure Department, University of Luton, Butterworth-Heinemann, 2003. 208 p.

17. Mill R.C., Morrison A.M. The Tourism System. New York: Kendall Hunt Publishing, 2012. 444 p.

18. Reddy M. V., Wilkes K. Tourism in the Green Economy. London, United Kingdom: Routledge, 2015. 388 p.

19. Sarancha M.A., Batalova L.V., Okonnikova T.I. Tourist route network of the Russian Federation: the research methodology and the current situation // International multidisciplinary scientific conferences social sciences & arts SGEM2015, Bulgaria, 2015. pp. 955-961

20. Williams S., Lew A. Tourism Geography: Critical Understandings of Place, Space and Experience. London: Routledge, 2014. 328 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.