САРАНЧА Михаил Александрович удк / udc 338.27
DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-18-24 Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); доктор географических наук, профессор; e-mail: [email protected], [email protected]
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТУРИСТСКОЙ СФЕРЫ СТРАН МИРА КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ
Статья посвящена разработке и апробации методики оценки конкурентоспособности туристской сферы стран мира на основе открытых данных как базовой составляющей устойчивого развития туризма. Актуальность исследования заключается в том, что при всём многообразии взглядов на устойчивое развитие туризма непосредственно проблематике исследования уделяется недостаточное внимание как в виду сложности вопроса, так и по причинам плохой доступности достаточной информации, больших объёмов работы в обработке данных и др. Предмет исследования - методика оценки конкурентоспособности туристской сферы стран мира. Гипотеза исследования: при помощи разработанной методики возможно выявить и оценить туристскую конкурентоспособность стран мира.
В первой части статьи рассматриваются основные организации и их подходы к проблематике исследования: ЮНВТО, Международный совет по туризму и путешествиям и Международный экономический форум. Во второй части статьи представлена методика оценки, которая направлена на получение интегрального индекса, состоящего из 4 блоков и 21 подблоков, оперирующая 217 индикаторами оценки для 204 стран мира. Результаты оценки представлены в виде географических карт-схем.
Основными методами исследования выступили: математико-статистический, геоинформационный, нейронного анализа, сравнительный, моделирования и абстрагирования и др. Основными исследовательскими подходами стали системный, комплексный, географический и ситуативный. Результаты исследования заключаются в разработанной и апробированной методике оценки конкурентоспособности туристской сферы стран мира, которые обладают как научно-методологической, так и практической значимостью. В рефлексии показаны как преимущества, так и недостатки методики.
Ключевые слова: туристская аттрактивность, конкурентоспособность туристской сферы стран мира, индекс конкурентоспособности туристской сферы стран мира, индикаторы индекса конкурентоспособности туристской сферы, методика оценки конкурентоспособности туристской сферы стран мира, туристская сфера, туристская доступность, туристские условия.
Введение. Конкурентоспособность туристской сферы территорий является одним из базовых показателей устойчивого развития туризма, так как комплексно выражает его структуру и содержание, позволяет выявить пространственные закономерности и организацию. При всём многообразии взглядов на устойчивое развитие туризма [7-13] непосредственно проблематике статьи уделяется недостаточное внимание как в виду сложности вопроса, так и по причинам плохой доступности достаточной информации, больших объёмов работы в обработке данных и др.
Целью исследования выступила оценка конкурентоспособности туристской сфе-
ры стран мира на базе разработанной автором методики и открытых данных. Предмет исследования - методика осуществления соответствующей оценки.
Методы и подходы. Основными методами исследования выступили: математи-ко-статистический, геоинформационный, нейронного анализа, сравнительный, моделирования и абстрагирования и др. Основными исследовательскими подходами стали системный, комплексный, географический и ситуативный.
Обзор проблематики. На международном уровне мониторингу данного вопроса на системной основе уделяют внимание ЮНВТО, Международный совет по туризму
и путешествиям («World Travel & Tourism Council») и Международный экономический форум («World Economic Forum»).
ЮНВТО по проблематике исследования в своей основе занимается мониторингом статистики въездного, выездного и внутреннего туризма, количества и деятельности предприятий туристской индустрии, занятости в сфере туризма, вклада туризма в макроэкономические показатели и др. Организация регулярно издаёт статистические справочники, среди которых особо выделяются два - «Статистический сборник по туризму» (более известный как «Compendium of Tourism Statistics») и «Ежегодник по статистике туризма». Среди других изданий ЮНВТО по статистике туризма следует отметить статистический справочник по выездному туризму, «Мировой туристский барометр» (один выпуск в два месяца), а также публикации по отдельным странам и регионам мира [6].
Так, в рекомендациях по устойчивому развитию туризма ЮНВТО рекомендует уделять внимание следующим направлениям:
- туристской политике и управлению (месту туризма в регионе, нормативно-правовой базе, институциональной структуре);
- экономике (статистике туризма и его вкладу в экономику, производству, торговле, инвестициям и бизнес-среде туризма, брендингу, маркетингу и позиционированию продукта, жизнеспособности, безопасности и риск-менеджменту);
- трудовым ресурсам (управлению трудовыми ресурсами и условиями труда, их квалификации);
- повышению уровня жизни населения (комплексному подходу к повышению уровня жизни за счёт туризма, включению уязвимых групп в сферу туризма, поддержке инициатив в туризме, направленных в пользу уязвимых групп населения, предотвращению негативных социальных последствий);
- устойчивости окружающей среды (обеспечению сохранения и популяризации природного и культурного наследия, решению проблем глобального изменения климата, повышению устойчивости функционирования и развития туризма, мониторингу за воздействиями туризма).
Однако, при всей комплексности подхода ЮНВТО выводит за пределы устойчивости вопросы науки и инноваций в туризме, масштабы решаемых проблем и многое другое. Поэтому с концептуальных аспектов их стоит дополнять, к примеру, принципами устойчивого развития «Беладжио» [15]. При всем многообразии деятельности ЮНВТО непосредственно интегральной оценкой устойчивости и конкурентоспособности туристской сферы стран мира не занимается.
«Международный совет по туризму и путешествиям» ведёт наблюдения за конкретными экономическими индикаторами туристской сферы стран мира. Особого же внимания заслуживает «Международный экономический форум», поскольку именно эта организация каждые два года публикует «Индекс конкурентоспособности туризма» («The Travel & Tourism Competitiveness») стран мира [14]. Так, последний отчёт учитывает 90 индикаторов, объединённых в 4 блока и 14 подблоков, и включает расчёты по 141 стране:
- создание благоприятной среды (бизнес-среда, безопасность и правопорядок, здоровье и гигиена, человеческие ресурсы и рынок труда, информационно-коммуникационные технологии);
- туристская политика и условия (приоритетность туризма в политике страны, международная открытость, ценовая конкурентоспособность, экологическая устойчивость);
- инфраструктура (авиация, водный и железнодорожный транспорт, туристская сервисная инфраструктура);
- природные и культурные ресурсы, ресурсы делового туризма.
Оценка базируется на открытых данных, однако существенным её недостатком является широкое использование экспертных оценок по принципу «чёрного ящика» в плане их выборки и методологии работы. Внимательное же знакомство с материалами обобщённых экспертных мнений показывает, что они нередко «грешат клиширо-ванностью» и противоречат фактическим ситуациям. Тем не менее, результаты исследований имеют широкую известность и признание, довольно качественно отра-
Индекс конкурентоспособности туристской сферы стран мира
Условия Доступность Инфраструктура 1 Аттракгивиость
•Бизнес среда (11) "Безопасность и правопорядок (16) •Медицина и здоровье(14) •Природно-экологич, (33) •Человеческие ресурсы (7) •Инновацион. (21) • географическое положение (6) •ценовая (7) • международная открытость (в т.ч. визовая)(5) •альтернативная (6) •языковая (3). •транспортная (17) •размещения (47) •информап.-коммуникац. технологий (9) •турфирмы (3) •банкоматы (ATM) (3) •управление (4). •число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО •объемы внутренних туристских расходов •объемы международных туристских прибытий и расходов •число туристских запросов в Интернет
Рис. 1 - Схема структуры индекса конкурентоспособности туристской сферы стран мира (в скобках указано число использованных индикаторов)
Fig. 1 - Scheme of the structure tourism competitiveness index of the countries in the world (in parentheses number of used indicators are shown)
жают реальную ситуацию. Ценным является и периодичность оценки.
Результаты исследования. Для оценки были использованы открытые данные, представленные в сети Интернет (в основном отчёты международных организаций, научно-исследовательских коллективов, букинга и др.), а также база данных, предоставленная ЮНВТО. Структура индекса представлена на рис. 1. Оценка была проведена для 204 стран, использовалось 217 индикаторов.
Для сведения индикаторов в интегральный показатель использовалось нормирование по следующей формуле [2]:
где С.. - нормированное значение ¡-го индикатора /-й страны; X. - преобразуемый ¡-й индикатор /-й страны; X. и а. - среднее арифметическое и стандартное отклонение по ¡-му индикатору оценки соответственно; / = 1, ..., п; п - число стран; } = 1, ..., т; т - число индикаторов оценки.
Интегральные индексы вычислялись при помощи взвешенного среднего геометрического, что позволило учитывать некомпенсационные правила соединения комплексных показателей. Весовые коэффициенты индикаторов и промежуточных интегральных индексов определялись по методу Лутсмы и/или по формуле:
0 = г»
41 £Т=1(.гп)'
где О. - весовой коэффициент. -го индикатора оценки; - коэффициент корреляции
¡-го индикатора и 1-го вектора; ] = 1......т,
т - число индикаторов оценки.
Для определения 1-го вектора страны по индикаторам оценки были разделены на классы при помощи кластерного анализа методом К-средних. Количество выделяемых классов определялось с помощью дисперсии (минимизация дисперсии внутри кластеров и ее максимизация между кластерами). После чего классы стран по индикаторам логически сопоставлялись между собой с ранжированием. Сложно ранжируемые классы из определения 1-го вектора исключались. Для каждого ранга классов вычислялось среднее арифметическое по индикатору, которое после присваивалось каждому объекту оценки, вошедшему в соответствующий класс, таким образом формируя 1-й вектор [3-5].
В рамках оценки конкурентоспособности средств размещения туристов стран мира 1-й вектор вычислялся путём классификации стран в пользовательской нейронной сети с надёжностью результатов в 78%. Что стало вполне хорошим результатом, поскольку вариация показателей даже в пределах одной страны иногда бывает существенной.
Итоговый показатель - «Индекс конкурентоспособности туристской сферы стран мира» - был преобразован в 5-балльную шкалу: менее 2,5 = низкий; 2,5-3,5 = относительно низкий; 3,5-4,5 = средний; 4,5-5,5 = относительно высокий; более 5,5 = высокий. Результаты оценки представлены на рис. 2-6.
\ w ^ШГЧЩШс ' \ it^SVry 9 m Ж . ° о
\ c©' \ ■ - о \° Ш VM ° I
Щ высокий П средний П низкий
I I относит, высокий П относит, низкий П нет сведений
Рис. 2 - Уровень туристской аттрактивности стран мира
Fig. 2 - The level of tourism attractiveness of the countries in the world
.-^O^* f ta? Ш») \ Жж Y h . * \
I CO \ ■ - О Еврс Wi° Mi r
| высокий П средний низкий
I I относит, высокий О относит, низкий О нет сведений
Рис. 3 - Уровень благоприятности условий развития туризма в странах мира
Fig. 3 - The level of favorable conditions for tourism development in countries of the world
| высокий П средний П низкий
I I относит, высокий П относит, низкий СИ нет сведений
Рис. 4 - Уровень туристской доступности стран мира
Fig. 4 - The level of tourism availability of countries in the world
1 SO ~ 4 ;—^^ J ^ЗЭСгл ж д^'.Сд!^—з^Х \ БРЗз? о \
\ СП' \ ■ ~ о \ О Евр ma* CWi * Щк, • ■ J А'
| высокий П средний П низкий
I | относит, высокий П относит, низкий Г~] нет сведений
Рис. 5 - Уровень развития туристской инфраструктуры в странах мира
Fig. 5 - The level of tourism infrastructure development in countries of the world
0 высокий О средний П низкий
1 I относит, высокий П относит, низкий П нет сведений
Рис. 6 - Уровень конкурентоспособности туристской сферы стран мира
Fig. 6 - The competitiveness level of the tourism sector in countries of the world
Заключение. Интерпретация и аналитика полученных результатов в данной статье не предполагались и будут осуществлены в следующей публикации, так как проработанные огромные массивы данных и результаты вычислений, выполненных при помощи информационных технологий (без которых подобную работу сделать достаточно сложно), требуют для осмысления и отображения немалого «печатного» объёма.
Рефлексия проведённого исследования показывает, что методика даёт вполне надёжные результаты, которые хорошо согласуются с другими подобными исследованиями. Тем не менее, наблюдаются и различия, которые в основном связаны с качеством и полнотой исходных данных, выбранным набором учитываемых инди-
каторов, особенностями методик оценки. Стоит отметить, что методика, как и остальные, «страдает» необходимостью «усреднения» исходных показателей при их интеграции, что порой может приводить к «эффекту баранки» (избежание требует дополнительного экспертного контроля сводимых показателей) и стирает особенности оцениваемых объектов [4, 5]. Последнюю проблему можно решить при помощи информационных технологий и построения многомерного профиля «скиллов» объектов оценки. Однако результаты такой оценки в широкой массе будут сложно воспринимаемы, так как требуют для работы с ними определённой квалификации [1]. Поэтому, отдавая дань традициям и удобству восприятия, исследователь вынужден формировать такие интегральные рейтин-
говые показатели. Однако и построение профилей «скиллов» при помощи инфо-графики в дальнейшем позволит более системно взглянуть на данную проблему. Ещё одной проблемой предложенной методики является сложность обеспечения на её базе периодичной оценки объектов
в виду более сложного построения и широкой базы использованных индикаторов. Однако это можно решить как путём её «сужения», так и построения программы с автоматическим расчётом и сбором информации при помощи технологий пар-синга и «Big Data».
Список источников:
1. АнаньеваТ.Н., КобелеваО.В., СахарчукЕ.С. О формировании модели общих требований к уровню подготовки выпускников бакалавриата по основным образовательным программам направлений подготовки: сервис, туризм // Сервис plus. 2010. № 1. С. 33-37.
2. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2004.
3. Саранча М.А. Методика исследования и состояние туристской маршрутной сети России // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т.9. Вып. 2. С. 23-27. DOI: 10.12737/11293.
4. Саранча М.А. Методика лексикографической оценки туристско-рекреационного потенциала территории с использованием географических информационных систем // Вестник Удмуртского университета. Серия «Биология. Науки о Земле». 2011. Вып. 3. С. 114-122.
5. Саранча М.А. Оценка транспортной обеспеченности территории Удмуртской Республики с использованием ГИС для целей туристско-рекреационных исследований // «Вестник Удмуртского университета. Серия «Биология. Науки о земле»». 2010. Выпуск 6-2. С. 64-68.
6. Статистика туризма / Под ред. А.Ю. Александровой. М.: Фед. аг-во по туризму, 2014. 464 с.
7. BrouderP. Tourism Development in Peripheral Areas Processes of Local Innovation and Change in Northern Sweden: Doctoral thesis. Mid Sweden University. 2013. 260 p.
8. Butler R. The Tourism Area Life Cycle. Vol. 1: Applications and Modifications. Aspects of Tourism. Harvard, 2006. 392 p.
9. Gossling S., Hall C.M., Weaver D. Sustainable Tourism Futures: Perspectives on Systems, Restructuring and Innovations. New York: Routledge, 2009. 320 p.
10. Hall C.M., Page S. The Geography of Tourism and Recreation: Environment, Place and Space. London: Routledge, 2006. 530 p.
11. Lovelock B., Lovelock K. The Ethics of Tourism: Critical and Applied Perspectives. London: Routledge, 2013. 384 p.
12. Mill R.C., Morrison A.M. The Tourism System. New York: Kendall Hunt Publ., 2012. 444 p.
13. PlogS.C. Leisure Travel: Making It a Growth Market... Again! New York: Wiley, 1991.
14. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2015. Geneva: World Economic Forum, 2015. 519 p.
15. Weaver D. Sustainable tourism: theory and practice. Oxford: Elsevier Butterworth-Heinemann, 2008. 240 p.
16. WilliamsS., LewA. Tourism Geography: Critical Understandings of Place, Space and Experience. London: Routledge, 2014. 328 p.
Mikhail A. SARANCHA
Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia);
PhD (Dr. Sc.) in Geography, Professor;
e-mail: [email protected], [email protected]
TOURISM COMPETITIVENESS OF COUNTRIES AS THE BASIS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: METHODOLOGY AND ESTIMATION RESULTS
The article is devoted to the development and testing of methodology for tourism competitiveness estimation of countries based on open data as a basic component of sustainable tourism development. The relevance of the study is in the fact that insufficient attention is paid to the problem of research despite a large diversity of views on sustainable tourism development. The reasons for this are the difficulty of the issue, poor availability of sufficient information, the large amount of work in data processing, and others. Methodology of tourism competitiveness estimation of countries is the research subject. The hypothesis of the study is the following: it is possible to identify and estimate the tourism competitiveness of countries with the help of developed technique.
In the first part of the article the author discusses the main organizations and their approaches to research problems: UNWTO, "World Travel & Tourism Council" and "World Economic Forum". In the second part of the article the author presents a methodology for estimation, which is aimed at obtaining the integral index, consisting of 4 blocks and 21 sub-blocks, which operates 217 estimation indicators for 204 countries of the world. The results of the estimation are presented in maps.
Mathematics and statistics, GIS, neural analysis, comparison, abstraction and modeling, etc are the main methods of the study. The author has used systematic, integrated, geographic and situational approaches.
Developed and tested methodology for competitiveness estimation of the countries' tourism industry is the result of the study, possessing both methodological and practical significance. In the reflection the author shows the advantages and disadvantages of the proposed methodology.
Keywords: tourism attraction, tourism competitiveness of the countries in the world, the tourism competitiveness index of the countries in the world, the indicators of tourism competitiveness index of the countries in the world, the methodology for tourism competitiveness of the countries in the world, tourism sector, tourism availability, tourism conditions.
References
1. Ananyeva, T.N., Kobeleva, O.V., & Saharchuk E.S. (2010). O formirovanii modeli obshhih trebovanij k urovnju pod-gotovki vypusknikov bakalavriata po osnovnym obrazovatel'nym programmam napravlenij podgotovki: servis, tur-izm [Basic Requirements of the Core Curriculum for the Undergraduate Studies in Services and Tourism]. Service plus, (1), 33-37. (In Russ).
2. Kapustina, A.N. (2004). Mnogofaktornaja lichnostnaja metodika R. Kettella [Multifactor personal technique by R. Cattell]. St. Petersburg: Rech. (In Russ).
3. Sarancha, M.A. (2015). Metodika issledovanija i sostojanie turistskoj marshrutnoj seti Rossii [The methodology of research and state of the tourist route network in Russia]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 9(2), 23-27. doi: 10.12737/11293. (In Russ).
4. Sarancha, M.A. (2011). Metodika leksikograficheskoj ocenki turistsko-rekreacionnogo potenciala territorii s ispol'zovaniem geograficheskih informacionnyh sistem [Method for a lexicographic estimation of tourist-recreational potential of a territory, based on geographical information systems]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Serija «Biologija. Nauki o Zemle» [The Bulletin of Udmurt University. Biology & Earth Sciences], (3), 114-122. (In Russ).
5. Sarancha, M. A. (2010). Ocenka transportnoj obespechennosti territorii Udmurtskoj Respubliki s ispol'zovaniem GIS dlja celej turistsko-rekreacionnyh issledovanij [Estimation of transport provided of territory of the Udmurt Republic with use of GIS for turist-recreational researches]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Serija «Biologija. Nauki o Zemle» [The Bulletin of Udmurt University. Biology & Earth Sciences], (6-2), 64-68. (In Russ).
6. Aleksandrova, A.Yu., ed. (2014). Tourism statistics: textbook. Moscow: Federal Agency for Tourism. (In Russ).
7. Brouder, P. (2013). Tourism Development in Peripheral Areas Processes of Local Innovation and Change in Northern Sweden. (Unpublished master's thesis). Diss. Ostersund: Mittuniversitetet.
8. Butler, R. (2006). The tourism area life cycle: applications and modifications. Clevedon, UK: Channel View Publications.
9. Gossling, S., Hall, C.M., & Weaver, D. (2009). Sustainable tourism futures: perspectives on systems, restructuring and innovations. New York: Routledge.
10. Hall, C. M., & Page, S.J. (2006). The Geography of Tourism and Recreation: Environment, place and space. London: Routledge.
11. Lovelock, B., & Lovelock, K.M. (2013). The ethics of tourism: critical and applied perspectives. London: Routledge.
12. Mill, R.C., & Morrison, A.M. (2012). The Tourism System. New York: Kendall Hunt Publ.
13. Plog, S.C. (1991). Leisure travel: making it a growth market... again! New York: Wiley.
14. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2015. (2015). Geneva: World Economic Forum.
15. Weaver, D.B. (2008). Sustainable tourism: theory and practice. Oxford: Elsevier Butterworth-Heinemann.
16. Williams, S., & Lew, A. (2014). Tourism geography: critical understandings of place, space and experience. London: Routledge.
Саранча М.А. Конкурентоспособность туристской сферы стран мира как основа устойчивого развития: методология и результаты оценки // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т. 11. № 1. С. 18-24. DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-18-24.
Дата поступления статьи: 01 февраля 2017 г.
Sarancha, M.A. (2017). Tourism competitiveness of countries as the basis for sustainable development: methodology and estimation results. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(1), 18-24. doi: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-18-24. (In Russ.).
Received February 1, 2017.