Научная статья на тему 'Россия в мировом туристском пространстве'

Россия в мировом туристском пространстве Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
474
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / туристское пространство / рейтинг / индекс конкурентоспособности туризма и путешествий / субиндексы / tourism / tourist space / rating / index of competitiveness of tourism and travel / subindexes

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Климова Татьяна Брониславовна, Вишневская Екатерина Владимировна, Вишневская Екатерина Владимировна

В статье анализируются позиции России в мировом туристском пространстве на основе рейтинга конкурентоспособности туризма и путешествий, представленного Всемирным экономическим форумом. В основе рейтинга – индекс конкурентоспособности путешествий и туризма (TTCI), рассчитанный на основе четырнадцати показателей, сгруппированных в четыре субиндекса. На основе оценок показателей, формирующих индекс, выделены как положительные, так и отрицательно влияющие факторы на позицию России в рейтинге и индекс конкурентоспособности путешествий и туризма. Отмечено, что несмотря на неоднозначность оценок, предоставляемых Всемирным экономическим форумом, абстрагироваться от них невозможно. При разработке концепций и программ развития отрасли должны быть аккумулированы все аналитические данные, включая экспертные оценки мирового сообщества. Только комплексная оценка тенденций российского туризма позволит определить новые тренды в его развитии и новые механизмы повышения конкурентоспособности России в глобальном туристском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Климова Татьяна Брониславовна, Вишневская Екатерина Владимировна, Вишневская Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA IN THE WORLD TOURIST SPACE

The article analyzes positions of Russia in the world tourist space on the basis of the rating of competitiveness of the tourism and travel presented by the World Economic Forum. At the heart of the rating is the index of competitiveness of travel and tourism (TTCI) calculated on the basis of fourteen indicators grouped in four subindexes. On the basis of estimates of the indicators forming the index, the authors determined both the positive and negative factors influencing the position of Russia in the rating and the index of competitiveness of travel and tourism. It is noted that despite ambiguity of the estimates provided by the World Economic Forum, it is impossible to abstract from them. When developing concepts and development programs of the industry all analytical data, including expert estimates of the world community have to be accumulated. Only complex assessment of tendencies of the Russian tourism will allow to define new trends in its development and new mechanisms of the increase in competitiveness of Russia in the global tourist space.

Текст научной работы на тему «Россия в мировом туристском пространстве»

1—Г Д Л/М1-ГТ->Т1/Т Климова Т. Б., Вишневская Е. В., Яковенко О. В. Россия в мировом

Т~)Т~,Г3\7*ГТТ_ Т А Т туристском пространстве //Научный результат.

1Г £_,0 У J 10 1 1 Технологии бизнеса и сервиса. - Т. 3, № 4,2017

RESEARCH RESULT

УДК 338.48 DOI: 10.18413/2408-9346-2017-3-4-39-51

Климова Т. Б.1 Вишневская Е. В.2 Яковенко О. В.3

РОССИЯ В МИРОВОМ ТУРИСТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

1) Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»), ул. Победы, д.85, г. Белгород, 308015, Россия. TKlimova@bsu.edu.ru

2) Белгородский государственный национальный исследовательский университет

(НИУ «БелГУ»), ул. Победы, д.85, г. Белгород, 308015, Россия. Vishnevskaya@bsu. edu. ги

3) Белгородский государственный национальный исследовательский университет

(НИУ «БелГУ»), ул. Победы, д.85, г. Белгород, 308015, Россия. Yakovenko@bsu. edu. т

Аннотация. В статье анализируются позиции России в мировом туристском пространстве на основе рейтинга конкурентоспособности туризма и путешествий, представленного Всемирным экономическим форумом. В основе рейтинга - индекс конкурентоспособности путешествий и туризма (ТТС1), рассчитанный на основе четырнадцати показателей, сгруппированных в четыре субиндекса. На основе оценок показателей, формирующих индекс, выделены как положительные, так и отрицательно влияющие факторы на позицию России в рейтинге и индекс конкурентоспособности путешествий и туризма. Отмечено, что несмотря на неоднозначность оценок, предоставляемых Всемирным экономическим форумом, абстрагироваться от них невозможно. При разработке концепций и программ развития отрасли должны быть аккумулированы все аналитические данные, включая экспертные оценки мирового сообщества. Только комплексная оценка тенденций российского туризма позволит определить новые тренды в его развитии и новые механизмы повышения конкурентоспособности России в глобальном туристском пространстве. Ключевые слова: туризм, туристское пространство, рейтинг, индекс конкурентоспособности туризма и путешествий, субиндексы.

UDK 338.48

Klimova T. B.1 RUSSIA IN THE WORLD

Vishnevskaya E. V.2 TOURIST SPACE

Yakovenko O. V.3

1) Belgorod State National Research University, 85 Pobedy St., 308015, Belgorod, Russia.

TKlimova@bsu.edu.ru

2) Belgorod State National Research University, 85 Pobedy St., 308015, Belgorod, Russia.

Vishnevskaya@bsu. edu.ru

3) Belgorod State National Research University, 85 Pobedy St., 308015, Belgorod, Russia.

Yakovenko@bsu.edu.ru

1—Г Д Л/М1-ГТ->Т1/Т Климова Т. Б., Вишневская Е. В., Яковенко О. В. Россия в мировом

г^у^-ц^ууугр туристском пространстве //Научный результат.

RESEARCH RESULT

Технологии бизнеса и сервиса. - Т. 3, № 4,2017

Abstract. The article analyzes positions of Russia in the world tourist space on the basis of the rating of competitiveness of the tourism and travel presented by the World Economic Forum. At the heart of the rating is the index of competitiveness of travel and tourism (TTCI) calculated on the basis of fourteen indicators grouped in four subindexes. On the basis of estimates of the indicators forming the index, the authors determined both the positive and negative factors influencing the position of Russia in the rating and the index of competitiveness of travel and tourism. It is noted that despite ambiguity of the estimates provided by the World Economic Forum, it is impossible to abstract from them. When developing concepts and development programs of the industry all analytical data, including expert estimates of the world community have to be accumulated. Only complex assessment of tendencies of the Russian tourism will allow to define new trends in its development and new mechanisms of the increase in competitiveness of Russia in the global tourist space.

Кeywords: tourism; tourist space; rating; index of competitiveness of tourism and travel; subindexes.

Введение. Туризм, как системное понятие, имеет пространственную структуру. Туристское пространство отражает характер туристской деятельности и характеризуется неоднородностью и динамичностью своего развития [13]. Имея существенные отличия в уровне развития туризма, страны и регионы мира активно интегрируются в мировое туристское пространство, формируя, таким образом, новое проблемное поле для исследований, дающих основу для проведения оценки конкурентоспособности туриндустрии, построения рейтингов, определения эффективности туристской деятельности и выработки управленческих решений.

Рейтинги отражают результаты развития туризма и строятся на основе совокупности критериев. Одним из значимых мировых рейтингов является оценка Всемирного экономического форума, эксперты которого рассчитывают индекс конкурентоспособности путешествий и туризма (TheTravel&TourismCompetitivenessIndex). Это интегрированный показатель, формирующийся исходя из вторичных данных Всемирной организации по туризму (UNWTO), Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), Международного союза по сохранению природы (IUCN), а также информации, полученной в результате опросов экспертов отрасли, руководителей крупных предприятий. Рей-

тинг стран по индексу конкурентоспособности путешествий и туризма публикуется с 2007 года, начиная с 2009 года рейтинг представляется один раз в два года. Последние данные рейтинга были опубликованы в феврале 2017 года [7].

Основная часть. Целью исследования являлся анализ позиции России в мировом туристском пространстве на основе рейтинга конкурентоспособности туризма и путешествий, представленного Всемирным экономическим форумом.

Материалы и методы исследования. Ранжирование стран проводится по четырнадцати показателям, которые группируются в четыре субиндекса, образующих итоговый индекс конкурентоспособности путешествий и туризма [3].

Первый субиндекс «Окружающая среда» объединяет такие показатели, как: бизнес-среда, охрана окружающей среды и безопасность, здоровье и гигиена, человеческие ресурсы и рынок труда, развитие инфокоммуникационных технологий. Второй субиндекс «Политика в сфере туризма» формируется исходя из факторов приоритетности отрасли туризма в стране, международной открытости страны, ценовой конкуренции и состояния экологии в стране. Инфраструктурный субиндекс характеризует состояние инфраструктуры, необходимой для развития туризма, и интегрирует три показателя: развитие авиа-

транспортной инфраструктуры, наземной и портовой инфраструктуры, состояние туристической сервисной инфраструктуры. Четвертый субиндекс объединяет природные и культурные ресурсы страны. В свою очередь, каждый отельный показатель агрегирует более детальные оценки в рейтинге.

Итоговый индекс конкурентоспособности путешествий и туризма позволяет осуществить ранжирование стран, провести их позиционирование в глобальном туристском пространстве, проследить изменения позиций той или иной страны в рейтинге за определенный период. Изучение отдельных субиндексов дает возможность более конструктивной оценки каж-

дого параметра, определения негативных тенденций и траектории дальнейшего развития отрасли.

Результаты исследования и их обсуждение. В последнем исследовании Всемирного экономического форума, представленном в 2017 году, в рейтинге приняли участие 136 стран [6]. На рис. 1 представлены результаты рейтинга по суммарному индексу конкурентоспособности туризма и путешествий. На основе полученных значений выделены 20 рангов конкурентоспособности со значением индекса от самого высокого (5,4 балла) до низкого (3,3 балла). Страны-аутсайдеры с позицией ниже сотой и индексом 3,2 балла не учитывались в построении рейтинга [3].

Рис. 1. Ранжирование стран по индексу конкурентоспособности путешествий и туризма

(составлено по данным, представленным ВЭФ в 2017 году) Fig. 1. Ranging of the countries according to the index of competitiveness of travel and tourism (made according to the data presented by the WEF in 2017)

Климова Т. Б., Вишневская Е. В., Яковенко О. В. Россия в мировом туристском пространстве // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т. 3, № 4,2017

Лидером среди туристских стран мира является Испания, которая имеет максимальный индекс конкурентоспособности путешествий и туризма (5,4). Франция, Германия и Япония занимают следующие позиции и имеют показатель индекса 5,3. За ними следует Великобритания (5,2), США и Австралия (5,1). Замыкает группу стран с индексом 5,0 и более Италия и Канада [6].

Российская Федерация в общем рейтинге занимает 43 позицию и входит в группу стран с индексом 4,2 вместе с Че-

хией, Эстонией, Индонезией, Словенией, Индией, незначительно опережая Турцию и Болгарию.

На рис. 2 представлена динамика позиций России в рейтинге конкурентоспособности

(ТЬеТгауе1&Тоип8тСотре1;Шуепе881пёех), начиная с 2007 года. Отметим, что позиция России за последний период возросла с 63-го места по итогам исследования Всемирного экономического форума 2013 года до 43-ей позиции в 2017 году.

2007 2008 2009 2011 2013 2015 2017

Рис. 2. Динамика позиций России в рейтинге конкурентоспособности туризма

и путешествий

Fig. 2. Dynamics ofpositions of Russia in the rating of competitiveness of tourism and travel

По представленным Всемирным экономическим форумом данным доля туризма в ВВП страны составляет 1,5% (17855,8 млн. долл. США), доля занятых в туризме - 1,4% от общего числа занятых (973503 рабочих мест). Международные туристские прибытия в РФ составляют 31346486 чел. Международные поступле-

ния от туризма - 8 465,0 млн. долл. США, средние поступления за каждый день прибытия 270,0 долл. США [6].

На рисунке 3 отображены все четырнадцать показателей, формирующих индекс конкурентоспособности туризма и путешествий, указана позиция России в рейтинге по каждому из показателей.

Климова Т. Б., Вишневская Е. В., Яковенко О. В. Россия в мировом туристском пространстве // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т. 3, № 4,2017

Рис. 3. Позиции России по отдельным показателям, формирующим индекс конкурентоспособности туризма и путешествий (по данным Всемирного экономического форума, представленным в 2017 г.) Fig. 3. Positions of Russia on selected indicators forming the index of competitiveness of tourism and travel (according to the World Economic Forum, presented in 2017)

Рассмотрим, как менялись позиции ли влияние на суммарное значение индек-

Российской Федерации в рейтинге, начи- са и, соответственно, позицию РФ в рей-

ная с 2007 года, и какие факторы оказыва- тинге (таблица, рис. 4, 5).

Таблица

Изменение позиций России в рейтинге конкурентоспособности туризма и путешествий (по данным, представленным ВЭФ, в период с 2007-2017 гг.)

Table

Change of positions of Russia in the rating of competitiveness of tourism and travel and (according to the data submitted to the WEF during the period since 2007-2017)

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2011 г. 2013 г. 2015 г. 2017 г.

Показатели (124 страны) (13G стран) (133 страш) (139 стран) (14G стран) (141 страна) (13б стран)

рей- ин- рей- ин- рей- ин- рей- ин- рей- ин- рей- ин- рей- ин-

тинг декс тинг декс тинг декс тинг декс тинг декс тинг декс тинг декс

Общий рейтинг бВ 4.G б4 4.G 59 4.1 59 4.2 бЗ 4,2 45 4.G8 42 4,2

Бизнес-Среда 49 З.В б5 З.б б1 3.7 53 4.1 4б 4.2 1G9 3.98 1G5 4.1

Охрана и безопасность 99 3.7 127 3.2 129 3.5 113 4 113 3.9 12б 3.95 1G9 4.3

Здоровье и гигиена 31 5.7 9 б.7 1G б.7 11 б.б 14 б.4 б б.б9 5 б.7

Человеческие

ресурсы и ры- 7G 5 72 4.9 ВВ 4.В 78 4.8 92 4.б 38 4.83 4б 4.8

нок труда

Развитие ИКТ 1G4 4.3 111 4.3 123 4.1 13б З.б 138 3.7 4б 4.83 49 5

Приоритет туризма 99 3.1 BG 4 74 4.2 1G2 4 111 З.б 9G 4.33 95 4.2

Климова Т. Б., Вишневская Е. В., Яковенко О. В. Россия в мировом туристском пространстве // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т. 3, № 4,2017

Международ-

ная откры- 99 2.48 115 2.2

тость

Конкуренто-

способность 39 4.8 112 4 108 4.1 75 4.5 72 4.5 41 4.99 11 5.8

цен

Экологическая устойчивость 113 3 117 3.8 114 3.9 98 4.2 134 3.5 106 3.7 71 4.1

Авиатранс-

портная ин- 21 4.2 33 4.1 30 4.4 30 4.3 33 4.3 22 4.43 22 4.5

фраструктура

Наземная и

портовая инф- 65 3.5 83 3.3 81 3.2 95 3.1 93 3.1 92 3.09 78 3

раструктуры

Туринфраст-руктура 58 3.2 66 3.3 60 3.5 45 4.6 40 4.9 54 5.65 55 4.5

Природные ресурсы 41 4.7 22 4.6 23 4.6 27 4.4 37 4.33 34 3.77 39 3.8

Культурные

ресурсы и де- 49 34 3.6 30 3.9 35 3.7 39 3.5 21 3.32 25 3.2

ловые поездки

□ 2007 г. П 2008 г. П 2009 г. Ö2011 г. ■ 2013 г. П2015 г. ■ 2017 г

Рис. 4. Изменения позиций России по показателям, формирующим индекс конкурентоспособности туризма и путешествий Fig. 4. Changes ofpositions of Russia on the indicators forming the index of competitiveness

of tourism and travel

Климова Т. Б., Вишневская Е. В., Яковенко О. В. Россия в мировом туристском пространстве // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. - Т. 3, № 4,2017

Рис. 5. Изменения значений показателей, формирующих итоговый индекс конкурентоспособности туризма и путешествий Fig. 5. Changes of values of the indicators forming the final index of competitiveness

of tourism and travel

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как уже отмечалось, в первый субиндекс включаются такие показатели, как бизнес-среда, охрана окружающей среды и безопасность, здоровье и гигиена, человеческие ресурсы и рынок труда, развитие информационно-коммуникационных технологий. Состояние бизнес-среды характеризуется эффективностью правовой базы в стране, возможностями для ведения бизнеса, включая ставку налога на прибыль, льготное налогообложение. По данному показателю отмечалась положительная динамика, начиная с 2009 года. По итогам исследования 2015 года произошло значительное снижение позиций с 46-ой до 109-ой. Несмотря на незначительное изменение индекса, по мнению экспертов Всемирного экономического форума состояние бизнес-среды в нашей стране значительно ухудшилось. Насколько такие оценки оправданны, вопрос дискуссионный. Тем не менее, политические разногласия с европейским сообществом, политика санкций изолировали страну от мировых инвестиций, приостановлены масштабные проекты, безусловно, эксперты ВЭФ определили возможности для развития бизнеса, как очень низкие или практически невозможные. По последним данным, представленным в 2017 году, Россия занимает 105-ое место (4,1 балла) по данному показателю, что незначительно выше предыдущего периода. Самая благоприятная бизнес-среда по последним оценкам в Гонконге, который лидирует по этому показателю в рейтинге с индексом 6,2 балла, за ним следует Сингапур (6,1 балла) и Швейцария (6,0 баллов).

Показатель «Охрана окружающей среды и безопасность» предполагает охрану жизненного пространства, безопасность, благонадежность, отсутствие военных конфликтов в стране. По мнению европейских экспертов, Россия традиционно занимает позиции ниже 100, хотя по итогам последнего периода они несколько улучшились. Так, в 2017 году значение показателя составило 4,3 и это 109-ое место в рейтинге, что выше предыдущего периода

на 17 позиций. К сожалению, в глазах мирового сообщества Россия продолжает оставаться небезопасной страной. Лидирующие позиции по данному показателю уже не первый год занимает Финляндия (6,7 баллов), за ней следуют ОАЭ и Исландия (6,6 баллов).

Показатель «Здоровье и гигиена» (6,7 баллов) определяется исходя из наличия и плотности больниц, аптек, их доступности, а также санитарного состояния в стране, качества питьевой воды и пр. Начиная с 2007 года позиции по данному индексу выросли на 26 пунктов и по последним данным РФ входит в пятерку стран-лидеров, уступая лишь Германии (6,9 баллов), Литве (6,8 баллов), Австрии (6,7 баллов), Бельгии (6,7 баллов).

По показателю «Человеческие ресурсы» Россия занимает 46 место в рейтинге по данным, представленным в 2017 году. Данный показатель характеризует квалификацию рабочей силы и рынок труда. При этом по квалификации рабочей силы Россия находится на 62 месте из 136 стран, принявших участие в рейтинге в 2017 году. Позиции России по критерию «человеческие ресурсы» несколько снизились. Так, по итогам исследования 2015 года Россия занимала 38 строчку в рейтинге. Уровень подготовки кадров - один из важнейших факторов при определении конкурентоспособности отрасли. В настоящее время этому вопросу уделяется значительное внимание на уровне государства. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» совместно с высшими учебными заведениями страны реализует проект по созданию Общенациональной системы подготовки и повышения квалификации специалистов индустрии туризма «Туро-бразование». Осознавая необходимость повышения качества предоставляемых услуг, которое напрямую зависит от квалификации кадров и их компетентности,

работа в данном направлении будет вестись и далее.

Что касается развития информационно-коммуникационных технологий, то по данному критерию Россия занимает 49-ую строчку в рейтинге (5 баллов), несколько снизив позиции относительно данных, представленных в 2015 году, но заметно поднявшись относительно предыдущих периодов. Данный показатель в целом определяется исходя из количества интернет-пользователей, степени покрытия сотовой сетью и использования интернет-технологий. Следует отметить, что информационное пространство активно развивается и число граждан РФ, являющихся активными пользователями сети Интернет, увеличивается. Стабильный рост онлайн-каналов позволяет говорить о масштабном переходе к онлайн-интерфейсу. Туристы все больше отдают предпочтение бронированию различных услуг в сети. К примеру, если говорить о продаже электронных железнодорожных билетов, то доля бронирований, осуществленных дистанционно, достигла отметки в 44,7%, почти каждый второй приобретенный билет - электронный [2]. В 2017 году зафиксировано впечатляющее изменение процента онлайн-бронирований. Активное реагирование на потребности рынка, расширение и совершенствование функции онлайн-бронирований будут способствовать дальнейшему развитию информационно-коммуникационных технологий в стране.

Такой фактор, как приоритетность отрасли туризма в стране, предполагает поддержку отрасли со стороны государства, наличие различных проектов, направленных на развитие инфраструктуры туризма, наличие государственных программ по развитию туризма, государственные расходы на развитие туризма и их долю в госбюджете, эффективность маркетинга и брендинга для привлечения туристов, а также своевременность предоставления ежемесячных или квартальных данных по туризму. К сожалению, по данному фактору Россия также имеет низкие позиции по

данным оценок Всемирного экономического форума. Отметим, что с 2011 года в стране реализуется федеральная целевая «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 годы), разработаны региональные программы по развитию туризма [3]. В настоящее время обсуждается проект концепции федеральной целевой программы, предусматривающей реализацию мероприятий по созданию туристских кластеров в Российской Федерации, начиная с 2019 года. Несмотря на значительные усилия государства в этом направлении, мировое сообщество считает эти меры не достаточными для развития туризма в стране, поэтому Россия занимает лишь 95 место в рейтинге из 136 стран и имеет значение показателя 4,2 балла. Максимальные позиции по данному критерию были достигнуты в 2009 году, Россия занимала 74 место [6].

По показателю «Международная открытость» Россия имеет индекс равный 2,2 и 115-ое место в рейтинге [6]. Требования к визе являются доминирующим фактором, оказывающим влияние на данный показатель. По визовым ограничениям Россия занимает 120-ую позицию в рейтинге. Несмотря на определенные шаги в сторону смягчения визовых формальностей (заключено межправительственное соглашение между Россией и КНР, отменены визы с Южной Кореей, рассматривается межправительственное соглашение по упрощенному получению туристических виз между Россией и Индией) имидж России как закрытой страны сохраняется. Смягчение визового режима, безусловно, отражается на росте туристского потока в страну. Так, отмена виз с Южной Кореей способствовала увеличению турпоток туристов в первый год на 70% [7].

Самой открытой страной по данным Всемирного экономического форума является Сингапур (5,2 балла), за ним следует Австралия (4,8 балла), Чили (4,7 балла), Колумбия (4,6 балла), Новая Зеландия (4,5 балла). Замыкает десятку самых открытых

стран Япония, имея при этом достаточно жесткую визовую политику. Отметим, что Токио также является самым безопасным городом по мнению TheTelegraA [8].

Высокие позиции РФ в рейтинге конкурентоспособности путешествий и туризма по показателю ценовой конкуренции. Конкуренция цен определяется исходя из налогов на билеты и сборы в аэропорту, стоимости топлива, цен на средства размещения. По данному критерию Россия занимает 11 позицию в рейтинге и имеет показатель 5,8 баллов. По данным, представленным в 2013 году, Россия занимала 72 позицию из 140 стран, по данным 2015 года - 41 строчку в рейтинге. Безусловно, понижение курса рубля в 2014 году сыграло свою роль, и Россия оказалась достаточно «дешевой» страной для многих иностранных туристов, которые воспользовались этим фактором. В десятке самых бюджетных стран в рейтинге Всемирного экономического форума оказались также Иран, Египет, Малайзия, Алжир, Индонезия, Бутан, Йемен, Казахстан, Тунис и Индия.

Нельзя не отметить рост позиций РФ по показателю экологической устойчивости. За последний период Россия поднялась на 35 позиций, заняв 71-ое место в рейтинге, что говорит об улучшении экологической ситуации в стране. Этот показатель определяется исходя из оценок соблюдения экологических норм, природоохранных мероприятий и пр.

Важными в рейтинге конкурентоспособности являются инфраструктурные факторы. По совокупности инфраструктурных показателей Россия занимает 45 место в рейтинге (инфраструктурный субиндекс 4,1 балла). Качество инфраструктуры воздушного транспорта, количество действующих авиакомпаний, плотность аэропортов - эти факторы повлияли на итоговый показатель развития авиатранспортной инфраструктуры, по которому в рейтинге Россия занимает 22 место. Действительно, российские авиакомпании стали больше летать за рубеж, открыли

новые направления, развивается внутреннее авиасообщение. Что касается наземной и портовой инфраструктур, то здесь, по мнению экспертов, они очень слабо развиты, и по качеству дорог Россия занимает 121 место в рейтинге 136 стран, т.е. инфраструктура наземного транспорта существенно отстает от остальных стран мира.

Номерной фонд средств размещения (83 место) и качество туристской инфраструктуры находятся в нижних строчках рейтинга (116 место в рейтинге). Что касается номерного фонда, то в настоящее время разработаны предложения по поэтапному введению на территории Российской Федерации обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения. Министерством культуры разработана новая редакция «Порядка классификации гостиниц и иных средств размещения», которая предусматривает ведение Федерального перечня классифицированных гостиниц. Города, принимающие Чемпионат мира по футболу 2018 года, уже прошли обязательную классификацию средств размещения, подтвердили свою категорию.

Заключение. Таким образом, по данным исследований, представленным Всемирным экономическим форумом, можно выделить как положительные, так и отрицательно влияющие факторы на позицию России в рейтинге и индекс конкурентоспособности путешествий и туризма. Так, среди положительных факторов отметим высокие позиции по показателю «здоровье и гигиена», конкурентоспособность цен, развитую авиатранспортную инфраструктуру, наличие природных и культурных ресурсов в стране. К факторам негативного влияния относятся следующие: международная открытость, охрана окружающей среды и безопасность, бизнес-среда, приоритетность туризма, развитие наземной и портовой инфраструктуры.

Отечественные исследователи уделяют значительное внимание изучению факторов, влияющих на развитие туризма, глубже детализируют субиндексы, разрабатывают свои оценки и методики конку-

рентоспособности стран в сфере туризма, строят различные рейтинги [1, 4, 9-12].

Нельзя не отметить, что для оценки ситуации с развитием туризма внутри страны основополагающим является национальный туристический рейтинг. В основе национального рейтинга официальные данные, представленные Федеральной службой государственной статистики, Министерством культуры, Министерством внутренних дел РФ. Для построения национального рейтинга используются следующие показатели [5]:

- число мест в коллективных средствах размещения, которое характеризует уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры в регионе;

- доля занятых в сфере туризма и гостеприимства от общего населения региона, которая показывает приоритетность отрасли в экономике региона;

- доходы коллективных средств размещения, объем платных туристических услуг населению, оборот предприятий общественного питания;

- число граждан РФ и иностранцев, размещенных в коллективных средствах размещения, число ночевок в коллективных средствах размещения, что характеризует популярность региона у граждан РФ и у иностранцев;

- туристская уникальность, которая определяется количеством достопримечательностей, внесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, в том числе объектов ЮНЕСКО;

- объем экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду, который характеризует экологическое «здоровье» региона;

- количество совершенных преступлений на 1000 жителей региона (криминогенная обстановка);

- интерес к региону в интернете как к месту отдыха, определяется исходя из количества запросов в поисковых системах

об отдыхе в регионе и продвижения туристического потенциала региона в информационном пространстве (количество публикаций и сообщений в СМИ).

Как видно из совокупности критериев национального туристического рейтинга, часть показателей коррелируют с показателями мирового рейтинга. При этом, на наш взгляд, первичные источники информации для составления национального рейтинга более прозрачны и обоснованы. Несмотря на неоднозначность оценок, предоставляемых Всемирным экономическим форумом, абстрагироваться от них невозможно. При разработке концепций и программ развития отрасли должны быть аккумулированы все аналитические данные, включая экспертные оценки мирового сообщества. Только комплексная оценка тенденций российского туризма позволит определить новые тренды в его развитии и новые механизмы повышения конкурентоспособности России в глобальном туристском пространстве.

Информация о конфликте интересов: авторы не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: authors have no conflict of interests to declare.

Список литературы

1. Бухер, С. Конкурентоспособность России на глобальном туристическом рынке [Электронный ресурс] / Экономика региона. 2016. Т. 12. С. 240-250. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposob nost-rossii-na-globalnom-turisticheskom-rynke (дата обращения 21.11.2017).

2. Информационный проект «Еду поездом!». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.trn-news.ru/travel-by-train (дата обращения 22.12.2017).

3. Климова, Т. Б. Туризм в оценках Всемирного экономического форума [Текст] / Т. Б. Климова // Индустрия туризма и сервиса: известность, имидж, инвестиции: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. НИУ «БелГУ»,

23 ноября 2017 года. Белгород: ИД «Белгород». 2017. С. 75-81.

4. Морозов, М. А. Модель оценки конкурентоспособности туристских дестинаций [Текст] / М. А. Морозов, Н. С. Морозова // Вестник российского государственного торгово-экономического университета. 2012. № 11 (70). С. 100-108.

5. Национальный туристский рейтинг 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russia-rating.ru/info/13018.html (дата обращения 20.12.2017).

6. Путешествия и туризм Сотреййуе-nessReport 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2017/ranking/ (дата обращения 20.11.2017).

7. Россия предложила Индии упросить процедуру получения туристических виз. Режим доступа: http://www.trn-news.ru/digest/65888. (дата обращения 20.11.2017).

8. Рейтинг городов мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.turizm.ru/uk/54474/ (дата обращения 20.11.2017).

9. Богомазова, И. В., Яковенко, О. В. Рынок международного туризма: состояние и тенденции развития [Электронный ресурс] // Сетевой научно-практический журнал «Научный результат». Сер. Технологии бизнеса и сервиса. 2016. №2. С.7-14. Режим доступа: http://research-

result.ru/journal/business/annotation/643 (дата обращения 18.11.2017).

10. Саранча, М. А. Конкурентоспособность туристской сферы стран мира как основа устойчивого развития: методология и результаты оценки [Текст] / М. А. Саранча // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. №1. С. 18-24.

11. Климова, Т. Б., Вишневская Е. В., Аноприева Е. В. Структура и динамика турпо-токов: тенденции и определяющие факторы [Электронный ресурс] // Сетевой научный журнал «Сервис в России и за рубежом». 2017. Т. 11. № 5 (75). С. 6-18. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29764786 (дата обращения 10.12.2017).

sc

12. ТОП-100 самых популярных городов мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.trn-news.ru/analytics/65858 (дата обращения 21.11. 2017).

13. Черевичко, Т. В. Туризм как система: методология исследования // Научно -методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 7 (июль). С. 6-10. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15224.htm (дата обращения 18.12.2017).

References

1.Bucher, S. (2016), Competitiveness of Russia in the global tourist market / Region economy. Vol. 12. Pp. 240-250. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposob nost-rossii-na-globalnom-turisticheskom-rynke (date of access: November 21, 2017).

2.Information project «I am travelling by train». [Electronic resource]. Access mode: http://www.trn-news.ru/travel-by-train (date of access: December 22, 2017).

3. Klimova T. B. (2017), Tourism in estimates of the World Economic Forum [Text] / T. B. Klimova // The industry of tourism and service: popularity, image, investments: the collection of articles on materials of the International scientific and practical conference. NRU «BelGU», 23 November 2017 year. Belgorod: PH «Belgorod». 2017. Pp.75-81.

4. Morozov M. A. (2012), The model of assessment of competitiveness of tourist destinations [Text] / M. A. Morozov, N. S. Morozova // Bulletin of the Russian state trade and economic university. № 11 (70). Pp. 100-108.

5. National tourist rating 2017. [Electronic resource]. Access mode: http://russia-rating.ru/info/13018.html (date of access: December 20, 2017).

6. Travel and tourism Competitiveness Report 2017. [Electronic resource]. Access mode: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2017/ranking/ (date of access: November 20, 2017).

7. Russia has suggested India to ask the procedure of receiving tourist visas. [Electronic resource]. Access mode: http://www.trn-news.ru/digest/65888. (date of access: November 20, 2017).

8. Rating of the cities of the world. [Electronic resource]. Access mode: http://news.turizm.ru/uk/54474/ (date of access: November 20, 2017).

9. Bogomazova I.V., Yakovenko O.V. (2016), The market of the international tourism: state and tendencies of development [Electronic resource] // Network scientific and practical journal «Scientific Result». Ser. Technologies of business and service. 2016. №2. P.7-14. Access mode: http://research-result.ru/journal/business/annotation/643 (date of access: November 18, 2017).

10. Sarancha, M.A. (2017), Competitiveness of the tourist sphere of the countries of the world as a basis of sustainable development: methodology and results of assessment // Modern problems of service and tourism. 2017. Vol.11. №1. Pp. 18-24.

11. Klimova, T. B., Vishnevskaya, E.V., Anoprieva, E. V. (2017), The structure and dynamics of tourist flows: tendencies and the defm-ing factors [Electronic resource] // Network scientific journal «Service in Russia and abroad». 2017. Vol. 11. № 5 (75). Pp. 6-18. Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=29764786 (date of access: December 10, 2017).

12. TOP 100 cities of the world. [Electronic resource]. Access mode: http://www.trn-news.ru/analytics/65858 (date of access: November 21, 2017).

13. Cherevichko, T. V. (2015), Tourism as a system: research methodology // Scientific and methodical online journal «Koncept». № 7 (July). P. 6-10. Access mode: http://e-koncept.ru/2015/15224.htm (date of access: December 18, 2017).

Климова Татьяна Брониславовна, кандидат экономических наук,

доцент кафедры туризма и социально-культурного сервиса, Институт управления, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)

Klimova Tatyana Bronislavovna, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Tourism and Socio-cultural Service, Institute of Management, Belgorod State National Research University

Вишневская Екатерина Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и социально-культурного сервиса, Институт управления, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)

Vishnevskaya Ekaterina Vladimirovna,

Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Tourism and Socio-cultural Service, Institute of Management, Belgorod State National Research University

Яковенко Оксана Владимировна, старший преподаватель кафедры туризма и социально-культурного сервиса, Институт управления, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)

Yakovenko Oksana Vladimirovna, Senior Teacher, Department of Tourism and Socio-cultural Service, Institute of Management, Belgorod State National Research University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.