УДК 338.46 DOI: 10.12737/12882
Федулин Александр Алексеевич1, Копылов Юрий Викторович2, Афанасьев Олег Евгеньевич3
Российский государственный университет туризма и сервиса
(г. Москва, Российская Федерация);
*д-р ист. наук, проф.; e-mail: [email protected];
2канд. ист. наук, доц.; e-mail: [email protected];
3д-р геогр. наук, доц.; e-mail: [email protected]
«ДОРОГИ ДУШИ ДЕРЖАВНОй»: ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ АВТОТРАНСПОРТНОй ИНФРАСТРУКТУРЫ И ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА В ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
В статье представлен проект Программы развития автотранспортной и туристской инфраструктуры «Дороги души Державной». Программа разработана совместно специалистами Координационного совета по развитию туризма в ЦФО Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный Федеральный Округ» и Российского государственного университета туризма и сервиса.
В статье обосновывается актуальность разработки обобщающих, интегральных программ развития туризма и туристского сервиса для всех регионов ЦФО.
Отмечено, что туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики ЦФО. Но развитие инфраструктуры не обеспечивает комплексного решения вопросов, связанных с формированием новых туристских продуктов. Это мешает разработке эффективных инструментов продвижения, внедрения инновационных технологий, повышения квалификации сотрудников туристской отрасли округа. Одним из основных направлений дальнейшего развития туристской сферы в ЦФО является формирование единого туристского пространства. Такой подход может быть реализован только в рамках единой межрегиональной программы развития туризма в округе, создания туристского кластера округа при активном участии каждого субъекта ЦФО. В статье предложен проект комплексной Программы развития автотранспортной и туристской инфраструктуры, рассчитанный на 2015-25 гг. реализации. Определены цели, задачи, этапы, конечные результаты реализации программы. Предложена схема комплексного федерального кольцевого сегментированного туристского автотранспортного маршрута, проходящего по территории всех регионов - субъектов ЦФО. Представлены основные результаты комплексного анализа туристских маршрутов, объектов и мероприятий, рекомендуемых к включению в Программу. Обоснованы критерии их отбора для включения в Программу. Также обоснованы основные критерии для отбора предприятий и организаций сферы туристской инфраструктуры для Программы. Сделан вывод о важности практического воплощения разработанной Программы и ее эффективности для развития туризма в ЦФО и в России в целом. Ключевые слова: автотранспортная туристская инфраструктура, «Дороги души Державной», придорожный сервис, Центральный федеральный округ, проект программы.
Центральный федеральный округ (ЦФО) является базовым макрорегионом страны, на долю которого приходится 26,9% населения страны (из них 80,9% - городские жители), 33,9% суммарного внутреннего валового продукта, 21,6% сельскохозяйственной и 26,5% промышленной продукции страны. Кроме того, в округе сконцентрировано большое количество
уникальных природных объектов, памятников историко-культурного наследия, широко представлены народные промыслы и национальные традиции, множество иных туристских достопримечательностей.
Одним из важных конкурентных преимуществ округа является экономико-географическое положение, определяющее место прохождения важнейших транспорт-
ных магистралей, близость к крупнейшим мировым рынкам, налаженные внешнеэкономические связи. ЦФО располагает развитой радиально-кольцевой транспортной системой: от г. Москвы расходятся 11 железных дорог и 15 автомагистралей, через округ проходят 3 международных транспортных коридора - Транссибирская магистраль, «Север-Юг» и Панъевропейский коридор № 9. Значительным объемом характеризуются и пассажирские перевозки, в т.ч. поездки с туристскими целями. Так, в 2013 г. внутренний туристский поток в округе превысил 10 млн. человек. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития округа на период до 2020 г. приоритетами в развитии являются, в том числе, повышение уровня предоставления сервисных услуг и бизнес-услуг, создание высоконадежной, гибкой и сбалансированной транспортной инфраструктуры.
Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики округа. Объем реализации туристских услуг (продуктов) ежегодно увеличивается более чем на 20%, и по данным Росстата в 2013 г. составил более 115 млрд. руб. ЦФО характеризуется развитой инфраструктурой, включающей в себя практически все туристские сервисы. Вместе с тем развитие инфраструктуры не обеспечивает комплексного решения вопросов, связанных с формированием новых туристских продуктов, разработкой эффективных инструментов продвижения, внедрением инновационных технологий, повышением квалификации сотрудников туристской отрасли округа. Именно степень изношенности, уровень предоставления и стоимость услуг являются наиболее весомыми сдерживающими факторами развития округа. Одним из основных направлений дальнейшего развития туристской сферы в ЦФО наряду с созданием современной туристской инфраструктуры,
является формирование единого туристского пространства посредством организации межрегиональных туристских поездок, включающих посещение наиболее привлекательных объектов. Такой подход может быть реализован только в рамках единой межрегиональной программы развития туризма в округе, мероприятия которой должны быть целевым образом направлены на создание туристского макрокластера округа при активном участии каждого субъекта ЦФО.
ЦФО представляет собой территорию комплексного развития туризма, так как здесь представлены практически все основные виды туризма, по большинству из которых он занимает лидирующие позиции в стране. Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации, ЦФО «представляет собой центр культурно-познавательного и делового туризма страны. Ряд субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, располагает широкими возможностями для развития сельского и экологического туризма». Также наиболее перспективными для развития в регионах округа выступают паломнический, событийный, круизный и яхтенный, активный виды туризма (рис. 1).
Рис. 1 - Наиболее перспективные для развития виды и формы туризма в Центральном федеральном округе
Автотуризм (автомобильный, частно-автомобильный, автобусный) представляет собой одну из самых перспективных ниш развития туризма в округе, так как характеризуется крупным размером отложенного спроса в стране и округе. По сути, автотуризм включает в себя большинство целевых видов туризма, в потреблении продуктов которых потребитель получается определенную свободу за счет самостоятельного перемещения. Кроме того, автотуризм может выступить естественным катализатором и фундаментом для формирования кластерных отношений между ныне неэффективно конкурирующими между собой туристскими объектами. Формирование маршрутов в автотуризме увязывается с обеспеченными всей необходимой инфраструктурой транспортными магистралями и «нанизыванием» на них туристских аттракций.
В округе, как и в Российской Федерации в целом, наблюдается ситуация, когда имеется большой спрос на туристские услуги (учтенный в статистке, который по факту минимум на порядок больше), но регионы не могут его удовлетворить. Так, лишь за 2014-15 гг. спрос на туруслуги по направлению «внутренний туризм» увеличился более чем на 40%. Фактический же объем внутреннего туризма в России и в ЦФО намного больше, чем фиксируется официальной статистикой.
Развитие автотуризма в ЦФО, в первую очередь, должно ориентироваться на местного потребителя, а также потребителей прилегающих федеральных округов и регионов. Учитывая известные закономерности и современные реалии экономики страны, очевидно, что объем спроса убывает практически в геометрической прогрессии с расстоянием туристских аттракций от центров потребления с корректировкой на транспортную доступность территорий (рис. 1). При этом в пространстве четко прослеживаются зоны потребления, увязанные с туристско-рекреаци-онными циклами деятельности населения. Наиболее актуальным и массовым циклом в автотуризме является цикл выходных дней, когда население имеет один-два дня на удовлетворение своих экскурсионно-
туристских потребностей. В частности, это подтверждает и предложение на рынке соответствующих услуг в ЦФО, где доминируют по числу продуктов экскурсии (продолжительностью до суток) и, гораздо уступая, двухдневные туры. Маршруты подобных туристских продуктов имеют радиальную или кольцевую форму с возвратом обычно в пункт отбытия и характеризуются включением в них наиболее аттрактивных и значимых объектов (доминируют классические объекты), а также более низкой ценой относительно полноценных по продолжительности туристских путешествий. Квартальный цикл является также актуальным, так как дает возможность формирования более протяженных и комплексных туристских маршрутов, которые могут включать уже большую часть регионов ЦФО (например, кольцевой маршрут вокруг Москвы) и в большей мере охватывать деятельность инфраструктуры принимающей стороны (особенно размещения и питания). При более же коротких сроках, объемы потребления услуг поддерживающей и сопутствующей туристской инфраструктуры резко уменьшаются и задействуется, в основном, инфраструктура пунктов отправки туристов. Данный цикл еще важен и тем, что охватывает каникулярный цикл учебных заведений.
Автобусный туризм (разновидность автотуризма) в той или иной форме может быть доступен большей части населения округа и страны. Наиболее значимой и массовой группой потребителей выступают школьники (возрастом от 10 лет) и студенты, характеризующиеся меньшей требовательностью к качеству услуг, но большей к безопасности и характеру построения туристских маршрутов и программ. Несмотря на высокую задействованность данного сегмента потребителей, здесь имеется еще существенный запас роста. Внешние туристы (в том числе и иностранные), чаще всего, выступают потребителями автобусных туров и экскурсий. Отметим, что на данный момент именно автобусный туризм является наиболее массовым и активно разрабатываемым со стороны туристских фирм. Анализ предложения продуктов показывает, что практически все объекты
ЦФО, достойные туристского внимания, обеспечены туристскими пакетами и так или иначе имеют своего потребителя. При этом туристские потоки географически направлены как от Москвы к регионам, так и наоборот, а также имеются маршруты внутри этих территорий. Но необходимо строго отметить, что продукты эти зачастую шаблонные, официальные предложения продуктов не редко не соответствуют даже простым требованиям, функции производителя услуги зачастую сводятся к принципу «вот вам автобус и достопримечательность», а уникальность продукта обеспечивается не его профессиональным «пакетированием услугами», а тем, что преподнесут на месте музеи, экскурсоводы и т.п. Данная проблема является назревшей и требует своего решения. С другой стороны, такая ситуация открывает широкие возможности для активного развития и роста добросовестных производителей туристских пакетов, которых необходимо всячески поддерживать.
На данном этапе в автобусном туризме основные аттракции ЦФО выступают между собой конкурентами, в основном, регионального уровня, что с одной стороны, по меркам классических рыночных отношений, есть благо, так как обеспечивает конкуренцию, залог чистых рыночных отношений. Но с другой стороны, эти отношения так и останутся внутрирегиональными, и по многим параметрам деструктивными, и будут мешать более активной экспансии на внешние рынки, что могло бы существенно упроститься за счет кластерных отношений объектов и субъектов, которые в совокупности стали бы более конкурентоспособными на международном рынке благодаря синергетическому эффекту. Одним из ин-струментариев подобных процессов могли бы стать базовые комплексные туристские маршруты по территории ЦФО, которые бы собирали «вокруг себя» производителей и продавцов туристских услуг.
В отличии от автобусного туризма, частно-автомобильный туризм (подразумеваются туристские поездки населения на личных автомобилях) остаётся в тени, без внимания со стороны туристских фирм, хотя и имеет огромный потенциал. Поэто-
му автомобильный туризм пока существует сам по себе и его развитие носит стихийный характер. В России, как и в ЦФО, в частности, автотуризм характерен в большей мере для семей (без детей или с детьми старше 6 лет, а лучше - 10 лет) или небольших дружеских/товарищеских компаний. Такой отдых носит более креативный характер и способен охватывать туристские аттракции, слабо задействованные в других формах туризма (например, автобусном). По построению маршрутов, данный вид туризма, также является более гибким, но и более зависимым от качества дорожного и придорожного сервиса. А по причине слабой развитости последнего, такой туризм предъявляет дополнительные требования к физическому состоянию и подготовке туристов и накладывает ограничения на семьи с маленькими детьми. Поэтому самой распространенной формой пересечения потребителей с туристскими фирмами сейчас является покупка туристского продукта без транспортной услуги, которую потребитель берет на себя.
Руководствуясь опытом зарубежных стран, где данный вид туризма поставлен на «поток», как минимум необходимо принятие следующих мер:
1) формирование официальной сети тщательно проработанных туристских маршрутов, которые были бы обеспечены инфраструктурой дорожного и придорожного сервиса и доступной подробной информацией;
2) обеспечение безопасности дорожного движения;
3) размещение и тип объектов придорожного сервиса должны строго регулироваться - как минимум необходимо выделение трех типов пунктов на туристских маршрутах (охраняемых стоянок с туалетами; кемпингов; полноценных пунктов туристского обслуживания с охраняемыми стоянками, кафе, гостиницами, пунктами гигиены и т.д., которые будут чередоваться между собой и располагаться на строго одинаковом расстоянии и должным образом обеспечиваться информационными указателями вдоль дорог);
4) туристским дестинациям (не отдельным объектам, а целым поселениям
или их кустам) на маршрутах для их полного и уникального восприятия, запоминания и погружения туристов в среду необходимо заняться формированием единого образа, тематикой (брендингом и имиджем), так как пока они отличаются между собой лишь отдельными посещаемыми объектами, и то часто однотипными).
Таким образом, в ЦФО назрели все предпосылки и условия для активного развития автомобильного туризма, который обеспечен широким спектром значимых туристских аттрак-ций, сформированными на их основе туристскими пакетами для автобусного туризма и слабой разработанности продукта в области частно-автомобильного туризма, большими объемами спроса, реализация которого требует должного обеспечения со стороны дорожного и придорожного сервиса, интеграции усилий участников рынка для получения синерге-тических эффектов и выхода сектора на более высокий уровень развития.
Практика показывает, что наиболее эффективным и действенным способом решения выявленных проблем в сфере туризма является применение программно-целевых методов и механизмов государственно-частного партнерства. Практическим примером применения данных методов и механизмов является реализация федеральной целевой программы развития внутреннего и въездного туризма, действующая в России с 2011 г.1
Координационным советом по развитию туризма в ЦФО Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный Федеральный Округ» совместно с региональными туристскими администрациями и Российским государственным университетом ту-
1 Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 г. №644.
Рис. 2 - Программа развития автотранспортной и туристской инфраструктуры Центрального федерального округа «Дороги души Державной»
ризма и сервиса разработана концепция межрегиональной Программы развития автотранспортной и туристской инфраструктуры ЦФО «Дороги души Державной» (рис. 2, табл. 1).
Реализацию Программы предлагается осуществлять в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» Министерства транспорта Российской Федерации (исполнение поручений Правительства Российской Федерации и указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596-606).
Цель Программы - развитие турист-ско-рекреационного комплекса ЦФО, направленное на опережающее удовлетворение потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Достижение цели Программы обеспечивается решением следующих взаимосвязанных основных задач: 1) развитие инфраструктуры туристско-ре-креационного комплекса ЦФО; 2) повышение качества туристских услуг; 3) эффективное продвижение туристских продуктов на мировом и внутреннем туристских рынках.
Горизонт планирования Программы -10 лет (2015-25 гг.) с разбивкой по интервалам. Ключевые этапы Программы представлены в табл. 2.
Таблица 1 - Основные этапы разработки Программы развития автотранспортной и туристской инфраструктуры ЦФО «Дороги души Державной»
Этап Программы Основные составляющие по этапу
Утверждение механизмов реализации Программы • ФЦП «Развитие транспортной системы...» • ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма.» • Федеральный дорожный фонд • Дорожные фонды субъектов РФ
Оценка конкурентных преимуществ • Экономико-географическое положение • Плотность дорожной сети • Сервисная инфраструктура • Платёжеспособный спрос • Близость к ведущим рынкам • Налаженные межрегиональные связи
Интеграция со Стратегией социально-экономического развития ЦФО • Транспортная инфраструктура • Производство интеллектуального продукта • Инфраструктура сервисных услуг
Подготовка концепции Программы • Оценка состояния дорожной инфраструктуры • Методика отбора туристских объектов для включения в Программу • Перечень туристских объектов, рекомендованных к включению в Программу • Карта туристских маршрутов • Автоматизированная информационная система / Туристский портал ЦФО
Отбор объектов показа • Возможность существенного увеличения турпотока • Значимость для туристского потенциала региона • Возможность создания точек роста
Таблица 2 - Интервалы планирования и ключевые этапы Программы развития автотранспортной и туристской инфраструктуры ЦФО «Дороги души Державной»
Интервал планирования Ключевые этапы Программы
2015-2018 Формирование оптимальной структуры туристско-рекреационного комплекса ЦФО. Разработка схемы туристско-рекреационного освоения территории ЦФО. Разработка модели управления туристской территорией. Разработка новых и оптимизация существующих туристских продуктов. Создание автотуристской сети маршрутов. Привлечение бюджетного финансирования для строительства и обустройства комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристских автомаршрутов (дорожная сеть, инженерная инфраструктура, общественные пространства). Создание условий для привлечения частных инвестиций.
2018-2020 Практическая реализация механизмов государственно-частного партнерства. Привлечение внебюджетных источников финансирования инвестиционных проектов по развитию межрегиональной сети туристских маршрутов. Восстановление объектов культурного наследия, являющихся ключевыми элементами туристских маршрутов.
2020-2025 Развитие туристско-рекреационного комплекса ЦФО. Продвижение туристских продуктов и программ на российском и международном рынках. Внедрение стандартов качества и управления туристскими территориями и комплексами.
Определен комплекс измеримых целевых индикаторов и показателей Программы с четкой методикой их сбора и измерения. Разработана двухэтапная методика расчета прогнозных показателей (индикаторов) Программы. В основе методики эффективности Программы использованы ключевые положения методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации2.
Конечными результатами реализации Программы к 2025 г. (в сравнении с показателями 2013 г.) будут являться:
1) создание в различных субъектах ЦФО сети конкурентоспособных турист-ско-рекреационных маршрутов, которые станут точками развития регионов и межрегиональных связей, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса (рост инвестиций в основной капитал средств размещения в 1,65 раза, рост площадей номерного фонда - на 38%, койко-мест - на 18%);
2) удовлетворение потребностей различных категорий граждан России в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям (прогнозируемый рост численности размещенных в коллективных средствах размещения субъектов ЦФО на 21%);
3) повышение уровня занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в сфере туризма (увеличение количества работающих в коллективных средствах размещения на 48,2% и работающих в туристских фирмах на 44%);
4) увеличение доходов бюджетов субъектов ЦФО за счет увеличения объема производства услуг в отрасли (увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения на 16,6%);
5) рост валового внутреннего продукта и улучшение платежного баланса (рост численности иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, на 21% при увеличении их
2 Приказ Минэкономразвития России от 20.11.2013 г. №690 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации»
доли в общем количестве размещенных до 1/5).
Максимальная эффективность мероприятий Программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов к понесенным затратам, может быть обеспечена в рамках сценария «Межрегиональные транспортно-связанные маршруты», заключающегося в развитие туристской обеспечивающей инфраструктуры специально выделенных и обустроенных межрегиональных турмаршрутов с выделением в регионах, по которым они проходят, наиболее значимых объектов туристского показа.
Предлагается разработать федеральный кольцевой сегментированный туристский автотранспортный маршрут, проходящий по территории всех регионов - субъектов округа (рис. 3). Создание кольцевого туристского автотранспортного маршрута позволит существенно увеличить внутренний туристский поток, будет способствовать формированию дополнительных рабочих мест, обеспечит повышение поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме того, реализация проекта позволит оптимизировать автотранспортные транзитные потоки в ЦФО, разгрузить Московский регион и основные автомобильные дороги федерального значения, а также создать современную транспортную и туристскую инфраструктуру. При формировании указанного маршрута предполагается использование участков дорог федерального и регионального значения, а также автомобильных дорог межмуниципального и местного значения. Кроме того, на участках маршрута с длительностью переезда более 4 часов предлагается создать сеть гостиниц категории 3* и автокемпингов с объектами культурно-развлекательной направленности. Строительство указанных туристских объектов планируется осуществлять с использованием механизмов государственно-частного партнерства с привлечением частных инвестиций.
Следует отметить, что предлагаемый проект кольцевого туристского автотранспортного маршрута носит сегментированный характер, т.е. не обязательно предполагает полный его «проезд» ту-
ристом. Данный туристский автотранспортный маршрут объедини единой программой, концепцией, зонтичным брендом как многие ныне существующие разрозненные турмаршруты, так и принципиально новые, отвечающие запросам и интересам современного потребителя.
Относительно ныне существующих туристских маршрутов следует заметить, что по результатам проведенного комплексного анализа туристских маршрутов, рекомендуемых к включению в Программу, выявлено, что их наибольшее количество и разнообразие представлено в Смолен-
Рис. 3 - Система туристских маршрутов, разработанных в рамках Программы развития автотранспортной и туристской инфраструктуры «Дороги души Державной»
ской и Тверской областях. Специализированные детские туристские маршруты разработаны в Калужской, Смоленской и Ярославской областях. Отсутствуют официальные турмаршруты во Владимирской, Рязанской и Тульской областях. Подчеркнем, что только в Смоленской области есть маршруты, прошедшие инспекционное обследование. Поэтому закономерно, что именно в этом регионе отмечено наибольшее количество маршрутов, полностью соответствующих стандартам безопасности. В Ярославской области всего 8 маршрутов, 4 из них водные, и по два конных и маршрутов с использованием транспортных средств. Следует предусмотреть расширение разнообразия туристских маршрутов и обеспечение их безопасности, в т.ч. посредством инспекционного обследования МЧС.
Для определения программных мероприятий было проведено обследование их состояния. Всего обследовано автомобильных дорог общей протяженностью 4104,75 км., в т.ч. федеральных -2297,15 км и территориальных - 1807,6 км. Получены детальные данные о состоянии автомобильных дорог, проходящих по следующим маршрутам: А) Маршрут № 1: «Орел - Карачев - Брянск - Смоленск -Тверь - Углич - Ярославль - Кострома -Иваново - Владимир - Гусь-Хрустальный -Рязань - Михайлов - Тула - Калуга - Орел»; Б) Маршрут № 2: «Рязань - Мичуринск -Тамбов - Липецк - Рамонь - Воронеж -Белгород - Курск - Золотухино - Орел». Также объектами обследований явились автомобильные подъезды от указанных маршрутов к городам Гагарин, Торжок, Мышкин, Ростов, Тутаев, Сусанино, Касимов, Рассказово, Усмань, Эртиль, Лиски, Алексеевка, Прохоровка, Рыльск, Дять-ково, Таруса, Малоярославец. Полученные результаты обследований состояния автомобильных дорог внесены в соответствующие базы данных для обработки, расчета и получения рекомендаций по проведению дорожных работ. В целях формирования перечня программных мероприятий обследована обеспеченность автомобильных маршрутов объектами придорожной инфраструктуры и сформу-
лированы рекомендации относительно неотложных мероприятий в рамках реализации Программы в части приведения указанных дорог в состояние, соответствующее нормативам.
Комплексный анализ туристских объектов, рекомендуемых к включению в Программу, осуществлялся с использованием принципов, обеспечивающих обоснованный отбор объектов посещения и показа и мероприятий Программы, а также сбалансированное решение всего комплекса задач. При этом учитывались такие данные, как параметры туристского спроса по видам туризма, наличие туристских ресурсов, кадровое обеспечение, соответствие объектов экологическим требованиям, экономическая эффективность и целесообразность их использования с целью показа и посещения. Основными принципами отбора объектов посещения и показа определены: а) возможность существенного увеличения турпотока; б) значимость объекта для туристского потенциала региона; в) положительное влияние на инвестиционную активность и возможность создания точки роста для развития туристской инфраструктуры. Основными критериями отбора объектов посещения и показа определены их уникальность, привлекательность, объем текущего и потенциально привлекаемого турпотока, количество проводимых на объекте мероприятий и интерактивных программ, наличие обширного культурно-исторического материала, участие в формировании регионального и локального брендов.
В целях формирования перечня объектов и мероприятий Программы выделены следующие группы объектов посещения и показа, а также объекты туристской инфраструктуры: 1) относящиеся к природным и географическим достопримечательностям; 2) связанные с жизнью и творчеством видных деятелей культуры и искусства; 3) относящиеся к местам духовного и исторического наследия; 4) связанные с народными промыслами и национальными культурными традициями.
Кроме того, для формирования региональных и межрегиональных турмарш-рутов и турпродуктов необходимо сфор-
Рис. 4 - Заседание Координационного совета по развитию туризма в ЦФО Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный Федеральный Округ», приуроченное к X Международной туристской выставке «Интурмаркет (1ТМ) 2015».
Доклад Президента Альянса туристических агентств А. Ю. Гаврилова на тему «О ходе разработки Программы развития автотранспортной инфраструктуры с целью обеспечения эффективной работы туристского комплекса Центрального федерального округа»
мировать перечень объектов туристской инфраструктуры: 1) гостиницы и иные средства размещения, включая санатории и пансионаты; 2) культурно-развлекательные комплексы и объекты досуга; 3) физкультурно-оздоровительные и спортивные объекты, используемые для массового активного отдыха; 4) предприятия общественного питания; 5) транспортные предприятия, предоставляющие услуги групповых и индивидуальных перевозок туристов; 6) экскурсионные бюро. Основными критериями для отбора предприятий и организаций указанных категорий являются: а) уровень качества предоставляемых услуг, включая соответствие техническим регламентам, национальным стандартам, в т.ч. государственной «Системе классификации гостиниц и иных средств размещения»; б) соответствие требованиям безопасности; в) ценовая доступность и достаточный ассортиментный перечень предоставляемых услуг; г) уровень профессиональной подготовки персонала.
Каждый этап реализации Программы, все виды проведенных работ и их результаты, обговорены и оценены на заседаниях Координационного совета по развитию
туризма в ЦФО Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный Федеральный Округ» (рис. 4).
Таким образом, в целях решения задач Программы развития автотранспортной и туристской инфраструктуры ЦФО «Дороги души Державной» необходимо осуществить следующие мероприятия: 1) реконструкция федеральных и региональных дорог, по которым сформированы туристские маршруты ЦФО; 2) оборудование объектов придорожной инфраструктуры; 3) продвижение туристских маршрутов ЦФО на внутреннем рынке. Их реализация возможна при активном участии местных региональных властей в тесном партнерстве с инвесторами и региональными компаниями. Необходимым условием включения субъектов Российской Федерации в Программу является наличие соответствующей региональной (муниципальной) программы развития туризма, предусматривающей создание инвестиционных площадок и условий для привлечения в туристскую отрасль внебюджетных средств на условиях государственно-частного партнерства.
Список источников:
1. Афанасьев О. Е. Важнейшие дестинации Московской области как приоритетные точки привлечения туристов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. №4. С. 4-11. DOI: 10.12737/6482.
2. АфанасьевО.Е. Туристский комплекс Северного Подмосковья: ресурсная составляющая Клин-ского, Дмитровского, Талдомского и Солнечногорского районов // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 2. С. 32-40. DOI: 10.12737/11393.
3. Гаврилов А. Ю. Инструментарий оценки ресурсного потенциала туризма на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 4 (235). С. 57-63.
4. Платонова Н.А., Виноградова М.В. Стратегическое управление туризмом в регионе: факторы риска (на примере Ярославской области) // Сервис plus. 2014. Т. 8. № 4. С. 96-103. DOI: 10.12737/6472.
5. Платонова Н. А., Зубакова Н. Н. Оценка туристических ресурсов региона как инструмент их систематизации // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 4. С. 56-60.
6. Разработка методологии создания и ведения информационной базы маршрутной сети регионов Российской Федерации с целью систематизации туристских маршрутов, расположенных в регионах Российской Федерации / Саранча М. А., Платонова Н.А., Погребова Е. С., Мосалев А. И., КривошееваТ.М., ВапнярскаяО.И., БушуеваИ.В., КопыловЮ.В., ЛогачеваИ.Н. и др. Отчет о НИР № 114-14-11-18-03 от 18.11.2014. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 142 с.
7. Саранча М. А. Методика исследования и состояние туристской маршрутной сети России // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т. 9. № 2. С. 23-27. DOI: 10.12737/11293.
8. ФедулинА.А., Платонова Н.А., ВапнярскаяО.И. Разработка рейтинга регионов Российской Федерации по уровню развития туризма // Региональная экономика: теория и практика. 2012. №416. С. 2-13.
9. Федулин А. А., Гаврилов А. Ю., Новикова Н. Г. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма // Сервис plus. 2012. № 1. С. 38-44.
10. Korneev A.A., Rudneva M. Y., Sokolova E. Y. Analysis of European experience of motoring tourists' camps creation // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 30. № 30. P. 1-2. DOI: 10.5829/idosi. wasj.2014.30.mett.1.
Аlexander Fedulin1, Yuriy Kopylov2, Oleg Afanasiev3
Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia); 1PhD (Dr.Sc.) in History, Professor; 2PhD in History, Associate Professor; 3PhD (Dr.Sc.) in Geography, Professor
«THE ROADS OF POWER'S SOUL»: DEVELOPMENT PROJECT OF AUTOTRANSPORT INFRASTRUCTURE AND ROADSIDE SERVICE IN THE CENTRAL FEDERAL DISTRICT
The development Program project of road transport and tourism infrastructure «The roads of Power's Soul» is presented in the article. The program was developed by the Coordinating Council for the development of tourism in the Central Federal District (CFD) of the Association of interregional social and economic interaction «Central Federal District» and the Russian State University of Tourism and Service.
The urgency of the creation of generalizing, integral tourism and tourist services development programs for all regions of the CFD is justified in the article.
It was noted that tourism is the rapidly growing sector of the economy CFD. But comprehensive solution of issues related to creation of the new tourism products cannot be provided by the only development of the infrastructure. This hinders the development of effective promotion tools, introduction of innovative technologies, staff training in the tourism and service of district. The creation of a unified tourism space is the one of the main directions of the tourism sector development in the Central Federal District.
Such approach can only be implemented within a unified inter-regional program of tourism development in district and creating a tourist cluster with the active participation of each subject of the CFD.
The program development project of road transport and tourism infrastructure in 2015 - 2025 is proposed in the article. The goals, objectives, stages, outcomes of the program are defined. The scheme of the complex federal automobile segmented tourist ring route through the territory of all the regions - subjects of the CFD is proposed. The main results of a comprehensive analysis of tourist routs, facilities and activities recommended for inclusion in the program are rep-
resented. The criteria for selection of destinations and also companies and organizations of tourism infrastructure for
inclusion in the Program are substantiated. It is concluded that practical implementation of developed Program is very
important; it might be very effective for the tourism development in the Central Federal District and Russia as a whole.
Keywords: autotransport tourism infrastructure, «The roads of Power's Soul», roadside service, the Central Federal
District, program project.
References:
1. Afanasiev O. E. Vazhnejshie destinacii Moskovskoj oblasti kak prioritetnye tochki privlechenija turistov [Major destinations of Moscow region as priority points of tourist attraction] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin].2014. Vol.8. № 4. P. 4-11. DOI: 10.12737/6482.
2. AfanasievO.E. Turistskij kompleks Severnogo Podmoskov'ja: resursnaja sostavljajushhaja Klinskogo, Dmitrovsk-ogo, Taldomskogo i Solnechnogorskogo rajonov [The tourist complex of Northern Moscow Region: The resource component of Klinskiy, Dmitrovskiy, Taldomskiy, and Solnechnogorskiy districts] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service & Tourism: Current Challenges]. 2015. Vol.9. № 2. P. 32-40. DOI: 10.12737/11393.
3. Gavrilov A. Ju. Instrumentarij ocenki resursnogo potenciala turizma na regional'nom urovne [Instrumentation assess the resource potential of tourism at the regional level] // Regional'naja ekonomika: teorija i praktika [Regional economy: theory and practice]. 2012. № 4 (235). P. 57-63.
4. Platonova N. A., Vinogradova M. V. Strategicheskoe upravlenie turizmom v regione: faktory riska (na primere Ja-roslavskoj oblasti) [Strategic management of tourism in the region: risk factors (on the example of the Yaroslavl region)] // Service plus. 2014. T. 8. № 4. P. 96-103. DOI: 10.12737/6472.
5. Platonova N. A., Zubakova N. N. Ocenka turisticheskih resursov regiona kak instrument ih sistematizacii [Assess of tourism resources of the region as a tool for their systematization] // Regional'naja ekonomika: teorija i praktika [Regional economy: theory and practice]. 2011. № 4. P. 56-60.
6. Razrabotka metodologii sozdanija i vedenija informacionnoj bazy marshrutnoj seti regionov Rossijskoj Federacii s cel'ju sistematizacii turistskih marshrutov, raspolozhennyh v regionah Rossijskoj Federacii [Development of methodology of creating and maintaining an information base route network of regions of the Russian Federation in order to systematize the tourist routes, located in the regions of the Russian Federation] / Sarancha M. A., Platonova N. A., Pogrebova E. S., MosalevA. I., Krivosheeva T. M., Vapnjarskaja O. I., Bushueva I. V., Kopylov Ju.V., Logacheva I. N. and so on. Research report № 114-14-11-18-03 ot 18.11.2014. Moscow: Federal'noe agentstvo po turizmu, 2014. 142 p.
7. Sarancha M.A. Metodika issledovanija i sostojanie turistskoj marshrutnoj seti Rossii [The methodology of research and state of the tourist route network in Russia] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2015. Vol. 9. № 2. P. 23-27. DOI: 10.12737/11293.
8. Fedulin A. A., Platonova N. A., Vapnjarskaja O. I. Razrabotka rejtinga regionov Rossijskoj Federacii po urovnju raz-vitija turizma [Ranking of Russian regions by the level of tourism development] // Regional'naja ekonomika: teorija i praktika [Regional economy: theory and practice]. 2012. № 416. P. 2-13.
9. Fedulin A. A., Gavrilov A. Y., Novikova N. G. Sovremennye podhody k opredeleniju resursnogo potenciala turizma [Modern approaches to determine the resource potential of tourism] // Service plus. 2012. № 1. P. 38-44.
10. Korneev A. A., Rudneva M. Y., Sokolova E. Y. Analysis of European experience of motoring tourists' camps creation // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol. 30. № 30. P. 1-2. DOI: 10.5829/idosi.wasj.2014.30.mett.1.