Научная статья на тему 'Региональный туризм: прогнозирование и планирование развития в современных макроэкономических условиях'

Региональный туризм: прогнозирование и планирование развития в современных макроэкономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1342
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ / РИСК / ИНДИКАТОР / ПОКАЗАТЕЛЬ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / COMPETITIVENESS / REGIONAL TOURISM / INTERREGIONAL TOURIST ROUTES / RISK / INDICATOR / PARAMETER / FORECASTING / PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаев В. А., Платонова Н. А., Цыщук Е. А.

Предмет/тема. Статья посвящена проблемам туристской отрасли в Российской Федерации. В связи с существенно возросшими кризисными явлениями планирование и прогнозирование ее развития на региональном уровне приобретают особую актуальность. Цели/задачи. Цели создание и апробация методики прогнозирования и планирования развития туристской отрасли в условиях резких изменений макроэкономических показателей. Основными задачами являются: анализ базовых факторов и рисков, сдерживающих рост конкурентоспособности регионов на рынке туристских услуг; прогнозирование целевых индикаторов туристской отрасли и планирование целевых показателей программы развития туризма на примере Центрального федерального округа; рассмотрение сценариев развития внутреннего и въездного туризма в округе, обоснование наиболее эффективного из них. Методология. Для прогнозирования целевых индикаторов программы использован математический аппарат экстраполяционного прогнозирования. На его основе применены нормативно-поисковое прогнозирование и планирование целевых показателей, Результаты. Для обеспечения поступательного развития туризма в Центральном федеральном округе рассмотрены и проанализированы четыре сценария: распределенно-однородный, локально-центрированный, кластерно-распределенный, межрегиональные туристские транспортно-связанные маршруты (развитие обеспечивающей инфраструктуры туристских маршрутов с отбором наиболее значимых и связанных с ними объектов туристского показа). Обосновано, что максимальная эффективность мероприятий программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов к понесенным затратам, может быть обеспечена в рамках четвертого сценария. Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что в условиях санкционных мер и их влияния на макроэкономические условия развития туристской отрасли, нормативно-поисковое прогнозирование является наилучшим в целях исключения ошибок предсказания и рисков неверного планирования индикаторов (показателей) программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Минаев В. А., Платонова Н. А., Цыщук Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional tourism: forecasting and planning the development in the current macroeconomic conditions

Importance The article deals with the problems of the tourist industry in the Russian Federation, the development of which is subject to planning and forecasting due to significantly increased crisis processes. Objectives We aimed to establish and test certain methods of forecasting and planning of the tourism industry's development in conditions of sudden changes in macroeconomic indicators. Our main tasks were the following: to analyze the underlying factors and risks that constrain the competitiveness growth in the market of tourist services; to predict the target indicators of tourism industry and plan the targets of the program of tourism development in the Central Federal District; to consider scenarios for the development of domestic and inbound tourism in the District, and provide a rationale for the best of them. Methods We used a mathematical apparatus of extrapolation forecasting to predict the program target indicators. On its basis, we applied normative-exploratory projection and target planning techniques. Results To ensure the sustained development of tourism in the Central Federal District, we have considered four scenarios: uniform-distributed, local-centered, cluster-distributed, and cross-regional tourist transportation-related routes (the development of infrastructure for tourist routes with the selection of the most significant and related facilities of tourism show). We prove that the maximum efficiency of the program activities in relation to the result-to-cost aspect may be achieved under the fourth scenario. Conclusions and Relevance We came to a conclusion that in the circumstances of the sanctions and their impact on the macroeconomic environment of the tourism industry development, the normative-exploratory projection technique is the best one to avoid the risk and errors of incorrect predictions and program indicators planning.

Текст научной работы на тему «Региональный туризм: прогнозирование и планирование развития в современных макроэкономических условиях»

РЕКРЕАЦИЯ И ТУРИЗМ

УДК 338.48:33

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ: ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Владимир Александрович Минаев,

доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Российский государственный университет туризма и сервиса, Черкизово, Пушкинский район, Московская область, Российская Федерация

[email protected]

Наталья Алексеевна Платонова,

доктор экономических наук, профессор, проректор, Российский государственный университет туризма и сервиса, Черкизово, Пушкинский район, Московская область, Российская Федерация

[email protected]

Евгений Алексеевич Цыщук,

кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Российский государственный университет туризма и сервиса, Черкизово, Пушкинский район, Московская область, Российская Федерация

evgenytsyshchuk@gmail. com

Предмет/тема. Статья посвящена проблемам туристской отрасли в Российской Федерации. В связи с существенно возросшими кризисными явлениями планирование и прогнозирование ее развития на региональном уровне приобретают особую актуальность.

Цели/задачи. Цели — создание и апробация методики прогнозирования и планирования развития туристской отрасли в условиях резких изменений макроэкономических показателей. Основными задачами являются: анализ базовых факторов и рисков, сдерживающих рост конкурентоспособности регионов на рынке туристских услуг; прогнозирование целевых индикаторов туристской отрасли и планирование целевых показателей программы развития туризма на примере Центрального федерального округа; рассмотрение сценариев развития внутреннего и

въездного туризма в округе, обоснование наиболее эффективного из них.

Методология. Для прогнозирования целевых индикаторов программы использован математический аппарат экстраполяционного прогнозирования. На его основе применены нормативно-поисковое прогнозирование и планирование целевых показателей,

Результаты. Для обеспечения поступательного развития туризма в Центральном федеральном округе рассмотрены и проанализированы четыре сценария: распределенно-однородный, локально-центрированный, кластерно-распределенный, межрегиональные туристские транспортно связанные маршруты (развитие обеспечивающей инфраструктуры туристских маршрутов с отбором наиболее значимых и связанных с ними объектов туристского показа). Обосновано, что максимальная эффективность мероприятий программы, выраженная в

соотношении достигнутых результатов к понесенным затратам, может быть обеспечена в рамках четвертого сценария.

Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что в условиях санкционных мер и их влияния на макроэкономические условия развития туристской отрасли нормативно-поисковое прогнозирование является наилучшим в целях исключения ошибок предсказания и рисков неверного планирования индикаторов (показателей) программы.

Ключевые слова: конкурентоспособность, региональный туризм, межрегиональные туристские маршруты, риск, индикатор, показатель, прогнозирование, планирование

Введение

В последние годы появился ряд научных работ, связанных с моделированием и прогнозированием развития туристско-рекреационных территорий в условиях проявления различных рисков1. Поэтому применение математических моделей, связанных с решением задач оценки геоэкологических и геодинамических рисков в районах, где активно развивается туристско-рекреационная деятельность, представляет большой интерес не только для российских, но и зарубежных территорий [1, 9, 19].

В то же время ощущается явный недостаток работ, посвященных количественным методам анализа и прогнозирования развития туристской отрасли в условиях резких изменений макроэкономической ситуации, обусловленных негативной рыночной конъюнктурой, влиянием кризисных явлений в мировой экономике2. Необходимость в

1 Минаев В.А., ФаддеевА.О. Безопасность и отдых: системный взгляд на проблему рисков // Труды II Международной научно-практической конференции «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования». М.: Рекламно-информационное бюро «Турист», 2007. С. 329-334.

Минаев В.А., Фаддеев А.О. Математические методы и модели в геоэкологическом районировании рекреационных территорий // Материалы региональной научно-практической конференции «Математические методы и информационные технологии в современном обществе». Рязань: Академия ФСИН России, 2007. С. 111-117.

2 National and Regional Tourism Planning. URL: http://pub.unwto. org/WebRoot/Store/Shops/Infoshop/Products/1015/1015-1 .pdf.

Платонова Н.А. Региональная программа развития туризма: методические подходы к разработке // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 36. С. 44-53.

Минаев В.А., Платонова Н.А., Погребова Е.С. Методика анализа качества региональной инфраструктуры индустрии туризма и туристского сервиса // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 2. С. 38-48.

таких исследованиях весьма велика, и они стали появляться чаще [12, 14, 16, 17, 19, 20].

Авторами сделана попытка на основе понятных и достаточно простых количественных соотношений, отражающих устойчивые индикаторы и причинно-следственные показатели развития туристского рынка на территориях Российской Федерации, осуществить прогнозно-аналитические исследования его будущего состояния на примере Центрального федерального округа.

Сценарии развития туризма

Основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности регионов Российской Федерации на рынке туристских услуг, выступают [2-6, 10-12, 15]:

— недостаточно развитая инфраструктура туристских объектов, не позволяющая эффективно привлекать инвестиции в туристскую отрасль. В первую очередь это неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной инфраструктуры, нехватка средств коллективного размещения туристского класса и предприятий общественного питания, дефицит квалифицированных кадров в сфере туризма и туристского сервиса, малопривлекательное состояние многих туристских объектов показа;

— недоступность для инвесторов долгосрочных кредитных инструментов, позволяющих окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемый период времени;

— недостаточное продвижение туристских продуктов на мировом и внутреннем туристских рынках при существующих современных апробированных моделей и методик менеджмента, связанных с управлением массовым сознанием [8].

Особо сложно учесть эволюцию этих факторов в процессе прогнозирования и планирования развития туристской отрасли регионов в условиях резких изменений макроэкономической ситуации в стране, усиленных в настоящее время санкционными действиями Запада против Российской Федерации.

Авторами осуществлено прогнозирование целевых индикаторов туристской отрасли в современных условиях, а также на этой основе сделано предсказание и реализована процедура планирования целевых показателей программы развития туризма на примере Центрального федерального округа.

Для выбора варианта поступательного и устойчивого развития внутреннего и въездного туризма в округе рассмотрены и проанализированы четыре сценария:

1. Распределенно-однородный — одновременное развитие туристской инфраструктуры во всех 18 субъектах округа вне зависимости от уровня их экономического развития, состояния региональной инфраструктуры и туристского потенциала, т.е. реализация принципа «всем сестрам — по серьгам».

2. Локально-центрированный — целевое развитие туристской инфраструктуры вокруг конкретных территорий, например охватывающих объекты Золотого кольца России. Следует отметить, что и в других регионах Российской Федерации существуют подобные территории, наиболее притягательные с точки зрения сложившихся туристских традиций, внимания и поддержки властных структур.

3. Кластерно-распределенный — развитие туристской инфраструктуры Золотого кольца России на основе кластерного подхода, целевого ускоренного развития межрегиональных (выходящих за его пределы) туристских маршрутов, повышения качества услуг.

4. Межрегиональный транспортно связанный — развитие туристской инфраструктуры неподалеку от специально выделенных и обустроенных межрегиональных туристских маршрутов с отбором на территории округа, по которой они проходят, наиболее значимых объектов туристского показа.

Очевидно, что сложность разработки четкой технологической и функциональной взаимосвязи мероприятий развития туристской отрасли в рамках первого сценария с большой вероятностью приведет к рассредоточению предпринимаемых усилий и значительных финансовых ресурсов, что приведет к недостаточной эффективности и результативности общей инвестиционной активности в сфере туризма.

Второй сценарий также не является приемлемым из-за недостатка ресурсов, направляемых на развитие инфраструктуры в конкретных точках роста туристского потока за пределами Золотого кольца России, или иных наиболее притягательных туристских территорий в других регионах, а также из-за трудностей системного учета взаимосвязей между отдельными проектами, что может привести к общей низкой результативности развития туристской отрасли.

Третий сценарный подход по сути дела является комбинацией первого и второго сценариев, отражая

их недостатки, связанные с распылением ресурсов и несистемным развитием проекта в масштабах округа.

Максимальная эффективность мероприятий программы, выраженная в соотношении достигнутых результатов к понесенным затратам, на взгляд авторов, в современных условиях может быть обеспечена в рамках четвертого сценария, который:

— во-первых, изначально ориентирован на системное и масштабное развитие туристской инфраструктуры всего округа;

— во-вторых, нацелен на модернизацию и строительство придорожной инфраструктуры и новых дорог (как базовых условий доступности объектов туристского показа);

— в-третьих, позволяет включить в той или иной степени первые три подхода к построению туристской инфраструктуры;

— в-четвертых, имеет модульную схему реализации, позволяющую в зависимости от выделенных на определенный период ресурсов (т.е. возможностей государственного бюджета и частных инвесторов), туристской конъюнктуры и степени готовности отдельных элементов глобального маршрута создавать и вводить его в эксплуатацию по частям и по времени.

В рамках формирования межрегиональных туристских маршрутов на основе научно обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства могут быть созданы необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.

В отличие от первых трех сценариев, характеризующихся фрагментарным характером и недостаточной целевой направленностью мероприятий, в четвертом варианте предполагается комплексное развитие наиболее перспективных направлений туризма в Центральном федеральном округе и сопутствующих услуг при обеспечении взаимосвязи мероприятий программы.

Наряду с развитием инфраструктуры туризма, совершенствованием системы подготовки кадров [13] и проведением взвешенной и эффективной рекламной политики, межрегиональные транспортно связанные туристские маршруты позволят системно активизировать деятельность региональных предприятий различных отраслей экономики (мультипликативный эффект) для удовлетворения растущих потребностей в качественных туристских услугах при увеличении региональных туристских потоков.

Риски развития туризма

При любом сценарии реализации программы существуют следующие риски, которые могут значительно повлиять на развитие сферы туризма в Центральном федеральном округе:

— геополитические риски, связанные с влиянием политической ситуация внутри страны и в сопредельных государствах. Кроме того, возможные военные и террористические действия, обусловленные сложившейся ситуацией, могут привести к снижению туристского потока и формированию искаженного образа Российской Федерации как страны, неблагоприятной для туризма, а также снизить ее инвестиционную привлекательность;

— международные риски, связанные с развитием отношений Российской Федерации с другими странами. Для сферы туризма большое значение имеют складывающаяся ситуация на международных туристских рынках и степень взаимной интеграции государств, что особенно важно для регионов приграничного туризма;

— макроэкономические риски, связанные с ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры и снижением темпов роста экономики, в том числе с санкциями, а также с высокой инфляцией и кризисными явлениями в банковской системе;

— финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным уровнем бюджетного, а также частного финансирования;

— техногенные и экологические риски, вероятность проявления которых нельзя исключить, требующие дополнительных ресурсов для ликвидации последствий в случае их реализации.

Кроме того, нужно отметить, что отдельные регионы Центрального федерального округа (и не только), обладающие существенным туристско-рекреационным потенциалом, до сих пор не имеют стратегий и качественных целевых программ по развитию туризма и рекреационных услуг. В этих регионах не определен заказ туристской отрасли на товары и услуги в смежных отраслях экономики, поэтому разделы, касающиеся развития инфраструктуры и туристских услуг, не включены в отраслевые программы.

Минимизация перечисленных рисков и негативных факторов возможна за счет механизмов государственной поддержки развития туризма на основе государственно-частного партнерства, ра-

ционального использования бюджетных средств и максимальной координации действий участников программы в процессе развития наиболее перспективных межрегиональных туристских транспортных маршрутов, наращивания внутреннего спроса на туристские услуги, а также в процессе создания новых рабочих мест.

Реализация предложенного сценария предполагает участие общественных институтов в выработке решений по проектированию и созданию наиболее перспективных межрегиональных маршрутов на основе специальной программы развития туризма в округе.

Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели программы

Цель программы — развитие туристско-рекре-ационного комплекса Центрального федерального округа, направленное на опережающее удовлетворение потребностей российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

Достижение цели программы обеспечивается решением следующих основных задач:

— развитием дорожно-транспортной инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса;

— обоснованием выбора релевантных объектов туристского показа;

— реализацией модульного подхода к развитию туристских маршрутов, исходя из принципа постоянного повышения качества туристских услуг;

— эффективным продвижением туристских продуктов на международном и внутреннем туристских рынках.

К целевым индикаторам программы относятся:

— численность граждан Российской Федерации, заселенных в средствах коллективного размещения;

— численность иностранных граждан, заселенных в средствах коллективного размещения.

К целевым показателям программы относятся:

— площадь номерного фонда в средствах коллективного размещения;

— инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания);

— количество лиц, работающих в средствах коллективного размещения;

— количество лиц, работающих в туристских фирмах;

Таблица 1

Интервалы планирования и ключевые этапы Программы развития туризма в Центральном федеральном округе

Интервал планирования Ключевые этапы

2015-2018 гг. Формирование оптимальной структуры туристско-рекреационного комплекса: — разработка схемы туристско-рекреационного освоения территории ЦФО; — разработка модели управления туристской территорией. Разработка новых и оптимизация существующих туристских продуктов; — создание автомобильной туристской сети маршрутов; — привлечение бюджетного финансирования для строительства и обустройства инфраструктуры туристских автомобильных маршрутов (дорожная сеть, инженерная инфраструктура, общественные пространства); — создание условий для привлечения частных инвестиций

2018-2020 гг. Практическая реализация механизмов государственно-частного партнерства: — привлечение внебюджетных источников финансирования инвестиционных проектов по развитию межрегиональной сети туристских маршрутов; — восстановление объектов культурного наследия, являющихся ключевыми элементами туристских маршрутов

2020-2025 гг. Развитие туристско-рекреационного комплекса: — продвижение туристских продуктов и программ на российском и международном рынках; — внедрение стандартов качества и управления туристскими территориями и комплексами

Источник: авторская разработка.

— объем платных туристских услуг, оказанных населению;

— объем платных услуг гостиниц и других подобных средств размещения;

— количество койко-мест, которыми располагают средства коллективного размещения.

Важно отметить, что указанные индикаторы и показатели программы являются измеримыми на основе данных федерального государственного статистического наблюдения.

Методика сбора и перечень показателей установлены формами государственного федерального статистического наблюдения3 и Порядком определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации»4.

Горизонт планирования программы составляет 10 лет (2015-2025 гг.) с разбивкой по интервалам. Ключевые этапы программы представляются авторами следующим образом (табл. 1).

3 Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере услуг и туризма, а также за правонарушениями в сфере экономики: приказ Рос-стата от 20.08.2009 № 177.

4 Порядок определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и перечень показателей для оценки вклада туризма в экономику субъектов Российской Федерации: приказ Ростуризма от 18.07.2007 № 69.

Перечень и сведения о целевых индикаторах и показателях программы с расшифровкой плановых значений, рассчитанных авторами по периодам ее реализации, представлены в табл. 2.

Методика расчета прогнозных индикаторов и показателей программы состояла из двух этапов.

Первый этап включал осуществление прогноза целевых индикаторов программы. Для этого использовались экстраполяционные модели нахождения трендов, включенные в стандартный программный пакет MS Excel. Анализ показал, что и формально, и содержательно наиболее приемлемо использование логарифмической модели.

Прогнозные тренды для общей численности туристов (граждан Российской Федерации и иностранных граждан), заселенных в средствах коллективного размещения (он и использовался в качестве базового для привязки целевых показателей) показан на рис. 1-3. При этом ромбами на рисунках обозначены фактические данные о количестве туристов, заселенных в 2009-2013 гг. (номера годов 1-5 на графиках); линии трендов — сплошные кривые; прогнозы, описываемые уравнением y(T), где T — 2014-2025 гг. (номера годов 6-17 на графиках); R2 — квадрат коэффициента корреляции между фактическими и теоретическими (кривая y(T)) данными, отражающий долю объяснения фактических данных теоретической моделью.

Таблица 2

Сведения о показателях (индикаторах) программы развития туризма в Центральном федеральном округе (сводные показатели по всем субъектам округа) в 20013-2025 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель (индикатор) 2013 2018 2020 2025

Численность граждан Российской Федерации, заселенных в средствах коллективного размещения, чел. 9 379 700 10 437 500 10 734 500 11 301 900

Численность иностранных граждан, заселенных в средствах коллективного размещения, чел. 2 234 800 2 544 200 2 632 800 2 802 000

Площадь номерного фонда средств коллективного размещения, м2 3 010 800 3 835 085 3 949018 4 166 675

Инвестиции в основной капитал средств коллективного размещения (гостиницы, места для временного проживания), млн руб. 8 873,3 13 432,12 13 831,15 14 593,47

Количество лиц, работающих в средствах коллективного размещения, чел. 90 700 123 720,1 127 395,7 134 417,6

Количество лиц, работающих в туристских фирмах, чел. 14 190 000 18 829 900 19 388 640 20 456 070

Объем платных туристских услуг, оказанных населению, млн руб. 44 231,6 41 960,3 43 206,88 45 588,33

Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млн руб. 56 620,1 60 771,2 62 576,55 66 025,48

Количество койко-мест в средствах коллективного размещения, ед. 187 200 203 415,6 209 450,4 220 979,4

Источник: данные Федерального агентства по туризму и Федеральной службы государственной статистики, 12 000

10 000

8 000

6 000

4 000

2 000

У = 1 630-R2 ln(Y' = 0,9 + 6 9 )87

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

3 000

2 500

2 000

1 500

1 000

500

} ' = 4 86-li R2 = (T) 0,9 - 14 7 »5

Источник: авторская разработка.

Рис 1. Динамика общего количества туристов, заселенных в средствах коллективного размещения, тыс. чел.

Источник: авторская разработка.

Рис. 2. Динамика количества туристов — граждан Российской Федерации, заселенных в средствах коллективного размещения, тыс. чел.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

16 000 14 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000

y = 21 15l R2 = i(T) 0,9 + 8 9 12

Источник: авторская разработка.

Рис. 3. Динамика количества туристов — иностранных граждан, заселенных в средствах коллективного размещения, тыс. чел.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

С содержательной точки зрения прогнозные тренды индикаторов программы соответствуют макроэкономическим прогнозным показателям по Центральному федеральному округу, отражающим снижение темпов экономического развития на заданную перспективу при одновременном росте соответствующих экономических показателей.

С формальной точки зрения значения коэффициентов корреляции на уровне 97-99% свидетельствуют об очень хорошем соответствии выбранных модельных кривых (конкретные значения приведены на графиках) для отображения будущих трендов.

Второй этап связан с прогнозированием целевых показателей программы. С учетом того, что фактические значения целевых показателей подвержены в ретроспективе значительным колебаниям в силу влияния многих факторов макроэкономического, организационно-управленческого, финансового и иного характера, было принято решение оперировать с их средними величинами на ретроспективном участке трендов, а затем привязывать их к прогнозным значениям целевых индикаторов, имеющим, устойчивые и предсказуемые тенденции (рис. 1-3). В результате целевые показатели также имеют тенденцию к возрастанию на участке прогнозирования, при этом с замедлением темпов (табл. 3).

Несмотря на то, что для целевых индикаторов использован математический аппарат экстрапо-ляционного прогнозирования, на его основе для целевых показателей применено комплексное, т.е. нормативно-поисковое, прогнозирование целевых

показателей, основной смысл которого состоял в вычислении их будущих характеристик исходя из ретроспективной ситуации, отражающей взаимосвязи средних характеристик индикаторов и показателей.

Между тем следует отметить, что и прямое прогнозирование ретроспективных трендов ряда целевых показателей с помощью логарифмической экстраполяционной модели весьма надежно. Коэффициенты корреляции для трех из них достаточно высокие и составляют более 75%.

В целом результаты проведенного прогнозирования применительно к развитию туризма в Центральном федеральном округе занимают промежуточное значение между консервативным и инновационным прогнозами, если в качестве ориентира рассматривать показатели долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.

Сложившаяся макроэкономическая обстановка в Российской Федерации, в частности в Центральном федеральном округе, не позволяет осуществлять чисто поисковое прогнозирование, связанное с достаточно свободным варьированием финансовыми ресурсами Федерального центра и регионов.

Проведенный анализ показал, что в настоящее время в условиях известной непредсказуемости сан-кционных мер и их влияния на развитие туристской отрасли, нормативно-поисковое прогнозирование является наилучшим в целях исключения значительных ошибок предсказания и риска неверного планирования индикаторов (показателей) программы.

Выводы

Ожидаемые результаты реализации программы

а я

развития туризма в Центральном федеральном ок- ^з руге, рассчитанные авторами, приведены в табл. 3.

По мнению авторов, конечные результаты реализации программы к 2025 г. в полной мере соответствуют Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»5, предусматривающей: щ

— создание в субъектах Центрального фе- ^ дерального округа сети конкурентоспособных § туристско-рекреационных маршрутов, которые Ц станут точками развития регионов и межреги- 2 * ональных связей, активизировав вокруг себя о ч развитие малого и среднего бизнеса (увеличение § & инвестиций в основной капитал средств коллек- ч ¡К тивного размещения в 1,7раза, площадей номер- я ^ ного фонда — на 38%, койко-мест — на 18% по д § сравнению с 2013 г.); <5 ч

— удовлетворение потребностей различных & категорий граждан Российской Федерации в ак- « * тивном и полноценном отдыхе, укреплении здоро- я ^ вья, приобщении к культурным ценностям (рост § «

I- ""

£ »

гостиниц и аналогичных средств размещения на

— рост валового внутреннего продукта и улучшение платежного баланса страны (рост количества иностранных граждан, заселенных в средствах коллективного размещения, на 21 % при увеличении их доли в общем количестве размещенных до 20% по сравнению с 2013 г.).

количества граждан Российской Федерации, заселенных в средствах коллективного размещения I? & субъектов округа, на 21 % по сравнению с 2013 г.); ® ^

— повышение уровня занятости населения § ® округа за счет создания дополнительных рабочих « § мест в сфере туризма (увеличение количества я <3

Н

граждан, работающих в средствах коллективного ¡^ -

размещения на 48% и работающих в туристских Ц

фирмах на 44% по сравнению с базовым уровнем я ^

2013 г.); =1! о

— увеличение доходов бюджетов субъектов я в

Л М

округа за счет увеличения объема производства « ¡5

услуг в отрасли (увеличение объема платных услуг н

17% по сравнению с 2013 г.); о

в

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644 «Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)»

Целевые показатели Количество койко-мест в средствах коллективного размещения, тыс. ед. 146,1 157,4 169,7 187,2 186,5 191,6 196,0 199,9

Объем платных услуг гостиниц и других подобных средств размещения, млн руб. 39 919 42 662,8 46 381,6 51 675,7 56 620,1 55 713 57 239,4 58 561,6 59 727,9

Объем платных туристских услуг, оказанных населению, млн руб. 24 455,8 29 666,1 33 166,0 32 302,3 44 231,6 38 467,7 39 521,6 40 434,6 41 239,9

Количество лиц, работающих в туристских фирмах, чел. 14 130 16 456 15 162 13 630 14 190 17 264,4 17 736,8 18 146,1 18 507,0

Количество лиц, работающих в средствах коллективного размещения, тыс. чел. 98,7 99,5 98,8 95,3 90,7 113,4 116,5 119,2 121,6

Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие средств коллективного размещения, млн руб. 8 051,7 8 665,8 18 909,1 7 941,5 8 873,3 12 314,1 12 651,5 12 943,7 13 201,5

Площадь номерного фонда в средствах коллективного размещения, тыс. м2 3 094,1 2 891,3 2 960,4 3 016,1 3 010,8 3 515,87 3 612,2 3 695,6 3 769,3

Целевые индикаторы Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел. 1 473,1 1 693,3 1 915,3 2 136,1 2 234,8 2 295,9 2 370,8 2 435,7 2 493,0

Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел. 6 762,2 7 759,5 8 303,2 9 029,3 9 379,7 9 605,4 9 856,5 10 074,0 10 265,9

Год 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

^ в <N 3 4 5 6 7 8 9

Q

1 Ж

a э-

ft

§

3

Целевые показатели Количество койко-мест в средствах коллективного размещения, тыс. ед. 203,4 206,6 209,5 212,1 214,6 216,8 219,0 221,0

Объем платных услуг гостиниц и других подобных средств размещения, млн руб. 60 771,2 61 715,0 62 576,6 63 369,1 64 103,0 64 786,1 65 425,2 66 025,5

Объем платных туристских услуг, оказанных населению, млн руб. 41 960,3 42 612,0 43 206,9 43 754,2 44 260,8 44 732,6 45 173,8 45 588,3

Количество лиц, работающих в туристских фирмах, чел. 18 829,9 19 122,0 19 388,6 19 633,9 19 861,1 20 072,5 20 270,3 20 456,1

Количество лиц, работающих в средствах коллективного размещения, тыс. чел. 123,7 125,6 127,4 129,0 130,5 131,9 133,2 134,4

Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие средств коллективного размещения, млн руб. 13 432,1 13 640,7 13 831,2 14 006,3 14 168,5 14 319,5 14 460,8 14 593,5

Площадь номерного фонда в средствах коллективного размещения, тыс. м2 3 835,1 3 894,7 3 949,0 3 999,0 4 045,4 4 088,5 4 128,8 4 166,7

Целевые индикаторы Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел. 2 544,2 2 590,5 2 632,8 2 671,7 2 707,7 2 741,2 2 772,6 2 802,0

Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел. 10 437,5 10 592,8 10 734,5 10 864,9 10 985,6 11 098,0 11 203,1 11 301,9

Год 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

^ в 0 - <N 3 4 5 6 7

Список литературы

1. Абрамова А.В. Математические модели оценки геодинамического риска на территории Армении // Технологии техносферной безопасности. 2014. № 4. URL:

g http://agps-2006.narod.ru/ttb/2014-4/38-04-14.ttb.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вапнярская О.И., Артемьева О.А. Выделение категории концептуальных туристских ресурсов в развитии ресурсного обеспечения туризма // Сервис

§ в России и за рубежом. 2009. № 4. С. 23-34. g 3. ВиноградоваМ.В., Ульянченко Л.А Региональ-

| ные туристские комплексы и кластеры: общие черты й и основные отличия // Сервис в России и за рубежом. g 2014. Т. 8. № 8. С. 127-140.

^ 4. Кривошеева Т.М. Организационно-качествен-

& ные параметры регионального рынка туризма (на I примере Ярославской области) // Сервис в России и | за рубежом. 2014. Т. 8. № 8. С. 98-107. " 5. Кривошеева Т.М. Российский турпродукт: пот-

ребительские ожидания иностранных туристов // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т. 8. № 7. С. 19-32.

6. Кусков А.С. Туристское ресурсоведение: « ^ учебное пособие для студентов высших учебных § и„ заведений. М.: Академия, 2008. 208 с.

7. Ларионова А.А., Новикова Н.Г. Концепту-Ц1 Й альные основы формирования стратегий развития g & предприятий гостиничного бизнеса // Общественные а § науки. 2012. № 2. С. 286-289.

8. Минаев В.А., Овчинский А.С., Скрыль С.В., ^ | Тростянский С.Н. Как управлять массовым сознани-§ | ем. Современные модели. М.: РосНОУ, 2013. 200 с.

Л о

9. Минаев В.А., Фаддеев А.О. Оценки геоэкологических рисков. Моделирование безопасности туристско-рекреационных территорий. М.: Инфра-М, 2009. 370 с.

m

и о ft

м

S

S 1

У VO

Н й

а й

Е- g

а

Щ «

U ©

л а

^ 10. Платонова Н.А., Виноградова М.В. Страте-

гическое управление туризмом в регионе: факторы ^ § £ риска (на примере Ярославской области) // Сервис

ggg plus. 2014. Т. 8. № 4. С. 96-103.

MS - - -

2

о К

X

л

11. Ульянченко Л.А. Развитие туристской инфраструктуры территорий. М.: Onebook.ru, 2010. 164 с.

12. Федулин А.А., Гаврилов А.Ю., Новикова Н.Г. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма // Сервис plus. 2012. N° 1. С. 38-44.

<U й ^

©оЗ 13. Федулин А.А. Туристское образование: новые

а &Й

Й ° я g

« § « ¡S 5 &

а я и

§ 5 Научные подходы к формированию рейтингов реги-

горизонты развития // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 1. С. 72-76.

14. КружалинВ. И., ШабалинаН. В., Тульская Н. И.

онов России по уровню развития индустрии туриз-^ ^ о" ма // Туризм: право и экономика. 2008. № 4. С. 2-6.

15. Харитонова Т.В., Вапнярская О.И., Голикова О.М. Оценка конкурентоспособности России как единой туристской дестинации (на основе зарубежной методики) // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т. 8. № 6. С. 119-139.

16. Algieri B. An econometric estimation of the demand for tourism: the case of Russia // Tourism Economics. 2006. № 12. P. 5-20.

17. Athanasopoulos G., Hyndman R., Song H., Wu D. C. The tourism forecasting competition. Australia, Monash University, 2009. 35 p.

18. Lew, A.A. Tourism Planning and Traditional Urban Planning Theory: Planners as Agents of Social Change // Journal of the Canadian Association of Leisure Studies. 2007. № 3. P. 383-392.

19. Maslov I.A., Faddeev A.O. Physical and mathematical modeling of geodynamics processes // Physics of Viabration. 2002. Vol. 10. № 2. P. 100-115.

20. Taylor J. W. Exponential smoothing with a damped multiplicative trend // International Journal of Forecasting. 2003. № 19. P. 715-725.

Regional Economics: Theory and Practice Recreation and Tourism

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

REGIONAL TOURISM: FORECASTING AND PLANNING THE DEVELOPMENT IN THE CURRENT MACROECONOMIC CONDITIONS

Vladimir A. MINAEV, Natal'ya A. PLATONOVA, Evgenii A. TSYSHCHUK

Abstract

Importance The article deals with the problems of the tourist industry in the Russian Federation, the development of which is subject to planning and forecasting due to significantly increased crisis processes. Objectives We aimed to establish and test certain methods of forecasting and planning of the tourism industry's development in conditions of sudden changes in macroeconomic indicators. Our main tasks were the following: to analyze the underlying factors and risks that constrain the competitiveness growth in the market of tourist services; to predict the target indicators of tourism industry and plan the targets of the program of tourism development in the Central Federal District; to consider scenarios for the development of domestic and inbound tourism in the District, and provide a rationale for the best of them.

Methods We used a mathematical apparatus of extrapolation forecasting to predict the program target indicators. On its basis, we applied normative-exploratory projection and target planning techniques. Results To ensure the sustained development of tourism in the Central Federal District, we have considered four scenarios: uniform-distributed, local-centered, cluster-distributed, and cross-regional tourist transportation-related routes (the development of infrastructure for tourist routes with the selection of the most significant

and related facilities of tourism show). We prove that the maximum efficiency of the program activities in relation to the result-to-cost aspect may be achieved under the fourth scenario.

Conclusions and Relevance We came to a conclusion that in the circumstances of the sanctions and their impact on the macroeconomic environment ofthe tourism industry development, the normative-exploratory projection technique is the best one to avoid the risk and errors of incorrect predictions and program indicators planning.

Keywords: competitiveness, regional tourism, interregional tourist routes, risk, indicator, parameter, forecasting, planning

References

1. Abramova A.V. [Mathematical models for evaluation of geodynamic risk in the territory of Armenia]. Tekhnologii tekhnosfernoi bezopasnosti, 2014, no. 4. (In Russ.) Available at: http://agps-2006.narod.ru/ttb/2014-4/38-04-14.ttb.pdf.

2. Vapnyarskaya O.I., Artem'eva O.A. Vydelenie kategorii kontseptual 'nykh turistskikh resursov v razvitii resursnogo obespecheniya turizma [Choosing the category of conceptual tourist resources in the development of tourism resources]. Servis v Rossii i za rubezhom = Services in Russia and Abroad, 2009, no. 4, pp. 23-34.

3. Vinogradova M.V., Ul'yanchenko L.A. Regional'nye turistskie kompleksy i klastery: obshchie cherty i osnovnye otlichiya [Regional tourist complexes and clusters: similarities and differences]. Servis v Rossii i za rubezhom = Services in Russia and Abroad, 2014, vol. 8, no. 8, pp. 127-140.

4. Krivosheeva T.M. Organizatsionno-kachestven-nye parametry regional'nogo rynka turizma (na primere Yaroslavskoi oblasti) [Organizational and qualitative parameters of the regional tourism market (the Yaroslavl region case)]. Servis v Rossii i za rubezhom = Services in Russia and Abroad, 2014, vol. 8, no. 8, pp. 98-107.

5. Krivosheeva T.M. Rossiiskii turprodukt: potrebitel'skie ozhidaniya inostrannykh turistov [Russian tourist product: consumer expectations for foreign tourists]. Servis v Rossii i za rubezhom = Services in Russia and Abroad, 2014, vol. 8, no. 7, pp. 19-32.

6. Kuskov A.S. Turistskoe resursovedenie [Tourist resource studies]. Moscow,Akademiya Publ., 2008, 208 p.

7. Larionova A.A., Novikova N.G. Kontseptual'nye osnovy formirovaniya strategii razvitiya predpriyatii gostinichnogo biznesa [Conceptual bases of formation of enterprise development strategies of the hotel business] . Obshchestvennye nauki = Social Sciences, 2012, no. 2, pp. 286-289.

8. Minaev V.A., Ovchinskii A.S., Skryl' S.V., Trost-yanskii S.N. Kakupravlyat 'massovymsoznaniem. Sovre-mennye modeli [How to control the mass consciousness. Modern models]. Moscow, RosNOU Publ., 2013, 200 p.

9. Minaev V.A., Faddeev A.O. Otsenki geoeko-logicheskikh riskov. Modelirovanie bezopasnosti turist-sko-rekreatsionnykh territorii [Geo-ecological risk assessment. Security modeling oftourist-and-recreational territories]. Moscow, INFRA-M Publ., 2009, 370 p.

10. Platonova N.A., Vinogradova M.V. Strate-gicheskoe upravlenie turizmom v regione: faktory riska (na primere Yaroslavskoi oblasti) [Strategic tourism management in the region: risk factors (the Yaroslavl region case)]. Servis plus = Service Plus, 2014, vol. 8, no. 4, pp.96-103.

11. Ul'yanchenko L.A. Razvitie turistskoi in-frastruktury territorii [The development of tourist infrastructure of the territories]. Moscow, Onebook.ru Publ., 2010, 164 p.

12. Fedulin A.A., Gavrilov A.Yu., Novikova N.G. Sovremennye podkhody k opredeleniyu resursnogo potentsiala turizma [Modern approaches to the determination of the resource potential of tourism]. Servis plus = Service Plus, 2012, no. 1, pp. 38-44.

13. Fedulin A.A. Turistskoe obrazovanie: novye gorizonty razvitiya [Tourism education: new horizons

for development]. Sovremennye problemy servisa i turizma = Service & Tourism: Current Challenges, 2008, no. 1, pp. 72-76.

14. Kruzhalin V.I., Shabalina N.V., Tul'skaya N.I. Nauchnye podkhody k formirovaniyu reitingov regionov Rossii po urovnyu razvitiya industrii turizma [Scientific approaches to the formation of ratings of Russian regions in terms of the development of the tourism industry]. Turizm: pravo i ekonomika = Tourism: Law and Economics, 2008, no. 4, pp. 2-6.

15. Kharitonova T.V., Vapnyarskaya O.I., Golikova O.M. Otsenka konkurentosposobnosti Rossii kak edinoi turistskoi destinatsii (na osnove zarubezhnoi metodiki) [An assessment of the competitiveness of Russia as a single tourism destination (based on international methodologies)] . Servis v Rossii i za rubezhom = Services in Russia and Abroad, 2014, vol. 8, no. 6, pp. 119-139.

16. Algieri B. An econometric estimation of the demand for tourism: the case of Russia. Tourism Economics, 2006, no. 12, pp. 5-20.

17. Athanasopoulos G., Hyndman R., Song H., Wu D.C. The Tourism Forecasting Competition. Australia, Monash University, 2009, 35 p.

18. Lew A.A. Tourism Planning and Traditional Urban Planning Theory: Planners as Agents of Social Change. Journal ofthe Canadian Association of Leisure Studies, 2007, no. 3, pp. 383-392.

19. Maslov I.A., Faddeev A.O. Physical and mathematical modeling of geodynamics processes. Physics of Vibration, 2002, vol. 10, no. 2, pp. 100-115.

20. Taylor J.W. Exponential smoothing with a damped multiplicative trend. International Journal of Forecasting, 2003, no. 19, pp. 715-725.

Vladimir A. MINAEV

Russian State University of Tourism and Service, Cherkizovo, Pushkinsky District, Moscow Region, Russian Federation [email protected]

Natal'ya A. PLATONOVA

Russian State University of Tourism and Service, Cherkizovo, Pushkinsky District, Moscow Region, Russian Federation [email protected]

Evgenii A. TSYSHCHUK

Russian State University of Tourism and Service, Cherkizovo, Pushkinsky District, Moscow Region, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.