экономика регионов
УДК 332.14(045)
прогнозирование и планирование развития регионального туризма в современных макроэкономических условиях
Дудко М.А.,
студент 1-го курса магистратуры,
Финансовый университет, Москва, Россия
marko086@yandex.ru
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы туристической отрасли Российской Федерации. Сегодня существенно возросли кризисные явления прогнозирования и планирования ее развития на уровне регионов, что делает статью особенно актуальной.
В статье использовались следующие методы: нормативно-поискового прогнозирования и планирования целевых показателей, а также системный подход.
Рассмотрены четыре возможных сценария развития туристической отрасли в Центральном федеральном округе: распределенно-однородный, локально-центрированный, кластерно-распределенный, межрегиональные туристские транспортно-связанные маршруты. Было установлено, что максимальная эффективность мероприятий программы обеспечивается в рамках четвертого сценария.
На основе понятных и достаточно простых количественных соотношений, отражающих устойчивые индикаторы и причинно-следственные показатели развития туристского рынка на территориях Российской Федерации, было осуществлено прогнозно-аналитическое исследование будущего состояния туристической отрасли на примере Центрального федерального округа.
Ключевые слова: туристическая отрасль; конкурентоспособность региона; прогнозирование; планирование; целевые индикаторы; риск
forecasting and planning the development of regional tourism in modern macroeconomic conditions
Dudko M.A.,
student of the first year of a master's degree,
Financial University, Moskow, Russia
marko086@yandex.ru
Abstract. The article considers the problems of the tourist industry of the Russian Federation. Today, the crisis phenomena of forecasting and planning of its development at the regional level have significantly increased, which makes the article particularly relevant.
Научный руководитель: Липатова И.В., доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, кандидат экономических наук, Финансовый университет, Москва, Россия.
ЭКОНОМИКА РЕГИОНОВ
The article used the following methods: normative-search forecasting and target-setting planning, as well as a systematic approach.
Four possible scenarios for the development of tourism in the Central Federal District are considered: distributed-homogeneous, locally-centered, cluster-distributed, interregional tourist transport-related routes. It was found that the maximum effectiveness of the activities of the program is provided under the fourth scenario.
On the basis of understandable and fairly simple quantitative relationships reflecting stable indicators and cause and effect indicators of the development of the tourist market in the territories of the Russian Federation, a forecast and analytical study of the future state of the tourist industry was carried out using the example of the Central Federal District.
Keywords: tourist industry; regional competitiveness; forecasting; planning; target indicators; risk
На рынке туристских услуг на сегодняшний день существует ряд факторов, сдерживающих рост конкурентоспособности регионов. Назовем основные из них:
• недостаточно развитая инфраструктура объектов туризма, не позволяющая эффективно привлекать инвестиции в туристическую отрасль;
• затруднительное получение долгосрочных кредитных инструментов для инвесторов, которые позволили бы окупить инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в оптимальные сроки;
• медленное продвижение туристских продуктов на мировом и внутреннем рынках.
Чтобы выбрать оптимальный вариант поступательного и устойчивого развития внутреннего и въездного туризма в Центральном федеральном округе, стоит проанализировать четыре сценария развития:
• распределенно-однородный, который предполагает одновременное развитие во всех восемнадцати субъектах округа туристской инфраструктуры, несмотря на их уровень экономического развития,состояние региональной инфраструктуры и туристского потенциала;
• локально-центрированный - подразумевает целевое развитие инфраструктуры туризма вокруг конкретных территорий;
• кластерно-распределенный - предполагает развитие туристской инфраструктуры Золотого кольца России на основе кластерного подхода, целевого ускоренного развития межрегиональных туристских маршрутов, повышения качества услуг;
• межрегиональный транспортно-связанный -рассматривает развитие туристской инфраструктуры вблизи специально выделенных и обустроенных межрегиональных туристских маршрутов
с отбором на территории округа, по которой они проходят, наиболее значимых экспонатов.
Так как в первом сценарии будет затруднительно разработать четкую технологическую и функциональную взаимосвязь мероприятий развития туристической отрасли, велика вероятность того, что это приведет к рассредоточению предпринимаемых усилий и значительных финансовых ресурсов, а впоследствии - к недостаточной эффективности и результативности общей инвестиционной активности в сфере туризма [1, с. 91].
Недостатком второго сценария является ограниченность ресурсов, необходимых для развития инфраструктуры в конкретных точках роста туристского потока за пределами Золотого кольца России или других более притягательных туристских территорий в пределах региона, также затрудненность системного учета взаимосвязей между отдельными проектами. В итоге все это, скорее всего, приведет к общей низкой результативности развития туристической отрасли [2, с. 51].
Третий сценарий можно рассматривать как совмещение первого и второго, при этом их недостатки, связанные с распылением ресурсов и несистемным развитием проекта в масштабах округа, также проявляются в ходе его реализации [3, с. 96].
Модульная схема организации четвертого сценария делает его универсальным, позволяя создать и ввести его в эксплуатацию в соответствии с выделенными на определенный период ресурсами, туристической конъюнктурой и степенью готовности отдельных элементов глобального туристского маршрута. Основное преимущество состоит в том, что комплексно развиваются более перспективные туристические направления в Центральном федеральном округе, а также сопутствующие услуги при обеспечении взаимосвязи мероприятий Программы [4, с. 4].
Источник: данные разработаны автором.
Таблица 2
Сведения о показателях (индикаторах) программы развития туризма в Центральном федеральном округе в 2013-2025 гг.
Таблица 1
Программа развития туризма в Центральном федеральном округе: интервалы планирования и ключевые этапы
Период Ключевые этапы
2015-2018 гг. Сформировать оптимальную структуру туристско-рекреационного комплекса
2018-2020 гг. Реализовать на практике механизм государственно-частного партнерства
2020-2025 гг. Развить туристско-рекреационный комплекс
Показатель (индикатор) 2013 2018 2020 2025
Численность граждан Российской Федерации,заселенных в средствах коллективного размещения, тыс. чел. 9379,7 10 437,5 10 734,5 11 301,9
Численность иностранных граждан, заселенных в средствах коллективного размещения, тыс. чел. 2234,8 2544,2 2632,8 2802
Площадь номерного фонда средств коллективного размещения, м2 3010800 3835085 3949018 4166675
Инвестиции в основной капитал средств коллективного размещения, млн руб. 8873,4 13 432,13 13 831,16 14 593,48
Количество лиц, работающих в средствах коллективного размещения, тыс. чел. 90,7 123,72 127,396 134,418
Количество лиц, работающих в туристических фирмах, тыс. чел. 14 190 18 829,9 19 388,64 20 456,07
Объем платных туристских услуг, оказанных населению, млн руб. 44 231,1 41 960,3 43 206,88 45 588,33
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, млн руб. 56 620,11 60 771,21 662 576,56 66 025,49
Количество койко-мест в средствах коллективного размещения, ед. 187 200,1 203 415,7 209 450,4 22 0976,5
Источник: данные сайта Федеральной службы государственной статистики.
Все же не стоит забывать, что в любом сценарии развития есть риски, влияющие на развитие сферы туризма в Центральном федеральном округе. К ним относятся: геополитические, международные, макроэкономические, финансовые, техногенные и экологические риски [5, с. 22].
Перечисленные риски можно минимизировать за счет механизмов государственной поддержки развития туризма, к ним относятся:
• государственно-частное партнерство;
• рациональное использование бюджетных средств и максимальная координация действий участников программы в процессе развития наиболее перспективных межрегиональных туристских транспортных маршрутов;
• наращивание внутреннего спроса на туристские услуги и создание новых рабочих мест [6, с. 130].
7
Предложенный сценарий возможно реализовать с помощью участия общественных институтов в выработке решений по проектированию и созданию перспективных межрегиональных маршрутов на основе специальной программы развития туризма в Центральном федеральном округе [7, с. 160].
Целью программы будет развитие туристической отрасли округа, направленное на максимальное удовлетворение потребностей населения в качественных туристских услугах [8, с. 38].
В соответствии с целью задачами являются: обоснование выбора релевантных объектов туристского показа, продвижение туристских продуктов на международном и внутреннем туристских рынках, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, а также реализация модульного подхода к развитию туристских маршрутов [9, с. 27].
Данную программу стоит разделить на интервалы. Так как горизонт ее планирования составляет 10 лет (2015-2025 гг.), то оптимальным будет создать 3 ключевых этапа (табл. 1).
Методика сбора и перечень показателей установлены формами государственного федерального статистического наблюдения1 и порядком опреде-
1 Приказ Росстата от 04.08.2016 № 388 (с изм. от 22.09.2017) «Об утверждении статистического инстру-
ления внутреннего туристского потока в Российской Федерации2, в статье она представлена по периодам реализации Программы в табл. 2.
Если в качестве ориентира рассматривать показатели долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., то данные проведенного прогнозирования относительно развития туристической отрасли в Центральном федеральном округе занимают промежуточное значение между консервативным и инновационным прогнозами [10, с. 63].
Таким образом, на сегодняшний день в условиях санкций и их влияния на развитие туристической отрасли, нормативно-поисковое прогнозирование является оптимальным вариантом в целях исключения значительных ошибок предсказания и риска неверного планирования индикаторов (показателей) программы.
ментария для организации федерального статистического наблюдения за рыночными услугами, туризмом, административными правонарушениями в сфере экономики и оборотом розничной торговли».
2 Приказ Ростуризма от 18.07.2007 № 69 «О порядке определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и перечне показателей для оценки вклада туризма в экономику субъектов Российской Федерации».
Описок источников
1. Бутенко И.В. Тенденции развития туристической отрасли в России // Статистика и экономика. 2015. № 5. С. 90-93.
2. Каракаева Е.У. Роль туристической отрасли в инновационном развитии региона // Научные известия. 2016. № 1. С. 49-52.
3. Корчагин Е.П. Российский рынок туризма в условиях экономического кризиса // Вестник ТГУ 2015. № 6 (146). С. 94-100.
4. ДенгаевА.М. Мероприятия, направленные на совершенствование методологических основ повышения эффективности управления сферой туризма в регионах в условиях риска и неопределенности // Экономические исследования. 2014. № 3. С. 4.
5. Кривошеева Т.М. Российский турпродукт: потребительские ожидания иностранных туристов // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т. 8. № 7. С. 19-32.
6. Виноградова М.В., Ульянченко Л.А. Региональные туристские комплексы и кластеры: общие черты и основные отличия // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т. 8. № 8. С. 127-140.
7. Печерица Е.В., Шарафанова Е.Е. Развитие гостиничного бизнеса в Центральном федеральном округе Российской Федерации // Вестник МГУ 2015. № 3. С. 151-162.
8. ЦапукДА. Инвестиционные и межрегиональные проекты развития туризма в регионах Центрального федерального округа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. № 3. С. 36-42.
9. Патутина НА. Региональные инновации в сфере туризма // Науковедение. 2014. № 1 (20). С. 27.
10. Хасбулатова Б.М. Проблемы и перспективы развития туристической отрасли // Теория и практика общественного развития. 2015. № 6. С. 63-65.