Научная статья на тему 'Оценка возможностей транспортной инфраструктуры Ярославской области для развития автотуризма'

Оценка возможностей транспортной инфраструктуры Ярославской области для развития автотуризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1710
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / АВТОТУРИЗМ / ПРИДОРОЖНЫЙ СЕРВИС / СЕРВИСНЫЙ АУДИТ / АВТОДОРОГИ / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / MOTOR-CAR TOURISM / ROADSIDE SERVICE / SERVICE AUDITS / ROADS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладская Инна Георгиевна, Ульянченко Людмила Анатольевна

В статье проведено исследование транспортной инфраструктуры Ярославской области и дана ее оценка. Авторами рассмотрены такие аспекты транспортной инфраструктуры, как наличие и состав сообщений между Ярославской областью и соседними регионами, изучены наличие, качество автодорог федерального, регионального и местного значения, в том числе автодороги рассмотрены по категориям, интенсивности движения и др. параметрам. В сравнении представлены объемы грузо- и пассажироперевозок на железнодорожном и автомобильном транспорте, а также проведен анализ наличного подвижного состава транспортных средств. В качестве одного из аспектов безопасности путешествий исследована динамика дорожно-транспортных происшествий и смертность в связи с ДТП. Для оценки приспособленности автодорог к автомобильным путешествиям проведен опрос 11 транспортных компаний Ярославской области по целому ряду вопросов, в том числе о наличие и уровне объектов транспортной инфраструктуры и придорожного сервиса по основным туристским маршрутам. Кроме того, представлены некоторые результаты сервисного аудита федеральной автомобильной дороги М8 Холмогоры от Москвы до Ярославля как в одну, так и в другую сторону. По результатам исследований и на основе туристского потенциала рассматриваемого региона были сделаны основные выводы о возможностях и ограничениях для развития автомобильного туризма как наиболее перспективного для региона Центрального федерального округа. В целом авторами сделаны выводы о неудовлетворительном развитии дорожной системы Ярославской области, что, безусловно, является ограничивающим фактором, но наличие целевых программ по их развитию свидетельствует о заинтересованности администрации в развитии данного вида туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE YAROSLAVL REGIONS TRANSPORT INFRASTRUCTURE POSSIBILITIES EVALUATION FOR MOTOR-CAR TOURISM

The article has a Yaroslavl region transport infrastructure study and evaluation. The authors regarded such transport infrastructure aspects, as the presence and composition of messages between the Yaroslavl region and neighboring regions, studied the availability, quality of roads of federal, regional and local importance, including road considered by category, traffic, etc parameters. The freight and passenger traffic on the railway and road transport volumes are presented as a comparison. The article has also the analysis of the cash rolling stock vehicles. As one of the transport security aspects is studied the road accidents and connected with it death dynamics. For Road Trips highways fitness evaluation had been taken an 11 Yaroslavl region companies pool on a range of issues, including the presence and transport infrastructure level and roadside service on the main tourist routes. In addition, were presented the federal highway M8 Holmogory from Moscow to Yaroslavl (of one or two ways directions) some audit service results. The article contents the research results, based on them, were concluded the main findings about the potentials and restrictions on the motor-car tourism as a most perspective one for the Central Federal District region. In general, the authors concluded the inadequate transport system developing in the Yaroslavl region. It is, of cause, the limiting factor. But, cause the transport system special program existing, the region authority is interesting in this tourism type developing.

Текст научной работы на тему «Оценка возможностей транспортной инфраструктуры Ярославской области для развития автотуризма»

ИССЛЕДОВАНИЕ БИЗНЕС-СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИЗМА, ГОСТЕПРИИМСТВА И СЕРВИСА

УДК 658.14 DOI: 10.12737/6694

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АВТОТУРИЗМА

Гладская Инна Георгиевна, аспирант, руководитель Центра «Университет одаренных детей», gladskaia@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Ульянченко Людмила Анатольевна, доктор экономических наук, доцент,

проректор по финансово-хозяйственной деятельности, laprorector1249@mail.ru

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В статье проведено исследование транспортной инфраструктуры Ярославской области и дана ее оценка. Авторами рассмотрены такие аспекты транспортной инфраструктуры, как наличие и состав сообщений между Ярославской областью и соседними регионами, изучены наличие, качество автодорог федерального, регионального и местного значения, в том числе автодороги рассмотрены по категориям, интенсивности движения и др. параметрам. В сравнении представлены объемы грузо- и пассажироперевозок на железнодорожном и автомобильном транспорте, а также проведен анализ наличного подвижного состава транспортных средств. В качестве одного из аспектов безопасности путешествий исследована динамика дорожнотранспортных происшествий и смертность в связи с ДТП. Для оценки приспособленности автодорог к автомобильным путешествиям проведен опрос 11 транспортных компаний Ярославской области по целому ряду вопросов, в том числе о наличие и уровне объектов транспортной инфраструктуры и придорожного сервиса по основным туристским маршрутам. Кроме того, представлены некоторые результаты сервисного аудита федеральной автомобильной дороги М8 Холмогоры от Москвы до Ярославля как в одну, так и в другую сторону. По результатам исследований и на основе туристского потенциала рассматриваемого региона были сделаны основные выводы о возможностях и ограничениях для развития автомобильного туризма как наиболее перспективного для региона Центрального федерального округа.

В целом авторами сделаны выводы о неудовлетворительном развитии дорожной системы Ярославской области, что, безусловно, является ограничивающим фактором, но наличие целевых программ по их развитию свидетельствует о заинтересованности администрации в развитии данного вида туризма.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, автотуризм, придорожный сервис, сервисный аудит, автодороги

Одним из важных вопросов развития туризма является наличие и состояние инфраструктуры, среди элементов которой можно выделить транспортную, инженерную, социальную, информационную.

Безусловно, огромное значение для развития автотуризма имеет транспортная инфраструктура. Чтобы стать автотуристом, человек должен воспользоваться автотранспортным средством для перемещения от места своего постоянного пребывания в интересную для него дестинацию.

Транспортная система Ярославской области включает в себя железнодорожное, автомобильное, воздушное, водное сообщения, образуя транспортные потоки всероссийского и международного значения, которые обеспечивают возможность смешанных перевозок.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием весьма значительна и составляет более 6500 км. В число их входит федеральная автомобильная трасса М8 Холмогоры (Е115) (Москва - Ярославль - Вологда -Архангельск), подъезд к г. Костроме. Автодороги с твердым покрытием связывают область с соседними регионами. Важнейшие дороги регионального значения представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Важнейшие региональные трассы Ярославской области

Номер трассы и префикс Населенные пункты

Р74 Переславль-Залесский - Владимир

Р79 Ярославль и Гаврилов-Ям - Иваново и Владимир

Р104 Углич, Мышкин, Рыбинск и Пошехонье - Сергиев-Посад, Калязин и Череповец (эта дорога соединяет Ярославскую область также с Москвой, Тверью и Санкт-Петербургом)

Р151 Ярославль, Тутаев и Рыбинск

Р152 Ростов - Иваново

Р153 Ростов, Борисоглебский и Углич

Такая сеть автодорог позволила наладить в регионе развитое автобусное сообщение [4].

Перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом в Ярославской области осуществляет Северная железная дорога. В железнодорожной сети можно выделить три основных железнодорожных узла - Ярославский, Даниловский и Рыбинский. Железная дорога обеспечивает сообщение региона со многими соседними регионами Центрального федерального и Северо-Западного федерального округов.

Судоходство осуществляется по Волге и ее притоку Унжа, а также по Рыбинскому водохранилищу. Таким образом, область имеет выход в Белое, Балтийское, Азовское, Черное и Каспийское моря. Главные речные порты в Ярославле, Рыбинске и Угличе.

Кроме того, по территории области проходят нефте- и газопроводы из Западной Сибири в Европейскую часть страны.

В Ярославле расположен международный аэропорт Туношна, который, однако, требует существенной реконструкции и расширения. Аэропорт в Рыбинске осуществляет местные авиаперевозки.

Проведем исследование основных показателей транспортной инфраструктуры Ярославской области и оценим ее возможности для целей развития автотуризма.

Анализ целесообразно начинать с пассажирских перевозок (табл. 2).

Таблица 2 - Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования Ярославской области за период 2005-2011 гг. (млн. чел.)

Показатели 2005 2007 2008 2009 2010 2011

Транспорт - всего 560,2 229,5 209,7 203,0 187,3 164,1

в том числе:

железнодорожный 10,5 9,3 8,3 7,2 6,2 6,3

автомобильный 209,7 134,2 127,6 130,8 127,2 103,7

трамвайный 127,0 24,6 19,7 16,3 13,4 12,3

внутренний водный 0,4 0,6 0,5 0,6 0,6 0,6

Источник: составлено авторами на основании данных официальной статистики

Ярославской обл. [5]

Отправление грузов и пассажиров воздушным транспортом общего пользования имеет в общем объеме перевозок незначительный удельный вес (менее 1%). С 2007 года перевозки не осуществлялись, поэтому данные за этот период не нашли отражение в таблице 2. В пассажироперевозках заметно постоянное снижение темпов за исключением железнодорожного транспорта, по которому наблюдается небольшой рост в 2011 году (+1,6%), и внутреннего водного (стабильное положение в течение последних 5 лет). На рисунке 1 представлена характеристика темпов роста грузо- и пассажироперевозок автомобильным и железнодорожным транспортом.

В кризисный год пассажироперевозки растут, что связано с экономией на личном транспорте, а грузоперевозки снижаются в связи со снижением деловой активности в целом. В 2010 году ситуация меняется, а к концу исследуемого периода наблюдается общая тенденция снижения как грузо-, так и пассажироперевозок. Такая ситуация скорее

всего связана с увеличением количества автотранспортных средств, находящихся в собственности населения.

■ перевози! грузов ж/д транспортом

■ nqreBOjnr пассажиров ж/д транспортом

■ nqreBOJHi грузов автотр анспор том

■ пер евозки пассажир о в автотр анспор том

Рисунок 1 - Динамика транспортных перевозок в Ярославской области по видам транспорта за 2008-2011 гг., % (базовый 2007 г.) (Источник: составлено авторами на основании данных официальной статистики Ярославской обл. [5])

В таблице 3 представлена характеристика пассажирооборота и перевозок пассажиров маршрутными автобусами по области.

Таблица 3 - Пассажирооборот и перевозки пассажиров маршрутными автобусами общего пользования (без заказных автобусов)

Годы Пассажирооборот, млн. пасс-км Перевезено пассажиров, млн.чел. в том числе по видам сообщения

внутри- городское пригородное между- городное

1990 2172.2 251.2 212.6 32.5 6.1

2000 1797.5 259.2 233.0 24.2 2.0

2007 1158.3 131.3 105.7 22.7 2.9

2008 1084.5 125.3 103.3 19.2 2.7

2009 1079.8 129.3 108.8 18.0 2.5

2010 1056.3 125.3 105.4 17.5 2.4

2011 900.0 101.5 82.8 16.3 2.4

Данные таблицы показывают, что пассажирооборот, число перевезенных пассажиров в рассматриваемом периоде имеет тенденцию к снижению.

Характеристика транспортной системы области не будет полной без исследования материально-технической базы транспорта (табл. 4)

Таблица 4 - Протяженность путей сообщения Ярославской области за 1980-2011 гг. (километров)

Показатели 1980 1990 1995 2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011

Железнодорожные пути (эксплуатационная длина) - всего 1495 1475 1458 1265 1126 1127 1104 1099

в том числе:

общего пользования 703 697 696 650 654 654 654 654 654 654

необщего пользования 792 778 762 615 472 473 450 445

Автомобильные дороги - всего 5865 7378 8373 8279 8193 7900 9309 12909 13463 14010

в том числе:

общего пользования 6767 6875 6771 6853 8344 11970 12521 13080

ведомственные 1606 1404 1421 1047 965 939 942 930

Из общей протяженности автомобильных дорог - дороги с твердым покрытием - всего 4560 6553 7638 7592 7546 7268 7314 7939 7829 7912

в том числе:

общего пользования 6120 6270 6231 6275 6401 7052 6984 7078

из них:

федеральные 314 322 316 316 316 316 322 322

областные 5806 5948 5891 5893 5904 5913 5916 5925

местные 24 66 181 823 746 831

ведомственные 1518 1322 1315 993 913 887 845 834

Трамвайные пути10 28.7 29.9 29.9 29.9 28.3 24.7 24.7 20.5 20.1 20.1

Троллейбусные 10 линии 68.0 83.3 87.1 87.1 87.1 81.9 81.9 83.7 77.0 77.0

Внутренние водные судоходные пути* 834 789 578 490 812 811 811 811 816 816

*Примечание: С 2005 г. протяженность водных путей, по которым осуществляется судоходство.

Источник: составлено авторами на основании данных официальной статистики

Ярославской обл. [5]

Наличие, состояние автодорог регионального и межмуниципального значения, обеспечивающих межрегиональное и внутрирегиональное перемещение, имеет особое значение для развития автотуризма и, кроме того, являются важнейшими элементоми транспортной инфраструктуры. В таблице 5 представлены данные по плотности покрытия автодорог, являющейся существенным показателем качества дорожного покрытия и характеризующей комфортность передвижения.

Таблица 5 - Динамика плотности дорог Ярославской обл. за 2008-2012 гг.

Показатели Ед. изм. 2008 2009 2010 2011 2012

Плотность автодорог с твердым покрытием На 100 кв.м. 16,3 16,3 16,4 16,4 16,4

По данным Департамента дорожного хозяйства Ярославской области, в настоящее время по видам общая протяженность автодорог Ярославской области составляет, в т.ч. категория Е - 0,0 тыс. км; категория М - 0,327 тыс. км; категория А - 1,754 тыс. км (из них с твердым покрытием - 1,746 тыс. км); категория Р - 4,703 тыс. км. (из них с твердым покрытием - 4,173 тыс. км); категория Н - 11,584 тыс. км (из них с твердым покрытием -2,9 тыс. км) (табл. 6), а по интенсивности движения (табл. 7).

Таблица 6 - Динамика наличия автомобильных дорог государственной собственности Ярославской области различных категорий по интенсивности движения и грузонапряженности в регионе за 2007-2012 гг.

Категории автодорог 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Общая протяженность автодорог, тыс. км 6,432 6,442 6,451 6,45 6,457 6,466

в том числе

II 0,0758 0,0672 0,0672 0,0672 0,0672 0,074

III 0,339 0,362 0,362 0,362 0,373 0,373

IV 4,248 4,236 4,248 4,254 4,254 4,257

V 1,23 1,238 1,234 1,233 1,232 1,232

Из них с твердым покрытием, тыс. км 5,893 5,903 5,911 5,916 5,926 5,36

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 7 - Динамика наличия автомобильных дорог государственной собственности Ярославской области различных категорий по видам сообщений в регионе за 2007-2012 гг.

Категории 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Общая протяженность автодорог, тыс. км 6,432 6,442 6,451 6,45 6,457 6,466

в т.ч.

Категория Е - - - - - -

Категория М - - - - - -

Категория А 1,7467 1,7467 1,7467 1,7467 1,7467 1,7545

из них с тв. пок., тыс. км 1,738 1,738 1,738 1,738 1,738 1,746

Категория Р 4,6853 4,6953 4,7043 4,7033 4,7103 4,7026

из них с тв. пок., тыс. км 4,155 4,165 4,173 4,178 4,188 4,173

Категория Н

из них с тв. пок., тыс. км

По территории Ярославской области проходят автодороги, общей протяженностью 18200 км, в т.ч. дорожная сеть населенных пунктов. Протяженность федеральной автомобильной дороги М-8 Холмогоры и подъезда к г. Костроме имеет протяженность

322.0 км, а протяженность автодорог регионального значения составляет 6466 км, из которых 82,9%(5360 км) имеют твердое покрытие.

Автомобильные дороги муниципального значения в Ярославской области, включая площади, проезды и пр. в населенных пунктах, имеют протяженность 1387,65 км, из которых 26%(2978,65 км) с твердым покрытием.

К сожалению, качество дорог Ярославской области нельзя назвать

удовлетворительным и соответствующим потребностям автотуристов, т.к. 66%, т.е. около

4.0 тыс. км автомобильных дорог, находящихся в областной собственности, по транспортно-эксплуатационным характеристикам не соответствуют нормативным требованиям (табл. 8).

Таблица 8 - Динамика наличия и качества автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области различных категорий по условиям движения и доступа на них транспортных средств в регионе за период 2007-2012 гг.

Категории 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Общая протяженность автодорог, тыс.км 6,432 6,442 6,451 6,45 6,457 6,466

в т.ч.

Автомагистралей, в т.ч. - - - - - -

-с повреждением дорожного покр., тыс. км - - - - - -

Скоростных дорог - - - - - -

-с повреждением дорожного покр., тыс. км - - - - - -

Нескоростных дорог (обычного типа) в т.ч. 6,432 6,442 6,451 6,45 6,457 6,466

-с твердым покрытием, тыс. км 5,893 5,903 5,911 5,916 5,926 5,36

с повреждением дорожного покр., тыс. км 3,583 3,865 3,935 4,257 4,326 4,332

Постоянное повышение стоимости ремонтно-дорожных работ и ограниченное финансирование приводят к росту протяженности региональных автодорог, требующих ремонта. В настоящее время доля дорог, ремонт которых необходим, составляет около

98%. Такое положение приводит к ежегодному разрушению автодорог ускоренными темпами, поэтому стоимость ремонтных дорожных работ становится сопоставимой со стоимостью строительства новых дорог. В принятой ОЦП «Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010-2015 годы» [4] на модернизацию и введение новых дорог запланировано 1879,06 млн. руб., что положительно скажется на обеспечении возможности развития автотуризма и привлечение в область туристов из регионов ЦФО, г. Москвы.

Рассмотрим основные показатели подвижного состава транспортных средств Ярославской области как одной из характеристик транспортной инфраструктуры (табл. 9).

Таблица 9 - Характеристика подвижного состава транспортных средств Ярославской области за период 1995-2011 гг., ед.

Категории 1995 2000 2005 2008 2009 2010 2011

Автомобили - всего, 134282 192244 241697 315439 318695 324395 329068

в том числе

грузовые (включая пикапы и легковые фургоны) 27878 40577 48338 63917 64228 64923 64619

из них грузовые автомобили общего пользования 3355 1822 1035 478 369 269

автобусы 4789 5362 7722 8465 8099 8002 7897

из них общего пользования 1299 1315 1129 877 965 896 926

легковые автомобили -всего, 101615 146305 185637 243057 246368 251470 256552

в том числе в собственности граждан 97042 137355 172723 225399 230010 234005 239503

Трамвайные вагоны 156 150 116 87 70 65 60

Троллейбусы 247 236 211 230 204 220 194

Источник: составлено авторами на основании данных официальной статистики

Ярославской обл. [5]

Данные показывают, что растет количество автомобилей, находящихся в собственности граждан, и это подтверждает сделанные ранее выводы. В 2008 г. рост составил 30,5%, далее число легковых автомобилей постоянно увеличивается, но чуть медленнее (+2-3%) в год. Снижается число трамвайных вагонов и троллейбусов, несколько снижается общее число автобусов, но при этом растет количество автобусов общего пользования. Следовательно, можно сделать выводы о модернизации парка автобусов общего пользования.

Увеличение числа автомобилей неуклонно ведет к повышению аварийности на дорогах. Повышенная аварийность отрицательно влияет на привлечение в регион автотуристов. Динамика дорожно-транспортных происшествий представлена в таблице 10 и на рисунке 2.

Таблица 10 - Число происшествий на автомобильных дорогах и улицах Ярославской области за 2005-2011 гг., ед. (приведены данные по происшествиям, в которых были погибшие и раненые)

Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Число дорожно-транспортных происшествий 2457 2532 2742 2409 2224 2147 2079

в том числе:

по вине нетрезвых водителей 198 184 184 166 144 140 148

по вине водителей транспортных средств:

индивидуальных владельцев 1777 1748 2046 1601 1546 1445 1473

организаций 146 169 159 148 101 68 120

пешеходов 565 632 535 431 338 383 344

Источник: составлено авторами на основании данных официальной статистики

Ярославской обл. [5]

ЕЕЕ2Э Число ДТП

- ПогиЬло, человек

- Ранено, человек

Рисунок 2 - Динамика дорожно-транспортных происшествий в Ярославской области

за период 1999-2011 гг.

(Источник: составлено авторами на основании данных официальной статистики Ярославской обл. [5])

Следует отметить, что автотуризм может быть представлен несколькими моделями. Во-первых, это семейные путешествия на собственных автомобилях, чаще в выходные

дни, с использованием малых средств размещения [1, 2]. Во-вторых, это караванинг, который сегодня начинает постепенно развиваться [2, 3]. Кроме того, следует выделить экскурсионные автобусные маршруты, т.к. они прямо связаны с автодорогами и придорожным сервисом.

Именно поэтому, помимо изучения данных статистики, материалов,

предоставленных соответствующими департаментами и агентствами Ярославской области, в рамках исследований был проведен опрос транспортных организаций Ярославской области. Исследование проводилось с 08.10.2013 г. по 24.10.2013 г. В качестве метода исследования использовался опрос в форме анкетирования по электронной почте и интервью по телефону. В опросе приняли участие 11 предприятий, предоставляющих транспортные услуги в г. Ярославле и Ярославской области. Анализ и обобщение данных осуществляется методами ручной и электронной обработки. Для обработки были использованы описательные и аналитические методы.

В результате анализа анкет были получены следующие данные.

Основными видами перевозок, которые осуществляют опрашиваемые предприятия, являются автобусные. Их доля в общем объеме перевозок составляет 87%.

___| ■ Грузовые; 5%

■ такси 0%

■ автобусный. S7%

■ ж/д: 0%

■ водные: 0%

■ авиа; 0%

Рисунок 3 - Структура видов перевозок среди опрошенных транспортных предприятий

Ярославской обл., %.

Доля туристских заказов (в т.ч. экскурсии) в осуществленных предприятиями-респондентами перевозок за последние два года незначительно снизилась по сравнению с отчетными периодами 2009-2011 гг. (рис. 4).

В настоящее время основными туристскими организациями, с которыми сотрудничают транспортные компании г. Ярославля и Ярославской области, являются «Яроблтур» (54,5%) и «Ярославское бюро путешествий и экскурсий» (45,5%). Также

значительная доля партнерства приходится на турагентства области и других городов (27,3%). (рис. 5).

Рисунок 4 - Доля туристских перевозок среди опрошенных транспортных предприятий

Ярославской обл., %.

Рисунок 5 - Структура опрошенных транспортных предприятий Ярославской обл., %.

Условия и сроки сотрудничества чаще всего подкреплены долгосрочными (38%) и разовыми (50%) договорами.

Рисунок 6 - Структура опрошенных транспортных предприятий Ярославской обл. по срокам сотрудничества, %.

Опрос показал, что средняя стоимость поездки зависит от количества пассажиров и варьируется от 1,067 до 2,425 тыс. руб. (рис. 7).

■ индивидуальная поездка; 2425

Рисунок 7 - Стоимость перевозок у опрошенных транспортных предприятий

Ярославской обл., руб.

Наличный парк транспортных средств компаний, используемых для

экскурсионных и круизных поездок, состоит из нескольких видов автобусов, преимущественно марки «Неоплан» (указано 10 автобусов).

Существенный разброс заметен в составе и структуре подвижного состава. Возраст используемых в перевозках автобусов - от одного до 21 года. Средний возраст автотранспорта - 9 лет (рис. 8)

Количество пассажиро-мест в представленном автопарке - от 6 до 53, в зависимости от марки автобуса. Общее количество мест - 837. Большую часть составляют транспортные средства, имеющие 50 пассажиро-мест, вторую позицию занимают автобусы с 49 местами, остальные имеют равную долю, которая составляет 9,1%.

3 И 3

1992 1994 199S 2000 2002 2003 2004 2005 200S 2010 2011 2012

Рисунок 8 - Наличный парк опрошенных транспортных предприятий Ярославской обл. по возрасту, ед.

Большинство автобусов в транспортных организациях оснащены специализированным багажным отсеком (80%). Кроме того, для максимального комфорта пассажиров в автобусах представлено 100% аудиооснащение и видеооснащение (90% автотранспорта).

Наибольшую популярность сегодня имеют следующие маршруты: «Москва» (22,2%), «Обзорная по г. Ярославль» (13,9%) и «Санкт-Петербург» (11,1%) (рис. 9).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 9 - Структура популярности маршрутов среди опрошенных транспортных предприятий Ярославской обл., %.

Регулярность поездок прямую зависит от сезонности и дальности растояния. Таким образом, поездки в города, наиболее удаленные от Ярославля, осуществляются раз в

несколько месяцев и зависят от пожеланий заказчика (43,5%). В близлежащие города и по г. Ярославлю поездки осуществляются не реже 1 раза в неделю.

Транспортными услугами с целью туристско-экскурсионного обслуживания среди юридических наиболее часто пользуются турфирмы г. Ярославля и области (85%) (рис. 10).

■ Виды деятельности

щтедприятий; 50%

■ Предприятия

(укажите основные); 10% ■ Предприятия

п области; 45%

мы; 85%

Рисунок 10 - Сотрудничество опрошенных транспортных предприятий с другими предприятиями, %.

Что касается физических лиц, то здесь наибольшая активность отмечается среди местных жителей (30%) и жителей крупных городов (23%) (рис. 11).

Граждане дальнего чару бежья

гр аждане СНГ

Жители крупнейших городов

Жители близлежащих регионовп областей

Местные жители

Рисунок 11 - Структура пассажиров опрошенных транспортных предприятий, путешествующих с туриссткой целью, %

Анализ полученных в ходе исследования данных показал, что сегодня в г. Ярославле и Ярославской области недостаточное количество парковочных мест, обустроенных парковок, кемпингов для эффективной туристско-экскурсионной деятельности. Так считают более 90% опрошенных.

Среди наименее обеспеченных транспортной инфраструктурой туристских маршрутов были названы «Москва», «Иваново», «Центр Ярославля», «Кострома», «Углич-Мышкин», «Красный профинтерн», «Рыбинск», «Вятское» и «Ярославль-Кукобой». На этих маршрутах в основном отмечается низкое качество дорожного покрытия и отсутствие обустроенных стоянок отдыха (табл. 11).

Таблица 11 - Оценка обеспеченности инфраструктурой маршрутов среди опрошенных транспортных организаций Ярославской области

Показатели Низкое качество дорожного покрытия Отсутствие обустроенных стоянок отдыха Малое количество и низкое качество санитарных объектов Недостаточное количество мест общественного питания

Москва 1 1 1 1

Иваново 1

Центр Ярославля 1 1

Кострома 1

Углич-Мышкин 1

Красный профинтерн 1

Рыбинск 1 1

Вятское 1 1

Ярославль-Кукобой 1

Предоставление транспортными компаниями автомобилей в аренду (прокат) в г. Ярославле не сильно развито. В настоящее время такую услугу предоставляют две из опрошенных организаций: ИП Серебряков и ИП Bus 76 rus. Средняя стоимость данной услуги - 1000 р. в час.

В результате исследования можно сделать вывод, что, по мнению большинства опрошенных (63,6%), включение транспортных компаний г. Ярославля и Ярославской области в туристско-информационный центр (ТИЦ) будет благоприятно способствовать привлечению клиентов.

Опрос показал, что респонденты отмечали недостаточность транспортной инфраструктуры. Для уточнения данного вопроса был проведен аудит трассы М8 (Е115) «Холмогоры» от Москвы до г. Ярославля и обратно. Данные исследования показывают, что отсутствуют информационные услуги, услуги кемпингов и паркингов, а также средства гигиены. Качества услуг общественного питания и средств размещения существенно отличаются, двольно низкие оценки интерьера и экстерьера. Стоимость топлива на АЗС практически одинаковое, при этом набор и качество услуг значительно отличается. Следует отметить, что такого рода исследование (аудит придорожного

сервиса и состояния дорог), по нашему мнению, обязателен при планировании развития автотуризма, т.к. все без исключения опрошенные транспортные компании и автотуристы отмечают основным фактором, определяющим возможность такого туризма, именно наличие придорожного сервиса и необходимой инфраструктуры [6, 7, 8]. При этом в качестве необходимых элементов инфраструктуры называются не только парковочные площадки для кемперов, но и малые гостиницы, предприятия общественного питания и др., а также и навигационно-информационные услуги, которые используются самоятоятельными и организованными туристами,.

С точки зрения транспортной доступности и обеспеченности можно сказать, что работа уже ведется. Однако для комплексного развития территории и обеспечения условий развития автотуризма необходимо модернизировать автомобильные дороги, имеющие туристское значение или ведущие к основным зонам туристского развития. Особого внимания заслуживают районы Большесельский, Даниловский, Любимский, Тутаевский, Ростовский и др. Кроме того, можно создавать кольцевые маршруты, которые позволили бы автотуристам перемещаться от одного туристско-привлекательного объекта к другому, не возвращаясь в одну и ту же точку.

Сегодня негативным фактором, снижающим туристскую привлекательность области для автотуристов, является отсутствие информационных материалов о наличии туристских объектов на дорогах. В стратегической перспективе данное направление следует сделать одним из обязательных для модернизации путей сообщения.

Возможность беспрепятственно, качественно и надежно осуществлять перевозки становится определяющей при принятии решения об инвестировании перспективных проектов и создании условий для развития автотуризма. Недостаточный уровень и неудовлетворительное состояние существующей дорожной сети, придорожного сервиса, отсутствие необходимых элементов инфраструктуры приводит к значительным потерям для экономики региона и является одним из наиболее существенных ограничений для обеспечения развития автотуризма.

Литература

1. Ермаков, А.С., Корнеев, А.А. Современное состояние и перспективы развития автотуризма в Российской Федерации / А.С. Ермаков, // Сервис в России и за рубежом. -2014. - Т.8 - №2(49). [Электронный ресурс]: URL:

http://old.rguts.ru/electronic journal/number49/contents (дата обращения: 14.08.2014).

2. Кучин, И. Автомобильный туризм на Северо-Западе - проблемы и перспективы. Исторические аспекты автотуризма. [Электронный ресурс]: URL:

http://allcamping.ru/stati/avtomobilnvi-turizm-na-severo-zapade-problemv-i-perspektivv (дата

обращения: 14.08.2014).

3. Мартышенко, Н.С., Локша, А.В. Тенденции развития автотуризма в России // Практический маркетинг. - 2013. - № 3. - С. 27-36.

4. Областная целевая программа Развитие сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010-2015 годы, утверждена постановлением Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008 г. N 708-п.

5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по

Ярославской области: официальный сайт. [Электронный ресурс]: URL:

http://var.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/var/ru/ (дата обращения: 25.10.2013).

6. URL: http://www.strategplann.ru/estatiw/razvitie-karavaninga-v-rossii.html (дата

обращения: 24.07.2014).

7. URL: http://autotourizm.ru/perspekt.html (дата обращения: 24.07.2014).

8. URL: http://rusautotour.ru/ (дата обращения: 17.06.2014).

THE YAROSLAVL REGIONS TRANSPORT INFRASTRUCTURE POSSIBILITIES EVALUATION FOR MOTOR-CAR TOURISM

Gladskih Inna Gennadievna, a post graduate student,

Head of the Centre "University of gifted children», gladskaia@mail.ru

Russian State Universitv of Tourism and Service Moscow, Russian Federation

Ulianchenko Lyudmila Anatolievna, PhD in Economics, Associate Professor, Vice-rector for financial and economic activities, laprorector1249@mail.ru

Russian State Universitv of Tourism and Service Moscow, Russian Federation

The article has a Yaroslavl region transport infrastructure study and evaluation. The authors regarded such transport infrastructure aspects, as the presence and composition of messages between the Yaroslavl region and neighboring regions, studied the availability, quality of roads of federal, regional and local importance, including road considered by category, traffic, etc parameters. The freight and passenger traffic on the railway and road transport volumes are presented as a comparison. The article has also the analysis of the cash rolling stock vehicles. As one of the transport security aspects is studied the road accidents and connected with it death dynamics. For Road Trips highways fitness evaluation had been taken an 11 Yaroslavl region companies pool on a range of issues, including the presence and transport infrastructure level and roadside service on the main tourist routes. In addition, were presented

the federal highway M8 Holmogory from Moscow to Yaroslavl (of one or two ways directions) some audit service results. The article contents the research results, based on them, were concluded the main findings about the potentials and restrictions on the motor-car tourism as a most perspective one for the Central Federal District region. In general, the authors concluded the inadequate transport system developing in the Yaroslavl region. It is, of cause, the limiting factor. But, cause the transport system special program existing, the region authority is interesting in this tourism type developing.

Keywords: transport infrastructure, motor-car tourism, roadside service, service audits,

roads

Reference:

1. Ermakov, A.S., Korneev, A.A. Sovremennoe sostoyanie i perspektivih razvitiya avtoturizma v Rossiyjskoyj Federacii / A.S. Ermakov, // Servis v Rossii i za rubezhom. - 2014. -№2(49). [Ehlektronnihyj resurs]: URL: http://old.rguts.ru/electronic_journal/number49/contents (data obratheniya: 14.08.2014).

2. Kuchin, I. Avtomobiljnihyj turizm na Severo-Zapade - problemih i perspektivih.

Istoricheskie aspektih avtoturizma. [Ehlektronnihyj resurs]: URL:

http://allcamping.ru/stati/avtomobilnyi-turizm-na-severo-zapade-problemy-i-perspektivy (data obratheniya: 14.08.2014).

3. Martihshenko, N.S., Loksha, A.V. Tendencii razvitiya avtoturizma v Rossii // Prakticheskiyj marketing. - 2013. - № 3. - S. 27-36.

4. Oblastnaya celevaya programma Razvitie seti avtomobiljnihkh dorog Yaroslavskoyj oblasti na 2010-2015 godih, utverzhdena postanovleniem Praviteljstva Yaroslavskoyj oblasti ot 24 dekabrya 2008 g. N 708-p.

5. Territorialjnihyj organ Federaljnoyj sluzhbih gosudarstvennoyj statistiki po

Yaroslavskoyj oblasti: oficialjnihyj sayjt. [Ehlektronnihyj resurs]: URL:

http://yar.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/yar/ru/ (data obratheniya: 25.10.2013).

6. URL: http://www.strategplann.ru/estatiw/razvitie-karavaninga-v-rossii.html (data

obratheniya: 24.07.2014).

7. URL: http://autotourizm.ru/perspekt.html (data obratheniya: 24.07.2014).

8. URL: http://rusautotour.ru/ (data obratheniya: 17.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.