Научная статья на тему 'Создание туристско-рекреационного кластера "Сергиев Посад - врата Золотого кольца"'

Создание туристско-рекреационного кластера "Сергиев Посад - врата Золотого кольца" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1332
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / СЕРГИЕВ ПОСАД / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / TOURISM CLUSTER / CULTURAL TOURISM / RELIGIOUS TOURISM / ETHNOGRAPHIC TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Платонова Н.А., Вапнярская О.И.

Предмет. В 2016 г. в Российском государственном университете туризма и сервиса с участием авторов была разработана концепция туристско-рекреационного кластера «Сергиев Посад врата Золотого кольца». В приводятся основные результаты исследований и предложения, нашедшие отражение в концепции такого кластера, вошедшего в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Уникальный туристский потенциал Сергиево-Посадского муниципального района традиционно востребован туристами, в том числе путешествующими по Золотому кольцу России. Однако несмотря на ярко выраженную локализацию и высокую концентрацию объектов показа в районе преобладает экскурсионный поток, туристы проезжают город транзитом. Во многом это обусловлено географическим положением Сергиев Посад по праву считают вратами упомянутого туристского маршрута, а также недостатком инфраструктуры размещения и досуга. Цели. Обосновать целесообразность создания туристско-рекреационного кластера «Сергиев Посад врата Золотого кольца», его состав и структуру, а также туристскую специализацию. Представить прогноз развития кластера и его вклада в развитие туризма Подмосковья. Методология. В ходе исследования туристской и обеспечивающей инфраструктуры кластера использовались методы структурирования и статистического анализа. Определение перспектив развития кластера предполагало применение прогностических методов. Результаты. Описаны предпосылки создания туристско-рекреационного кластера, важнейшей из которых является наличие базы разнообразных по функциональному назначению объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры, дающей возможность формирования пула туристских продуктов, интересных для различных категорий туристов. Также приведено обоснование постановки целей и задач проекта туристско-рекреационного кластера «Сергиев Посад врата Золотого кольца». Особое внимание уделено приоритетным и перспективным видам туризма в нем, а также ключевым аттракциям, составляющим ядро кластера. В статье приводятся прогнозные оценки основных показателей, характеризующих развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Платонова Н.А., Вапнярская О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creating the tourism and recreation cluster ''Sergiyev Posad - The Gates of the Golden Ring of Russia''

Importance The unique tourist potential of the Sergiyev-Posad municipal district is traditionally in demand by tourists, including those traveling around Russia's Golden Ring. However, tourists mainly transit the area, and this is largely attributable to geographical location Sergiyev Posad is considered a 'gateway' to the above tourist route, and insufficient accommodation and leisure infrastructure. Objectives We aim to justify the feasibility of creating the tourism and recreation cluster Sergiyev Posad The Gates of the Golden Ring of Russia, its structure and tourism specialization, and to offer a forecast of its development. Methods To review the tourism supporting infrastructure of the cluster, we apply methods of structuring and statistical analysis. When assessing the prospects of the cluster development, we use predictive analysis methods. Results The paper describes the background of the tourism cluster creation, underpins goals and objectives of the project. Special attention is on priority and promising types of tourism and key places of interest attracting tourists that make up the core of the cluster. Conclusions The article includes the estimates of main indicators characterizing the development of tourism supporting infrastructure of the cluster.

Текст научной работы на тему «Создание туристско-рекреационного кластера "Сергиев Посад - врата Золотого кольца"»

ISSN 2311-8725 (Online) Анализ конкурентоспособности

ISSN 2073-039X (Print)

СОЗДАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА «СЕРГИЕВ ПОСАД - ВРАТА ЗОЛОТОГО КОЛЬЦА»

Наталья Алексеевна ПЛАТОНОВА^, Ольга Игоревна ВАПНЯРСКАЯЬ

а доктор экономических наук, профессор, проректор, Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Российская Федерация prorektor_nir@mail.ru

ь кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, Российский государственный университет туризма и сервиса, Москва, Российская Федерация vap. olga@gmail.com

• Ответственный автор

История статьи:

Принята 22.05.2017 Принята в доработанном виде 02.06.2017 Одобрена 13.06.2017 Доступна онлайн 28.06.2017

УДК 338.48 JEL: R12, R53, R58

https://doi.org/10.24891/ea. 16.6. 1082

Ключевые слова: туристско-рекреационный кластер, Сергиев Посад, культурно-познавательный туризм, религиозный туризм, этнографический туризм

Аннотация

Предмет. В 2016 г. в Российском государственном университете туризма и сервиса с участием авторов была разработана концепция туристско-рекреационного кластера «Сергиев Посад -врата Золотого кольца». В приводятся основные результаты исследований и предложения, нашедшие отражение в концепции такого кластера, вошедшего в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Уникальный туристский потенциал Сергиево-Посадского муниципального района традиционно востребован туристами, в том числе путешествующими по Золотому кольцу России. Однако несмотря на ярко выраженную локализацию и высокую концентрацию объектов показа в районе преобладает экскурсионный поток, туристы проезжают город транзитом. Во многом это обусловлено географическим положением - Сергиев Посад по праву считают вратами упомянутого туристского маршрута, а также недостатком инфраструктуры размещения и досуга.

Цели. Обосновать целесообразность создания туристско-рекреационного кластера «Сергиев Посад - врата Золотого кольца», его состав и структуру, а также туристскую специализацию. Представить прогноз развития кластера и его вклада в развитие туризма Подмосковья. Методология. В ходе исследования туристской и обеспечивающей инфраструктуры кластера использовались методы структурирования и статистического анализа. Определение перспектив развития кластера предполагало применение прогностических методов. Результаты. Описаны предпосылки создания туристско-рекреационного кластера, важнейшей из которых является наличие базы разнообразных по функциональному назначению объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры, дающей возможность формирования пула туристских продуктов, интересных для различных категорий туристов. Также приведено обоснование постановки целей и задач проекта туристско-рекреационного кластера «Сергиев Посад - врата Золотого кольца». Особое внимание уделено приоритетным и перспективным видам туризма в нем, а также ключевым аттракциям, составляющим ядро кластера. В статье приводятся прогнозные оценки основных показателей, характеризующих развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры кластера.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Туризм является одним из важнейших инструментов долгосрочного социально-экономического развития региональных и национальных экономик1. В соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года сохраняется

актуальность кластерного подхода к территориально-

2

пространственному развитию отрасли .

1 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

2 Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р.

Н.А. Платонова и др. / Экономический анализ: те

1082 http://www.fin-izc

Возможность получения федеральной поддержки стимулирует субъекты Российской Федерации к разработке инвестпроектов по созданию туристско-рекреационных и автотуристских кластеров3. Эти положения отражены в законодательстве регионального уровня, в том

3 О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»: постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644; Об утверждении Положения о конкурсном отборе инвестиционных проектов для включения в состав мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»: приказ Ростуризма от 22.04.2013 № 120-Пр/13.

числе в сфере регулирования туризма Московской области4.

Планирование развития туристской отрасли в современных высокодинамичных условиях требует учета многих факторов внешней и внутренней среды5 [1]. Тем самым, в состав туристского потенциала территории интегрируются новые аттракции [2]. Это усложняет управление развитием туристского комплекса на различных уровнях, в том числе в муниципальных образованиях6 [3, 4].

Проблематика создания туристского кластера и управления его развитием продолжают оставаться объектом исследования многих ученых. Как показывает опыт, основной фокус современных исследований направлен на поиск инструментов повышения эффективности создания кластера (выбора ключевых аттракций, географических границ и пр.), комплекса маркетинга и управления кластером [5-7].

Согласно отечественным [3, 8, 9] и зарубежным [10-12] исследованиям высококачественный разнообразный туристский сервис и диверсификация впечатлений туристов становятся ключевыми факторами конкурентоспособности дестинации и эффективного развития туристского кластера. Региональный опыт доказывает эффективность использования аутентичности наследия региона и его туристской интерпретации [4, 13] в продуктной политике и политике продвижения. Поэтому туристский кластер должен предоставить достаточно разнообразный пакет предложений с тем, чтобы разные категории туристов смогли найти интересную аттракцию.

Как показывает опыт, наряду с традиционными аттракциями, туристский интерес способны вызывать и новые объекты [14, 15]. При этом формируемые предпочтения и ожидания туристов, посещающих территорию кластера в составе одной группы, могут быть разнообразны [16]. Это повышает значимость систематических

маркетинговых и социологических исследований

4 Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве: закон Московской области от 22.06.2013 № 64/2013-03; Об утверждении государственной программы Московской области «Культура Подмосковья»: постановление правительства Московской области от 23.08.2013 № 654/33.

5 Минаев В.А., Платонова Н.А., Цыщук Е.А. Региональный туризм: прогнозирование и планирование развития в современных макроэкономических условиях // Региональная экономика: теория

и практика. 2015. № 23. С. 2-12.

6 Саак А.Э., Жертовская Е.В. Управление развитием туристского

комплекса муниципального образования. М.: КУРС; ИНФРА-М, 2014. 304 с.

для информационного обеспечения возможных управленческих решений [17]. Соответственно формируется особый тип целевого менеджмента туристской дестинации [18].

Сергиево-Посадский муниципальный район Московской области - одна из традиционно туристских и экскурсионных дестинаций, известная уникальным составом туристско-рекреационного потенциала, способствующим успешному развитию туризма. Все городские и сельские поселения района (всего их 12) обладают объектами показа, но наиболее аттрактивные для различных категорий туристов сконцентрированы в девяти из них. Согласно туристскому паспорту района площадь территории Сергиево-Посадского муниципального района составляет 199 714 га, в которых земли рекреационного назначения занимают 50,8%, на 15 государственных заказников приходится 6% территории района7. Тем самым 56,8% территории района потенциально могут специализироваться на туристско-рекреационной деятельности. Этому способствует в целом благоприятное и стабильное состояние окружающей среды, которое контролируется органами местного

самоуправления, соответствующими структурами в соответствии с действующим законодательством. Административный центр - Сергиев Посад, являясь городом Золотого кольца, традиционная часть не только известного одноименного маршрута, но и большинства туристских маршрутов и экскурсионных программ Подмосковья.

Стабильный туристско-экскурсионный поток и известность основных туристских аттракций позволили сформулировать следующую гипотезу. Создание на территории Сергиево-Посадского муниципального района Московской области туристско-рекреационного кластера будет способствовать росту доли туристского потока в общем количестве посещений территории, увеличению средней продолжительности пребывания туристов и экскурсантов. При этом состояние существующей туристской индустрии и ее инвестиционный потенциал в районе обусловливают возможность и целесообразность использования механизмов частно-

государственного партнерства в объемах и на условиях, соответствующих положениям основных нормативных актов Российской Федерации и Московской области.

7 О ведении туристских паспортов муниципальных образований Московской области: распоряжение министерства культуры Московской области от 10.07.2014 № 14РВ-2.

Доказательство данной гипотезы требует проведения комплексного исследования, задачами которого являются:

• определение предпосылок, географических границ, а также факторов формирования и развития туристско-рекреационного кластера в Сергиево-Посадском муниципальном районе на основе результатов изучения туристского потенциала и трендов туристского спроса;

• выявление ключевых туристских аттракций в кластере, определение туристской специализации кластера;

• определение направлений совершенствования обеспечивающей инфраструктуры в кластере;

• расчет дефицита инфраструктурной обеспеченности кластера и разработка предложений по совершенствованию объектов туристской индустрии.

Поскольку объем статьи ограничен, то далее будут представлены основные результаты по каждой из задач.

Выявление и анализ тенденций развития туристских объектов и инфраструктуры в Сергиево-Посадском муниципальном районе показал, что сложился ряд предпосылок формирования туристского кластера.

Высокая туристская аттрактивность Сергиево-Посадского района и районного центра обусловлена рядом факторов, в том числе позиционированием и известностью как туристско-экскурсионного центра, локализацией и концентрацией объектов показа, включением в состав известнейшего туристского маршрута «Золотое кольцо России», высокой транспортной и информационной доступностью. Однако важнейший фактор - концентрация объектов показа на территории района, органично связанных с богатой и насыщенной историей и культурой региона (рис. 1).

На территории района располагается 287 объектов культурного наследия, в том числе 113 памятников архитектуры (под федеральным статусом охраны находятся 36 объектов, под региональным статусом охраны - 65, выявленных объектов - 12) и 174 памятника археологии (федеральный статус охраны - 1, выявленных - 173). В районе насчитывается 50 действующих приходских церквей.

В 2010 г. завершена разработка проекта схемы территориального планирования Сергиево-

Посадского муниципального района. Установлены зоны охраны усадьбы Абрамцево, городища Радонеж, источника Преподобного Сергия Радонежского (водопад Гремячий), Хотьковского Покровского монастыря, а также разработаны зоны охраны для объектов культурного наследия четырех районов: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, памятники истории и культуры Богородского народного художественного промысла, церковь Казанской иконы Божией Матери, село Малинники (Строгово).

Сергиев Посад занимает особое место среди городов России. Здесь, как писал Павел Флоренский, ощутительнее, чем где-либо бьется пульс русской истории. Сергиев Посад принадлежит к той группе русских городов, которые складывались не вокруг княжеских кремлей, а вокруг монастырских обителей. Историческим ядром города явился знаменитый Троицкий монастырь, основанный в середине XIV в. Преподобным Сергием Радонежским.

Туристская интерпретация потенциала территории района основывается на его богатейшей истории, длительностью почти семь веков. История становления связана с возникновением в сороковых годах XIV в. в глухом заповедном лесу обители Сергия Радонежского, которая позже переросла в лавру, а затем объединила вокруг себя слободы и поселения, став в 1782 г. по указу Екатерины II городом Сергиевским Посадом. Он стал играть важную роль в политической жизни Московского государства, приобрел славу духовного центра Руси. Обитель Преподобного Сергия помнит Дмитрия Донского, монахов Пересвета и Ослябю — героев борьбы против татаро-монгольского ига, царя Ивана Грозного и Василия Темного. Монастырь стал неприступной твердыней во времена польско-литовской интервенции. Стены лавры дали последний приют семье Годуновых, укрывали от бунта юного царя Петра.

Объекты туристско-рекреационного потенциала Сергиево-Посадского муниципального района интегрированы в индустрию туризма. Они стали основой для разработки ряда турпродуктов (рис. 2), чему способствовала разнообразная туристская инфраструктура (рис. 3).

Удобное географическое расположение и высокая транспортная доступность. Открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Ярославлем (1862-1870 гг.) уже в XIX в. поставило город в ряд крупнейших в Московской губернии. Сергиево-Посадский муниципальный

район расположен в 70 км от Москвы, на северо-востоке области и занимает площадь 2 026,6 км2. Протяженность района с севера на юг составляет 68 км, с запада на восток - 42 км. Сергиево-Посадский муниципальный район граничит на севере с Калязинским районом Тверской области, Переславским районом Ярославской области, на востоке - с Александровским районом Владимирской области; на юго-востоке - с Щелковским, на юге - с Пушкинским, на западе -с Дмитровским и на северо-западе - с Талдомским районами Московской области. По территории Сергиево-Посадского района проходит железнодорожная магистраль, ведущая к северным и восточным границам страны. На территории района расположено 3 железнодорожные станции - Сергиев Посад, Бужаниново, Желтиково, 12 железнодорожных платформ на двух железнодорожных ветках. Именно Сергиев Посад возглавил в сезоне 2016 г. топ-5 маршрутов по Подмосковью на электричке8. Через территорию района проходит Ярославская автомобильная дорога. Общая протяженность федеральных дорог на территории района - 135 км, областных - 780 км, местных - 337 км.

Высокая информационная доступность и известность достопримечательностей и объектов туристской индустрии Сергиево-Посадского муниципального района. На территории Сергиево-Посадского муниципального района действуют четыре туристских информационных центра. Выпущен ряд рекламно-информационных изданий туристского

направления, в том числе карты, путеводители и пр. Некоммерческим партнерством «МОТ «Золотое Кольцо» Сергиев Посад

9

позиционируется как православная столица .

Сергиево-Посадский район ассоциируется туристами с развитием искусства и ремесел. Считается, что благословенная земля Радонежская создает особую атмосферу для развития искусства. Далеко за пределами района звучат имена живописцев и мастеров прикладного искусства, более 100 из них - члены Союза художников России. Широко известны изделия народных промыслов: богородская и сергиевская игрушки, абрамцево-кудринская резьба, сергиевопосадская матрешка. Старейшее художественно-

промышленное училище богородского промысла и Абрамцевский художественно-промышленный

8 Топ-5 маршрутов по Подмосковью на электричке.

URL: http://afisha.mosreg.ru/event/top-5-marshrutov-po-podmoskovyu-na-elektrichke

9 НП «МОТ «Золотое Кольцо». URL: http://npgr.su/cities/sergiev-posad

колледж им. В.М. Васнецова ведут подготовку художников-прикладников, передавая молодежи традиции национального искусства.

Благоприятное социально-экономическое развитие Сергиево-Посадского района и его инвестиционная привлекательность. Проводимые рейтинги ведущих консалтинговых компаний свидетельствуют о наличии инвестиционных условий, способствующих развитию туризма в Московской области. Так, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» в распределении российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2015 г. Московская область входит в группы «Высокий потенциал -минимальный риск (1А)»10. Туристская составляющая инвестиционного потенциала Московской области находится на третьем месте в России после Москвы и Краснодарского края. Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса в Московской области оценен как высокий (группа «А»)11.

В Подмосковье как регионе, территориально сосредоточенном вокруг мегаполиса, существует острая потребность в рекреационных зонах. Качественный отдых в форматах выходного дня, праздничных и каникулярных дней, семейного отдыха, без передвижений на значительные расстояния от города крайне востребован. Более того, он востребован круглогодично. По экспертным оценкам, около 5 млн москвичей в весенне-осенний период каждые выходные выезжают в Подмосковье, значительная часть - на дачи. Дачный отдых, как правило, не является полноценной заменой посещению различных рекреационных зон, ввиду его однообразия и дефицита интересных и познавательных событий, к тому же носит сезонный характер.

Следует отметить целевые усилия по продвижению и популяризации туристско-рекреационного потенциала и наметившиеся тенденции в изменении спроса, обусловившие увеличение заполняемости всех типов объектов размещения в Московской области. В летний и зимний периоды, в выходные дни спрос превышает предложение (заказ мест идет за 2-3 месяца), отмечается почти 100%-ная заполняемость объектов высокого и среднего уровня. При этом следует отметить высокую стоимость туристского размещения - средняя стоимость размещения в Сергиевом Посаде

10 Инвестиционные рейтинги регионов России. URL: http://raexpert.ru/ratings/regions/

11 Опора России. URL: http://opora.ru/

составляет 3 150 руб. в сутки, тогда как в других городах Золотого кольца - меньше (для справки -в Касимове Рязанской области - 2,4 тыс. руб. в сутки). Следует отметить, что стоимость размещения в Сергиевом Посаде недалека от наиболее дорогого города Золотого кольца -Суздаля Владимирской области - 3,8 тыс. руб. в сутки12. Это свидетельствует о том, что необходимо изменение характера туристского спроса - ориентация части его на рабочие дни, увеличение продолжительности пребывания на территории района, а также о повышении ценовой доступности размещения на территории кластера.

В качестве центров притяжения туристского интереса кластера «Сергиев Посад - врата Золотого кольца» выбраны семь объектов (рис. 4).

Состав центров притяжения кластера «Сергиев Посад - врата Золотого кольца» в настоящее время позволяет обосновать его туристскую специализацию на культурно-познавательном и религиозном туризме. Однако в перспективе развития кластера видится необходимость разгрузки основных востребованных туристских и экскурсионных маршрутов и исторического центра города, диверсификация туристской с пе ц иа ли з аци и д ля п о в ы ш е н и я конкурентоспо собно сти класте ра и удовлетворения потребностей различных категорий туристов.

В связи с этим с учетом складывающегося и развивающегося туристского спроса на территории кластера целесообразно выделить перспективные центры притяжения туристского интереса (рис. 5).

В результате в кластере будут сформированы диверсификационные туристские специализации -этно- и активный туризм.

Базовыми элементами построения экскурсионно-туристских программ кластера являются основные вехи истории развития ансамбля Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в течение длительного исторического периода, а также социально-бытовые особенности развития Сергиево-Посадского края в историческом аспекте. Таким образом, для реализации экскурсионных и анимационных программ существуют четыре поля тематической реализации:

• архитектурно-этнографическое;

12 Сергиев Посад стал самым популярным городом Золотого кольца. URL: https://mosregtoday.ru/turizm-i-sfera-gostepriimstva/sergiev-posad-stal-samym-populyamym-gorodom-zolotogo-koltsa/#

• природно-ландшафтное;

• культурно-познавательное;

• научно-просветительское.

Таким образом, предлагается дополнить существующие 15 наиболее популярных и регулярных туристских маршрутов, семью новыми 2-3-дневными маршрутами в различных направлениях с генерацией туристского потока в Сергиев Посад. Туристская специализация и основные объекты туристского показа позволяют отразить все составляющие кластера. Географическими границами кластера «Сергиев Посад - врата Золотого кольца», учитывая относительно равномерное распределение аттракций и маршрутной сети, целесообразно определить административные границы Сергиево-Посадского муниципального района. Ядром кластера будет выступать исторический центр города.

Приоритетные и перспективные центры притяжения туристского интереса кластера образуют основную сеть объектов для туристского маршрутного планирования кластера. Состав и структура туристского потенциала Сергиево-Посадского муниципального района, а также его географическое положение и транспортная доступность при учете тенденций туристского спроса обусловливают целесообразность формирования краткосрочных туристских маршрутов длительностью 2-3 дня. В дополнение к действующим туристским маршрутам целесообразно предложение схемы

внутрикластерных, межмуниципальных и межрегиональных туристских маршрутов, а именно:

• Сергиев Посад - Пересвет - Богородское (3 дня) - маршрут культурно-исторической и религиозной туристской специализации. Связан с посещением основных центров притяжения туристского интереса, прежде всего Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника, городского поселения Пересвет и городского поселения Богородское;

• Сергиев Посад - Хотьково - Радонеж (2 дня) -маршрут, который может иметь две специализации - религиозный или этнографический и активный туризм;

• Сергиев Посад - Рязанцы (2 дня) - также связан с культурно-исторической и религиозной специализацией. В перспективе этот маршрут

также имеет возможность приобретения статуса межмуниципального за счет посещения Владимирского храма (Маврино, Щелковский муниципальный район);

• Сергиев Посад - Александров - Лукьянцево (3 дня) - межрегиональный маршрут, связанный с осмотром достопримечательностей Владимирской области. У маршрута сбалансированы культурно-историческая и религиозная туристские специализации;

• Сергиев Посад - Мураново - Талицы - Царево -Фряново (3 дня) - имеет межмуниципальный и межрегиональный характер. Маршрут отличается преобладанием культурно-исторической туристской специализации;

• Сергиев Посад - Пушкино - Жостово -Марфино (3 дня) - при межмуниципальном характере специализирован на культурно-историческом туризме, в первую очередь на народных художественных промыслах и ремеслах;

• Сергиев Посад - Дмитров - Ильинское -Деденево (3 дня) - также носит межмуниципальный характер. У маршрута сбалансированы культурно-историческая и религиозная туристские специализации.

Для развития туристского кластера очень важна конфигурация транспортной региональной сети с учетом типов транспорта, ее состояние, ограничения пропускной способности и т.п. Территория формирования кластера «Сергиев Посад - врата Золотого кольца» имеет исключительное местоположение и отличается высокой транспортной доступностью для жителей Тверской области, Ярославской области, Москвы и ряда районов Московской области. На территории района, как уже отмечалось, расположены 3 железнодорожные станции и 12 железнодорожных платформ на двух железнодорожных ветках. Состояние автомобильных федеральных, областных и местных дорог на территории района удовлетворительное.

В районе действуют три транспортные организации, занимающиеся в настоящее время и/или имеющие возможность заниматься транспортным обслуживанием туристов. В совокупности они располагают 26 автобусами туркласса и 83 микроавтобусами туркласса в хорошем состоянии. Вместе с тем в свете создания туристско-рекреационного кластера необходима реорганизация транспортной составляющей в двух

направлениях. Во-первых, для обеспечения комфортного пребывания туристов и автотуристов в главной доминанте кластера - в историческом центре Сергиева Посада. Во-вторых, для совершенствования автотранспортного сообщения.

Решение первой задачи предполагает использование концепции медленного города, где практически не предполагается движение автотранспорта. Выделение пешеходных зон и велодорожек проводилось с учетом потребностей современных технологий туристского

обслуживания и показа, траекторий движения туристских групп, а также тенденции развития велотуризма на территории Московской области. Эти предложения отражают преемственность разработки концепции направлений развития Сергиева Посада и реконструкции исторической части города13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индустрия размещения в Сергиево-Посадском районе позволяет сделать вывод о разнообразии гостиничной сети с необходимым номерным фондом для обслуживания туристов, однако при планировании увеличения туристских прибытий требуется расширение номерного фонда бюджетного и среднего ценовых сегментов. Также проблемой является несоответствие коллективных средств размещения ожиданиям потребителей по факторам категорийности, стоимости, качества и ассортимента услуг.

Расчет потребности в дополнительных местах размещения туристов опирается на следующие допущения:

• учитывается только перспективный туристский поток (без учета экскурсантов);

• туристский поток учитывается в части целей прибытия - культурно-познавательные цели, цели религиозного туризма;

• основной турпродукт - туры выходного дня (2-3 дня, 1-2 ночи);

• тренды развития туристского спроса показывают превалирование интереса к средствам размещения среднего ценового сегмента.

С учетом прогнозируемого туристского потока расчет показал необходимость максимального развертывания около 1 040 мест. Целесообразно

13 Разработана ООО «Региональный Центр Урбанистики» совместно с копаниями ARUP, AREP, Ville, ООО «Арх Лаб», «АК и Партнеры» по заказу муниципального образования «Сергиево-Посадский район Московской области» и муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области».

рассматривать возможность строительства двух средств размещения (гостиниц) с количеством номеров до 520 в совокупности в сегменте среднего ценового размещения.

При формировании кластера «Сергиев Посад -врата Золотого кольца» пристальное внимание стоит уделить планированию развития сферы общественного питания. В настоящее время имеющаяся сеть из 51 предприятия обладает 390 посадочными местами, и ее можно охарактеризовать как недостаточную.

Потребуется создание предприятий общественного питания с количеством посадочных мест от 300 до 1 500 в зависимости от величины туристского потока. В основе расчета были следующие допущения:

• дополнительная потребность определялась исходя из количества оборотов одного посадочного места предприятия питания (количество оборотов - три);

• классность предприятий питания не учитывалась;

• не учитывалась доля турпотока, размещенного в коллективных средствах размещения;

• учитывалась структура туристско-экскурсионного потока.

Для продвижения и повышения информационной доступности туристских продуктов кластера и Московской области в целом в рамках реализации проекта целесообразно предусмотреть создание единого туристско-информационного центра. Причем, статус такого центра кластера понимается в расширенном варианте. Туристско-информационный центр кластера выступает как системообразующее и координирующее звено туристского продукта.

Прогноз туристской отрасли Московской области с учетом вклада инвестпроекта строится по целевым показателям программы для Московской области, и для Сергиево-Посадского муниципального района. Прогноз предусматривает две временных точки - 2015 г. и 2018 г. (год окончания реализации проекта), в которых указываются расчетные целевые индикаторы. Прогноз опирается на результаты приведенного анализа по факторам, стимулирующим развитие туризма в Московской области в ближайшие годы.

Прогноз был получен методом прямого досчета в зависимости от прогноза прироста туристского потока. Прирост на 108,3% соответствует трендам

увеличения количества туристов, размещенных в коллективных средствах размещения. Прогноз объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Московской области рассчитан с учетом прогнозируемого прироста этого показателя для туристско-рекреационного кластера и на основе трендов приращения объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в регионе.

Прогноз основных показателей развития туризма в Московской области и в Сергиево-Посадском муниципальном районе с учетом

реализации проекта «Строительство туристско-рекреационного кластера «Сергиев Посад - врата Золотого кольца»» представлен в табл. 1.

Как уже отмечалось, прогноз основных показателей развития туризма в Московской области рассчитывался методом досчета прогнозных показателей 2018 г. за счет влияния туристско-рекреационного кластера «Сергиев Посад - врата Золотого кольца». В свою очередь, влияние кластера по каждому показателю рассчитывалось как разница между прогнозируемым показателем и прогнозным показателем, полученным экстраполяцией (для справки - среднегодовой темп роста показателей оценивался в 10%). В целом все показатели развития туристской отрасли в Московской области с учетом реализации инвестпроекта демонстрируют рост к 2018 г.

В частности, общая динамика объема туристско-экскурсионного потока, а также количества лиц, размещенных в коллективных средствах размещения Московской области дают представление о росте туристского интереса к региону. Потребность в новом строительстве объектов размещения возникает в условиях роста туристского спроса.

Таким образом, выдвинутая гипотеза была доказана. Результаты исследования показывают, что создание в Сергиево-Посадском муниципальном районе Московской области туристско-рекреационного кластера «Сергиев Посад - врата Золотого кольца» будет способствовать формированию туристского продукта качественно нового типа.

Туристский кластер «Сергиев Посад - врата Золотого кольца» призван способствовать:

• увеличению доли туристов в туристско-экскурсионном потоке в Сергиево-Посадский муниципальный район;

• увеличение продолжительности пребывания туристов и экскурсантов в районе;

• развитию культурно-познавательного, религиозного, активного и этнографического туризма;

• развитию музейно-выставочного дела и народных промыслов на территории Подмосковья;

• формированию имиджа Московской области как привлекательной туристской дестинации;

• росту инвестиций в туристскую инфраструктуру;

• повышению экономической эффективности деятельности основных участников кластера за счет синергетического туристского продукта;

• повышению уровня занятости населения за счет создания дополнительных рабочих мест в сфере туризма;

• увеличению налоговых поступлений от туристской деятельности и услуг смежных отраслей.

Достижение обозначенных ориентиров возможно при формировании эффективных интегрированных технологических цепочек в туристско-рекреационной сфере на базе пула географически локализованных предпринимательских и организационных структур.

Таблица 1

Основные показатели развития туризма в Московской области и в Сергиево-Посадском муниципальном районе с учетом реализации проекта «Строительство туристско-рекреационного кластера «Сергиев Посад - врата Золотого кольца»

Table 1

The main indicators of tourism development in the Moscow oblast and Sergiyev Posad municipal area, taking into account project implementation Construction of Tourism and Recreation Cluster Sergiyev Posad - The Gates of the Golden Ring of Russia

Показатель Московская область Сергиево-Посадский муниципальный район

2015 г. 2018 г. Темп роста, % 2015 г. 2018 г. Темп роста, %

Объем туристского потока, тыс. чел. 11 500 15 100 131,3 1 500 2500 166,7

Количество туристов, 3 349,7 3700 110,5 540,2 1 125 208,3

размещенных в коллективных

средствах размещения, тыс. чел.

Площадь номерного фонда 824,1 1 166,71 141,6 40,4 55,71 138

коллективных средствах

размещения, тыс. м2

Объем инвестиций в основной 793 008 1 827 116,85 234,2 67 901 77 510,7 114,2

капитал коллективных средств

размещения, тыс. руб.

Количество койко-мест 83 388 107 325 128,7 4 039 5570 138

в коллективных средствах

размещения, ед.

Количество лиц, работающих 28 140 35 985 127,9 1 355 1 868 138

в коллективных средствах

размещения, чел.

Количество лиц, работающих в турфирмах, чел. 925 1214,6 132 173 288 166,7

Объем платных туристских 7 158,2 9 602,6 134,15 73,291 122,15 166,7

услуг, оказанных населению,

млн руб.

Объем платных услуг гостиниц 7 525,2 9 859,8 131 279,137 581,32 208,3

и аналогичных средств

размещения, млн руб.

Источник: авторская разработка по данным министерства культуры Московской области Source: Authoring, based on the Ministry of Culture of the Moscow oblast data

Рисунок 1

Состав объектов показа кластера, ед. Figure 1

Composition of places of interest of the cluster, unit

63

26 34 32 19

7 6

Музеи. Памятники Памятники Усадьбы Храмы, Предприятия Природные

выставочные искусства монастыри и организации объекты

залы

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 2

Турпродукты, регулярно реализующиеся на территории Сергиево-Посадского муниципального района, ед. Figure 2

Tourism products regularly realized in the Sergiyev Posad municipal area

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 3

Туристская инфраструктура Сергиево-Посадского муниципального района Figure 3

Tourism infrastructure of the Sergiyev Posad municipal area

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 4

Центры притяжения туристского интереса кластера «Сергиев Посад - врата Золотого кольца» Figure 4

Places of interest attracting tourists to the Sergiyev Posad - The Gates of the Golden Ring of Russia cluster

Центры притяжения кластера

Г Свято-Троицкая Сергиева Лавра • духовно-образовательный, научно-просветительский и паломнический центр с непреходящей ценностью для всей православной христианской традиции и мировой культуры в целом

f Л Сершево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник V У *\ • культурно-гфосветите л ьский. образовательный и досуговый центр с современной инфраструктурой для хранения, реставрации, научного изучения, экспонирования и популяризации уникальных музейных коллекций

Художественно -педагогический музей игрушки V • культурно-просветительский и досуговый центр для формирования коллекции., сохранения, реставрации, научного изучения, экспонирования и популяризации предметов, связанных с детством.

Г \ Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» V У \ • культурно-просветительский, образовательный и досуговый центр хранения, реставрации, научного изучения, экспонирования и популяризации уникальных музейных коллекций, связанных с историей, художественным искусством и литературой, усадебным бытом )

С ^ Гремячий ключ Сергия Радонежского V- • историческое место, место паломничества, природный источник J

Гефсиманский Черниговский скит ■ч • историческое место, место паломничества, культурно-познавательного туризма, природный источник

Радонеж • историческое поселение, центр религиозного туризма

Источник: авторская разработка Source: Authoring

Рисунок 5

Перспективные центры притяжения туристского интереса кластера «Сергиев Посад - врата Золотого кольца» Figure 5

Promising places of interest attracting the tourists to the Sergiyev Posad - The Gates of the Golden Ring of Russia cluster

Источник: авторская разработка

Source: Authoring

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Минаев В.А., Ульянченко Л.А., Цыщук Е.А. Планирование развития туристской отрасли в условиях резких макроэкономических изменений // Сервис в России и за рубежом. 2014. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/planirovanie-razvitiya-turistskoy-otrasli-v-usloviyah-rezkih-makroekonomiche skih-izmeneniy

2. Саранча М.А. Туристский потенциал территории: проблематика определения сущности и структуры // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Биология. Науки о земле. 2015. Вып. 6-1. С. 134-140.

3. Вапнярская О.И., Харитонова Т.В., Кривошеева Т.М. Тенденции в практике менеджмента туристской дестинации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т. 9. № 1. С. 21-28.

4. Жулина М.А., Кицис В.М. Локальные туристские кластеры Республики Мордовия: формирование и функционирование // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 1. С. 75-82.

5. Афанасьев О.Е. Туристские кластеры и дестинации: проблемы создания и продвижения // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 1. С. 5-6.

6. Гришин С.Ю. Управление региональными туристскими кластерами: монография. СПб.: СПбГЭУ, 2016. 209 с.

7. Пробин П.С. Особенности формирования стратегий управления региональным туристским кластером // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 3. С. 69-78. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14156

8. Кривошеева Т.М. Туристские дестинации: вопросы формирования маркетинговых стратегий // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т. 8. Вып. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/turistskie-destinatsii-voprosy-formirovaniya-marketingovyh-strategiy

9. Минаев В.А., Платонова Н.А., Погребова Е.С. Методика анализа качества региональной инфраструктуры туризма и туристского сервиса // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 2. С. 38-48.

10. Neuhofer V., Buhalis D., Ladkin A. Conceptualising Technology Enhanced Destination Experiences. Journal of Destination Marketing & Management, 2012, vol. 1, iss. 1-2, pp. 36-46. doi: 10.1016/jjdmm.2012.08.001

11. Prayag G., Hosany S., Odeh Kh. The Role of Tourists' Emotional Experiences and Satisfaction in Understanding Behavioral Intentions. Journal of Destination Marketing & Management, 2013, vol. 2, iss. 2, pp. 118-127.

12. Wang D., Li X., Li Y. China's "Smart Tourism Destination" Initiative: A taste of the service-dominant logic.

Journal of Destination Marketing & Management, 2013, vol. 2, iss. 2, pp. 59-61. doi: 10.1016/jjdmm.2013.05.004

13. Розанова Л.Н., Мухаметова Л.Р. Современный туристский кластер Республики Татарстан // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 1. С. 67-74.

14. Казакова С.А. Архитектурная среда: вопросы туристской аттрактивности // Сервис в России и за рубежом. 2014. Т. 8. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/arhitekturnaya-sreda-voprosy-turistskoy-attraktivnosti

15. Федулин А.А., Гаврилов А.Ю., Новикова Н.Г. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма // Сервис plus. 2012. № 1. С. 38-44.

16. BudrukM., Stanis S.A. W. Place Attachment and Recreation Experience Preference: A further exploration of the relationship. Journal of Outdoor Recreation and Tourism, 2013, vol. 1-2, pp. 51-61. doi: 10.1016/jjort.2013.04.001

17. Stenseke M., Hansen A.S. From rhetoric to knowledge based actions - Challenges for outdoor recreation management in Sweden. Journal of Outdoor Recreation and Tourism, 2014, vol. 7-8, pp. 26-34. doi: 10.1016/jjort.2014.09.004

18. Mariani M.M., Buhalis D., Longhi C., Vitouladiti O. Managing Change in Tourism Destinations: Key issues and current trends. Journal of Destination Marketing & Management, 2014, vol. 2, iss. 4, pp. 269-272. doi: 10.1016/jjdmm.2013.11.003

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-8725 (Online) Analysis of Competitive Ability

ISSN 2073-039X (Print)

CREATING THE TOURISM AND RECREATION CLUSTER 'SERGIYEV POSAD - THE GATES OF THE GOLDEN RING OF RUSSIA'

Natal'ya A. PLATONOVAa% Ol'ga I. VAPNYARSKAYAb

a Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation prorektor_nir@mail.ru

b Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation vap. olga@gmail.com

• Corresponding author

Article history:

Received 22 May 2017 Received in revised form 2 June 2017 Accepted 13 June 2017 Available online 28 June 2017

JEL classification: R12, R53, R58

https://doi.org/10.24891/ea. 16.6. 1082

Keywords: tourism cluster, cultural tourism, religious tourism, ethnographic tourism

Abstract

Importance The unique tourist potential of the Sergiyev-Posad municipal district is traditionally in demand by tourists, including those traveling around Russia's Golden Ring. However, tourists mainly transit the area, and this is largely attributable to geographical location - Sergiyev Posad is considered a 'gateway' to the above tourist route, and insufficient accommodation and leisure infrastructure.

Objectives We aim to justify the feasibility of creating the tourism and recreation cluster Sergiyev Posad - The Gates of the Golden Ring of Russia, its structure and tourism specialization, and to offer a forecast of its development.

Methods To review the tourism supporting infrastructure of the cluster, we apply methods of structuring and statistical analysis. When assessing the prospects of the cluster development, we use predictive analysis methods.

Results The paper describes the background of the tourism cluster creation, underpins goals and objectives of the project. Special attention is on priority and promising types of tourism and key places of interest attracting tourists that make up the core of the cluster.

Conclusions The article includes the estimates of main indicators characterizing the development of tourism supporting infrastructure of the cluster.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

References

1. Minaev V.A., Ul'yanchenko L.A., Tsyshchuk E.A. [Planning the tourist industry development under rapid macroeconomic changes]. Servis v Rossii i za rubezhom, 2014, no. 8. (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/planirovanie-razvitiya-turistskoy-otrasli-v-usloviyah-rezkih-makroekonomiche skih-izmeneniy

2. Sarancha M.A. [Tourist potential of a territory: Problems of defining the essence and the structure]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Ser.: Biologiya. Nauki o zemle = Bulletin of Udmurt University. Series Biology & Earth Sciences, 2015, iss. 6-1, pp. 134-140. (In Russ.)

3. Vapnyarskaya O.I., Kharitonova T.V., Krivosheeva T.M. [Trends in management practice of tourist destinations]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa = Universities for Tourism and Service Association Bulletin, 2015, vol. 9, no. 1, pp. 21-28. (In Russ.)

4. Zhulina M.A., Kitsis V.M. [Local tourism clusters in the Republic of Mordovia: the establishment and functioning]. Sovremennye problemy servisa i turizma = Service and Tourism: Current Challenges, 2016, vol. 10, no. 1, pp. 75-82. (In Russ.)

5. Afanas'ev O.E. [Tourism cluster and destination: Challenges of creation and promotion]. Sovremennye problemy servisa i turizma = Service and Tourism: Current Challenges, 2016, vol. 10, no. 1, pp. 5-6. (In Russ.)

6. Grishin S.Yu. Upravlenie regional'nymi turistskimi klasterami: monografiya [Management of regional tourism clusters: a monograph]. St. Petersburg, Saint-Petersburg State Economic University Publ., 2016, 209 p.

7. Probin P.S. [Features of the control strategy's formation at the regional tourist cluster], Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologii, 2017, no. 3, pp. 69-78. (In Russ.) Available at: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14156

8. Krivosheeva T.M. [Tourism destinations: Issues of marketing strategies formation]. Servis v Rossii i za rubezhom, 2014, vol. 8, iss. 6. (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/turistskie-destinatsii-voprosy-formirovaniya-marketingovyh-strategiy

9. Minaev V.A., Platonova N.A., Pogrebova E.S. [Methods of analysis of the quality of regional tourism infrastructure and tourist services]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa = Universities for Tourism and Service Association Bulletin, 2014, vol.. 8, no. 2, pp. 38-48. (In Russ.)

10. Neuhofer V., Buhalis D., Ladkin A. Conceptualising Technology Enhanced Destination Experiences.

Journal of Destination Marketing & Management, 2012, vol. 1, iss. 1-2, pp. 36-46. doi: 10.1016/jjdmm.2012.08.001

11. Prayag G., Hosany S., Odeh Kh. The Role of Tourists' Emotional Experiences and Satisfaction in Understanding Behavioral Intentions. Journal of Destination Marketing & Management, 2013, vol. 2, iss. 2, pp. 118-127.

12. Wang D., Li X., Li Y. China's "Smart Tourism Destination" Initiative: A taste of the service-dominant logic.

Journal of Destination Marketing & Management, 2013, vol. 2, iss. 2, pp. 59-61. doi: 10.1016/jjdmm.2013.05.004

13. Rozanova L.N., Mukhametova L.R. [A modern tourism cluster of the Republic of Tatasrstan]. Sovremennye problemy servisa i turizma = Service and Tourism: Current Challenges, 2016, vol. 10, no. 1, pp. 67-74. (In Russ.)

14. Kazakova S.A. [The architecture sphere: Tourism attraction issues]. Servis v Rossii i za rubezhom, 2014, vol. 8, no. 6. (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/arhitekturnaya-sreda-voprosy-turistskoy-attraktivnosti

15. Fedulin A.A., Gavrilov A.Yu., Novikova N.G. [Modern approaches to identifying of tourism resources potential]. Servis plus = Service Plus, 2012, no. 1, pp. 38-44. (In Russ.)

16. Budruk M., Stanis S.A.W. Place attachment and recreation experience preference: A further exploration of the relationship. Journal of Outdoor Recreation and Tourism, 2013, vol. 1-2, pp. 51-61. doi: 10.1016/jjort.2013.04.001

17. Stenseke M., Hansen A.S. From rhetoric to knowledge based actions - Challenges for outdoor recreation management in Sweden. Journal of Outdoor Recreation and Tourism, 2014, vol. 7-8, pp. 26-34. doi: 10.1016/jjort.2014.09.004

18. Mariani M.M., Buhalis D., Longhi C., Vitouladiti O. Managing Change in Tourism Destinations: Key issues and current trends. Journal of Destination Marketing & Management, 2014, vol. 2, iss. 4, pp. 269-272. doi: 10.1016/jjdmm.2013.11.003

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential

conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this

article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the

article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.