Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 4 (70). № 2. 2018 г. С. 123-131. УДК 338.48-025.27(470.6)
ТУРИСТСКИЕ КЛАСТЕРЫ КАК ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА В СЕВЕРОКАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ Миненкова В. В.
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
E-mail: minenkova@inbox.ru
В статье исследована территориально-пространственная организация туристской отрасли в субъектах Северного Кавказа на основе анализа процессов формирования и развития туристских кластеров, созданных в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Описана деятельность АО «Курорты Северного Кавказа», связанная с созданием и управлением всесезонных туристско-рекреационных комплексов в СевероКавказском федеральном округе. Анализ данных процессов дает основания утверждать о смещении акцентов развития туристской отрасли в будущем в сторону Восточного Кавказа.
Ключевые слова: туризм, территориально-пространственная организация, туристско-рекреационный кластер, Северный Кавказ.
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы социально-экономического положения регионов и поиска путей выравнивания социально-экономической дифференциации субъектов РФ традиционно являются наиболее актуальными при анализе территориального развития. Субъекты Северо-Кавказского федерального округа с 2010 года занимают худшие позиции по основным социально-экономическим показателям. Поэтому регион давно нуждается в продуманной политике, направленной на улучшение состояния экономики, социальной сферы и инфраструктуры, сглаживание региональных социально-экономических диспропорций, улучшение уровня благосостояния региона.
Туризм достаточно давно рассматривается многими авторами и представителями органов власти как фактор социально-экономического развития территорий. Эффекты, получаемые от развития туристской деятельности в регионе, имеют разную направленность (экономическую, социально-культурную, экологическую) и вполне могут стать катализаторами регионального развития [1].
Северный Кавказ обладает уникальным туристско-рекреационным потенциалом и располагает множеством курортов национального масштаба. Безусловным лидером по показателям развития туризма среди субъектов, расположенных в географических границах Северного Кавказа, является Краснодарский край. При этом субъекты Северо-Кавказского федерального округа находятся в начале этапа динамичного развития туристской отрасли, связанного с созданием здесь Северо-Кавказского туристского кластера. Реализация данного проекта обеспечит продвижение курортов Северного Кавказа на современном туристическом рынке, обеспечит привлечение инвестиций в смежные отрасли региональной экономики, увеличение инвестиций в сохранение и развитие
123
историко-культурных ценностей региона, развитие и укрепление самобытной культуры местного населения, а также приведет к перераспределению турпотоков.
Целью данной работы является изучение современных процессов территориального развития туристско-рекреационной отрасли субъектов Северного Кавказа с учетом формирования и развития туристского кластера.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (далее - ФЦП) определяет СевероКавказский федеральный округ (далее - СКФО) как одну из приоритетных территорий (наряду с Дальневосточным федеральным округом и Калининградской областью), на опережающее социально-экономическое развитие которых направлена реализация мероприятий ФЦП. Вместе с Ростовской областью и Краснодарским краем СКФО объединен в перспективное туристское направление «Юг России». Богатый природный и культурно-исторический потенциал способны стать основой для опережающего рост туристско-рекреационного комплекса СКФО и превращения туризма в одну из базовых отраслей региона [2].
Таблица 1.
Объем финансирования мероприятий ФЦП в СКФО в 2018 г.
№ п/п Мероприятие ФЦП Объем финансирования, млн руб.
1. Создание автотуристского кластера «Зарагиж» (Кабардино-Балкарская республика) 601,4
2. Создание туристско-рекреационного кластера «Эко-курорт Кавминводы» (Ставропольский кр.) 117,7
3. Создание туристско-рекреационного кластера «Кезеной-Ам» (Чеченская Республика) -
4. Создание туристско-рекреационного кластера «Всесезонный туристический центр "Ингушетия"» (Республика Ингушетия) 362,5
5. Создание туристско-рекреационного кластера «Золотые пески» (Республика Дагестан) 150,0
6. Создание туристско-рекреационного кластера «Золотые дюны» (Республика Дагестан) 151,5
7. Создание туристско-рекреационного кластера «Эко-курорт Кавминводы» (субкластеры «Медовые водопады» и «Русская поляна», Карачаево-Черкесская Республика) 2171,3
На сегодняшний день факторами - ограничителями полноценного раскрытия потенциала роста и развития туристско-рекреационного комплекса в регионе все
124
еще остаются низкий уровень развития материально-технической базы туристской деятельности, невысокое качество предлагаемого турпродукта и сервиса при высокой стоимости услуг, что вместе приводит к невысокой конкурентоспособности регионального туристско-рекреационного комплекса. Важной особенностью развития последнего остается территориальная неравномерность развития инфраструктуры и, как следствие, размещения туристских центров. Одной из целей преодоления территориальных диспропорций развития туризма в регионе является создание туристско-рекреационных кластеров, предусмотренных ФЦП. Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП в 2018 г. составляет 3 506 871,2 тыс. руб. [3] Распределение средств между проектами в СКФО представлено следующим образом.
Согласно ФЦП в 2018 г. должны быть достигнуты следующие индикаторы и показатели развития туротрасли в регионе (табл. 2).
Таблица 2.
Индикаторы и показатели мероприятий ФЦП, реализуемых в СКФО
Индикатор (показатель) Единица измерения Год Темпы прироста, %
2012 2018
Численность граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения млн человек 1,07 1,55 44,9
Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения млн человек 0,031 0,52 1577,4
Площадь номерного фонда коллективных средств размещения тыс. кв. м 583,6 628,9 7,8
Инвестиции в основной капитал средств размещения (гостиницы, места для временного проживания) млн рублей 1215,0 452,5 -62,8
Количество койко-мест в коллективных средствах размещения тыс. единиц 56,5 81,5 44,2
Количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения тыс. человек 29,5 30,1 2,0
Количество лиц, работающих в туристских фирмах тыс. человек 0,81 1,22 50,6
Объем платных туристских услуг, оказанных населению млрд рублей 5,91 6,04 2,2
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения млрд рублей 2,63 7,2 173,8
125
Как видно из таблицы 2, главные надежды от реализации мероприятий ФЦП связаны с увеличением туристских прибытий из иностранных государств, а также объемов платных услуг (доходов) средств размещения.
Важно отметить роль государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года». Согласно программе количество туристов, посещающих курорты туристического кластера СКФО, к 2025 достигнет 1,3 млн чел.; объем налогов, уплаченных резидентами особых экономических зон в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, достигнет 1150 млн руб., в региональные бюджеты - 155 млн руб. Субсидии на подпрограмму развития туристического кластера в СКФО в 2018 г. составят 4 355 000 тыс. руб., в плановом периоде 2019-2020 гг. - 4 500 000 тыс. руб. ежегодно. Дополнительно на развитие особых экономических зон туристско-рекреационного кластера в СКФО в 2018 г. планируется потратить 4 283 625 тыс. руб., в 2019 и 2020 гг. по 4 500 000 тыс. руб. При этом важно отметить, что к числу основных мероприятий государственной программы относится создание лишь трех всесезонных туристско-рекреационных комплексов: «Архыз», «Эльбрус» и «Ведучи». [4]
Вместе с обеспечением финансовой поддержки созданным туристско-рекреационным особым экономическим зонам в рамках описываемой программы были приняты следующие законы: о государственной поддержке инвестиционных проектов; о снижении ставок по налогу на прибыль, в части, зачисляемой в региональный бюджет, инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты; о предоставлении льготы по уплате региональных налогов и сборов, инвестиционного налогового кредита, в части налогов, зачисляемых в региональные бюджеты, что способствует установлению привлекательного инвестиционного климата для потенциальных инвесторов.
В ФЦП отмечается, что создание условий и механизмов для привлечения дополнительных финансовых ресурсов и развития новых видов туризма позволит повысить интерес туристов к Северному Кавказу в целом и заметно диверсифицировать спектр туристских услуг, предоставляемых в регионах СКФО.
На достижение этих же целей направлена деятельность АО «Курорты Северного Кавказа» (АО «КСК»), созданного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 833 для управления единым туристическим кластером в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и республике Адыгее, создание которого было утверждено постановлением Правительства РФ № 833 от 14.10.2010 г. Данным постановлением утверждалось создание нескольких туристско-рекреационных особых экономических зон в обозначенных территориях. В редакции данного документа от 18.09.2017 № 1112 в состав туристического кластера в СКФО включены зоны на территориях Ставропольского края, Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики, Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики, Итум-Калинского муниципального района Чеченской Республики, Хунзахского района Республики Дагестан [5].
126
В настоящее время перечень объектов, управляемых АО «КСК», включает в себя семь всесезонных туристско-рекреационных комплексов (ВТРК):
- «Лагонаки» (Краснодарский край и Республика Адыгея);
- «Архыз» (Карачаево-Черкесская Республика);
- «Эльбрус» (Кабардино-Балкарская Республика);
- «Мамисон» (Республика Северная Осетия-Алания)
- «Армхи» и «Цори» (Республика Ингушетия);
- «Ведучи» (Чеченская Республика);
- «Матлас» (ОЭЗ на территории муниципального образования «Хунзахский район», Республика Дагестан).
В состав туристического кластера входит также бальнеологический кластер (Ставропольский край) и Каспийский прибрежный кластер (Республика Дагестан).
Стратегия АО «КСК» предусматривает развитие горнолыжных курортов в составе туристического кластера по модели эталонного курорта, основанной на опыте международных компаний, осуществляющих эксплуатацию горнолыжных курортов.
Эталонные курорты представляют собой точки роста туристического кластера, которые обеспечивают жизнедеятельность проекта и придают импульс дальнейшему развитию как самого курорта, так и туристического кластера в целом.
Оптимальный срок создания эталонного курорта составляет 10 лет: 5 лет строительства инфраструктуры курорта и 5 лет последовательного развития, в связи с чем горизонт стратегического планирования деятельности АО «КСК» определен до 2025 года. Эталонный курорт подразумевает достижение следующих ключевых показателей: туристического поток - около 350 тыс. человек в сезон (290 тыс. проданных ски-пассов), не менее 30 км горнолыжных трасс, не менее 4 горнолыжных подъемников, необходимая инженерная и коммунальная инфраструктура, гостиничные объекты на 2000-6000 мест размещения [6].
Кроме того, эталонный курорт должен обеспечить операционную рентабельность (отсутствие субсидирования затрат со стороны государства), инвестиционную привлекательность курорта (опережающий рост горнолыжной инфраструктуры над местами размещения), а также создать ощутимый социально-экономический эффект для региона реализации проекта.
С учетом наличия факторов-ограничителей (в первую очередь финансовых), препятствующих одновременному развитию всех курортов туристического кластера, принято решение о реализации проекта создания Северо-Кавказского туристического кластера в два этапа:
- первый этап (до 2023 года): строительство наиболее перспективных курортов туристического кластера;
- второй этап (до 2040 года): эксплуатация курортов, созданных на первом этапе, и строительство других курортов.
В настоящее время АО «КСК» осуществляет эксплуатацию двух горнолыжных курортов международного уровня - всесезонные туристско-рекреационные комплексы «Архыз» и «Эльбрус». В рамках реализации первого этапа проекта туристического кластера к 2023 г. к числу полноценно эксплуатируемых курортов
127
добавится ВТРК «Ведучи», который в зимнем сезоне 2017-2018 гг. впервые начал обслуживание туристов.
Строительство ВТРК «Ведучи» завершится в 2025 г., когда будет построена вся запланированная инфраструктура: 15 горнолыжных трасс протяженностью 16,5 км, 7 подъемников, гостиничный комплекс и поселок шале, сервисные центры, горнолыжная школа, пункты проката и обслуживания, рестораны и кафе. Ежедневно курорт сможет принимать до 4800 гостей. Социально-экономический эффект от реализации проекта «Ведучи» в 2025 г. накопленным итогом достигнет следующих показателей: резидентами ОЭЗ будет создано порядка 700 рабочих мест, налоговые отчисления составят около 600 млн рублей, вклад проекта в ВРП региона - свыше 2,15 млрд рублей. Туристический поток составит 627 тысяч человек накопленным итогом.
ВЫВОДЫ
Существенным фактором успешной реализации проекта развития туризма на Северном Кавказе является реализация кластерного подхода, обусловленного сравнительной географической близостью курортов и специальным режимом регулирования экономической деятельности в рамках созданных особых экономических зон. Кроме того, развитие проекта по кластерному принципу позволит добиться комплексного подхода к планированию и строительству курортов, включая обеспечение курортов необходимой внешней инженерной и транспортной инфраструктурой; будет способствовать эффективному привлечению инвесторов и популяризации курортов среди потенциальных туристов [7].
К числу стратегических задач развития туризма в республиках Северного Кавказа в настоящее время относится стимулирование создания новых туристических центров помимо уже существующих курортов. Реализация новых инвестиционных проектов позволит ускорить процесс обновления основных фондов отрасли, усилит конкуренцию и качество предоставляемых услуг, позволит диверсифицировать туристский продукт, увеличит плотность рекреационных зон и уровень инфраструктурной освоенности.
Создание Северо-Кавказского туристского кластера способствовало появлению новых точек экономического роста на территории Юга России за счет реализации проекта по созданию и развитию горноклиматических и прибрежных курортов. Развитие курортов на базе Северо-Кавказского туристского кластера способствует комплексному развитию региона и его трансформации в один из ведущих центров туризма в Российской Федерации [8].
Известными и наиболее популярными с советских времен курортами Северного Кавказа все еще остаются турцентры Западного и Центрального Кавказа. Анализ реализации проектов, утвержденных современными государственными программами развития СКФО, позволяет сделать вывод о смещении акцентов развития туристско-рекреационных комплексов в сторону Восточного Кавказа (республики Ингушетия, Чечня, Дагестан). Хотя пока они обозначены лишь в проектах: ведется разработка проектов планировки, межевания территории, правил землепользования и застройки ВТРК «Мамисон», «Армхи», «Матлас». При этом и
128
существующие, и проектные всесезонные туристско-рекреационные комплексы являются точками роста, вокруг которых будет развиваться туристический бизнес региона, обеспечивая создание и эксплуатацию конкурентоспособных курортов в составе туристического кластера СКФО, создание новых рабочих мест, повышение бюджетной обеспеченности и инвестиционной привлекательности субъектов СКФО, а главное - уровень жизни и благосостояния местного населения.
В целом же кластерный подход на основе научно-обоснованных решений должен быть положен в основу рекреационного районирования и выделения перспективных туристско-рекреационных территорий Северного Кавказа. В его основе должно быть многоаспектное взаимовыгодное взаимодействие предприятий в смежных отраслях, связанных с организацией обслуживания туристов: организация размещения, питания, развлечений, экскурсионное обслуживание и др. Синергетический эффект функционирования предприятий и организаций, возникающий в результате взаимодополнения и усиления конкурентных преимуществ друг друга, позволяет достичь главной цели формирования туристского кластера - повышение конкурентоспособности территории на туристском рынке, повышение уровня эффективности работы субъектов рынка, стимулирование развития инновационной деятельности и новых направлений.
Список литературы
1. Миненкова В. В. Туризм как фактор социально-экономического развития горных регионов (на примере республик Центрального Кавказа): дисс... канд. геогр. наук: 25.00.24: защищена 20.06.2003 / Миненкова Вера Владимировна. Краснодар, 2003. - 223 с.
2. Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы): федеральная целевая программа (утв. постановлением Правительства РФ от 02 августа 2011 г. № 644). [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. ФЗ № 362-ФЗ от 05 декабря 2017 г. «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.ru.
4. Государственная программа РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 г. (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 309). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 833 (ред. от 18.09.2017) «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе». [Электронный ресурс]. Режим доступа: : http://www.consultant.ru.
6. Официальный сайт АО «Курорты Северного Кавказа». [Электронный ресурс]. URL: http://www.ncrc.ru.
7. Волкова Т. А., Миненкова В. В., Беликов М. Ю., Пономаренко А. А. Туристские кластеры как пространственные модели организации туристско-рекреационной деятельности (на примере Черноморского побережья Краснодарского края) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 133. С. 682-696.
8. Коновалова А. В., Миненкова В. В. Инвестиционная привлекательность Северокавказского туристского кластера как фактор социально-экономического развития Юга России // Туристско-рекреационный комплекс в системе регионального развития / Мат-лы VI междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2017. С. 313-316.
TOURIST CLUSTERS AS A FORM OF TERRITORIAL-SPATIAL ORGANIZATION OF TOURISM IN THE NORTH-CAUCASIAN REGION
129
Minenkova V. V.
Kuban State University, Krasnodar, Krasnodar region, Russian Federation
E-mail: minenkova@inbox.ru
The North Caucasus has a unique tourist and recreational potential and has many resorts of national scale. An absolute leader in terms of the development of tourism among the subjects located within the geographical boundaries of the North Caucasus is the Krasnodar region. At the same time, the subjects of the North Caucasus Federal District are at the beginning of the dynamic development of the tourist industry, connected with the creation of the North-Caucasian tourist cluster here. The implementation of this project will ensure the promotion of the resorts of the North Caucasus in the modern tourist market, will ensure the attraction of investments in related sectors of the regional economy, increase investment in the preservation and development of the historical and cultural values of the region, develop and strengthen the indigenous culture, and also redistribute tourist flows.
The federal target program «Development of domestic and incoming tourism in the Russian Federation (2011-2018)» defines the North Caucasus Federal District as one of the priority territories for the priority socioeconomic development. The rich natural and cultural-historical potential can become the basis for the outstripping growth of the tourist and recreational complex of the North Caucasus Federal District and the transformation of tourism into one of the basic branches of the region.
Nowadays factors, which limit the full potential of growth and development of the tourist and recreational complex in the region, are the next: the low level of development of the material and technical base of tourist activities, the low quality of the proposed tourism product and service at a high cost of services, which together leads to a low competitiveness of the regional tourist market. An important feature of the local tourism product development remains territorial uneven development of infrastructure and, as a consequence, the location of tourist centers. One of the goals of overcoming the territorial disparities in the development of tourism in the region is the creation of tourist and recreational clusters provided by the Federal Target Program: the auto tourist cluster «Zaragizh» (Kabardino-Balkaria Republic), the tourist and recreational clusters «Eco-resort Kavminvody» (Stavropol region), «Kezenoy-Am» (Chechen Republic), all-season tourist center «Ingushetia» (Republic of Ingushetia), «Golden Sands» (Republic of Dagestan), «Golden Dunes» (Republic of Dagestan), «Eco-resort Kavminvody (subclusters «Honey waterfalls» and «Russian glade», Karachay-Cherkess Republic). The total amount of budgetary allocations for the implementation of the Program in 2018 is 3 506 871.2 thousand rubles.
The main hopes from the implementation of the Program activities are related to the increase of tourist arrivals from foreign countries, as well as the volume of paid services (income) of accommodation facilities.
The activities of JSC «Resorts of the North Caucasus» have the same goals. It was established to manage a single tourist cluster in the North Caucasus Federal District, Krasnodar region and the Republic of Adygea. Currently, the list of objects managed by JSC «Resorts of the North Caucasus» includes seven all-season tourist and recreational complexes: Lagonaki (Krasnodar region and the Republic of Adygea), Arkhyz (Karachay-
130
Cherkess Republic), Elbrus (Kabardino-Balkar Republic), Mamison (Republic of North Ossetia-Alania), Armhi and Tsori (Republic of Ingushetia), Veduchi (Chechen Republic), Matlas (Republic of Dagestan). The tourist cluster also includes the balneological cluster (Stavropol region) and the Caspian coastal cluster (Republic of Dagestan). The famous and most popular resorts of the North Caucasus are still the tourist centers of the Western and Central Caucasus. Analysis of the implementation of projects approved by modern state programs for the development of the North Caucasus Federal District allows us to conclude that the accents of the development of tourist and recreational complexes towards the East Caucasus (the republics of Ingushetia, Chechnya, Dagestan) are shifting.
Keywords: tourism, territorial-spatial organization, tourist-recreational cluster, the North Caucasus.
References
1. Minenkova V.V. Turizm kak faktor social'no-jekonomicheskogo razvitija gornyh regionov (na primere respublik Central'nogo Kavkaza): diss... kand. geogr. nauk: 25.00.24: zashhishhena 20.06.2003 / Minenkova Vera Vladimirovna. Krasnodar, 2003. - 223 s.
2. Razvitie vnutrennego i v#ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2011-2018 gody): federal'naja celevaja programma (utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 02 avgusta 2011 g. № 644). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru.
3. FZ № 362-FZ ot 05 dekabrja 2017 g. «O federal'nom bjudzhete na 2018 god i na planovyj period 2019 i 2020 godov». [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru.
4. Gosudarstvennaja programma RF «Razvitie Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga» na period do 2025 g. (utv. postanovleniem Pravitel'stva RF ot 15 aprelja 2014 g. № 309). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru.
5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14 oktjabrja 2010 g. № 833 (red. ot 18.09.2017) «O sozdanii turisticheskogo klastera v Severo-Kavkazskom federal'nom okruge». [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru.
6. Oficial'nyj sajt AO «Kurorty Severnogo Kavkaza». [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.ncrc.ru.
7. Volkova T.A., Minenkova V.V., Belikov M.Ju., Ponomarenko A.A. Turistskie klastery kak prostranstvennye modeli organizacii turistsko-rekreacionnoj dejatel'nosti (na primere Chernomorskogo poberezh'ja Krasnodarskogo kraja) // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2017. № 133. S. 682-696.
8. Konovalova A.V., Minenkova V.V. Investicionnaja privlekatel'nost' Severokavkazskogo turistskogo klastera kak faktor social'no-jekonomicheskogo razvitija Juga Rossii // Turistsko-rekreacionnyj kompleks v sisteme regional'nogo razvitija / Mat-ly VI mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, 2017. S. 313-316.
131