Научная статья на тему 'Потенциал и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Чеченской Республики'

Потенциал и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Чеченской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1545
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / TOURIST AND RECREATIONAL POTENTIAL / SANATORIUM AND RESORT COMPLEX / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсанова Роза Майроевна

В статье анализируется туристско-рекреационный потенциал Северного Кавказа и Чеченской Республики и эффективность его использования. Рассмотрены приоритеты государственной программы Чеченской Республики «Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике» на 2014-2018 годы», позитивные тенденции, наметившиеся в развитии туристско-рекреационного комплекса Чеченской Республики, а также ключевые направления дальнейшего повышения эффективности использования туристско-рекреационного потенциала. Особый акцент сделан на государственной поддержке санаторно-курортного комплекса «Серноводск-Кавказский».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF THE TOURISM RECREATIONAL COMPLEX OF THE CHECHEN REPUBLIC

The paper deals with the tourist and recreational potential of the North Caucasus and the Chechen Republic and the effectiveness of its use. The author analyzes priorities of the state program of the Chechen Republic “Development of Culture and Tourism in the Chechen Republic” for 2014-2018, positive trends that have emerged in the development of the tourist and recreational complex of the Chechen Republic, as well as key areas for further improving of the use of tourist and recreational potential. A special emphasis is done on the state support of the sanatorium and resort complex “Sernovodsk-Kavkazsky”.

Текст научной работы на тему «Потенциал и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Чеченской Республики»

УДК 379.85

Арсанова Р.А.1

потенциал и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса чеченской республики

Аннотация. В статье анализируется туристско-рекреационный потенциал Северного Кавказа и Чеченской Республики и эффективность его использования. Рассмотрены приоритеты государственной программы Чеченской Республики «Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике» на 2014-2018 годы», позитивные тенденции, наметившиеся в развитии туристско-рекреационного комплекса Чеченской Республики, а также ключевые направления дальнейшего повышения эффективности использования туристско-рекреационного потенциала. Особый акцент сделан на государственной поддержке санаторно-курортного комплекса «Серноводск-Кавказский».

Ключевые слова: туристско-рекреационный потенциал, санаторно-курортный комплекс, государственная поддержка.

Arsanova R.

POTENTIAL AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF THE TOURISM RECREATIONAL COMPLEX OF THE CHECHEN REPUBLIC

Abstract. The paper deals with the tourist and recreational potential of the North Caucasus and the Chechen Republic and the effectiveness of its use. The author analyzes priorities of the state program of the Chechen Republic "Development of Culture and Tourism in the Chechen Republic" for 2014-2018, positive trends that have emerged in the development of the tourist and recreational complex of the Chechen Republic, as well as key areas for further improving of the use of tourist and recreational potential. A special emphasis is done on the state support of the sanatorium and resort complex "Sernovodsk-Kavkazsky".

Keywords: tourist and recreational potential, sanatorium and resort complex, state support.

Анализ данных Ростуризма показывает, что на долю Северо-Кавказского федерального округа приходится лишь 2,6% от общей численности размещенных в коллективных средствах размещения в России в 2016 году (Таблица 1). Это позволяет говорить о недоиспользовании туристско-рекреационного потенциала региона. Более того почти 70% всех гостей СКФО приходится на Ставропольский край. Доля Чеченской Республики составляет 2,3% от СКФО и лишь 0,06% от российского показателя.

Динамика показателя «площадь номерного фонда КСР» свидетельствует о возрастающем интересе со стороны бизнеса к развитию индустрии туризма. За период с 2012 по 2016 годы площадь номерного фонда КСР в России увеличилась более чем на 50% (Таблица 2),

что говорит о росте интереса бизнеса к сфере туризма и рекреации.

Анализ динамики инвестиций в основной капитал, направленных на развитие коллективных средств размещения, и их структуры в разрезе округов и регионов (Таблица 3) свидетельствует о слабой инвестиционной привлекательности сферы туризма СКФО для бизнеса. Так, объем инвестиций в основной капитал, направленных на развитие коллективных средств размещения, в СКФО в период с 2009 по 2016 годы колебался в пределах от 0,6% до 4,4% от РФ. В ряде регионов в отдельные временные периоды такие инвестиции вовсе отсутствовали. До 2013 года наибольший объем инвестиций традиционно приходился на Ставропольский край. С 2013 года заметно увеличилась доля Карачаево-Черкесской Рес-

1 Арсанова Роза Майроевна, Генеральный директор ООО «Курорты Чечни», г. Грозный Roza Arsanova, General Director of LLC "Resorts of Chechnya", Grozny

публики, что связано с бурным развитием все-сезонного горнолыжного курорта «Архыз». В 2016 году лидером по объему инвестиций в основной капитал, направленных на развитие коллективных средств размещения, стала Че-

ченская Республика. Такой интерес бизнеса к туристской сфере региона обусловлен, на наш взгляд, завершением периода восстановительного роста, стабилизацией политической обстановки, повышенным интересом туристов.

Таблица 1 - Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения в 2016 году

Всего их них:

граждан России иностранных граждан

Российская Федерация 54286,7 48214,7 6072,0

Северо-Кавказский федеральный округ 1418,3 1368,5 49,8

Республика Дагестан 139,4 138,3 1,1

Республика Ингушетия 3,1 2,6 0,5

Кабардино-Балкарская Республика 107,4 104,6 2,8

Карачаево-Черкесская Республика 115,4 113,7 1,7

Республика Северная Осетия - Алания 42,7 40,9 1,8

Чеченская Республика 33,1 30,6 2,5

Ставропольский край 977,2 937,8 39,3

Источник: Официальный сайт Федерального агентства по туризму https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/ statisticheskie-dannye-po-rf/statisticheskie-dannye-po-subektam-rf-za-2015-god/

Таблица 2 - Площадь номерного фонда коллективных средств размещения, тыс. кв. м

2012 2013 2014 2015 2016

Российская Федерация 11454,9 11515,6 13130,6 13395,8 17844,4

Северо-Кавказский федеральный округ 583,6 606,6 648,0 621,9 795,2

Республика Дагестан 35,8 37,0 35,4 32,5 59,6

Республика Ингушетия 1,0 2,7 2,1 2,4 4,1

Кабардино-Балкарская Республика 79,5 81,6 89,0 58,0 89,8

Карачаево-Черкесская Республика 19,4 21,8 19,4 24,2 64,3

Республика Северная Осетия - Алания 23,2 28,2 25,5 25,9 28,0

Чеченская Республика 0,7 4,5 17,6 26,1 27,7

Ставропольский край 424,0 430,9 459,0 452,8 521,8

Таблица 3 - Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения, млн. руб.

2010 2012 2013 2014 2015 2016

Российская Федерация 20668,7 27632,7 67449,0 80468,5 32653,5 30366,1

Северо-Кавказский федеральный округ 293,3 1215,0 707,4 537,3 672,9 978,6

Республика Дагестан 15,6 15,3 .1) .1) -

Республика Ингушетия - - .1) - -

Кабардино-Балкарская Республика 5,4 0,3 0,3 0,4 - 0,3

Карачаево-Черкесская Республика - 315,1 474,1 197,5 6,0 59,8

Республика Северная Осетия - Алания 10,3 19,6 .1) .1) .1) -

Чеченская Республика 15,0 - 20,5 .1) .1) 899,7

Ставропольский край 247,0 864,7 161,9 5,7 2,6 18,7

1 Данные не публикуются в целях обеспечения конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций, в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 г № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (п. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 9).

Доля СКФО в объеме туристских услуг России остается весьма скромной, колеблясь в разные годы от 3 до 8,3% (Таблица 4). Наибольший удельный вес объема туристских услуг СКФО приходится на Республику Дагестан (44,1%) и Ставропольский край (28,5%), а наименьший - Карачаево-Черкесскую Респуб-

Говоря о развитии санаторно-курортного комплекса, следует отметить сокращение числа санаторно-курортных организаций в России за последние 15 лет на 41%. При этом в отличие от России на Северном Кавказе сокращение чис-

лику (0,9%) и Республика Ингушетия (0,9%). Доля Чеченской Республики составляет 5,8%, увеличившись за 3 года в 290 раз. Несмотря на колоссальный рост объема туристских услуг в Чеченской Республике, полагаем, что его туристский потенциал использован неполно, особенно санаторно-курортный потенциал.

ла санаторно-курортных организаций было не столь колоссальным, составив 14% (Таблица 5). В то же время можно с уверенностью утверждать, что рекреационный потенциал регионов СКФО многократно превышает используемый.

Таблица 5 - Число санаторно-курортных организаций

2002 2004 2009 2013 2014 2015 2016 2017

Российская Федерация 2 347 2 233 1 997 1 654 1 576 1 599 1 536 1 384

Северо-Кавказский федеральный округ 154 156 159 149 151 151 149 133

Республика Дагестан 16 17 14 12 12 12 12 13

Республика Ингушетия 0 1 1 1 1

Кабардино-Балкарская Республика 16 20 26 18 18 20 18 11

Карачаево-Черкесская Республика 6 6 4 4 4 4 4 4

Республика Северная Осетия - Алания 7 8 10 8 8 6 6 6

Чеченская Республика 0 0 0 1 1 1

Ставропольский край 109 104 104 106 108 108 108 98

Источник: Единая межведомственная

URL: https://www.fedstat.ru/indicator/42106

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о неэффективном использовании туристско-рекреационного потенциала регионов СКФО в целом и Чеченской Республики, в частности, и необходимости разработки комплекса мер, направленных на развитие материальной базы рекреации, туристской инфраструктуры и т.д.

Понимание необходимости более эффек-

информационно-статистическая

(ЕМИСС)

тивного использования туристско-рекреаци-онного потенциала региона нашло отражение в Постановлении Правительства Чеченской от 19 декабря 2013 года № 336 «Об утверждении государственной программы Чеченской Республики «Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике» на 2014-2018 годы» [1]. В рамках указанной государственной программы утверждена Подпрограмма 2 «Разви-

Таблица 4 - Объем туристских услуг, оказанных населению, млн. руб.

2010 2012 2014 2015 2016

Российская Федерация 99879 121545 147540,8 158251,9 161344,5

Северо-Кавказский федеральный округ 7120,9 5912,6 4611,9 5031,4 5188,9

Республика Дагестан 5871,5 4066,8 2269,4 2265,0 2288,8

Республика Ингушетия 0,1 3,6 36,2 44,3 45,3

Кабардино-Балкарская Республика 542,8 550,8 717,5 763,2 814,9

Карачаево-Черкесская Республика 29,3 41,4 35,4 38,7 44,9

Республика Северная Осетия - Алания 97,8 70,9 189,7 213,0 218,2

Чеченская Республика - - 59,1 295,4 299,7

Ставропольский край 579,3 1179,1 1304,4 1411,8 1477,1

тие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республике», целью которой является создание в республике высокоэффективного и конкурентоспособного туристско-рекреаци-онного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских продуктах, реализация мер по совершенствованию качества туристских продуктов, обеспечение существенного вклада туристско-рекреационного комплекса в экономику региона. Подпрограмма предусматривает комплекс мероприятий, реализуемых по четырем ключевым задачам:

1. Продвижение туристского продукта Чеченской Республики на международном и внутреннем туристских рынках: проведение информационно-пропагандистской кампании и распространение социальной рекламы о туризме в Чеченской Республике на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, средствами наружной рекламы, проведение пресс-туров, обеспечение работы информационных центров и пунктов; создание конкурентоспособного цифрового контента с художественным содержанием и централизованного ресурса в сети Интернет о туристских возможностях Чеченской Республики, создание и обеспечение функционирования государственной системы информационного обеспечения туризма в Чеченской Республике; организация и проведение международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок, конкурсов, соревнований и иных событийных мероприятий.

2. Развитие современных туристско-рек-реационных комплексов на территории наиболее перспективных туристских кластеров Чеченской Республики: создание туристс-ко-рекреационного кластера «Кезеной-Ам», строительство многофункционального оздоровительного комплекса с производством спортивного и туристического питания (Заводской район г. Грозного), автотуристского кемпинга, «Центра конного туризма», курорта «Серноводск-Кавказский», гостиницы при спорткомплексе им. А.Х. Кадырова (Ленинс-

кий район г. Грозного); разработка проектно-сметной документации объектов обеспечивающей инфраструктуры туристских объектов; проведение работ и оказание услуг, связанных с изучением и оценкой туристского потенциала Чеченской Республики и качества региональных проектов.

3. Повышение качества туристских услуг, их разнообразия и доступности для всех слоев общества: развитие системы подготовки кадров в сфере туризма; проведение работ и оказание услуг, связанных с внедрением инновационных технологий в области внутреннего и въездного туризма.

4. Формирование и совершенствование нормативно-правовой базы развития внутреннего и въездного туризма на территории Чеченской Республики: подготовка правовой базы развития внутреннего и въездного туризма на территории Чеченской Республики.

Общий объем финансирования подпрограммы запланирован в объеме 5560899 тыс. руб. В качестве основного источника финансирования рассматриваются внебюджетные средства, доля которых составляет 80,1% от общего объема финансирования (4452795 тыс. руб.). На долю федерального бюджета приходится 18,2% (1011750тыс. руб.), республиканского - 1,7% (96354 тыс. руб.).

За время реализации программы планируется обеспечить двукратный рост численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения, и увеличить доходы от услуг, предоставляемых коллективными средствами размещения в 1,6 раз (Таблица 6).

В ходе реализации обозначенных цели и задач в рамках подпрограммы 2 «Развитие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республике» были успешно осуществлены мероприятия по созданию туристско-рекре-ационного кластера «Кезеной-Ам», на создание которого было направлено 72 млн рублей из федерального бюджета и 938 млн рублей инвестировано частным бизнесом, модернизации туристских объектов. В октябре 2017 года принят Закон Чеченской Республики «О туризме и туристской деятельности в Чеченской Республике» [2].

Таблица 6 - Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы 2 «Развитие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республике»

Показатель Единица измерения 2013 2018

Количество койко-мест в коллективных средствах размещения койко-мест 578 1630

Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения тыс. человек 17,7 35,6

Доходы от услуг, предоставляемых коллективными средствами размещения тыс. рублей 69103,1 111291,2

Численность работников коллективных средств размещения Чеченской Республики человек 312 415

Количество коллективных средств размещения Чеченской Республики единиц 16 25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на позитивные тенденции, наметившиеся в развитии туристско-рекреаци-онного комплекса Чеченской Республики, ряд направлений не получили должного развития. Прежде всего, необходимо отметить недостаточное информационно-имиджевое освещение туристско-рекреационных возможностей Чеченской Республики. Сегодня имеются в сети Интернет-ресурсы о туристских возможностях Чеченской Республики (http://www. chechnyatravel. com/, http:// chechentour. com/, http://visitchechnya.ru/ и др.), создан централизованный портал о туризме в республике. Тем не менее, ранее сформировавшийся негативный имидж республики как зоны высокого эт-нополитического риска и терроризма требует системного подхода в формировании и продвижении туристского бренда территории, в том числе посредством телевидения и печатных СМИ. Следует согласиться с мнением О.С. Бе-локрыловой, Ю.А. Малашихиной и Н.Н. Киселевой о том, что главная цель формирования эффективного регионального имиджа состоит в сужении пространства имиджей, формировании целостного образа региона на основе позитивного восприятия различных составляющих этого образа, а также поддержать предложение авторов по созданию агентства туристического маркетинга [3].

Еще одним фактором, сдерживающим развитие туризма в Чеченской Республике, является нехватка высококвалифицированных кадров в отрасли. Основной задачей является обеспечение объектов туристского кластера линейным персоналом, который непосредственно работает с туристами и поэтому к его уровню подготовки предъявляются высокие

требования [4]. В процессе обучения линейного персонала должны быть задействованы профильные учебные заведения, дислоцированные по местам расположения объектов туркластера республики. Поэтому одним из ключевых приоритетов региональной политики развития туризма выступает развитие системы среднего профессионального образования в сфере туризма.

Повышение эффективности использования туристско-рекреационного потенциала Чеченской Республики может быть обеспечено путем развития санаторно-курортной инфраструктуры. В Чеченской Республике находился один из старейших в нашей стране курортов-санаториев общесоюзного значения - «Серноводск-Кавказский». Во время контртеррористической операции все корпуса были разрушены, и курорт прекратил свое существование. С возрождением республики началось и возрождение курорта. Однако до сих пор потенциал курорта используется менее чем на четверть. Дальнейшее развитие курорта требует государственной поддержки. Формами государственной поддержки санаторно-курортного комплекса являются:

1) принятие государственной программы Чеченской Республики, предусматривающей реализацию за счет средств бюджета субъекта Федерации мероприятий, направленных на изучение, развитие, охрану и защиту природных лечебных ресурсов; создание современной системы подготовки и дополнительного профессионального образования кадров для санаторно-курортного комплекса; развитие объектов инженерной и досуговой инфраструктуры курорта; формирование маркетин-

говой стратегии, разработку и реализацию рекламно-информационных программ по продвижению санаторно-курортного продукта и реализации путевок;

2) осуществление закупки санаторно-курортных путевок для льготной категории граждан среди субъектов санаторно-курортного комплекса;

3) международное сотрудничество и сотрудничество с субъектами Российской Федерации в области развития санаторно-курортного комплекса;

4) привлечение инвестиций в санаторно-курортный комплекс;

5) содействие кадровому обеспечению субъектов санаторно-курортного комплекса;

6) предоставление субъектам санаторно-курортного комплекса налоговых льгот в части средств, зачисляемых в региональный

бюджет, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7) субсидирование (возмещение) из регионального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами санаторно-курортного комплекса в кредитных организациях для реконструкции и развития собственных основных фондов; закупки субъектами туристской индустрии путевок в санаторий; обеспечение его круглогодичного функционирования и полной заполняемости;

8) предоставление субсидий в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по оздоровлению и отдыху детей в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края;

9) предоставление субсидий, грантов в форме субсидий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Постановление Правительства Чеченской от 19 декабря 2013 года №336 (в ред. Постановлений Правительства Чеченской Республики от 04.02.2014 № 15, от 28.04.2014 № 57.1, от 07.10.2014 № 168, от 04.06.2015 № 97, от 29.12.2015 № 271, от 05.04.2016 № 34, от 29.12.2016 № 209, от 02.05.2017 № 80) «Об утверждении государственной программы Чеченской Республики «Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике» на 2014-2018 годы». URL: http://ww.mmfmchr.m/Documents/3.%20Пост.Прав.ЧР%20от0/o2002.05.2017г. %20№80.pdf

2. Закон Чеченской Республики от 26 октября 2017 года № 37-рз «О туризме и туристской деятельности в Чеченской Республике». URL: https://www.apchr.ru/normativnye-akty/zakony-chechenskoy-respubliki-2017/3 944-3 7-rz-ot-13112017-o-turizme-i-turi stskoy-deyatelnosti-v-chechenskoy-respubliki.html (дата обращения 22.11.2017)

3. Белокрылова О.С., Малашихина Ю.А., Киселева Н.Н. Формирование привлекательного имиджа туристских дестинаций (на примере Юга России). Ростов-на-Дону: Издательство: Фонд инноваций и экономических технологий «Содействие - XXI век», 2015. С. 74.

4. Шебзухова Т.А., Киселева Н.Н., Санкин А.В. Формирование и развитие туристского кластера Северо-Кавказского федерального округа // Сервис plus. 2014. № 1. С. 101-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.