Научная статья на тему 'Туристская концессия как современная форма партнерства бизнеса и власти'

Туристская концессия как современная форма партнерства бизнеса и власти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Консовский А.А.

По прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), до 2014 года Российская Федерация имеет возможность выйти на второе место в мире по инвестициям в туристскую отрасль. Это коррелирует с общей экономической и политической стабильностью национальной экономики, ростом числа новых рабочих мест в отрасли и уникальным рекреационным, историческим и духовным, потенциалом, наличием огромных экологически чистых географических районов для развития въездного и внутреннего туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism Concession as a Contemporary Form of Public Private Partnership

The author has outlined key problems in the interaction between business interests and authorities in the tourism sector of this country. He provides a description of a concession system of relations between the State and the private sector. A summary is given of international practices in forming such partnership in tourism. A more detailed definition is supplied for the term "tourism concession". The item is meant for readers whose sphere of interests is centred on the development of tourism business.

Текст научной работы на тему «Туристская концессия как современная форма партнерства бизнеса и власти»

турист на распутье

туристская концессия

как современная форма партнерства

бизнеса и власти

КонсовскийА.А.

аспирант Российской международной академии туризма (РМАТ)

По прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (ШТТС), до 2014 года Российская Федерация имеет возможность выйти на второе место в мире по инвестициям в туристскую отрасль. Это коррелирует с общей экономической и политической стабильностью национальной экономики, ростом числа новых рабочих мест в отрасли и уникальным рекреационным, историческим и духовным потенциалом, наличием огромных экологически чистых географических районов для развития въездного и внутреннего туризма.

В ближайшие десять лет реальный рост национальной отрасли туризма и путешествий, исчисляемый в терминах ВВП, может составить 6,4% в год, а к 2016 году доля отрасли в ВВП может вырасти до 9,1% [4]. Вместе с тем, в этой области остается много неразрешенных проблем. В последнее время особенно обострились противоречия между общим поступательным ростом национальной экономики и неспособностью органов государственной власти и бизнеса быстро и адекватно взаимодействовать в вопросах развития туристской инфраструктуры. Противоречия существуют между:

- признанием отечественным и мировым научным сообществом доминирующей роли туризма и отсутствием его приоритетного статуса на российском государственном уровне;

- объективным стремлением региональных органов власти повысить экономическую

эффективность эксплуатации объектов турист-ско-рекреационного комплекса и отсутствием соответствующего теоретического осмысления экономических и управленческих механизмов, позволяющих привлечь инвестиции в отрасль на этом уровне;

- современными международными тенденциями взаимодействия государства и частного сектора в туризме и состоянием российской отраслевой нормативно-правовой базы, не отвечающей этим требованиям;

- необходимостью развития внутреннего туризма, как элемента национальной экономики, и явным экспортным характером отечественной предпринимательской деятельности в области туризма;

- поверхностным, меркантильным отношением к туризму российского предпринимательского сектора и необходимостью при реализации инвестиционных программ учитывать нужды людей, культуры, окружающей среды, а также недооценкой бизнесом формирования цивилизованного рынка.

Решение этих противоречий требует теоретического обоснования особенностей управления туризмом на государственном уровне и выявления эффективных форм взаимодействия бизнеса и власти для развития туризма в национальном масштабе. Особенно важным является теоретическое осмысление создания концессионной системы государственно-частного партнерства (ГЧП), объединяющей необходимую инфраструктуру в единый туристско-рекреацион-ный комплекс, который способен производить и реализовывать конкурентоспособный туристский продукт под единым управлени-

обострились противоречия между общим поступательным ростом национальной экономики и неспособностью органов государственной власти и бизнеса быстро и адекватно взаимодействовать

в вопросах развития туристской инфраструктуры

создания концессионной

системы государственно-

частного партнерства (ГЧП)

особенно важным является ем, в кратчайшие сроки и с

__минимальными финансовы-

теоретическое осмысление ми затратами.

При этом под концессией в общем виде понимается уступка государством своих имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности негосударственным компаниям на определенный срок и на согласованных условиях [2]. В России данные взаимоотношения государства и частного сектора в сфере туризма регулируются Федеральным законом №115 от 21 июля 2005 года «О концессионных соглашениях», а также «Типовым концессионным соглашением в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения» от 9 февраля 2007 года. В последнее время в мировой практике ГЧП все активнее распространяется на объекты туристско-рекреационного комплекса. С помощью такого механизма в США были построены Southport Sea Museum, Javits Convention Center, Island Immigration Museum [3]. Показателен и опыт национальных парков Южной Африки: одиннадцать объектов были переданы частным компаниям. Суммарный доход от данных туристских концессий за 20 лет предполагается в размере около 90 миллионов долларов. Он станет основным вкладом в годовой доход, превысив ежегодную субсидию, которую южноафриканские национальные парки в настоящее время получают от государства [6]. По экспертным оценкам и региональным данным, к 2012 году вложение средств в развитие туристско-рекреационного комплекса РФ в рамках государственно-частного партнерства может составить порядка 780 миллиардов рублей, что, несомненно, скажется на увеличении региональных бюджетов [7]. Преимуществом концессионных соглашений является и относительно небольшой размер инвестиций, что позволяет участвовать в дан-

Ша

ном партнерстве не только крупному бизнесу: в мировой практике ГЧП проекты стоимостью более 150 миллионов евро составляют всего около 7% их общего числа, а стоимость большей части реализованных проектов - от 1,5 до 30 миллионов евро [5].

Известный специалист в области исследования концессионных отношений В.Г. Варнавский относит объекты туристских концессий к социальной инфраструктуре [1]. В то же время, целесообразно говорить о туристских концессионных соглашениях как о самостоятельном и автономном виде партнерства. Надо объективно отметить, что туризм, как вид деятельности, представляет собой взаимодействие многих отраслей и направлений и не ограничивается исключительно своим социальным характером. В туристской концессии наблюдается эффект межотраслевой концепции и синергии природных (горных, морских, лесных, водных, сельскохозяйственных), транспортных (автодороги, аэропорты, железные дороги), социальных (здравоохранение, образование) и иных ресурсов. Итак, туристская концессия представляет собой передачу концессионеру одного или нескольких (в комплексе) природных, исторических, социально-культурных объектов, принадлежащих государству, включая объекты туристского показа, а также иные объекты, предусмотренные действующим концессионным законодательством, для строительства, модернизации, реконструкции, эксплуатации, управления и обслуживания на определенных, закрепленных в договоре условиях, но исключительно в туристских целях.

При обосновании выбора объектов предпринимательской деятельности в туризме для заключения

под концессией в общем виде понимается уступка государством своих

имущественных прав и прав на отдельные виды хозяйственной деятельности

негосударственным компаниям на определенный срок

и на согласованных условиях

концессионных соглашении первостепенное значение имеют следующие направления:

1. Объекты размещения и питания (гостиницы, рестораны, кафе, расположенные на основных маршрутных трассах и в исторических городах).

2. Объекты отдыха и лечения (пансионаты, дома отдыха, туристские базы, санатории).

3. Объекты культуры, расположенные в исторических зонах городов.

4. Объекты культуры, находящиеся в сельскоИ местности.

5. Исторические усадебные комплексы.

6. Природно-ландшафтные комплексы.

7. Иные объекты, вовлеченные в деятельность туристскои концессии.

При этом целесообразным выглядит использование концессионных соглашении в рамках общего уникального туристско-рекреацион-ного комплекса страны: применение даннои формы партнерства не должно ограничиваться определенными видами (направлениями) туризма.

ольшое значение будет иметь и философское осмысление частным сектором сути концессионных отношении. Необходимо понимать, что туристская концессия помимо непосредственно финансовои выгоды должна иметь в своеи основе социальную направленность. Основнои целью создания даннои формы партнерства является удовлетворение общественных пот-ребностеИ. Для подобного понимания требуется тесное взаимодеиствие ученых, предпринимателеи и представителей государс-твеннои власти. Несмотря на отсутствие

__отечественного опыта реа-

рекреационного комплекса РФ лизации подобных проектов, использование данного механизма взаимодеиствия бизнеса и власти имеет стратегическое значение для привлечения инвестиции и развития национального туризма в долгосроч-780 миллиардов рублей ной перспективе.

к 2012 году вложение средств

в развитие туристско-

врамках государственно-

частного партнерства

может составить порядка

Литература

1. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора.- М.: Наука, 2005.

2. Зворыкина Ю.В. Государственные и муниципальные концессии в России. - М.: Современная экономика и право, 2002.

3. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

4. Влияние туризма и путешествий на рынок труда в Российской Федерации // Всемирный совет по туризму и путешествиям (№ТТС) [Электронный ресурс]. - http://rmat.ru/2007/02/09/wttc-2.html.

5. Сильвестров С.Н. Партнерство государства и частного сектора // Экономика России: XXI век. - 2005. -№ 18 [Электронный ресурс]. - http://www.ppp-russia. сот/ге8еаг^/агис1е8/агис1е^Ьр?агйс1е1ё=а1б179с1-077е-4<184-Ь7б7 7050d3d799af&print=true.

6. Эмертон Л., Бишоп Дж., Томас Л. Парки развивают туризм // Заповедные острова. - 2006. -№ 8 [Электронный ресурс]. - http://www.wi1dnet.ru/ ostrova/?act=art&id=233.

7. Ярочкин А.И. Инвестиционный потенциал курор-тно-туристского комплекса Российской Федерации и его влияние на развитие внутреннего туризма // Губернское кольцо Подмосковья - новый туристский бренд России: региональная научно-практическая конференция. Дмитров, 15-16 ноября 2007 года. - М.: Советский спорт, 2007.

Konsovsky, A.A. _

postgraduate student, Russian International Academy of Tourism (RMAT) _

Tourism Concession as a Contemporary Form of Public Private _ Partnership _

The author has outlined key problems in the interaction between _ business interests and authorities in the tourism sector of this country. _ He provides a description of a concession system of relations between _ the State and the private sector. A summary is given of international _ practices informing such partnership in tourism. A more detailed definition _ is supplied for the term "tourism concession". _

The item is meant for readers whose sphere of interests is centred on the _ development of tourism business. _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.