Научная статья на тему 'Туристская дестинация и её роль в социально-экономическом развитии региона'

Туристская дестинация и её роль в социально-экономическом развитии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТИНАЦИЯ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ РЫНОК / РЕГИОН / ФАКТОРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / СЕРВИС / ТУРИСТСКАЯ УСЛУГА / DESTINATION / TOURISM AND RECREATION MARKET / REGION / INFLUENCING FACTORS / SERVICE / TOURIST SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котенев А. Д., Иванченко М. И., Оразалиев А. А.

В данной статье акцентировано внимание на таком экономическом явлении как туристкая дестинация, которая является основой туристской отрасли. Отмечено, что в силу крайне низкого качества предлагаемых туристских услуг, а также на фоне нестабильного курса национальной валюты по отношению к основным мировым валютам, сопровождающегося снижением благосостояния российских граждан, развитие дестинации ставится под сомнение. Авторы обращают особое внимание на расхождениях в методике определения экономического эффекта от туристско-рекреационной деятельности региона. В статье акцентируется роль туризма в жизни региона исходя из двойственности его природы: экономической и социальной. Несомненным является имиджевая составляющая развития территории, с выделением вопросов безопасности и надежности территорий отдыха, входящих в туристскую дестинацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISTIC DESTINATIONS AND THEIR ROLE IN SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF A REGION

The article's research focuses on such economic phenomenon as a touristic destination, which is the basis of a tourism industry. It is noted that destination development in Russia is in a controversial state because of a few factors: due to the extremely poor quality of tourist services, offered in the country, and instability of the national Russian currency against major world currencies, accompanied by a decrease in the welfare of Russian citizens. The authors pay particular attention to the differences in the method of determining the economic impact of tourism and recreation activities in a region. The article emphasizes the role of tourism in the life of a region based on the duality of its nature: economic and social. A doubtless component of the development of tourism is an image of a territory, which depends on security of recreation areas in tourist destinations.

Текст научной работы на тему «Туристская дестинация и её роль в социально-экономическом развитии региона»



80 70 60 50 40 30 20 10 0

рабочие

специалисты

Рис. 3. Сравнительный анализ показателей спроса и предложения вакансий нарынке труда Алтайского края за2014г.

не обладают, были назвдныответственность,самостоятельность и инициативность.

В настоящий период в Алтайском крае высококвалифицированная рабочая сила объективно не может быть полностью восбреНьвана, рынок запрашивает в онновньмнньтн ясалифими-рованную рабочую силу. Россия в настоящее время проходит период накопления капитала. На данном этапе объективно требу-нтспннзннрвблифицбреньнаая рнбочан HTnae Дсня вакантно рабочим специальностям по Алтайскому краю устойчиво растёт

(риснбокЯ).

Данные рисунка 3 свидетельствуют о том, что за рассма-нривомыйеериод спаоннараОачибсснциарннонти тнрнбке труда Алтайского края превышает предложение на 40 %. Для донпиженирВалнвнамеюту сеноснми прерннженибмна сынкс труда Алтайского края, а так же рационального использования трудовых ресурсов необходимо усилить взаимосвязь рынка образовательных услуг с рынком труда. Это позволит своевременно реагировать на изменения в количественном и качественном составе трудовых ресурсов.

Регулирование отношений социально-значимых рынков следует начинать на микроуровне, включающем в себя вузы, предприятия и организации, дальше следует выделить мезоуровень,

в который входят субъекты регионального звена управления, главным уровнем регулирования взаимодействия будет макроуровень. Выявляя потребности рынка труда на микроуровне, и регулируя их на последующих уровнях можно добиться сбалансированности спроса и предложения трудовых ресурсов, что повлечет за собой более высокую эффективность реализации государственной политики во всех сферах деятельности.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что, именно на микроуровне выявляются зачатки спроса и предложения на рынке труда.

В течение последних лет система профессионального образования Алтайского края претерпела ряд изменений, а именно сократилось количество вузов, признанных Министерством образования РФ неэффективными. Несмотря на эти изменения, в системе профессионального образования Алтайского края ежегодно происходит совершенствование структуры специальностей и направлений подготовки, формируется система непрерывного профессионального образования. В связи с этим необходимо разработать механизм многоканального финансирования высшего образования (средства федерального, областного бюджетов, предприятий-заказчиков, грантовая поддержка и

др.).

Одной из актуальных проблем сферы профессионального образования является оптимизация территориальной структуры профессионального образования. На сегодняшний день важно знать не только чему и как учить, но и где эффективнее с точки зрения территориальной организации общества, интересов регионов и страны в целом создавать и развивать соответствующие учебные заведения. Таким образом, очевидно, что при разработке стратегии развития профессионального образования на территории конкретного региона необходимо учитывать все сложившиеся характеристики новой системы профессионального образования, а также возможности научно-образовательного комплекса территории и перспективы его дальнейшего развития.

Библиографический список

1. Миляева Л., Подольная Н. Маркетинговые исследования на локальном рынке труда депрессивного региона. Маркетинг. 2001; 6.

2. Беглова Е.И. Безработица молодёжи: первоочередная проблема современного рынка труда. Экономические науки. 2010; 11.

References

1. Milyaeva L., Podol'naya N. Marketingovye issledovaniya na lokal'nom rynke truda depressivnogo regiona. Marketing. 2001; 6.

2. Beglova E.I. Bezrabotica molodezhi: pervoocherednaya problema sovremennogo rynka truda. 'Ekonomicheskie nauki. 2010; 11.

Статья поступила в редакцию 22.01.15

УДК 332.122

Kotenev A.D., teacher, Department of Socioeconomic and Humanity Studies, Stavropol Branch of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Ivanchenko M.I., Head of Financial and Economic Office, Stavropol Branch of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Orazaliev A.A., teacher, Department of Product Studies and Customs Service, North Caucasian Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

TOURISTIC DESTINATIONS AND THEIR ROLE IN SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF A REGION. The articles research focuses on such economic phenomenon as a touristic destination, which is the basis of a tourism industry. It is noted that destination development in Russia is in a controversial state because of a few factors: due to the extremely poor quality of tourist services, offered in the country, and instability of the national Russian currency against major world currencies, accompanied by a decrease in the welfare of Russian citizens. The authors pay particular attention to the differences in the method of determining the economic impact of tourism and recreation activities in a region. The article emphasizes the role of tourism in the life of a region based on the duality of its nature: economic and social. A doubtless component of the development of tourism is an image of a territory, which depends on security of recreation areas in tourist destinations.

Key words: destination, tourism and recreation market, region, influencing factors, service, tourist service.

А.Д. Котенев, преп. каф. социально-экономических и гуманитарных дисциплин ФГКОУ ВПО «Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России», г. Ставрополь, E-mail: [email protected] М.И. Иванченко, начальник финансово-экономического отделения ФГКОУ ВПО «(Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

А.А. Оразалиев, преп. каф. товароведения и таможенного дела Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ И ЕЁ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА

В данной статье акцентировано внимание на таком экономическом явлении как туристкая дестинация, которая является основой туристской отрасли. Отмечено, что в силу крайне низкого качества предлагаемых туристских услуг, а также на фоне нестабильного курса национальной валюты по отношению к основным мировым валютам, сопровождающегося снижением благосостояния российских граждан, развитие дестинации ставится под сомнение. Авторы обращают особое внимание на расхождениях в методике определения экономического эффекта от туристско-рекреационной деятельности региона. В статье акцентируется роль туризма в жизни региона исходя из двойственности его природы: экономической и социальной. Несомненным является имиджевая составляющая развития территории, с выделением вопросов безопасности и надежности территорий отдыха, входящих в туристскую дестинацию.

Ключевые слова: дестинация, туристско-рекреационный рынок, регион, факторы воздействия, сервис, туристская услуга.

Развитие рыночных отношений на постсоветстком пространстве вызвало коренные изменения в структуре национального хозяйства как страны в целом, так и отдельных её отраслей. Сформировавшиеся новые возможности выхода на международную арену способствовали динамичному развитию туристской деятельности. Развитие рынка туристско-рекреационных услуг, отражающего механизм взаимодействия потребителя с производителем стало ярким индикатором социально-экономических процессов, происходящих в обществе. Основой туристского продукта выступает дестинация, представляющая собой основу первичного рынка, связанного с развитием туристских центров и зон, то есть база, на которой строятся национальные и региональные интересы по созданию конкурентоспособного туристского продукта [1].

В настоящее время сердцевиной туристской отрасли является туристская дестинация, которая как в мире, так и в России стремительно растёт, что неминуемо приводит к развитию конкурентных противоречий и выработке эффективного алгоритма управления. Крайне низкий уровень конкурентоспособности предлагаемых туристских услуг препятствует динамичному развитию въездного, выездного, так и внутреннего туризма. В настоящее время, в условиях нестабильного курса национальной валюты по отношению к основным мировым валютам, крайне низкого уровеня благосостояния граждан, а также завышенной стоимости предлагаемого туристского продукта, на фоне его низкого качества, не позволяет региону развивать свой туристский потенциал. В условиях указанных проблем необходимо сосредоточение усилий на решении первоочередных задач по становлению и развитию туристских дестинаций регионов России [2].

С целью проведения анализа проблем устойчивого развития рынка туристско-рекреационных услуг в контексте развития дестинации, необходимо определение его места и роли в экономике региона. Определение экономического эффекта деятельности предприятий туристской отрасли связано с использованием таких показателей, как объём валютной выручки, темпы регионального развития, объём инвестиций в экономику региона и другие. Основной проблемой определения эффективности оказания туристско-рекреационной услуги является невозможность её стандартизации и как следствие объективного определения её качества.

Определение вклада в экономику связано с трудностями, вызванными несовершенством статистического учета. Однако при всех расхождениях в методике определения экономического эффекта от туристско-рекреационной деятельности ряд положений не вызывает сомнений и используется повсеместно в аналитических исследованиях. Это, в частности, стимулирование экономического роста страны, внешнеэкономический эффект (валютные поступления), создание рабочих мест, ускорение регионального развития. Субъективная природа туристско-рекреационной услуги и её неосязаемость затрудняет решение проблемы измерения полезного эффекта и стандартизации, а, следовательно, создают немалые трудности контроля качества туристско-рекреационных услуг по сравнению с промышленным производством. Получаемый от оказания тури-стско-рекреационных услуг результат определяется в качестве совокупного результата, рассчитанный с помощью интегрального кумулятивного экономического эффекта, который включает три аспекта воздействия туристско-рекреационных расходов:

1) прямое воздействие - расходы потребителей турист-ско-рекреационных услуг на отдых (обеспечение прямого дохода гостиницам и санаториям, спортивным заведениям, ресторанам и т.д.);

2) косвенное воздействие - расходы потребителей тури-стско-рекреационных услуг на коммерческие операции по бронированию гостиниц, комиссионные туристических агентств, поставщиков товаров и т.п.;

3) стимулирующее воздействие - потребителей турист-ско-рекреационных услуг создают дополнительный доход регионам или стране, что приводит к возрастанию потребления, обеспечивая стимул для экономической деятельности [3].

Значение туристской отрасли в социально-экономическом развитии экономики региона сложно переоценить, так как туризм представляет собой симбиоз экономического и социального явления. Так, развитие туризма способствует росту производства в отраслях экономики, стимулируя рынок занятости, с другой стороны может пагубно отражаться на развитии социальной составляющей региона.

Развитие любой отрасли экономики основывается, прежде всего, на грамотном планировании. Как правило, процесс планирования осуществляется на международном, национальном и региональном уровнях. Ряд исследователей считают о целесообразности его осуществления на уровне федерального округа. Однако, по нашему мнению, процесс планирования развития туристской отрасли нецелесообразно привязывать к конкретному региону (федеральному округу) из-за специфики предоставляемого отраслью продукта - туристической услуги. Данную работу следует проводить на уровне дестинации, границы которой зачастую выходят за пределы округа или региона, что будет способствовать более тесному рациональному использованию ресурсов отрасли, находящихся на её территории [4].

Важнейшим условием развития рынка туристско-рекреаци-онных услуг является формирование нового позитивного имиджа дестинации, как безопасной и надежной территории для отдыха. СКФО обладает рядом важных конкурентных преимуществ, использование которых может способствовать развитию не только туристской отрасли, но и субъектов РФ входящих в округ в целом.

Раскрытию туристского потенциала СКФО должна способствовать комплексная работа всех ветвей власти, а также представителей бизнес сообщества. Так, необходимо сосредоточить внимание на следующих важных направлениях развития:

■ обеспечение безопасности туристов и жителей дестинации;

■ комплексное развитие туристской инфраструктуры путем внедрения наукоемких, преимущественно отечественных технологий и образцов;

■ развитие высокого уровня сервиса предоставляемых услуг на основе формирования конкурентоспособного туристского продукта;

■ подготовка высококвалифицированных конкурентоспособных кадров для туристской сферы с учетом мировых тенденций;

■ проведение стандартизации (присвоение звёзд комфортности) отелей и гостиниц для четкой дифференциации предоставляемого уровня сервиса услуг [5].

Библиографический список

1. Данильчук В.Ф. Предпосылки формирования концепции и механизма развития туристической деятельности на промышленной территории. Економ'1ка промисловост'1. 2009; 1.

2. Дудецкий, Д.Ю. Концепция развития туристской дестинации и пути повышения её конкурентоспособности. Вопросы современной экономики. 2014; 1.

3. Богомолова Е.С., Меретукова С.К. Оценка эффективности функционирования регионального туристско-рекреационного комплекса. Региональная экономика: теория и практика. 2008; 28(85).

4. Котенев А.Д., Иванченко М.И., Евдошенко В.В. Государственное стимулирование развития туристской отрасли путем субсидирования расходов. Проблемы развития предприятий: теория и практика: сборник статей VII Всероссийской. научно-практической конференции. Пенза, 2014.

5. Котенев А.Д., Иванченко М.И. Экономическая сущность государственного регулирования и поддержки туристско-рекреационной деятельности региона. Стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами: сборник статей VIII международной научно-практической конференции. Пенза, 2014.

6. Котенев А.Д., М.И. Иванченко А.А. Евдокимова Развитие регионального рынка туризма на основе государственно-частного партнерства. Kant. 2014; 1(10).

Reference

1. Danil'chuk V.F. Predposylki formirovaniya koncepcii i mehanizma razvitiya turisticheskoj deyatel'nosti na promyshlennoj territorii. Ekonomika promislovosti. 2009; 1.

2. Dudeckij D.Yu. Koncepciya razvitiya turistskoj destinacii i puti povysheniya ee konkurentosposobnosti. Voprosy sovremennoj 'ekonomiki. 2014; 1.

3. Bogomolova E.S., Meretukova S.K. Ocenka 'effektivnosti funkcionirovaniya regional'nogo turistsko-rekreacionnogo kompleksa. Regional'naya 'ekonomika: teoriya ipraktika. 2008; 28(85).

4. Kotenev A.D., Ivanchenko M.I., Evdoshenko V.V. Gosudarstvennoe stimulirovanie razvitiya turistskoj otrasli putem subsidirovaniya rashodov. Problemy razvitiya predpriyatij: teoriya ipraktika: sbornik statej VII Vserossijskoj. nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza, 2014.

5. Kotenev A.D., Ivanchenko M.I. 'Ekonomicheskaya suschnost' gosudarstvennogo regulirovaniya i podderzhki turistsko-rekreacionnoj deyatel'nosti regiona. Strategicheskoe upravlenie predpriyatiyami, organizaciyami i regionami: sbornik statej VIII mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii. Penza, 2014.

6. Kotenev A.D., M.I. Ivanchenko A.A. Evdokimova Razvitie regional'nogo rynka turizma na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Kant. 2014; 1(10).

Статья поступила в редакцию 22.01.15

УДК 33:518/519

Tagaverdieva D.S., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Economics, Dagestan State Institute

of National Economy (Mahachkala, Russia), E-mail: [email protected]

MATHEMATICAL APPROACH TO ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF CORPORATE STRUCTURES OF INDUSTRIAL ENTERPRISES. This article is based on the use of complex mathematical models of dynamic programming. The author analyzes a problem of optimizing distribution of internal investment. As a result of the research the author for the first time demonstrates a model of how to assess competitiveness and sustainability of a corporate group. This methodology is based on the ranking of participants in groups, according to the degree of their investment attractiveness and priority. The researcher also identifies the possibility of achieving the effectiveness of the group on the basis of gradual processes of the investment component of members in a corporate structure. The author observes how the criterion of economic efficiency can serve as a total guaranteed amount of income received by members in a corporate group within a certain period of time. The main advantage of the new mathematical model is that the practice of application of this mechanism demonstrates its reliability and availability.

Key words: model, programming, victory, investments, profit, step, corporations, group, effectiveness, efficiency, criterion.

Д.С. Тагавердиева, канд. эконом. наук, доц. каф. экономики Дагестанского государственного института народного

хозяйства, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье на основе использования комплекса математической модели динамического программирования проанализирована проблема оптимизации распределения внутрифирменных инвестиций. Автором впервые продемонстрирована модель, позволяющая проанализировать конкурентоспособность и устойчивость корпоративной группы. Данная методика основана на ранжировании участников группы по степени их инвестиционной привлекательности и приоритетности. Выявлена и обоснована возможность достижения эффективности группы на основе пошаговых и поэтапных процессов инвестиционной составляющей участников корпоративной структуры. Отмечены критерии эффективности. В качестве критерия экономической эффективности может служить общий гарантированный объем прибыли, получаемой членами корпоративной группы в течение определённого периода. Главное достоинство новой математической модели - надёжность и перспективность.

Ключевые слова: модель, программирование, выигрыш, инвестиции, прибыль, шаг, корпорации, группа, эффективность, оптимальность, критерий.

Корпоративная форма организации производства и предпринимательства в России стала одной из составляющих многоукладной рыночной экономики. При всей безусловной важности малых и средних форм предпринимательства именно крупные

структуры, имеющие огромные собственные финансовые ресурсы, а также значительные возможности по их привлечению, в состоянии конкурировать на мировом рынке. [1].Актуальность и значимость вопросов совершенствования механизма функцио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.