4. Кизим А.А. Эффективность складской логистики на основе wms-систем // Экономика устойчивого развития, 2013. № 1(13) С. 134-142.
5. Дыбская В.В. Организационная структура управления складским хозяйством // Логистика складирования. Москва ИНФРА-М., 2015.
ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ И СПЕЦИФИКА ЕЕ
МЕНЕДЖМЕНТА Мкртумян А.А. Email: [email protected]
Мкртумян Алёна Артюшевна - студент, кафедра социально-экономической географии, геоинформатики и туризма, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Аннотация: в статье изучаются различные определения «туристской дестинации», а также анализ специфики менежмента данной территории, его роль в эффективном и успешном развитии туризма в регионе. Менеджмент туристской дестинации создает соответствующую среду для развития туризма в дестинации, который предполагает планирование развития на территории, развитие человеческих ресурсов, разработка продукта дестинации, технологий и системы поддержки, а также отвечает за всецело устойчивое развитие туризм, то есть с учетом долгосрочной перспективы.
Ключевые слова: туризм, туристская дестинация, менеджмент туристской дестинации, дестинация, устойчивый туризм, управление дестинациями, конкурентное преимущество, конкурентоспособность, маркетинг туристских дестинаций.
TOURIST DESTINATION AND SPECIFICS OF ITS MANAGEMENT
Mkrtumyan A.A.
Mkrtumyan Alyona Artyushevna - student, DEPARTMENT OF SOCIO-ECONOMIC GEOGRAPHY, GEOINFORMATICS AND TOURISM, NORTH CAUCASUS FEDERAL UNIVERSITY, STAVROPOL
Abstract: the article examines various definitions of the "tourist destination ", as well as an analysis of the specifics of the management of a given territory, its role in the effective and successful development of tourism in the region. The tourist destination management creates an appropriate environment for the development of tourism in the destination, which involves development planning in the territory, human resource development, development of a destination product, technology and support system, and is also responsible for the long-term sustainable development of tourism.
Keywords: tourism, tourist destination, tourist destination management, destination, sustainable tourism, destination management, competitive advantage, competitiveness, marketing of tourist destinations.
УДК 338.482.22
Формирование современной туристской отрасли, как сложной экономической, социальной и экологической системы, основывается на взаимодействии ее субъектов, то есть туристов, и объектов — туристических дестинаций. Именно туристическая дестинация выступает ключевым компонентом системы туризма, поскольку ее формируют функционально связанные элементы (туристические ресурсы, туристическая и общая инфраструктура территории, трудовой потенциал и органы
управления), которые расположены на определенной территории, имеют информационно-коммуникационные структуры для обеспечения выполнения стратегии и тактики производства и реализации туристского продукта, направленные на эффективную экономическую, социальную и экологическую деятельность в ней [1].
В переводе с английского языка, слово «destination», то есть дестинация, переводится как «местонахождение» или «место назначения». В середине 1980-х годов датским ученым Н. Лейпером был введен термин «туристская дестинация». Автор определяет ее как «конкретную территорию, которую турист выбирает для посещения и проводит там какое-то время, территория, на которой происходят основные процессы взаимодействия туриста с туристской инфраструктурой» [7].
Туристская дестинация относится к географическому району, который отличается от постоянного место жительства туриста, где осуществляется туристская деятельность и туристские продукты пользуются спросом. Эту местность можно определить как место туристского потребления [10]. Такая дестинация представляет собой «гибкое, динамическое пространство, границы которого определяются самим рынком, независимо от административных ограничений» [3].
Туристская дестинация может существовать на различных уровнях: национальном, региональном и локальном. Каждая дестинация это территория обмена, в которой спрос и предложение постоянно удовлетворяются, их внутренняя территория представлена рынком, предлагающим множество отдельных продуктов и услуг, предназначенные для удовлетворения потребностей туристов [3].
Таким образом, туристская дестинация представляет собой определенное территориальное пространство, обладающее аттрактивными туристскими ресурсами, соответствующей туристской инфраструктурой и сервисом, способные привлечь туристов и удовлетворить их туристские потребности.
Поскольку туристская дестинация ориентирована на туристский спрос или туристский рынок, от способности привлекать туристов и полностью удовлетворять их туристские потребности будет зависеть станет ли какая-либо территория туристской дестинацией или нет. Она должна объединять различные ресурсы и создавать определенный туристский продукт, который будет узнаваемым и конкурентоспособным на рынке туризма. Так, дестинация не является статичной, то есть неподвижной. Напротив, она изменяется и развивается в соответствии с предпочтениями и растущими потребностями туристов, из чего вытекают основные задачи туристкой дестинации: обеспечить увеличение туристского потока за счет улучшения качества обслуживания туристов и долгосрочное существование местного населения, за счет экономического и социального роста, а также экологической составляющей устойчивого развития дестинации [8].
Для достижения поставленных целей и обеспечения выживания отдельных дестинаций в условиях растущей конкуренции, необходимо управление развитием туристских дестинаций, что предполагает постоянное стратегическое планирование и анализ.
Управление дестинациями можно определить как процесс создания, направления и корректировки факторов, которые участвуют в создании уникального туристского продукта, в котором отдельные лица, работая вместе в группах, эффективно реализуют поставленные социально-экономические цели. Таким образом, менеджмент дестинаций представлен группой управленческого персонала на всех уровнях, которые своей работой и работой других выполняют основные функции управления дестинациями [6].
Управление туристскими дестинациями должно соответствовать принципам, курсам и требованиям точно так же, как управление любой другой организацией, которая стремится получить прибыль. Магаш указывает, что менеджмент туристской дестинации может быть определен как процесс формирования, управления и развития туристической системы, публичной оферты и общественного интереса к дестинации.
Тем самым он подчеркивает основные задачи управления:
1. Обеспечение нормативной базы;
2. Обеспечение совместной и комплексной деятельности различных групп в системе организации;
3. Обеспечение стратегической конкурентоспособности и повышение ценности организации и дестинации [8].
Нормативный уровень касается принципиальных решений о цели и легитимности организации, а также глобальных путей их реализации.
Стратегический уровень обязан обеспечивать конкурентоспособность организации, в то время как оперативный уровень предполагает краткосрочное оперативное планирование, в котором определяются краткосрочные цели, меры и средства для их реализации.
Кроме того, Петрич указывает, что целью управления туристскими дестинациями является, прежде всего, создание соответствующей среды для развития туризма в дестинации, который предполагает планирование развития на территории, развитие человеческих ресурсов, разработка продукта дестинации, технологий и системы поддержки. Так же, задачей менеджмента является привлечение посетителей к месту назначения с помощью соответствующих маркетинговых мероприятий [7].
Управление дестинациями необходимо, в первую очередь, для его конкурентоспособности и устойчивости. Конкурентное преимущество можно определить как способность руководства дестинации развивать и полностью сочетать производные и природные элементы туристского предложения. Конкурентоспособность туристской дестинации - это способность увеличивать туристское потребление, привлекать туристов в более широком масштабе и предлагать им незабываемые впечатления, при этом принося прибыль и принося пользу будущим поколениям [2]. Таким образом, чтобы быть конкурентоспособным на мировом туристическом рынке, туристская дестинация должна быть инновационной и постоянно искать новые источники сравнительных преимуществ [6].
Успех дестинации на мировом рынке зависит от общего уровня качества туристского предложения и доступных продуктов [6]. Дестинацией можно управлять через организации, которые должны присоединиться к туристическому сообществу: агентства, транспортные компании, отели, рестораны, торговцы и другие поставщики туристских услуг [2].
Управление туристскими дестинациями - это долгосрочный процесс, который должен обеспечить достижение долгосрочных целей, которые содержат такие компоненты, как:
1. Оптимальное экономическое развитие дестинации;
2. Более высокий уровень качества жизни местного населения;
3. Сохранение экологии;
4. Сохранение культурного и исторического наследия и использование наследия в экономическом и общем росте [2].
Менеджмент дестинации отвечает за определение долгосрочных целей (куда идти), рассматривая все действия, которые ведут к реализации этих целей (что делать) и достижению конкурентного преимущества на этом пути (как это сделать).
Список литературы /References
1. Павленко И.Г., Османова Э.У. Сущность и содержание туристской дестинации //
Проблемы современной экономики. М.: 2016. С. 209-212.
2. A Practical Guide for Tourism Destination Management//WTO 2017. С. 135.
3. Bartoluci M. Upravljanje razvojem turizma i poduzetnistva // Загреб: Skolska knjiga,
2013.
4. Bosnic I., Tubic D., Role of destionation management in strengthening the competitevness of Croatian Tourism // Econviews. 2014. - №27. С. 153-170.
5. DulcicA., Petric L. Upravljanje razvojem turizma. // Загреб: 2001.
6. Grzinic J., Saftic D. Approach to the development of destination management in Croatian tourism // Management: Journal of Contemporary Management Issues. -Загреб: 2012. С. 59-74.
7. Kresic D. Tourism destination attractiveness factors in the function of competitiveness. // Acta turistica. Загреб: 2007.
8. Leiper N. Tourism Management // - Сидней: Pearson Education Australia, 2004. С. 324.
9. Magas D. Destinacijski menadzment - modeli i tehnike: - Fakultet za menadzment u turizmu i ugostiteljstvu, 2008.
10. The main plan and strategy of tourism of the Republic of Croatia // Croatian tourism and competitive environment//- Загреб: The Institute for Tourism, С. 43.