Научная статья на тему 'Проблемы устойчивого развития рынка туристско-рекреационных услуг в контексте развития дестинации'

Проблемы устойчивого развития рынка туристско-рекреационных услуг в контексте развития дестинации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕГИОН / РЫНОК УСЛУГ / ДЕСТИНАЦИЯ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / TOURISM / REGION / MARKET SERVICES / DESTINATION / DEVELOPMENT FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котенев А. Д., Иванченко М. И., Евдошенко В. В.

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с развитием рынка туристско-рекреационных услуг в условиях формирования рыночных отношений. Авторы акцентировали внимание на отсутствие прямой зависимости объемов выделяемых государством финансовых ресурсов в отрасль и числом занятых в ней работников. Отмечено, что развитие туристского рынка тесно взаимосвязано с процессами, протекающими в рамках формирующейся дестинации, то есть указано на его индикационный характер. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о негативных последствиях, таящих в себе туристским рынком и положительных эффектах полученных от его грамотного управления. Значительное внимание авторами статьи уделяется факторам оказывающим влияние на процесс развития туристской отрасли региона. Так, среди важнейших отмечено финансово-экономическое состояние участников рынка, что, безусловно, имеет первостепенное значение на фоне череды банкротств крупных игроков рынка туроператоров России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE TOURIST AND RECREATIONAL SERVICES IN THE CONTEXT OF DESTINATIONS

This article describes the problems associated with the development of the market of tourism and recreational services in the conditions of market relations. The authors focused on the absence of a direct dependence of the volume allocated by the state financial resources in the sector and the number of employed workers in it. The work helps to note that the development of the tourist market is closely linked to the processes taking place in the emerging destination that is specified by its indication nature. The question of the negative consequences, which found in the tourist market and the positive effects derived from its competent management, continues to be controversial. Considerable attention is given by the authors to factors influencing the development of the tourist industry in the region. Thus, the market participants are certainly of paramount importance against the background of a string of bankruptcies of major market tour operators in Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы устойчивого развития рынка туристско-рекреационных услуг в контексте развития дестинации»

ведущую к обратному увеличению спроса на оборудование и машины. Главными представителями теории акселерации были английский ученый Дж.М. Кларк и французский экономист Альбер Афтальон. Акселератор определяется отношением инвестиций к приросту потребительского спроса: V=It/Yt-1-Yt-2, [5] где V - акселератор; It- инвестиции в году t; Yt-1- доход или потребительский спрос в предшествующем t году; Yt-2- доход или потребительский спрос в последующем t году.

Библиографический список

1. Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - М., 2006. - VI.

2. US Business Cycle Expansions and Contractions [Э/р]. - Р/д: www.nder.com.

3. Дотдуева, З.С. Шведский опыт преодоления экономических кризисов / З.С. Дотдуева, Д.Г. Панфилова // Современные проблемы развития национальной экономики: сборник статей V Международной научно-практич. конф. - Ставрополь, 2013.

4. Дотдуева, З.С. Уровень жизни населения и экономический рост / З.С. Дотдуева, В.В. Ловянникова // Вестник Института Дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). - 2014. - № 2(30). - Экономические науки.

5. Дотдуева, З.С. Современный финансовый кризис и его влияние на сельское хозяйство // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2009. - № 6.

Bibliography

1. Rumyanceva, E.E. Novaya ehkonomicheskaya ehnciklopediya. - M., 2006. - VI.

2. US Business Cycle Expansions and Contractions [Eh/r]. - R/d: www.nder.com.

3. Dotdueva, Z.S. Shvedskiyj opiht preodoleniya ehkonomicheskikh krizisov / Z.S. Dotdueva, D.G. Panfilova // Sovremennihe problemih razvitiya nacionaljnoyj ehkonomiki: sbornik stateyj V Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. - Stavropolj, 2013.

4. Dotdueva, Z.S. Urovenj zhizni naseleniya i ehkonomicheskiyj rost / Z.S. Dotdueva, V.V. Lovyannikova // Vestnik Instituta Druzhbih narodov Kavkaza (Teoriya ehkonomiki i upravleniya narodnihm khozyayjstvom). - 2014. - № 2(30). - Ehkonomicheskie nauki.

5. Dotdueva, Z.S. Sovremennihyj finansovihyj krizis i ego vliyanie na seljskoe khozyayjstvo // Uchenihe zapiski Rossiyjskogo gosudarstvennogo socialjnogo universiteta. - 2009. - № 6.

Статья поступила в редакцию 20.11.14

УДК 332.122

Kotenev A.D., Ivanchenko M.I., Yevdoshenko V.V. PROBLEMS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE TOURIST AND RECREATIONAL SERVICES IN THE CONTEXT OF DESTINATIONS. This article describes the problems associated with the development of the market of tourism and recreational services in the conditions of market relations. The authors focused on the absence of a direct dependence of the volume allocated by the state financial resources in the sector and the number of employed workers in it. The work helps to note that the development of the tourist market is closely linked to the processes taking place in the emerging destination that is specified by its indication nature. The question of the negative consequences, which found in the tourist market and the positive effects derived from its competent management, continues to be controversial. Considerable attention is given by the authors to factors influencing the development of the tourist industry in the region. Thus, the market participants are certainly of paramount importance against the background of a string of bankruptcies of major market tour operators in Russia. Key words: tourism, region, market services, destination, development factors.

А.Д. Котенев, преп. ФГКОУ ВПО Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь; М.И. Иванченко, начальник финансово-экономического отделения ФГКОУ ВПО Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь; В.В. Евдошенко, преп. ФГКОУ ВПО Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ДЕСТИНАЦИИ

В данной статье рассмотрены проблемы, связанные с развитием рынка туристско-рекреационных услуг в условиях формирования рыночных отношений. Авторы акцентировали внимание на отсутствие прямой зависимости объемов выделяемых государством финансовых ресурсов в отрасль и числом занятых в ней работников. Отмечено, что развитие туристского рынка тесно взаимосвязано с процессами, протекающими в рамках формирующейся дестинации, то есть указано на его индикационный характер. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о негативных последствиях, таящих в себе туристским рынком и положительных эффектах полученных от его грамотного управления. Значительное внимание авторами статьи уделяется факторам оказывающим влияние на процесс развития туристской отрасли региона. Так, среди важнейших отмечено финансово-экономическое состояние участников рынка, что, безусловно, имеет первостепенное значение на фоне череды банкротств крупных игроков рынка туроператоров России.

Ключевые слова: туризм, регион, рынок услуг, дестинация, факторы развития.

На основании рассмотренных нами аспектов проблемы теории цикличности следует отметить, что рыночной экономике имманентно присущи циклические колебания конъюнктуры, не сводимые к сезонным периодам перепроизводства. Простые модели экономических циклов позволяют проследить за тем, как под воздействием отдельных конъюнктурообразующих факторов в национальной экономике возникают циклические колебания.

Переход государства к рыночной форме хозяйствования потребовал коренного изменения подходов к решению проблем туристско-рекреационного сектора в рамках разработки принципиально новых методологических основ их формирования. Однообразие предлагаемых продуктов было продиктовано отсутствием конкуренции, постоянной поддержкой со стороны

профсоюзов и государства, что предопределяло заведомо низкое качество услуг. Протекающие в настоящее время процессы позволяют обеспечивать эффективное взаимодействие субъектов рынка туризма, что в свою очередь способствует выработке новых механизмов их сотрудничества. Тем не менее, Россия занимает место не соответствующее её духовно-культурному,

историческому и материально-техническому потенциалу в области развития туризма.

По мнению М.В. Ефремовой [1], главной целью туристского рынка является доведение до потребителей услуг, отвечающих их потребностям. Однако формальное сведение данного процесса к процессу уравновешивания спроса и предложения не совсем верно. Основой рынка туристских услуг является предоставление конкретному покупателю необходимых для него услуг в нужном месте и нужное время.

Современное динамичное развитие туристского рынка свидетельствует о его возрастающей роли на рынке услуг. В работе В.Б. Сапруновой [2] рассмотрены этапы развития германского народа в послевоенный период с позиции расходования заработанных средств: первый этап - товары первой необходимости, второй этап - этап накопления, третий этап - путешествие, познание мира. Данное обстоятельство свидетельствует о неизбежном развитии рынка туризма в контексте развития общества. В отличие от туристского рынка Германии, роль туризма России конца двадцатого столетия неоднозначна: в условиях тотальной безработицы десятки тысяч россиян стали «невольными зарубежными шопоголиками» - «челноками», обеспечивая тем самым себе и своим семьям возможность для существования. Тем самым в России туризм получает дополнительную функцию-обеспечение рынка товарами первой необходимости.

Анализируя современный туристский рынок России, следует отметить, что в индустрию туризма вовлечены огромные как человеческие, так и материально-технические ресурсы. В таблице 1 представлены сведения, отражающие занятое экономически активное население по видам экономической деятельности в России.

Как видно из данных таблицы 1, за период 2009-2013 гг. наблюдается рост числа работников занятых в сфере туризма в РФ. При этом, в разрезе субъектов РФ, входящих в состав СКФО, положительная тенденция наблюдается в Республике Дагестан - рост составил 7,4%, Карачаево-Черкесской Республике - рост составил 19,2%, Ставропольском крае - 13,9%. Несмотря на принятие федеральной программы «Юг России (2008-2013 годы)» [3] и значительном увеличении выделяемых из федерального бюджета средств на развитие туристско-рекре-ационного комплекса такому региону как Кабардино-Балкарская республика (рост выделяемых средств составил 52% за рассматриваемый период), в республике произошло существенное сокращение числа работников занятых в туристской сфере с 5,1 тыс. человек в 2009 г. до 3,8 тыс. человек в 2013 г.

Рассматривая туристский рынок с позиции его функциональной принадлежности, следует выделить взаимосвязь его развития с культурными, национально-историческими, религиозными и иными особенностями становления дестинации. Кроме этого туристский рынок Северо-Кавказской дестинации выступает своего рода индикатором развития территории, позволяя знакомиться и приобщаться к новой культуре, обычаям. Кроме положительных сторон, развитие туризма сопряжено с рядом негативных последствий, среди которых следует выделить следующие:

• насаждение местному населению элементов несвойственных национальной культуре, под влиянием западного стандарта жизни;

• развитие проституции и сопряженных с нею заболеваний;

• пагубное воздействие на флору и фауну, разрушение культурно-исторических памятников;

• повышение цен на товары местного производства;

• развитие социальной напряженности, как следствие различного уровня жизни местного населения и приезжих туристов и другие.

Рассматривая рынок туристско-рекреационных услуг с позиции общности его с социально-экономической системой государства, следует отметить влияние на него различного рода факторов, объединенных в две группы:

• базисные: природно-географические, культурно-исторические, геополитические;

• динамичные: социально-экономические, политико-правовые, эколого-демографические, материально-технологические, общественно-психологические, личност-но-поведенческие.

В настоящее время одним из наиболее важных факторов, влияющих на развитие рынка туристско-рекреационных услуг не только конкретного региона, но и государства в целом, является финансово-экономическое состояние участников рынка. Так за девять месяцев 2014 года закрылся ряд крупнейших туристических операторов России, проработавших на рынке услуг десятки лет: «Нева», «Лабиринт», «Ланта Тур Вояж», «Роза Ветров» и др. Закрытие туристических операторов связано с резким падением объемов продаж выездных туристических путевок практически по всем направлениям.

Указанное сокращение продаж вызвано следующими причинами:

• запретом на выезд военнослужащих, а также сотрудникам всех силовых ведомств РФ, численность которых с учетом их семей превышает пять миллионов человек, что составляет примерно 10% от общего потока туристов. Так, указанная категория граждан является категорией покупателей с положительным платежеспособным спросом в отношении туристических услуг;

• самостоятельным бронированием номеров отелей посредством использования информационной сети Интернет в обход туристических фирм;

• резким повышением стоимости предоставляемых туристических услуг на фоне снижения платежеспособного спроса населения;

• паническим настроением потребителей услуг, связанное с отсутствием стабильности деятельности туристических компаний [4].

Таким образом, устойчивое развитие рынка туристско-рек-реационных услуг имеет важное значение как для региона формирования дестинации, так и России в целом, обусловленное действием различного рода факторов на фоне ярко выраженных процессов.

Таблица 1

№ Наименование субъекта РФ Годы

п/п 2009 2010 2011 2012 2013

1. Республика Дагестан 28,3 28,9 30,1 30,4 30,4

2. Республика Ингушетия 0,9 0,9 0,8 0,6 0,6

3. Кабардино-балкарская Республика 5,1 5,2 3,6 3,5 3,8

4. Карачаево-Черкесская Республика 2,6 2,8 2,8 2,9 3,1

5. Республика Северная Осетия - Алания 8,3 8,4 8,3 8,3 8,3

6. Чеченская республика 3,5 3,5 2,5 2,4 2,6

7. Ставропольский край 23,0 23,7 24,9 25,8 26,2

8. СКФО 71,8 73,3 73,1 73,8 75,0

9. РФ 1141,6 1182,7 1217,6 1250,4 1285,9

Распределение среднегодовой численности занятых в экономике по видам экономической деятельности -

«Гостиницы и рестораны» в 2009-2013 гг.

Библиографический список

1. Ефремова, М.В. Формирование и развитие туристического рынка в России (теория, практика, методология): дис. ... д-р эконом. наук. - Нижний Новгород, 2006.

2. Сапрунова, В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М., 1997.

3. Постановление Правительства РФ от 14.01.208 № 10 «О федеральной целевой программе «Юг России (2008-2013 годы)» // «Собрание законодательства РФ», 28.01.2008, № 4, ст. 264.

4. Котенев, А.Д. Государственное стимулирование развития туристской отрасли путем субсидирования расходов / А.Д. Котенев, М.И. Иванченко, В.В. Евдошенко // Проблемы развития предприятий: теория и практика: сб. статей VII Всероссийской научно-прак-тич. конф. - Пенза, 2014.

5. Котенев, А.Д. Развитие регионального рынка туризма на основе государственно-частного партнерства / А.Д. Котенев, А.А. Евдокимова. М.И. Иванченко // Kant. - 2014. - № 1(10).

Bibliography

1. Efremova, M.V. Formirovanie i razvitie turisticheskogo rihnka v Rossii (teoriya, praktika, metodologiya): dis. ... d-r ehkonom. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 2006.

2. Saprunova, V.B. Turizm: ehvolyuciya, struktura, marketing. - M., 1997.

3. Postanovlenie Praviteljstva RF ot 14.01.208 № 10 «O federaljnoyj celevoyj programme «Yug Rossii (2008-2013 godih)» // «Sobranie zakonodateljstva RF», 28.01.2008, № 4, st. 264.

4. Kotenev, A.D. Gosudarstvennoe stimulirovanie razvitiya turistskoyj otrasli putem subsidirovaniya raskhodov / A.D. Kotenev, M.I. Ivanchenko, V.V. Evdoshenko // Problemih razvitiya predpriyatiyj: teoriya i praktika: sb. stateyj VII Vserossiyjskoyj nauchno-praktich. konf. - Penza, 2014.

5. Kotenev, A.D. Razvitie regionaljnogo rihnka turizma na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva / A.D. Kotenev, A.A. Evdokimova. M.I. Ivanchenko // Kant. - 2014. - № 1(10).

Статья поступила в редакцию 20.11.14

УДК 339.13.012.434

Svitych N.Yu. THEORETICAL ANALYSIS OF PRICING ON THE MARKET OF NATURAL MONOPOLIES. The

article discusses the basic theoretical views on pricing and market behavior of the natural monopolies. The author analyzes the views of such great economists as E. Chamberlin, J. Robinson, F. Ramsay. In the work the author determines the causes and role of the government intervention in the price regulation of such markets. The author uses examples of domestic practice gas industry and other monopoly industries. The article reveals the existing methods of pricing of natural monopolies, as well as some problems of their practical implementation. The author has developed recommendations for streamlining the activities of market participants to address the diagnosed problems. The author studies the work of "Gasprom neft", a large retailer company that sells fuel. The research shows that the price of fuel is much influenced by its quality.

Key words: natural monopolies, government regulation of natural monopolies, pricing of natural monopolies, the gas industry, cross-subsidization.

Н.Ю. Свитыч, аспирант Сибирского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ

МОНОПОЛИЙ

В статье рассматриваются основные теоретические взгляды относительно ценовой политики и рыночного поведения субъектов естественных монополий. Определяется причины и роль государственного вмешательства в ценовое регулирование таких рынков, с учетом отечественного опыта. Работа раскрывает существующие методы ценообразования субъектов естественных монополий, а также некоторые проблемы их практической реализации (на примере газовой отрасли). В заключительной части разработаны рекомендации по оптимизации деятельности субъектов рынка, с целью решения диагностированных проблем.

Ключевые слова: естественные монополии, государственное регулирование естественных монополий, ценообразование естественных монополий, газовая отрасль, перекрестное субсидирование.

Мировая практика регулирования деятельности субъектов естественных монополий обладает богатой историей. Вопрос оптимального соотношения выпуска товара и цены на него для фирмы имеющей рыночную власть является дискуссионным. Над данной проблемой работали многие зарубежные экономисты, что позволило сформировать целую систему подходов, каждый из которых отражает природу института естественных монополий.

Экономические взгляды, глубоко анализирующие процессы ценообразования в условиях монополизации экономики, зародились в тридцатых годах двадцатого века. Сегодня, реализация подходов к решению этого вопроса играет решающую роль, как для самих компаний, так и для всех остальных участников рынка, в том числе и для государства. В ряде стран, деятельность естественных монополий неразрывно связана с социальной нагрузкой. Сформированные ранее классическое и неоклассическое направления ориентировались на возможности свободного перелива капитала и совершенной конкуренции.

О том, что отдельные продавцы и покупатели не могут повлиять на цену товара, а лишь вносят свой вклад в спрос и предложение, говорила господствовавшая тогда модель совершенной конкуренции. Её характерными чертами является наличие большого количества продавцов, которые находятся в равнодоступном для покупателя местоположении, реализуют однородный товар, имеют доступ к информации о ценах и характеристиках товаров (услуг) своих конкурентов.

Институт монополии, в рамках данных течений, находил объяснение преимущественно через внешнеэкономические факторы. Выделялась естественная монополия, возникающая в результате высокой доли невозвратных издержек и монополия, в основе которой лежит юридическое закрепление привилегий.

Однако, уже в начале тридцатых годов прошлого века американский экономист Э. Чемберлин опубликовал свою работу «Теории монополистической конкуренции». В то же время Дж. Робинсон стала автором работы «Экономическая теория несовершенной конкуренции». Именно эти труды служат основой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.