УДК 316.334:338.48-4/-6:616.98-036.21
К. В. ЛИТВЯКОВА,
младший научный сотрудник, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск, e-mail: kiralitvyakova@gmail. com
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
В статье проанализировано состояние туристического сектора Беларуси до пандемии COVID-19, определен национальный туристический потенциал. Рассмотрены последствия пандемии для мировой и белорусской туристической индустрии. Определена проблематика развития туризма в Беларуси, а также перспективы его развития в период пандемии для поддержания и дальнейшего восстановления сектора.
Ключевые слова: туризм, туристический потенциал, внутренний туризм, внешний туризм, пандемия, туризм в период пандемии.
K. V. LITVYAKOVA,
Junior Researcher, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: kiralitvyakova@gmail.com
TOURIST POTENTIAL OF BELARUS DURING THE PANDEMIC PERIOD
The article analyzes the state of the tourism sector in Belarus before the COVID-O19 pandemic and identifies the national tourism potential. The consequences of the pandemic for the world and Belarusian tourism industry are considered. The problems of the development of tourism in Belarus and the prospects for its development during a pandemic to maintain and further restore the sector are defined.
Keywords: tourism, tourism potential, domestic tourism, external tourism, pandemic, tourism during the pandemic.
Индустрия туризма оказывает огромное влияние на жизнедеятельность регионов и страны в целом: влияет на экономику, способствует развитию инфраструктуры, обеспечивает рабочие места и повышает территориальный имидж на мировой арене. Наличие туристического потенциала территории - это необходимое условие для развития туризма. В этой связи роль и значение социологии возрастает, поскольку ее возможности в выявлении содержательных характеристик туристического потенциала достаточно велики. Под туристическим потенциалом понимается наличие у региона возможностей для развития индустрии туризма и получения положительного социально-экономического эффекта от ее функционирования. Одним из возможных вариантов анализа
туристического потенциала региона может являться понимание его структуры как системы, включающей в себя: совокупность природных и культурно-исторических ресурсов; социально-экономические и политические факторы, условия и средства для формирования и реализации туристического продукта [1, с. 32].
Необходимо обратить внимание на то, что каждый из этих элементов не может быть доминирующим, поскольку туристический потенциал является комплексной системой (таблица).
Факторы формирования туристического потенциала ^ост. по 1, 2]
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Природные ресурсы Культурно-исторические ресурсы Социально-экономические ресурсы и политические факторы
1. Климатические 2. Флористические 3. Фаунистические 4. Гидрологические 1. Материальные: памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники. 2. Духовные: совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте. 1. Трудовые 2. Управленческие 3. Информационные 4. Материальные: • инфраструктура размещения; • инфраструктура питания; • транспортное сообщение; • деятельность организаций культуры, спорта и развлечений. 5. Международное сотрудничество
В Республике Беларусь в последние 10 лет прослеживается тенденция к росту и развитию сектора туризма, что свидетельствует о его высоком потенциале. Если еще 5 лет назад вклад туристической индустрии в ВВП страны составлял 0,5 %, то по итогам 2019 г. этот показатель составил 2,2 %. Въездной туристический поток за 2019 г. - 11 832, 1 тыс. поездок, выездной - 9221,2 тысяч. Для сравнения, в 2016 г. въездной поток составлял 10 935,4 тыс., а выездной -8 339,6 тыс. поездок [2, с. 6]. Согласно Национальной стратегии развития туризма, вклад туризма в ВВП к 2035 г. составит 3,1 % [5, с. 15], что еще раз подтверждает его значимость как сферы экономики.
Туристический потенциал Беларуси можно оценить по ранее обозначенным показателям: наличие природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов для развития отрасли. Беларусь имеет выгодное географическое расположение - находится в центре Европы, граничит с Латвией, Российской Федерацией, Литвой, Польшей и Украиной и является важным торговым и транспортным коридором между Европой и странами СНГ.
Несмотря на отсутствие выхода к морю, Беларусь располагает богатыми гидрологическими ресурсами. На ее территории насчитывается более 20 тыс. рек и 10 тыс. озер. Также значительную часть территории занимают болотные массивы, обеспечивающие благоприятные места для охоты и сбора ягод, а также представляющие собой уникальные для всего европейского конти-
нента объекты экологического туризма. Важную роль в белорусском туризме отводится особо охраняемым природным территориям. В стране функционирует Березинский биосферный заповедник, а также 4 национальных парка: Беловежская пуща (включен в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО), Браславские озера, «Припятский» и «Нарочанский». В Беларуси создано 99 заказников республиканского значения и 282 - местного [3, с. 14-16]. Республика обладает значительным объемом культурно-исторических ресурсов, интересных с точки зрения привлечения туристов. В частности, в нашей стране находится 3 объекта Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (замковый комплекс «Мир», архитектурно-культурный комплекс бывшей резиденции Радзивиллов в г. Несвиже, Геодезическая Дуга Струве). В качестве кандидатов в предварительный список ЮНЕСКО внесены следующие объекты: Августовский канал, Спасо-Преображенская церковь и Софийский собор в Полоцке, Борисо-Глебская (Коложская) церковь в Гродно, Свято-Никольский женский монастырь в Могилеве; культовые сооружения оборонного типа (костел Святого Иоанна Крестителя в деревне Камаи Поставского района, церковь-крепость Свято-Рождества Богородицы в деревне Мурованка Щу-чинского района, церковь Святого Михаила в деревне Сынковичи Зельвенско-го района). К Всемирному нематериальному наследию ЮНЕСКО в Беларуси отнесены обряды «Колядные цари» и «Юрьевский хоровод», а также торжество в честь почитания Иконы Матери Божьей Будславской (Будславский фест) [4]. Отдельно стоит отметить военно-патриотические объекты: мемориальные комплексы «Хатынь», «Дальва» и «Брестская крепость-герой», историко-культурный комплекс «Линия Сталина», монумент Победы в Минске, стела «Минск -город-герой», «Курган Славы» и многое другое.
По состоянию на 2019 г. численность занятых в сфере туризма составила 5,6 % от общей численности занятых в экономике, этот показатель обеспечивают 1 544 организации, занятых в сфере туризма [2, с. 6]. В 2015 г. в Беларуси функционировало 1 364 организации, занимающихся туристической деятельностью. Подготовку кадров для сферы туризма осуществляют 8 учреждений общего среднего образования и 16 учреждений высшего образования (ежегодный выпуск - 260-290 и 1550-1835 специалистов соответственно). В настоящее время в управленческий аппарат Беларуси в сфере туризма входит: Министерство спорта и туризма, ГУ «Национальное агентство по туризму», а также главные управления спорта и туризма облисполкомов и Минского горисполкома, управления образования, спорта и туризма, отделы спорта и туризма районных и городских исполнительных комитетов [5, с. 11-12].
Информирование о Беларуси как о туристическом регионе довольно слабое. Стоит отметить государственные сайты Президента страны и Республики Беларусь, официальный портал Национального агентства по туризму, сайт Республиканского союза туристических организаций, на которых публикуется информация относительно сферы туризма, а также негосударственные интернет-порталы, такие как 34^ауе1.те, ^ауеИ^.Ьу.
Говоря о туристическом потенциале, необходимо также рассмотреть туристическую инфраструктуру. В Беларуси на 2019 г. туристов принимали более 1000 коллективных средств размещения из числа гостиниц и санаторно-курортных и оздоровительных организаций, а также 2760 агроусадеб. На 2015 г. число агроусадеб составляло 2263 единицы [2, с. 23-24, 29]. В стране на текущий момент функционирует 159 музеев, 29 театров, 2674 клуба, 2 стационарных цирка и 5 зоопарков; 23 326 физкультурно-спортивных объектов, из них 134 стадиона, 52 манежа и 37 сооружений с искусственным льдом [3, с. 62-69].
Несомненным шагом к развитию туризма стала возможность безвизового въезда в Беларусь. Согласно Указу Президента Республики Беларусь № 8 от 9 января 2017 г. «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 24 июля 2018 г.) для граждан 74 государств установлен безвизовый порядок въезда в Республику Беларусь, выезда из страны в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь «Национальный аэропорт Минск» и временного пребывания на территории Беларуси на срок не более 30 суток. Указ Президента Республики Беларусь № 300 от 7 августа 2019 г. «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан» разрешает временное пребывание в туристических целях на срок до пятнадцати суток на безвизовой территории «Брест - Гродно» для граждан из 73 государств. Въезд должен быть осуществлен через определенные пропускные пункты Брестской и Гродненской области: автодорожные, железнодорожные и пункты пропуска в аэропортах Бреста и Гродно. Также в Беларуси устанавливаются временные безвизовые режимы под крупные международные события в стране [6].
Важным этапом в развитии въездного и выездного туризма является международное сотрудничество. Беларусь имеет соглашения в области туризма с рядом стран. Динамично развивается взаимодействие с Всемирной туристской организацией (UNWTO), членом которой Беларусь является с 2005 г., что объективно может внести вклад в решение государственных задач по формированию высокоэффективного национального туристического сектора, а также повысить уровень въездного туризма.
В целом мировой и в частности белорусский туризм ежегодно показывает значительный рост. Прогнозы на 2020 г. также имели положительную тенденцию -рост мирового туристического сектора на 3-4 %. Однако в этот период функционирование сферы туризма происходило в нетипичных условиях - в период пандемии, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции СОУГО-19, которая началась в Китае. 30 января 2020 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку короновируса в Китае чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения, а 11 марта 2020 г. - пандемией. Вирус оказался довольно контагиозным и быстро распространился как внутри Китая, так и за его пределами. Ряд стран ввел ограничительные и запретительные меры, в том числе прибегли к закрытию государственных границ. Республика Беларусь
не вводила карантинные и ограничительные меры, государственные границы были открыты до ноября 2020 года.
Всемирная туристская организация озвучила, что в апреле туристические поездки по всему миру сократились на 97 %, в марте - на 55 %. В период с января по апрель 2020 г. туристический сектор потерял 195 млрд долл. за счет сокращения поездок на 44 %. Эксперты предполагали снижение мирового турпото-ка на 58-78 % в зависимости от введенных странами ограничений. В отчете UNWTO, в частности, отмечается, что из-за пандемии COVID-19 число международных туристических поездок в мире сократится на 850 млн - 1,1 млрд, а потери сектора составят 910 млрд долл. - 1,2 трлн долларов. Вследствие этого под угрозой находятся 100 - 120 млн рабочих мест в сфере туризма [7, с. 4].
К июню 2020 г. ситуация с COVID-19 стала стабилизироваться, многие страны преодолели пик первой вирусной волны, уровень заражений пошел на спад. Со спадом заболеваемости стал возобновляться и туризм. Что касается выездного туризма, туристы из Беларуси могли посетить такие страны как Турция, Египет, Черногория, Албания и Тунис. Ряд популярных туристических направлений так и не снял ограничения, что сказалось на туристической отрасли. Вторая волна заболеваемости пришлась на осень 2020 г. Многие страны вновь стали предпринимать ограничительные меры. Беларусь с 1 ноября 2020 г. закрыла наземные границы для зарубежных граждан. При этом доступ в страну для иностранцев через аэропорты Беларуси не закрыт. Есть также исключения из правил по наземному перемещению - они касаются дипломатов, граждан Российской Федерации, следующих транзитом, и других категорий, которые к туризму отношения не имеют [8].
В сложившихся условиях доля въездного и выездного туризма очень мала, основной въездной поток обеспечивали граждане Российской Федерации, однако в «ковидный» период лишь малая часть россиян, предпочитающая отдых в белорусских санаториях, въехала в страну. Экскурсионный въездной туризм фактически встал на паузу, как и деловые поездки. В Республике Беларусь экспорт туристических услуг снизился примерно на 60 % по сравнению с 2019 г. [9]. По состоянию на ноябрь 2020 г. для белорусских туристов доступно ограниченное количество стран, зачастую по приезду необходимо соблюсти десятидневную самоизоляцию.
На текущий момент для поддержания сферы туризма необходимо внимательнее присмотреться к внутреннему туризму и его развитию. Перспективным направлением туризма в Беларуси является агроэкотуризм. Беларусь дважды оказывалась на первой строчке рейтинга лучших стран для агротуризма по версии National Geographic в 2016 и 2018 гг. Количество агроэкоусадеб с 2016 по 2019 г. выросло на 21,1 %, а численность обслуженных туристов - на 70,6 %. Основной контингент отдыхающих - граждане Республики Беларусь (90,1 %). Ввиду успешного функционирования необходимо продолжать совершенствовать и поддерживать данный вид туризма [5, с. 30].
Следующим направлением, пользующимся спросом в период пандемии, стал активный туризм. К данному виду туризма можно отнести пешие походы, в том числе набирающий популярность болотинг (походы по заболоченной местности), сплавы на байдарках, велопоходы, конные походы. Природные ресурсы Беларуси располагают к такому виду туризма. Активный туризм может сочетаться с экологическим. Для меньшего антропогенного воздействия в Беларуси создаются экологические тропы на особо охраняемых природных территориях.
Культурно-познавательный внутренний туризм может стать довольно успешным направлением. В туристические маршруты Беларуси включено более 1440 памятников архитектуры, что составляет 53 % от общего количества памятников, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. По состоянию на 2019 г. в данный список включено 5580 историко-культурных ценностей, в том числе недвижимых и движимых материальных историко-культурных ценностей - 5352 и 101 соответственно, а также 127 нематериальных проявлений творчества человека. Из них объектами туризма в полном объеме являются 72 объекта, имеющие всемирное и международное значение, 57 % объектов, имеющих национальное значение, и 22 % объектов, имеющих региональное значение [5, с. 9].
Среди въездного туризма пользуется спросом белорусские лечебно-оздоровительные учреждения, которые, как правило, ориентированы на внешний рынок. Однако разработка туристических пакетов выходного дня, расширение пакетов услуг, популяризация данного вида отдыха посредством разработки эффективной маркетинговой стратегии на внутреннем рынке может сказаться на положительной тенденции роста внутреннего туризма.
Одним из перспективных направлений можно считать промышленный туризм. Он может стать не только поддержкой для туристической отрасли, но и дополнительной рекламой продукции местных предприятий, что может поспособствовать ее сбыту и росту организаций. В Беларуси более 120 предприятий промышленности осуществляют организацию приема и обслуживание экскурсионных групп. Необычное и интересное направление промышленного туризма - туристические узкоколейный пути, совмещенные с экскурсиями на предприятиях.
В настоящее время в стране довольно низкие темпы развития внутреннего туризма, невзирая на отсутствие альтернативы. Причинами этого могут быть следующие факторы: недостаточность мер государственной поддержки, небольшое количество туристических организаций, работающих на внутренний туризм, недостаточная развитость инфраструктур при высокой стоимости туристического продукта, недостаточная заинтересованность во внутренних путешествиях.
В условиях пандемии ограничителем туристического потенциала страны может являться снижение объемов финансирования, в частности это приводит к тому, что снижаются возможности по обеспечению эффективной маркетинговой стратегии для создания достаточного уровня информирования о Бела-
руси как о туристическом регионе на мировом рынке, а также о локальных туристических объектах и их потенциале на внутреннем рынке. Несомненным ограничением для роста туристического сектора является недостаточно развитая инфраструктура размещения и аттракций, а также высокая стоимость авиаперелетов.
Таким образом, исходя из национального туристического потенциала, в Беларуси с достаточным успехом могут функционировать и при эффективном содействии активно развиваться следующие виды туризма: культурно-познавательный и религиозный, лечебно-оздоровительный и медицинский, экологический и активный, агротуризм, а также промышленный, образовательный, деловой и событийный виды туризма. Вместе с этим особое внимание необходимо уделять и формированию общественного мнения относительно туристических и рекреационных возможностей Беларуси. К сожалению, в общественном сознании не сформировано устойчивое представление о значимости природных, культурно-исторических и социальных возможностей страны в сфере туризма. В условиях пандемии перенаправление национального туристического потока на внутренний рынок позволит усилить вклад данной отрасли в экономику страны. Помимо этого, имеющийся туристический потенциал при его адекватной реализации позволит повлиять на историческую память, став элементом консолидации общества.
Список использованных источников
1. Святохо, Н. В. Концептуальные основы туристского потенциала региона / Н. В. Святохо // Экономика и управление. - 2007. - № 2. - C. 30-35.
2. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь : буклет / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск : Белстат, 2020. - 31 с.
3. Туризм в туристические ресурсы в Республике Беларусь : стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. - Минск : Белстат, 2019. - 76 с.
4. Всемирное наследие ЮНЕСКО в Беларуси [Электронный ресурс] / Офиц. сайт Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://www.belarus.by/ru/travel/heritage. - Дата доступа: 20.10.2020.
5. Национальная стратегия развития туризма в Республике Беларусь до 2035 года [Электронный ресурс] / Интернет-портал М-ва спорта и туризма Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://www.mst.by/uploads/files_news/strateg-1671.pdf. - Дата доступа: 20.10.2020.
6. Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.by/. - Дата доступа: 20.10.2020.
7. World Tourism Organization (2018) // UNWTO Tourism Highlights [Electronic resource]. -Madrid, 2018. - Mode of access: https://doi.org/10.18111/9789284419876. - Date of access: 20.10.2020.
8. Беларусь ограничила въезд. Въездной туризм - все? [Электронный ресурс] / Респ. союз турист. орг. - Режим доступа: https://www.toursoyuz.by/2020/11/02/belaras-ogramchila-vezd-vezdnoj-turizm-vsyo/. - Дата доступа: 20.10.2020.
9. 3 ноября 2020 года состоялась пресс-конференция «Внутренний туризм - новые возможности нашей страны. О XVIII Республиканском туристическом конкурсе "Познай Беларусь"» [Электронный ресурс] / Офиц. портал Нац. агентства по туризму. - Режим доступа: https://www. belarustourism.by/news/3-noyabrya-2020-goda-sostoyalas-press-konferentsiya-vnutrenniy-turizm-novye-vozmozhnosti-nashey-stra/. - Дата доступа: 20.10.2020.
Поступила 01.12.2020 г.