Научная статья на тему 'Въездной туризм Республики Беларусь в диалоге культур стран Большой Евразии: тенденции и перспективы'

Въездной туризм Республики Беларусь в диалоге культур стран Большой Евразии: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
452
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Беларусь / въездной туризм / туристические ресурсы / страны Большой Евразии / диалог культур / сотрудничество / Republic of Belarus / inbound tourism / tourism resources / countries of Greater Eurasia / dialogue of cultures / cooperation
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Въездной туризм Республики Беларусь в диалоге культур стран Большой Евразии: тенденции и перспективы»

Савина Н.В.1

ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР СТРАН БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ключевые слова: Республика Беларусь, въездной туризм, туристические ресурсы, страны Большой Евразии, диалог культур, сотрудничество.

Keywords: Republic of Belarus, inbound tourism, tourism resources, countries of Greater Eurasia, dialogue of cultures, cooperation.

Увеличение валютных поступлений от туристического бизнеса позволяет говорить об актуальности научных исследований и изучения многогранных проблем въездного туризма. Въездной туризм представляет собой сложное явление в системе современных отношений между народами в комплексе туристических связей, с присущими ему тенденциями и перспективами развития. Согласно прогнозам ЮНВТО в 2020 г. количество международных прибытий туристов составит 1,56 миллиарда человек. Анализ показателей туристических прибытий по регионам показывает, что к 2020 г. тремя ведущими принимающими регионами будут Европа, Восточная Азия, Тихоокеанский и Американский регион, далее будут следовать Африка, Ближний Восток и Южная Азия. Лидером мирового туризма по количеству туристических прибытий в 2020 г. станет Китай, доля которого составит 8,6% в общем мировом объеме, затем следуют США, Франция, Испания, Гонконг [1].

Мировые прогнозы показывают, что высокие темпы развития туризма сохранятся в ближайшие годы, а доля доходов, получаемых от туристической индустрии, будет постоянно увеличиваться и оказывать все большее влияние на экономику в целом. Развитие отраслей, связанных с обслуживанием туристов, способствует созданию рабочих мест, стимулированию производства, снижает социальную напряженность в обществе. Вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования, позволяя определить место въездного туризма Беларуси в диалоге культур стран Большой Евразии.

Впервые идея континентальной кооперации была озвучена в статье для немецкой газеты «Süddeutsche Zeitung» Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в 2010 году. В 2015 году идеи «Большой Европы» трансформировались в проект «Большая Евразия», в котором вместо Европейского союза главным партнером ЕАЭС рассматривается Китай. В научный оборот термин «Большая Евразия» был введен в сентябре 2013 года старшим исследователем Центра европейских политических исследований (CEPS, Брюссель) Майклом Эмерсоном в его докладе «Towards a Greater Eurasia: Who, Why, What, and How?» (На пути к Большой Евразии: кто, почему, что и как?). Его концепция «Большой Евразии» включает в себя все страны Европы и Азии в пределах евразийского суперконтинента и затрагивает вопросы совместных усилий в сфере стратегической безопасности, политических идеологий, долгосрочных социально-экономических проблем и культурных ценностей между ними. Термин «Большая Евразия» включает как весь евразийский, так и часть африканского континента. В соответствии с классификацией ООН, в Большую Евразию входят 48 стран Европы, 50 - Азии и 7 - Северной Африки, охватывающие восемь из двенадцати локальных цивилизаций и девять цивилизационных объединений. Сегодня в странах Большой Евразии сконцентрировано почти 9/10 производимой в мире энергии, около 3/4 мирового ВВП и 4/5 населения мира [2].

Развитие туризма в целом, и въездного, в частности, является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь. Туризму в Беларуси уделяется особое внимание со стороны государства, создана благоприятная нормативно-правовая база его развития. В Законе «О туризме» Республики Беларусь въездной туризм рассматривается как туристическое путешествие иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением постоянно проживающих в Республике Беларусь, в пределах территории Республики Беларусь. Начиная с 2000 года формируются и успешно реализуются Государственные программы развития туризма. Так, Государственной программой «Беларусь гостеприимная» на 2016-2020 гг. (далее Программа) предусмотрено увеличение экспорта туристических услуг, увеличение численности туристов и экскурсантов, отправленных по маршрутам в пределах территории страны, увеличение численности иностранных граждан, посетивших Беларусь, а также увеличение количества организованных туристов и экскурсантов.

За годы действия Программы особое развитие и популярность получили культурно-познавательный, агроэко-туризм, медицинский и лечебно-оздоровительный, событийный, спортивный, деловой (MICE-туризм) и охотничий виды туризма. Активно также развиваются образовательный, гастрономический, промышленный (индустриальный), военно-исторический, ностальгический, религиозный и автотуризм.

1 Савина Нина Владимировна - к.ф.н., доцент кафедры экономики и управления туристической индустрией, Белорусский государственный экономический университет. E-mail: nina.savina.2012@mail.ru

Имидж Беларуси как страны привлекательной для путешественников основан на отечественном туристическом продукте. Например, по итогам 2016 года Беларусь заняла 1 место в номинации «Агротуризм» рейтинга National Geographic Traveler Awards - 2016 среди лучших туристических дестинаций, национальная авиакомпания Belavia заняла 7-е место среди мировых авиакомпаний.

Согласно статистическим данным за 2018 год, в Беларуси насчитывается 1482 организации, осуществляющие туристическую деятельность (в 2017 году их количество составляло 1444). Всего в 2018 году Беларусь посетили 365,5 тысяч организованных туристов (в 2017 - 282,7). В пятёрку стран, лидеров по въезду, вошли: Российская Федерация - 207,4, Литва - 59,5, Польша - 46,3, Латвия -11,0, Германия - 3,6 тысяч туристов [3].

Основными факторами, влияющими на развитие въездного туризма в Беларуси, являются:

- физико-географические - природные условия, климатические и ландшафтные особенности, флора и фауна, возможности для активного отдыха;

- экономико-географические - экономика страны, территориальное размещение, инфраструктура, средства размещения, транспорт;

- историко-культурное наследие - памятники и достопримечательные места истории и культуры, музеи, картинные галереи, выставки и др.;

- этнические - религия, народные праздники, традиции, обычаи, ремёсла;

- разнообразные события и фестивали и др.

Туристические ресурсы Республики Беларусь - природные, социально-культурные объекты, включая недвижимые материальные историко-культурные ценности, удовлетворяющие духовные потребности туристов, экскурсантов и (или) содействующие укреплению и восстановлению их здоровья. Всего в Беларуси насчитывается свыше 20 тысяч историко-культурных материальных, духовных и природных достопримечательностей. Недвижимые объекты наследия, включённые в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь в 2018 году, составили 5355 единиц. Архитектурные, историко-культурные и природные памятники Республики Беларусь, включенные в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО (далее Список): Национальный парк «Беловежская пуща» как природный трансграничный объект, совместно с Республикой Польша; Замковый комплекс «Мир» (г.п. Мир Кореличского района Гродненской области); Архитектурно-культурный комплекс бывшей резиденции Рад-зивиллов в г. Несвиже (Минская область); Дуга Струве - трансграничный объект, 19 топографических точек которого расположены на территории Беларуси [3].

Республика Беларусь ведет сотрудничество с ЮНЕСКО на протяжение 65 лет и не ограничивается охраной памятников культуры и природных ценностей. В 2003 году Беларусь присоединилась к Конвенции об охране нематериального культурного наследия (фестивали, обряды, песни и др.). Нематериальное наследие представлено памятниками -«Калядные цари», д. Семежево Копыльского района и пилигримкой к Будславской иконе Божьей матери. Будславский фест - это один из символов белорусской идентичности, торжество, которое объединяет различные группы людей, независимо от их религиозных взглядов, социального статуса и гендерных различий.

Одна из основных тенденций развития въездного туризма - это укрепление взаимосвязей наций и народностей, их контактов, формирование и становление международного туристического обмена как компонента диалога культур и культурного сотрудничества. Учение о диалоге культур сформировалось в конце XX века. Ему характерно взаимопроникновение различных сфер - науки, искусства, религии с включением иных пластов в культурный контекст. Адаптироваться к многоголосью окружающего мира помогает туризм. Рассматривая его как способ взаимодействия культур, мы ведём речь о культурном (культурно-познавательном, познавательном) туризме. Туризм выступает в качестве эффективного средства создания условий для межкультурного диалога. Взаимодействие культур - эффективный способ развития человека и социума, поэтому понятие «культура» в туризме рассматривается как исторически определенный уровень развития человека и общества, предполагает сохранение и передачу от поколения к поколению историко-культурного национального наследия и его использования в межкультурном диалоге.

Диалог культур предполагает и продвижение своих языков и культур в страны-партнеры по диалогу через совместные туристические и другие проекты. Среди таких проектов особенно важны различные аспекты формирования имиджа Беларуси и отдельных её регионов (дестинаций) средствами туризма. Данный вид деятельности направлен на удовлетворение запросов, интересов и ожиданий туристов в ознакомлении с историей, культурой, религиозными ценностями, обычаями, традициями, кухней стран и их народов, что и будет способствовать установлению и расширению международных культурных связей между странами Большой Евразии, укреплению дружбы и сотрудничества народов мира. Диалог культур - это самая глубокая форма межкультурных коммуникаций. Понятие «межкультурная коммуникация» введено в 1950-х годах американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им для Госдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах.

Для налаживания диалога культур посредством туризма необходима целенаправленная деятельность, которая на практике охватывает область маркетинга дестинаций. Посредством брендинга дестинаций завязывается диалог между дестинацией, как одной из культур и потенциальным туристом, как носителем другой культуры. Сам же диалог культур происходит в процессе посещения туристом дестинации. Взаимодействие туриста и дестинации может проходить на двух уровнях: потребительском (получение впечатлений, знаний, процедур, ощущение комфорта - потребление); креативном (интерактивное участие в обычаях и традиционных обрядах, занятие искусством и ремеслами, участие в постановках - соавторство). Только во втором случае можно говорить о диалоге культур, когда дестинация воспринимается туристом не как объект потребления, и даже не как объект понимания и познания, но как бесценный объект искусства [4].

В целях сохранения культурных ценностей, развития организаций культуры и обеспечение общедоступности культурных благ Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко подписал принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Национального собрания Кодекс Республики Беларусь о культуре. Кодексом устанавливаются правовые, организационные, экономические и социальные основы культурной деятельности и регулируются правоотношения в следующих сферах: сохранение и развитие культурных ценностей, охрана историко-культурного и археологического наследия; библиотечное и музейное дело; кинематографическая деятельность; народные художественные ремесла, деятельность коллективов художественной самодеятельности; проведение культурных мероприятий, организация культурного отдыха населения; поощрения в сфере культуры. Кодекс о культуре разработан впервые и не имеет аналогов на постсоветском пространстве [5].

Также была принята Государственная программа «Культура Беларуси» на 2016-2020 годы. Её задачи: сохранение исторической памяти белорусского народа, его национально-культурной самобытности и традиций; активное вовлечение граждан Беларуси в культурную жизнь страны, реализация творческого потенциала нации; обеспечение качественного формирования, сохранности и использования документов Национального архивного фонда Республики Беларусь как части информационного ресурса страны; содействие сохранению национально-культурной идентичности белорусской диаспоры.

Государство Беларуси является важнейшим субъектом культурной деятельности, основным «инвестором» учреждений культуры, гарантом выполнения социальных стандартов. В Беларуси ежегодно проводится около 60 международных, республиканских и региональных фестивалей с презентацией в них историко-культурного наследия страны. Историко-культурное наследие в Законе Республики Беларусь «Об охране историко-культурного наследия» понимается как совокупность наиболее существенных результатов и свидетельств исторического, культурного и духовного развития народа Беларуси, воплощенных в историко-культурных ценностях. Историко-культурные ценности, в свою очередь, трактуются в данном нормативно-правовом акте как материальные объекты (материальные историко-культурные ценности) и нематериальные проявления творчества человека (нематериальные историко-культурные ценности), которые имеют значительную духовную, художественную и (или) документальную ценность.

В этом ракурсе, как туристический ресурс рассматриваем традиционную культуру - те культурные ценности и идеалы, которые передаются из поколения в поколение, становятся важнейшей составляющей этноса, и который обязан заботиться об их сохранении. Традиционные ремёсла - есть то, что наши народы объединяет, и то, что позволит выделить различие культур. Через народные ремёсла транслируются наиболее тонкие черты народной самобытности. Правила заготовки материала, создание оригинальных инструментов, различие технологий, форм, цветов - уникальное культурное наследие, которое передаётся из поколения в поколение. Всё, что окружало наших предков, было создано руками, при помощи технологий и каких-либо правил, и есть ремесленная традиция. Демонстрация народных ремёсел - один из самых элементарных видов анимации, используемой в этнографических музеях. Внимание посетителя всегда привлекает движение. Трансляция традиционных ремёсел не останавливается исключительно на демонстрации умений мастеров. В музее каждый желающий может «прикоснуться к истории», например, принимая участие в мастер-классах, и в такие моменты и возникает диалог культур.

В системе Министерства культуры работает около 100 центров ремесел, насчитывается 2,5 тыс. кружков, курсов, мастерских, лабораторий по различным видам декоративно-прикладного искусства. Свыше 20 тыс. клубных формирований объединяют более 220 тыс. участников. Около 68 % клубных формирований относятся к коллективам художественного творчества. В 2017 году клубными учреждениями проведено свыше 600 тыс. мероприятий (в том числе с участием любительских коллективов художественного творчества проведено 122 тыс. концертов и спектаклей, около 50 тыс. театрализованных народных праздников и обрядов, 47 тыс. выставок произведений народного декоративно-прикладного искусства [6].

Достопримечательности Беларуси представлены в более чем 1000 предложениях по экскурсиям и турам культурно-познавательной тематики. Однако за пределами маршрутов сегодня находится мифология белорусов, которая насчитывает более 150 бестиариев и множество иных персонажей - злых и добрых духов белорусских лесов, полей, озёр и рек, связанных с многочисленными легендами, преданиями, мифами. Отдельные маршруты, связанные с растительным и животным миром и их ролью в мифологии, можно представить в виде хоррора, софта и пр. Использование мифологии в анимационно-досуговых программах, предлагаемых туристам, формирует мифологическое сознание, позволяет усвоить историческое прошлое страны, более глубоко познать настоящее и увидеть перспективы будущего через познанные события, эмоциональные состояния и сопереживания.

Дальнейшее развитие туристической сферы невозможно без разветвленной инфраструктуры, включающей в себя: гостиницы и другие средства размещения - 587, санаторно-курортные и оздоровительные организации - 490, объекты культуры и искусства - 159 музеев и 29 профессиональных театров, а также физкультурно-спортивные сооружения -23 926 единиц (приведенные данные указаны по состоянию на 01.01.2019 г.).

Относительно новым для Беларуси стал агроэкотуризм. Агроэкотуризм - временное пребывание туристов и экскурсантов в сельской местности, малых городских поселениях в целях получения услуг, связанных с приемом, питания (как правило, с использованием продукции собственного производства), размещением, транспортным и иным обслуживанием. Для гостей организуются познавательные, спортивные и культурно-развлекательные экскурсии и программы для отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями, кухней. Сегодня гостей принимают в 2473 агроусадьбах, расположенных в живописных уголках Беларуси. По данным Минспорта, в 2018 году агроэкоусадьбами было обслужено 422,3 тысячи туристов.

Развитию охотничьего вида туризма способствует богатство флоры и фауны Беларуси. Площадь охотничьих угодий составила на конец 2018 года 16,8 миллионов гектаров. В стране функционирует около 200 охотничьих доми-

ков. Все более востребованным среди иностранных граждан становится медицинский и лечебно-оздоровительный туризм. Особое развитие получил спортивный туризм. Республиканский календарный план проведения спортивно-массовых мероприятий ежегодно насчитывает около 300 мероприятий различной направленности, вводятся в строй объекты физкультурно-спортивного назначения, проводятся спортивные мероприятий мирового уровня, такие как Чемпионат мира по хоккею с шайбой 2014 года и успешно прошедшие II Европейские игры и др.

Развитию въездного туризма способствует увеличение протяженности и хорошее состояние автомобильных дорог, объекты придорожного сервиса, разновекторное авиасообщение.

В туристическом плане Беларусь имеет значимые перспективы развития въездного туризма: близость к Западной Европе, Скандинавии, сотрудничество со странами Большой Евразии на основе использования в диалоге культур древней истории и самобытных обрядов и традиций гостеприимства, рационального включения в туристические программы потенциала флоры и фауны заповедных территорий и др.

Развитие въездного туризма зависит от целого комплекса мероприятий, однако визовая составляющая является одной из ключевых. На начало 2019 года действуют соглашения о безвизовых поездках по обычным паспортам для граждан 26 иностранных государств. За последние три года отменены визы между Республикой Беларусь и рядом стран, например, Израилем, ОАЭ, Катаром и Турцией. В Беларуси расширена безвизовая зона для организованных туристов (Указ № 300 Президента Беларуси «Об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан»). Документ будет действовать вместо указа от 26 декабря 2017 года № 462. Ранее существовавшие раздельно две безвизовые зоны для туристско-рекреационных территорий Бреста и Гродно объединяются в одну безвизовую территорию «Брест - Гродно». В этом регионе срок безвизового пребывания в туристических целях увеличивается до 15 суток для граждан 73 государств.

Иностранцы смогут перемещаться без виз по всей территории западных областей Беларуси при условии следования в составе организованных туристических групп по маршрутам, предусматривающим посещение безвизовой территории «Брест - Гродно». Сохраняется безвизовый порядок въезда в Беларусь для граждан ряда государств на срок до 30 суток через пункт пропуска в Национальном аэропорту Минск, что предусмотрено указом от 9 января 2017 года № 8 (с изменениями, вступившими в силу 24 июля 2018 года) [7].

Видится целесообразным дальнейшее упрощение порядка въезда и пребывания иностранных граждан в Республике Беларусь:

- введение безвизового передвижения иностранных туристов через наземные пункты пропуска;

- продление срока, в течение которого иностранные туристы могут находиться без регистрации на территории Республики Беларусь;

- введение электронной визы, что позволит упростить порядок получения белорусских виз иностранными гражданами

В последние годы в мире наблюдается тенденция превышения темпов роста количества путешествующих в соседние страны или страны ближайших регионов над числом путешествующих в дальние страны. Некоторые эксперты связывают это с постоянной угрозой терроризма, другие - с увеличением количества туристических поездок в год с разбивкой отпусков. Эту тенденцию следует учитывать при формировании и проведении государственной политики, направленной на развитие въездного туризма, а также при планировании деятельности непосредственно туристическими предприятиями, специфика деятельности которых и заключается в том, что они удовлетворяют потребности туристов из разных стран, отличающихся большим разнообразием традиций, вероисповеданий, гастрономических пристрастий и др.

Отсутствие моря и гор в Беларуси могут заменить летом экологически чистые озера и реки, зимой - лыжные курорты, а в любое время года - интеллектуальные формы досуга. Среди них такие аттракции, как рыцарские турниры, экскурсионные и анимационно-досуговые программы народных праздников и фестивалей, можно побывать в качестве зрителя на различных спортивных соревнованиях, посетить театры и музеи и др.

Дальнейшему развитию въездного туризма будет способствовать увеличение государственных инвестиций в туризм как отрасль экономики. Так например, финансирование всей программы «Беларусь гостеприимная» за 2018 год составило чуть более Вг3 млн (порядка $1,5 млн.). В то время как в соседних странах суммы, которые сегодня тратят государства, заинтересованные в развитии своего туристического потенциала, начинаются примерно от 2% бюджета. Цифра эта может быть и выше (в Исландии и Сингапуре на это выделяется 10% бюджета, на маркетинг туристических услуг в 2017 году из бюджета Словении выделено $ 27 млн., в Грузии на 2019 год было выделено более $19 млн., Азербайджан ежегодно выделяет 15 млн. евро) [8].

Для привлечения туристов из стран Большой Евразии следует обратить внимание на возможности М1СЕ-туризма. Например, М1СЕ-туризм, приносит гораздо больше прибыли, чем другие виды. Деловой турист оставляет в стране около 350 долларов в сутки, обычный путешественник - 150. В траты М1СЕ-туристов входят и аренды залов, и банкеты, и другие услуги, которые обычный путешественник не заказывает. Поэтому этот сегмент прибытий так ценится во всех странах и так стремительно развивается по всему миру. Минск отлично зарекомендовал себя как площадка для М1СЕ-туризма. Дальнейшему развитию туризма в целом, и въездного, в частности, в Беларуси будет содействовать недавно созданная новая структура - Межведомственный Совет по вопросам выставочно-ярмарочной и кон-грессной деятельности [9].

Развитию въездного туризма будет содействовать и маркетинговая деятельность Национального агентства по туризму (НАТ) Республики Беларусь, направленная на разработку рекламной политики и проведение рекламных мероприятий, осуществление внешней пропаганды туристических возможностей страны, организацию работы представительств за рубежом. Об эффективности рекламы национального туристического продукта свидетельствуют резуль-

таты проведенных ЮНВТО исследований, которые на примере нескольких стран выявили корреляцию между увеличением расходов на рекламу национального туристического продукта и последующими поступлениями от туризма. Например, в среднем для 6 стран - Германия, Испания, Канада, Сингапур, Франция, Шри-Ланка, - увеличение государственных расходов на рекламу только на 1 доллар приносит в бюджет 493 доллара от расходов иностранных туристов и около 74 долларов - от новых налоговых поступлений [10; 11].

Исходя из этого, предложим направления по маркетинговому продвижению национального туристического продукта Республики Беларусь:

- увеличение ежегодного бюджета Национального агентства по туризму на основе государственно-частного партнёрства;

- завоевание новых сегментов туристического международного рынка через расширение сети информационных офисов, партнёров и представительств внутри страны и за рубежом. Реализация маркетинговой политики в рамках механизма государственно-частного партнерства с целевыми экспортными рынками зарубежных стран может основываться на использовании «тем года» - международные календарные даты, объявленные ЮНЭСКО, используя площадки консульств, посольств, белорусских диаспор;

- проведение рекламно-пропагандистских кампаний в зарубежных СМИ: проведение пресс-туров (организация ознакомительных поездок в страну представителей зарубежных СМИ, туристических предприятий и организаций); реклама в печатных СМИ за рубежом;

- создание информационных банков данных туристических мест размещения, предприятий туристической индустрии, туров и маршрутов по стране;

- развитие маркетинга туристических услуг Республики Беларусь посредством событийного, фестивального как форм культурно-познавательного туризма через включение в программы пребывания зарубежных туристов в участие во всевозможных праздниках, фестивалях, событийных мероприятиях, которые проводятся на территории страны. Основа этому - города-побратимы, национальные диаспоры, привлечение зарубежных туристов путём рассылки приглашений административным и бизнес-структурам, туристическим и общественным организациям и т.д.

- расширение коммуникаций среди молодежи Беларуси и зарубежных стран (в том числе международные связи с зарубежными вузамц), включая приглашения зарубежных студентов не только к участию в научных конференциях, но и в молодежных фестивалях, форумах, спортивных событиях и др.

Таким образом, основными результатами очерченных направлений станет повышение информированности потенциальных туристов о возможностях и преимуществах белорусского национального туристического продукта, его самобытности, безопасности, доступных ценах и гостеприимстве белорусского народа, что будет способствовать развитию въездного туризма в Республике Беларусь, сотрудничеству и миру на просторах стран Большой Евразии.

Список литературы

1. ЮНВТО: Показатели развития международного туризма. - http://www.unwto.org

2. Большая Евразия. - httpV/www.gea.site/большая-евразия/

3. Туризм и туристические ресурсы Республики Беларусь. Статистический сборник. - http://www.belstat.gov.by

4. Тарасенок А.И. Маркетинг туристских дестинаций в контексте диалога культур // Туристическая библиотека. -http://tourlib.net/statti_tourism/tarasenok7.htm

5. Кодекс Республики Беларусь о культуре. - http://mogu.by/news/regions/prezident_belarusi_aleksandr_lukashenko_podpisal_priniatii_ palatoi_predstavitelei_i_odobrennii_sovetom_respubliki_nacionalnogo_sobraniia_kodeks_respubliki_belarus_o_kulture.html

6. Савина Н.В. Туристические ресурсы как векторное направление развития индустрии гостеприимства Беларуси // Academy. 2017. - № 9 (24). - С. 20-25.

7. Безвизовый порядок въезда в Беларусь. - https://www.toursoyuz.by/2019/08/08/v-belarusi-rasshirena-bezvizovaya-zona-dlya-organi zovannyh-turistov/

8. Туризм в Беларуси пора выделить в отдельную отрасль экономики. - https://www.toursoyuz.by/2019/08/03/andrej-molchan-turizm-v-belarusi-pora-vydelit-v-otdelnuyu-otrasl-ekonomiki/

9. Возможности для развития въездного туризма. - https://www.toursoyuz.by/2019/09/18/aleksandr-vanyukov-minsk-otlichno-zarekomendoval-sebya-kak-ploshhadka-dlya-mice-turizma/

10. Меры поддержки национального туристического продукта. - https://bstudy.net/604133/turizm/gosudarstvennye_mery_podderzhki_ prodvizheniyu_natsionalnogo_turistskogo_produkta

11. Гусев Е.Г., Шуман Г.И. Проблемы продвижения туристского продукта на рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона // Современные научные исследования и инновации. 2016 .- № 10. - http://web.snauka.ru/issues/2016/10/73190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.