Научная статья на тему 'ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ-2021: ВЫЗОВЫ И ПРОБЛЕМЫ'

ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ-2021: ВЫЗОВЫ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1505
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС / ПАНДЕМИЯ / ТУРОПЕРАТОР / ТУРАГЕНТ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демьянов С.А.

В данной статье рассматриваются основные вызовы и проблемы белорусского туристического рынка, возникшие или обострившиеся в период пандемии. Дается статистический анализ оперативных данных и ключевых показателей состояния белорусской туристической отрасли за 2016-2020 годы. В статье также рассматриваются негативные последствия, которые существенным образом повлияли на состояние белорусского туристического рынка, рассмотрена структура туристических потоков в 2019-2020 годах. Также проведен анализ структуры туристических потоков выездного туризма в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST MARKET OF THE REPUBLIC OF BELARUS-2021: CHALLENGES AND PROBLEMS

This article examines the main challenges and problems of the White-Russian tourist market that have arisen or worsened during the pandemic. A statistical analysis of operational data and key indicators of the state of the Belarusian tourism industry for 2016-2020 is given. The article also examines the negative consequences that significantly influenced the state of the Belarusian tourism market, and examines the structure of tourist flows in 2019-2020. The analysis of the structure of outbound tourism tourist flows in the Republic of Belarus is also carried out.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ-2021: ВЫЗОВЫ И ПРОБЛЕМЫ»

ЭКОНОМИКА, МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ, ПРАВО В ТУРИЗМЕ И ГОСТЕПРИИМСТВЕ

УДК 338.48

С.А. ДЕМЬЯНОВ

старший преподаватель кафедры маркетинга и международного менеджмента

Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь Е-mail: damienne@mail.ru

Статья поступила 12 апреля 2021 г.

ТУРИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ-2021: ВЫЗОВЫ И ПРОБЛЕМЫ

В данной статье рассматриваются основные вызовы и проблемы белорусского туристического рынка, возникшие или обострившиеся в период пандемии. Дается статистический анализ оперативных данных и ключевых показателей состояния белорусской туристической отрасли за 20162020 годы. В статье также рассматриваются негативные последствия, которые существенным образом повлияли на состояние белорусского туристического рынка, рассмотрена структура туристических потоков в 2019-2020 годах. Также проведен анализ структуры туристических потоков выездного туризма в Республике Беларусь.

Ключевые слова: коронавирус, пандемия, туроператор, турагент, туристический рынок.

DEMYANOV S.A.

Senior lecturer at the Department of marketing and international management, Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus

E-mail: damienne@mail.ru

TOURIST MARKET OF THE REPUBLIC OF BELARUS-2021: CHALLENGES AND PROBLEMS

This article examines the main challenges and problems of the White-Russian tourist market that have arisen or worsened during the pandemic. A statistical analysis of operational data and key indicators of the state of the Belarusian tourism industry for 2016-2020 is given. The article also examines the negative consequences that significantly influenced the state of the Belarusian tourism market, and examines the structure of tourist flows in 2019-2020. The analysis of the structure of outbound tourism tourist flows in the Republic of Belarus is also carried out.

Keywords: coronavirus, pandemic, tour operator, travel agent, tourist market.

Введение. В 2020-2021 году международный рынок туристических услуг оказался в условиях сложнейшего в истории кризиса, вызванного пандемией коронавируса СОУГО-19. Пандемия практически полностью парализовала международные туристические потоки, а пассажирские перевозки туристического характера были сведены к минимуму. Большинство стран мира объявили локдаун, что привело к отмене регулярных и чартерных пассажирских авиаперевозок и закрытию наземных и частично воздушных границ. Белорусский туристический рынок также столкнулся с новыми вызовами и реалиями, и демонстрировал снижение туристических потоков и на аутгоинге, и на инкаминге. Вследствие этого, актуальным

представляется анализ новых вызовов для белорусского туристического рынка.

Основная часть. Крайне сложная ситуация на туристическом рынке и отсутствие должной финансовой и правовой поддержки со стороны государства привели к прогнозируемому снижению числа туристических предприятий (общее число предприятий снизилось на 13%). Наиболее сильно пострадали туристические предприятия смешанной формы «туроператор-турагент», их число снизилось на 43%, что может говорить об «отсеивании» части субъектов туристического рынка, не адаптированных к новым реалиям.

Динамика количества туристических организаций по направлениям туристической деятельности представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. - Динамика количества туристических организаций по направлениям деятельности,

2016-2020 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [1]

1 1 001 848 976 т 1007845 932 95, 1У0 8 Я а

727 53<Л 850 72

571 493

495 ~27В 217 ЗэЛ || | 282 69 Л и 5зЛ И 405 4?Л 11 253 61Л Б0

2016 2017 2018 2019 2020

■ Въездной туризм "Выезднойтуризм ■ Внутренний туризм

Рисунок 2 - Динамика туристических потоков в разрезе въездного, выездного и внутреннего туризма,

2016-2020 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [1]

Согласно статистическим данным, представленным на рисунке 2, снижение туристического потока на аутгоинге снизилось в 3,8 раза, а на въездном туризме - в 5 раз. Внутренний туризм также продемонстрировал снижение объемов туристических потоков (в 1,9 раза). Такое снижение туристических потоков на въездном и выездном туризме крайне негативно сказывается на финансовом состоянии туристических предприятий и вынуждает их искать альтернативные предложения на рынке.

Наиболее красноречиво демонстрируют реалии коронакризиса в туризме суммы оплаченных туров на аутгоинге и инкаминге (рисунок 3). Согласно данным Республикан-

ского союза туристических организаций, падение в первые 9 месяцев 2020 года составило 98% на инкаминге и 80% на аутгоинге [2]. Соответственно, сумма оплаченных туров по выездному туризму снизилась в 2020 году на 65%, а на инкаминге - на 71%. Данные тенденции характеризуют положение туристического рынка Республики Беларусь как катастрофическое.

Внутренний туристический рынок Республики Беларусь также демонстрирует падение, особенно в секторе гостиничных услуг. Численность лиц, размещенных в гостиницах и аналогичных средствах размещения, в период 2019-2020 годы снизилась в 1,9 раза (рисунок 4).

I I I I

■■! нЯ fíl

■ Сумма туров (въездной туризм) ■ Сумма туров (выездной туризм)

Рисунок 3. - Динамика суммы оплаченных туров по въездному и выездному туризму,

млн руб., 2016-2020 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [1]

2 007.3 2 031.0

1 698,2

1 £40 3 1 071,1 1 869.4 _

II 1 775.2 || || 1| ||

2016 2017 2018 2019 2020

■ Численность размещенных лнц в гостиницах и аналогичных средствах размещения

■ Численность размещенных лнц в санаторно-курортных, оздоровительных организациях

Рисунок 4 - Динамика численности размещенных лиц в гостиницах и санаторно-курортных

организациях, тыс. чел., 2016-2020 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [1]

Снижение численности лиц, размещенных в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, было не столь существенно, поскольку сглаживающим фактором стал профиль самих организаций. Предоставление широкого спектра оздоровительных услуг, рекреационных и восстановительных мероприятий для людей, переболевших СОУГО-19, существенно повлияло на сохранение туристического потока в даном сегменте рынка.

Существенные изменения отмечаются и в структуре аутгоинга. В топ-10 туристических направлений, популярных у белорусских туристов, помимо традиционных, в январе-апреле 2021 года вошли: Албания, Литва и ОАЭ (рисунок 5). Наиболее сильное падение отмечается по таким направлениям, как Болгария (37,2 раза), Украина (13,4 раза) и Тунис (6,1 раза) [2]. Всего, только по 10 ключевым направлениям в 2020 году, туристический поток снизился на 486 тыс. чел. (-68%), а общее число туристов на аутгоинге снизилось почти на 730 тысяч. Однако стоит отметить положительные тенденции в восстановлении туристических потоков по ряду направлений. По неофициальной статистике, наблюдается восстановление турпотоков в Турцию (раннее бронирование расписано до июля 2021 года), Албания демонстрирует рост числа туристов за счет упрощения санитарно-

эпидемиологических формальностей. Египет, несмотря на существенное снижение, также демонстрирует положительную динамику восстановления туристических потоков.

Аналитические данные туристического портала НоШау.Ьу свидетельствуют о сохранении устойчивого спроса на традиционные направления (Египет, Турция и Украина), однако потенциальные потребители проявляют также интерес к Танзании, Албании, России, ОАЭ и др. Что касается поисковых запросов по туристическим курортам, здесь наблюдается сохранение тенденций предыдущих лет - Шарм-эль-Шейх, Хургада, Ке-мер, Аланья, Затока, Одесса входят в топ-10 [3]. Однако в 2021 году отмечается повышенный интерес к Дубай, который до этого не был популярной среди белорусов туристической дестинацией.

Летом 2020 года в структуре подборов туров доминировала Албания (в особенности курорт Ксамиль). Среди экзотических направлений в поисковых запросах белорусских туристов в 2021 году следует выделить Занзибар (Танзания). Переориентация туристических предложений с европейского региона на экзотические направления (Мальдивы, Сейшелы, Танзания, Доминиканская республика и т.д.) связана с открытостью данных стран для посещения.

Рисунок 5. - Динамика численности обслуженных туристов по топ-10 туристическим направлениям,

2019-2020 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [1]

Чартерные рейсы из Беларуси в летний период 2020 года осуществлялись только в Турцию, Египет, Болгарию, Тунис, Албанию и Черногорию. Белорусским туристам в осенне-зимний период предлагали экзотические страны - Мальдивы, Доминикану, Танзанию (о. Занзибар) и ОАЭ. Консолидатора-ми чартерных программ по осенне-зимним туристическим направлениям были как зарубежные (Join UP, Coral Travel, TEZ TOUR), так и белорусские флайтеры (Аэротрэвел, Аэробелсервис и Интерсити) [4].

С финансовой точки зрения также произошли существенные сдвиги: по данным аналитики поисковых запросов на Holiday.by, средняя стоимость туристического пакета на 1 человека значительно возросла по ряду направлений. Традиционно дешевый Египет предлагает туры на уровне Турции и Греции (1440, 1495 и 1419 бел. руб. на 1 человека соответственно). Наиболее дешевые варианты с отдыхом на море предлагают Россия и Украина - 225 и 304 бел. руб. соответственно. Данные показатели свидетельствуют не только о повышении уровня цен на туристические пакеты, но и о снижении вариативности туристических предложений в разных ценовых сегментах. В условиях ограниченного спектра туристических предложений, цены на курорты с упрощенным въездом в период пандемии существенно возрастают, т.к. альтернативные варианты практически отсутствуют.

Потребители в новых реалиях осуществляют поиск альтернативных предложений. Особенно хорошо это иллюстрирует изучение потребителями визовых предложений. Так, в феврале-апреле 2021 года поисковые запросы осуществлялись по таким направлениям, как Мексика, Индонезия, Великобритания, Доминикана, ОАЭ. В 2019 году подобного интереса к этим туристическим направлениям не отмечалось, что говорит о поиске новых направлений для отдыха. В динамичных условиях открытия/закрытия границ туристы практически отказались от раннего бронирования и переориентировались на поиск туров, максимально приближенных к дате поиска.

Данные веб-аналитики портала Holiday.by показывают возросший интерес к отдыху в агроусадьбах и коттеджах. По сравнению с 2019 годом, когда число подборов отдыха в

агроусадьбах и коттеджах колебалось в пределах 30-50 тыс., летом 2020 года туристический спрос на агроусадьбы вырос до 90 тыс. Повышенный спрос продиктован неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в мире и закрытием границ многих стран-реципиентов. Туристы, потеряв реальные возможности отдыха за рубежом, сконцентрировались на ресурсных возможностях отдыха в Беларуси на водно-рекреационных объектах с возможностью социального дистанцирования.

Следует отметить, что значительно усугубляет ситуацию на белорусском туристическом рынке непоследовательная и противоречивая политика государства. Закон №326-З «О туризме» Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. (с изменениями 2007,2010,2011 и 2016 года), являющийся основным законом, регулирующим туристическую деятельность, давно перестал отвечать требованиям современного туристического рынка и нуждается в детальной переработке. Проведение консультативных мероприятий Министерства спорта и туризма Республики Беларусь с представителями туристического бизнеса по выработке консолидированной позиции по содержанию нового Закона не привело к желаемому результату.

Одним из основных камней преткновения выступало финансовое обеспечение ответственности туроператора. В целях обеспечения более надежной защиты потребителей туристических продуктов, государством предлагается механизм обеспечения финансовой ответственности туроператора, который предполагает для туристического бизнеса дополнительную финансовую нагрузку за счет дополнительных видов страхования, банковских гарантий и участия в специальном фонде [5]. В условиях тотального снижения объема продаж туристических продуктов, данное предложение носит для белорусского туристического бизнеса вредительский характер.

Выводы. Таким образом, белорусский туристический рынок находится в стадии глубокой стагнации, что обусловлено катастрофическим падением объемов продаж туристических продуктов, отсутствием должной государственной поддержки и угрозами банкротства большого числа туристических компаний. Структура туристического спроса

активно трансформируется в поисках альтернативных вариантов организации туристических потоков как на аутгоинге, так и на ин-каминге.

Список литературы

1. Экономическая статистика/Туризм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/turizm/ -Дата доступа: 10.04.2021.

2. Катастрофический сезон: как белорусская туротрасль переносит пандемию корона-вируса [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://rest.ej.by/competent/2020/10/28/katast roficheskiy-sezon-kak-belorusskaya-turotrasl-perenosit.html. -Дата доступа: 10.04.2021.

3. 15 дней мая 2021 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://profi.holiday.by/15-dnej-maya-2021-laskovyj-maj. - Дата доступа: 10.04.2021.

4. Куда сейчас можно выехать на отдых из Беларуси: все программы туроператоров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.toursoyuz.by/2020/09/29/kuda-sejchas-mozhno-vyehat-na-otdyh-iz-belarusi-vse-programmy-turoperatorov/. - Дата доступа: 10.04.2021.

5. Коронавирус и туризм: Как договориться туристу, турагенту и туроператору [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.toursoyuz.by/2020/03/30/korona virus-i-turizm-kak-dogovoritsya-turistu-turagentu-i-turoperatoru/. - Дата доступа: 10.04.2021.

References

1. Ekonomicheskaya statistika / Turizm [Economic Statistics / Tourism] (In Russian). Available at: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/turizm/ (accessed 10.04.2021).

2. Katastroficheskiy sezon: kak belorusskaya turotrasl' perenosit pan-demiyu koronavirusa [Catastrophic season: how the Belarus-ian tourism industry is handling the corona-virus pandemic] (In Russian). Available at: https://rest.ej.by/competent/2020/10/28/katast roficheskiy-sezon-kak-belorusskaya-turotrasl-perenosit.html (accessed 10.04.2021).

3. 15 dney maya 2021 [15 days May 2021] (In Russian). Available at: http://profi.holiday.by/15-dnej-maya-2021-laskovyj-maj (accessed 10.04.2021).

4. Kuda seychas mozhno vyyekhat' na otdykh iz Belarusi: vse programmy tu-roperatorov [Where can you go on vacation from Belarus now: all programs of tour operators] (In Russian). Available at: https://www.toursoyuz.by/2020/09/29/kuda-sejchas-mozhno-vyehat-na-otdyh-iz-belarusi-vse-programmy-turoperatorov/ (accessed 10.04.2021).

5. Koronavirus i turizm: Kak dogovorit'sya turistu, turagentu i turo-peratoru [Corona-virus and tourism: How to negotiate a tourist, travel agent and tour operator] (In Russian). Available at: https://www.toursoyuz.by/2020/03/30/korona virus-i-turizm-kak-dogovoritsya-turistu-turagntu-i-turoperatoru/ (accessed 10.04.2021).

Received 12 April 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.